Первый крестовый поход (1096–1099). Первый крестовый поход Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В течение XI в. христианское общество преобразовалось. Церковь поднялась из упадка; папа, освободившись от влияния императора, был признан главой всего христианского мира; монастыри, преобразованные по образцу Клюни , аскеты, ведшие жизнь древних отшельников, способствовали восстановлению в Европе благочестия и уважения к церкви. Христианские воины, рыцари, организовались: они усвоили однообразную тактику и могли теперь действовать сообща. До сих пор они воевали большей частью друг с другом; папа внушил им мысль соединиться против врагов христианства. Крестовые походы были результатом союза между рыцарством и папством.

Этого хочет Бог. Первый Крестовый поход

Между тем фатимидский халиф Каира, воспользовавшись затруднительным положением сельджуков, отнял у них Иерусалим (1098); он предложил участникам первого крестового похода приходить на поклонение св. местам, но не иначе, как небольшими группами и без оружия. Вначале крестоносцы попытались заключить союз с Фатимидами против сельджуков; но они не хотели оставлять св. Гроб в руках мусульман. Они шли вдоль побережья, избегая городов, и затем повернули к Иерусалиму. Их оставалось 25 тысяч человек.

Приблизившись к городу, они рассеялись и, взобравшись кучками на высоты, с которых видны были стены, по обычаю того времени простерлись на земле, благодаря Бога за то, что он привел их к св. городу. Но Иерусалим был окружен крепкими стенами; крестоносцы не могли взять их приступом; приходилось начинать правильную осаду.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

В бесплодной местности, которой окружен Иерусалим, эти бойцы первого крестового похода не нашли ни съестных припасов, ни дерева для постройки машин; Кедронский ручей высох, цистерны были засыпаны; при невыносимом зное нельзя было найти для утоления жажды ничего, кроме луж зловонной воды. Генуэзские галеры, приставшие к Яффе, снабдили их съестными припасами и орудиями. Крестоносцы нарубили деревьев на расстоянии нескольких миль от города и построили две деревянные башни и лестницы. Прежде, чем идти на приступ, они босиком и в вооружении совершили крестный ход вокруг города (как повелел им легат Адемар, который явился во сне одному провансальскому священнику). Штурм продолжался полтора дня. Наконец воинам первого крестового похода удалось перекинуть с одной башни несколько балок, которые образовали мост между башней и стеной. Первыми перешли через него два фламандских рыцаря, затем – Готфрид Бульонский и его брат; вскоре после этого норманны с другой стороны проникли в город, пробив брешь в стене. Крестоносцы перебили всех, кого нашли в городе. В мечети Омара, куда спрятались мусульмане, «кровь доходила до колен рыцаря, сидящего на коне». Они на минуту прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение Гробу Господню, и затем снова принялись убивать и грабить (15 июля 1099 г.).

Основание королевства Иерусалимского

После того как была осуществлена главная цель первого крестового похода, следовало подумать о том, кому вручить власть над Иерусалимом. Духовенство желало, чтобы во главе управления стоял патриарх, рыцари требовали, чтобы власть над городом была предоставлена одному из них. В конце концов выбрали Готфрида Бульонского, который получил титул защитника Гроба Господня.

Вскоре после этого армия в 20 тысяч человек, присланная из Египта, подступила к Иерусалиму со стороны Аскалона. Эта поспешность спасла христиан. Крестоносцы не успели еще оставить город; Готфрид повел их против мусульман, которые были обращены в бегство (12 августа). Но он не взял Аскалона из опасения, чтобы Раймонд не удержал его за собой.

Аскалонская битва. С гравюры Гюстава Доре

Впоследствии рассказывали, что Готфрид был единогласно избран иерусалимским королем , но что он отклонил это избрание крестоносцев, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. Это изречение принадлежит графу Тулузскому или Балдуину.

Крестовые походы в Святую Землю – это 200-летняя эпопея военных компаний и нескончаемых сражений христиан с мусульманами. А начало этому положил Первый крестовый поход (1096-1099), благодаря которому воины Христа закрепились на землях Палестины и образовали там государства. Все эти вновь возникшие христианские земли стали называться Латинским Востоком. А представлял он собой узкую прибрежную полосу земли, достигающую в длину 1200 км. В этих местах были построены замки, ставшие оплотом сопротивления христиан мусульманам.

Начало этим историческим событиям положил конфликт Византийской империи с турками. Ситуация для византийцев стала настолько тяжёлой, что их император Алексей Комнин обратился за помощью к папе римскому Урбану II. Тот не отказался помочь, руководствуясь при этом своими интересами. Глава католической церкви рассчитывал таким образом объединить распавшуюся в 1054 году христианскую церковь и возглавить её.

Урбан II обратился к пастве с проповедью. Случилось это 24 ноября 1095 года в городе Клермоне во Франции. Слуга божий призвал христиан отправиться в Святую Земли и освободить Гроб Господний. Слушавшая папу толка закричала: «Так хочет Бог!». Многие тут же начали рвать платки на полосы, складывать их крестом и нашивать на одежду. А самые экзальтированные выжгли себе кресты на теле. Все эти события и стали прелюдий Первого крестового похода.

Надо сказать, что у этой военной компании не было никой чёткой организации, так как отсутствовало единое командование. Основой всего стал энтузиазм людей, но каждый при этом во главу угла ставил свои личные интересы и цели. Кто-то отправился в далёкие земли из любопытства, чтобы увидеть новые страны. Кого-то погнала нужда, царившая в доме. Некоторые пошли, чтобы сбежать от долгов или избежать наказания за какие-то преступления.

В Святую Землю новоиспечённые крестоносцы двинулись двумя волнами . Первая волна, которую ещё называют Крестьянским крестовым походом, появилась на окраинах Константинополя в начале лета 1096 года. Состояло это воинство из обедневших крестьян и горожан. Оно было кое-как вооружено и состояло не только из мужчин, но и из женщин, и детей. Некоторые отправились завоёвывать Палестину целыми семьями, а поэтому без труда можно представить уровень военной подготовки этих крестоносцев.

Во главе этой толпы, так как армией её назвать нельзя, стояли монах Пётр Пустынник и французский священник Готье Сан-Авуар. Направляясь к Константинополю, эти полунищие крестоносцы промышляли милостыней, грабежами и разбоем. И когда византийский император Алексей Комнин увидел это воинство, то пришёл в ужас. Он окружил неорганизованную толпу отрядами наёмных печенегов и постарался как можно быстрее переправить её на земли Малой Азии.

Насчитывалось этих людей порядка 50 тыс. человек, и большая их часть была уничтожена турками-сельджуками. Те не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. В плен брали только молодых юношей и девушек, чтобы продать их на мусульманских базарах в рабство. Из первой волны крестоносцев в Византию вернулось только несколько десятков человек. Спасся и Пётр Пустынник, а вот священник Готье Сан-Авуар погиб, пронзённый стрелами.

После полного разгрома бедняков в поход отправилась вторая волна крестоносцев, состоящая из профессиональных воинов – рыцарей . Это были отдельные боевые отряды, каждый из которых подчинялся своему командиру. Самыми авторитетными в этом воинстве были младший сын французского короля Гуго Вермандуа, могущественный дворянин с юга Франции Раймунд Сен-Жильский, норманн из Италии князь Боэмунд Тарентский и некоторые другие не менее знатные вельможи. Но ни один европейский монарх в этом походе участия не принимал, так как все они находились под церковным отлучением.

Благородные рыцари в количестве 60 тыс. человек прибыли в Константинополь в начале осени 1096 года. Они принесли присягу византийскому императору, переправились в Малую Азию и двинулись завоёвывать Святую Землю. Это оказалось очень сложной задачей, так как постоянная жара, недостаток воды, отсутствие корма для лошадей, неожиданные нападения турок изнуряли крестоносцев.

Крестоносцы в Иерусалиме

Но, несмотря на все невзгоды и лишения, боевые отряды христиан прошли через Малую Азию и в 1098 году захватили Антиохию, а 15 июля 1099 года взяли штурмом Иерусалим. Однако за победу пришлось заплатить огромным количеством человеческих жизней. В непрерывных боях пало не менее 40 тыс. рыцарей, и только 20 тыс. дошли до конечной цели. Но те, кто остался в живых, стали владельцами обширных земель и замков. Эти люди, пребывавшие в Европе в бедности, на Востоке разбогатели.

Уже после захвата Иерусалима в Святую землю двинулась третья волна крестоносцев. Но она прибыла в Палестину летом 1101 года, когда Первый крестовый поход уже закончился. Это были выходцы из Ломбардии, Франции и Баварии. Они влились в основной рыцарский контингент и укрепили его позиции на завоёванных землях.

Победив мусульман, крестоносцы создали в Палестине свои государства . Главным из них стало Иерусалимское королевство , просуществовавшее до 1291 года. У него в подчинении оказалось несколько вассальных территорий, представлявших собой графства и княжества.

Государства крестоносцев на карте

Помимо королевства возникло Эдесское графство . Оно считается первым государством крестоносцев, возникшим в 1098 году. Просуществовало оно вплоть до 1146 года. Также в 1098 году было основано княжество Антиохия , прекратившее своё существование в 1268 году. Самым молодым государственным образованием стало графство Триполи . Основано оно было в 1105 году, а прекратило своё существование в 1289 году перед падение Иерусалимского королевства.

Таким образом, благодаря Первому крестовому походу, на землях Палестины возник Латинский Восток. Но этот христианский мир оказался в очень тяжёлой политической ситуации, так как со всех сторон был окружён враждебно настроенными мусульманами. Очень скоро он запросил помощи у Европы, что стало причиной новых крестовых походов. А закончилось всё в 1291 году, когда последний оплот христиан крепость Акра была захвачена турками .

Для историков Первый крестовый поход, положивший начало всем крестовым походам, оказавшим огромное влияние на историю как христианской, так и мусульманской цивилизаций и имеющий свои последствия до сих пор, всегда был противоречивым явлением. С одной стороны, история похода была достаточно хорошо освещена в источниках, с другой, довольно таинственным и неоднозначным было само возникновение идеи европейских рыцарей и простолюдинов отправиться в далёкую Палестину и воевать с мусульманами.

У рыцарей получилось лучше, чем у крестьян

Объективных предпосылок к полномасштабному военному конфликту между европейским христианством и исламом к концу XI века было предостаточно. Прежде всего, это постоянные военные столкновения, сформировавшие в сознании европейцев образ мусульман как опаснейшего врага - это и продолжавшаяся борьба с мусульманами в Испании, и продолжающееся наступление мусульманских сил на Византию. Именно византийский император Алексей I обратился к Папе Римскому и французскому королю с просьбой о военной помощи против разорявших византийские территории в Малой Азии сельджуков. Ставший впоследствии основным мотив освобождения Святой земли и Гроба Господня в Иерусалиме, захваченном мусульманами, первоначально вообще не рассматривался.

Однако призыв Папы Римского освободить Святую землю нашёл широкий отклик в европейском обществе. С одной стороны, большому числу европейских рыцарей (в первую очередь младшим сыновьям рыцарских семей, не получавших в наследство ничего, кроме коня и доспехов) наконец-то было чем себя занять и использовать свои боевые навыки. А благородная цель защиты христианской веры для этого всё же лучше подходит, чем вынужденная разбойная жизнь, которой многие промышляли. С другой стороны, религиозное воодушевление охватило и многих простолюдинов Западной Европы, также стремившихся поучаствовать в святом деле. Под предводительством Петра Пустынника в 1096 году выступила армия бедноты примерно в 50 тысяч человек, до Константинополя добрались около 30 тысяч, но в Малой Азии это почти безоружное «войско» было легко уничтожено сельджуками. Организованный дворянством военный поход рыцарей-профессионалов, выступивший в августе 1096 года, был куда успешнее - в 1099 году после осады был взят штурмом Иерусалим, а на Ближнем Востоке были основаны несколько так называемых «государств крестоносцев».

Кто начал крестовые походы?

Одним из наиболее любопытных вопросов в истории крестовых походов является проблема, кто же их начал, кто был инициатором самого первого похода, запустившего весь процесс. Во всех учебниках истории сказано, что начало крестовым походам положил папа Урбан II, который в ноябре 1095 года на соборе во французском городе Клермон при скоплении большого числа знати и рыцарей призвал их организовать крестовый поход на Восток и защитить христианскую веру от посягательства иноверцев. Собственно, с этой речи Папы Римского, вызванной обращением к Урбану II византийского императора с просьбой о помощи, и принято вести отсчёт истории крестовых походов.

Однако гораздо меньшее число людей знают, что сама идея вооружённого похода христиан в Святую землю для освобождения христианских святынь и защиты местных христиан от притеснений мусульман появилась раньше и принадлежала вовсе не государственным деятелям или иерархам церкви. Она сформировалась в сознании отшельника Петра Пустынника, впоследствии признанного святым Петром Амьенским в ходе его паломничества в Иерусалим. Именно там Пётр увидел, в каком стеснённом положении находятся христиане и их святыни и был укреплён в своём мнении после беседы с иерусалимским патриархом Симоном. Именно тогда у Петра, который до начала своего аскетического религиозного послушания в молодости был солдатом, и родилась идея о необходимости военной операции по защите Святой земли. С этой идеей он и вернулся в Европу, где начал свои проповеди.

Существует две версии деятельности Петра Пустынника. По одной из них, он получил благословение на проповеди от папы римского и ссылался на его обещания простить все грехи будущим крестоносцам Крестоносцы: святые или разбойники?

В ходе похода также дополнительной целью стало освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман.

Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы.

Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 г. завоевали Иерусалим.

Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.

Предыстория конфликта

Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I.

Этот призыв был обусловлен несколькими обстоятельствами. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в поражении при Манцикерте.

Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии, которая не стихала вплоть до 1081 г., когда на престол взошел Алексей Комнин.

К этому времени различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы в Константинополе и захватили значительную часть территории анатолийского плато.

В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта - против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев.

В этой ситуации Алексей достаточно часто пользовался помощью наемников из Западной Европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Генералы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наемников в качестве ударных частей. Их корпус нуждался в постоянных пополнениях.

В 1093-94 гг. Алексей, по-видимому направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила основанием для призыва к Крестовому походу.

Другим основанием могли послужить попавшие на запад слухи о зверствах, которые творились в Палестине.

В этот момент Ближний Восток оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (который занимал значительную часть территории современных Ирана и Сирии) и государством фатимидов Египта.

Сельджуков поддерживали в основном мусульмане-сунниты, фатимидов - в основном мусульмане-шииты.

Христианские меньшинства в Палестине и Сирии защищать было некому и во время военных действий представители некоторых из них подвергались грабежам и разорениям. Это и могло породить слухи о страшных зверствах, творимых мусульманами в Палестине.

Кроме того на Ближнем Востоке зародилось христианство: на этой территории существовали первые христианские общины, на этой территории находилось большинство христианских святынь так как христиане считают, что именно на территории Ближнего Востока произошли Евангельские события. По этой причине христиане считали эту землю своей.

Но в конце VI в. Магомет (570-632) объединяет арабов и воодушевляет на завоевательный поход для создания арабо-мусульманской империи.

Сирия и Палестина даются им победами при Адженадеин (634 г.) и Ярмук (636). Иерусалим занят в 638-м г. Александрия в 643-м и вскоре после Египта завоевывается вся Северная Африка. Кипр занят в 680 г.

Лишь в X в. Византия отвоевывает часть потерянных территорий. Острова Крит и Кипр отбиты Никифором Фокой в 961 и 965 гг. Он же совершает кавалерийский рейд в Сирию (968 г.) и занимает Xолм, Триполи и область Латтакиэ.

Его сподвижник Михаил Буртцес отбивает Алеп (969 г.) Иоанн Тимисхей берет Дамаск и Антиохию, но Иерусалим остается во власти Фатимидского эмира. Закрепляя за собой северную Сирию, Император Василий II-й не чувствует себя достаточно сильным, чтобы заступиться за христиан, против которых халиф Аль-Xаким начинает гонения (1009-1010)которые продолжаются вплоть до крестовых походов. Xpaм Гроба Господня в Иерусалиме почти целиком разрушен. В 1030-31 г. от арабов отбит Эфес.

Во второй половине XI в. (между 1078 и 1081-м годами) в Малой Азии появляются турки, создающие ряд небольших царств турок-сельджуков. (Дамасское, Алепское и др.) Так-же арабы предприняли попытки завоевания в Латинском(Западном)мире (Испания в VIII веке, Юг Италии в IX-м, пиратство арабских стран Сев. Африки).

Вследствие этого у христиан начала зарождаться идея о том, что им нужно защитить от гонений своих собратьев и вернуть утраченные земли и святыни.

Призывы папы римского, неистовые проповеди Петра Пустынника и других религиозных деятелей вызвали небывалый подъем. В разных местах Франции, Германии и Италии наскоро снаряжались походы. Кроме того, тысячи людей стихийно собирались в отряды и двигались на Восток.

На протяжении второй половины I тысячелетия мусульмане завоевали большую часть Северной Африки, Египет, Палестину, Сирию, Испанию и множество других территорий.

Однако ко времени Крестовых походов мусульманский мир был разобщён внутри, между правителями различных территориальных образований шли постоянные междоусобные войны, и даже сама религия претерпела раскол на несколько течений и сект. Этим не преминули воспользоваться внешние противники, в том числе и христианские государства на Западе. Так, Реконкиста в Испании, Норманнское завоевание Сицилии и атаки норманнов на североафриканское побережье, завоевания Пизы, Генуи и Арагона на Мальорке и Сардинии и боевые действия христианских правителей против мусульман на море ясно демонстрировали вектор направленности западноевропейской внешней политики конца XI века.

Так же значительную роль сыграло желание папы римского увеличить свою власть при помощи образования новых государств на захваченных территориях, которые бы зависели от папы. Затем так и случилось. Западные европейцы хотя и награбили много золота, но понесли огромные по тем временам моральные и человеческие жертвы, а мусульмане проиграли вдвое больше, и впоследствии у них начался кризис.

Западная Европа

Идея первого крестового похода в частности и всего крестоносного движения в целом берет своё начало в обстановке, которая сложилась в Западной Европе по окончании эпохи раннего Средневековья. После раздела империи Каролингов и обращения в христианство воинственных венгров и викингов наступила относительная стабильность. Однако за предыдущие несколько веков в Европе сформировался целый класс воинов, которым теперь, когда границам государств более не угрожала серьёзная опасность извне, приходилось применять свои силы в междоусобных конфликтах и усмирении крестьянских бунтов. Благословляя крестовый поход папа Урбан II сказал: «Кто тут обездоленный и бедный, там будет радостный и богатый!»

Непрекращающиеся военные конфликты с мусульманами позволили расцвести идее Священной войны против ислама. Когда мусульмане заняли Иерусалим - сердце христианской религии, - папа Григорий VII в 1074 году призвал воинов Христовых (лат. milites Christi ) отправиться на Восток и помочь Византии, которая тремя годами ранее потерпела серьёзное поражение в битве при Манцикерте, отвоевать священные земли. Воззвание папы было проигнорировано рыцарством, но тем не менее привлекло внимание к событиям на Востоке и спровоцировало волну паломничества на Святую землю. Вскоре начали поступать сообщения об издевательствах и гонениях, которым подвергались паломники со стороны мусульман на пути в Иерусалим и другие священные города. Известия о притеснении пилигримов вызвали волну негодования среди христиан.

В начале марта 1095 года на собор в Пьяченце прибыло посольство императора Алексея Комнина с прошением оказать Византии помощь в борьбе с сельджуками.

26 ноября 1095 года во французском городе Клермоне состоялся собор, на котором перед лицом знати и духовенства папа Урбан II произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи Крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы западноевропейских католиков.

Византия

Византийская империя имела множество врагов на своих границах. Так, в 1090-1091 ей угрожали печенеги, однако их натиск был отбит при помощи половцев и славян. В это же время турецкий пират Чака, господствуя в Мраморном море и Босфоре, беспокоил своими налётами побережье вблизи Константинополя. Если учесть, что к этому времени большая часть Анатолии была захвачена турками-сельджуками, а византийская армия потерпела от них серьёзное поражение в 1071-м году в битве при Манцикерте, то Византийская империя находилась в кризисном состоянии, и существовала угроза её полного уничтожения. Пик кризиса пришёлся на зиму 1090/1091, когда напор печенегов с одной стороны и родственных им сельджуков с другой угрожал отрезать Константинополь от окружающего мира.

В этой ситуации император Алексей Комнин вел дипломатическую переписку с правителями западноевропейских стран (наиболее известна переписка с Робертом Фландрским), призывая их о помощи и выказывая бедственное положение империи. Также наметился ряд шагов по сближению православной и католической церквей. Эти обстоятельства вызвали на Западе интерес. Однако к началу Крестового похода Византия уже преодолела глубокий политический и военный кризис и пребывала в периоде относительной стабильности примерно с 1092-го года. Печенежская орда была разгромлена, сельджуки не вели активных кампаний против византийцев, и даже наоборот, император часто прибегал к помощи наёмных отрядов, состоявших из тюрок и печенегов, для усмирения своих врагов. Но в Европе считали, что положение империи бедственно, рассчитывая на унизительное положение императора. Этот расчёт оказался неверным, что привело в дальнейшем ко многим противоречиям в византийско-западноевропейских отношениях.

Мусульманский мир

Большая часть Анатолии накануне Крестового похода находилась в руках кочевых племён турок-сельджуков и сельджукского султана Рум, придерживавшихся суннитского течения в исламе. Некоторые племена во многих случаях не признавали над собой даже номинальной власти султана, либо пользовались широкой автономией.

К концу XI века сельджуки потеснили Византию в её границах, заняв практически всю Анатолию после победы над византийцами в решающей битве при Манцикерте в 1071 г.

Однако, турки больше были обеспокоены решением внутренних проблем, чем войной с христианами. Постоянно возобновляемый конфликт с шиитами и гражданская война, разразившаяся из-за прав наследования султанского титула, приковывали к себе гораздо большее внимание сельджукских правителей.

На территории Сирии и Ливана относительно независимую от империй политику вели мусульманские полуавтономные города-государства, руководствуясь в первую очередь своими региональными, а не общемусульманскими интересами.

Египет и большую часть Палестины контролировали шииты из династии Фатимидов. Значительная часть их империи была утеряна после прибытия сельджуков, и потому Алексей Комнин советовал крестоносцам заключить с Фатимидами союз против общего врага.

В 1076 г. при халифе ал-Мустали сельджуки захватили Иерусалим, однако в 1098 г., когда крестоносцы уже выдвинулись на Восток, Фатимиды отвоевали город.

Фатимиды надеялись увидеть в лице крестоносцев силу, которая влияла бы на ход политики на Ближнем Востоке против интересов сельджуков, извечного врага шиитов, и с самого начала похода вели тонкую дипломатическую игру.

В целом же мусульманские страны претерпевали период глубокого политического вакуума после смерти практических всех ведущих лидеров примерно в одно время. В 1092 г. умерли сельджукский вазир Низам ал-Мулк и султан Малик-шах, затем в 1094 г. аббасидский халиф ал-Муктади и фатимидский халиф ал-Мустансир.

И на востоке, и в Египте, началась ожесточённая борьба за власть. Гражданская война среди сельджуков привела к полной децентрализации Сирии и образованию там небольших, враждующих между собой городов-государств. В Фатимидской империи также существовали внутренние проблемы.

Христиане Востока

Католическая церковь низменно пропагандировала о жестоком обращении мусульман с христианами.

На самом деле, многие из христиан Востока, вопреки мнению церкви, не обращались в рабов (за некоторыми исключениями), а также могли сохранить свою религию. Так было во владениях турок-сельджуков и городов на Восточном Средиземноморье.

Поэтому, доводы католической церкви о тяжёлой судьбе их «братьев» на Востоке частично неверны.

Об этом свидетельствуют данные, что когда первые отряды крестоносцев вступили на территорию турок, большинство местного населения составляли именно христиане, мусульмане же предпочитали мирно сосуществовать с христианами.

Хронология событий похода

Крестьянский крестовый поход

Урбан II определил начало крестового похода на 15 августа (праздник Вознесения Богородицы) 1096 г. Однако задолго до этого к Иерусалиму самостоятельно выдвинулась армия крестьян и мелкого рыцарства, возглавляемая амьенским монахом Петром Пустынником, талантливым оратором и проповедником.

Масштабы этого стихийного народного движения были огромны. В то время, как Папа (Римский патриарх) рассчитывал привлечь к походу всего несколько тысяч рыцарей, Петр Пустынник в марте 1096 года повел за собой многотысячную толпу - состоявшую, правда, по большей части из безоружных бедняков, которые отправлялись в путь с женами и детьми.

Это огромное (по объективным оценкам всего в Поход выступило несколько десятков тысяч (~ 50-60 тыс.) бедняков несколькими «армиями», из которых в Константинополе сосредоточилось более 35 тыс. чел., а в Малую Азию переправилось до 30 тыс.) неорганизованное полчище столкнулось с первыми трудностями ещё в Восточной Европе.

Покидая родные края, люди не успели (а многие просто не смогли из-за своей нищеты) запастись провиантом, так как отправились в путь слишком рано и не застали богатый урожай 1096 года, который уродился в Западной Европе впервые после нескольких лет засухи и голода.

Поэтому они рассчитывали, что христианские города Восточной Европы станут бесплатно обеспечивать их едой и всем необходимым (как это было всегда в Средние века для паломников, шедших в Святую землю), либо же будут отпускать провиант по разумной цене.

Однако Болгария, Венгрия и другие страны, через которые пролегал маршрут бедноты, не всегда соглашались на такие условия, и потому между местными жителями и бесчинствующими ополченцами, силой отнимавшими у них продовольствие, вспыхивали конфликты.

Спускаясь по Дунаю, участники похода разграбили и опустошили венгерские земли, за что неподалеку от Ниша их атаковала объединённая армия болгар, венгров и византийцев.

Около четверти ополченцев было перебито, но остальные практически без потерь добрались к августу до Константинополя. Там к последователям Петра Пустынника присоединились армии, выдвинувшиеся из Италии и Франции. Вскоре наводнившая город крестоносная беднота начала устраивать в Константинополе беспорядки и погромы, и императору Алексею не оставалось ничего другого, как переправить их через Босфор.

Оказавшись в Малой Азии, участники похода перессорились и разделились на две отдельные армии.

На стороне напавших на них сельджуков было значительное преимущество - они были более опытными и организованными воинами и к тому же, в отличие от христиан, отлично знали местность, поэтому вскоре практически все ополченцы, многие из которых ни разу в жизни не держали в руках оружия и не имели серьёзного вооружения, были перебиты.

Эту 1-ю битву на северо-западе Малой Азии при Дорилеуме, «в долине Дракона», сложно назвать битвой – сельджукская кавалерия атаковала и уничтожила первую меньшую группу крестоносцев-бедняков, а потом обрушилась на их главные силы.

Почти все паломники погибли от стрел или сабель тюрок-сельджуков, мусульмане не пощадили никого - ни женщин, ни детей, ни стариков, которых было много среди «горе-крестоносцев» и за которых нельзя было получить хороших денег при продаже на рынке как рабов.

Из примерно 30 тысяч участников «Похода нищих» удалось добраться до владений византийцев всего нескольким десяткам человек, примерно 25-27 тыс. были убиты, а 3-4 тыс., в основном молодые девушки и юноши, попали в плен и были проданы на мусульманских базарах Малой Азии. Военный предводитель «Похода бедняков» рыцарь Вальтер Голяк погиб в бою при Дорилеуме.

Духовный лидер «горе-крестоносцев» Петр Пустынник, которому удалось спастись, позже примкнул к главной армии 1-го крестового похода. Вскоре подошедший византийский корпус смог только сложить из тел павших христиан холм высотой до 30 метров и совершить обряд отпевания павших.

Германский крестовый поход

Хотя антисемитские настроения царили в Европе на протяжении многих веков, именно во время 1-го крестового похода произошли первые массовые преследования евреев.

В мае 1096 г. германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна - в противоположном Иерусалиму направлении - и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии.

Проповедники крестового похода только разжигали антисемитские настроения. Призывы бороться с евреями и мусульманами - главными, по мнению церковников, врагами христианства - люди воспринимали как прямое руководство к насилию и погромам.

Во Франции и Германии евреи считались главными виновниками распятия Христа, и, так как они находились несравненно ближе, чем далекие мусульмане, люди задавались вопросом - зачем отправляться в опасное путешествие на Восток, если можно покарать врага дома?

Зачастую крестоносцы предоставляли евреям выбор - принять христианство или умереть. Большинство предпочитало смерти ложное отречение, кроме того в еврейских общинах, до которых доходили известия о произволе крестоносцев, были нередки случаи массовых отречений и самоубийств.

Согласно хронике Соломона бар Симеона, «один убивал брата, другой - родителей, жену и детей, женихи убивали своих невест, матери - детей». Несмотря на попытки местного духовенства и светских властей предотвратить насилие, тысячи евреев были убиты.

В оправдание своих действий крестоносцы приводили слова папы Урбана II, который на Клермонском соборе призвал покарать мечом не только мусульман, но и всех, кто исповедовал любую другую религию, отличную от христианства.

Вспышки агрессии против евреев наблюдались на протяжении всей истории крестовых походов, несмотря на то, что церковь официально осуждала массовые убийства мирных жителей и советовала не уничтожать иноверцев, а обращать их в христианство.

Иудеи Европы со своей стороны также пытались противостоять крестоносцам - они организовывали отряды самообороны, или же нанимали наёмников для защиты своих кварталов, пытались договариваться о защите с местными иерархами Католической церкви.

Также евреи предупреждали о выдвижении очередных отрядов крестоносцев своих собратьев и даже мусульман в Малой Азии и Сев. Африке и даже собирали средства, которые пересылались через еврейские общины для увеличения экономической мощи мусульманских эмиров, активно боровшихся против вторжений европейцев-христиан и терпимо относящихся к еврееям.

Крестовый поход дворянства

После разгрома армии бедняков и массовой резни евреев в августе 1096 г. в поход наконец выдвинулось рыцарство под предводительством могущественных дворян из разных регионов Европы.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса.

Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).

Дорога в Иерусалим

Проводником крестоносцев через Малую Азию, был армянский князь Баграт, брат владетеля крупнейшего армянского княжества в Приевфратье Васила Гоха. Матеос Урхаеци сообщает, что с выходом армии крестоносцев из Никеи письма с извещением об этом были посланы владетелю Горной Киликии Константину Рубениду и правителю Эдессы Торосу Пересекая Азию в разгар лета, воины страдали от жары, недостатка воды и провианта. Некоторые, не выдержав тягот похода, погибали, пало много лошадей.

Время от времени крестоносцы получали помощь деньгами и пищей от братьев по вере - как от местных христиан, так и от оставшихся в Европе, - но по большей части им приходилось добывать пропитание самостоятельно, разоряя земли, через которые пролегал их путь.

Военачальники крестового похода продолжали оспаривать друг у друга главенство, однако ни один из них не обладал достаточным авторитетом, чтобы взять на себя роль полноценного лидера.

Духовным вождём похода был, безусловно, Адемар Монтейльский, епископ Ле-Пю

Когда крестоносцы миновали Киликийские врата, армию покинул Балдуин Булонский. С небольшим отрядом воинов он отправился собственным маршрутом через Киликию и в начале 1098 г. прибыл в Эдессу, где завоевал доверие местного правителя Тороса и был назначен его преемником.

В том же году Торос, в результате заговора при участии Балдуина, был убит.

Целью крестового похода была провозглашена борьба с «неверными» за освобождение из-под их власти «гроба господня» в Иерусалиме, а первой жертвой крестоносцев стал правитель христианской Эдессы Торос, со свержением и убийством которого было образовано графства Эдесского - первое государства крестоносцев на Ближнем Востоке.

Осада Никеи

В 1097 г. отряды крестоносцев, разгромив армию турецкого султана, начали осаду Никеи.

Византийский император, Алексей I Комнин, заподозрив, что крестоносцы, взяв город, не отдадут его ему (по вассальной присяге крестоносцев (1097), крестоносцы должны были отдать захваченные города и территории ему, Алексию).

И, после того, как стало ясно, что Никея рано или поздно падёт, император Алексий послал в город послов с требованием сдаться ему.

Горожане были вынуждены согласиться, и 19 июня, когда крестоносцы приготовились к штурму города, они с огорчением обнаружили, что им сильно «помогла» византийская армия.

Осада Антиохии

Осенью армия крестоносцев достигла Антиохии, которая стояла на полпути между Константинополем и Иерусалимом, и 21 октября 1097 г. осадила город.

В понедельник 28 июня готовые к бою крестоносцы вышли из города - «фаланги, выстроившись поотрядно, стояли друг против друга и готовились начать сражение, граф Фландрский сошёл с коня и, трижды простёршись на земле, воззвал к Богу о помощи».

Затем хронист Раймунд Ажильский пронёс перед воинами Святое копьё.

Кербога, решив, что без труда расправится с немногочисленным войском противника, не внял советам своих генералов и решил атаковать всю армию целиком, а не каждую дивизию по очереди. Он пошёл на хитрость и отдал приказ изобразить отступление, чтобы увлечь крестоносцев в более сложную для сражения местность.

Рассредотачиваясь по окрестным холмам, мусульмане по приказу Кербоги поджигали за собой траву и осыпали градом стрел преследующих их христиан, и многие воины были убиты (в том числе знаменосец Адемара Монтейльского).

Однако воодушевлённых крестоносцев было не остановить - они устремились «на иноплеменников, как огонь, что сверкает на небе и сжигает горы».

Рвение их разгорелось до такой степени, что многим воинам явилось видение святых Георгия, Димитрия и Мориса, скачущих в рядах христианской армии.

Само сражение было коротким - когда крестоносцы наконец нагнали Кербогу, сельджуки запаниковали, «передовые конные отряды обратились в бегство, и было предано мечу множество ополченцев, добровольцев, вступивших в ряды борцов за веру, горевших желанием защитить мусульман».

Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные <…> деревяшки, обертывая их в горящие тряпки».

Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар.

Под непрекращающимся обстрелом - как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» - крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать ещё 12 июля.

Сражение продолжалось весь день, однако город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать - мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки.

Это стало переломным моментом в атаке - крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город.

Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.

Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота.

Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, военно-колонизационные движения западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой земле из-под власти мусульман. Инициатором и вдохновителем крестовых походов была Римско-католическая церковь. Участники крестовых походов, именовавшие себя пилигримами, нашивали на одежды знак креста, отсюда их название - крестоносцы.

Предпосылками крестовых походов явилось сочетание социально-экономических, демографических, политических и религиозных факторов: развитие городов и товарно-денежных отношений, рост населения в Западной Европе, ускорившие процессы расслоения в обществе, широкое распространение мистических настроений, обострение борьбы между феодальными сеньорами за землю, резкое изменение военно-стратегической ситуации на Ближнем Востоке. Основная движущая сила крестовых походов - рыцарство. Охваченные религиозным порывом, воодушевлявшим участников первых крестовых походов и умело использовавшимся папством, крестоносцы руководствовались и сугубо практическими целями. Мелкое рыцарство стремилось приобрести на Востоке поместья, разбогатеть. Крупные сеньоры добивались создания собственных государств и владений. Крестьяне надеялись обрести за морем свободу от феодальных повинностей и материальный достаток. Купечество и значительная масса населения средиземноморских городов и городских республик - Пизы, Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны намеревались захватить выгодные позиции в торговле на Ближнем Востоке. Римско-католическая церковь, дав крестовым походам идеологическое обоснование как священным войнам за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от «неверных» и ради помощи христианам на Востоке, беря крестоносцев под особое покровительство, желала как укрепить своё влияние на Западе, так и утвердить его в завоёванных землях.

Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками в 1070-1080-е годы Сирии и Палестины, захват ими, после разгрома византийских войск в битве при Манцикерте (1071), большей части Малой Азии и обращение византийского императора Алексея I Комнина к ряду западноевропейских государей с просьбой о помощи.

Первый крестовый поход (1 096-99). 27.11.1095 с проповедью крестовых походов на церковном соборе в г. Клермон выступил папа Урбан II, обещавший пилигримам многие привилегии и отпущение грехов. Монахи, среди которых особую популярность приобрёл проповедник Пётр Амьенский (Пустынник), широко распространили эту идею в народе. Весной 1096 года началось «святое паломничество» почти безоружной крестьянской бедноты на Восток. После длительного и тяжёлого перехода деморализованное крестьянское войско было истреблено сельджуками в сентябре 1096 года близ Никеи. Летом 1096 в поход выступили французские и южно-итальянские рыцари, шедшие отдельными отрядами во главе с лотарингским герцогом Готфридом Бульонским и его братом Балдуином (Бодуэном), нормандским князем Боэмундом Тарентским, графом Раймондом Тулузским (Раймундом де Сен-Жилем). Заключив союзный договор с византийским императором Алексеем I, они переправились в Малую Азию и нанесли ряд поражений сельджукам. 19.6.1097 капитулировала Никея (отошла к Византии), в 1098 были взяты Эдесса и, после длительной осады и тяжёлой обороны от подошедших войск эмира Кербоги, - Антиохия, ставшие столицами первых государств крестоносцев - одноимённого графства и княжества. В 1099 штурмом взят Иерусалим, с 1100 столица Иерусалимского королевства, в вассальной зависимости от которого находились остальные государства крестоносцев. Его правителем стал Готфрид Бульонский, а после его смерти в 1100 рыцари избрали первым королём его брата Балдуина (Бодуэна), графа Эдессы. В 1101-24 продолжались захваты земель Сирии и Палестины крестоносцами. В 1109 году было образовано графство Триполи.

Второй крестовый поход (1147-49) был предпринят в ответ на захват сельджуками Эдессы в 1144 году. Он возглавлялся французским королём Людовиком VII и германским королём Конрадом III; закончился поражением немецких крестоносцев и неудачей французов, безуспешно пытавшихся взять Дамаск.

Третий крестовый поход (1189-92) был вызван полным разгромом Иерусалимского королевства и захватом его столицы египетским султаном Салах ад-Дином в 1187. Предводители похода - император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце, враждовавшие между собой. Взяв Иконий (ныне Конья), Фридрих I погиб в 1190 году в Киликии при переправе через горную реку, его войско распалось. Англичане и французы в 1191 году взяли порт Акра, после чего Филипп II отбыл на родину. Ричард Львиное Сердце в 1191 завоевал отпавший ранее от Византии Кипр, ставший затем самостоятельным королевством (1192-1489), а в 1192 подписал с Салах ад-Дином мир, по условиям которого за Иерусалимским королевством сохранялось побережье от Тира до Яффы. Иерусалим отвоевать не удалось.

Четвёртый крестовый поход (1202-04) планировался папой Иннокентием III против Египта. Его участниками стали Венеция, французские, немецкие и фламандские рыцари, а предводителем маркиз Монферрата Бонифаций. Прибыв в Венецию, западноевропейские рыцари не смогли уплатить венецианцам деньги на снаряжение флота, предусмотренные первоначальным договором. Ради отсрочки долга вожди похода согласились на захват по пути следования г. Задар, на владение которым претендовала Венеция, но в те годы он принадлежал венгерскому королю. В 1202 году Задар был взят крестоносцами и передан Венеции.

Согласившись на просьбу о помощи в восстановлении на троне византийского царевича Алексея IV Ангела, чей отец Исаак II Ангел был низложен и ослеплён в 1195 году, в обмен на обещание 200 000 марок серебром и участие в походе в Святую землю, Бонифаций Монферратский при содействии дожа Венеции Энрико Дандоло направил поход к Константинополю. Высадившись в Галате, в июле 1203 года крестоносцы ворвались в подожжённый Константинополь и восстановили на престоле Исаака II и его сына Алексея IV. Последние не смогли выполнить условий договора и потеряли власть в результате переворота Алексея V Дуки. Крестоносцы приняли решение овладеть Византией и разделить её между собой. 12.4.1204 Константинополь взят штурмом и подвергнут грабежу. Многие его памятники были разрушены, церкви осквернены, сокровища и реликвии вывозились на Запад. Крестоносцам не удалось завоевать всю территорию Византии. Ими были образованы Латинская империя с центром в Константинополе (1204-61), императором был избран фландрский граф Бодуэн (Балдуин I), Фессалоникское королевство (1204-24) во главе с Бонифацием Монферратским, Морейское княжество на Пелопоннесе (1205-1432), Афинское герцогство (1205-1456) и др. Ряд кварталов в Константинополе, многие территории в Эгейском море, включая города Корон и Модон, острова Эвбея и Крит, достались венецианцам. Греческая церковь на завоёванных землях была поставлена под контроль папства, патриархом Константинопольским был избран католический прелат венецианец Томмазо Морозини. 4-й крестовый поход, направленный против христиан, ознаменовал глубокий кризис крестоносного движения, привёл к углублению раскола церквей, усилив неприятие унии греческим клиром и населением.

Пятый крестовый поход (1217-21) против Египта, в организации которого участвовали венгерский король Эндре II, австрийский герцог Леопольд VI, король Кипра Гуго I Лузиньян и правители государств-крестоносцев, закончился безрезультатно. Крестоносцам не удалось удержать взятый г. Дамьетта и, окружённые войском Айюбидов, они должны были капитулировать.

В ходе шестого крестового похода (1228-29) возглавлявший его император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен сумел путём мирных переговоров ненадолго вернуть Иерусалим (1229-44).

Седьмой крестовый поход (1248-54) против Египта и восьмой крестовый поход (1270) против Туниса, подготовленные французским королём Людовиком IX Святым, закончились разгромом армий крестоносцев. В 1291 последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине были завоёваны султаном Египта.

Попытки организовывать крестовые походы на Восток предпринимались и в 14-15 веках. Это так называемые поздние крестовые походы, главным образом против турок-османов. Войско крестоносцев во главе с венгерским королём Жигмондом I Люксембургом (Сигизмундом I) было разгромлено османами в Никопольском сражении (1396). Войско во главе с королём Польши и Венгрии Владиславом III и трансильванским воеводой Яношем Хуньяди после ряда успехов было истреблено османами в битве при Варне (1444).

В ходе крестовых походов были образованы духовно-рыцарские ордена: в начале 12 века - иоаннитов (госпитальеров), около 1118 - тамплиеров (храмовников), в 1198 - Тевтонский орден Девы Марии (перемещён в Прибалтику в начале 13 века). Крестовые походы лишь на короткое время достигли своей прямой цели - освобождения от власти мусульман Гроба Господня (Святой земли). Они привели к большим людским и материальным потерям, к установлению на территории Сирии, Палестины, бывшей Византии - Латинской Романии - более сурового, чем ранее, сеньориального режима. Крестовые походы усилили миграционные процессы, содействовали образованию торговых факторий западноевропейских городов на Ближнем Востоке и росту товарообмена между Европой и Левантом. В результате крестовых походов, благодаря оттоку на Восток наиболее «мятежного» элемента, укрепилась централизация ряда государств Западной Европы. Походы способствовали прогрессу военного дела в Европе, стимулировали строительство военных и транспортных судов, в том числе скоростных и значительно большего водоизмещения, внедрению новых видов вооружения.

В форме крестовых походов осуществлялись Реконкиста на Пиренеях, завоевание и колонизация славянских земель 12-13 века, Альбигойские войны во Франции в 1209-1229, борьба с Гуситским движением в Чехии в 15 веке и др.

Лит.: А history of the Crusades / Ed. К. М. Setton. 2nd ed. Madison, 1969-1989. Vol. 1-6; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; История крестовых походов / Под редакцией Дж. Райли-Смита. М., 1998; Balard М. Croisades et Orient Latin XI - XIV siècle. Р., 2001; Мишо Ж. Ф. История крестовых походов. М., 2005; Успенский Ф. И. История крестовых походов. М., 2005.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook