Сущность понятия регулятивных ууд, их виды. Введение Регулятивные действия обеспечивают учащимся

Регулятивные

универсальные учебные действия

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Роль учителя сегодня изменилась - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Поэтому учителю начальной школы следует перейти к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий, одними из которых являются регулятивные УУД.

Цель работы – формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников для повышения качества образования.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив (в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока я выделила те регулятивные универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:

Отдельные этапы урока

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики было при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяла мне уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.

Овладение учащимися регулятивными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Математика учит ребят планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. умение строить алгоритм поиска необходимой информации.

Русский язык даёт умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Окружающий мир формирует способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Чтение учит ребятумению строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Развитие регулятивных действий связано формированием произвольности поведения . Формированию РУУД способствуют технологии деятельностного типа, представленные в используемых в школе УМК: «Перспективная начальная школа» и «Перспектива», «Ритм». В данных УМК представлены технологии:

1.Проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении.

2.Организация учебного сотрудничества.

3. .

4.Проектно-исследовательская деятельность.

5.Использование интерактивных возможностей ИКТ.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивны е универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Планируемые результаты по формированию РУУД на конец 1 класса:

    принимает и сохраняет учебную задачу

    учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

    планирует свои действия совместно с учителем

    овладевает способами самооценки, адекватно воспринимает предложения

Проанализировав первый год работы по формированию УУД, выделила следующее:

    надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу;

    на каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний; вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

    учить детей ставить цели и искать пути их достижения ;

    для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания;

    на уроке уделять большое внимание самопроверке детей;

    учитель должен помогать ребенку найти самого себя, создавая ситуацию успеха.

Применение указанных особенностей организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать эффективномуформированию регулятивных универсальных учебных действий, их свойств и качеств, что в целом будет определять результативность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся.

Литература:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

    Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

    Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.-152с.

Ключевой составной развития компетентности личности является развитие регулятивных способностей. Регулятивные универсальные умения, направленные на подготовку школьников младшего возраста к самостоятельной жизни, можно трактовать как - "способность справляться с жизненными задачами; контролировать свое время и управлять им, планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры". Основные навыки, основывающие самореализацию личности у детей младшего школьного возраста, т.е. управление процессом построения жизненной стратегии, являются самооценка и определение стратегии в отношении обучения.

К регулятивным действиям, обеспечивающим школьникам младшего возраста, организацию их учебной деятельности относятся:

  • -- целеполагание, представляет собой постановку учебной задачи на основе соотнесенного, что уже изучено и усвоено школьником, и то, что еще не изучено;
  • -- планирование, не что иное, как определение, с учетом конечного результата, последовательности промежуточных целей; составление плана и последовательность действий;
  • -- прогнозирование, как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • -- контроль в форме слияния способа действия и его результата с заданной моделью, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • -- коррекция, как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • -- оценка, это выделение и осознание школьником того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • -- "саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий".

Развитие регулятивных функций связано с формированием произвольного поведения. Обеспечение целенаправленности и планомерности управления ребенком своей деятельности и поведением является психологическая готовность в сфере воли и произвольности. В возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для ее достижения, находит свое отражение воля. Произвольность выступает, как умение школьника младшего возраста строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, а также осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя знаемые средства.

К моменту поступления в школу, формируются показатели регулятивных универсальных учебных действий:

  • -- способность осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • -- способность сохранять заданную цель;
  • -- способность видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • -- способность контролировать свою деятельность по результату;
  • -- способность адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Показатели развития регулятивных универсальных учебных действий можно рассмотреть в виде параметров структурно-функционального анализа деятельности, включающие ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия.

Для оценки ориентировочной части существуют определенные критерии:

  • 1. наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом);
  • 2. характер ориентировки (свернутый -- развернутый, хаотический -- организованный);
  • 3. размер шага ориентировки (мелкий -- пооперационный -- блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед;
  • 4. есть ли предвосхищение конечного результата); характер сотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).

Для оценки исполнительной части также существуют критерии:

1. степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действий или произвольное выполнение действия в соответствии с планом); характер сотрудничества (тесно совместное -- разделенное -- самостоятельное выполнение действия).

Для контрольной части - критерии оценки:

  • 1. степень произвольности контроля (хаотичный -- в соответствии с планом контроля, наличие средств контроля и характер их использования);
  • 2. характер контроля (свернутый -- развернутый, констатирующий -- предвосхищающий); характер сотрудничества (тесно совместное -- разделенное -- самостоятельное выполнение действия).

Критерии оценки форсированности регулятивных универсальных учебных действий можно выделить на основе структурного анализа деятельности:

  • 1. принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
  • 2. план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
  • 3. контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
  • 4. оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
  • 5. мера разделенности действия (совместное или разделенное);
  • 6. темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Рассмотренные функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимой "учащемуся для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности". Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

Регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности школьников младшего возраста:

  • 1. Способность учиться и организовывать свою деятельность (планирование, контроль, оценка):
    • -- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
    • -- способность действовать по плану и планировать свою деятельность;
    • -- преодоление импульсивности, непроизвольности;
    • -- способность контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
    • -- способность адекватно воспринимать оценки и отметки;
    • -- способность различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
    • -- способность взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

По мнению Романова условием развития способности личности к регуляции поведения и саморегуляции, является общение.

Контакт учителя со школьником обеспечивают психологические условия формирования саморегуляции. Основу для осознания стратегий организации учебного процесса, дает совместная деятельность ученика с учителем и сверстниками.

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Е.А. Стародубцева,

учитель начальных классов.

МБОУ кадетская школа имени

Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова,

Г. Волжский, Волгоградская область

Регулятивные универсальные учебные действия.

Уровни развития контроля.

«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер

Изменения, происходящие в обществе, не могут не отражаться на современном человеке. К таким изменениям следует отнести развитие науки и техники, появление новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Современному человеку необходимо быть мобильным, так как на протяжении профессиональной деятельности ему приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Следовательно, стоит говорить о значимости непрерывного образования, которое становится реальностью и необходимостью.

Согласно приказу Министерства образования и науки российской Федерации от 06 октября 2009 года с 1 января 2010 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1 сентября 2011 года первоклассники начали учиться согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Необходимость оптимизации начального образования осознаётся обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.

В связи с этим, новые ФГОС, наряду с овладением предметными умениями, предусматривает в процессе обучения формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.

Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:

От определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования учиться;

От «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме, включая содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

От стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации;

От ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

От индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Итак, что же дают универсальные учебные действия? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Рассмотрим более подробно регулятивные (включающие также действия саморегуляции) действия. Учеными и психологами выявлено, что успешно обучающиеся школьники имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Наиболее существенное влияние на успешность обучения оказывает степень сформированности регулятивных учебных действий таких, как целеполагание, планирование, самоконтроль, волевые усилия.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Первый тип целеполагания - постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Второй тип - принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения).

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Функция контроля в учебной деятельности - это обнаружение отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Выполняетдве функции -обратную связь и подкрепление (поощрение).

Повсеместно используемой формой оценки являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллахпо пятибалльной шкале. Обратная связь спомощью таких показателей носит крайне неинформативный характер, как для учителя, так и для ученика. Расплывчатость и зачастую произвольность критериев выставления отметки, непонятный ученику язык, мало способствует становлению и развитию самооценки.

Оценка и самооценка в учебной деятельности должны выполнять следующие функции :

    информировать ученика о выполнении им программы;

    стимулировать учение (сосредоточиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки).

К моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Умение сохранять заданную цель;

Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

Умение контролировать свою деятельность по результату;

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Для успешного формирования регулятивных действий необходимо изменить подход к методике преподавания предметов. Во-первых, пересмотреть структуру и формы построения урока. Во – вторых, изменить планирование изучения темы, раздела, курса с опорой на деятельностный метод обучения, необходимо научить учащихся учиться, т.е. самим «добывать» знания.

Оценка уровня сформированности контроля у учащихся начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я. Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания.

Рассмотрим уровни развития контроля.

Показатели сформированности

Дополнительные диагностические признаки

    Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

    Контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

    Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

В процессе решения задачи контроль затруднён, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторённых действиях ошибок не допускает

    Актуальный контроль на уровне произвольного понимания

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями.

    Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.

Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

    Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения:

    выбирать средства для организации своего поведения;

    помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

    планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу;

    предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;

    начинать выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

    тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Рассмотрим кратко на нескольких примерах, как можно формировать регулятивные универсальные учебные действия у детей младшего школьного возраста.

Задание 1.

Лос живёт лесу. Он ест трава и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут влес и соль но пень. Лоси приду лизать соль. Он будут силными и крепкими.

Укажи количество ошибок: _____

Проверь себя по образцу.

Образец.

Лось живёт в лесу. Он ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут в лес и кладут соль но пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими.

Задание 2.

Математика

Сравни своё условие задачи с данными:

Было – 5 яб. Было - 5 яб.

Съели – 3 яб. Съели - ? яб.

Осталось - ? яб. Осталось – 2 яб.

Какое условие задачи ты считаешь верным? Объясни свой выбор.

Задание 3.

Математика

Реши задачу по действиям и составь к ней сложное выражение. Маша и Миша составили такие выражения:

Кто из них прав? Как рассуждал каждый?

Задание 4.

Русский язык

Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году». Составь и запиши план рассказа. Подбери примеры к каждому пункту плана.

Задание 5.

Технология.

Соедини линиями развёртку с теми подставками, которые из неё могут получиться.

Проверь выполнение задания по Приложению №4.

Применение указанных особенностей организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать эффективномуформированию регулятивных универсальных учебных действий, их свойств и качеств, что в целом будет определять результативность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся.

1. Наилучший метод организации учебной работы школьников - совместное планирование, обсуждение и оценивание самостоятельной работы.

2. Делегируйте учащимся действия самоорганизации при сохранении за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости.

3. Обучая целеполаганию,двигайтесь от частных задач на усвоение готовых знаний и действий к самостоятельной постановке учениками новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения).

4. При организации контроля определяйте его критерии, отслеживайте время его выполнения, автоматизированность действий учащихся, их направленность на результат или способ действия.

5. Помните, что коррекция действий направлена на изменение содержания и последовательности познавательных операций в ответ на изменившиеся условия действия и на регуляцию действия во времени.

6. В формировании действий оценивания акцент ставьте на достижения ученика.

Список литературы

    Асмолов А.Г.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка /

П.Я. Гальперин. – М., 1985.

    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.Кравцова. – М., 1991

    Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении

в действие федерального государственного образовательного стандарта начального

    Аристова Т.В., Бойко Е.Н., Карпеева И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов в начальной школе: учебно-методическое пособие.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.


Страница 2 Номенклатура регулятивных целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


Страница 3 Оценивание регулятивных УУД Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации; - использовать знаково-символические средства; - строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - выделять необходимую (существенную информацию) из текста разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез; - проводить заданным критериям; - устанавливать причинно – следственные связи; - обобщать; - осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть общими приёмами решения задач. 1. Планируемые результаты


Страница 4 2. Способы достижения результатов 3. Способы оценивания Учебные программы: «Гармония», «Перспективная начальная школа», Разумовская М.М. «Русский язык», Беленький Г.И. «Литература». Программы д/о: «Основы исследовательской деятельности», «Проектная деятельность», «Служу Отечеству пером», «Разговор о правильном питании», «Золотые россыпи», «Юный журналист», «Театр для маленьких», «Полезные привычки», «Здоровый образ жизни» Наблюдение, портфолио, выставки, тестирование, конкурсы, олимпиады школьные, районные, РНПК, Всероссийские фестивали


Страница 5 Диагностика сформированности регулятивных УУД Регулятивные УУДТиповые диагностические задачи Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и успешности усвоение материала «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития РУУД), 1 кл. «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля) 2 – 3 классы. Виды заданий «Преднамеренные ошибки» Поиск информации, задания на аналогии, найти закономерность диспут взаимоконтроль«Ищу ошибки»


Страница 6 Условия формирования и развития РУУД 1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок. 2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. 3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи. 4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать. 5. Использование цветных и графических форм представления оценок(обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности. 6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.


Страница 7 Методические приёмы формирования РУУД Использование в образовательном процессе таких форм работы как: Организация взаимной проверки заданий – взаимные задания групп Учебный конфликт Обсуждение участниками способов своего действия Заполнение рефлексивного портфолио


Страница 8 Эффекты нестандартные задания занимательности удивления новизны вопроса поиска, постановки познавательной задачи увлекательности форм и методов изложения парадоксальности, выявление противоречий между новыми и прежними представлениями о явлениях


Страница 9 технология продуктивного чтения проблемно-диалогическая технология исследовательская технология проектная технология Технологии


Страница 10 Критериями сформированности регуляции своей деятельности может стать способность: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.


Страница 11 Что даёт владение РУУД ученику: 1. Ученик умеет составлять план действий. 2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. 3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 5. Ученик способен к волевому усилию. 6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. 7. У ученика сформирован внутренний план действий. 8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий. 9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. 10. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. 11. Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook