Егэ химия как сдать на высокий балл. Как сдать егэ по химии

В период, когда подготовка к главному кошмару всех старших школьников в самом разгаре и до финальной битвы с ЕГЭ осталось несколько месяцев, «Большая Деревня» решила вмешаться и подогнать снаряжение. Собрали лайфхаки от преподавателей школы «Квентин» - бывших школьников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы. Какие задания требуют особого внимания, как быстро выучить сложные формулы и сотни исторических дат, - в нашем материале.

ХИМИЯ

Яна Давыдова

90 баллов на ЕГЭ по химии

Чтобы выучить химию, не нужно зубрить ее пять лет - можно подготовиться и за полгода. Главное - не кидаться на все темы сразу, иначе к экзамену в голове будет каша. Для начала напишите четкий план, в котором на работу с каждой темой будут выделены конкретные дни. Это поможет получать знания постепенно и структурировать их.

В химии много тривиальных названий цветов, растворов и реакций. Чтобы их запомнить, можно повесить в часто посещаемых местах стикеры со сложными словами. Визуальная память очень хорошо работает при стрессе, так что на экзамене вспомнятся эти самые листочки.

Следующий вариант - мозговые карты . Это схемы, которые позволят выстроить определенную последовательность мыслей. Очень удобно применять их в процессе изучения качественных реакций и органики.

Отличный инструмент в подготовке к экзамену - ассоциации: например, представьте, что активные щелочи - это дети, которые находятся в постоянном движении, а нерастворимые основания - пенсионеры, осевшие в своей квартире.

Особое значение для меня сыграли химические стишки, которыми я делюсь с ребятами на занятиях. Вот один из них: «Нерастворимые в воде основания разлагаются при нагревании, получается всегда оксид металла и вода».

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ

Александра Щербакова

96 баллов по литературе, 100 баллов по русскому

Литература - предмет, который изучают в школе в течение одиннадцати лет. За это время удается разобрать огромное количество художественных текстов, но далеко не все понадобятся вам на экзамене. Первым делом откройте сайт ФИПИ - там собраны произведения, которые можно встретить на ЕГЭ. Именно с ними вам нужно работать.

Одно из самых сложных заданий - сопоставительный анализ лирических текстов. Чтобы аргументировать свои суждения, вам придется запомнить строки стихотворений наизусть. Выучить все невозможно, так что выделите несколько основных тем и запомните по паре стихотворений в каждой.

Задания на ЕГЭ по русскому в основном проверяют знание орфографических и грамматических правил. Запомнить их помогут схемы-кластеры, с помощью которых можно компактно, а главное содержательно записать теорию.

Одно из заданий части 4 направлено на проверку знаний акцентологических норм русского языка. Его сложно выполнить, потому что мы постоянно слышим неверные варианты расстановки ударения в словах и запоминаем их. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо произносить слова вслух, - так активизируется аудиальная память. Найти верные варианты ударений можно в орфоэпическом словнике, который есть на сайте ФИПИ.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ

Николай Гудков

90 баллов на ЕГЭ по обществознанию и истории

Обществознание - наука об обществе, поэтому всегда нужно быть в курсе событий, происходящих вокруг вас. Читайте газеты и смотрите новости - только там можно найти актуальную информацию.

Помните, что гуманитарные науки не менее логичны, чем технические. Чтобы не учить две огромные статьи Конституции РФ о полномочиях федерации и совместного ведения в федеративном государстве, нужно всего лишь логически разграничить их компетенции. Полномочия, которые касаются обеспечения прав каждого жителя страны, относятся к ведению федерации, а те, что могут реализовываться и на уровне субъекта РФ - к совместному ведению. Используя такую логику, вы сможете делать правильный выбор в 99% случаев, не открывая основной закон государства.

Запомнить даты по истории помогут часы. Проверяйте знания, периодически посматривая на время. Например: 18:25 - это 1825 год, восстание декабристов в России.

На экзамене также понадобится знание карт. Чтобы запомнить их было проще, сравнивайте старую карту с современной и старайтесь найти в них общее. Это поможет сориентироваться на экзамене. Самый идеальный вариант - рисовать карты самостоятельно.

Запомнить всех правителей России в верной последовательности поможет тайм-лайн карта. Стоит нарисовать ее и повесить на самое видное место. На экзамене она вспомнится на подсознательном уровне

МАТЕМАТИКА

Денис Семин

90 баллов на ЕГЭ по математике

В математике есть ошибки двух типов: когда вы не понимаете предмет и поэтому делаете что-то неправильно, или становитесь жертвой невнимательности, допуская случайные помарки. Вторую ошибку исправить очень просто: нужно взять чистый лист бумаги и решить заново, потому что проверка готового результата не приведет к успеху - скорее всего вы в очередной раз не заметите, что криво написали цифру пять и спутали ее с двойкой. В первом случае дело обстоит иначе - придется вникнуть в суть предмета, понять тему и только потом снова приступать к решению.

К сожалению, суть предмета в школе не объясняют, поэтому чаще всего ребята просто зубрят определение синуса, а потом с трудом применяют это знание на практике. Но на ЕГЭ пустой набор слов не поможет - нужно понимать, что вы делаете. Если окажется, что появилось новое задание, а вы ни разу не решали подобное, спасут именно глубокие знания. Учитесь самостоятельно выводить формулы из школьной программы - этот навык поможет справиться с любой задачей.

Постарайтесь не акцентировать внимание на ответах в конце учебных пособий. Чаще всего вы начинаете исправлять решение, подгоняя его под нужную цифру. Ваша задача - понять, правильно ли вы сделали задание и, если нет, выполнить его снова, но без опоры на число в конце учебника.

В интернете множество ресурсов по подготовке, так что есть возможность изучать материал, используя сразу несколько источников. Каждый автор объясняет по-своему, поэтому мой совет - ознакомьтесь со всеми вариантами подачи информации, какой-то из них точно окажется понятным.

Единый государственный экзамен - по сути, обычная контрольная, которую вы пишете в непривычной атмосфере. Больше всего обычно пугают проверяющие, но бояться их не стоит: они заинтересованы в том, чтобы создать комфортные условия для работы и честную сдачу экзамена. Если вам жарко или закончился черновик, вы должны сразу же обратиться к проверяющему, и он окажет помощь.

БИОЛОГИЯ

Юлия Мальчикова

90 баллов на ЕГЭ по биологии

Изучение биологии требует много сил, потому что наука очень объемная, но это не повод пугаться. Да, предмет сложный, но очень интересный. Чем положительней ваш настрой, тем интенсивнее пройдет обучение.

Биология переполнена терминами, которые нелегко запомнить, поэтому главное в освоении этой науки - понимать. Если встретите непонятные определения от латинских или греческих слов, не стоит начинать сразу же их зубрить - это не даст долгосрочного результата. Попробуйте разобрать слово на несколько частей: слово «глюкоза» происходит от латинского - «глюк» (сладкое) и «оза» (сахар). Зная это, вы быстро сообразите, что сахароза, мальтоза, лактоза - вещества из семейства сахаров.

В 2017 году появилось много визуальных заданий, так что в процессе подготовки вам пригодятся цветные карандаши - самостоятельно рисовать иллюстрации, схемы и таблицы, которые даны в учебнике. Если рисунка нет, используйте свою фантазию - нарисуйте ассоциацию, которая возникает у вас при взгляде на определение или тему. Картинки помогают воспринимать информацию быстрее, потому что активизируют зрительную память, а если перерисовывать их заново в случае малейшей ошибки, задействуется еще и механическая.

Быстро выучить определения помогут карточки. С одной стороны пишем термин, а с другой - его расшифровку. Такие карточки можно носить с собой, потому что они помещаются в самую маленькую сумку и даже в карман, так что можно повторять материал в любое удобное время.

Совмещайте чтение книг с просмотром научно-познавательных фильмов. Ученые и профессора, которые объясняют сложный материал простым языком, помогут расширить кругозор и понять суть самых сложных вещей. А еще подпишитесь на сайты, паблики и блоги, в которых освещают достижения в сфере биологии - это позволит всегда оставаться в теме.

Сдать ЕГЭ по биологии не сложно, если подойти к экзамену с интересом. Не стоит убивать на подготовку все дни - достаточно и пары часов регулярных занятий в неделю. Главное, помните, что ночь дана человеку для отдыха, так что учиться нужно утром и днем - в это время человек лучше усваивает информаци

До конца февраля школа делает скидку на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ
в марте: 10% для действующих учеников и 20% для новичков.

Часть С на ЕГЭ по химии начинается с задания С1, которое предполагает составление окислительно-восстановительной реакции (содержащей уже часть реагентов и продуктов). Оно сформулировано таким образом:

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель.

Часто абитуриенты считают, что уж это задание не требует особой подготовки. Однако оно содержит подводные камни, которые мешают получить за него полный балл. Давайте разберёмся, на что обратить внимание.

Теоретические сведения.

Перманганат калия как окислитель.

+ восстановители
в кислой среде в нейтральной среде в щелочной среде
(соль той кислоты, которая участвует в реакции)
Манганат или , -

Дихромат и хромат как окислители.

(кислая и нейтральная среда), (щелочная среда) + восстановители всегда получается
кислая среда нейтральная среда щелочная среда
Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: в растворе, или в расплаве

Повышение степеней окисления хрома и марганца.

+ очень сильные окислители (всегда независимо от среды!)
, соли, гидроксокомплексы + очень сильные окислители:
а), кислородсодержащие соли хлора (в щелочном расплаве)
б) (в щелочном растворе)

Щелочная среда:

образуется хромат

, соли + очень сильные окислители в кислой среде или

Кислая среда:

образуется дихромат или дихромовая кислота

- оксид, гидроксид, соли + очень сильные окислители:
, кислородсодержащие соли хлора (в расплаве)

Щелочная среда:

Манганат

- соли + очень сильные окислители в кислой среде или

Кислая среда:

Перманганат
- марганцевая кислота

Азотная кислота с металлами.

- не выделяется водород , образуются продукты восстановления азота.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот

Неметаллы + конц. кислота
Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации :

Серная кислота с металлами.

- разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее в ряду напряжений, при этом выделяется водород ;
- при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород , образуются продукты восстановления серы.

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота
Щелочноземельные металлы + конц. кислота Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота. Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная)
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации :

Диспропорционирование.

Реакции диспропорционирования - это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:

Диспропорционирование неметаллов - серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).

Сера + щёлочь 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении) и
Фосфор + щелочь фосфин и соль гипофосфит (реакция идёт при кипячении) и
Хлор, бром, иод + вода (без нагревания) 2 кислоты,
Хлор, бром, иод + щелочь (без нагревания) 2 соли, и и вода
и
Бром, иод + вода (при нагревании) 2 кислоты,
Хлор, бром, иод + щелочь (при нагревании) 2 соли, и и вода
и

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

+ вода 2 кислоты, азотная и азотистая
+ щелочь 2 соли, нитрат и нитрит
и
и
и

Активность металлов и неметаллов.

Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.

а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:

б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления - они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).

Необходимые навыки.

  1. Расстановка степеней окисления.
    Необходимо помнить, что степень окисления - это гипотетический заряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.

    Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:

  2. Расстановка степеней окисления в органических веществах.
    Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.

    Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:

    2-метилбутен-2: – =

    ацетон:

    уксусная кислота: –

  3. Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.

    Пример:

    В этой реакции надо увидеть, что иодид калия может являться только восстановителем , поэтому нитрит калия будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
    Причём в этих условиях (разбавленный раствор) азот переходит из в ближайшую степень окисления .

  4. Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
    В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
    Самая частая проблема - с дихроматом калия , когда он в роли окислителя переходит в :

    Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении .

    Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить перед и перед


    Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?

  5. Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
    Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим кислоту , кислотный оксид - значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла - точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой - ничего похожего на соединения серы - видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.

    Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:

  6. Помните, что вода - вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.

    Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?

    Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
    Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:

    (хол. р-р.)

    (водн.р-р)
  7. Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:

    Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:

  8. Во что переходят реагенты в реакции?
    Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель - сильные или не очень?
    Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из в , обычно окисление идёт только до .
    И наоборот, если - сильный восстановитель и может восстановить серу из до , то - только до .

    Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:

    (конц.)

  9. Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.

    Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?

  10. Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя - надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.

    Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?

  11. Если же один из реагентов - типичный окислитель или восстановитель - тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.

    Пероксид водорода - вещество с двойственной природой , в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя - переходит в свободный газообразный кислород.

    Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) - его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а по кислороду мы только проверяем !

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

Возможные ошибки.

  1. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
    Часто ошибаются в следующих случаях:

    а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин - степень окисления у фосфора - отрицательная ;
    б) в органических веществах - проверьте ещё раз, всё ли окружение атома учтено;
    в) аммиак и соли аммония - в них азот всегда имеет степень окисления ;
    г) кислородные соли и кислоты хлора - в них хлор может иметь степень окисления ;
    д) пероксиды и надпероксиды - в них кислород не имеет степени окисления , бывает , а в - даже ;
    е) двойные оксиды: - в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.

    Задание 14: Допишите и уравняйте:

    Задание 15: Допишите и уравняйте:

  2. Выбор продуктов без учёта переноса электронов - то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.

    Пример: в реакции свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…

  3. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!

    а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
    б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
    в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.

    Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:

Ответы и решения к заданиям с пояснениями.

Задание 1:

Задание 2:

2-метилбутен-2: – =

ацетон:

уксусная кислота: –

Задание 3:

Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше - т.е. 6.

Задание 4:

Так как в молекуле два атома азота , эту двойку надо учесть в электронном балансе - т.е. перед магнием должен быть коэффициент .

Задание 5:

Если среда щелочная, то фосфор будет существовать в виде соли - фосфата калия.

Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.

Задание 6:

Так как цинк - амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс . В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции :

Задание 7:

Электроны отдают два атома в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов:

(хол. р-р.)

Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получится только одна молекула.

Задание 8:

В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона приходится 3 сульфат-иона . Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы).

Задание 9:


(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода переходит в процессе уравнивания вправо!)

(конц.)
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)

Задание 10:

Не забудьте, что марганец принимает электроны , при этом хлор их должен отдать .
Хлор выделяется в виде простого вещества .

Задание 11:

Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель , т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления , образуя йодноватую кислоту.

Задание 12:


(пероксид - окислитель, т.к. восстановитель - )


(пероксид - восстановитель, т.к. окислитель - перманганат калия)


(пероксид - окислитель, т.к. роль восстановителя более характерна для нитрита калия, который стремится перейти в нитрат)

Общий заряд частицы в надпероксиде калия равен . Поэтому он может отдать только .

(водный раствор)

(кислая среда)

Долгие годы каждое лето я работала в приемной комиссии НГПУ. Последние четыре года занималась вопросами организации ЕГЭ: год назад зам. руководителя ППЭ, в этом году начальница в командировке -стала исп. обязанности руководителя. Так это звучало бы, будь моя работа "белой".

Никаких договоров о неразглашении не подписывала, поэтому говорю и пишу, что хочу, понимая, что выношу сор из избы

Если у вас нет денег:

1) Заниматься годами самостоятельно и абсолютно честно сдать экзамен . Это кстати вполне возможно, как показывает практика. На всю вторую волну нашелся один человек, который сдал ЕГЭ по химии на 100 баллов абсолютно честно - это я могу сказать с уверенностью 99%.

2) Помощь друга . По регламенту посторонних на территории, где проводится экзамен быть не должно - никаких мам-пап-друзей, но поскольку нет причин для прекращения работы целого университета, народ впускают по пропускам везде, не только в нашем ВУЗе. Это как фейс-контроль в клубе - нужен правильный настрой, например меня ни разу не останавливали.

Можно использовать главный страх молодежи - быть смешными, останавливает охрана (у нас это каждое лето новые студенты)- отвечаешь возмущенно "я здесь работаю" и тебя больше не задерживают. НИКОГДА не задерживают. Для верности можно нацепить бейдж "Василиса Пупкина" и поздороваться с мальчиками, как ни в чем не бывало - точно пропустят.

Да, я стараюсь как руководитель не дать возможности "левым" проникнуть, да есть определенные инструкции, но вот это вечное человеческое "не хочу быть лохом" сидит где-то в неопытных ребятках и отворяет двери кому понаглее.

Если адреналина совсем не хочется - можно поискать другой выход, из четырех перекрыты охраной только два, ибо считается, что остальные никому из новеньких не известны. В НГТУ вообще песня - там есть переходы, словом, выход обязательно найдется.

Получается, попасть внутрь очень просто, номер аудитории известен заранее, осталось только найти ближайший туалет и засесть в третьей кабинке слева, ожидая подругу с экзамена, лучше при этом быть студенткой мехмата (для математики) или филологического (для русского).

Выходить в туалет с экзамена можно бесчисленное количество раз, и сделать с этим мы ничего не сможем - нет даже отметок о выходе, а самостоятельно не пускать Колю Синичкина в четвертый раз в туалет мы, конечно, не имеем права. Единственное, есть наблюдающий, который проводит до места Х, но в кабинку-то заглядывать никто не станет.

3) Телефон, наушник и прочие чудеса техники . Аудитория на популярные экзамены стандартно выбирается большая - во всех ВУЗах, включая наш, это как правило поточки - наблюдатели,естественно, сидят сверху и снизу - ходить по аудитории трудновато и, что более важно,громко, поэтому адекватные люди и не ходят. Теоретически, если уметь списывать, сидя где-нибудь в серединке, списать с телефона можно. С экзаменами типа химии и географии такое не пройдет.

4) Подмена . Когда запускаешь 80 человек в аудиторию, уже после человека 20го-30го проверяющий в дверях перестает вглядываться в лица: это физически и психологически трудно заставить себя сконцентрироваться, тем более, что под запуск отведено 15 минут. Учитывая то, что многие пишут в момент "вот-вот" менять паспорт, между ними и фото в паспорте 6 лет разницы - идентификация осложняется. Кроме того, не существует никаких четких инструкций "свыше" , что делать при сомнениях - пол совпадает и ладно.
Достаточно попросить мало-мальски похожего друга-ботаника своего пола пройти в аудиторию где-то под конец и написать вместо тебя - экзамен в кармане. И мы ничего не сможем с этим сделать.

Все эти способы годятся, если ты умный сам или имеешь подходящих друзей.

Если ты привык полагаться на профессионалов, и у тебя есть деньги, следующие способы для тебя:

Мне деньги предлагали, но не в таких количествах, чтобы я хоть секунду сомневалась. Не могу зарекаться, что не взяла бы ни при каких обстоятельствах: нашлась бы сумма, которую я бы взяла без зазрения совести, к тому же факт подтасовки никак нельзя проверить - все настолько плохо организовано. Фактически я ничем бы не рисковала.

Подробнее: формально экзаменационные материалы должны получаться на месте выдачи утром перед экзаменом, фактически же, мы получаем их в первом случае за сутки, во всех остальных за трое. Представьте, что можно сделать с работой за трое суток! Да перед началом экзамена абитуриентам по регламенту необходимо демонстрировать целостность пакета материалов, но на самом деле, даже центр мониторинга (в этом году он называется иначе) в редких случаях предоставляет уже открытые доставочные пакеты, что говорить о волнении, при котором фамилию-то некоторые умудряются написать с ошибкой - дырку в пакете никто не заметит. Далее останется лишь отдать прорешенный вариант в нужные руки.

Таким способом можно хоть в РУДН поступить, были бы деньги. Я даже думаю, что тысячей долларов дело бы обошлось - за все три экзамена, ведь это две зарплаты гос.служащего.

И подкуп эффективно работает: за, повторюсь, годы работы я перевидала множество выходцев из Тывы, например, имеющих свыше 70ти баллов по русскому, но разговаривающих со мной только с помощью переводчика-родителя.

То же самое можно с легкостью сделать "по знакомству" никого не покупая. Вариантов масса.

Факт остается фактом - несмотря на то, что организация все-таки эволюционирует в лучшую сторону, она не может оставаться до конца объективной: человеческий фактор здесь играет не просто большую, но очень большую роль. Нужен кардинально иной подход к организации по крайней мере второй волны ЕГЭ.

P.S.: Как не надо действовать:

1) Как-то девушка на первой парте со стандартным просветом списывала с телефона, экран которого озарял все подпартное пространство - ну глупо жеж! И потом, если поймали с телефоном, лучше, не отпираясь, отдать сразу - возможно, не удалят хотя бы.

2) Однажды изымала два телефона - мысль правильная, один вынули, второй вряд ли станут искать или вычислять. Но хоть осторожнее надо списывать, единожды попавшись - после дубля два удаление неминуемо.
3) Как-то раз вежливо не впускала девушку без документов - она полезла в драку. Вот хуже этого вряд ли что-то можно придумать. Синяк у меня, вывод с охраной у нее - приятнее жить никому не стало.

4) Совсем обнаглевший абитуриент во время вывода в туалет угрожал нашему сотруднику - я об этом узнала постфактум, иначе бы не поленилась довести дело до милиции.

5) Предлагали деньги. Мало денег
6) Льстили. Со словами "какое у вас имя красивое", а я ведь даже не Вероника, молчел пытался выведать ответ на задание. Очень глупо

7) Заигрывания. Был один товарищ, который захаживал в приемку чуть ли не каждый день и "подкатывал", че уж тут скрывать. Не списал

8) Обещания. Один товарищ обещал нам вознаграждение, закрыли бы мы глаза на списывание. Не списал

9) Ложное знакомство. "Хехей! мы же с тобой в одной школе учились!" - не прокатит.

Р.P.S. Следующим летом мое место займет другой человек - т.е. данный пост это не призыв носить мне последние кровные. Я рада, что мне не пришлось столкнуться с крупной взяткой - не пришлось задумываться. Этот пост целиком можно, конечно, расценивать как руководство к действию, особенно часть про "не надо", но по большей мере это попытка показать, насколько необъективные результаты на данный момент может давать такая система сдачи (по крайней мере второй волны, в первой не участвую, не могу дать комментарий). А ведь объективность - это основной аргумент в борьбе за ЕГЭ.

В ЕГЭ по химии 35 заданий. Из них 29 - с кратким ответом и 6 заданий с развернутым ответом.

1 балл

Задания 1–6 , 11–15, 19–21 и 26–29. Задание считается выполненным, если дан правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.

2 балла

Задания 7–10, 16–18 и 22–25. Задание считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр. За одну ошибку снимается 1 балл. Если ошибок больше одной или ответа нет, ставится 0 баллов.

2-5 баллов

Решение задач с развернутым ответом - при условии, что задание выполнено полно и правильно в соответствии с критериями оценивания. Здесь необходимо правильно оформить решение задачи и прописать всю последовательность действий, чтобы экзаменатору было ясно, как и почему вы пришли к решению.

Подготовка к экзамену

На что стоит обратить внимание:

— Обязательно изучите кодификатор и спецификацию для ЕГЭ по химии, выложенные на сайте ФИПИ. Там указаны все темы, которые вы должны знать, количество баллов за решение каждого задания и критерии оценивания.

— При подготовке с осторожностью пользуйтесь вариантами ЕГЭ прошлых лет. В них много ошибок и разночтений.

— Демонстрационная версия ЕГЭ всегда легче той, что будет на экзамене. Она отражает лишь темы и формат заданий.

— Чтобы уверенно чувствовать себя на ЕГЭ, необходимо решать сложные задачи, например, задачи для студентов. Тогда ЕГЭ не вызовет у вас затруднений.

— Готовясь к ЕГЭ, не зацикливайтесь на одном авторе. У всех авторов учебников есть любимые темы и форматы задач. Чем больше заданий из разных учебников вы решите, тем проще вам будет на экзамене.

— Чтобы написать ЕГЭ на хорошем уровне, нужно знать не только основные принципы и законы, которые мы используем при написании химической реакции или когда говорим о свойстве соединений. Нужно хорошо ориентироваться в исключениях. В химии очень много исключений, которые надо просто выучить и не пропустить от невнимательности, решая задачу.

Организационные моменты

На выполнение заданий дается 3,5 часа. При хорошей подготовке трех часов на выполнение всех заданий вполне достаточно. У вас останется еще 30 минут, чтобы все перепроверить.

Обязательно возьмите с собой часы и следите за временем. Часы в аудитории могут оказаться неточными. Часы должны быть самыми обычными. Мобильные телефоны и смарт-часы на экзамене запрещены. Вас могут удалить с ЕГЭ даже за выключенный мобильник, так что не рискуйте.

На ЕГЭ разрешается пользоваться калькулятором , в том числе инженерным. Главное, чтобы он не был программируемым. На всякий случай возьмите с собой два калькулятора: инженерный и обычный. Если инженерный калькулятор все-таки заберут, вам не придется считать в столбик, теряя время. Начните пользоваться калькулятором ещё при подготовке к экзамену, чтобы привыкнуть к нему и не ошибиться, нажимая на клавиши.

На экзамене можно пользоваться периодической системой Менделеева , таблицей растворимостей солей, кислот и оснований в воде, а также электрохимическим рядом напряжений металлов. Скачайте эти материалы заранее и потренируйтесь ими пользоваться. Таблица Менделеева на экзамене отличается от школьных таблиц, раскрашенных разными цветами.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Растворимость кислот, солей и оснований в воде и электрохимический ряд напряжений металлов

Заложите не меньше часа для переноса выполненной работы на чистовик. При проверке и оценивании ЕГЭ черновики не учитываются.

Результаты первой части ЕГЭ по химии не пересматриваются. А вот результаты второй части могут быть пересмотрены, если вы подадите апелляцию. По итогам апелляции вам могут добавить баллы. Случаи, когда после апелляции баллы снимают, очень редки, поэтому если вы уверены, что решили верно, смело подавайте заявление. Если сомневаетесь - посоветуйтесь с преподавателем или старшими товарищами, хорошо знающими химию.

✔️ Внимательно читайте условие задачи и записывайте номера выбранных вариантов именно в той последовательности, которая от вас требуется. Иначе балл за задание не засчитают, даже если номера вариантов будут выбраны правильно.

✔️ Кислоты в химии делятся на сильные, средние и слабые. Однако на ЕГЭ выделяют сильные кислоты, а все остальные принято считать слабыми. Учитывайте это при решении задач.

✔️ Выполняя задания по неорганической химии, нужно знать не только то, как взаимодействует каждый класс элементов, но и то, в какие реакции вступает каждый элемент. У каждого элемента есть свои особенности, которые надо выучить.

✔️ Всегда проверяйте все варианты, которые вам предложены. Даже если вам кажется, что вы нашли верный, вы можете ошибаться. Если вы исключили все варианты, не выбирайте последний «по умолчанию», решите и его тоже. Убедитесь, что он верный.

Записывая реакции, не забывайте уравнивать все элементы. С помощью кислорода вы можете проверить, верно ли вы все уравняли. Если кислород сошелся, значит все правильно, если нет - ищите ошибку.

✔️ В задачах с развернутым ответом может быть только один правильный вариант ответа, а может быть и несколько. Если вы видите два способа решения задачи, выбирайте тот, в котором меньше всего сомневаетесь.

✔️ Если требуется написать один вариант ответа, а вы видите несколько, действуйте точно так же – пишите один вариант, в котором вы уверены.

✔️ В задачах с развернутым ответом всегда записывайте «дано». Это не добавит вам баллов, но поможет успокоиться, упорядочить условие задачи и разобраться, что от вас требуется.

✔️ Если вы не знаете ответ на задание с кратким ответом, пропустите его и вернитесь к нему после того, как выполните все задания, включая задачи с развернутым ответом. Подумайте еще раз, что там должно быть, и дайте ответ.

Используйте не только знание химии, но и логику.

Роман Широкий

Время на чтение: 5 минут

А А

ЕГЭ – централизованный экзамен, проводимый в российских образовательных учреждениях. Благодаря контрольным измерительным материалам он помогает оценить качество подготовки учащихся. В статье узнаем, как сдать ЕГЭ, какие экзамены сдавать и как получить 100 баллов.

Начиная с 2009 года ЕГЭ выступает формой выпускных экзаменов в лицее или школе, а также формой вступительных экзаменов в университеты. Список обязательных дисциплин представлен математикой и русским языком. Остальные предметы выбирают по усмотрению. Это может быть иностранный язык , литература, информатика, физика, география и прочие.

Количество выбранных к сдаче необязательных предметов не ограничено. Составляя список дисциплин, учащиеся руководствуются требованиями выбранного для поступления высшего образовательного учреждения .

Сдают ЕГЭ с мая по июнь. Законодательством предусмотрен досрочный и дополнительный периоды сдачи. Первый приходится на апрель, а второй на июль. Досрочно пройти процедуру государственного тестирования разрешается выпускникам текущего года, которые:

  • Призываются в армию;
  • Отправляются на российскую или международную олимпиаду;
  • Направляются на лечение за рубеж;
  • Оканчивают русскоязычную школу в стране со сложным климатом.

Дополнительный период предусматривает сдачу ЕГЭ иностранными гражданами, выпускниками прошлых лет, выпускниками начального профессионального образования.

На российской территории проведение государственного экзамена контролирует Федеральная служба по надзору в области науки и образования при поддержке органов исполнительной власти российских субъектов. Если тестирование проводится за рубежом, в процедуре помимо Рособрнадзора участвуют учредители образовательного учреждения, прошедшего государственную аккредитацию.

Оценка результатов итоговой аттестации основана на стобалльной системе. По каждой дисциплине установлена минимальная планка в баллах, преодоление которой подтверждает, что учащийся освоил школьную образовательную программу. Результаты ЕГЭ считаются действительными на протяжении 4 лет, следующих за годом, в котором их получил учащийся.

Если результат участника итоговой аттестации по обязательной учебной дисциплине не дотягивает до установленной минимальной планки, предусмотрена повторная сдача в дополнительный период. Если вторая сдача оказалась неудовлетворительной, разрешено попытать счастья еще раз, но уже осенью. В случае с предметом по выбору все сложнее. Участник аттестации, который не набрал минимального количества баллов, вынужден ожидать пересдачи год.

Важно! Участников государственного тестирования, удаленных из аудитории за нарушение дисциплины, списывание или использование мобильного телефона, наказывают сурово. Их результаты аннулируются, как и право на пересдачу в дополнительный срок. Повторная сдача разрешена через год. Так что жульничать на экзамене не стоит.

Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь


Педагогическая практика показывает, что школьники вместо подготовки к экзаменам отдыхают и общаются с друзьями. В былые времена при отсутствии знаний на выручку ленивым школьникам приходили сделанные на скорую руку шпаргалки.

Введение ЕГЭ значительно усложнило процедуру прохождения государственного тестирования. Члены комиссии внимательно следят за каждым учащимся, а использование шпаргалок и электроники сурово наказывается. Как успешно пройти аттестацию, если во время подготовительного периода дело до учебы так и не дошло? На этот счет у меня имеется несколько советов.

  • Если до судного дня еще несколько недель, приступайте к подготовке. Воспользуйтесь услугами репетитора и уделите особое внимание решению пробных заданий. Изучение базового уровня – ключ к успеху, если ничего не знаешь.
  • Если тестирование через несколько дней и времени на изучение материала нет, пробегитесь глазами по страницам учебника. Не исключено, что в важный момент на выручку придет зрительная память. Как улучшить память , я рассказывала в одной из статей.
  • Когда наступит день тестирования, сохраняйте уверенность, захватите с собой пропуск, паспорт, несколько ручек и карандашей, линейку с ластиком и отправляйтесь. Еще позаботьтесь, чтобы в рюкзаке присутствовала бутылка минеральной воды и шоколадка.
  • Оказавшись в аудитории, выберите понравившееся место, удобно расположитесь за столом и сделайте несколько глубоких вдохов. Не волнуйтесь. В течение года вы посещали занятия и наверняка в памяти что-то осталось.
  • После получения пакета с бланками и заданиями, неспешно заполните регистрационные данные. Когда педагоги дадут отмашку, принимайтесь за дело. В вашем распоряжении 4 часа.
  • Начинайте работу с того, что знаете. Справившись с легкими задачами, переключайтесь на более сложные задания. Даже если с решением возникли трудности, не спешите покидать аудиторию. Сидите до последнего. Нередки случаи, когда правильный ответ приходит в последний момент.

Люди, которые хорошо знакомы с процедурой прохождения итоговой аттестации, утверждают, что многие школьники сильно преувеличивают сложность ситуации и в мыслях понижают уровень знаний. Всему виной сильный стресс. Если стремитесь к достижению цели, обуздайте панику, успокойтесь и настройтесь на работу. В этом секрет успеха.

Какие экзамены ЕГЭ сдают в 11 классе в 2020 году


По имеющейся информации, для получения аттестата в 2020 году прохождения тестирования в 11 классе по математике и русскому языку недостаточно. Теперь необходимо сдать дополнительный экзамен на выбор.
Если не планируете учиться в университете, остановите выбор на простой школьной дисциплине.

Полный список доступных для выбора предметов представлен литературой, химией, физикой, историей, географией, обществознанием, информатикой и иностранными языками.

Среди нововведений в 2020 году значится отсутствие тестовой части, за исключением иностранных языков. Поэтому готовьтесь к сдаче ответственно, так как письменный экзамен сложнее теста с несколькими вариантами ответа.

Появились слухи, что в 2020 году оценки за ЕГЭ будут влиять на отметки в аттестате в сторону уменьшения или увеличения. Еще планируется усложнение экзамена по русскому языку. В этом году выпускников ожидают более сложные задания. Что касается сочинения и критериев его оценки, здесь изменений не предусмотрено.

Список наиболее востребованных в ВУЗах экзаменов представлен точными науками, среди которых информатика, химия и физика. Это обусловлено дефицитом квалифицированных инженеров в стране и избытков экономистов и финансистов.

Периодически посещайте портал Федерального института педагогических измерений. Здесь регулярно публикуются документы, касающиеся сдачи ЕГЭ. Есть и таблица изменений, которая поможет в составлении полного впечатления о нововведениях.

Какие ЕГЭ нужно сдавать для поступления в ВУЗы


Поступить в институт или университет без свидетельства о сдаче ЕГЭ невозможно. Важно, что выпускнику, планирующему стать студентом одного из университетов, для поступления необходимо сдать экзамены. В этой части материала рассмотрю несколько популярных направлений и помогу в выборе школьных дисциплин для сдачи. И помните, что математика и русский язык сдаются в обязательном порядке.

  1. Если планируете поступать в медицинский вуз, готовьтесь к сдаче ЕГЭ по химии и биологии. Сдача экзамена по физике нужна стоматологам. Некоторые университеты требуют сдачи теста по иностранному языку.
  2. Тем, кто хочет учиться на психолога, нужна сдача экзамена по биологии, считающейся профилирующим предметом. В зависимости от выбранного направления иногда нужны результаты ЕГЭ по иностранному языку. Все зависит от ВУЗа.
  3. Если видите себя в качестве педагога, готовьтесь к сдаче соответствующего предмета. В частности, для поступления на физмат, помимо основных экзаменов нужна физика. Для химика-биолога предусмотрена сдача по химии и биологии и так далее.
  4. Выпускникам, которые хотят учиться в МГУ, доступно множество факультетов. К примеру, если выберите отделение «Рекреационной географии и туризма», сдавайте ЕГЭ по географии, а на отделение «Философии» потребуется естествознание.
  5. Имеются требования и в МФТИ. Для поступления в этот ВУЗ нужна информатика или физика. Все зависит от выбранного выпускником направления.
  6. У образовательных учреждений МВД особые требования к абитуриентам. Они отдают предпочтение выпускникам, которые сдали ЕГЭ по обществознанию, истории, физике или биологии в зависимости от направления. Еще каждому выпускнику предстоит сдача спортивных нормативов.
  7. Тем, кто хочет стать студентом военно-космической академии, рекомендую сконцентрировать внимание на подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Без этого профилирующего предмета, как и без спортивных нормативов, ВУЗ не примет.

В заключение добавлю, что каждое учебное заведение предъявляет свои требования к результатам ЕГЭ. Если уже определились с ВУЗом и факультетом, обратитесь в приемную комиссию за подробной информацией. Это защитит от судьбоносной ошибки.

Что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов


Выпускники, стремящиеся поступить в университет, готовятся к сдаче ЕГЭ со всей ответственностью. Многие нацелены на получение 100 баллов по всем предметам. Неудивительно, ведь максимальная оценка свидетельствует тому, что выпускник владеет знаниями из школьной программы на высочайшем уровне. Такие результаты открывают путь в любой из ВУЗов.

Многие считают, что сдать ЕГЭ на 100 баллов невозможно. В действительности это не так. При своевременной и должной подготовке у любого школьника есть возможность сдать тесты и получить наивысший балл.

Разберем нюансы предэкзаменационной подготовки. Этот свод простых рекомендаций поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов по следующим предметам: обществознание, биология, история, русский и иностранный языки, математика, физика и химия. Приступим.

  • Запаситесь учебниками по выбранным к сдаче предметам с шестого по одиннадцатый класс. Во время подготовки особое внимание уделяйте темам, вызывающим наибольшие затруднения.
  • Изучите экзаменационные задания, чтобы понять, с какими вопросами столкнетесь на экзамене. Заведите дневник , составьте график подготовки. На каждый пункт составленного плана выделите время, достаточное для углубленной проработки материала.
  • Ведите конспект. Читая учебники, выписывайте основные понятия и термины. Рисунки и схемы повысят эффективность запоминания. Между законспектированными темами оставляйте свободное пространство для фиксации новой или дополнительной информации по важным вопросам.
  • Учителям нравится, когда школьник говорит. Учитесь давать развернутые ответы, аргументируйте доводы, давайте объяснения, оперируйте терминами. Осмысленные ответы увеличат шансы на получения наивысшего балла.
  • Визуализируйте новую информацию. Как показывает практика, зубрежка – бессмысленная трата времени. Вникайте в изучаемую тему, используйте преимущества ассоциативной памяти, представляйте образы.
  • Раздобудьте пособие с тестами по выбранным предметам и уделяйте много времени их проработке. Самостоятельная подготовка поможет усвоить материал и отточить навыки решения стандартных задач.
  • Начинайте подготовку заблаговременно. Независимо от выбранного предмета придется изучить огромное количество информации. На освоение такого объема требуется время. Начинайте подготовку минимум за год. Чтобы повысить качество знаний, советую воспользоваться услугами репетитора или записаться на тематические курсы.
  • Обуздайте время. На тестирование по школьным предметам отводится определенное количество времени. Выполните все задания, если учтете временные рамки. При этом в погоне за 100 баллами предстоит решать задачи быстро и правильно. Чтобы усовершенствовать навык, рекомендую воспользоваться демонстрационной версией ЕГЭ на сайте ведомства.

Если поставили перед собой цель в 100 баллов по всем предметам, будьте готовы к трудоемкой и продолжительной подготовке. Изложенные рекомендации облегчат участь и станут хорошим подспорьем.

Ответы на вопросы


Нужно ли сдавать ЕГЭ после колледжа и техникума?

На начальном этапе введения, ЕГЭ вызвал у выпускников колледжей и техникумов массу разнообразных эмоций. Это обосновано получением государственным тестированием статуса вступительных экзаменов в российские высшие образовательные учреждения. Что это значит?

Наличие свидетельства о прохождении итоговой аттестации открывает путь в любой университет, если результаты тестирования соответствуют установленным ВУЗом требованиям. Люди, окончившие школу до 2009 года, такого документа не имеют. И если они продолжили обучение в колледже или техникуме, после окончания учреждения их интересует, нужна ли сдача ЕГЭ для поступления в ВУЗ? Дальнейшее развитие ситуации имеет два сценария.

  • Выпускнику колледжа или техникума, желающему продолжить обучение в университете в соответствии с полученной специальностью, сдача государственного экзамена не грозит. Для зачисления в ВУЗ достаточно сдать профильный экзамен.
  • Если учащийся получил в колледже или техникуме одну специальность, а в университете хочет освоить другую профессию, решить проблему можно двумя способами. Первый предусматривает сдачу ЕГЭ, а второй – сдачу вступительных экзаменов, как было раньше.

Введение новых правил лишило выпускников техникумов и колледжей некоторых преимуществ, помогающих гарантированно поступить в университет. Но наличие диплома среднего образовательного заведения, все-таки придает учащемуся больше уверенности.

Как сдать ЕГЭ выпускнику прошлых лет

Нередки случаи, когда желание пройти государственную аттестацию возникает у выпускника, окончившего школу в прошлые годы. Это хорошо, ведь получить диплом о высшем образовании никогда не поздно. В этой части материала поговорим о тонкостях прохождения ЕГЭ выпускником прошлых лет.

У сдачи ЕГЭ для бывшего выпускника имеется особенность – не придется сдавать обязательные предметы, за исключением случаев, когда математика и русский язык нужны для зачисления на выбранную специальность.

Выпускники прошлых лет проходят ЕГЭ досрочно или вместе с основной волной. Для этого в муниципальный орган управления образованием заблаговременно подается заявление на сдачу экзамена с указанием основных и дополнительных дисциплин, паспорт и аттестат.

Помимо персональной информации, если учился давно, в заявлении указывается название оконченного образовательного учреждения, реквизиты, форма обучения и дата получения диплома. Выпускники из других стран, желающие продолжить обучение в российском университете, предъявляют загранпаспорт , оригинал документа об образовании с заверенным переводом с иностранного языка.

Для получения допуска к итоговой аттестации пишут сочинение. Выпускников прошлых лет это нововведение не касается. Работа пишется исключительно по желанию. Впрочем, некоторые ВУЗы при поступлении накидывают несколько баллов за сочинение.

Выпускники прошлых лет сдают ЕГЭ в месте подачи заявления. Если проживаете в другом городе, не нужно возвращаться в родной населенный пункт ради получения свидетельства.

В статье мы рассмотрели, как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь, привели советы для получения 100 баллов и ответили на популярные вопросы. Получить наивысший результат поможет рациональная подготовка в совокупности с позитивным психологическим настроем, сильной мотивацией и абсолютным спокойствием.

Не паникуйте, а утром перед аттестацией сконцентрируйтесь на моральной подготовке, а не на беглом пролистывании учебников. Такие действия только накаляют обстановку.

Отправляйтесь на экзамен как на праздник, а хорошее настроение послужит надежным союзником. И помните, сдача ЕГЭ – первый шаг в построении успешной карьеры. Удачи!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook