Скачать презентацию борис пастернак жизнь и творчество. Биография пастернака

Детство Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в известной в Москве еврейской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в том числе и Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестёр.


Образование После окончания московской гимназии в 1909 поступает на историко- филологический факультет Московского университета, серьёзно увлекается философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 едет в Германию, где семестр учится в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву заканчивает университет в Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни г. Выпускник Пятой Московской гимназии


НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Стихотворение «Нобелевская премия» («Я пропал, как зверь в загоне...») Пастернак написал после вынужденного отказа от присужденной ему Нобелевской премии в 1958 году.


Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д. Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии г.


Творчество По возвращении в Москву он входит в литературные круги. В альманахе «Лирика» впервые печатаются несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Н.Асеевым и С.Бобровым он организовывает группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга». С.БобровН.Асеев


Пастернак - переводчик В 1930-е Пастернака почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, « Фауст » Гете, « Мария Стюарт » Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты. Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. УИЛЬЯМ ШЕКСПИР Иоганн Вольфганг фон Гёте ФРИДРИХ ШИЛЛЕР ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН ДЖОН КИТС


Пастернак - поэт В 1914 вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». В начале 1930-х его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадёрнутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье» г. Переделкино. Фотография Льва Горнунга.


Военные годы В 1943 г. Пастернак создает цикл «Стихи о войне», включённый в книгу «На ранних поездах» После войны опубликовал ещё две книги стихов: «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945) г. Во время поездки на фронт в составе группы писателей


«Доктор Живаго» В Пастернак мечтает о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». И вот с 1945 по 1955 в муках рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине 20 в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж, Юрий Живаго, - лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа.


Памятники Борису Пастернаку Умер Пастернак 30 мая 1960 от рака легких в Переделкине. Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище (в то время это было небольшое скромное сельское кладбище). Автор памятника на его могиле - скульптор Сарра Лебедева. Памятник поэту Борису Пастернаку в Перми. Скульптор Елена Мунц


Список использованных ресурсов Лютов В. Русские писатели в жизни - Урал LTD,1999 Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. - М. Советский писатель,1989 Баевский В.С. Пастернак. - М.: Изд.- во МГУ, с. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака -Л., Сов.писатель, с. Вильмонт Н.Н. О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. - М. Советский писатель, 1989 historydoc.edu.ru lichnosti.net hronos.km.ru



Cлайд 1

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) Но кто ж он? На какой арене Стяжал он поздний опыт свой? С кем протекли его боренья? С самим собой. С самим собой.

Cлайд 2

Детство. 3-я Тверская - Ямская дом 5. В этой квартире родился и вырос великий поэт С детства его основные увлечения - это музыка, поэзия и рисование. Он рос в известной московской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи. Мать,Роза Крауфман, была известной пианисткой. В семье было 2 сына и 2 дочери. Их дом был своеобразным литературным салоном, где побывал даже Толстой.

Cлайд 3

Литературные начинания Пастернак начал заниматься литературой в 22 года. Входит в литературную группу лирика. В 1914 году появляется его первая книга «Близнец в тучах», а в 1917- «Поверх барьеров». О нем уже есть критические отзывы.

Cлайд 4

Переходный момент в творчестве В 1922 году выходит третья книга Пастернака – «Сестра моя жизнь» В ней отразилась атмосфера революционных перемен. Книга оказалась переходной в творчестве Пастернака. В 1923 году опубликован сборник «Темы и вариации». Пастернак становится одним из первых поэтов России.

Cлайд 5

Личная жизнь Первой женой Бориса Леонидовича была двадцатидвухлетняя художница Евгения Лурье. В 1922 году у Евгении и Бориса появляется сын. Родители и сестры Пастернака эмигрируют в Европу.. В 1931 году Пастернак развелся с Евгенией и женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз, от брака с которой у него был еще один сын.

Cлайд 6

Временное молчание. С 1936 по 1943 г. поэту не удалось издать ни одной книги. переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Это затишье помогло Пастернаку избежать ссылки.

Cлайд 7

Патриотические стихи В 1942 году Пастернак эвакуирован в г. Чистополь. В этот период в творчестве преобладает патриотическое настроение. В качестве военного корреспондента поэта отправляют на фронт, в результате чего выходит его первая за 8 лет книга «На ранних поездках».

Cлайд 8

В 40-е гг., продолжая поэтическую деятельность и занимаясь переводами, Пастернак обдумывает план романа, «книгу жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать»

Cлайд 9

Неожиданная встреча В 1946 году в редакции журнала «Новый мир» Борис познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Для Пастернака эта женщина стала "секретным, запретным ангелом", с нее он писал Лару в "Докторе Живаго".

Борис Леонидович Пастернак 1890 - 1960

Жизнь и творчество

Пастернак пишет так,

что прочтёшь

и задохнёшься

от удивления.

Л.Я. Гинзбург


  • познакомиться с основными этапами жизни и творчества поэта

Борис Леонидович Пастернак 1890 - 1960

Начальная пора


Отец – Л.О.Пастернак

Мать – Р.И. Кауфман


  • Родился 29 января 1890 года в Москве в семье известного художника Л.О.Пастернака. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И.Левитаном,

В.Поленовым, М.Нестеровым, С.Ивановым, Н.Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л.Н.Толстой.


В 13 лет под влиянием композитора А.Н.Скрябина Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).

Скрябин – учитель музыки

Б. Пастернака


  • В 1908 году поступил на юридический факультет, но затем перешёл на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем, летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии.
  • В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени.

Пастернак начал печататься в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), а в 1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах» .

В 1917 году вышел сборник «Поверх барьеров» .

В 1922 году - сборник «Сестра моя - жизнь» .


После поездки в Марбург Пастернак начинает входить в круги московских литераторов. С 1914 поэт примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». В этом же году близко знакомится с другим футуристом - Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.


  • Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине.
  • В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.


(3) Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

(4) Достать пролетку. (5)За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

(6) Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

(7) Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Работа с текстом


  • Из предложений 4 – 7 выпишите наречия в сравнительной степени.
  • Среди предложений 1 – 7 найдите сложные предложения, части которого представляют собой односоставные безличные предложения . Запишите номера этих предложений.
  • Определите способ образования слова КРИКАМИ в предложении №7.
  • Из предложений 6 – 7 выписать слово, образованное суффиксальным способом .

1) анафора 2) сравнение 3) ассонанс 4) назывное предложение 5) инфинитив 6) безличные предложения 7) эпитет 8) метафора 9) аллитерация 10) литота


  • - повторение одинаковых гласных . Является могучим средством выразительности поэтического языка. Пример из «Цыган» Пушкина - отрывок:

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула.

Но ты, пора любви минула

Еще быстрее; только год

Меня любила Мариула, -

Однажды, близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали…

  • Во всем этом отрывке звучит «у» , придавая стиху унылую напевность.

  • - повторение одинаковых согласных . Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение. Например, в стихе Лермонтова «Руса л ка п л ы л а по реке го л убой» (повторяющееся « л » создает впечатление текучести и плавности).


В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу).

На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.


В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой. В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.

В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт.


Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться "Мальчики и девочки", "Свеча горела", "Опыт русского Фауста", "Смерти нет" .


Роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» .


  • На родине Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, раздавались требования покинуть родную землю.
  • «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - заявлял Пастернак.

Нобелевская премия

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне на волю хода нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

1959 г.


Вся эта история подкосила писателя.

30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания .


  • В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта - Е. Б. Пастернаку.
  • У Бориса Пастернака 4 внука и десять правнуков.
  • «Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду и в 2002 гoду, в России - в 2005 гoду.

  • Подведение итогов урока.
  • Выполнение письменной работы (тест).


  • Подготовить выразительное чтение наизусть и разбор одного из стихотворений Пастернака. (С использованием цветописи (по желанию).)
  • Подобрать 2 – 3 задания типа ЕГЭ по русскому языку на примере стихотворений поэта.

Использованы материалы презентаций, разработанных учителями русского языка и литературы М.И.Лопуховой (МКОУ «Хохловская СОШ», Омская область) и И.П.Белоконевой (МОУ лицей №9, г.Волгограда); материалы, опубликованные на http://prezentacii.com/literatura/

1 слайд

Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака. Презентацию приготовили ученик 11 класса Комаров Сергей и Комарова Н.К.

2 слайд

Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождём обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе…

3 слайд

29 января (10 февраля) 1890 года В семье выдающегося художника, близкого к передвижникам, будущего академика живописи и профессора Московского училища Живописи леонида осиповича Пастернака и пианистки, ученицы А. рубинштейна, розалии исидоровны Кауфман, родился старший сын борис.

4 слайд

В 1894 году на домашнем концерте у Пастернаков присутствует Л.Н. Толстой; позже Борис Леонидович будет вспоминать об этой ночи как о поворотном событии своего детства, когда музыка впервые вошла в его внутренний мир и разбудила его сознание.

5 слайд

В 1901 году, столкнувшись с унизительными препятствиями «процентной нормы» для учеников - евреев, Пастернак поступает В Пятую московскую гимназию. Первоначальное своё призвание он, ещё подростком, нашёл в музыке. Был поддержан Скрябиным, но в тот самый миг, когда пришло признание – «музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным.»

6 слайд

В 1908 году, Пастернак, пойдя на трагический разрыв с музыкой, поступает на юридический факультет Московского университета; в 1909 г, по совету Скрябина, переводится на исторический.

7 слайд

1913 год Вместе с Сергеем Бобровым, Николаем Асеевым и другими поэтами входит в одну из футуристических групп–«Центрифуга». Впервые публикуется в альманахе «Лирика».

8 слайд

1914 Выходит первая поэтическая книга «Близнец в тучах». Борис Леонидович знакомится и восторженно общается с Владимиром Владимировичем Маяковским.

9 слайд

1917 Пастернак работает На заводах Ушакова, на Урале. там встречает Елену Виноград, Увлечение которой отразилось в Третьей – едва ли не лучшей – Пастернаковской книге «Сестра моя – жизнь».

10 слайд

Начало поэтической славы. Поездка к родителям в берлин Вместе с первой женой Евгенией Владимировной И маленьким сыном Женей. Пастернак стоит перед мучительным выбором между Эмиграцией и возвращением. В 1923 году возвращается На родину. 1922

11 слайд

1930 год. Пастернак трагически переживает самоубийство В. В. Маяковского. Во время летнего отдыха под Киевом зарождается пламенное чувство к Зинаиде Николаевне Нейгауз, жене близкого друга, пианиста. В 1931 г. Пастернак и Нейгауз женятся.

12 слайд

1932 Выходит книга «второе рождение», Воспринятая, как поворот пастернака К новой, менее метафоричной, и более простой стилистике. После постановления ЦК ВКП(б) была ликвидирована Российская ассоциация пролетарских писа- телей, лидеры, которой травили Пастернака, поэт не произносит ожидавшиеся от него слова в «поддержку» постановления.

13 слайд

«Не жертвуйте лицом ради положения» - эти слова произнёс Пастернак на 1 съезде советских писателей, где в Бухаринском докладе был признан первым из ныне живущих советских поэтов Он подписывает письма в защиту близких А. Ахматовой, ходатайствует об освобождении О. Мандельштама.

14 слайд

1935 год У Пастернака начинается тяжёлый душевный и поэтический кризис, вызванный двусмысленностью его положения – то ли «попутчика», то ли «официального поэта». 5 декабря в «Правде» напечатан афоризм Сталина: «Маяковский был и остаётся лучшим талантливым поэтом нашей эпохи», который Пастернак вос- принимает как публичный отказ власти от мысли навязать ему эту роль. Кризис обостряется и переходит в тяжёлый невроз.

15 слайд

1936 год После долгих мытарств По коммунальным квартирам Пастернак переезжает на Зимнюю дачу в переделкине, Где отныне будет проходить Основная часть его жизни. Здесь впервые возникнут образы будущих героев «Доктора Живаго» (Дудоров, Громеко). Работу над романом он начнёт В 1945году. Несмотря на ожидания правительства пастернак отказывается подписать писательское «гневное одобрение»расстрелу совет- ских военачальников Тухачевского, Якира и других; Борис Леонидович ожидает ареста, но в последний момент Сталин отменяет постановление об аресте.

16 слайд

1941 год Из-за травмы, полученной в юности Пастернак разом выбыл из всех предстоящих войн: двух мировых и гражданской, что поставило его в позицию созер- цателя и столкнула в его харак- тере две несовместимые черты: готовность «крупно» сразиться с жизнью и остаться на обочине. Во вторую мировую войну семья Пастернака была эвакуирована в г.Чистополь на Каме. Но Пастернак совершает поездки в действующую армию в составе писательских делегаций.

17 слайд

1946 год Первое обсуждение кандидатуры Пастернака Нобелевским комитетом До 1950 года выдвижение будет проходить ежегодно; вновь в 1957г

Класс: 11

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Родился Борис Пастернак в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» - стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы.

Финансовые трудности заставили Пастернака обратиться к детскому творчеству, он почувствовал некую свободу: упрощался рисунок, сдержаннее становились интонации, сокращалось число слов, не входящих в активный запас.

В 1928 году Пастернак получил предложение от Госиздата переиздать свои первые книги. Во многих своих творениях Пастернак был разочарован и многие их них ему приходилось переписывать заново.

Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского. Тяжелым ударом было самоубийство поэта, и Пастернак пишет стихотворение «Смерть поэта». Оно вызвало неприятие многих товарищей, которые не желали признавать свою вину в гибели Маяковского.

В 1934 году Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр В 1939 году он берется за перевод «Гамлета». Мейерхольд хотел поставить ее на сцене театра в Ленинграде, но режиссера арестовывают, однако, Пастернак продолжает работать над переводом, спасаясь от предстоящей депрессии.

В 1940 -1941 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи. В 1943 поэт совершает поездку на фронт. Результат – «Стихи о войне» составил книгу «На ранних поездах» (1943)., свидетельствующий о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов. Он стал выступать с чтением своих стихов в московском университете, политическом музее и доме ученых. Его творчество пользуется популярностью за рубежом.

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.

В наследии Пастернака особое место занимают письма. Переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряженный эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак «душевного единенья века».

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда..

В 1990 в подмосковном поселке Переделкине, в помещении бывшей дачи Пастернака, был открыт музей поэта.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook