Тест по теме биологическая эволюция. Тесты по теории эволюции и атропогенезу

Инструкция по выполнению теста

На выполнение тестового задания на тему «Эволюция органического мира» отводится 20 минут времени. Данный тест состоит из 2 - х частей, включающей 10 заданий различной степени сложности.

Часть 1 содержит 8 заданий (1-8) с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть 2 содержит 2 задания (В 1 - В 2), требующих написать последовательность букв или цифр или же выбрать три правильных ответа из шести.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответов, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Советуем выполнять задания в том порядки, в котором они даны. С целью экономии времени, пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно большее количество заданий и получить максимальный балл. Наибольшее количество баллов, которые Вы можете набрать в данном тесте, 12. Верно выполненное задание части 1 приравнивается к 1 баллу, а части 2 - 2 баллам.

Желаем успеха!

Эволюция органического мира

1. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней - это:

1. Естественный отбор

2. Эволюция

3. Борьба за существование

4. Межвидовая борьба

2. Цитологическим доказательством эволюции является:

1. Единство планов строения организмов в пределах вида

2. Сходство зародышей в пределах вида Хордовые

3. Сходство строения и химического состава клеток всех организмов

4. Наличие рудиментов - остатков имевшихся ранее органов

3. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:

1. Сравнительно - анатомическим

2. Палеонтологическим

3. Эмбриологическим

4. Биогеографическим

4. Находки отпечатков ископаемых растений являются доказательством эволюции:

1. Биохимическим

2. Из области систематики

3. Сравнительно - анатомическим

4. Палеонтологическим

5. Эволюционным процессом внутри не родственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:

1. Конвергенция

2. Рудимент

3. Дивергенция

4. Атавизм

6. Сходство форм тела у акул, ихтиозавров и дельфинов является примеров эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

7. Органами, развивающимися из разных зародышевых зачатков и приспособленных в результате конвергенции к выполнению одинаковых функций, называются:

1. Атавизмы

2. Гомологические органы

3. Рудименты

4. Аналогичные органы

8. Появление от одного общего предка нескольких видов галапогосских вьюрков является примером эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

В 1. Выберите три правильных ответа. Доказательствами эволюции называются свидетельства:

1. Общности происхождения всех организмов от единых предков

2. Индивидуального развития

3. Изменяемости видов

4. Изменения условий окружающей среды

5. Возникновения одних животных от других

6. Изменения в численности живых организмов

(в ответ запишите ряд чисел)

В 2. Выберите три правильных ответа. Примером аналогичных органов являются:

1. Рука человека и крыло бабочки

2. Колючки боярышника и колючки барбариса

3. Ловчие листья росянки и колючки барбариса

4. Крыло бабочки и крыло птицы

5. Почечные чешуи и усики гороха

6. Усики гороха и усики винограда

(в ответ запишите ряд чисел)

Эталон ответов

В 1 - 135

Тест по теме «Эволюционное учение»

Выберите правильные ответы

1. Серая крыса вытесняет черную. Какой это вид борьбы?

а – внутривидовая; б – межвидовая; в – борьба с неблагоприятными условиями среды.

2. Систему двойных латинских названий в биологическую науку ввел:

а – Линней; б – Ламарк; в – Кювье; г – Дарвин.

3. К появлению новых видов приводит:

а – движущий отбор; б – стабилизирующий отбор; в – половой отбор.

4. Эволюция это:

а - индивидуальное развитие организмов;

б - изменение особей;

в - историческое необратимое развитие органического мира;

г - изменения в жизни растений и животных.

5. Французским естествоиспытателем, создавшим первую эволюционную теорию был:
а - Кювье; б – Ламарк; в – Линней; г - Дарвин

6. Главной движущей силой эволюции является:

а – дивергенция признаков;

б – приспособленность к условиям среды;

в – наследственность;

г – естественный отбор.

7. Систему двойных латинских названий в биологическую науку ввел:

а – Линней; б – Кювье; в – Ламарк; г – Дарвин.

8. Совокупность внешних и внутренних признаков организма:

а – кариотип; б – генотип; в – фенотип; г – геном.

9. Наиболее напряженная борьба за существование:

а – борьба с условиями среды;б – межвидовая;в – внутривидовая;г – все три вида борьбы равны.

10. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют:

а – ароморфозом;

б - биологическим прогрессом;

в – дегенерацией;

г - биологическим регрессом.

1 вариант

1.Возникновение новых комбинаций уже существующих генов - это изменчивость а) наследственная б) комбинативная в) оба ответа верны

2.По Дарвину изменчивость, характерная для всех организмов вида, называется а) определенной б) неопределенной в) соотносительной

3.Насекомые, устойчивые к ядохимикатам, результат отбора а) движущего б) дизруптивного в) стабилизирующего

4.Видообразование, связанное с расширением ареала, это а) географическое б) экологическое в) симпатрическое

5.Полиплоидия - это а) кратное увеличение числа хромосом б) увеличение на несколько хромосом в) уменьшение на несколько хромосом

6.К биологическому прогрессу виды приводят а) ароморфоз и идиоадаптация б) дегенерация в) оба ответа верны

7.Скрытый резерв наследственной изменчивости формируют мутации а) соматические б) доминантные в) рецессивные

8.Дрейф генов - это а) случайные колебания частот генов б) переселение организмов в другую популяцию в) мутации

9.Приспособленность организма к конкретным условиям среды - это а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация

10.Отдельные ненаследственные изменения - это а) мутации б) модификации в) нет ответа

11.Генные мутации вызывают а) повышение приспособленности б) нарушают обмен веществ в) способствуют росту организмов

12.Активно изменяет генофонд современного человека а) естественный отбор б) изоляция в) мутации

13.Хромосомные мутации - это изменения а) в генах б) в структуре хромосом в) их числе

14.Ламарк считал, что виды а) не изменяются б) не существуют в) существуют

15.Утрата волосяного покрова у китов - это а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация

16.Признак с узкой нормой реакции а) жирность молока б) масть в) оба ответа верны

17.Результатами естественного отбора являются а) приспособленность б) многообразие видов в) оба ответа верны

18. Эволюционные факторы ненаправляющего значения а) естественный отбор б(волны жизни и изоляция в) нет ответа

19. Удвоение числа отдельных хромосом - это мутации а) геномные б) хромосомные в) полиплоидия

20.Разные сорта картофеля относятся к а) одному виду б) разным видам в) нет ответа

21. Борьба за существование приводит только к а) регуляции численности б) совершенствованию вида в) ответа нет

22. Линней считал, что виды а) существуют б) не изменяются в) оба ответа верны

23.Изменчивость, возникающая у отдельных организмов внезапно, Дарвин назвал а) соотносительной б) неопределенной в) определенной

24.. Микроэволюция - это процесс, происходящий внутри а)вида б) типа в) класса

25. Полиплоидия у растений приводит к а) повышению урожайности б) повышению приспособленности в) оба ответа верны

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» 9 КЛАСС

2 вариант

1.Утрата отдельных хромосом - это мутация а) геномная б) хромосомная в) генная

2.Животные разных пород скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.к. это- а) разные виды б) это один вид в) нет ответа

3.Дрейф генов может сохранять признаки, для организма а) полезные б) вредные в) оба ответа верны

4.Ламарк считал, что виды а) не существуют б) изменяются в) оба ответа верны

5.Отношения между организмами одного вида - это борьба за существование а) внутривидовая б) межвидовая б) с неблагоприятными условиями среды

6.Крупные систематические группировки возникают в результате а) ароморфоза б) идиоадаптации в) дегенерации

7.Эволюционные факторы направляющего значения а) изоляция б) мутации в) естественный отбор

8.Если организмы скрещиваются, но дают не плодовитое потомство, то они относятся а) к одному виду б) разным в) нет ответа

9.Признак с широкой нормой реакции а) жирность молока б) надои в) масть

10.Большое влияние на генотип современного человека оказывает а) естественный отбор б) изоляция в) мутационный процесс

11.Мутации, нарушающие обмен веществ, это а) геномные б) генные в) хромосомные

12.Экологическое видообразование связано с а) расширением ареала б) его разрывом в) освоением новых местообитаний в прежнем ареале

13.Случайные изменения частоты встречаемости генов - это а) волны жизни б) дрейф генов в) мутации

14.Роль отбирающего фактора при естественном отборе играют а) человек б) условия среды в) живые организмы

15.Возникновение новых комбинаций уже существующих генов - это изменчивость а) сооносительная б) комбинативная в) мутационная

16.Отдельные ненаследственные изменения - это а) мутации б) модификации в) нет ответа

17.Промышленный меланизм - это отбор а) дизруптивный б) движущий в) стабилизирующий

18.Борьба за существование а) полезна для вида б) вредна для отдельных организмов в) оба ответа верны

19.Геномные мутации - это мутации а) уменьшающие число хромосом б) увеличивающие в) оба ответа верны

20.Процесс расхождения признаков - это а) дивергенция б) конвергенция в) нет ответа

21.Линней считал, что виды а)не существуют б)не изменяются в) изменяются

22.Упрощение организации - это а) ароморфоз б) дегенерация в) идиоадаптация

23.Кратное увеличение числа хромосом - это а) гетероплоидия б) полиплоидия в) делеция

24.Полиплоидия у животных а) повышает приспособленность б) приводит к гибели эмбрионов и зародышей в) усиливает рост

25.На островах с сильными ветрами дизруптивный отбор сохраняет насекомых а) с хорошо развитыми крыльями б) с недоразвитыми в) оба ответа верны

Часть A (только один правильный ответ)
A1. Выберите положение теории Ч. Дарвина:
1) все изменения, произошедшие под действием внешней среды, наследуются;
2) виды неизменны и созданы Творцом;
3) в результате воздействия среды выживают наиболее приспособленные особи;
4) видообразование бывает экологическим и географическим.

A2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся:
1) жаберные щели эмбрионов;
2) ископаемые остатки;
3) одинаковое строение передних конечностей;
4) набор хромосом.

A3. Выберите пару гомологичных органов:
1) передние конечности крота и медведки;
2) ласты тюленя и рука человека;
3) клубень картофеля и корнеплод моркови;
4) скелет рыбы и скелет коралла.

A4. К факторам эволюции не относится:

A5. Что такое морфологический критерий вида?
1) особенности обменных процессов;
2) количество и строение хромосом;
3) особенности строения;
4) ареал, занимаемый данным видом.

A6. Возникновение новых видов - следствие:
1) размножения особей;
2) деятельности человека;
3) взаимодействия движущих сил эволюции;
4) сезонных изменений в природе.

A7. Элементарная единица эволюции – это популяция, т.к.:
1) она занимает определенную территорию;
2) особи популяции обладают сходным строением;
3) ее генофонд способен изменяться;
4) она способна перемещаться в пространстве.

A8. Найдите среди ответов аналогичные органы:
1) крыло бабочки и летучей мыши;
2) копыто жирафа и лося;
3) иглы дикобраза и ежа;
4) ловчий аппарат непентеса и усик гороха.

A9. Микроэволюция приводит к образованию:
1) видов; 2) родов; 3) семейств; 4) отрядов.

A10.Обтекаемая форма тела, толстый подкожный жировой слой и ласты тюленей – результат действия:

A11. В результате действия какой формы отбора преимущественно сохраняются особи со средним значением признака?

A12. Основная причина борьбы за существование – это:
1) воздействие человека;
2) нехватка пищевых ресурсов;
3) техногенные катастрофы;
4) многообразие видов.

A13. Какую роль играют мутации в эволюции?
1) улучшают обмен веществ организмов;
2) являются резервом для естественного отбора;
3) поражают клетки организма;
4) снижают численность популяции.

A14. Среди нижеприведенных фактов найдите пример географического видообразования:
1) человеческая и свиная аскарида;
2) сибирская и дальневосточная лиственница;
3) лютик едкий и лютик ползучий;
4) пшеница диплоидная и тетраплоидная.

A15. Внутривидовая борьба за существование – это отношения между:
1) серой и черной крысой;
2) обыкновенной и сибирской сосной;
3) лисой и волком;
4) березами в одном березняке.

A16. Предупреждающая окраска характерна для:

A17. Признаком экологического видообразования является:
1) формирование нового вида в результате распада единого ареала на несколько новых;
2) разделение исходного ареала вида природными преградами;
3) возникновение нового вида в пределах одного ареала с материнским;
4) деятельность человека, приводящая к разрыву ареала исходного вида.

A18. Результатом эволюции является:

A19. Основным критерием вида является:
1) физиологические потребности;
2) генетическая изоляция от других видов;
3) ареал обитания;
4) особенности строения и размножения.

A20. Из-за изменения внешних условий в популяции птиц стали выживать особи с более длинными крыльями, чем предыдущие поколения. Какой вид отбора способствовал этому?

A21. Укажите признак биологического регресса:
1) резкое упрощение строения, утрата органов и систем органов;
2) снижение численности вида;
3) разделение ареала на несколько новых;
4) уничтожение видов человеком.

A22. Какой пример относится к ароморфозам?
1) появление жабр у личинок земноводных;
2) превращение передних конечностей китов в ласты;
3) разнообразие хвостовых плавников у костных рыб;
4) формирование двухкамерного сердца у рыб.

A23. Сходство дельфина и акулы – это пример:

A24. Пресмыкающиеся считаются первыми настоящими наземными позвоночными, т.к. они:
1) имеют две пары конечностей;
2) покрыты роговыми щитками;
3) размножаются на суше;
4) обладают трехкамерным сердцем.

A25. Какая особенность строения позволила покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?
1) наличие листьев, корней и стеблей;
2) появление сосудов в древесине;
3) быстрое размножение;
4) возникновение камбия.

A26. Прокариоты появились:
1) в архее; 2) в протерозое; 3) в палеозое; 4) в мезозое.

A27. Одним из важнейших ароморфозов архейской эры является:
1) появление многоклеточных организмов;
2) возникновение фотосинтеза;
3) развитие примитивных беспозвоночных животных;
4) появление многоклеточных водорослей.

A28. Периоды мезозойской эры перечислены в правильном порядке:

A29. Современную гипотезу происхождения жизни на Земле создал:
1) С. Миллер; 2) А. Опарин; 3) Л. Пастер; 4) И. Павлов.

A30. К идиоадаптациям относят:
1) появление хорды;
2) развитие зародышевых оболочек у рептилий;
3) разные формы ног у птиц;
4) теплокровность млекопитающих.

A31. К древним людям относятся:

A32. Речь, мышление, труд - это примеры:
1) антропогенных факторов эволюции;
2) экологических факторов эволюции;
3) биологических факторов эволюции;
4) социальных факторов эволюции.

A33. Примером рудимента у человека служит:
1) многососковость;
2) мышца, отвечающая за движение уха;
3) хрящи гортани;
4) потовые железы.

A34. Одним из отличий человека от других млекопитающих является:
1) четырехкамерное сердце;
2) 5 отделов мозга, включая большие полушария;
3) передние конечности короче, чем задние;
4) вторая сигнальная система.

A35. Человеческие расы относятся к одному виду, т.к.:
1) в браке между представителями разных рас рождаются дети;
2) обладают сходным внутренним строением;
3) способны к трудовой деятельности;
4) могут перемещаться по Земле.

A36. В каком ответе основные этапы антропогенеза указаны в правильном порядке?
1) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;
2) человек прямоходящий, человек умелый, неандерталец, кроманьонец;
3) человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец, неандерталец;
4) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец.

Часть B
В заданиях B1-B3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. Что является результатом эволюции?
1) популяционные волны;
2) приспособленность организмов;
3) изоляция;
4) образование новых видов;
5) возникновение родов и семейств;
6) естественный отбор.

B2. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:
1) окаменелости животных и растений;
2) крылья птицы и бабочки;
3) закладка хорды у всех позвоночных;
4) сходство зародышей рептилий и амфибий;
5) аппендикс у человека;
6) развитие головного мозга из эктодермы у птиц и млекопитающих.

B3. Какие признаки человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью?
1) стопа имеет сводчатую форму;
2) наличие четырех изгибов позвоночника;
3) развитие мелкой мускулатуры кисти;
4) 7 шейных позвонков;
5) конечности состоят из трех отделов;
6) череп состоит из лицевого и мозгового отделов.

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между признаком виноградной улитки и критерием вида, для которого он характерен.

B5. Установите соответствие между примером и видом морфологических доказательств эволюции.

B6. Установите соответствие между видом животного или растения и направлением эволюции, характерным для этого организма.

B7. Установите соответствие между примером и путем эволюции.

B8. Установите последовательность этапов формирования приспособленности в процессе эволюции:
1) действие движущий формы естественного отбора;
2) изменение условий обитания;
3) сохранение особей с полезными мутациями;
4) возникновение случайных мутаций у особей популяции;
5) формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях.

Часть C
C1. Какие приспособления возникли у растений в связи с их выходом на сушу? Назовите не менее четырех приспособлений.

C2. Черный коршун – хищная птица семейства Ястребиных. Окраска темно-бурая, голова светлее остального тела, хвост имеет характерный вырез – «вилочку». Обитает практически во всех природных зонах Земли за исключением Антарктиды и некоторых океанических островов. Питается мелкими грызунами, птицами, рыбой, не брезгует и падалью. Для гнездования выбирает деревья с подходящими развилками для постройки гнезда. Какие критерии вида указаны в тексте? Ответ поясните.

C3. Почему упрощение строения может привести к биологическому прогрессу?

C4. Какие ароморфозы возникли у земноводных? Назовите не менее четырех ароморфозов.

C5. Цветочные мухи (журчалки) по окраске тела, местообитанию и полету очень похожи на ос. Как называется такой тип окраски? Докажите относительный характер этого приспособления.

C6. Назовите не менее четырех основных факторов, способствовавших эволюции человека и приведших к появлению вида Человек разумный.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook