Год рождения ф и тютчев. Фёдор Иванович Тютчев - биография, информация, личная жизнь

Биографию поэта и творческие мотивы, мало кто знал, или, возможно, многие просто забыли.

Детство Федора Ивановича

Федор Тютчев родился в селе Овстуг, примерно в 30 километрах к северу от Брянска, в 1803 году. Деревня была расположена на берегу Мальчик воспитывался в семье, где говорили исключительно на французском. И не только в детские годы жизни Тютчева можно было заметить, что в основном он использует именно это язык. Его письма в подавляющем большинстве, статьи, написанные в последующие годы, и даже некоторые стихи - все на французском.

В возрасте двенадцати лет мальчик уже переводил Горация на русский, а первое стихотворение написал в шестнадцать. Те, кто знал его в детстве, отмечали у него быстрый ум, замечательную эрудицию и даже поэтический дар, которым уже обладал молодой Тютчев. Кратко говоря об образовании Федора Ивановича, можно отметить несколько основных этапов его обучения. В 1812 году Тютчев был поручен заботам семейного учителя Семена Раича. С 1819 по 1822 обучался в Московском университете. И уже в девятнадцатилетнем возрасте поступил на государственную службу в Управление иностранных дел Петербурга.

Карьера поэта, или Жизнь за границей

Конечно, важно знать, когда родился и умер Тютчев, но прежде всего, стоит поговорить о его жизни, карьере и творческом пути. Федор Иванович никогда не считал себя профессиональным поэтом. Он часто забывал тексты стихов в книгах. Иногда их находили уже после его кончины. И очень часто Тютчев не заботился о том, чтобы его произведения были опубликованы. У него и не было карьеры поэта. Именно поэтому поэзия Тютчева не имела такой популярности, как, например, Пушкина или Некрасова.

Он очень рано, еще молодым, в 1822 году, покинул Россию и жил преимущественно в Германии, потом немного в Италии, служил дипломатом. Все это время Федор Иванович достаточно мало в быту говорил на русском. Он непросто не был профессиональным поэтом, а даже русский язык использовал довольно редко. Федор Иванович был дипломатом, и с дипломатической карьерой была связана если не вся жизнь Тютчева, то очень значительный ее отрезок.

Известный политический публицист

Но карьерные достижения Федора Тютчева как дипломата не были слишком впечатляющими. В 1841 году он даже был отправлен в отставку и изгнан из ведомства иностранных дел. Значительные его достижения состояли в другом. Федор Иванович был человеком, способным общаться с интеллектуальными центрами по всей Европе, которого принимали на равных и в Англии, и в Германии, и во Франции главные политические мыслители того времени.

Тютчев был одним из самых влиятельных политических публицистов. Уже позже, в воспоминаниях людей, работавших в то время в военных и внешнеполитических ведомствах всех перечисленных стран, были ссылки на его статьи, которые публиковались в европейской прессе. Они говорили, что именно в них почувствовали толк в мировой истории и увидели очертания будущих войн Европы.

Не кадровый дипломат, а один из главных европейских исторических и политических мыслителей. Вот кем был незаметный Федор Иванович Тютчев. И об этом тоже необходимо знать. Так как это тоже часть биографии поэта. А не только сведения о том, когда родился и умер Тютчев.

Поэт и дипломат

Карьера Тютчева как поэта очень прерывиста. Еще до отъезда за границу он начинал печататься в журналах и альманахах. Но чаще всего Федор Иванович подписывался инициалами. Тютчев родился в 1803 году, а уже в 1822 году его писательская карьера оборвалась, и он надолго исчез из поля зрения российского читателя. Однако в 1836 случилось событие, которое во многом предопределило судьбу русской поэзии. В это время Александр Пушкин основал свой журнал "Современник".

Публикация в этом журнале удивительна. Здесь Федор Иванович сразу предстает как гениальный и выдающийся поэт. Но очень мало людей тогда поняли, что это поэзия Тютчева, дипломата, который живет за границей. Подлинная карьера Федора Тютчева как поэта началась в 1850 году.

Возвращение в Россию

Несмотря на то что долгие годы жизни Тютчева были связаны с заграницей, он, наконец, за несколько лет до 1850 года возвращается в Россию. Служит, занимает ряд высоких должностей. Федор Иванович был чиновником по особым поручениям при государе, работал в ведомстве иностранной цензуры.

И вот, в это время, все в том же журнале "Современник", где руководителем уже стал Некрасов и издаются очень известные личности того времени, появляется статья, где описывается творчество некоторых поэтов. В том числе и Федора Ивановича, а также расшифровываются его инициалы.

Наконец, после этой публикации в сознание российского читателя вошел новый поэт Федор Тютчев. А уже в 1854 году выходит сборник его стихов. Но его непрофессиональное отношение к поэзии продолжает сохраняться.

Несколько циклов, из которых состоит творчество поэта

Возвращаясь к стихам Федора Тютчева, следует отметить, что весь небольшой объем произведений этого поэта можно разделить на три равные доли. Это которые нечасто упоминают и не всегда читают вслух. Затем идут философские, которые наиболее известны, и их очень легко определить. В них в основном человек всегда остается наедине с природой.

А третий цикл получил название "Денисьевский", по фамилии гражданской супруги Федора Ивановича, матери троих его детей - Елены Александровны Денисьевой. Эти произведения оказали на русскую поэзию огромное влияние. Они были своеобразным лирическим дневником. В них очень часто речь шла о конкретном человеке. Эти стихи стали историей любви поэта к Елене Александровне.

Семейная история Тютчева, или Трагические события в судьбе поэта

Страстный роман с Денисьевой длился на протяжении четырнадцати лет. Закончился он страшным потрясением для поэта. Супруга умирает от туберкулеза в 1864. Последующие годы очень часто омрачаются трагическими событиями. Практически сразу после смерти Елены Александровны уходят из жизни их общие сын и дочь. Спустя год умирает мать Тютчева, в 1870 - Дмитрий, старший сын.

Возможно, на фоне этих событий, которые волной накрывали поэта, здоровье Федора Ивановича резко ухудшилось. И, наверное, здесь можно ответить на вопрос многих читателей о том, когда родился и умер Тютчев. Появившись на свет в 1803 году и прожив достаточно яркую и насыщенную жизнь, поэт скончался в 1873 от апоплексического удара.

Федор Иванович мыслит стихами

Самое удивительное свойство поэзии Федора Ивановича, это то, что ей присуще полное отождествление природы с человеком. Поэт Тютчев наделяет ее душой, чувствами и даже речью. Она полностью подобна человеку. Обращая внимание на многие фрагменты лирики Федора Ивановича, можно сделать вывод, что поэт очень часто употребляет грамматические формы слов или ударения, которые не очень привычны слуху простого читателя. Все дело в том, что Тютчев архаичен не только для современного времени, но и с точки зрения девятнадцатого столетия.

Жизнь Тютчева Федора Ивановича не была короткой, если сравнивать его с поэтами, рано ушедшими из жизни, такими как Пушкин или Лермонтов. Но, тем не менее, все написанные им лирические произведения, как правило, помещаются в одном томе. Но даже в этом есть глубокий смысл. Тютчев мыслит стихами, поэтому один и тот же образ или понятие проходят через разные произведения.

И разгадка лирики Федора Тютчева состоит в том, что читатель не может понять смысл того или иного слова, исходя только из одного стиха. Нужно прочесть несколько, где встречается это слово, и только тогда можно будет увидеть, как энергия значения нарастает и приходит к какому-то завершению. Тютчев не просто описывает природу, он как будто разрабатывает язык или само мышление на русском.

"Мыслящая" поэзия Федора Ивановича Тютчева преобразовала всю российскую культуру. Иван Сергеевич Тургенев однажды сказал, что о творчестве Федора Тютчева нельзя спорить. Потому что тот, кто не способен прочувствовать произведения этого автора, вообще не чувствует поэзию.

(1803-1873) русский поэт

Вся жизнь Тютчева состояла из сплошных парадоксов. Крупнейший русский поэт-лирик постоянно повторял, что не считает литературу своим главным делом. Посвятив всю свою жизнь России, он в основном жил за ее пределами. Федор Иванович Тютчев писал стихи всю жизнь, а опубликовал только одну небольшую книжку.

Федор Иванович родился в патриархальной дворянской семье среднего достатка и провел детские годы в имении Овстуг на юго-западе Орловской губернии. Его отец не стремился к служебной карьере и, рано выйдя в отставку, практически безвыездно жил в своем имении.

С четырехлетнего возраста Федор находился под присмотром «дядьки» Н. Хлопова - отпущенного на волю крепостного. Но образование он получил хорошее. Им всецело руководила мать, от которой Федор Тютчев унаследовал нежный и впечатлительный характер.

У мальчика рано проявились способности к языкам и литературе. Поэтому мать переехала с ним в Москву, где Федор продолжил домашнее образование. К сочинению стихов его приучил С. Раич, известный поэт-переводчик, приглашенный к нему в качестве домашнего учителя. Уже в двенадцать лет Федор Тютчев успешно переводил Горация и писал подражательные стихи. Одно из его стихотворений попало в руки известного поэта А. Мерзлякова. Он прочитал стихи начинающего автора на заседании Общества любителей российской словесности. Так и получилось, что в пятнадцать лет Тютчев стал членом этого общества.

На следующий год после столь памятных событий он поступил на словесное отделение Московского университета. Там его наставниками стали А. Мерзляков и известный теоретик литературы М. Каченовский.

Закончив в конце 1821 года университет, он получил степень кандидата. После этого отправился в Петербург и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В том же году благодаря помощи своего богатого и влиятельного родственника - графа А. Остермана-Толстого - Тютчев получает место чиновника в русской дипломатической миссии в Баварии. Он отправляется за границу, еще не зная, что вернется в Россию только через 22 года.

За границей Федор Иванович поселился в Мюнхене и помимо дипломатической работы много занимался литературой. Вначале его стихи печатались в журнале «Северная лира», но ни читатели, ни критики не обращали на них внимания. Ситуация изменилась после того, как один из друзей Тютчева переслал рукописи 24 его стихотворений Петру Вяземскому . Вяземский передал стихи Жуковскому, а тот, в свою очередь, Александру Пушкину . Так стихи Федора Тютчева и появились в пушкинском «Современнике».

После этой публикации Федор Иванович становится известным поэтом. Вместе с тем жизнь в Мюнхене подарила ему целый ряд сердечных увлечений. Сразу же после прибытия туда поэт серьезно увлекся Амалией Лерхен-фельд. Однако их отношения закончились ничем. Очевидно, Федор Иванович долго тянул с предложением руки и сердца, и его возлюбленная вышла замуж за богатого барона Крюденера.

В 1826 году Федор Иванович Тютчев женился на вдове одного из дипломатов Элеоноре Петерсон. Она была старше, но их брак оказался счастливым. С годами семейство Тютчевых увеличивалось: у них родилось три дочери.

В 1833 году поэт пережил страстное увлечение Эрнестиной Дёрнберг. Их отношения чуть было не привели к семейному и дипломатическому скандалу. Но Федора Тютчева неожиданно перевели в Италию, где он получил пост секретаря русской миссии в Турине, а вскоре стал исполняющим обязанности посла. Казалось, он никогда больше не увидит Эрнестину. Но судьба распорядилась иначе.

В 1838 году неожиданно умерла жена поэта, не выдержав сильного нервного потрясения во время пожара на корабле, где она оказалась, возвращаясь из России. Федор Тютчев тяжело переживал утрату и даже поседел за одну ночь, но горе не остудило его страсти к Эрнестине Дёрнберг. Узнав, что она также неожиданно овдовела, он выехал в Швейцарию, чтобы обвенчаться с любимой женщиной. За этот проступок Тютчева уволили со службы и лишили придворного звания камергера. Тем не менее вместе с женой он вернулся в Мюнхен, где они счастливо прожили пять лет.

Отсутствие прочного положения в обществе сильно тяготило поэта. И наконец летом 1843 года он отправился в Россию. Однако все его попытки добиться прощения у вице-канцлера Нессельроде закончились неудачей. Не помогла даже встреча с начальником Третьего отделения А. Бенкендорфом.

Федор Иванович снова возвращается в Мюнхен и пытается заработать на жизнь публицистикой. Неожиданно для себя он становится модным очеркистом, его статьи привлекли внимание даже Николая I. Всего через год Федора Тютчева восстанавливают на службе, ему было также возвращено звание камергера.

Обретя прочное положение, Федор Иванович возвращается в Россию и начинает работать в должности председателя Цензурного комитета. В Петербурге Тютчева принимают как известного поэта, он сразу же становится желанным гостем в литературных салонах, его замечания, словечки, шутки передаются из уст в уста. Он поселяется в прекрасной квартире на Невском проспекте.

Одновременно Федор Иванович Тютчев возобновляет сочинение стихов, которые публикует в самых популярных журналах, а в 1854 году по инициативе Ивана Тургенева выходит сборник его стихов.

Тогда же Федор Иванович переживает последнее в своей жизни увлечение. Навещая своих дочерей в Смольном институте, он познакомился с племянницей инспектрисы этого института Е. Денисьевой и страстно влюбился в нее. Узнав об этом, его жена уехала из России и забрала с собой детей.

Несмотря на то, что Денисьева была на 24 года моложе Федора Тютчева, она отвечала ему взаимностью и даже пошла против воли семьи, вступив с ним в гражданский брак и родив трех внебрачных детей. Их гражданский брак продолжался 14 лет, поскольку общественное положение Тютчева не допускало даже мысли о разводе.

В 1864 году Денисьева умерла от туберкулеза. Отношения с возлюбленной отразились в так называемом «денисьевском» цикле лирических стихотворений, представляющем собой поэтический дневник Тютчева.

Потрясенный смертью Денисьевой, поэт уехал за границу, чтобы повидаться со своей семьей, которая в это время находилась в Ницце. Осень 1864 и начало 1865 года Федор Тютчев провел во Франции, а летом 1865 года вновь вернулся в Петербург. Здесь его ожидают новые удары - смерть двух детей и матери.

Последние пять лет своей жизни Федор Иванович Тютчев провел в состоянии постепенно нараставшей депрессии, вызванной утратой самых близких для него людей. В конце 1872 года его здоровье резко ухудшилось, и через несколько месяцев он умер.

Наряду с Фетом , Тютчев остался в истории русской культуры основоположником философской лирики. В его стихотворениях содержится целый мир страстей, переживаний, неразрешимых коллизий. Ощущение приближающейся катастрофы побуждает поэта постоянно стремиться к недостижимому идеалу. Вот почему именно Тютчева считают своим учителем поэты конца XIX - начала XX века, и прежде всего символисты.

Биография и эпизоды жизни Федора Тютчева. Когда родился и умер Федор Тютчев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Федора Тютчева:

родился 23 ноября 1803, умер 15 июля 1873

Эпитафия

«А он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом!»
Из стихотворения Николая Рубцова, посвященного Тютчеву

Биография

Он сделал блестящую государственную карьеру, что не помешало ему стать одним из величайших русских поэтов XIX века и мастером лирического пейзажа. Биография Федора Тютчева - биография человека, служившего своей стране верой и правдой, и также искренне и талантливо он служил другому своему призванию - поэзии.

Отец Тютчева был поручиком гвардии, мать - происходила из старинного дворянского рода Толстых. Маленькому Федору дали хорошее домашнее образование - уже к 13 годам он владел латынью и древнегреческим. Мальчику было уготовано хорошее будущее - учеба в Московском университете, а затем государственная служба. Молодой и способный юноша быстро продвигался по карьерной лестнице - вскоре после окончания учебы его направили в Мюнхен в составе Российской дипломатической миссии. Параллельно со службой Тютчев занимался литературным творчеством. Писать стихи он начал еще ребенком, а уже к 20 годам его произведения стали отличаться оригинальностью - Тютчев сумел соединить традиции русской оды и европейского романтизма. За время службы за границей Тютчев получил звание камергера, затем статского советника и, наконец, был назначен старшим секретарем посольства в Турине. Перерыв в работе пришлось сделать из-за личной трагедии Тютчева - умерла его жена, чье здоровье сильно подорвало кораблекрушение, в которое она попала вместе с детьми, направляясь к мужу. Потеря жены, его верного друга и матери его детей, стала для поэта потрясением. Некоторое время он прожил за границей, после чего вернулся в Россию, где возобновил службу в МИД. За несколько лет до смерти Тютчев был произведен в тайные советники, что считалось очень высоким государственным постом - эту должность он получил благодаря своей дипломатичности и мудрости.

Последние годы жизни Тютчев много писал, создав большое число стихотворений на политическую и любовную тематики. За полгода до смерти Тютчева частично парализовало, что привело к сильным головным болям. Вскоре его хватил сильный удар, парализовавший всю левую половину тела. Спустя несколько месяцев Тютчев скончался, причиной смерти Тютчева стали последствия перенесенного им инсульта. Похороны Тютчева прошли 18 июля 1873 года, могила Тютчева находится на кладбище Новодевичьего монастыря.

Любимые женщины Тютчева — Элеонора Ботмер, Эрнестина Пфеффель и Елена Денисьева (слева направо)

Линия жизни

23 ноября 1803 г. Дата рождения Федора Ивановича Тютчева.
1817 г. Посещение историко-филологического факультета Московского университета в качестве вольного слушателя.
1818 г. Зачисление в Московский университет.
1819 г. Член Общества любителей российской словесности.
1821 г. Окончание университета, служба в Коллегии иностранных дел.
1826 г. Женитьба на Элеоноре Петерсон.
21 апреля 1829 г. Рождение дочери Анны.
1834 г. Рождение дочери Дарьи.
1835 г. Рождение дочери Екатерины.
1837 г. Работа старшим секретарем посольства в Турине.
1838 г. Смерть жены Тютчева.
1839 г. Уход с государственной службы, переезд за границу, женитьба на Эрнестине Пфеффель.
1840 г. Рождение дочери Марии.
1841 г. Рождение сына Дмитрия.
1844 г. Возвращение в Россию.
1845 г. Возвращение на службу в Министерство иностранных дел.
1846 г. Рождение сына Ивана.
1848 г. Получение должности старшего цензора.
1851 г. Рождение дочери Елены от отношений с Еленой Денисьевой, любовницы Тютчева.
1854 г. Выход первой книги Тютчева.
1858 г. Вступление в должность председателя комитета иностранной цензуры.
1860 г. Рождение сына Федора от отношений с Денисьевой.
1864 г. Рождение сына Николая от отношений с Денисьевой, смерть Елены Денисьевой.
1865 г. Смерть дочери Елены и сына Николая.
1870 г. Смерть сына Дмитрия.
15 июля 1873 г. Дата смерти Тютчева.
18 июля 1873 г. Похороны Тютчева.

Памятные места

1. Усадьба Овстуг, где родился Тютчев и где сегодня находится музей-заповедник Тютчева.
2. Усадьба Мураново, родовая усадьба Тютчева, где сегодня находится музей Тютчева.
3. Московский государственный университет им. М. Ломоносова, который окончил Тютчев.
4. Дом Тютчева, где он жил в 1805-1810 гг. в Москве (усадьба графа Ф. А. Остермана).
5. Дом Тютчева в Москве, где он жил в 1810-1821 гг.
6. Дом Тютчева в Мюнхене, где он жил в 1822-1828 гг.
7. Дом Тютчева в Мюнхене, где он жил в 1842-1844 гг.
8. Памятник Тютчеву в Брянске.
9. Памятник Тютчеву в Мюнхене в «Саду поэтов».
10. Новодевичье кладбище, где похоронен Тютчев.

Эпизоды жизни

По рассказам очевидцев, сидя у гроба почившей первой жены, Тютчев поседел за одну ночь. Но, поговаривали злые языки, поседел он не от горя, а от того, что раскаивался перед женой в своей любовной измене. Через год после смерти первой жены Тютчев женился на своей любовнице, с которой у него были отношения последние годы его первого брака. Но и эта связь не стала для поэта последней. Так, его роман с Еленой Денисьевой продлился несколько лет, до самой ее смерти. Денисьева родила поэту троих детей, двое из которых скончались за несколько лет до смерти Тютчева, что также стало для него тяжелой трагедией.

И все же Тютчева сложно было назвать жестоким изменщиком - он одинаково сильно любил и свою жену, и любовницу, и не мог себе представить жизни без каждой из них. Своей жене, которую он считал святой, уже во время отношений с Денисьевой Тютчев как-то написал: «Сколько достоинства и серьезности в твоей любви - и каким мелким, и каким жалким я чувствую себя сравнительно с тобою!.. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и, когда все увидят меня таким, каким я вижу себя, дело мое будет кончено».

Тютчев пережил свою любовницу на девять лет, а его вторая жена пережила мужа — на двадцать с лишним. Именно Эрнестине Пфеффель общество сегодня должно быть обязано за то, что обладает тютчевским наследием. Тютчев никогда не относился к себе серьезно как к литератору, стихи были для него способом сублимации его личных переживаний, а публицистические статьи - результатом его размышлений о судьбе России. После смерти Тютчева его жена собрала и переписала все стихотворения и статьи мужа, даже те, что были посвящены Денисьевой, тем самым их сохранив.

Завет

«Мысль изреченная есть ложь».


Документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» памяти Тютчева

Соболезнования

«Тютчев был представитель истинной и изысканной культуры: тип, и в то время редкий по ценности своей, а в наши дни не существующий. В нем, в его культурности, жила глубокая наследственность - рядом с славянской - наследственность латинская, германская. Тютчев, конечно, самый культурный из всех наших поэтов. Даже в Пушкине чувствую это меньше, чем в Тютчеве».
Князь Сергей Волконский, театральный деятель, режиссер, критик

«Еще одним умным, характерным, оригинальным человеком стало у нас меньше. Потеря чувствительная на нашем роковом безлюдье! Федор Иванович Тютчев скончался на 70-м году от роду, в Царском селе, июля 15-го, после нескольких ударов, постигших его в продолжение последнего времени. Кто не знал в Петербурге и Москве, в высших и образованных кругах, Федора Ивановича Тютчева?»
Михаил Погодин, историк, коллекционер

«Милый, умный, как день умный Федор Иванович, прости - прощай!»
Иван Тургенев, русский писатель

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Тютчев родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 - 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. - «на случаи» («Когда дряхлеющие силы…», 1866, «Славянам», 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Каков же смысл знаменитого “умом Россию не понять ”? Прежде всего тот, что “ум не есть высшая в нас способность” (Н.В.Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как “обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.

Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском “Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.

В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…» Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.

Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.

Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850), «О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».

Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.

Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать “клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на “русскую ласку” способна “клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует “другой формулы”, чем история христианского Запада.

Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке..

Бедная Россия! Весь мир против нее! На самом деле, нет.

У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

Нынешний владелец сайта эту статью не писал и со всем этим «русофобским» жалостливым комплексом неполноценности не согласен, но я решил не удалять — пусть будет как мнение. Вот если это правда про Тютчева, то он прямо упал в моих глазах. Не знал, что Тютчев был таким фашистом. Никакое «исторически оправданное возвращение земель» и «русофобия» (выдуманная она или нет) не может быть оправданием для агрессии в сторону другого государства. Именно такие идеи были у небезызвестного Муссолини, который хотел «возвратить», читай захватить земли, принадлежащие ранее Священной Римской империи. Такие дела.

Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.

Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.

Ох уж этот злобный запад, аж смешно читать. Ребята этот мир построен на конкуренции и каждый преследует свои интересы — это факт. И, чем меньше главы и граждане государств будут мерятся своими, простите, пиписьками с другими, а чем больше заботиться о процветании своей страны — тем лучше будет всем.

Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. “Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: “Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.

Щас бы еще православное государство построить, вообще будет «здорово». Надеюсь, вы помните уроки истории и понимаете, что единственно правильный путь развития — это светской государство.

Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

У меня сейчас от пафоса слезы чуть не потекли. Канализацию надо бы везде провести сначала, а потом уж Святую Русь строить.

Москва, и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы…


(23 ноября (5 декабря) 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 (27) июля 1873, Царское Село)


ru.wikipedia.org

Биография

Отец - Иван Николаевич Тютчев (1768-1846). Происходил из старинного дворянского рода.

Тютчев получил домашнее образование под руководством Семёна Раича, ставшего также впоследствии учителем Михаила Лермонтова. Изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. Продолжил гуманитарное образование на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления в число студентов, в 1818 избран сотрудником Общества любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821, Тютчев поступает на службу в Государственную Коллегию Иностранных Дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай 2», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Первая жена, крайне раздосадованная изменой супруга, пыталась даже покончить с собой. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену». Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярия А.Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым брошюра «Россия и Германия» (1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашел в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто ее автор».

Активность Тютчева не осталась без внимания. Вернувшись в Россию в 1844 году, он вновь поступил в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что "кому надо, прочтут и на немецком". Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос»(1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-49 гг., но не завершенного трактата «Россия и Запад».

В данном трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая свое «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал ее «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

До самого конца Тютчев интересуется политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 в Царском Селе Тютчев скончался. 18 июля гроб с телом поэта был перевезен из Царского села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Поэтика

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева - это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает характернейшей чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» - повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(«Как океан объёмлет шар земной…»)

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
(«Лебедь»)

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова, «интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, „никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу“ [А. Либерман. О пейзажной лирике Тютчева // Russian Language Journal. XLIII, № 144. (1989.) С. 105]. С другой стороны - тютчевский корпус откровенно „случаен“, перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое „тютчевское наследие“ заведомо неполно. „Единство“ и „теснота“ тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором». Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества. По всей видимости, это «Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода „правильные“ риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму - от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект» (Роман Лейбов «„Лирический фрагмент“ Тютчева: жанр и контекст»).

Периодизация



Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всем его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

1-й период - начальный, 10-е - начало 20-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.

2-й период - вторая половина 20-х - 40-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма.

3-й период - 50-е - начало 70-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 40-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал Современник

Любовная лирика

В любовной лирике Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи - к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

До нас дошло более 1200 писем Тютчева.

Тютчев и Пушкин

В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле серьёзно различаются. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев - человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“» (1). Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.



Музеи

Имеется музей-усадьба поэта в подмосковном Муранове, доставшаяся во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м?, в борьбе с огнём пострадали двое сотрудников музея, которым удалось спасти часть экспонатов.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаванный музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в с. Знаменское (на реке Катка) недалеко от Углича (Ярославская область). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк. В ближайшем будущем планируется реконструкция усадьбы. Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало не в Ярославль, а в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Федора Ивановича Тютчева со стороны его отца. Пелагея Денисовна давно и тяжело болела. Родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. Вероятно, после кончины бабушки они прожили в Знаменском 40 дней по русскому обычаю. Иван Николаевич (отец поэта) отправил своего управляющего в Москву, чтобы узнать, как там обстоят дела. Управляющий, вернувшись, доложил: Наполеон из Первопрестольной ушел, дом барский цел, только жить в Москве тяжело - есть нечего, дров нет. Иван Николаевич с семейством решили в столицу не возвращаться, а ехать в свое имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева. Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Но Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 20-х годов умер Николай Николаевич. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Федора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.



Биография



Тютчев (Федор Иванович) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, "совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы", исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич (см. XXVI, 207), пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе. Превосходно овладев классиками, Тютчев не замедлил испытать себя в поэтическом переводе. Послание Горация к Меценату, представленное Раичем обществу любителей российской словесности, было прочтено в заседании и одобрено значительнейшим в то время московским критическим авторитетом - Мерзляковым; вслед за тем произведение четырнадцатилетнего переводчика, удостоенного звания "сотрудника", было напечатано в XIV части "Трудов" общества. В том же году Тютчев поступил в Московский университет, то есть стал ездить на лекции с воспитателем, а профессора сделались обычными гостями его родителей. Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу с своим родственником графом фон Остерманом-Толстым (см. XXII, 337), который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года. Пребывание в живом культурном центре оказало значительное воздействие на его духовный склад.

В 1826 г. он женился на баварской аристократке, графине Ботмер, и их салон сделался средоточием интеллигенции; к многочисленным представителям немецкой науки и литературы, бывавшим здесь, принадлежал Гейне, стихотворения которого Тютчев тогда же стал переводить на русский язык; перевод "Сосны" ("С чужой стороны") напечатан в "Аонидах" за 1827 г. Сохранился также рассказ о горячих спорах Тютчева с философом Шеллингом.



В 1826 г. в альманахе Погодина "Урания" напечатаны три стихотворения Тютчева, а в следующем году в альманахе Раича "Северная Лира" - несколько переводов из Гейне, Шиллера ("Песнь радости"), Байрона и несколько оригинальных стихотворений. В 1833 г. Тютчев, по собственному желанию, был отправлен "курьером" с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 г. - уже камергер и статский советник, - он, несмотря на свои надежды получить место в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турин. В конце следующего года скончалась его жена.

В 1839 г. Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. За самовольную отлучку в Швейцарию - да еще в то время как на него были возложены обязанности посланника - Тютчев был отставлен от службы и лишен звания камергера. Тютчев вновь поселился в любимом Мюнхене, где прожил еще четыре года. За все это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829 - 1830 годах несколько превосходных стихотворений в "Галатее" Раича, а в "Молве" 1833 г. (а не в 1835 г., как сказано у Аксакова) появилось его замечательное "Silentium", лишь много позже оцененное по достоинству. В лице Ив. Сер. ("иезуита") Гагарина (см. VII, 767) он нашел в Мюнхене ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину, для напечатания в "Современнике"; здесь в течение 1836 - 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием "Стихотворения, присланные из Германии" и за подписью Ф.Т. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений. Летом 1844 г. была напечатана первая политическая статья Тютчева - "Lettre a M. le Dr. Gustave Kolb, redacteur de la "Gazette Universelle" (d"Augsburg)". Тогда же он, предварительно съездив в Россию и уладив дела по службе, переселился с семьей в Петербург. Ему были возвращены его служебные права и почетные звания и дано назначение состоять по особым поручениям при государственной канцелярии; эту должность он сохранил и тогда, когда (в 1848 г.) был назначен старшим цензором при особой канцелярии министерства иностранных дел. В петербургском обществе он имел большой успех; его образование, уменье быть одновременно блестящим и глубоким, способность дать теоретическое обоснование принятым воззрениям создали ему выдающееся положение.



В начале 1849 года он написал статью "La Russie et la Revolution", а в январской книжке "Revue des Deux Mondes" за 1850 г. напечатана - без подписи - другая его статья: "La Question Romaine et la Papaute". По сообщению Аксакова, обе статьи произвели за границей сильное впечатление: в России о них знали очень немногие. Весьма невелико было также число ценителей его поэзии. В том же 1850 г. он нашел выдающегося и благосклонного критика в лице Некрасова, который (в "Современнике"), не зная лично поэта и делая догадки о его личности, высоко ставил его произведения. И.С. Тургенев, собрав при помощи семьи Тютчевых, но - по мнению И.С. Аксакова - без всякого участия самого поэта, около ста его стихотворений, передал их редакции "Современника", где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854). Собрание это вызвало восторженный отзыв (в "Современнике") Тургенева. С этих пор поэтическая слава Тютчева - не переходя, однако, известных пределов - была упрочена; журналы обращались к нему с просьбой о сотрудничестве, стихотворения его печатались в "Русской Беседе", "Дне", "Москвитянине", "Русском Вестнике" и других изданиях; некоторые из них, благодаря хрестоматиям, становятся известными всякому русскому читателю в раннем детстве ("Весенняя гроза", "Весенние воды", "Тихой ночью поздним летом" и др.). Изменилось и служебное положение Тютчева.

В 1857 г. он обратился к князю Горчакову с запиской о цензуре, которая ходила по рукам в правительственных кругах. Тогда же он был назначен на место председателя комитета иностранной цензуры - преемником печальной памяти Красовского. Его личный взгляд на эту должность хорошо определен в экспромте, записанном им в альбом его сослуживца Вакара: "Веленью высшему покорны, у мысли стоя на часах, не очень были мы задорны... - Грозили редко и скорей не арестантский, а почетный держали караул при ней". Дневник Никитенко - сослуживца Тютчева - не раз останавливается на его стараниях оградить свободу слова.



В 1858 г. он возражал против проектированной двойной цензуры - наблюдательной и последовательной; в ноябре 1866 г. "Тютчев в заседании совета по делам печати справедливо заметил, что литература существует не для гимназистов и школьников, и что нельзя же ей давать детское направление". По словам Аксакова, "просвещенное, разумно-либеральное председательство в комитете, нередко расходившееся с нашим административным мировоззрением, а потому под конец и ограниченное в своих правах, памятно всем, кому было дорого живое общение с европейской литературой". "Ограничение в правах", о котором говорит Аксаков, совпадает с переходом цензуры из ведомства министерства народного просвещения в министерство внутренних дел.

В начале семидесятых годов Тютчев испытал подряд несколько ударов судьбы, слишком тяжелых для семидесятилетнего старика; вслед за единственным братом, с которым его связывала интимная дружба, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его ясный ум тускнел, поэтический дар стал изменять ему. После первого удара паралича (1 января 1873 г.) он уже почти не поднимался с постели, после второго прожил несколько недель в мучительных страданиях - и скончался 15 июля 1873 года. Как человек, он оставил по себе лучшие воспоминания в том круге, к которому принадлежал. Блестящий собеседник, яркие, меткие и остроумные замечания которого передавались из уст в уста (вызывая в князе Вяземском желание, чтобы по ним была составлена Тютчевиана, "прелестная, свежая, живая современная антология"), тонкий и проницательный мыслитель, с равной уверенностью разбиравшийся в высших вопросах бытия и в подробностях текущей исторической жизни, самостоятельный даже там, где он не выходил за пределы установившихся воззрений, человек, проникнутый культурностью во всем, от внешнего обращения до приемов мышления, он производил обаятельное впечатление особой - отмеченной Никитенко - "любезностью сердца, состоявшей не в соблюдении светских приличий (которых он никогда и не нарушал), но в деликатном человечественном внимании к личному достоинству каждого". Впечатление нераздельного господства мысли - таково было преобладающее впечатление, которое производил этот хилый и хворый старик, всегда оживленный неустанной творческой работой мысли. Поэта-мыслителя чтит в нем, прежде всего, и русская литература. Литературное наследие его не велико: несколько публицистических статей и около пятидесяти переводных и двухсот пятидесяти оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Среди остальных зато есть ряд перлов философской лирики, бессмертных и недосягаемых по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения.



Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор "Silentium", он творил почти исключительно "для себя", под давлением необходимости высказаться пред собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик, чуждый всяких эпических элементов.

С этой непосредственностью творчества Аксаков пытался привести в связь ту небрежность, с которой Тютчев относился к своим произведениям: он терял лоскутки бумаги, на которых они были набросаны, оставлял нетронутой первоначальную - иногда небрежную - концепцию, никогда не отделывал своих стихов и т. д. Последнее указание опровергнуто новыми исследованиями; стихотворные и стилистические небрежности действительно встречаются у Тютчева, но есть ряд стихотворений, которые он переделывал, даже после того как они были в печати. Бесспорным, однако, остается указание на "соответственность таланта Тютчева с жизнью автора", сделанное еще Тургеневым: "...от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве". Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как "Слезы людские" и "Пошли, Господь, свою отраду".

Невыразимость мысли в слове ("Silentium") и пределы, поставленные человеческому познанию ("Фонтан"), ограниченность знания "человеческого я" ("Смотри, как на речном просторе"), пантеистическое настроение слияния с безличной жизнью природы ("Сумерки", "Так; в жизни есть мгновения", "Весна", "Еще шумел весенний день", "Листья", "Полдень", "Когда, что в жизни звали мы своим", "Весеннее успокоение" - из Уланда), одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения почти не знающие равных в нашей литературе ("Утихла буря", "Весенняя гроза", "Летний вечер", "Весна", "Песок сыпучий", "Не остывшая от зноя", "Осенний вечер", "Тихой ночью", "Есть в осени первоначальной" и др.), связанные с великолепным провозглашением самобытной духовной жизни природы ("Не то, что мните вы, природа"), нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви ("Последняя любовь", "О, как убийственно мы любим", "Она сидела на полу", "Предопределение" и др.) - таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив, быть может наиболее могучий и определяющий все остальные; это - с большой ясностью и силой формулированный покойным В.С. Соловьевым мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. "И сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества.

Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то наверное самым сильным во всей поэтической литературе". В этом мотиве критик видит ключ ко всей поэзии Тютчева, источник ее содержательности и оригинальной прелести. Стихотворения "Святая ночь", "О чем ты воешь, ветр ночной", "На мир таинственный духов", "О, вещая душа моя", "Как океан объемлет шар земной", "Ночные голоса", "Ночное небо", "День и ночь", "Безумие", "Mall"aria" и др. представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия, как "глубочайшей сущности мировой души и основы всего мироздания". И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим всепоглощающим сознанием: за видимой оболочкой явлений с ее кажущейся ясностью скрывается их роковая сущность, таинственная, с точки зрения нашей земной жизни отрицательная и страшная.



Ночь с особенной силой раскрывала пред поэтом эту ничтожность и призрачность нашей сознательной жизни сравнительно с "пылающею бездной" стихии непознаваемого, но чувствуемого хаоса. Быть может, с этим безотрадным мировоззрением должно быть связано особое настроение, отличающее Тютчева: его философское раздумье всегда подернуто грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. Лишь политическая поэзия Тютчева - как и следовало ожидать от националиста и сторонника реальной политики - запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. О политических убеждениях Тютчева, нашедших выражение в немногих и небольших статьях его, см. Славянофильство (XXX, 310).

Оригинального в них немного: с незначительными модификациями это политическое мировоззрение совпадает с учением и идеалами первых славянофилов. И на разнообразные явления исторической жизни, нашедшие отклик в политических воззрениях Тютчева, он отозвался лирическими произведениями, сила и яркость которых способна увлечь даже того, кто бесконечно далек от политических идеалов поэта. Собственно политические стихотворения Тютчева уступают его философской лирике. Даже такой благосклонный судья, как Аксаков, в письмах, не предназначенных для публики, находил возможным говорить, что эти произведения Тютчева "дороги только по имени автора, а не сами по себе; это не настоящие Тютчевские стихи с оригинальностью мысли и оборотов, с поразительностью картин" и т. д. В них - как и в публицистике Тютчева - есть нечто рассудочное, - искреннее, но не от сердца идущее, а от головы. Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Тютчев, надо было любить непосредственно Россию, знать ее, верить ее верой.

Этого - по собственным признаниям Тютчева - у него не было. Пробыв с восемнадцатилетнего до сорокалетнего возраста за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений ("На возвратном пути", "Вновь твои я вижу очи", "Итак, опять увидел я", "Глядел я, стоя над Невой") признавался, что родина ему не мила и не была "для души его родимым краем". Наконец, отношение его к народной вере хорошо характеризуется отрывком из письма к жене (1843), приведенным у Аксакова (речь идет о том, как пред отъездом Тютчева в его семье молились, а затем ездили к Иверской Божией Матери): "Одним словом, все произошло согласно с порядками самого взыскательного православия... Ну что же? Для человека, который приобщается к ним только мимоходом и в меру своего удобства, есть в этих формах, так глубоко исторических, в этом мире русско-византийском, где жизнь и верослужение составляют одно,... есть во всем этом для человека, снабженного чутьем для подобных явлений, величие поэзии необычайное, такое великое, что оно преодолевает самую ярую враждебность... Ибо к ощущению прошлого - и такого же старого прошлого, - присоединяется фатально предчувствие несоизмеримого будущего". Это признание бросает свет на религиозные убеждения Тютчева, имевшие в основе, очевидно, совсем не простую веру, но прежде всего теоретические политические воззрения, в связи с некоторым эстетическим элементом. Рассудочная по происхождению, политическая поэзия Тютчева имеет, однако, свой пафос - пафос убежденной мысли. Отсюда сила некоторых его поэтических обличений ("Прочь, прочь австрийского Иуду от гробовой его доски", или о римском папе: "Его погубит роковое слово: "Свобода совести есть бред"). Он умел также давать выдающееся по силе и сжатости выражение своей вере в Россию (знаменитое четверостишие "Умом Россию не понять", "Эти бедные селенья"), в ее политическое призвание ("Рассвет", "Пророчество", "Восход солнца", "Русская география" и др.).

Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: младший сверстник и ученик Пушкина, он был старшим товарищем и учителем лириков послепушкинского периода; не лишено значения и то, что большинство их принадлежит к числу его политических единомышленников; но его оценили раньше других Некрасов и Тургенев - и последующие изучения лишь углубили, но не повысили его значение. Как и предсказывал Тургенев, он остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. По существу он остался все тем же "неопошлимым", могучим в лучших, бессмертных образцах своей философской лирики учителем жизни для читателя, учителем поэзии для поэтов. Частности в его форме бывают не безукоризненны; в общем она бессмертна - и трудно представить себе тот момент, когда, например, "Сумерки" или "Фонтан" потеряют свою поэтическую свежесть и обаяние.

Наиболее полное собрание сочинений Тютчева (СПб., 1900) заключает его оригинальные (246) и переводные (37) стихотворения и четыре политические статьи. Главным биографическим источником служит книга зятя поэта, И.С. Аксакова "Биография Федора Ивановича Тютчева" (М., 1886). Ср. еще некрологи Мещерского ("Гражданин", 1873, № 31), Погодина ("Московские Ведомости", 1873, № 195), М. С. ("Вестник Европы", 1873, № 8), Никитенко ("Русская Старина", 1873, № 8), анонимный - "Русский Вестник" (1873, № 8), оценки и характеристики - Тургенева (в "Современнике" 1854, № 4), Некрасова ("Современник", 1850), Фета ("Русское Слово", 1859, № 2), Плетнева ("Отчет Академии Наук", 1852 - 1865 г. - записка о Ф.И. Тютчеве, который в 1857 г. баллотировался, но неудачно, в члены академии), Страхова ("Заметки о Пушкине", СПб., 1888 и Киев, 1897), Чуйко ("Современная русская поэзия", СПб., 1885), Вл. Соловьева (перепеч. в сборнике "Философские течения русской поэзии", СПб., 1896, из "Вестника Европы", 1895, № 4). Интересные частности биографические и критические в "Воспоминаниях" князя Мещерского (СПб., 1897), "Дневнике" Никитенка (СПб., 1893), "Воспоминаниях" Фета (М., 1890, ч. II), статьях У - ва ("Т. и Гейне", в "Русском Архиве": 1875, № 1), А. ("Русском Вестнике", 1874, № 11), "Несколько слов о Ф.И. Тютчеве" ("Православное Обозрение", 1875, № 9), Потебни ("Язык и народность", в "Вестнике Европы", 1895, № 9), "Жизнь и труды Погодина", Барсукова, "Тютчев и Некрасов" и "О новом издании сочинений Тютчева", В. Брюсова ("Русский Архив", 1900, № 3). Письма Тютчева, очень интересные, до сих пор не собраны; кое-что напечатано в "Русском Архиве" (к Чаадаеву - 1900, № 11), где вообще рассеяны сведения о Тютчеве - его знаменитые остроты и т. п. А. Горнфельд.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook