Групповая и парная форма работы на уроках. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке Виды алгоритмов работы в паре для технологии парного обучения

Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. И поднять интерес к обучению - наша задача. В нашей школе большое внимание уделяется групповой работе как одной из форм взаимодействия детей на уроке.

Как научить ребят сотрудничать в ходе поставленной задачи? Какие приёмы работы можно использовать учителю для этого на уроке?

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем в виду дать каждому ребенку:

Взаимообогащение,

Воспитание коммуникативной культуры учащихся,

Воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей

Приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт.

– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

– опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Итак: результаты применения групповой формы работы -

  • растет самокритичность ребенка,
  • возрастает глубина изучаемого материала,
  • растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
  • возрастает сплоченность класса,
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,
  • учатся делать выводы по предметному содержанию,
  • формируется терминологическая речь.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить “готовые” правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Примерные правила могут быть следующими:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:

Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,

Этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

На этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

На этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

При подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:

Трудности комплектования групп и организации работы в них;

Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;

Некоторые дети отмалчиваются, теряются;

Необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель

Объективность оценки за работу иногда нарушается.

Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: “В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх”.

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Используемая литература и ресурсы

1. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых. -М.,1985, с.119.

2. Под ред. М.А. Данилова. М., 1966. С. 184. Урок в восьмилетней школе.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

4. Краткий справочник по педагогической технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997.

Под формами обучения, как уже отмечалось выше, понимают виды организации взаимодействия обучаемых между собой и с обучающим в ходе одного занятия, направленные на оптимизацию учебного процесса. В современной дидактике широко применяется классификация форм обучения по числу охваченных влиянием педагога учащихся и по характеру взаимодействия на фронтальные, групповые и индивидуальные. Имеются и другие классификации. Так, И.М. Чередов выделяет фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы учебной работы. При этом групповая форма включает такие виды, как: звеньевая, бригадная, кооперированно-групповая, дифференцированно-групповая (подробное описание дано в работе 39 – см. библ.). В качестве особой разновидности индивидуальных форм учебной работы рассматриваются индивидуализированные формы. Рассмотрим, что представляют собой основные формы обучения и каковы их достоинства и недостатки.

Фронтальная форма обучения - это такой вид деятельности учителя и учащихся на занятии, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Эта форма работы получила широкое распространение в школе, применяется во всех конкретных формах организации обучения. Распространенность фронтальной формы работы связана с ее несомненными достоинствами. К ним относятся непосредственное общение учителя со всем классом, когда учитель оказывает эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, побуждая при этом ответные мысли, чувства, переживания, действия. При фронтальной работе каждый ученик становится в положение ответственной зависимости перед классом, учится переживать успехи или неудачи класса, оказывать друг другу помощь, поддержку в продвижении к цели. Кроме того, в совместной учебной деятельности учащиеся, дополняя друг друга, более основательно уясняют учебный материал, глубже проникают в его сущность. Такая форма работы требует от учителя высокого мастерства, он должен уметь управлять большой группой учащихся, планировать их работу, привлекать внимание учащихся всего класса, включать всех в активную познавательную деятельность, оперативно осуществлять обратную связь, тактично вносить коррективы в обсуждение учебных проблем и пр. При этом он должен видеть каждого ребенка, организовывать взаимодействие всех учащихся, привлекать себе на помощь наиболее способных учеников.

Однако эта форма работы имеет и существенные недостатки, которые заключаются в том, что она рассчитана на одинаковую подготовленность учащихся, одинаковый уровень работоспособности. Поскольку в реальной жизни этого не наблюдается, то ученики средних способностей ставятся в привилегированное положение по сравнению с более способными и менее способными учащимися, тем самым происходит нивелирование учащихся. В результате определенная часть учащихся не принимает активного участия в коллективной работе.

Индивидуальная форма обучения заключается в том, что учащийся выполняет задания самостоятельно, независимо от товарищей, пользуясь при этом помощью учителя непосредственно, либо косвенно. Темп работы зависит от учебных возможностей и уровня подготовленности учащегося. При такой организации учащиеся выполняют задания, одинаковые для всего класса. Если же учащиеся выполняют разные задания, составленные в соответствии с их возможностями, то такую форму обучения называют индивидуализированной. В педагогической литературе для реализации этой формы обучения разработана специальная система заданий: работа с учебником или дополнительной литературой, решение задач, примеров, выполнение лабораторных работ, написание рефератов, сочинений и пр. Причем степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся может быть различной, это могут быть задания с предварительным фронтальным разбором, по образцу, задания по подробным инструкционным картам и др.

Индивидуальная форма работы может применяться на различных этапах уроков разных типов, а также на других конкретных формах организации обучения (семинар, экскурсия, дидактическая игра и пр.). Эта форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, он должен продумать, где и на каком этапе целесообразнее организовать индивидуальную работу учащихся, подобрать задания для самостоятельной работы, включить учащихся в их выполнение. Кроме этого, он должен уметь осуществлять оперативный контроль и своевременную помощь затрудняющимся ученикам, не нанося при этом вред развитию их самостоятельности.

Учащимся такая форма обучения помогает более сознательно и прочно усваивать знания, умения и навыки, формировать такие качества личности как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Но она также как и предыдущая форма обучения имеет недостатки. Они заключаются в том, что ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении, создаются условия для развития эгоизма. Поэтому наряду с индивидуальной формой обучения следует использовать фронтальную и групповую формы.

Групповая форма обучения заключается в том, что класс временно делится на несколько групп, численностью от 3 – 6 человек в зависимости от содержания и характера работы. В качестве основных признаков групповой формы обучения учащихся П.И.Пидкасистый выделяет следующие: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы .

Принципами объединения учащихся в группу могут быть: совместимость учащихся; разный уровень обученности, но при этом половину группы должны составлять ученики, умеющие работать самостоятельно; интерес к данному учебному предмету и разная внеурочная информированность по предмету.

Групповая форма обучения подразделяется на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевая форма учебной работы предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся для выполнения определенных заданий. При кооперированно-групповой форме класс делится на группы, выполняющие часть общего объемного задания. При дифференцированно-групповой форме группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей учащихся.

Групповые формы обучения могут быть использованы на уроках различных типов и других конкретных формах организации обучения с целью изучения нового учебного материала, совершенствования знаний, их применения в типовых и измененных ситуациях. Работа в группах важна и с воспитательной точки зрения, она приучает учащихся работать в команде, действовать согласованно и слаженно. В.В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, показал, что она складывается из следующих элементов:

    Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

    Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

    Работа по выполнению учебного задания.

    Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

    Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

    Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

    Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом .

Также как фронтальная и индивидуальная организация работы учащихся, групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он должен хорошо знать методику организации групповой формы обучения, владеть дисциплиной, направлять и корректировать учебную деятельность учащихся, регулировать темп работы, регулировать взаимодействие учащихся друг с другом, быть арбитром в споре и пр.

Групповая форма обучения имеет не только положительные стороны, но и недостатки. К ним относятся трудности при комплектовании групп и организации работы в них, кроме того, учащиеся иногда испытывают затруднения в работе самостоятельно. Поэтому только в сочетании друг с другом различные формы обучения дадут положительный эффект.

Коллективный способ обучения (парная работа). Эта форма обучения обоснована В.К. Дьяченко, который определяет его как такую организацию обучения, при которой оно осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Структура коллективного способа обучения включает: 1) индивидуально-обособленные занятия; 2) работа в парах постоянного состава (статические пары); 3) групповые учебные занятия во всех их разновидностях; 4) коллективные учебные занятия или общение в динамических парах. Парная работа используется в следующих видах: статическая пара, которая объединяет по желанию двух учащихся, меняющимися ролями «учитель» - «ученик»; в такие пары могут объединяться как два сильных, так и два слабых ученика, или сильный и слабый при условии взаимного расположения; динамическая пара включает четверых учащихся, выполняющих общее задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз он должен менять логику изложения, темп и др. в зависимости от индивидуальных особенностей своих товарищей; вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре части учебного материала.

Только в сочетании друг с другом различные формы обучения дадут положительный эффект.

О

«ФОО – это исторически сложившаяся, ус­тойчивая и логически завершенная органи­зация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность компонентов, саморазвитие, личностно-дея­тельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения»

И.М. Чередов

В.С. Безрукова

«ФОО – это структура общения, применяемая в учебном процессе, то есть структура общения между обучающимися и обучаемыми в процессе их работы»

«ФОО – это вариативная, но относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, содержание которого зависит от цели, учебного материала, методов и условий обучения»

В.К. Дьяченко

И.К. Журавлев

порный конспект теоретической части главы
VIII

Признаки

    пространственно-временная определенность

    структура занятия

    степень самостоятельности учащихся

    дидактическая цель

  • Дидактические цели

    Подготовленность учителя

    Уровень подготовленности учащихся

    Методы обучения

    Возрастные особенности учащихся

Классификации

    На основании основной цели организации занятий (теоретические формы, формы практического обучения, формы смешанного обучения, формы трудового обучения – Усова А.В.);

    На основании дидактической цели (освоение новых знаний, закрепление знаний, выработка умений, обобщение знаний и их систематизация, определение уровня овладения ЗУН – Шамова Т.И.);

    По количеству учащихся (конкретные: урок, лекция, семинар, экскурсия и др.; общие: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная – Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Шахмаев Н.М.,.,

Систему форм учебной деятельности учащихся на занятии составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы.

Фронтальной форме организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит работу по всем классом в едином темпе В процессе рассказа, объяснения, показа и под. он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, создавать атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся важны условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся.

Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. В условиях проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими задачами различной сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учащихся.

Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учеников. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями при таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то это негативно скажется на сильных учащихся. Последние удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке рядом с этой формой используются другие формы организации учебной работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, решает

задачу, проводит опыт, пишет произведение, реферат, доклад и т. Индивидуальным заданием может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой и под. Широко практикуется индивидуальная работа в программируемом обучении.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщения пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.

Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.

Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи Ж. Руссо, Й.Г.Песталоищи, Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. Й.Г.Песталоищи считал, что умелое сочетание индивидуальной и трупов учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками.

В начале XX века групповое обучение как специфическая форма его организации появилось в области Дальтон-плана (США). В 20-30-х годах оно использовалось в советской школе под названием "бригадно-лабораторный метод". Слово "бригадный" подчеркивало коллективность в работе, а "лабораторный" - совместимость в выполнении учебных заданий.

В соответствии с учебными программами, утвержденными Наркоматом в 1930 году, в СССР происходила ликвидация классов, их замена звеньями и бригадами, а материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов. В результате знания о природе (физика, химия, биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литература и под.) Учащиеся должны были усваивать в процессе выполнения комплексных тем и проектов (напр., "Борьба за промфинплан", "борьба за коллективизацию села "и под.). Применение новых форм обучения быстро привело к существенным недостаткам: отсутствия у учащихся достаточного объема систематизированных знаний, снижение роли учителя, неэкономно затраты времени. Эти недостатки определялись в постановлении ЦК ВКП (б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" (1931), где бригадно-лабораторный метод и метод проектов был осужден.

На протяжении многих лет никакие формы обучения, альтернативные урока, не использовались и не разрабатывались. А рациональные зерна, которые содержали в себе групповые формы, были забыты.

В Западной Европе и США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. Значительный вклад в развитие теории групповой учебной деятельности сделать французские педагоги К. Гарсиа, С. Френе, Р. Галь, Р.Кузине, польские - В.Оконь, Р. Петриковский, Ч.Куписевич. Групповые формы получили распространение в практике американской школы, где их используют при преподавании различных предметов. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд) в 80-х гг. XX в., Показывают, что благодаря групповом обучению резко увеличивается процент усвоения материала, поскольку происходит воздействие не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практику).

Только в 60-е годы в связи с изучением проблемы познавательной активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике снова появился интерес к групповой формы обучения (М.О.Дагашов, Б.П.Есипов, И.М.Чередов).

Переориентация процесса обучения на личность ученика значительно активизировала исследования групповых форм учебной деятельности школьников. Весомый вклад в разработку общих принципов группового обучения оказали труды В.К.Дьяченка. В.В.Котова. Х.Й.ЛиЙметса, Ю.Шальованого, ИСФ.Нор, А.Я. Савченко, О.Г.Ярошенко и других.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в рамках одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и тому подобное.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждать и вести дискуссию.

2.Кооперативно групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью. По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми он направляет деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся достоянием всего класса и записываются всеми присутствующими на занятии.

3. Дифференцированное групповая форма предполагает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству.

4.Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей.

5. Индивидуально-групповая форма предполагает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Итог выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными.

Количество учащихся в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной считают группу из 3-5 человек, поскольку в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей - сложно определить, какую именно работу выполнил каждый ученик.

Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольной основе, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору.

Группы могут быть гомогенными (однородными), то есть объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными (разнородными). В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление, осуществляется интенсивный обмен идеями. Для этого предоставляется достаточно времени для высказывания различных взглядов, подробного обсуждения проблемы, для рассмотрения вопроса с разных сторон.

Учитель руководит работой каждого ученика опосредованно, через задачи, которые он предлагает группе, и регулирующих деятельность учащихся.

Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за помощью к учителю.

Решение конкретных учебных задач осуществляется благодаря совместным усилиям членов группы. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания. В то же время задачи в группе выполняются таким способом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников - членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению индивидуального опыта.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и др. Важную роль она видграе в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимания, взаимопомощи, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведения диалога.

Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:

Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока

Таблица 7

Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успеха, в нормальных и плодотворных межличностных отношениях.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Технология парного обучения - один из видов педагогических технологий , при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного обучения является частным случаем технологии работы в парах .

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий , которые включают в себя:

  • взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога ,
  • индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации ,
  • взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Виды учебной деятельности в парах

Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

  • позициями (ролями) обучающихся;
  • целями;
  • содержанием;
  • техниками взаимодействия;
  • результатами.

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Два варианта использования работы в парах

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

  • Дополнительный компонент учебных занятий.

При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения , этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе - малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт - одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.

В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше - на больших открытых пространствах.

  • Ведущий компонент учебных занятий.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными , в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Технология парного обучения - один из видов педагогических технологий , при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного обучения является частным случаем технологии работы в парах.

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий , которые включают в себя:

  • взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога ,
  • индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации ,
  • взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Виды учебной деятельности в парах

Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

  • позициями (ролями) обучающихся;
  • целями;
  • содержанием;
  • техниками взаимодействия;
  • результатами.

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Два варианта использования работы в парах

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

  • Дополнительный компонент учебных занятий.

При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения , этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе - малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт - одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.

В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше - на больших открытых пространствах.

  • Ведущий компонент учебных занятий.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными , в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Диапазон использования в учебных целях

Обучение в парах инвариантно относительно вида деятельности или контента . Оно используется практически на всех школьных предметах . Методисты используют технологию парного обучения на своих методических секциях. Специалисты ТРИЗ в парах обучают инженеров теории решения изобретательских задач.

Использование не для учебных целей

Технология взаимодействия участников в парах находит применение в различных областях деятельности, - в тех случаях, когда люди собираются вместе для решения какой-то общей задачи, например, -

В связи с тем, что «технология парного обучения» постепенно начала использоваться также в неучебных процессах, возникло более широкое понятие «технология работы в парах».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook