Сценарий «Веселая ярмарка. Веселая ярмарка Идет медведюшко со мной

Сценарий праздника “Костромская ярмарка” /для учащихся 4 – 8 кл. /

Цель мероприятия: познакомить школьников с традициями родного края, его культурным наследием.

Задачи: развивать любовь детей к родному краю, к родной

Костроме;

воспитывать достойного, любящего и знающего

родную культуру и родной язык Гражданина Отечества;

формировать у учащихся эстетический вкус;

пробуждать любовь к русской речи;

овладевать коммуникативными навыками и умениями.

Оформление зала: торгующие палатки, каждая из которых имеет вывеску, зазывалу, расхваливающего свой товар. Здесь же расположен город мастеров. В нём ребята работают над своими поделками: плетут, вышивают, вяжут и т. д. Рядом с городом находится “чайная” c самоваром, баранками, бубликами.

Участники мероприятия: ведущие, скоморохи, Петрушка, поводырь с медведем, коробейники, цыгане, фольклорный ансамбль, зазывалы.

Ведущий : Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мы живём с вами в Костроме, в красивом древнем городе, который славится своей историей и традициями. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и побываем на Костромской ярмарке. Не было на Руси более зрелищного и яркого праздника, праздника мастерства, изобилия, народного остроумия и веселья. Ярмарки были многолюдными, так как привлекали обилием и разнообразием товаров, изделиями народного промысла, так необходимых в повседневной жизни людей. Ни одна ярмарка не обходилась без зрелищ и увеселений. На них выступали бродячие музыканты, фокусники, скоморохи, цыгане, кукольные театры. Здесь царили веселье и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.


Под весёлую музыку / можно взять пёсню “ Коробейники ” в зал выбегают скоморохи:

1скоморох:

Как во славном во городе нашем

Ожидается ярмарка великая –

Много товара,

Блины с пылу – жару,

Чай из русского самовара,

Пляски удалые,

Песни огневые,

Игрища молодецкие, пряники медовые,

Орехи калёные.

2 скоморох :

На ярмарку. На ярмарку.

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно Вас ждут, друзья.

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

1скоморох:

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите.

Набегайте. Подходите.

2 скоморох:

Пришла Маня на базар

Принесла домой товар:

Родной матушке платок-

По серёдочке цветок,

Братьям – соколам –

По козловым сапогам.

Сестрицам – лебедицам Да по белым рукавицам.

1скоморох:

Поехали. Поехали.

За калёными орехами

Приехали. Приехали.

С грибами, с орехами.

Вместе:

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

Всех зазываем.

Всех приглашаем

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

2 ведущий :

Да, ярмарка - это продажа товаров, веселье, смех. В нашем городе тоже проводились ярмарки. Главная из них получила название Девятой, т. к. проходила на девятой неделе после Великого поста. А учреждена она была в 1789г.

В начале века ярмарка продолжалась в течение трёхлетних недель.

Лёгкие ярмарочные постройки: лавки, полки – ставились в строгие линии, предназначались лишь для одной или нескольких групп товаров.

Линии ближе к гостиному двору – товар красный: ситцевый, мануфактурный, парфюмерный, ювелирный.

Ближе к Мучному ряду – товар бытовой, домашний.

С началом ярмарки в Кафедральном соборе служили службу. Затем торжественное шествие под колокольный звон перемещалось к памятнику Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, где, освятив предстоящую торговлю, поднимался ярмарочный флаг.

Ярмарка сзывала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. И слава костромской ярмарки была известна по всей Волге. А ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Более всего выделялись крики продавцов, зазывал – приказчиков. Было что костромичам показать. Ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорка золотистая, мука да крупа отборная, лесной материал, колокола. Первые дни на ярмарке называли гуляющими: купцы, крестьяне, городской люд выбирали товар, лакомились мороженым, грызли семечки, развлекались.

1скоморох:

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается.

Ярмарка открывается.

2 скоморох:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары

Пышут жаром самовары.

Продавцы из торговых палаток зазывают покупателей.

Зазывалы:

Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Игрушки – то на все манеры.

Вот вам барышни,

А вот и кавалеры.

2. А ну, честной народ!

Подходи посмелей.

Покупай товар. Не робей.

Давай покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте,

Кто, что хочет, покупайте!

3. Не ходи никуда, а подходи сюда.

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Здесь товары знатные,


Складные да ладные.

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

4. Кушайте, питайтесь!

На нас не обижайтесь!

Вот на славу пирожки,

Их пекли мы от души!

5. Гости, гости, не зевайте!

Вот товары. Разбирайте!

Ах, товары хороши!

Что угодно для души!

6. Тары – бары – растабары.

Расторгуем все товары.

Наш товар на славу

И всем по нраву.

Мы торгуем честно,

Это всем известно!

В зал вбегает Петрушка:

Тра – ля – ля. Тра – ля – ля.

А вот и я.

Здравствуйте, мои друзья.

Надел я шапку на макушку

А зовут меня ……

Ребята хором: Петрушка.

Угадали, сорванцы.

Значит, все вы молодцы.

Вот и я по свету шёл

И к вам на ярмарку зашёл.

Покажу вам, ребятушки,

Настоящий театр Петрушки.

Вы смотрите, веселитесь

И домой не торопитесь.

Пусть это представление

Будет вам на удивление.

Занавес открывается –

Представление начинается.

Кукольный спектакль. Действующие лица: Петрушка – автор, И. Сусанин, дочь Антонида, поляки, красна девица, добрый молодец, песенник, человек на коне.

Петрушка: Жил – был неподалёку отсюда…стрелец – зверолов Иван Осипов Сусанин. Знал он всё кругом: и какая тропка в какие края ведёт, и какого зверя ловить в капкан удобно; всё промышлял куницей да горностаем. И звездочёт больно был хорош: мог на память все небесные светила обсказать, одним словом, мудрый мужик. Была у него дочь Антонида - раскрасавица. Жили они, поживали да добра наживали. Как вдруг стряслось это самое…

Пришло тут войной – грозой в наш вольный край войско чужеземное, всё пожгло – пограбило, выпытывает, как к Москве Белокаменной пройти.

Узнал о том Сусанин и говорит такие слова их начальнику:

Сусанин: Куда вам, детушки, чай в Москву?

Поляк: Да, да, дед, в Москву путь держим. Не проведёшь ли нас короткой тропой?

Петрушка: А Сусанину того и надобно. Давно задумал он одну думу, да только никому об этом ни гу – гу…

Сусанин: Проведу я вас до самой Белокаменной, через дремучий сыр – бор, я здешний зверолов, всеми тропками ведаю.

Петрушка: Поклонился всему христианскому люду, Антониду поцеловал, на восток перекрестился и повёл недругов страшными лесами, где только волки рыскали. Блуждали они день, другой, третий на исходе, а всё от Чистого болота ни на шаг. А обратный путь уже замело вьюгой. Выбились недруги из сил, на старика накинулись: - Сказывай, где Москва?

Сусанин: Кто вас, нехристи, звал на нашу землю? Пошто терзаете народ? Нет, никогда не видать вам Москвы, нашей матушки. Все здесь сгинете, и косточки ваши обгложет дикий зверь. А меня бейте, режьте, жгите на медленном огне – не сойду с этого места.

Петрушка: приложился спиной к сосне – не шелохнётся. Тут поляки и набросились: рубили острыми мечами, кололи пиками, жгли на костре. Но как не старались, в злобе лютой своей не могли убить Сусанина. Тогда привязали старика верёвками к стволу сосны и разбрелись в разные стороны искать дороги на Москву. Но нашли тех заветных тропок, какие один Сусанин знал, и все погибли.

А сосна в тот же день поднялась выше облака ходячего, могучая, стройная. Её ветер ураган не согнёт, гром – молния не спалит.

Пройдёт мимо сосны пеший – поклонится до земли. Конный пройдёт – коня остановит. Молодой удалец – подбоченится, красна девица – пригорюнится, а пройдёт песенник – складну песенку споёт. Всяк Сусанину славу поёт.

Петрушка: Ну, что понравилось представление? А теперь всем гостям моё почтение. /Кланяется и уходит. /

Входит поводырь с медведем.

Поводырь : Расступись, народ честной,

Идёт медведюшка со мной.

/ Медведь кланяется./

Поводырь : Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех.

Скоморох : Медведюшка, а ты петь умеешь?

/ Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Зверь берёт гармонь, начинает играть. Беззвучно поёт, широко раскрывая рот./

Поводырь : Больно тихо ты поёшь. / К зрителям / А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче споёт. / Дети просят. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв уши руками. Медведь, продолжая реветь и играть, приближается к поводырю, который отмахивается от него руками. Потом забирает у него гармонь. Тот кланяется. Поводырь : А теперь, Мишенька, покажи-ка нам, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

/Медведь садится на пол, смотрится в зеркало, прихорашивается/.

Поводырь : А как малые дети горох воруют?

/Медведь ползает, показывает./

Поводырь : А как бабы на барскую работу, не спеша, идут?

/ Медведь еле передвигается. / Поводырь : А как с работы домой бегут?

/Медведь показывает/.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

/Медведь надевает на голову платок, берётся за концы и под звуки русской народной песни пляшет: идёт по кругу, неуклюже переваливаясь с одной ноги на другую, кружится. Далее попеременно выбрасывает ноги вперёд, снова кружится. Потом садится на пол./

Поводырь : Ух, Мишутка утомился,

Но народу поклонился. /Медведь встаёт, кланяется, и поводырь с ним уходят. /

Скоморох: а вдоль ярмарки во конец

Шёл удалой молодец.

И товар продавать –

И себя показать.

1 коробейник: Бубны. Тумбы.

Трещотки. Ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд

Выбирай подряд.

Красиво – приятно.

Для всех занятно.

/Дети подбегают к коробейнику, берут музыкальные инструменты и исполняют ”Ах вы, сени, мои сени ”.

2 коробейник: Пришёл я на ярмарку,

Принёс я книжки

Для вас, девчонки и мальчишки,

Книжки красивые, разные,

С былинами, песнями, сказками.

/Вытаскивает из короба книги костромских писателей и показывает детям, рекомендует почитать. /

1 скоморох: Пришла ярмарка с добром. Выбегающие цыгане: А мы для вас станцуем и споём.

/ Исполняется цыганский танец/.

2 скоморох : Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

/ Выходят девочки в русских народных костюмах и исполняют частушки. /

Вы раскройте шире ушки,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки –

Будет замечательно.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек.

Я, девчонка молодая, -

Ничего не утаю.

Откровенные частушки

Вам сегодня пропою.

Гармонист, гармонист,

Ты не вешай глазки вниз,

Гляди прямо на меня,

Завлекать буду тебя.

Вот гармошка заиграла,

Надо будет выходить, Чтоб самой повеселиться

И народ развеселить.

Запевай, подружка, песню

Запевай, повеселей.

Подружка, не жалей.

Я плясать – то не умею,

Только лишь побегаю.

А для публики такой

Я уваженье сделаю.

Ой, топни, нога,

Топни, правенькая,

Всё равно ребята любят,

Хоть и маленькая.

На базаре говорили,

Что ребята дёшевы,

Две копейки с половиной –

Самые хорошие.

У милёнка моего

Поговорочка на “о”.

Ну и пусть она на “о”,

Всё равно люблю его.

Ох, баянчик заиграл,

Заходили пальчики.

Любят песни и гармони

Девочки и мальчики.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек

1скоморох : Эй, весёлая детвора, все пожалуйте сюда!

Подходи и других приводи.

Давай – ка налетай,

Вместе с нами поиграй.

/ Ребята играют в игры:

Прыжки в мешках.

Перетягивание каната

« Бедовые петухи» (Чертится круг диаметром 2, 5 – 3 м. трое участников входят в круг. Они становятся на одну ногу, руки за спиной.

По сигналу ведущего игроки должны выталкивать противников плечом из круга. Побеждает тот, кто останется один. Ногу во время поединка можно менять.)

2 скоморох: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям.

В «чайную» всех приглашаем,

Русским чаем угощаем.

Перед «чайной» зазывалы:

1 зазывала: Вы скорее к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт.

2 зазывала : Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт!

С благодарностью весь мир

Славит чудо - элексир!

Желающие пьют чай, другие рассматривают товары в лавках, посещают “Город мастеров”.

Ведущий даёт напутствие:

Ты чайку сейчас попей,

Да и в лавки поскорей!

Кренделей себе купи

И себя всем покажи!

А потом ты к мастерам

Загляни - ка в город сам

На умельцев погляди,

Их таланты перейми!

Труд их важен и хорош,

Ни на чей он не похож.

Каждый мастер – просто клад

Свою работу делать рад.

Библиография:

1. Артамонова фольклорного праздника ”Русская ярмарка”. - Начальная школа. - № 9, 1994.

2. Сборник “Волга – матушка”. Фольклор Костромской области .

- Кострома. 1952.

3. Литвинова подвижные игры. - М. 1980.

4. “ Нерехтские частушки” - М. 1997.

5. Губернский город глазами костромских фотографов.

– Кострома, 1990.

6. и др. Ярмарка шумит, товарами манит.

Читаем, учимся, играем. - №

Составила,

библиотекарь МОУ СОШ № 23

города Костромы.

Театральная миниатюра "На ярмарке" - самобытное произведение по мотивам детского фольклориста Г.Науменко.

Мы сделали непосредственную "привязку" к нашему старинному городу Торжок.

Эта миниатюра принесла нам победу на Открытом фестивале - конкурсе детских театральных коллективов "Малая сцена", который проходит в Санкт - Петербурге!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная студия «Талица».

Театральная миниатюра «На ярмарке» по мотивам Г. М. Науменко.

Даша. В Торжке на площади Торговой

Когда-то ярмарки шумели.

Оттуда каждый шёл с обновой,

Да, торговать купцы умели.

Настя. На каруселях молодёжь,

Гуляли лихо новоторы.

Стоял на площади галдёж,

В рядках- товаров разных горы.

Даша. В продаже был китайский шёлк,

Сапожки, туфли из сафьяна.

Купцы в товарах знали толк,

И торговали очень рьяно.

Настя. В душе досада и тоска.

У площадей ведь тоже судьбы.

Нам сердцу древнего Торжка

Всё первородное вернуть бы.

Музыкальная тема «Праздник».

Из-за кулис выходят 2 девушки, машут в кулисы. (Вика, Геля).

Геля. Спасибо тебе, Илюшенька!

Вика . За доброту твою!

Музыкальная тема «Праздник».

Идут к «заднику», оживлённо разговаривают, делают «петлю» на авансцену. Вика останавливается.

Вика (эмоционально). Ой, подруженька! Сегодня ярмарка открывается! Купцов понаехало, видимо-невидимо! Аж глаза разбегаются! Сейчас в избе приберу, воды наношу, огород полью, принаряжусь и на ярмарку побегу! Давай и ты со мной!

Геля. Я бы с радостью, да только батюшка не пущает! Говорит, мала ещё! А мне так на ярмарку хочется, спасу нет!

Вика. Ты дюже - то не горюй! Придумаем что-нибудь!

Музыкальная основная тема.

За разговором уходят в кулисы, там одевают шали. Выходят парни – глашатые (без реквизита).

Андрей 1.

Денис 2. Давно мы вас тут поджидаем! Без вас речей не начинаем!

1 . Собрались мы тут позабавиться, да потешиться! Пошутить, да ума-разума со дна нацепить!

2. Для каждого из вас найдётся глоток водицы из колодца!

1. Подарки есть на всякий вкус: кому сказка, кому быль, а кому песенку в прикус! Смеха, да радости вам!

Добро пожаловать на весёлую ярмарку!

Музыкальная основная тема.

По очереди из-за кулис выходят девушки. Геля и Вика в числе созерцателей-покупателей. Коробейники, кто с корзиной, кто со связкой баранок, кто с крынками, кто с лентами, кто с куклами на руке, кто с павлопасадскими платками и т. д.

Денис - кукле. Куда идешь, брат Мокей?

Настя. Иду на ярмарку, брат Патрикей!

Андрей, очень расстроенный.

Даша . Эй, Федул, что губы то надул?

Андрей Федул. Да кафтан порвал!

Настя . А где- же ты его порвал?

Федул. С зайцем наперегонки бегал!

Даша Г . И кто же выиграл?

Федул. В гору заяц выиграл, а с горы я проиграл!

Юля Л . А ты чего, Патрикей, ищешь? РУКАВИЦЫ!!!

Денис Патрикей . Да рукавицы!

Даша Я. А много ли их было?

Патрикей. Да одна пара!

Юля . А одна пара, так за поясом!

Музыкальная основная тема.

Разворачивается ярмарочное действо. Берём оставшийся реквизит. Идут Геля и Вика. Ближе к авансцене. Покупатели Даша Я., Даша Г.

Вика. Ну вот, подруженька, видишь, как у нас с тобой всё складно получилось! А ты боялась!

Геля. Ой, и сейчас боязно мне! Обманули мы батюшку! Сказали, что к куме пойдём, а сами на ярмарку убежали!

Вика . Не бойся, обойдётся! Он и не хватится!

Геля . А вдруг мы батюшку на ярмарке встретим, или того хуже – кума с ним раньше нас увидится! Ой, что будет!

Вика. Не бойся раньше времени! Пойдём на товар посмотреть, да себя показать! Зря мы, что ли с тобой расфасонились!

Музыкальная основная тема.

Идут смотреть, покупать товары.

Настя. Здравствуйте, люди добрые! Добро пожаловать, гости дорогие!

Андрей. Мы, развесёлые потешники! Торжокские пересмешники!

У нас есть гусли, дудки, загадки да прибаутки!

Денис. Песни да пляски, игры да сказки!

Пришла пора ярмарку открывать!

Покупатели Юля, Денис.

Даша Г . Вот будет здорово! Удовольствия в три короба!

Даша Я. Пожалуйста, заходите! Ярмарку посмотрите!

Смотрите, рассматривайте! Глядите, разглядывайте!

Все. Весёлая ярмарка!

Музыкальная основная тема.

Вика. А пойдём- ка с ребятами в игры поиграем! Весело будет, вот увидишь!

Геля. А может и правда, пойти?! Волков бояться, в лес не ходить! Будь, что будет!

Геля подбегает к Юле, шепчет на ухо.

Настя. Пришла ярмарка с добром! Кому пряники, пироги, да орехи!

Даша Я . А кому игры, песни, да пляски!

Все. Ярмарка открывается!

Музыкальная основная тема.

Все рассматривают товары. Юля ведёт Гелю на верёвке.

Геля. Топ, топ ногами! Хлоп, хлоп руками!

Юля . Мы и сами идём и козу ведём!

Даша Г. С крутыми рогами, с длинными косами!

Даша Я. Зачем коза, мужичок дал тебе пятачок?

Геля-Коза. Купить сена клок!

Настя. На что тебе сено?

Геля-Коза . Добра коня кормить!

Даша Я. На что добра коня кормить?

Геля-Коза . Дубовый лес возить!

Даша Г. На что дубовый лес возить?

Геля-Коза . Мосты мостить!

Юля . На что мосты мостить?

Геля- Коза. Чтоб на ярмарку ходить хороводы водить!

Товары быстро раскладываем по периметру. Все встаём в хоровод.

Тема «Курочка по сеничкам»(1мин.).

После хоровода немного усталые, но радостные, вновь берём товары, ходим по ярмарке, присматриваемся. Покупатели Настя, Андрей.

Настя (удивлённо, радостно) Кто на ярмарке не бывал, такого чуда не видал! Яблочки моченые, репы сушеные! Семечки каленые, коврижки медовые!

Даша Я. (удивлённо, радостно) На орешки не глядите, набирайте да едите! Конфеты, орехи-ребячьи утехи!

Даша Г . Давайте подходите, да других приводите!

Юля. Ничего не продаём, всё задаром отдаём! Кушайте, питайтесь, на нас не обижайтесь!

Андрей. Мы купцы да купчихи пригожие! Пряники хорошие! Сахарные на меду! Во все карманы накладу!

Все. Чудо - чудное! Диво - дивное!

Денис. Подходите все сюда! У нас товары чудные! Глядите не моргайте, рты не разевайте! Ворон не считайте! Даром разбирайте!

Геля. Нынче ярмарка Все . - широкая!

Вика. Нынче ярмарка Все. –развесёлая!

Музыкальная основная тема.

Геля и Вика обойдя ярмарку на авансцену.

Геля. Ой, как весело! Ой, как радостно! Спасибо тебе подруженька!

Вика. А я тебе что говорила! А ты ещё меня ослушаться хотела! А сейчас небылицы станут сказывать! Побежали!

Бегут к Насте.

Музыкальная основная тема.

Все ищут воображаемого Фому в кулисах, в зале.

Настя. Эй, Фома, где ты?

Геля, увидела его в кулисах, удивлённо кричит:

Он на лавке лежит раздетый!

Юля. Скажите, пусть одевается!

Ярмарка продолжается!

Геля. Небылицы для вас в лицах!

Музыкальная основная тема.

«Воротики» из шалей.

Андрей. Я скоморох Прошка!

Денис. А я Федул скоморошка!

Андрей . Посидим рядком!

Поговорим ладком!

Садятся на авансцену. Все ребята радуются, смеются.

Даша Г. Небылицы в лицах сидят в светлицах! (Геля Да вы что!)

Щёлкают орешки да творят посмешки! (Вика Ух ты!)

Юля. Мимо леса из-за гор едет дедушка Егор!

Он на пегой телеге, на скрипучей лошади! (Даша Г.

Не может быть!)

Геля. Топорищем подпоясан! Нараспашку сапоги! (Настя Эвон как!)

На босу ногу кафтан, а на колпаке карман! (Юля Враньё!)

Вика. У нас курочка бычка родила и в пелёночку его обвила! (Андрей Правда?)

А петух поросил поросят ровным счётом -60 (Денис Неужели?)

Поросята «Кукареку!» кричат, полететь хотят! (Даша Я. Вот это да!)

Андрей. Козлик седой трясёт бородой, ест холодец,

Все. Небылицам конец!

Музыкальная основная тема .

Все опять разбирают, выбирают товары, Геля и Вика, обойдя ярмарку, уходят на авансцене. Покупатели Юля, Даша Я.

Геля . Как хорошо погуляли, подруженька моя, любезная!

Вика. Хорошо, что батюшку твоего не повстречали! А то была бы нам такая ярмарка с хороводами! На всю жизнь бы запомнили!

Геля, блаженно. Ах, как хочется всем рассказать, как хорошо мы с тобой погуляли! Как весело! Как много всего диковинного видали!

Вика. Успеется, ещё расскажем! Пойдём домой! А то, как бы нас не хватились!

Выходят на середину авансцены, видят батюшку. Зовут ребят на помощь. Ребята кучкуются, решают рассказать песней, что случилось, почему убежала.

Музыкальная тема р. н. п. «А мы ноне гуляли».

В конце песни опять кучкуются, советуют просить прощения у батюшки. Геля выходит вперёд.

Геля . Батюшка, прости ты меня за ради Христа!

Делает поклон до земли.

Музыкальная основная тема .

Ребята радуются, смеются, берут реквизит.

Геля. Эй, Фома, почему петь перестал?

Ребята возвращаются. Возгласы ребят.

Андрей, чешет затылок. Да потому, что я устал!

Геля. Какой ты, братец, ленивый стал! Возгласы ребят.

Андрей, уверенно. Нет, я молодец, я удалец!

Только представлению конец!

Все кричат. Наше вам почтение! Общий поклон .

До следующего представления!

Звучит музыка. Все машут руками, смеются, убегают, делают «расчёску» .

РЕКВИЗИТ.

  1. Павлопасадские платки (3шт.) - Даша Ященко.
  2. Ленты атласные, бусы – Юля Лизалина.
  3. Корзина с ложками – Даша Глазкова.
  4. Кукла на руку - Настя Каткова.
  5. Музыкальные инструменты, корзина – Андрей Румянцев.
  6. Плетённые изделия – Денис Соколов.
  7. Фартуки – 4 шт.
  8. Головные уборы – 4шт.
  9. Обувь.
  10. Бусы.

Сценарий. Праздник "Кукольная история"

Сценарий праздника для детей начальных классов. Дети узнают об истории кукол в России, примут участие в изготовлении кукол - оберегов, посмотрят выступление кукольного театра, поиграют в народные игры.

ЦЕЛЬ: изучение истории русской народной куклы.
ЗАДАЧИ:
развивать творческие способности детей;
воспитывать уважение к русской культуре;
научить изготавливать куклу своими руками.

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу.
Причешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
С кем же так играю я
Подскажите мне друзья?

Конечно это кукла! Сегодня вы услышите кукольную историю.
Поднимите руку, у кого есть кукла? Что такое кукла? Для чего она нужна?
В толковых словарях русского языка объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека.
Кукол в мире великое множество. - Какое разнообразие кукол нас сейчас окружает. Зайди в любой магазин «Игрушки» и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману.
-Ребята, как вы думаете, а ваши бабушки и прабабушки играли в такие же куклы?
-А где они их брали?
Самые первые куклы делались из золы, глины, дерева, кости, лыка, воска, льна.

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.

Начинаем нашу историю с тряпичной куклы
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
«В детстве самыми любимыми игрушками были куклы. С малолетства мы умели делать кукол. Делали из тряпочек, рямушечек, носовые платочки использовали. Куклы одни сшивали, а другие просто закручивали и завязывали нитками. Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку. Одевали кукол, как сами ходили. Обязательно сарафан. Сзади все складки прошивали. Поверх сарафана кофту и передник. Обязательно поясом подвязывали.. У взрослой куклы-женщины делали даже грудь. Делали и кукол-мужчин и детей. С куклами играли, кормили их, укладывали спать, обыгрывали всю взрослую жизнь на куклах. Вот посмотрите, как мы делали куклы
Пеленашка
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза» Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.
Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли

Зерновушка - кукла, которая символизировала достаток в доме,. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Ведущий:
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Игра «Кукольные движения» - (делай как я) (в кругу, водящий отворачивается, дети повторят движения за ведущим, водящий должен угадать кто ведёт.…)


А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.
Сейчас наши мастерицы покажут мастер -класс.
Приглашаются желающие поучаствовать

МАСТЕР-КЛАСС (от каждого класса один ученик изготавливает куклу, всего -12 человек)


Дети демонстрируют изготовленных кукол



Девочки 7 класса рассказывают о куклах:
1.Домашняя Масленица
В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - 2.берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли "бабушкина кукла").


4.Кукла колокольчик. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.


Игра «Мыршим» казахская народная игра с конфетой за щекой.Водящий должен угадать у кого за щекой конфета. .
Ведущий: послушайте историю фарфоровых кукол

Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус.

В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы были недёшевы. Костюмы у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусики и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери. Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.

Самые дорогие куклы с фарфоровыми головками, в костюмах из парчи и шёлка, украшенных бисером, золотыми и серебряными галунами, затейливыми кружевами, теперь входят в музейные собрания России, Франции, Америки и других стран.

Кукольную историю продолжают деревянные куклы
Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России
– ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки

А сегодня у нас в гостях куклы- неваляшки. Танец исполняют девочки 1 класса.


Игра «Матрёшки»
2 команды становятся в шеренги,по команде завязывают платки впередистоящему. Чья команда быстрее.


Ведущий:
Продолжают историю современные куклы

Куклы70-80 годов прошлого века.
Такими куклами играли ваши мамы, наверное, они ещё сохранились у вас дома. Куклы из пластмассы с капроновыми волосами. У кукол закрывались глаза, двигались руки и ноги.
Такую куклу можно было мыть делать ей причёски, одевать, раздевать.

Кукла Барби
В 1959году в мае месяце родилась знаменитая кукла Барби. Её рост29 см, а весит она лишь135 грамм.

Вам трудно себе представить жизнь без кино, телевидения, компьютеров? А ведь когда-то ничего этого не было. Тогда народ очень любил смотреть кукольные театральные представления.
Т-с-с..Ребята! Мы сегодня с вами попадём в волшебный мир говорящих кукол. Здесь не принято шуметь и громко разговаривать, потому что эти куклы артисты, и они готовятся к выходу на сцену

Появляется Петрушка
Это про кого вы разговор так тихо ведёте? Ишь, притихли! Я даже и не слышал, что зрители уже собрались. Здравствуйте ребята!
Дети здороваются.
Эй, белобрысый из первого ряда.
Ты не узнал меня с первого взгляда:
А я – Петруша!Любимая всеми игрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок.
Ох, и посмеюсь я над вами –
Да так, что расхохочитесь сами!
(Звучит музыка «Бродячие артисты» в исполнении ансамбля «Веселые ребята»)
Входит сказочник с большим ярким чемоданом.

Петрушка:
О! это еще кто такой?
Не хочешь ли поиграть со мной?
Сказочник: Я сказочник, хожу по городам и сёлам, показываю людям весёлые спектакли, добрые сказки, представления….
Петрушка:
И у нас сегодня представление Всем на удивление!
Я хочу рассказать детям о театре, Кому, как ни мне это знать.
Ведь театр с меня начинается –
Я самый любимый детский персонаж.
Спектакли со мной народ уже 100 лет смотрит.
Эх, без Петрушки и шутки, не шутки.
И театр, не театр!Так ведь, ребята?!
Сказочник:
О! да ты как я погляжу, Хвастунишка, Петрушка.
Петрушка: А что это за чемодан у тебя?
Сказочник: В таком волшебном чемодане живут куклы, и где открывает его сказочник, там и поселяется сказка, начинаются настоящие чудеса.
Достаёт кукол. это кукла – «марионетка».
Петрушка: Почему у этой куклы такое странное имя?
Сказочник: Эти игрушки давным-давно придумали в далекой Италии.
«Мариона» - это по-итальянски маленькая Мария – так и прозвали в ту пору забавных кукол.
А чтобы эта кукла ожила, скажите вместе со мной
Волшебные слова:
«Динь-дон, динь-дон, Под весёлый перезвон,
Кукла наша оживай Танцевать начинай!» Ребята кто хочет оживить куклу? (дети показывают действие с куклой)

Цель: воспитание духовной культуры, приобщение детей к русскому народному творчеству, народным танцам, песням, развитие музыкальных способностей посредством пения и движения.

Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров и стремление научиться создавать предметы, радующие окружающих; закреплять умение различать изделия разных народных промыслов, развивать эстетические чувства.

Декорация: на центральной стене Жар-птица – символизирующая разные виды художественно-прикладного творчества; полки – прилавки с разными видами народных промыслов (гжель, хохлома, дымка), музыкальные инструменты. Левая стена оформлена павловскими платками.

Звучит русская народная музыка.

Входит хозяйка в русском костюме (ведущая).

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие.

Веселья вам да радости желаю

Давно я вас жду поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

Открываются ворота – заходи, кому охота.

Под веселую русскую народную музыку «Камаринская» входят дети.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух.

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости.

Дети, вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Сёла, мосты, города, виадуки,

Всё наши руки, всё наши руки.

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека.

Руки – о многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят.

Ребенок: Эх, Россия, ты Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Золотая хохлома.

Ребенок: В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит.

Вдоль этой реченьки

Деревенька стоит.

Бело-синее чудо

Соловьиная трель,

Всем ты в душу запала

Наша русская Гжель.

Ребенок: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Фофанов.)

Воспитатель 1: Мы ребята озорные,

Мы ребята удалые.

Приглашаем всех на поляну зелёную,

На ярмарку весёлую!

Воспитатель 2: Покажут на ярмарке люди торговые

Чем богаты города русские, каким товаром славятся.

Петрушка: (из-за дверей) Постойте, постойте. А я? Как же вы без меня?

Дети: А ты кто?

Петрушка: Отгадайте! Я малый, веселый, пою, свищу, играю и скачу.

Ведущий: Ребята, кто же это?

Дети: Петрушка!

Петрушка: Да, я Петрушка, народный любимец. Без меня ни одна ярмарка не обходится.

Ведущий: Ну раз ты такой удалой, пойдем с нами.

Петрушка: (под музыку выходит из-за ширмы)

Ярмарка, ярмарка, веселая ярмарка.

Собирайся народ, кто на ярмарку идет.

Инсценировка песни «Ярмарка» в исп. Л. Смирновой.

В конце песни дети остаются каждый за своим столом.

Ребенок: Внимание, внимание, внимание!

Открывается веселое гуляние.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Ребенок: На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья.

Ребенок: Что душа твоя желает –

Все на ярмарке найдешь.

Всяк подарки выбирает –

Без подарка не уйдешь.

Ведущий: На этот товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь.

Петрушка: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди мастера

Ребенок: А сначала расскажите нам об этой чудесной посуде.

Ведущий: Ну так и быть, слушайте. Давно это было. От царской немилости сбежал далеко в лес за реку Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол. Дошло дело до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, ложки, плошки. Прилетели к нему птицы, и стал он их кормить пшеном. Однажды вместе с другими птицами прилетела к нему сказочная Жар-птица. Он и её накормил. Когда Жар-птица улетела, она коснулась своим крылом посуду, и стала посуда золотой. Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему и, кроме птиц нарисованных, вырезают посуду в виде птиц – чашки, ковши.

Петрушка: Спасибо тебе, Хозяюшка за рассказ.

Ребенок: Как волшебница Жар-птица не выходит из ума,

Чародейка-мастерица золотая Хохлома.

Ребенок: И богата, и красива, гостю рада от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин, маки солнечного света и ромашки луговин.

П. Синявский.

Ребенок: Так красива, так вольна -

Всем на загляденье.

Из такой посуды есть

Просто объеденье. (показывает ложки)

Ребенок: Ложки, ложки, расписные ложки!

Ложки золоченые, узоры крученые.

Хоть щи им хлебай,

а хочешь – музыку играй.

ДЕТИ ВМЕСТЕ: Тень, тень, потетень,

Будем мы играть весь день.

Песня: «Расписная ложка» муз. М. Суховой.

(Дети играют на ложках.)

Петрушка: Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс.

Что, ребята, вы стоите, выходите в сей же час.

«Кадриль»

Петрушка: Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй. (Выносит карусель.)

Ведущий: Закружили, завертели,

Колесо у карусели.

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Игра: «Карусель»

Еле–еле, еле-еле, закружились карусели.

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, карусель остановите,

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

Дети второго стола (дымка)

Зазываем в терем наш,

Вот послушайте рассказ.

Петрушка: Пойдемте, ребята, посмотрим и послушаем, что там есть интересного.

Ребенок: Мы приехали к вам из села Дымково, из-под города Вятки. Знаменито наше село своими глиняными игрушками, а город Вятка знаменит своею ярмаркой – «Свистуньей».

Петрушка: А почему свистуньей?

Ведущий: Это легенда. Однажды, когда город окружили враги, жители придумали хитрость. Все, даже м\самые маленькие дети, получили по глиняной игрушке – свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. От свиста зашатались деревья, отлетели маковки на теремах, замертво падали кони. Враги решили, что их атаковали подоспевшие на выручку дружины. И в страхе бежали. С тех пор жители города отмечают праздник – свистунью.

Ребенок: Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка – родился в веселый час

Вятский праздник – свистопляска.

Ребенок: Эй, игрушки и народ,

Становитесь в хоровод.

Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать.

Дети берут свистульки и выходят на середину зала, поют.

Частушки (на проигрыш – играют на свистульках).

  1. Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Нас на ярмарку позвали

Чтоб игрушки продавали.

  1. Дымковские барышни

Всех на свете краше.

А гусары баловни

Кавалеры ваши.

  1. У большого индюка

Порасписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

  1. За студеною водицей

Водоноска молодица.

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

  1. Под березы на лужки

Выбегали петушки.

Зеленые сапожки,

Красные сережки.

  1. Я куплю тебе свистульку

Будем трели выводить.

Мастеров и з знатной дымки

Никогда нам не забыть.

  1. Вот игрушки знатные

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

Ведущий: Ай-да молодцы! Хорошие игрушки да частушки для ярмарки приготовили. Ну а какая же ярмарка без игр?

Петрушка: На игрищах наших игр разных – тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй.

Русская народная игра «Бубен» (муз рук. №4, 2014 г.)

Бубен сел на пенек, просидел там весь денек.

Коза бежала – рогами бодала, МЕ=МЕ=МЕ

Конь скакал – копытом поддал ИГО-ГО

Свинка бежала – бубен уронила.

Бубен с пня свалился – по дороге покатился.

Замахал руками, застучал ногами, побежал за нами. (садятся на места)

Ребенок: Край любимый светел от берез,

Рассмеются дети – и тепло в мороз.

Край любимый весел оттого,

Оттого, что песен много у него.

Песня «Я люблю тебя россия!» муз. Л. Раздобариной

Ведущий: Какая песня веселая.

Дети: (которые стоят за столом гжели)

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда.

На товары поглядите,

И чего-нибудь купите.

Петрушка: Что случилось? Бело вокруг!

Лишь голубые цветы встали в круг.

Ведущий: Синий цвет и белизна

Это Гжель к нам пришла!

Петрушка: А почему только синие и белые цветы здесь?

Ведущий: Есть такая сказка-легенда.

Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили они, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то стали мастера расписывать свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. а узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Ребенок: Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель.

Петрушка: Вы, девицы, выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь.

Хоровод: «Гжельские узоры »

(Девочки танцуют в костюмах, украшенных гжельской росписью.)

Ведущий: Все мы лавки посмотрели,

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как украшен русский дом.

Петрушка: Закончим праздник дружной песней.

Её все вместе мы споем.

Нет на земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем.

Песня: «Моя россия» Г. Струве.

Ведущий: Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля.

Изобильная, родная,

Славься, русская земля.

Петрушка: Весело было на ярмарке.

И товар прикупили, и себя показали.

Ведущий: Ой, вы гости дорогие.

У нас конфеты сладкие- примите их в подарки.

(Раздача конфет – «петушков».)

Петрушка: Вот и солнышко садится, пора домой собираться.

Ведущий: Пришло время расставаться,

До свиданья, до свиданья.

Под р.н.м. все уходят из зала.

Используемая литература:

  1. Журнал: «Музыкальный руководитель» № 4, 2014 г.
  2. Журнал «Музыкальная палитра» № 2, 2012 г.
  3. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством».
  4. Музыкальные CD диски, аудиокассеты.

Негосударственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №63 ОАО «РЖД»

Работа с родителями.

Домашний театр: «Ярмарка».

Сценарий развлечения разработан коллективом подготовительной логопедической группы № 10:

Учитель – логопед: Маханева Ольга Германовна

Воспитатели: Васильева Валентина Ивановна, Галстян Тамара Григорьевна

Цели:

  1. Приобщать детей к драматическому искусству.
  2. Познакомить с одним из видов театрализованной деятельности – домашним театром.
  3. Привлекать родителей к участию в воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Прививать любовь к русскому народному творчеству.
  2. Закреплять знания о видах театра.
  3. Развивать творческие способности детей: Умение мимикой и жестами передавать образ героя. Четкость дикции, интонационную выразительность. Умение перевоплощаться, импровизировать. Музыкальный слух, темпо – ритмическое восприятие.
  4. Продолжать учить играть на детских музыкальных инструментах.
  5. Развивать положительный эмоциональный настрой, используя прием совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.
  6. Воспитывать интерес к творческим проявлениям сверстников и взрослых.

Оборудование:

  1. Перчаточные куклы: мальчик, девочка, заяц, мишка, цыган, декорации к спектаклю кукольного театра.
  2. Декорации – оформление зала по теме «Ярмарка».
  3. Творческие работы детей с использованием техник русского, прикладного искусства.
  4. Детские музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен, ложки.
  5. Призы – отгадки к загадкам коробейника.
  6. Театр стульев: Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка (медведи); Машенька. Маски – шапочки к ним.
  7. Народные костюмы для детей и взрослых.
  8. Корзинка, платок, рукавицы, петушок на палочке, золотые орехи.
  9. Обруч, ленты для игры «Карусель».
  10. Ярмарочные угощения (сушки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит тихая музыка. Дети входят в зал, садятся на стулья. Стулья расставлены полукругом, лицом к сцене.

Ведущая. Добрый вечер дорогие гости – ребята, мамы, папы, коллеги. Давайте сегодня поговорим о театре.
Один актер сказал: «Идите в театр, смотрите, театр, любите театр».
Ребята, а вы знаете, что такое театр? (ответы детей: «Театр это место, где можно увидеть игру актеров, представление, спектакль).

Ведущая. Существует много разных видов театра: в одних выступают взрослые актеры – это их профессия; в других, в свободное от учебы время играют дети. Актерами могут быть животные (как называется такой театр – цирк), куклы (это – кукольный театр).

Но самый необычный, самый увлекательный театр – домашний. Актерами в нем могут быть и папы, и мамы, и бабушки, и дедушки, и дети, и даже домашние любимцы. В этом театра можно разыгрывать самые невероятные спектакли.

Сегодня вместе собрались и дети, и родители, и воспитатели – получилась большая, дружная семья. Давайте попробуем поиграть в домашний театр. (да)

А отправимся мы на ярмарку.

1 скоморох:

Здравствуйте, ребята дорогие

Маленькие и большие.

2 скоморох:

Здравствуйте, гости,

Милости просим.

3 скоморох:

Ярмарку открываем,

Веселье шумное начинаем.

4 скоморох:

Открывай скорей базар,

Везут сказочный товар.

Разливайте квас и мед,

Веселись честной народ.

Инсценировка «Кума».

1 кума: Здорово, кума!

2 кума: На базаре была.

1 кума: С ярмаркой поздравляю!

2 кума: Петуха купила.

1 кума: Ты что кума, глуха?

2 кума: Хочу жареного петуха.

Расходятся, 1 кума уходит.

3 кума: Здорово, кума!

2 кума: На базаре была!

3 кума: Никак ты, кума, глуха! Ну прощай, кума.

2 кума: Пять рублей отдала!

Расходятся, 3 кума уходит.

4 кума: Добрый день, кума, послушай!

2 кума: Муженьку несу покушать!

4 кума: Эй, кума, ты что глуха?

2 кума: Жареного петуха!

Расходятся, уходят. Появляется коробейники.

1 коробейник.:

Покупатель, заходи,

На товары погляди.

Только рот не разевай,

А что мило, покупай.

Ведущая:

Пошла Маня на базар.

Принесла домой товар:

Маня:

Родной матушке – платок,

По середочке цветок.

Братцам – соколам

По козлиным сапогам.

Сестрицам – лебедицам

По новым рукавицам.

2 коробейник:

Вот какой у нас базар,

Бери глиняный товар.

Все горшочки хороши

Выбирай – ка для души.

3 коробейник :

А у меня петушок. Чудо – птица!

Сидит на высокой спице, охраняет границы.

Добрым – поможет,

А вредных в темечко клюнуть может!

4 коробейник:

А у меня товар чудесней всех:

С острова Буяна золотой орех.

Разгрызть не старайся,

А смотри и удивляйся!

Ведущая:

Очень много говорите,

Вы нам лучше спойте или спляшите!

Музыкант:

Где песня льется,

Там легче живется!

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную!

Ансамбль детских музыкальных инструментов исполняет песню «Во саду ли в огороде. (металлофон, ложки, треугольник, бубен)

Во саду ли в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личико.

Второй раз проигрывают, девица приплясывает.

Выходит 5 коробейник (взрослый).

5 коробейник: (поет)

Ах, полным полна моя коробушка,

Есть и ситцы и парча.

Покупайте люди добрые

Все от гвоздя до калача.

Продаю товары и конфетки не за монетки,

А загадываю загадки и жду вашей отгадки.

Загадывает загадки, отгадками на которые являются предметы -товары коробейника. За правильный ответ коробейник дарит предмет отгадку. (загадки в приложении).

Ведущая:

Все товары нам надоели,

Хочется покататься на карусели.

Кто лихих каруселей не боится,

Выходи - ка с нами прокатиться.

Проводится подвижная игра «Карусели»
Еле, еле, еле, еле, дети шагом идут по кругу.

Закружились карусели.

А потом, потом, потом, дети бегут по кругу.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, переходят на шаг.

Карусель остановите. дети останавливаются.

Ведущая :

Что за шум раздается?

По дороге телега, какая – то несется

Кто - то в гости на ярмарку едет,

Может это цыгане, наши соседи.

Под музыку, пританцовывая, выходит цыганка.

Цыганка:

Здравствуй, ярмарочный люд!

Что тут, развлечений ждут?

Цирк цыганский подойдет? (да).

Так смотри честной народ!

Табор наш стоит в лесу,

Видели вчера лису…

Из лесу на ярмарку пришли,

3 х медведей к вам на ярмарку привели.

Открывается ширма, скрывающая театр стульев.

Цыганка: (приглашает детей, называет их роли)

Михайло Потапович мишку зовут,

Грубо скажи нам, мишка: «Я тут».

Цыганка:

Мишка поменьше – Настасья Петровна,

Не маленький мишка и не огромный.

Повтори – ка за мной: «Кто тут сидит».

Ребенок, назначенный на роль медведя, повторяет фразу.

Цыганка:

Маленький самый зовется Мишутка

«Детки на праздник в цирк к нам пришли».

Ребенок, назначенный на роль медведя, повторяет фразу.

Цыганка:

Начинаем представленье

Всей ярмарке на удивленье

Прячется за стул, наряженный Машей.

Ведущая:

Маша в чаще заблудилась

К трем медведям в дом явились,

Цыганка: Суп у мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала…

Выходит из- за стула.

Цыганка: Что же на это сказали медведи?

Дети в масках – шапочках разыгрывают сценку из сказки (со стульями, с тарелками).

Ведущая: Что же ты нас цыганка обманываешь?

Медведи ведь у тебя не настоящие!

Цыганка: (испуганно)

Извините, мне пора.

Скорее в табор,

Всем пока…

Появляется ребенок – Петрушка.

Петрушка:

Тра – ля – ля! А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Надел шапку на макушку

Знаете кто я? (петрушка)

Угадали! Молодцы!

Я по свету шел да шел.

К вам на ярмарку зашел.

Я пришел не один, а со своими друзьями – куклами. Они вам покажут кукольный театр. Сказка называется «Доверчивый сторож».

Ведущая : Садитесь поудобнее, сказка начинается. (Разыгрывается сказка).

Ведущая: Ребята, вам понравилась сказка? Разрешите представить актеров нашего театра. (представляет).

Спасибо, тебе, Петрушка, за представленье!

Петрушка:

А у меня есть для вас и угощенье!

Петрушка угощает детей.

Ведущая:

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook