Социальная педагогика как наука и её связь с другими науками. категориальный аппарат социальной педагогики

Психология социального воспитания на основе социально­-психологических характеристик групп и человека, их особенно­стей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации соци­ального воспитания.

Экономика и менеджмент социального воспитания иссле­дуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для орга­низации социального воспитания.

Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике не­обходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идей и теорий), историю воспитания (в ней идет речь о том, как складывалась практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в отдель­ных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику воспи­тания в зарубежных странах на совре­менном этапе), дидактику.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи соци­альной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекци­онной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные и социализирующие человека организации раз­личного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юно­шеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, во­енная педагогика, производственная педагогика, педагогика вре­менных объединений, педагогика социальной работы и др.

Философия и социальная педагогика. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и ме­сто в нем человека.

Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия со­циального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно об­наружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы раз­вития моральных представлений и от­ношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о за­кономерностях становления, функционирования и развития обще­ства в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Этнология, этнопсихология и социальная педагогика. Этно­логия изучает бытовые и культурные особенности народов. Эт­нопсихология - отрасль знания, изучающая этнические особен­ности психики людей, закономерности формирования и функции этнических самосознания, стереотипов и т.д. Социология и пси­хология социального воспитания используют данные об этниче­ских особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и за­кономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д.



Социальная и возрастная психология и социальная педаго­гика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики са­мих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные осо­бенности и динамику психики человека, а также возрастные фак­торы развития личности. Социальная педагогика использует дан­ные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и ме­тодику социального воспитания.

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Поэтому социальная педагогика широко использует достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирование гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной социальной помощи, поддержки человека.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагогики с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека , а социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда на человека и его воспитание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания .

Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой . Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие Характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Что касается категориального аппарата, то многие категории социальной работы и социальной педагогики являются общими .



Современная психология как одна из наук о социальном знании представляет собой сложное структурное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психологии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологических, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличностных отношений в конкретной группе, позиций и диспозиций, типологических особенностей, социально-психологической адаптации и т.д.

Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии , позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия, развитие и состояние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. При этом главная функция социальной педагогики – исследовать проблемы человеческих отношений, жизнедеятельности человека в конкретных условиях, в соотношении самого индивида со средой, с учетом ценностных ориентации, которые формируют семья, школа, производственная среда и т. д., а также на основе изучения позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения социума.

Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости . Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии .

Психология общения – та отрасль психологического знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социально-педагогической работе. Социальному педагогу приходится иметь дело с самыми разнообразными в коммуникативном плане людьми : тихими, застенчивыми – и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми –и словоохотливыми; ищущими правду, справедливость – и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить постороннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отраслями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная психология и др.

В последние годы особую актуальность приобретает связь социальной педагогики с социологией – наукой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.

Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон -жизнедеятельности, а с другой стороны – углублением наших знаний о человеке и социуме. С усложнением общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социология, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формирующаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и активно вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с потребностями общественного развития, основными направлениями социального прогресса.

Этика анализирует общие законы развития нравственных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценности воспитания, разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия.

Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социализацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценности и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии , которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России характерно появление таких категорий населения, как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефектологией . Это наука о психофизиологических особенностях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно ка­сается изучения комплексных проблем человека в сре­де. Поэтому социальная педагогика широко использу­ет достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагоги­ки с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пы­таясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а со­циальная педагогика, исследуя свои проблемы, исхо­дит из определенного взгляда на человека и его воспи­тание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания. Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой . Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфичес­кой социальной деятельности.

Современная психология как одна из наук о соци­альном знании представляет собой сложное структур­ное образование. Важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличност­ных отношений в конкретной группе, позиций и диспо­зиций, типологических особенностей, социально-пси­хологической адаптации и т. д. Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии , позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молоде­жи, производственных коллективов), развитие и состо­яние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. Возрастная психология изучает возрастную дина­мику психики человека. Разделами возрастной психо­логии являются: детская психология, психология млад­шего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, пси­хология старости (геронтопсихология). Для успешного развития социальной педагогики необходи­мы знания в области возрастной психологии. Психология общения. Социальному педагогу прихо­дится иметь дело с самыми разнообразными в коммуни­кативном плане людьми. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить посто­роннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отрас­лями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная пси­хология и др.

В последние годы особую актуальность приобрета­ет связь социальной педагогики с социологией - нау­кой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. С усложнени­ем общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социоло­гия, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество.

Этика анализирует общие законы развития нрав­ственных представлений и отношений, а также регу­лируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагоги­ка использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценно­сти воспитания, разрабатывая методы воспитания, ис­следуя проблемы межличностного взаимодействия.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии , учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспи­тания. При этом целесообразно аккумулировать сло­жившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии , которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Без учета и прогнози­рования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефекто­логией . Это наука о психофизиологических особенно­стях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

В реальности связь социальной педагогики с други­ми науками весьма различна. Данные социальной пси­хологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными.

Основные понятия : взаимосвязи и взаимозависимости наук, философия, психология, социология, социальная политика, политология, антропология, биология, социальная медицина, культурология, право, этика, семейная социальная педагогика, дошкольная социальная педагогика, психология социально-педагогической деятельности, пренатальная социальная педагогика, социально-педагогическая профилактика наркозависимости, история социальной педагогики, отраслевая социальная педагогика.

Место социальной педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования социальная педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Развиваясь в недрах педагогической науки, социальная педагогика приобрела многие взаимосвязи и взаимозависимости по наследству. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как пауки, другие являются более поздними образованиями, на уровне становления социальной педагогики. В числе первых сложились связи социальной педагогики с философией, социологией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития социально-педагогической и педагогической теории и практики.

Представим взаимосвязь с каждой из гуманитарных и естественных наук (рис. 2.2).

Трактовка связей философии и социальной педагогики долгое время носила оппозиционный характер.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция материалистической философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. Значительное влияние сегодня на социальную педагогику оказывает социальная философия.

От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи социальной педагогики, зависят направления социально-педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса, его взаимосвязь с потенциалом социума, закономерностями его реализации в условиях образования. В формировании содержания социальной педагогики реализуются основные законы диалектического материализма: закон единства и борьбы противоположностей, согласно которому, например, личность как объект социального воспитания рассматривается одновременно и как часть социума, составляя его единство, и как самостоятельный субъект, противостоящий социуму; закон перехода количественных изменений в качественные, объясняющий процессы качественного изменения личности под воздействием многочисленных стимулирующих и сдерживающих факторов социума; закон отрицания отрицания, раскрывающий механизмы развития личности в процессе социализации, которые обеспечивают смысл ее понятийно-категориального аппарата.

общей педагогикой заключается в естественной преемственности теоретических основ педагогической науки и сдерживании социологических тенденций в развитии самой социальной педагогики. Интегрируясь с социологической наукой, с ее учением о социализации и о социуме, социальная педагогика остается педагогической наукой, рассматривая социум как новый педагогический ресурс и возможность для решения проблем социализации, педагогических по сути задач.

Социум для социальной педагогики представляет научный интерес с точки зрения реализации педагогического потенциала для разрешения проблем социализации личности или группы, равно как и его развитие (восстановление) для тех же целей.

Любые метаморфозы (взаимодействие) с потенциалом социума осуществляются с использованием принципов, методов и форм педагогической науки.

Рис. 2.2.

Связи социальной педагогики с социологией относятся к числу традиционных, так как обе работают над планированием социального образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Социология предоставляет социальной педагогике учение о социуме и о социализации, о менеджменте, методы получения социально-педагогической информации: опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности и многие другие. Социальная педагогика, в свою очередь, предоставляет социологии данные об использовании и развитии (восстановлении) потенциала социума в социально-педагогической деятельности.

Связь социальной педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимания свойств человеческой природы, ее естественных и социальных потребностей и возможностей, учета социальных механизмов, законов психической деятельности и развития личности, построения образования (обучение и воспитание) в соответствии с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями социальной среды становятся неотъемлемой стороной новой отрасли педагогической науки. Наиболее ощутима взаимосвязь социальной педагогики с социальной психологией . И одна и другая науки развиваются по аналогии на основе социологии, интегрируясь с определенной областью социологического знания. Разница лишь в том, что социальная психология в своем развитии опирается на социологическое учение о малых и больших социальных группах, а социальная педагогика – на социологическое учение о социуме и социализации.

Связь социальной педагогики с социальной работой заключается в том, что социальная работа является практическим полем реализации идей педагогической помощи различным категориям детей и взрослых, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С социальной работой социальная педагогика взаимодействует на уровне социально-педагогической деятельности, являющейся основным средством реализации идей социальной педагогики на практике. Одно время в развитии социальной педагогики был период, когда она рассматривалась как отрасль социальной работы и в науке была представлена в виде педагогики социальной работы. В данный период педагогическая помощь детям и взрослым ошибочно была подменена социальной помощью, что нарушило естественный процесс развития и социальной педагогики как отрасли педагогической науки, и социальной работы как области социологического знания. В целом развитию теории социально-педагогической деятельности социальная педагогика во многом обязана социальной работе, в недрах которой прошел практическую апробацию новый вид профессиональной деятельности, по содержанию и по сути педагогический.

Связь социальной педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий. Социальная педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок в условиях конкретного социума. На этой основе социальная педагогика активно взаимодействует с социальной политикой . Эта связь выражается в том, что социальная педагогика в изучении педагогического потенциала социума активно использует потенциал политических партий как социальных институтов, значимых для разрешения проблем социализации личности, а следовательно, опирается на положения социальной политики о ведущих силах общества, социальной активности различных социальных и возрастных групп населения, а также о формах реализации педагогического потенциала общественных организаций и молодежных объединений.

Связь социальной педагогики с педагогической антропологией просматривается в области развития человека в процессе социального воспитания. Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; насколько воспитаем ребенок на разных этапах жизни; каковы причины и процессы становления личности; каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях. Исследуя свой объект, педагогика в силах разработать предмет, направленный на взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.

Социальная педагогика предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. В качественном преобразовании человека она исходит из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", – это положение К. Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

Знание "обо всей широте человеческой жизни" (К. Д. Ушинский), добываемое психологией, философией, историей, социологией, самой педагогикой, другими науками о человеке, религией, искусством, – призвано дать фундамент для природосообразного воспитания.

Этика является учением о морали, нравственном освоении человеком действительности. Социальная педагогика использует этическое знание о морали и нравственности для развития моральных норм и нравственных правил взаимодействия между людьми, между человеком и социумом для реализации в социально-педагогической деятельности нравственного характера тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Связь социальной педагогики с правом проявляется в систематической опоре на нормативно-правовую базу, регламентирующую реализацию социально-педагогических идей в практике деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих помощь людям, имеющим проблемы социализации. Сама социально-педагогическая деятельность как разновидность профессиональной деятельности "человек-человек" нуждается в постоянном правовом обеспечении. Например, огромную роль в решении социально-педагогической помощи детям и подросткам играет ювенальное право.

Связь социальной педагогики с культурологией заключается в реализации одного из основных принципов социальной педагогики – принципа культуросообразности, для чего социальная педагогика активно использует потенциал культурологии как гуманитарной науки, заключающейся в изучении содержания различных мировых культур, форм и методов реализации их потенциала в повседневной жизнедеятельности детей и взрослых.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – центральная для социальной педагогики. Она является важнейшей и для биологии , изучающей индивидуальное развитие человека. В силу этих совпадений связь социальной педагогики с биологией проявляется в использовании законов и закономерностей биологического развития человека на различных возрастных периодах его жизнедеятельности. Важной областью взаимодействия двух наук является здоровый образ жизни человека и социально-педагогические условия его поддержания.

Связь социальной педагогики с социальной медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии в различных условиях социума. Во взаимосвязи с медициной (учреждениями здравоохранения как социальными институтами общества) она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Связь социальной педагогики с математикой отмечается в проведении опытно-экспериментальных исследований и разработок, в ходе которых социальная педагогика активно использует различные математические методы: математической статистики, математической обработки данных и др. В свою очередь, социальная педагогика предоставляет математической науке методы развития математического потенциала социума и формы его реализации для разрешения проблем социализации личности.

Анализ связей социальной педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие их формы взаимодополнения:

  • – использование социальной педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
  • – творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
  • – применение в социальной педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
  • – участие социальной педагогики в комплексных исследованиях человека и социальной среды его проживания.

Развитие взаимодействия, творческих связей социальной педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин.

В настоящее время социальная педагогика представляет собой сложную подсистему педагогических знаний. В ее структуру входят:

  • семейная социальная педагогика, исследующая основные закономерности семейного обучения и воспитания как разновидности социального воспитания на основе реализации педагогического потенциала семьи как социального института;
  • психология социально-педагогической деятельности как интегративная область психолого-педагогического знания, раскрывающая внутренние ресурсы и возможности этого вида профессиональной деятельности но разрешению проблем социализации личности в условиях конкретного социума;
  • пренатальная социальная педагогика – область педагогического знания о формах и методах оказания социально-педагогической помощи взрослым на этапе рождения ребенка, сохранения материнства и отцовства в различных условиях социализации на основе реализации педагогического потенциала социума;
  • социально-педагогическая профилактика наркозависимости как значимая форма социально-педагогической деятельности, интегративная область научного знания социальной педагогики и наркологии по разрешению проблем социализации наркозависимых больных средствами педагогического потенциала социума;
  • история социальной педагогики, изучающая развитие социальнопедагогических идей и практики социального образования в различные исторические эпохи.

Процесс дифференциации на различных направлениях в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика и др. Дальнейшая интеграция педагогики с другими гуманитарными и естественными науками способствует появлению новых отраслей педагогической науки и расширению влияния социальной педагогики на различные сферы жизнедеятельности

Рассмотрим, как педагогика связана с другими, науками и в каком направлении развивается. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

Творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

Применение методов других наук - математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

Использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

Объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем -- перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

Разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.).



О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.

Психология и физиология явились основой и педагогической системы М.Монтессори. Физиолог по образованию и врач по профессии, М.Монтессори пришла к своей системе воспитания после многолетнего изучения детского организма и продолжительной педагогической работы с психически неполноценными и отстающими в развитии детьми. Свой метод М.Монтессори называла методом “научной педагогики” именно потому, что он основан на физиологии и психологии. Свою “экспериментальную педагогику” М.Монтессори готова была даже назвать медицинской педагогикой, настолько неразрывно связаны в ее системе медицина и физиология (как совокупность наук о жизни человеческого организма) с педагогикой.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания.

В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Являясь частью педагогической науки, социальная педагогика тесно связана со всеми ее разделами. Вместе с тем, социальная педагогика в более значительной мере, чем другие разделы общей педагогической науки, является междисциплинарной научной дисциплиной, что обусловлено открытым характером социальной педагогики, отражающей такую же открытую социально-педагогическую практику.

Выявление места социальной педагогики в общей системе наук о человеке и обществе и ее связей с ними позволило выявить ее методологические основы, в качестве которых выступают: общеметодологические (диалектический, критический, исторический, политический, культурологический) подходы; общенаучные (системный, комплексный, оптимизационный, информационный, кибернетический, математико-статистический, акмеологический и синергетический) и частно-научные (социологические, педагогические, психологические и др.) подходы.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.

Наторп П. в своей книге “Философия как основа педагогики” еще в 1910 году попытался проанализировать наиболее известные педагогические концепции с точки зрения наличия в них философской основы. В результате он пришел к выводу, что ошибки в педагогических воззрениях Коменского коренятся в отсутствии достаточных философских оснований, хотя их необходимость великий педагог отчетливо понимал.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. И не только тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания - недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу - разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Недаром говорится, что существует два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, - следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач. Они могут быть разделены на теоретические и прикладные, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

Среди задач педагогической этики - поднят уровень морально-педагогической подготовки учителя, и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Павловский А.И. считает, что этика - это наука о морали и нравственности. Мораль - это внешняя, а нравственность - внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Педагогическая информатика - сравнительно новая и к тому же бурно развивающаяся отрасль знания. Количество исследователей и педагогов-практиков, связанных с этой областью, достаточно велико. Как всегда бывает в таких случаях, терминология педагогической информатики окончательно не установилась. В связи с этим неоднозначность, нечёткость, а иногда и просто отсутствие необходимых терминов и их определений, вызывает серьёзные трудности практического свойства.

Сейчас уже не вызывает сомнения то обстоятельство, что необходимость формирования строгой терминологической базы педагогической информатики является приоритетной задачей. Её решение может быть осуществлено коллективной работой и активным обсуждением предложений большой группой авторов, связанных, в первую очередь, с Академией информатизации образования, как организации, которая определяет основной вектор исследований в этой области.

Эта работа должна опираться на формулировку главных терминологических проблем, которые существуют в педагогической информатике к настоящему времени.

Попыткой сформулировать некоторые из этих проблем и является настоящая публикация, которая по своему замыслу носит дискуссионный характер.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отмечу, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook