Логопедические занятия на букву ж. Звук и буква Ж.(подготовительная группа)

Цель занятия: упражнять ребенка в выделении на слух звука [ж] и четком его произношении. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое индивидуальное занятие

Тема: «Звук и буква Ж, ж.»

Цель занятия:

1. Упражнять уч-ся в выделении на слух и четком произношении звука [ж]. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой.

2. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

3. Воспитывать интерес к учебным занятиям.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сегодня на занятие к нам собирается какой – то гость. Но кто это ты узнаешь позже.

Прежде чем встретить гостя, нужно размяться, сделать гимнастику.

  • «Заборчик»
  • «Трубочка» - следи, чтобы губы были округлены, а зубы сомкнуты.
  • «Качеля»
  • «Чашечка». Она должна быть широкая, большая, вынесена изо рта.
  • «Ветерок» - подуй на носик.

Занеси чашечку в рот и удержи там.

Теперь пора узнать, кто к нам пришел в гости.

II. Сообщение новой темы.

1. Сообщение темы занятия

Угадай, кто это?

Шесть ног без копыт,

Летит - жужжит,

Упадёт на землю - ползёт. (Жук)

Как можно назвать маленького жука (Жучок)

Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

Жук, жучок, жуки - какой первый звук вы слышишь? (Ж)

Сегодня мы будем упражняться в произношении этого звука.

2. Уточнение артикуляции звука.

Как мы произносим этот звук?

Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.

Какой это звук?

При произнесении звука воздух встречает преграду. Он согласный, звонкий, твёрдый. Звук «Ж» обозначается, синим квадратом.

3. Автоматизация звука.

Жук выучил разные песенки, давай споем вместе с ним.

ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА. 2. ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА.

ЖО-ЖО, ЖО-ЖО-ЖО. ЖО-ЖО-ЖО, ЖО-ЖО.

ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ

Повтори чистоговорки.

Жа-жа-жа – жаба встретила ежа

Жу –жу –жу – я жука вам покажу

Жи – жи – жи – режут острые ножи

4. Пальчиковая гимнастика.

Жу – жу…

Я весёлый майский жук. (круговые движения указательным пальцем)

Жу – жу…

Над лужайками кружу.

5. Игра «Я начну, а ты закончи)».

бро ма

вя (жу) бу

хо гля

ви ре

6. Лото (картинки, в названиях которых встречается звук ж )

7. Игра «Большой – маленький».

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

8. Определение наличия звука в словах: Жало, шило, сумка, змея, лужа, жираф, живот, ваза, желудь, пижама, замок, узор, жакет, ужин, жир, гроза, жар, шум, зонт, жаба.

9. Определение места звука в словах с опорой на картинку.

Картинки достаются из корзинки.

10. Звуковой анализ.

Жаба лужа

Произнеси слово четко.

Какой первый звук? (ж)

Охарактеризуй его (согласный, твердый, звонкий)

Какой фишкой обозначается? (синей) и т.д.

Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

11. Закрепление знания буквы Ж.

Жук загадает тебе загадку:

«Эта буква широка и похожа на жука

Что это за буква?».

12. Выкладывание буквы из палочек.

13. Чтение слогов.

Жа, жо, жу,

Аж, ож, уж

Конспект

«Звук Ж. Буква Ж»

Составитель:

Учитель – логопед

первой квалификационной категории

Злобина О.В.

Саратов, 2015

Конспект

подгрупповой образовательной деятельности по теме:

«Звук Ж. Буква Ж»

с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Звук Ж. Буква Ж».

Цель : развитие правильного звукопроизношения и подготовка к обучению элементам грамоты.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

Учить детей навыку правильного произношения звука Ж;

Учить давать акустико – артикуляционную характеристику звука Ж;

Закрепить употребление родительного падежа множественного числа существительных;

Звуко – слоговой анализ, схемы слов жук, жуки;

Учить образовывать родственные слова;

Учить согласовывать числительные с существительными;

Познакомить с буквой Ж;

коррекционно – развивающие:

Автоматизировать звук Ж в слогах, словах, предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, внимание;

Уточнять и расширять словарь;

коррекционно – воспитательные:

Воспитывать у детей самоконтороль за речью;

Воспитывать чувство любви к природе; здоровьесберегающие:

Способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

Снять усталость и напряжение.

Оборудование: индивидуальные зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки(машина, жук, шуба; шкаф, желуди, шахматы; ежевика, мышь, конфеты; жирафы); схемы – подсказки артикуляции звука Ж, мальчик Женя – подсказка для характеристики звука Ж, жук, мяч, звездочки, бросовый материал для выкладывания буквы Ж, магнитофон, кассета.

Ребята, какие звуки мы сравнивали в прошлый раз? (звуки Ш и С).

Сейчас сядет на место тот, кто придумает по одному слову с этими звуками. Например, санки – шапка.

Отгадывание звука Ж по скороговоркам о жуке:

Жук жужжит: «Жу – жу – жу!

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу».

Жук упал и встать не может –

Ждет он, кто ему поможет.

Ребята, какой звук чаще других встречается во всех этих словах? (Звук Ж).

Так какой звук мы будем изучать сегодня? (Сегодня мы будем изучать звук Ж).

Сегодня к нам прилетел из страны Жужжандии жук Жу –жу, он хочет посмотреть как вы произносите звук Ж и подготовил вам игры – задания. Вы хотите поиграть с жуком?

Артикуляция звука с помощью схем- подсказок .

Ребята, приготовьте к работе зеркало. Вспомните о правилах работы с зеркалами.

Давайте пожужжим, как настоящие жуки на лугах и полях.

(Губы округлены, зубы сближены, язык в форме чашечки за верхними зубами, теплая струя воздуха направлена на кончик языка).

Ребенок повторяет произношение звука Ж.

Характеристика звука Ж: согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий.

Игра «Хлопни». Выделение звука Ж на слух: занавеска, жаворонок, дирижабль, этажерка, штукатур, оранжерея, незабудка, путешествие, стрекоза, пирожное, частушки, снежинки.

Игра «Запомни, повтори» - проговаривание слоговых рядов(поощрение – звездочка).

Жа – жо – жу Жа – жа - жо

Жи – жа – жо жи – жу - жа

Жэ – жа - жи жу – жа – жо

Игра «Найди «жужжащую» картинку».

На доске картинки, дети должны отыскать картинки со звуком Ж.

Игра « Что изменилось?» - на развитие памяти и внимания.

(жук, желуди, ежевика, жирафы).

Игра « Один – много»-

Развитие мелкой моторики.

Игра с мячом « Счет от 1 до 7 »: жук;

Майский жук (с использованием индивидуальных веревочек с узелками).

Жук – жуки, жучок, жучище.

Жук, жуки, составление схемы слов.

Развитие общей моторики.

Психогимнастика.

Ребята, изобразите летающих, спящих, обиженных, веселых жуков.

Садитесь на места.

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать

Будут шариком играть.

Знакомство с буквой Ж.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы … (пишем и читаем). Звук Ж обозначается буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж - ж!

На что похожа буква Ж?

Из скольких элементов состоит буква?(из 5).

Письмо буквы Ж в воздухе указательным пальцем.

Выкладывание буквы Ж на столах из бросового материала под музыку(жужжание пчел).

Спинки держим мы ровней,

Дышим глубже и бодрей.

Итог.

Какой звук и какую букву мы изучали?

Жуку очень понравилось у нас в гостях. Вы очень хорошо справились с его играми. Но жуку пора возвращаться в свою страну, давайте попрощаемся. Будем снова ждать его в гости.

Жук жужжит: «Жу – жу – жу! Занавеска, жаворонок,

Я живу, не тужу, дирижабль, этажерка,

Я на ветке сижу штукатур, оранжерея,

И жужжу, жужжу, жужжу». незабудка, путешествие,

стрекоза, пирожное, частушки,

Я веселый майский жук, снежинки.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу – жу.

Не, кусай, комарик злой,

Я уже бегу домой

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать

Будут шариком играть.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж - ж!

Чем позвоночник прямее, Спинки держим мы ровней,

Тем ребенок здоровее. Дышим глубже и бодрей.

Кто здоровым хочет стать,

Спину должен выпрямлять.

Игра « Один – много»- закрепление родительного падежа множественного числа существительных.

Много жуков, много желудей, много ежевики, много жирафов, много жаб, много ужей, много ежей).

Развитие мелкой моторики.

Работа по развитию диафрагмального дыхания.

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать

Будут шариком играть.

(на вдохе – животик «шариком», на выдохе – «ямка»).

Животики как мячики.

Игра с мячом «Счет от 1 до 7» 6 жук;

«Счет от 1 до 5»: майский жук (с использованием индивидуальных веревочек с узелками).

Звуко – слоговой анализ слова жук, составление схемы слова.

Игра « Подбери слова- родственники» .

Жук – жуки, жучок, жучище.

Развитие общей моторики.

Психогимнастика.

Ребята, изобразите летающих, спящих, обиженных, веселых жуков. Кто здор


Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.

Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,

развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.

Продолжительность занятия-20 минут.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, цели занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся? (звук [ж])

Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.

Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.

«Чашечка».

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Блинчик».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.

«Лошадка».

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

3. Характеристика звука [ж].

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Произнесем звук Ж.

Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.

Платье звуку надеваем,

звук в букву превращаем.

Учитель-логопед достает букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из палочек выложим букву Ж.

6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.

Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.

Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?

7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».

И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.

Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.

Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .

Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .

Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .

Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.

8. Подвижная игра «Жуки».

Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.

Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Я летаю и жужжу.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Жууу-жууу.

Я летаю и жужжу.

Жууу-жууу.

Жууу-жууу.

9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)

Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)

Споем песенку про ежика.

Жа-жа, жа-жа

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу, жу-жу

Дали яблоко ежу.

Же-же, же-же

Ежик съел его уже.

Жи-жи, жи-жи

Нам животик покажи!

10. Логопедическая зарядка.

Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Возвращаемся обратно.

Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)

11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.

Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

12. Игра «Один – много».

13. Развитие правильного дыхания.

Мы приплыли на остров свистулек.

Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.

14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.

Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.

Много разной рыбы тут плавает в пруду.

Мы ее поймаем на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовете.

В слове звук [ж] найдете.

Если в названии картинки есть звук [ж],

то в желтое ведро, если нет- в зеленое.

Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.

15. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:

По какой стране путешествовали?

(Страна звука[ж],буквы ж.)

Что вам больше всего понравилось?

Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.

Ивушкина Екатерина
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук [Ж] и буква Ж»

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук и буква [Ж]

коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховое внимание.

Научить правильно произносить звук [Ж] .

Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове .

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов .

коррекционно –развивающие :

Автоматизировать звук Ж в слогах , словах, предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, внимание;

Уточнять и расширять словарь;

коррекционно –воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтороль за речью;

Способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

Снять усталость и напряжение.

1. Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Сегодня мы познакомимся с новым звуком , а каким вы мне его сейчас назовете сами. Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

Жанна и Женя в роще гуляли, Желтые желуди в травке искали.

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком

Для того, чтобы правильно произносить звук , надо сделать гимнастику язычка.

3. Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

4. Давайте дадим характеристику звуку [ж] . Произнесите звук [ж] .

Дети : Ж-ж-ж.

Логопед : Звук [ж] можно пропеть ?

Дети : Звук [ж] нельзя пропеть . Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж] . Наше горлышко спит или работает?

Дети : Горлышко работает.

Логопед : Если горлышко работает, значит звук [ж] какой ?

Дети : Звук [ж] звонкий .

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый .

Логопед : Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

Логопед : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж] , слог со звуком [ж] , слово со звуком [ж] .

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, са, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, санки, ЖИВОТ, ЗОНТ, замок, ЖИРАФ

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

5. Логопед : Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи .

Логопед : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

6. Пальчиковая гимнастика «Паук»

7. Загадка.

Тёплым днём, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я – майский….

8. Логопед : С какого звука начинается слово жук?

Дети : Слово жук начинается со звука [ж] . Звуко-буквенный анализ слова .

9. Логопед : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (Карточка с заданием : дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах ).

Логопед : Молодцы, ребята. Встаньте в круг,отдохнем :

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел : «ж-ж-ж» .

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Жужжа,закружился :

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе :

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

10. Логопед : А теперь мы познакомимся еще с буквой Ж .

Буква эта – прям как жук :

Только испугалась вдруг.

От испуга вся дрожит,

И как жук, она жужжит!

11. Давайте посмотрим мультик про эту букву .

Чем отличается буква от звука .Дети : Буквы мы видим , читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

12. Закончить слова слогом ЖИ . Какие слова получились?

Эта., гара., чи., черте., лу…. но., лы. ;

13. Логопед : У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово» . Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж] .

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня) .

Задание 15.Выучить чистоговорки :

Жа-жа-жа - мы увидели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо» .

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил .

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК - Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [С] и буква «С» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ПМК Тема: «Звук и буква С» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «С».

Конспект индивидуального логопедического занятия ПМК «Звук [Л] и буква Л» Тема: «Звук и буква Л» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «Л» - упражнять в дифференциации звуков по.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [Р] и буква Р» Тема: «Звук и буква Р» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «Р» - учить выделять звук «Р» на фоне звукоряда,.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [Ш] и буква Ш» Тема: «Звук и буква Ш» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «Ш» - упражнять в выделении звука «Ш» из звукоряда,.

Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.

Задачи:

Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.

Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].

Ход занятия

I . Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).

Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.

Я живу - не тужу,

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Дети. Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).

Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.

А сейчас предлагаю поиграть в школу.

Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)

Жуки сядут за урок.

Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.

Начинается наш первый урок - грамота.

Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

Логопед: Какой звук издают жуки?

Дети: Ж-ж-ж.

II . Постановка звука. .

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?

Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?

Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Логопед: Потом пошел дождь.

Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Логопед: Наступила ночь.

Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Логопед: Наступило утро.

Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.

III . Закрепление звука [ж].

Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?

Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)

Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?

Дети: нет таких слов и т.п.

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

IV . Знакомство с буквами Ж, ж

Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?

Дети: Буквой Ж (жэ).

Логопед: Из скольки элементов она состоит?

Дети: из пяти.

Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети: самостоятельно выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».

Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!

(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)

Логопед: Отлично все справились с заданием!

Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).

Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)

Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.

Давайте вернемся в группу.

Литература:

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.

2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook