Проектная работа литературные салоны пушкинской поры. Салоны пушкинской поры

Сосновская Наталья Николаевна, заместитель директора по науке и музейной деятельности;
Себина Елена Николаевна, преподаватель русского языка и литературы классической православной гимназии «Радонеж»;
Чельцов Кирилл Юрьевич, преподаватель истории классической православной гимназии «Радонеж»;
Жданова Елена Викторовна, методист по музейно-образовательной работе.

Методическое сопровождение:

Ирина Валерьевна Гусенко.

Возрастной диапазон урока:

Изучаемые элементы содержания образования:

Золотой век русской поэзии, Н. Карамзин «История Государства Российского», салонная культура первой половины XIX века, прототипы героев романа «Евгений Онегин»; персоналии: Александр Пушкин, Николай Карамзин, Пётр Вяземский, Евгений Боратынский, Дмитрий Веневитинов, Сергей Соболевский.

Для проведения урока необходимы:

фотоаппарат или мобильный телефон для фотофиксации музейных предметов, распечатанные листы с заданиями, планшеты для работы школьников, ручки.

Место проведения урока:

Государственный музей-культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского. Экспозиция музея, первый зал «Салон княгини З. А. Волконской, или "Театр эпохи аристократов"».

Адрес: ул. Тверская, д. 14.

Сайт:

Памятные даты:

Форма проведения урока:

урок с элементами поисково-исследовательской деятельности.

Галерея изображений:

Свободное описание урока:

В экспозиции музея создана атмосфера салона первой трети XIX века. Школьники станут гостями салона, в котором в объявленный день без специального приглашения собирается группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Фрагменты романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», предметы «с историей», игра в шарады позволят обыграть особый интерес к истории России в салоне княгини Зинаиды Волконской.

Итогом урока станет презентация с использованием фотографий, сделанных школьниками самостоятельно во время выполнения заданий по экспозиции.

10 и 11 ноября ученики 6-а и 6-б классов школы №1 стали гостями литературно-музыкальной гостиной «Салоны пушкинской поры» .

Сотрудник городской библиотеки им.Е.Р.Дашковой Ирина Карпова рассказала ребятам об интереснейшем явлении русской культурной жизни первой половины ХIX века -светских салонах .

С помощью медиа-презентации, музыки и стихов удалось создать атмосферу, которая вдохновляла великих писателей, поэтов, художников и музыкантов пушкинской эпохи.


Школьники «побывали» в гостиных Зинаиды Волконской, Антона Дельвига и Екатерины Карамзиной. Узнали, чем эти салоны привлекали к себе Пушкина, Жуковского, Баратынского, Гоголя, Глинку и других людей, одарённых различными талантами. «Увидели» их в непринужденной дружеской и творческой обстановке, разглядели новые, существенные штрихи в уже знакомых портретах .


В конце мероприятия детям было предложено поделиться своими впечатлениями. Один из отзывов хочется процитировать: «Мне понравилась спокойная атмосфера урока. Часто у меня пробегали мурашки. Я очень хочу создать такой же салон. Мне очень-очень понравилось. Спасибо!» Шишанова Тая .

Публикации раздела Литература

Салонные умницы: хозяйки литературных салонов России

Ч то происходило в салонах Российской империи, современный читатель может представить по описанию гостиной Анны Павловны Шерер из «Войны и мира». Узнаем, чем на самом деле занимались в литературных салонах, что это дало русской культуре, а также вспомним их прекрасных хозяек. Разбирается Софья Багдасарова.

Время: 1820-е
Адрес: Москва, ул. Тверская, 14

Хозяйка: княгиня Зинаида Волконская
Гости: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Евгений Боратынский, Иван Козлов, Василий Жуковский, Петр Чаадаев, Адам Мицкевич

Григорий Мясоедов. Пушкин и его друзья слушают Мицкевича в салоне княгини Зинаиды. 1907. Орловский музей

Данс и Амели Ромилли. Портрет княгини Зинаиды Волконской. 1831. ГМП

РЕЦЕПТ № 1. Тон салону задавала его хозяйка (saloniere, как называли таких дам во Франции, где и возник этот обычай). Хотя «мужские салоны» существовали в достаточном количестве, атмосфера в дамских салонах была намного изысканней, а разговоры - тоньше. Ведь подчиняться воле прекрасной светской дамы, которая ведет разговор, выбирает темы и не дает разразиться спорам, намного приятнее.

Самые блестящие салоны XIX века были там же, где высший свет, - в Петербурге. Но Зинаида Волконская, которая, фрондируя, перебралась в Москву, нарушила эту традицию. В ее роскошном доме собирались все: и офицеры, и поэты, - засыпая ее восторгами и стихами. Княгиня, помимо красоты и ума, обладала великолепным голосом и вполне могла бы стать профессиональной оперной певицей. Помимо чтений и концертов, в ее салоне устраивались дилетантские постановки итальянских опер.

Время: 1810–20-е
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 30
Хозяйка: Авдотья Голицына
Гости: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин, Константин Батюшков, Александр Тургенев, Владимир Мусин-Пушкин

Великосветский салон. Акварель неизвестного художника. 1830-е

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. Портрет Авдотьи Голицыной. 1799

РЕЦЕПТ № 2. В салонах встречались люди, принадлежавшие к разным слоям общества: здесь вельможи, дипломаты и светские львы встречались с музыкантами, писателями и художниками. Главным было не положение в иерархии двора, а интеллект, образование, бойкий ум. Где еще в то время можно было встретиться, чтобы узнать самые последние политические новости, услышать интересное обсуждение вопроса дня или новой книги, представить на суд публики собственное свежее сочинение?

Хозяйка: великая княгиня Елена Павловна
Гости: Николай Милютин, Александр Горчаков, Николай Муравьев-Амурский, Отто фон Бисмарк, Иван Аксаков, Владимир Одоевский, Федор Тютчев, Астольф де Кюстин

Неизвестный художник. Салон Олениных

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. ГРМ

РЕЦЕПТ № 3. Салоны имели свою «специализацию»: помимо литературных, они могли быть политическими, музыкальными и т. п. У салона обязательно были и завсегдатаи, и приглашенные звезды, которых выбирала хозяйка в соответствии с задуманной на сегодняшний вечер темой беседы. Чтобы разговор тек плавно, количество гостей не должно было быть слишком большим.

Например, политическую окраску имели «четверги», которые устраивала в своем Михайловском дворце великая княгиня Елена Павловна (вдова Михаила Павловича). Особенность ее салонов была в том, что на них члены императорской семьи могли общаться с теми, кто не был официально представлен ко двору, оттого они получили прозвание «морганатических вечеров». Образованная и прогрессивная, сторонница освобождения крестьян, Елена Павловна была приверженцем политических изменений - и именно в ее гостиной за свободными беседами политиков родились идеи многих из великих реформ.

Время: 1810–50-е
Адрес: Париж, Рю де Бельшас, hôtel de Tavannes
Хозяйка: Софья Свечина
Гости: архиепископ Парижа, Проспер Геранже, Виктор Кузен, Иван Гагарин, Софья Ростопчина, Эжен де Сегюр

Федор Солнцев. Гостиная в доме Олениных в Приютине. 1834. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Франсуа Жозеф Кинсон. Портрет Софьи Свечиной. 1816

РЕЦЕПТ № 4. Перед началом вечера опытная хозяйка расставляла мебель, например кресла для гостей, которые будут центром внимания, и легкие стулья - для тех, кто будет окружать их в качестве внимательных слушателей. Она умела устроить так, чтобы для всех собеседников создавались уютные группы, чтобы каждый совершенно естественно, как бы случайно оказывался рядом с тем собеседником, кто ему лучше всего подходил.

Софья Свечина, дочь статс-секретаря Екатерины II и внучка историка Болтина, сама писательница, стала католичкой и эмигрировала в Париж. Удивительно, но на родине салонов ей удалось создать свой, который пользовался огромным успехом и не потерялся среди французских собратьев. В ее парижском доме собирались не только россияне, в том числе склонные к католицизму, но и французские знаменитости.

Дельвиг Батюшков Жуковский Вяземский Кюхельбекер Баратынский Языков Давыдов


Салон Зинаиды Волконской 2


Дом Зинаиды Волконской Московский дом на Тверской улице принадлежал в начале 19 века Княгине З.А.Волконской. Этот дом Зинаида Волконская унаследовала от отца, князя Александра Михайловича Белосельского- Белозерского. Он был москвичом, дружил с Н.М.Карамзиным и имел прозвище “Московский Аполлон”. Князь А.М.Белосельский- Белозерский был одним из образованнейших людей своего времени. Он писал стихи на русском и французском языках, увлекался театром, собирал произведения искусства. 3


Зинаида Волконская Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792 – 1862) писательница, дочь князя А.М.Белосельского- Белозерского. С 1808 года она была фрейлиной, вскоре вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского – брата известного декабриста Сергея Григорьевича Волконского. С 1813 года по 1817 год Зинаида Александровна жила за границей, вращаясь в высших великосветских салонах. По возвращении в Петербург она занялась литературной деятельностью. С 1824 года жила в Москве, на Тверской улице, в доме 14. 4


Понедельники у Волконской Дом Зинаиды Волконской стал известнейшим салоном, который посещали обычно по понедельникам Пушкин , Жуковский, Вяземский, Одоевский, Баратынский, Веневитинов. В ее доме останавливались жены декабристов, решившие следовать за мужьями в Сибирь. В июле 1826 года здесь приняли княгиню Е.И.Трубецкую, а в декабре– Марию Николаевну – жену Сергея Волконского – брата мужа Зинаиды Александровны. 5


6 Батюшков Константин Николаевич


7 Батюшков К.Н. Родился К. Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской семье. Воспитывался в Петербурге, в частных пансионах, где хорошо изучил иностранные языки, основательно познакомился с литературой и сам начал писать стихи. По воспоминаниям современников, облик Батюшкова точно отвечал представлениям людей начала XIX в. о том, каким должен быть поэт. Бледное лицо, голубые глаза, задумчивый взгляд. Он читал стихи негромким, мягким голосом, в глазах его светилось вдохновение.


Батюшков - художник В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с Василием Львовичем Пушкин ым (дядей Пушкин а), В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. 8


«Мой гений» О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью твоей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный, Повсюду странствует со мной. Хранитель, гений мой - любовью В утеху дан разлуке он; Засну ль?- приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 9


«Гремит повсюду страшный гром» Гремит повсюду страшный гром, Горами к небу вздуто море, Стихии яростные в споре, И тухнет дальний солнцев долг, И звезды падают рядами. Они покойны за столами, Они покойны. Есть перо, Бумага есть и - все добро! Не видят и не слышут И все пером гусиным пишут! 10


«Есть наслажденье…» Есть наслаждение и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге. Я ближнего люблю, но ты, природа -мать, Для сердца ты всего дороже! С тобой, владычица, привык я Забывать И то, чем был, как был моложе, И то, чем ныне стал под холодом годов. Тобою в чувствах оживаю: Их выразить душа не знает стройных слов, И как молчать об них - не знаю. 11


12 Вяземский Петр Андреевич


Князь Вяземский Происходил из древнего Княжеского рода Вяземских. Вяземский получил прекрасное домашнее образование, в 1805-06 гг. учился в Петербургском иезуитском пансионе и пансионе при педагогическом институте. Рано начал пробовать перо. Пётр Вяземский с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга. 13


Поэтическая известность Широкую известность в России как поэт приобрел в 1818-19 гг. Вяземский достаточно быстро выработал собственную манеру письма, которая поражала современников «Вольтеровой остротой и силой» (А. Ф. Воейков) и одновременно вызывала ассоциации с «живой и остроумной девчонкой» (К. Н. Батюшков). 14


«Черные очи» Южные звезды! Черные очи!Неба чужого огни!Вас ли встречают взоры моиНа небе хладном бледной полночи?Юга созвездье! Сердца зенит!Сердце, любуяся вами,Южною негой, южными снамиБьется, томится, кипит.Тайным восторгом сердце объято,В вашем сгорая огне;Звуков Петрарки, песней ТоркватоИщешь в немой глубине.Тщетны порывы! Глухи напевы!В сердце нет песней, увы!Южные очи северной девы,Нежных и страстных, как вы! 15


«Вечерняя звезда» Моя вечерняя звезда,Моя последняя любовь!На потемневшие годаПриветный луч пролей ты вновь!Средь юных, невоздержных летМы любим блеск и пыл огня;Но полурадость, полусветТеперь отрадней для меня. 16


«Зачем вы, дни?..» "Зачем вы, дни?" - сказал поэт. А я спрошу: "Зачем вы, ночи?« Зачем ваш мрак сгоняет свет И занавешивает очи? И так жизнь наша коротка, И время годы быстро косит, А сон из этого клочка Едва ль не треть еще уносит. Когда б я с счастьем был знаком, О, как бы сон я ненавидел! Но клад мой, на святыню в нем Я посягателя бы видел. Счастливцу - сон? Он у него Часы блаженства похищает, А на лету и без того Он их так мало насчитает. Счастливцу сон - разрыв со всем, Чем сердце радостью дышало: Как мертвый, слеп он, глух и нем, Души как будто не бывало. Смерть называют вечным сном, А в здешнем - временно мертвеем. Зачем нам спать, когда потом Мы вдоволь выспаться успеем? 17


Баратынский Евгений Абрамович 18


19 Баратынский Е.А. «Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно, жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском В.Г. Белинский.


Евгений Баратынский Происходил из польского дворянского рода Боратынских, в конце XVII века выехавшего в Россию. В детстве дядькой у Баратынского был итальянец Боргезе, поэтому мальчик рано познакомился с итальянским языком. Также владел французским, принятым в доме Баратынских. В 1808 году Баратынского отдали в частный немецкий пансион в Петербурге - там он выучил немецкий язык. Из немецкого пансиона Баратынский перешёл в Пажеский Его Императорского Величества корпус. 20


В 1819 году Баратынский поступает рядовым в Лейб гвардии Егерский полк. В Петербурге он избегает старых знакомств, но обретает новые: здесь он знакомится с Дельвигом. Как дворянин Баратынский имел большую свободу, чем простые нижние чины. Вне службы ходил во фраке, жил не в общей казарме. С Дельвигом они сняли небольшую квартирку и на пару сочинили стихотворение: Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком, Жил поэт Боратынский с Дельвигом, тоже поэтом. Тихо жили они, за квартиру платили немного, В лавочку были должны, дома обедали редко… 21


Баратынский 31 января 1826 года вышел в отставку, переехав в Москву. В Москве Баратынский сошёлся с кружком московских писателей Иваном Киреевским, Николаем Языковым, Алексеем Хомяковым, Сергеем Соболевским. Известность Баратынского, как поэта, началась после издания в 1826 году его поэм «Эда» и «Пиры» и в 1827 году первого собрания лирических стихотворений 22




Дельвиг рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» - за подписью Русский). Кончил курс с первым выпуском Лицея, в 1817 г., и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме», «Новостях литературы», и альманахах 1820-х гг. В 1825 году Дельвиг женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. 47


«Любовь» Что есть любовь? Несвязный сон. Сцепление очарований! И ты в объятиях мечтаний То издаешь унылый стон, То дремлешь в сладком упоенье, Кидаешь руки за мечтой И оставляешь сновиденье С больной, тяжелой головой. 48


«К друзьям» Я редко пел, но весело, друзья! Моя душа свободно разливалась. О Царский сад, тебя ль забуду я? Твоей красой волшебной сживлялась Проказница фантазия моя, И со струной струна перекликалась, В согласный звон сливаясь под рукой,- И вы, друзья, любили голос мой. Вам песни в дар от сельского поэта! Любите их за то хоть, что мои. Бог весть куда умчитесь в шуме света Все вы, друзья, все радости мои! И, может быть, мечты моей Лилета Там будет мне мучением любви; А дар певца, лишь вам в пустыне милый, Как василек, не доцветет унылый. 49


50 Жуковский Василий Андреевич


Родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунин а и пленной турчанки Сальхи (в крещении - Елизаветы Дементьевны Турчаниновой 51


Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк, получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство. В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в Московский Университетский благородный пансион и учился в нём четыре года. 52


В 1816 году Жуковский стал чтецом при Вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осень ю 1826 года был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II 53


54 Более половины всего написанного Жуковским составляют переводы. Жуковский открыл русскому читателю Гете, Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта, Гримм, Юнга и многих других.


«Светлана» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. Тускло светится луна В сумраке тумана - Молчалива и грустна Милая Светлана. "Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко; Слушай песни круговой; Вынь себе колечко. Пой, красавица: "Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое; Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое". 55


56 Языков Николай Михайлович


Биография Родился в помещичьей семье, в Симбирске. На 12-м году был отдан в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании в нём курса поступил в инженерный корпус; но не чувствуя призвания к занятиям математикой и увлекаясь поэзией, решил, по совету профессора словесности в Дерптском университете, известного литератора А. Ф. Воейкова, перейти в этот университет (1820). В 1819 году дебютировал в печати 57


58 Языков Н.М. Языков с самого начала своего поэтического поприща готовился к славе и триумфам. «Придет время, когда будет у меня много, очень много нового и когда стихи мои будут во сто крат достойнее...» «И тогда... о, тогда много, очень много, может быть, прекрасного меня ожидает...» «Только дай мне бог здоровья, а я наделаю чудес в мире литературном... все пойдет у меня в гору, время запляшет по моей дудке...» В письмах к родным Языков полностью сосредоточен на своих талантах и успехах в настоящем и будущем.


59 Языков Н.М. Свойством натуры является у Языкова и свободолюбие. Языков был близок здесь не к традиции Байрона, создавшего первый в европейской литературе свободолюбивый характер, а к Денису Давыдову. Давыдов и Языков - в этом их оригинальность - рисуют не общеромантический тип «исключительной» личности, а «национальный характер», овеянный романтикой удали и сильных страстей. Языков делал это осознанно и упорно. Все свойства «натуры» подаются в его стихах как свойства русского национального характера.


Д.В.Давыдову Жизни баловень счастливый,Два венка ты заслужил;Знать, Суворов справедливоГрудь тебе перекрестил:Не ошибся он в дитяти,Вырос ты - и полетел,Полон всякой благодати,Под знамена русской рати,Горд и радостен и смел. Грудь твоя горит звездами,Ты геройски добыл ихВ жарких схватках со врагами,В ратоборствах роковых;Воин, смлада знаменитый,Ты еще под шведом былИ на финские гранитыТвой скакун звучнокопытыйБлеск и топот возносил. 60


61 Давыдов Денис Васильевич


Д.Давыдов Представитель старинного дворянского рода Давыдовых. Родился в семье бригадира Василия Денисовича Давыдова, служившего под командованием А. В. Суворова, в Москве. В 1801 году Давыдов поступил на службу в гвардейский кавалергардский полк, находившийся в Петербурге. В сентябре 1802 года Давыдов был произведен в корнеты, в ноябре 1803 - в поручики. В это же время начал писать стихи и басни, и в баснях стал очень едко высмеивать первых лиц государства. 62


63 Давыдов Д.В. Давыдов создал всего около пятнадцати «гусарских» песен и посланий. Объем его творчества вообще невелик, но след, оставленный им в русской поэзии, неизгладим. Манера Давыдова навсегда осталась исключительной благодаря своей прямолинейности.


«Не пробуждай…» 64


«Я Вас Люблю» 65


Салон закрыт!До новой встречи! 66


67 Поэты пушкин ской поры Своим творчеством способствовали развитию национальной литературы. Усовершенствовали стихосложение, внесли много новых тем – социальных, исторических, личных -, приблизили поэзию к народу. Но главная их заслуга в том, что они чутко откликались на нужды и интересы своего народа, пропагандировали идеи патриотизма, выступали в защиту прав и достоинства человека. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook