Какова композиция произведения антоновские яблоки. Сочинение: Художественные особенности рассказа И

Наталья ПОЛЯКОВА,
г. Пермь

«Антоновские яблоки»: художественное своеобразие

Одной из главных особенностей прозы И.А. Бунина, обычно сразу отмечаемой учащимися, является, конечно же, отсутствие сюжета в привычном представлении, то есть отсутствие событийной динамики. Учащиеся, уже знакомые с понятиями “эпический” и “лирический” сюжет, приходят к выводу, что сюжет в “Антоновских яблоках” лирический, то есть основанный не на событиях, а на переживании героя.

Первые же слова произведения: “...Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несут немалую информацию и дают пищу для размышлений: произведение начинается многоточием, то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словно выхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Первым словом “вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне”) воспоминаний. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Поскольку перед нами воспоминание, то, следовательно, речь идёт о прошлом. Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящего времени (“пахнет яблоками”, “становится очень холодно...”, “долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная относительность времени также является одной из характерных черт бунинской поэтики.

Воспоминание представляет из себя некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.

Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха антоновских яблок – здесь присутствуют и другие запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев”, “ржаной аромат новой соломы и мякины”, “запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах...”, “славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги... Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами...”, “запах дыма, жилья”...

Буниным воссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, того, что называют синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою”.

Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешёвого табаку” или “просто махорки”).

Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.

Зрительные образы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы... А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”. Подобная “кинематографичность” изображения, построенного на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: “В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...”

Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветовая гамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках, передаёт многообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Полутона и оттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “поля резко чернеют пашнями... забелеют поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фон Бунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: “убитый матёрый волк окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол”.

Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет “золотой”: “большой, весь золотой... сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”, “золотистый свет солнца”.

Семантика этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя.

При всём многообразии значений можно констатировать одно: эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия.

Таким видится И.А. Бунину век уходящий.

Cтихию жизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки: “прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётся поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...”, “на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки”, “слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют”. Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.

Чувственное восприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершавая бумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий...”, “...холодное и мокрое яблоко... почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Таким образом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни” .

С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок” выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмко дышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах...”

Однако, как отмечают большинство исследователей, в художественном мире Бунина радость жизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. Как пишет Е.Максимова, “уже раннее творчество говорит о том, что воображение Бунина-человека и Бунина-писателя целиком занимает тайна жизни и смерти, непостижимость этой тайны” . Писатель постоянно помнит о том, что “всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели” . И в “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч...”

Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всё более отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода.

С особенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”, наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”, “почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”, которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках... Хороши... заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”... и невольно увлечёшься и самой книгой... И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска...

А вот журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, её полонезы на клавикордах, её томное чтение стихов из “Евгения Онегина”. И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...”

Поэтизируя прошлое, её “век минувший”, автор не может не думать и об её будущем. Этот мотив появляется в конце рассказа в виде глаголов будущего времени: “Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок...” Приём повтора усиливает грустную лирическую ноту; образы голого леса, пустых полей подчёркивают тоскливую тональность концовки произведения.

Будущее неясно, оно вызывает тревожные предчувствия. Символичен образ первого снега, покрывшего поля: при всей его многозначности он часто ассоциируется у учащихся с новым чистым листом бумаги, а если учесть, что под произведением поставлена дата “1900”, то невольно возникает вопрос: что напишет новый век на этом белом, незапятнанном листе, какие следы оставит на нём? Лирической доминантой произведения звучат эпитеты: “грустная, безнадёжная удаль”...

Слова песни, которой заканчивается произведение:

Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал... –

ещё раз передают ощущение неизвестности, неясности пути.

Многоточия, которыми начинается и заканчивается произведение, дают понять, что всё выраженное в нём, как уже отмечалось, – лишь фрагмент, выхваченный из бесконечного потока жизни.

На материале рассказа “Антоновские яблоки” учащиеся знакомятся с главной особенностью бунинской поэтики: восприятием действительности как непрерывного течения, выраженного на уровне человеческих ощущений, переживаний, чувствований, – и обогащают своё представление о жанре лирической прозы, особенно ярко представленном в творчестве И.А. Бунина. По наблюдению Ю.Мальцева, у Бунина “поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр” .

Примечания

Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1966. Т. 5. С. 180.

Максимова Е. О миниатюрах И.А. Бунина // Русская литература. 1997. № 1.

Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. ... Т. 6. С. 44.

Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870–1953. Франкфурт-на-Майне–Москва: Посев, 1994. С. 272.

Жанровое своеобразие «Антоновских яблок» Ивана Бунина Выпускная квалификационная работа по литературе студентки 6 курса ОЗО филологического факультета Мелентьевой Л.А. Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки» (1900 г.) «Яблоки». Это – хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел». М.Горький Объект исследования - «Антоновские яблоки» И.Бунина. Предмет исследования – жанровое содержание этого произведения. Цель исследования - изучить рассказ И.Бунина «Антоновские яблоки» с точки зрения его жанровой принадлежности. Задачи исследования: выяснить, является лирическая проза стилевой характеристикой, либо – особой жанровой формой; сопоставить и осмыслить различные точки зрения в литературоведении, характеризующие понятия «жанр» и «лирическая проза»; рассмотреть становление этого жанра в литературе, сопоставить со смежными жанрами, выяснить его источники, что позволит понять особенности идейного содержания и найти пути его истолкования; Задачи исследования: проанализировать художественный мир лирической прозы Бунина («Антоновские яблоки»), определить его доминаты; рассмотреть, как на всех уровнях этого произведения проявляются признаки лирической прозы; сопоставить его с другими рассказами этого периода для выявления мотивных образов, характерных для лирической прозы, которые демонстрируют особенности авторской мысли. Гипотеза исследования Содержание «Антоновских яблок» позволяет говорить о том, что мы имеем дело с особой жанровой формой, соединяющей в себе эпическое и лирическое начала, предметом изображения которой становится внутренний мир человека, алогичный и ассоциативный, что объясняет непоследовательность и фрагментарность повествования. Осмысление жанровой формы требует особого подхода при изучении. Структура работы Введение Глава I. Парадоксы жанра 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков Глава II. Идея и структура в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.1. Стилевые особенности художественного мира И.Бунина: литературоведы о жанровом своеобразии прозы 1980-1900-х годов 2.2. Особенности фабулы и сюжета в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.3. Конфликт и формы его присутствия в тексте 2.4. Система художественных образов: преодоление традиций 2.5. Знаковое содержание заголовка: семантика «антоновских яблок» в художественном мире И.Бунина («Антоновские яблоки») Заключение Список литературы Методологическая основа Рассуждения и выводы исследования основывались на работах ученых: Б.В.Томашевского, М.М.Бахтина, Н.Д.Тамарченко, Н.С.Валгиной, М.Л.Гаспарова, В.Е.Хализева, Ю.Мальцева, О.Сливицкой, Л.Колобаевой, И.Карпова, О.Михайлова, И.Ильина. Актуальность исследования Внимание к жанру «Антоновских яблок» обусловлено практическими потребностями: затруднениями при истолковании идейно-художественного содержания этого произведения Ивана Бунина Практическая значимость исследования Результаты исследования могут быть использованы при проведении спецкурсов и семинаров, а также на школьных уроках, посвященных изучению творчества И.А.Бунина Глава I. Парадоксы жанра 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы В теории литературы нет ясности в определении понятий «жанр» и «рассказ» «Рассказ» 1. Х.Шоу: короткое реалистическое повествование; с элементами драмы; однонаправленное движение; драматический конфликт. 2. В.Кожинов: эпическое повествование с естественно развивающимся сюжетом; малая форма эпической прозаической литературы. «Рассказ» 3. А.Нинов: малый прозаический жанр; допускает расширение описательных этнографических, психологических, субъектно-оценочных элементов. 4. Б.Томашевский: повествовательное прозаическое произведение малой формы; твердая концовка. 5. Г.Поспелов: малая прозаическая форма описательноповествовательного или конфликтноповествовательного типа. «Жанр» 1. Ж.-М. Шеффер: нет последовательности в жанровой классификации; не может быть в принципе обобщающей классификации; произведение может иметь «множественный» жанр; авторское жанровое наименование может задавать набор неприменимых к конкретному тексту правил «Жанр» 2. Б.Н.Томашевский: жанры живут и развиваются; жанр испытывает эволюцию, а иной раз и резкую революцию; приход гения – это всегда своеобразная литературная революция. 3. В.Е.Хализев: литературные жанры – это группа произведений, выделяемых в рамках родов литературы. Формы и содержание «Антоновских яблок» ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ 1) короткое прозаическое повествование от первого лица; 2) присутствие рассказчика; 3) наличие описательных и субъективно оценочных элементов. 1) лирические переживания; 2) особый эмоциональный настрой; 3) отсутствие развивающегося события; 4) ослабление фабулы и сюжета; 5) отсутствие конфликта; 6) сосредоточенность героя на своем внутреннем мире; 7) организующая субстанция – память; 8) повествование есть разрозненные воспоминания, фрагменты. Признаки ЭПОСА Признаки ЛИРИКИ НЕ РАССКАЗ 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы «ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» – «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ» признаки ЭПОСА признаки ЛИРИКИ ЛИРО-ЭПИЧЕСКАЯ ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЖАНР (проза с преобладание признаков лирики)? лирическая проза стихотворение в прозе «ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» - «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ» «Senilia» <…> очень близки по духу бунинской прозе, хотя и более традиционны» (Ю.Мальцев). Стихотворения в прозе в большей степени зависимы от формы и подчинены ей. Лирическая проза Бунина более эмоциональна и лирична, «<…> тургеневские стихотворения в прозе более фабульны, сухи и прозаичны» (Ю.Мальцев). 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков Рубеж XIX – XX веков РЕАЛИЗМ БУНИН Архаист -новатор Называть меня реалистом, значит <…> не знать меня как художника (И.Бунин) МОДЕРНИЗМ Они сознательно уходят от своего народа, от природы, от солнца (И.Бунин) «Как одинока его фигура в литературе 1900-х годов!» (О.Михайлов) Глава II. Идея и структура «Антоновских яблок» ФАБУЛА И СЮЖЕТ Фабульные события размыты, их трудно определить, они представляют собой цепь разрозненных воспоминаний героя, которые связаны с разными периодами его жизни, с этими воспоминаниями ассоциируются спонтанно возникающие в сознании рассказчика картинки былой жизни. Из фабульных событий складывается сюжет, в основе которого лежит повествование о четырех периодах осени и четырех эмоциональных состояниях, которые переживает рассказчик. ОСЕНЬ - сюжетообразующий образ, который представлен в эволюции. Бессюжетность сопряжена с усилением роли лирического начала. Конфликт В «Антоновских яблоках» нет конфликта, есть один герой-рассказчик, который сосредоточен не на объектах внешнего мира, а на своем внутреннем мире. Он пассивен в реальной жизни, активен в воспоминаниях. Категория времени в «Антоновских яблоках» Многоплановость категории художественного времени – отличительная черта лирической прозы Время в «Антоновских яблоках» трехслойно: природное время, подвластное объективным законам мира; субъективное время, данное в форме воспоминаний; историческое время, отсылающее во времена Вольтера и в эпоху крепостного права. Композиция В «Антоновских яблоках» необычная композиция: развивающегося события в нем нет, события проистекают в сознании человека и представляют собой отдельные, разрозненные фрагменты, которые вызывает к жизни память, являющаяся организующим началом в произведении и предметом изображения, что сказалось на жанровом своеобразии его. Формы выражения внутреннего мира ЦВЕТ ЗВУК КОНТРАСТ Бунин сосредоточен на таком качестве бытия, как полярность. Его интересуют крайние точки, «экстремы», которые он то разводит, то стремительно сближает (О.Сливицкая) ЗАПАХ ДИНАМИКА ДЕТАЛЬ Каждая деталь у Бунина – драгоценная в своей конкретности и единственности – не только присутствует, но и свидетельствует. Свидетельствует о безграничной, мучительной, сладостной и непостижимой жизни (О.Сливицкая) Система художественных образов Своеобразие художественного текста «Антоновских яблок» проявляется в том, что, обращаясь к традиционным образам дома, аллеи, сада, осени, Бунин наполняет их иным содержанием, выводит читателей за пределы физического мира: аллея – это путь к себе, в свое внутреннее пространство; дом – определенный замкнутый, свой мир; осень – этап жизни человека, - и за всем этим стоит внимание к особому внутреннему пространству, что сближает прозу с лирикой и позволяет назвать ее лирической. Система художественных образов «Молодой писатель начинает разгадку жизни «с конца»: рассказывает не о своих ровесниках, а о стариках, отшагавших большую часть пути» (О.Михайлов). Таким образом, героистарики сплетают воедино два основных мотива творчества Бунина, характерных и для лирической прозы: мотив прошлого и мотив смерти. Знаковое содержание заголовка Заголовок направляет подсознание читателя по нескольким ассоциативным путям, образ «антоновских яблок» вызывает сумятицу чувств, которые рождают у героя воспоминания из прошлой жизни; это и знак приятных ощущений, и знак природной благодати, это и дар природы человеку, являющейся связующим звеном двух космосов: природного и человеческого бытия. Выводы Все особенности произведения «Антоновских яблок» позволяют нам судить о том, что перед нами – новая жанровая форма, названия которой в современной литературе не, хотя есть некоторые предположения: «фрагменты», «мечтания», «лирическая проза». Думается, что последнее определение в большей степени вбирает в себя особенности художественного мира писателя

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающий русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое.
Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения

Проникнуты и рассказы Бунина. Но его рассказы также проникнуты красотой, любовью. Как, например, рассказ “Антоновские яблоки”. Это очень красивый, интересный и своеобразный рассказ.
Когда я читала этот рассказ, меня преследовало странное чувство. Я ждала, когда же кончится вводная часть рассказа и начнется само действие, завязка, кульминация, итог. Я ждала, но вдруг рассказ закончился. Я удивилась: “Почему это произведение относится к рассказам, а в нем нет сюжета?” Тогда я прочитала его еще раз, медленно, никуда не спеша. И тогда он предстал совершенно по-другому. Это не эпическое произведение, а скорее лиро-эпическое. Но зачем Бунин выбрал именно такую форму?
Когда я начала читать этот рассказ второй раз, мной овладело ощущение сна. Во-первых, рассказ начинается с многоточия. Вдруг начинают появляться зрительные образы.
“Помню большой, весь золотой, поредевший сад, помню кленовые аллеи”. Зрительные образы подкрепляются запахами: “Тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок”. Потом мы слышим звуки и совсем погружаемся в эту атмосферу, поддаемся настроению рассказа.
Но что же это за жизнь, с которой знакомит нас этот рассказ? Вот появляются первые люди: “Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за другим, но мещанин никогда его не оборвет, а только скажет – Ваши, ешь досыта”.
Мы видим этих добрых, красивых, сильных людей. А как они разговаривают друг с другом, с каким вниманием, пониманием и любовью!
“Хозяйственная бабочка! Переводятся теперь такие”, – именно “бабочка”, а не обычная сегодняшняя “женщина” или, грубо говоря, “баба”.
Как тонко Бунин передает все интонации, выражения! Взять один только разговор “батюшки” и Панкрата! Бунин заставляет нас увидеть и почувствовать эту жизнь, именно почувствовать. Как он передает эти добрые, почти отеческие отношения мужика и барина.
В этом рассказе Бунин описывает помещичью усадьбу. Уже мы видим ее не просто как дом, а как нечто одушевленное, нечто очень важное. “Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз”. И действительно, усадьба в XIX веке – это не просто место жительства. Усадьба – это вся жизнь, духовное развитие, это образ жизни. Еще Грибоедов говорил об усадьбе: “Кто путешествует в деревне, кто живет…” В усадьбах проходила изрядная часть духовной жизни России. Взять хотя бы усадьбы Чехова, Блока, Есенина, Шереметева.
И Бунин погружает нас в эту жизнь. Летом – охоты, мощное общение помещиков между собой. А зимой – книги. Как ‘ Бунин описывает состояние души этого человека, сидящего в кресле и читающего “Онегина”, Вольтера! У читающего возникают старинные образы, он думает обо всем: о своих корнях, о родне, о том, что до него тоже текла жизнь, люди думали, страдали, искали, влюблялись.
Бунин ставит задачу показать Россию, эту жизнь. Он заставляет задуматься об истории, о своих корнях.
И мы чувствуем это время, эту жизнь. Чувствуем эту Россию, патриархальную, с людьми не расчетливыми, а скорее особыми, одним словом, русскими.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, прославившийся и как писатель-прозаик, и как поэт, входивший в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”. Становление Бунина-прозаика на рубеже ХХ-ХХ веков проявлялось в расширении кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян и Read More ......
  2. Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые впечатления его богаты. Мир его – по преимуществу мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с Read More ......
  3. Рассказ “Антоновские яблоки” был написан Буниным в 1900 году, на стыке двух эпох, двух веков. Такое время принято считать переломным, кризисным. Люди живут в преддверии больших перемен, но кто знает, плохих или хороших? Что ждать от 20 века, века бурно Read More ......
  4. И. Бунин считается тонким психологом. Читая его рассказы, трудно с этим не согласиться. Особенность рассказов И. Бунина заключается в том, что состояние души его героев, их настроение зачастую связано с природой, которая их окружает. Александр Блок в 1907 г. писал: Read More ......
  5. Все рассказы Бунина посвящены главному: созданию характеров из разных социальных Групп. Он был аристократом духа, наследником и хранителем культурной традиции, она была для него священна. Для Творчества Бунина также важно проникновение в мир переживаний, так как его всегда интересовал человек, Read More ......
  6. И. А. Бунин – писатель, который создавал в своих стихотворениях и прозе прекрасные образы русской природы. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет” – так о Бунине писал Александр Блок. Картины природы, созданные Буниным, Read More ......
  7. Почему не скрывает автор своего сожаления, что исчезает усадебная жизнь? Почему о прежней деревне, крепостном праве рассказчик едва упоминает, хотя трагическую жизнь русской деревни Бунин знал прекрасно? Об этом его ранние рассказы “Федосевна”, “Танька”, “Веселый двор”, повесть 1909 г. “Деревня”, Read More ......
  8. Особенность творчества И. Бунина заключается в том, что он глубинно исследует душу русского человека и своеобразие национального характера, в изображении черт психики славянина. Рассказ “Антоновские яблоки” – это своеобразная зарисовка осени, времени года, всегда вызывающего в романтических душах элегическую грусть, Read More ......
Художественные особенности рассказа “Антоновские яблоки”

Меню статьи:

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» заметно отличается не только от традиционных рассказов, но и от традиционной литературы в частности. Отличительные черты сюжета и особенности изображения стали причиной того, что рассказ привлек внимание читателей и исследователей литературы.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Ивана Бунина – в миниатюре.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.


Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея.
Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.


Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

Идея состоит в поэтическом отображении мира помещичества, которое пришло в упадок во всех смыслах этого слова.

Иван Бунин отмечает, что все в этом мире приходящее и уходящее. Очень часто все жизненные образы и символы меняются со временем. И это не удивительно, ведь жизнь человека также очень переменчива – меняются не только события, но и восприятие тех или иных элементов в жизни героя.

Художественные особенности рассказа

По мнению большинства исследователей, рассказ «Антоновские яблоки» Бунина можно отнести к поэзии в прозе. Текст рассказа обладает невероятным лиризмом, который роднит его с поэтическими произведениями.

Рассказ по своему художественному наполнению схож с акварельными картинами. В рассказе содержится много цветовых элементов – Бунин удачно играет цветом и цветопереходами – в его произведении все цвета живут своей жизнью. Такая цветовая градация способствует восприятию рассказа как необычного художественного явления, с её помощью создается реальность описываемой Буниным картины.

«Антоновские яблоки»


Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И.А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.

Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора - бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.

За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».

И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы...» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).

Запах яблок - повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Центральная тема рассказа - тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» - подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, - первый признак богатой деревни, - и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, - вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» - так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.

Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная - все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аркстократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.

Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического выражения патриотического переживания русский писатель.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook