Тесты на изучение креативности. Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии Методика г дэвиса определение творческих способности учащихся

ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».


  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

  9. Я иногда поступаю по-детски.

  1. Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.

  2. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

  3. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

  1. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

  2. Я часто скучаю.

  3. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

  4. Я люблю смотреть на красивые вещи.

  5. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

  6. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

  7. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

  8. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол­жен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоцио­нальная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».

    Я думаю, что я аккуратен (тна).

    Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

    Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

    Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

    Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

    Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

    Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

    В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

    Я иногда поступаю по-детски.

    Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.

    Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

    Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

    Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

    Я часто скучаю.

    Я буду значимым и известным, когда вырасту.

    Я люблю смотреть на красивые вещи.

    Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

    Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

    Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

    Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол жен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

Понятие творчества и развитие

Творческих способностей

Практическая работа

1. Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюиса Кэрролла:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пыряли по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове

2. Попытайтесь определить самостоятельно особенности и результаты художественного и научного творчества. В чем сложность оценки результатов творчества?

3. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.

Тесты на изучение креативности

(способности к творчеству)

Показатели креативности, используемые в тестах:

а) продуктивность (легкость или «беглость» генерирования идей, сюжетов, ассоциаций в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных ответов) - измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;

б) гибкость - измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;

В) оригинальность - определяется числом редко встречающихся ответов; например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух участников в группе из 10 человек.

Незавершенные фигуры (тест Торренса)

Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры (рис. 1) до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.

Рис. 1

Решение необычных ситуаций (тест Торренса)

Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.

1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?

2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?

3. На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримете?

Сравните оригинальность и объем всех ответов в классе.

Рассказ по картинке (тест Торренса)

Инструкция. Для проведения данного теста необходимо сформировать группу из нескольких человек. Каждый берет себе по одной картин­ке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или человека, которые на ней изображены (рис. 2).Сравните оригинальность и объем рассказа, т.е. силу и продуктивность творческого воображения.

Рис.2

Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова)

Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 3). Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы - 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, всесостав­ленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.

Рис 3.

Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева)

Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 4). Не проводить дважды по одной линии!

Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются решить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку.

Рис 4.

Хороший показатель интеллектуальной активности - если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности - самостоятельное решение этой задачи.

Тест-опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил (а) посещать новые места вместе с родите­лями, а не один (одна).

4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.

5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.

6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (одна).

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.

13. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я достигну известности, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры новым.

19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику

Креативность - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, «дремлющие» способности.

Смысл ответов

1 - отношение к беспорядку;

2 - интерес к окружающему;

3 - готовность к риску, к неожиданному;

4 - желание выделиться;

5 - альтруизм или эгоизм;

6 - недовольство собой (самооценка);

7 - наличие любознательности;

8 - общительность;

9 - самостоятельность;

10 - инициатива, сила воли;

11 - индивидуализм или коллективизм (интроверт или экстраверт);

12 - самооценка;

13 - независимость (или зависимость) от других;

14 - боязнь ошибки;

15 - наличие (или отсутствие увлечений);

16 - жизненная установка;

17 - чувство красоты;

18 - стремление к новизне;

19 - рефлексия, способность к анализу;

20 - азартность или осмотрительность;

21 - исследовательская активность.

§2. Метод мозговой атаки (МА)

Практическая работа

Решите предложенные или другие, поставленные учителем проблемы методом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6-8 человек).

Тест на оригинальность

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потреб­ность в создании новой трассы, проходящей через эту систему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический разведчик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно разбросаны овальные камешки, сглаженные частыми ураганами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транспортный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благополучно. Недалеко были обнаружены резиновые амортизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники - остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орбитальный метеозонд сообщает о надвигающемся урагане. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают вол­новаться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишь прокричать:

«Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив историю ее... Больше корабль на связь не выходил...»

Предложите окончание этого рассказа (или перечислите всевозможные последствия данной ситуации).


Похожая информация.


Опросник креативности личности Девиса

(для подростков)

Цель: определить выраженность креативности как качества личности.

Инструкция: Отметь галочкой суждения, с которыми ты согласен.

Суждения:

  1. Я думаю, что я аккуратен.
  2. Я люблю знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим в чем-либо.
  5. Если бы я имел сладости, то стремился их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был особенно популярен среди сверстников.
  9. Я иногда поступаю по-детски.
  10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Обработка результатов: креативность (способность к творчеству) присуща личности в случае ответов (+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19, и в случае ответов (-) по вопросам: 1,3,5,11,13,14,15,18,20,21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

2 - беспокойство о других

1 – принятие беспорядка

4 – желание выделиться

3 – рискованность

6 – недовольство собой

5 – альтруизм

7 – полный любопытства

11 – любовь к одиночной работе

8 – не популярен

13 – независимость

9 – регресс на детство

14 – деловые ошибки

10 – отбрасывание давления

15 – никогда не скучает

12 – самодостаточность

18 – активность

16 – чувство предназначенности

20 - стремление к риску

17 – чувство красоты

21 – потребность в активности

19 – стремление экспериментировать

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это – еще нереализованные возможности. Главная проблема – помочь в реализации, т.к. часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романтизм и т.д.) Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегая острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.


Дислексия встречается достаточно часто и являет собой нарушение развития высших психических функций головного мозга, что, в свою очередь, вызывает определенные сложности с чтением и письмом.

Дислексия может проявляться в нескольких формах, однако любой вид заболевания поддается коррекции при помощи различных методов. Одним из наиболее эффективных и популярных способов принято считать методику Дейвиса.

Автор методики, Рональд Д. Дейвис, является учредителем Центра исследований проблем чтения, работающего при Центре коррекции дислексии в Соединенных Штатах Америки. Уникальность программы в том, что ее создатель сам является дислексиком и на себе доказал эффективность своего метода. По словам Дейвиса, дислексия – не заболевание, а особенный дар, применению которого необходимо научиться. Методика Дейвиса направлена именно на обучение дислексиков тому, как правильно применять дар дислексии.

Дислексики обладают быстрым мышлением и богатым воображением, однако их способы познания окружающего мира сильно отличаются от того, к чему привыкли остальные люди. Дислексикам свойственно применение дезориентации для выстраивания образов предметов и их познания. Методика Дейвиса направлена на отключение дезориентации путем установления особой «точки ориентации», тем самым настраивая воображение на создание наиболее реалистичных образов окружающей действительности.

Метод Дейвиса помогает в коррекции в большинстве случаев, независимо от возраста дислексика, и включает в себя комплекс мер, который условно состоит из таких элементов, как:

  • оценка способности к восприятию;
  • переключение;
  • разрядка и проверка;
  • точная настройка;
  • координация;
  • освоение символов;
  • последовательное чтение;
  • освоение символов относительно слов.

График занятий по программе Дейвиса составляется специалистами медицинского учреждения с учетом индивидуальных особенностей пациента. Хотя желаемые результаты видны даже при постепенном и более длительном лечении, рекомендуется проводить курс интенсивных занятий в более сжатые сроки.

Оценка способности к восприятию

На первом этапе применения методики специалисты оценивают, какая из областей волнует ребенка-дислексика более остальных. Часто дети с дислексией переживают из-за трудностей в установлении контакта со сверстниками, а также из-за того, что проблемы в обучении делают их отсталыми в глазах учителей и одноклассников. Далее специалистам необходимо определить степень затруднения восприятия.

В ходе работы над этой проблемой ребенок учится применять так называемый «умственный глаз» для изучения окружающей действительности и построения ментальных моделей.

Упражнение направлено на то, чтобы пациент смог представить на своей ладони тот или иной предмет. Задавая вопросы о цвете, форме, размере и других параметрах этого предмета, доктор помогает ребенку выстроить в голове более детальный образ предмета.

Далее ребенок учится «переносить» свое зрительный центр и мысленно рассматривать воображаемый предмет со всех сторон, после чего можно начинать игру с предметом, меняя в воображении его размер, форму, цвет или перемещая предмет с одной руки на другую.

Если это упражнение далось ребенку без особых трудностей, можно приступать к следующим упражнениям по коррекции дислексии.

Переключение

Главным проявлением дислексии является дезориентация, которую необходимо «выключить» для получения точных образов. Отключить симптомы дезориентации возможно при помощи создания «точки ориентации», являющей собой определенное пространство, в котором мысленно фиксируется зрение пациента.

Рассчитать положение этой точки можно следующим образом. Необходимо представить прямую линию, исходящую из предмета на ладони и проходящую через кончик носа и затылок ребенка, заканчиваясь в 15-30 см над затылочной частью головы – именно здесь располагается область «точки ориентации». Иными словами, ребенок представит, что он смотрит из глаз воображаемого человека стоящего у него за спиной.

Для более точного закрепления точки «умственного глаза» можно представить якорь, сформированный воображаемыми линиями, стремящимися к «точке ориентации» от ушей и лба ребенка. Как только образ якоря будет закреплен в голове дислексика, потребность в визуализации всех линий отпадет, а ребенок сможет получать изображение таким, каким его видят остальные люди.

Данный эффект достигается за счет того, что клетки мозга, отвечающие за дезориентацию у дислексиков, расположены в верхней части мозга, и, помещая в эту область «умственный глаз», пациент отключает дезориентацию, тем самым отключая и саму дислексию.

При этом важно тренировать процессы включения и отключения дезориентации, но делать это необходимо аккуратно, не переутомляя ребенка и избегая головных болей.

Разрядка и проверка

Дезориентация приводит организм дислексика в состояние спутанного сознания, при котором пациент пытается одновременно сбросить «точку ориентации» и удержать ее в фиксированной области как можно дольше. Процесс удерживания «умственного глаза» в одной точке довольно утомителен, потому многие пациенты быстро начинают ощущать головную боль и мышечную боль в шее. Чтобы избавиться от неприятных ощущений и не потерять контроля над «умственным глазом», нужно разрядить сознание.

Разрядка проводится при помощи все той же визуализации. Пациенту необходимо создать в своем воображении чувство облегчения и расслабленности и распространить его по всей голове и в «точке ориентации». В течение короткого времени исчезнет напряжение из мышц шеи, а также пройдет головная боль.

После разрядки необходимо удостовериться в том, что «умственный глаз» не сместился с фиксированного пространства. Для этого доктор просит пациента указать пальцем в воображаемую «точку ориентации». Проверка считается успешной, если точка указана верно. Если же пациент указывает на другую область, необходимо зафиксировать его палец в верной точке, тем самым корректируя положение «умственного глаза» после разрядки.

Пациент, овладевший навыком разрядки и проверки положения «умственного глаза», может переходить к следующему уровню программы по коррекции дислексии.

Точная настройка

На начальных этапах «точка ориентации» находится в плавающем состоянии, поэтому пациенту необходимо точно настроить ее положение. Это происходит путем мысленного перемещения «умственного глаза» вокруг условной «точки ориентации», что позволяет пациенту определить наиболее оптимальное расположение «умственного глаза».

Как правило, обнаружив такую точку, дислексик испытывает облегчение и возможность держать равновесие, которая теряется с перемещением «умственного глаза» в другие позиции. Обнаружив необходимую точку, пациент должен зафиксировать ее положение при помощи воображаемого якоря.

Точная настройка является обязательным упражнением для дислексиков, так как оптимальная «точка ориентации» периодически меняет свое положение под воздействием различных факторов. Умение настраивать свой «умственный глаз» позволит пациенту избежать нежелательной дезориентации.

Координация

Все дислексики страдают от проблем с координацией и правильным определением сторон право и лево. Упражнение, направленное на тренировку координации позволит пациенту избавиться от неуклюжести и путаницы, где находится право, а где – лево. Данное упражнение необходимо регулярно выполнять после точной настройки «умственного глаза».

Перед началом выполнения упражнения нужно проверить, правильно ли зафиксирована «точка ориентации», после чего пациент должен сбалансировать свое тело, стоя на одной ноге. После того как равновесие будет достигнуто, пациенту бросают небольшие мячики, которые он ловит сначала правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно.

Следующим этапом этого упражнения является кидание мячика с небольшим отклонением вправо или влево, что заставляет пациента выходить за пределы оси симметрии его тела, для того чтобы дотянуться до мяча. Регулярное выполнение этого упражнения способствует существенному прогрессу в нормализации координации. Также рекомендуется заниматься с мячиками в перерывах между упражнениями на освоение символов.

Освоение символов

Воображение дислексика воспринимает только трехмерное изображение, в то время как практически весь учебный процесс основывается на печатных двухмерных изображениях.

Различные числа, предлоги или другие печатные знаки приводят дислексика в замешательство и делают процесс обучения, построенный в основном именно на работе с печатными носителями информации, невыносимо трудным.

Для того чтобы пациент мог усвоить ту или иную букву алфавита или цифру, ему необходимо самостоятельно воссоздать эту фигуру в трехмерном изображении и сопоставить созданную руками модель с ее печатным аналогом. Для создания моделей хорошо подходит пластилин.

Далее важно тщательно проработать именно этот элемент, изучив его положение в алфавите или числовом ряде. После того, как элемент будет закреплен в сознании, можно переходить к новому элементу, вызывающему сложности в прочтении.

Гораздо сложнее дислексику усвоить такие символы, как знаки пунктуации или знаки арифметических действий. Важно не только сопоставить трехмерное и двухмерное изображение, но и понять цель и причину постановки определенного знака. Кроме того, пациент должен научиться приводить примеры применения этих символов.

Последовательное чтение

Сознание дислексиков устроено так, что напечатанная или написанная информация воспринимается единым целым, а не по буквам. Глядя на целое слово, ребенок-дислексик пытается угадать, какой предмет или явление означает это слово. На начальном этапе необходимо научить ребенка последовательному чтению слева направо с вычленением отдельных групп букв или слогов. При этом в понимании прочитанного пока нет необходимости.

Для тренировки чтения нужно подобрать предельно простую книгу и время от времени делать перерывы, не забывая проверять положение «точки ориентации».

На следующем этапе пациент должен научиться повторять прочитанное слово. Если ему это не удается, необходимо попросить его прочесть слово несколько раз и объяснить, что это слово обозначает.

Далее важно развить понимание смысла целых предложений. Для начала можно объяснить ребенку, какую смысловую нагрузку несет прочитанное предложение, а после попросить его смоделировать прочитанную ситуацию в своем воображении.

Освоение символов применительно к словам

Некоторым языковым элементам бывает сложно дать определение. Упражнения с этими словами строятся следующим образом.

  • Для начала важно изучить лексическое значение этого слова в толковом словаре.
  • Дислексикам очень важно сразу освоить правильное произношение тех или иных слов, поэтому следующим этапом является изучение транскрипции необходимого слова.
  • Для освоения незнакомого слова необходимо тщательно поработать с его определением, составляя с ним предложения и моделируя ситуации в своем воображении.
  • Рекомендуется смоделировать ситуацию, имеющую отношение к этому слову, из пластилина. К примеру, для освоения значения предлога «у» можно вылепить одну фигуру, расположенную у другой.
  • Модель букв, составляющих это слово, выполненная из пластилина, также облегчит его понимание.
  • Дислексику необходимо воссоздать в воображении слепленные модели.
  • Для отработки незнакомого слова нужно несколько раз проговорить вслух его значение.

На этом уровне особенно важно помнить о том, что скорость мысли у дислексиков очень высока, поэтому важно приучить ребенка к постепенному и неспешному чтению для лучшего понимания прочитанного.

Если в семье родился ребенок, которого отличает от других дар дислексии, необходимо уделять достаточное внимание занятиям, направленным на коррекцию дислексии, для того чтобы ребенок смог адаптироваться к окружающему миру. Хотя начинать коррекцию лучше с самого детства, заняться упражнениями по устранению дислексии никогда не поздно. Метод Дейвиса дает хорошие результаты при занятиях в любом возрасте.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook