Конспект буквы ь и ъ для дошкольника. Буква мягкий знак план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

НОД по образовательной области « Познание»

Обучение грамоте.

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

Цель :

  1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
  2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
  4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
  5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
  7. Развивать мышление, память, внимание;

Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

"Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

Звуки ты смягчить стремишься.

Нет, в Алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора как букву Ять,

Тебя из Азбуки изъять...

Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

Послушайте стихотворение:

Мягкий знак, мягкий знак -

Без него нельзя никак!

Без него не написать

"Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

Станут "пенками" "пеньки",

"Уголками" - "угольки",

"Банька" в "банку" превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою друзья.

Воробьи, семья, жильё -

Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

Соловьи, бельё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

Физкульт минутка.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

Было - "сели", стало - "съели".

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Этот знак!

Знак такой нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

Буквы выстроились в ряд

Тридцать три их, но стоят

Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

Мягкий, твёрдый знаки те.

Мягкий знак он очень мягок,

Но приводит всё в порядок:

Он смягчает буквы нежно,

Разделяет их прилежно.

Если знак мы потеряем,

Слово сразу изменяем -

Поменяется вдруг смысл

И тогда, дружок, держись!

Надо написать нам «елЬ»,

А получим слово «ел».

Или пишем слово «лЬёт»,

А без знака вышел «лёт».

«ТенЬ» без знака будет «тен»,

«ДенЬ», конечно, станет «ден»…

Очень нужен мягкий знак!

Помни, друг мой, это так!

Что ж такое твёрдый знак?

Что он делает и как?

Твёрдый знак всем утверждает:

«Без меня «Е», «Я» страдают –

Ведь получится «обезд»,

Если знак мой кто-то сЪест,

И получатся «обятья»

Вместо крепкого «обЪятья».

Вот какой он, твёрдый знак!

Без него нельзя никак!

В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
Во всех этих словах нужен мягкий знак?

Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

Услышав этот спор решила я!

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте!

В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)


Цели урока:

  • Формировать стремление к познанию нового, совершенствовать все виды речевой деятельности детей (умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них).
  • Развивать фонематический слух, память, внимание (познавательные процессы).
  • Формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
|Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные).

Что вы знаете о согласных звуках?

Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко?

Когда буквы Я, Е обозначают два звука?

Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер?

Какой характер у вас?

Про что еще можно сказать "мягкий" или "твердый", придумайте предложение.

III. Постановка темы и цели урока.

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез (дождевая туча)

- (На доске нарисована туча, капли в виде Ь) . Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождем.

Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я ее не выпущу и оставлю в классе, пусть она послушает, как мы умеем читать, рассказывать (модель капли прикрепляю на доску).

Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть? Возьмите листочки и нарисуйте капельку дождя, которую наша гостья подарила каждому (у каждого на парте листок, цветные карандаши, дети рисуют каплю) .

На какую букву похожи капельки воды? (на Ь знак) . Сегодня на уроке мы будем говорить о Ь знаке - показателе мягкости согласных звуков.

IV. Работа с новым материалом.

1. Звуковой анализ слов.

Назовите изображенные предметы (гусь, лоси, голуби, снегири, конь, медведи). Посмотрите, запомните порядок (игра "День-ночь"). Что изменилось? (провести 2-3 раза). На какие две группы разделим предметы? (птицы; звери). В каждой группе назовите лишний предмет (гусь, конь). Почему? (ед.число). Выберите, к какой схеме относится слово гусь. Слово соотносится со схемой.

Сколько в слове слогов? Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Из чего слово состоит? (из слияния твердого согласного с гласным и мягкого согласного за слиянием).

Составьте слово из букв разрезной азбуки (печатают в печатниках).

Как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука).

Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

2. Знакомство с новой буквой.

Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
(В.Степанов)

Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
(А.Шибаев).

Найдите, где спряталась буква (на доске рисунки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

3. Чтение с доски.

4. Чтение текстов с мягким знаком (с.138 "Русской азбуки").

Где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит "за себя постоять"?

Озаглавьте рассказ ("Не дразни гусей!").

Повторное чтение и разбор прочитанного (Задания: прочитать слова с мягким знаком; определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по- иному).

Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах.

5. Игра "Слово или не слово?".

Дети читают написанное на доске и объясняют слово или не слово они прочитали.

СОЛЬ РУЛ СЕМЬ ГУС НЫТЬ ТЕН
СТУЛЬ ПЫЛЬ ДЫМ ЛИСТ ШИТЬ ЛЕН

С объяснением "не слова" превращаются в слова.

6. Чтение на с.136

Как вы понимаете слово "ударили"?

Какое еще может быть значение этого слова? (ударили морозы)

7. Развитие внимания, интереса к родному языку.

Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,
Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ.
Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,
УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,
БАНЬКА в БАНКУ превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

8. Выводы по уроку.

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай!

V. Итоги урока (рефлексия).

Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак).

Какую роль в слове играет мягкий знак?

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Игры в картинках для детей 4-5 лет

    Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

    Задание 1

    Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

    Задание 2

    На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

    Задание 3

    Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

    Задание 4

    Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

    Задание 5

    Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

    Задание 6

    Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

    Задание 7

    Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

    Задание 8

    Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

    Задание 9

    Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

    Задание 10

    Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

    Задание 11

    В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

    Задание 12

    В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

    Задание 13

    В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

    Задание 14

    Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

    Задание 15

    Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

    Задание 16

    С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

    Проверь себя.

    Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

    Задание 17

    Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

    Задание 18

    Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

    Задание 19

    Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

    Конспект логопедического занятия на тему: « Буква Ъ.»

    Цель: раскрыть особенность использование этой буквы.

    Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква",Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы

    Развивать фонематический слух, речь. Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.

    Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.

    Ход урока.

    1. Орг.момент.

    На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё ……….(видят)

    Наши уши внимательно слушают и все …….(слышат)

    Голова запоминает и ……(думает)

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Вступительная беседа.

    Какие дети учатся в нашем классе?

    (На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

    А – аккуратные.

    Б – бодрые.

    В – весёлые.

    Д – добрые.

    З – здоровые.

    К – красивые.

    Л – любознательные.

    С – сильные.

    Т – трудолюбивые.

    У – умные.

    Ч – честные.

    III. Новый материал.

    Отгадайте загадку.

    Был мягкий знак высоковат…

    Сказали буквы строго

    : -Эй, наклонись немного!-

    И так согнулся он, чудак,

    Что превратился в….… твѐрдый знак.

    Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

    Сегодня будем знакомиться с буквой « разделительный твердый знак». Это буква является братом мягкого знака.

    Закрепление оптического образа буквы

    На что похожа буква Ъ?

    Из ведра не просто так

    Нам воды напиться:

    Нужен ковшик – твѐрдый знак,

    Чтобы не облиться

    Опершись на длинный хвост,

    В цирке кобра встала в рост: - Ш-Ш-Ш-Ш…

    Я вам не угрожаю,

    Я твѐрдый знак изображаю.

    Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ» . Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в словах.

    2. Знакомство с буквой.

    Молчаливый твёрдый знак

    Не произносится никак!

    Но нужен многим он словам.

    Его учить придётся вам:

    Хотите – не хотите

    Стоит он в алфавите!

    Это буква «ъ» (показать на плакате).

    А еще букву Ъ называют хитрой буквой. Послушайте рассказ про мальчика Мишу и хитрую букву Твердый знак. Почему она хитрая?

    Пришел Миша из школы довольный. Зашел на кухню, посмотрел хитро на мать и говорит:"Сел и съел!"

    "У кого ж ты пообедал? - всполошилась мать. - А я наготовила-напекла!"

    "Ни у кого я не обедал, - грустно сказал Миша. - Я тебе о другом. Сел и съел... Не поняла?"

    "А чего же тут не понять? - проговорил дедушка. - Все ясно: СЕЛ без твердого знака пишется, а СЪЕЛ - с твердым."

    "Правильно, дедушка! - обрадовался Миша. - Мы сегодня букву проходили. Твердый знак. Хитрая буква - так её не произнесешь, а без неё - СЕЛ, а с ней - СЪЕЛ."

    Почему же буква Ъ такая хитрая? (с ее помощью одно слово превращается в другое).

    Прочитаем слова в схеме (на доске): подЪезд, разЪезд, обЪезд, вЪезд.

    Что общего между этими словами? (-езд- корень).

    3. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.

    Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов

    сравнение схем слов

    ели-съели

    Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)

    4. Развитие фонематического восприятия

    Дидактическая игра «Камень - вата».

    Дети поднимают синий кружок, если услышат твердый согласный звук, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук.

    Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.

    5. Работа в тетрадях.

    6. Физкультминутка.

    Встаньте дружно, потянитесь

    Пошагайте, покрутитесь

    Руки право, руки влево, а потом присядьте смело!

    Снова встаньте, потянитесь

    И друг другу улыбнитесь!

    7. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.

    КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ

    Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлегся и спит.

    Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.

    «Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».

    Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

    Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

    9. Подведение итога занятия. Рефлексия- Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?

    Записать предложения с разделительным твердым знаком.

    Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

    Записать предложения с разделительным твердым знаком.

    Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

    Записать предложения с разделительным твердым знаком.

    Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

    Записать предложения с разделительным твердым знаком.

    Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

    8. Придумать предложения с данными словами.

    Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

    8. Придумать предложения с данными словами.

    Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

    8. Придумать предложения с данными словами.

    Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

    8. Придумать предложения с данными словами.

    Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

    8. Придумать предложения с данными словами.

    Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

    02.04 д/з. Выучить

    Качели для паучат.

    На смолистой ели

    Новые качели.

    Это деда-паучок

    Их повесил на сцчок:

    Пусть качаются внучата-

    Озорные паучата.

    02.04 д/з. Выучить

    Качели для паучат.

    На смолистой ели

    Новые качели.

    Это деда-паучок

    Их повесил на сцчок:

    Пусть качаются внучата-

    Озорные паучата.

    02.04 д/з. Выучить

    Качели для паучат.

    На смолистой ели

    Новые качели.

    Это деда-паучок

    Их повесил на сцчок:

    Пусть качаются внучата-

    Озорные паучата.

    02.04 д/з. Выучить

    Качели для паучат.

    На смолистой ели

    Новые качели.

    Это деда-паучок

    Их повесил на сцчок:

    Пусть качаются внучата-

    Озорные паучата.

    02.04 д/з. Выучить

    Качели для паучат.

    На смолистой ели

    Новые качели.

    Это деда-паучок

    Их повесил на сцчок:

    Пусть качаются внучата-

    Озорные паучата.

    02.04 д/з. Выучить

    Качели для паучат.

    На смолистой ели

    Новые качели.

    Это деда-паучок

    Их повесил на сцчок:

    Пусть качаются внучата-

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook