Презентация системно структурный синтаксис в русском языке. Синтаксис

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

) Синтаксис сложного предложения (презентация к урокам в 5 классе)

Цели: 1) закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»; Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация". Синтаксис сложного предложения

Термины. предложение, в котором есть только один главный член предложения слово, которое называет того, к кому обращаются с речью. раздел науки о языке, который изучает предложение и словосочетание в простом предложении только одна грамматическая основа подлежащее и сказуемое Синтаксис Обращение Односоставное предложение Пунктуация раздел науки о языке, который изучает знаки препинания Простое предложение Основа предложения

Сложное предложение Сложное предложение состоит из двух или более основ сложносочиненное , и [ Царь с Царицею простился, В путь-дорогу снарядился ] , И [ царица у окна Села ждать его одна ] . сложноподчиненное , (что) [ Видит девица ] , (что тут Люди добрые живут) . бессоюзное , [ И молва трезвонить стала ] : [ дочка царская пропала ] союзные

Сочинительные союзы И, ИЛИ, ЛИБО. Их роль в предложении. Соединяют однородные члены предложения [ О И О ] [ И О, И О, И О ] [ О, И О, И О ] [ О И О, О И О ] [ О ИЛИ О ] [ О ЛИБО О ] Соединяют два (или несколько простых) предложения в сложное [ ….. ] , И [ ….. ] [ ….. ] , ИЛИ [ ….. ] [ ….. ] , ЛИБО [ ….. ]

Сложное предложение Мир строит война разрушает Герой умирает а его слава живет Красота приглядится а ум пригодится Тяжко жить тому кто от работы бежит Самым дорогим кажется то во что вложен твой труд

Сложное и простое предложение Продолжите предложения так, чтобы получились предложения с однородными членами и сложные. 1. Бабушка подоила корову, и___________ . Бабушка подоила корову и ___________ . 2. Мы повесили кормушку, и___________ . Мы повесили кормушку, но _________ . 3. Папа хотел лететь самолётом, и_____ . Папа хотел лететь самолётом, а ________ .

Сложное предложение Скоро сказка сказывается. Просыпается купец. Войско у царя Гороха было большое. Старичок пустился разыскивать зайцев. И воеводы были у него отличные. Но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Да не скоро дело делается. А солнце уже взошло выше дерева стоячего. К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение из второго столбика и составьте сложные предложения.

Сложноподчиненное предложение Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните слова,которые соединяют простые предложения в составе сложного. 1. Шофёр закрич..л снизу что пора ехать. 2. Обнаружили дощатый павильон где прод..вали м..линовое м..роженое. 3. Неопытный человек скаж..т что все с..лов..и поют одинаково. 4. Есть в Ро..ии места где с..лов..и п..ют особенно х..рошо. 5. Всем было инт..ресно посм..треть как п..р..ход будут стаскивать с мел.. .

Сложное предложение Войско у царя Гороха было большое, и воеводы были у него отличные. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Просыпается купец, а солнце уже взошло выше дерева стоячего. Старичок пустился разыскивать зайцев, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Сложное предложение Я н…чую в старой б…се…ке потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы которые тикают на круглом столе. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Если добрый ты сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев - м/ф "День рождения Леопольда" Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал… Если ясный день, это хорошо, А когда наоборот - плохо. Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно… Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот - скучно! Домашнее задание. (подготовиться к письму по памяти)

1.Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М. «Просвещение», 2004 год 2. Фролова Т.Я. Сборник таблиц для изучения русского языка экспресс-методом. – Симферополь: «Таврида», 1998. 3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003, стр.142. 4. Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 5. http://images.yandex.ru/ - картинки для презентаций 6. shopedu.ruТаблицыstar/125 7. «Если добрый ты» сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев - м/ф "День рождения Леопольда" Использованные ресурсы


Даннная презентация нацелена на знакомство и освоение первичных знаний в синтаксисе (словосочетание и предложение), а также их закрепления при выполнении упражнений. Ребята познакомятся с видами словосочетаний (именные и глагольные), с предложениями по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Синтаксис"»

Синтаксис

Составитель: А. Е. Абрамова, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №19


Синтаксис изучает...

Словосочетание -

Предложение -

это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

это главное средство выражения мысли.

желтые яблоки, смотреть на закат, заданные учителем

Ты пришел! На улице шел снег. На дворе семнадцатое мая.


Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

СИНЕЕ МОРЕ

МОРЕ х (какое?) СИНЕЕ

ЖИТЬ У МОРЯ

ЖИТЬ х (где?) У МОРЯ


Виды словосочетаний:

Именные

Глагольные

(сущ. х +сущ.)

(глаг. х +сущ.)

(прил.+сущ. х)

(глаг. х +наречие)

бронзовый х от загара

(прил. х +сущ.)


Распределите словосочетания по видам на два столбика, укажите главное слово:

Объединить усилия, разъяренного зверя, страстное желание, скользить по льду, участник войны, серьезное увлечение, громко свистнуть, окрестности войны, чудеса природы, вязкая трясина, спортивные состязания, удалиться от леса, приближение шума, изучаешь грамматику, пригласить гостей.


Предложение имеет грамматическую основу и интонацию законченности.

Кругом шиповник алый цвел.


Составьте и запишите предложения по картинкам


По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные

Вопросительные

Все наши мысли формируются языком.

Побудительные

Наконец-то наступила зима!

Кто стучится в дверь ко мне?

Который час?

Расскажи нам, пожалуйста, о цирке.

Читай внимательно!


Распределите предложения по целям высказывания:

1) Не кричи так жалобно, кукушка. 2) Вдоль по улице по узкой мчится чистый ветерок. 3) Летят журавли высоко под куполом светлых небес. 4) Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели? 5) Затопи печку! 6) Кто ему наш старый дом укажет? 7) Сюда ко мне поближе сядь, гляди веселыми глазами.



Список литературы:

Русский язык. 5 класс // под ред. М.М. Разумовской. - 15-е изд. - М.: Дрофа, 2008. - 286, с.:илл., 8 л. цв. вкл.

- Предложение. Виды предложений по цели высказывания .

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Члены предложения Главные Второстепенные подлежащее сказуемое дополнение Определе ние Обстоятель ство Как подчеркивают ся ппппп сссс - - - - - - - - - - ~~~~~ -.-.-.-.-.-.-.-.-. На какие вопросы отвечают кто? что? что делает? что сделает? каков? вопросы косвенных падежей какой? который? чей? как? когда? почему? где? куда? откуда? зачем? Какими частями речи выражаются Существит. или местоимением в именит. падеже, инфинитивом и др. глаголом, кратким прилага - тельным и др. Существи - тельным или местоимени ем в косвенных падежах и др. Прилага - тельным, причастием и др. наречием, дееприч, существи - тельным и др.

Cлайд 4

ЗАПЯТАЯ ПРИ ОЧП Ставится запятая Схемы Примеры При отсутствии союза О, О С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. Перед повторяющимися союзами и…..и да…..да ни…..ни или…..или либо…..либо то…..то и др. и О, и О, и О О, и О, и О О и О, О и О Не хотелось ни есть, ни пить, ни говорить. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям … По утрам я убегал на пруд или в рощу, на сенокос или к жнецам. Перед противительными союзами а, но да (= но) О, однако О зато Ребенок был резов, но мил. Перед второй частью двойных союзов как О, так и О если не О, то О не только О, но и О не так О, как О настолько О, насколько О и др. Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом. День хотя и пасмурный, но теплый.

Cлайд 5

ОЧП С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ. Схемы Примеры 1. О: О, О. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. 2. О, О – О. На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег. 3. О: О, О - … Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.

Cлайд 6

№189 Для измерения расстояний и геометрических построений используются следующие приборы: штангенциркуль, транспортир, астролябия, линейка, микрометр, рулетка.

Cлайд 7

СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1-3 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

Cлайд 8

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Выберите один ответ. 1. Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 2. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 3. Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 4. Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

Cлайд 9

Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию. а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. б) Розово и зыбко явь отражается в снах. в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика. г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин. 1. подлежащее; 2. сказуемое; 3. определение; 4. дополнение; 5. обстоятельство.

Cлайд 10

Тест «Предложения с однородными членами» 1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину 1) 1 – тире, 2 – двоеточие 2) 1 – двоеточие, 2 – запятая 3) 1 – тире, 2 – тире 4) 1 – двоеточие, 2 – тире Ответы:

Cлайд 11

2. Укажите предложение с однородными членами. 1) Ты сер, а я, приятель, сед. 2) На одном месте и камень мохом обрастает. 3) Не делайте упражнение, не вспомнив правило. 4) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.

Cлайд 12

3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении: Где-то я уже слышал этот красивый, ... голос. 1) мелодичный 2) низкий 3) женский 4) недовольный

Cлайд 13

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья. 2) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката. 3) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас. 4) Гость недолго гостит да много видит.

Cлайд 14

5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении: Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. 1) однородные сказуемые; противительный союз 2) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы 3) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз 4) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы

Cлайд 15

Cлайд 16

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражены обособляются Не обособляются определения Причастным оборотом В постпозиции В препозиции обстоятельства Одиночным деепричастием и деепричастным оборотом всегда Если входят в состав фразеологизма

Cлайд 17

№176 /Создавая свои замечательные полотна/, К.Ф.Юон любуется сам и заставляет нас любоваться чарующей красотой /покрытых инеем/деревьев, заснеженными и /сверкающими на солнце/ равнинами. /Рассматривая картины Юона/, мы вспоминаем сказочную русскую зиму с её пушистым снегом, /каждый год одевающим землю густым покровом/. Вспоминается и лёгкая морозная дымка, /окутывающая все предметы в ясные студёные дни/, и весёлые стайки задорных мальчишек,/ радующихся снежному раздолью/.

Cлайд 18

В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 4-8 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ РАСПРОСТРАНЁННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. - (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил! (8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни: - (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!.. (10)Или что-нибудь вроде этого.

Cлайд 19

В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 2-4 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (2)«Вот придёт наша Леля с работы, мы вам покажем!» - кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

Cлайд 20

А.20. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? 1) В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор(2) спряталось(3) уставшее за день (4) солнце. 1)1,3 2)2,3 3)1,2 4)1,2,3,4. 2) Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести(2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1)1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4)4. 3) Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина(2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и генеральным читателем. 1)2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)4.

Cлайд 21

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ Случаи обособления Примеры 1. Обособляются одиночные и распространенные обращения, стоящие в любом месте предложения Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое … Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения. 2. Части распространенного обращения Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг. 3. Междометие перед обращением Эй, любезный, подожди маленько. 4. Не выделяется частица о перед обращением О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!

Cлайд 22

. НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СХОДНЫХ ПО ФОРМЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Cлайд 23

В5. В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ, ОБОЗНАЧАЮЩУЮ ЗАПЯТУЮ ПРИ ОБРАЩЕНИИ. Чудная,1 милая,2 восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря,3 редкостные люди нас окружают,4 Елена!..

Cлайд 24

. В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? а) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. б) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. в) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович? г) Ты письмо мое, милый, не комкай.

Cлайд 25

В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. б) Так что будьте осторожны, дамы и девицы. в) Брат мой, как я рад тебя видеть! г) Читатель, любишь ли ты книги?

Cлайд 26

В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Помоги мне, солнце красное. б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы. в) Итак, вы в Москве родные мои? г) Он был, о море, твой певец.

Cлайд 27

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Значения Примеры 1. Различные чувства к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду и т.д. 2. Различная степень уверенности конечно, разумеется, безусловно, естественно, действительно, очевидно, вероятно, видимо, может быть, кажется, наверное и др. 3. Источник сообщения по-моему, по-твоему, на мой взгляд, по словам кого-либо, по мнению кого-либо и др. 4. Последовательность, связь мыслей во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, так, например, в частности и т.д. 5. Способ оформления мыслей одним словом, иначе говоря, иными словами, короче говоря, мягко выражаясь и др. 6. Привлечение внимания собеседника видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, позвольте, представьте себе, согласитесь и др.

Cлайд 28

№199 Страна, в которую пришли в давние времена славяне, была богата лесами. На целые сотни километров тянулись непроглядные и непроходимые лесные дебри, которые перемежались озёрами да болотами. На севере росли хвойные леса. В таких лесах было легко заблудиться, поэтому их так боялись наши предки. «Ходить в лесу- видеть смерть на носу»,-говорили они. Южнее шли лиственные леса. Их называли чёрными. Широкая густая листва дубов, клёнов, осин, лип и берёз противится солнечным лучам, и в таких лесах лежит чёрная тень. В лесной глуши привольно было всякому лесному зверю: белкам, зайцам, волкам, медведям. Лес снабжал славянина строительным материалом, из которого строили жилища, изготовляли посуду. Из лыка наши предки плели обувь, а шкурки пушных зверей согревали людей в лютые морозы. Лес кормил и лечил людей. Лес- защитник людей, надёжное убежище от врагов.

Cлайд 29

1) После того как я смазал по физиономии Костику,(1) отец сказал: -Драться,(2)конечно,(3) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(4)а! Ниже на две головы,(5)а пошёл в наступление,(6) решился!.. 2) И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки,(1) он тоже казался Кольке,(2) а может быть,(3) и всем остальным совсем молодым человеком. 3)Семён Петрович повернулся к Кате,(1)не замечая её угрюмого взгляда: -Катюша,(2) давай-ка «Соловья» алябьевского… -Значит,(3) «Соловья»?-спросила Катя. 4) Конечно,(1) бабушка была счастлива за свою дочь,(2)гордилась её мужем,(3) то есть моим отцом,(4) но она,(5) как и я,(6) редко следовала тем правилам,(7) к которым нас с ней старались приучить. 5) Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники. -Хватит,(4)-говорю я дедушке,(5)-мы наелись,(6)пошли. 6) Правда,(1) раньше мать говорила,(2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так,(3)наверно,(4) говорят все матери о своих детях,(5)если даже они у них уроды. В5 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ.ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ ПРИ ВВОДНОМ СЛОВЕ.

Cлайд 30

А21. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперед и (4) следовательно (5) должна быть заменена. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5

СИНТАКСИС. Разделы синтаксиса (от греч. ‘построение, порядок, составление’)это 1) характерные для конкретных языков средства и правила
создания речевых единиц;
2) раздел грамматики, изучающий процесс порождения речи.
Это универсальный для всех языков, высший уровень грамматики.
Синтаксическая система языка связана, с одной стороны, c процессом
мышления человека, а с другой - с процессом коммуникации, речевого
взаимодействия людей.
РАЗДЕЛЫ СИНТАКСИСА
Синтаксис словосочетания изучает все свойства словосочетания.
Синтаксис предложения изучает формальное, семантическое и
коммуникативное устройство разных по сложности предложений.
Синтаксис текста изучает синтаксическую организацию текстов.
2

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

словосочетание
Два и более
знаменательных
слова, связанные
подчинительными
отношениями.
Выполняет
номинативную
функцию.
предложение
Предложение - это оформленная
по закону данного языка
целостная единица речи,
служащая главным средством
формирования, выражения и
сообщения мысли
(В.В.Виноградов). Выполняет
коммуникативную и
номинативную функции.
синтаксема
Cлово в его
синтаксическом
использовании, слово
как носитель
синтаксической
функции
(термин Г.А.Золотовой)
3

Типы связи слов в словосочетании

Согласование - способ оформления подчинительной связи, при
котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного
во флективных языках широко используется в субстантивных
словосочетаниях для выражения атрибутивных отношений: синее небо,
синий цветок, синяя чашка.
Примыкание - такой вид подчинительной связи, при которой
зависимый элемент словосочетания присоединяется к главному без
изменения своей формы; это смысловая связь компонентов,
представленная позиционно
компоненты словосочетания располагаются обычно контактно (красиво
вышивать, бегло читать по-немецки); широко распространено в
аналитических языках (a French book).
4

Управление

- способ оформления подчинительной связи, при котором
главенствующий компонент словосочетания требует постановки
зависимого компонента в определенной грамматической форме; при
этом изменение формы главного слова не вызывает изменения
формы управляемого слова.
в индоевропейских языках характерно для присоединения к главному
слову предложной или беспредложной словоформы существительного
или местоимения: англ. Не loves his country.
сильное управление для выражения объектных (читать книгу, резать
хлеб) и восполняющих (стать врагом, слыть чудаком) отношений
слабое управление для выражения объектно-определительных отношений (подарок отцу).
5

Изафет

(от арабского ‘присоединение’) – определенные типы
атрибутивных грамматических конструкций в некоторых иранских,
семитских и тюркских языках. В тюркских языках изафеты
формируются из двух существительных, одно из которых является
определением, а второе - определяемым.
В тюркских языках изафет обозначает именные определительные
сочетания, оба члена которых выражены существительными. Всего в
тюркологии 3 типа изафета.
турец. Çay bardağı - чайный стакан, где Çay - это определение, а bardağı
‘стакан’- определяемое.
В иранских языках: соединение определяемого с постпозитивным
определением при помощи энклитического показателя, присоединяемого к
определяемому слову. Этот показатель восходит к местоимению который.
таджик. китоб-и хуб ‘хорошая книга’, где китоб ‘книга’, -и (неизменяемый)
показатель того, последующее слово определение к предыдущему.
6

Типы связи слов в предложении

Координация – двусторонняя равноправная связь между подлежащим
и сказуемым.
Тяготение (термин Л.А.Булаховского) – вид связи, которая реализуется
только в предложении: синтаксическая связь между именной частью
составного сказуемого (выраженной прилагательным или причастием
и согласованной с подлежащим) и знаменательной связкой.
Дети пришли усталые.
Брат уехал больной.
Девочка вернулась окрепшая.
Соположение –взаимосвязь главных членов предложения, при
которой грамматическое оформление сказуемого не зависит от
оформления подлежащего.
Жить – Родине служить.
Берег над Волгой – настоящая гора.
7

Предложение как основная единица синтаксиса

Основная синтаксическая единица,
предназначенная для общения
Средство формирования, выражения и сообщения
мысли
Характеризуется смысловой и интонационной
законченностью
Центром предложения является грамматическая
основа
Является минимальной единицей высказывания
В речи реализуется как фраза
8

Основные признаки предложения

Выполнение коммуникативной функции
Предикативность – синтаксическая категория, относящая информацию к
действительности. Предикативность выражается в формах времени, наклонения и лица (не
универсальная категория, поскольку существуют безличные предложения: Светает. Знобит)
Модальность – функционально-семантическая категория, выражающая отношение
высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации
сообщаемого (языковая универсалия)
объективная
выражает отношение
сообщаемого к
действительности в плане
реальности/ирреальности
средства выражения формы наклонения
субъективная
выражает субъективное отношение
говорящего к высказываемому
является факультативной
модальные глаголы (мочь, хотеть..)
слова категории состояния
вводно-модальные слова (кажется..)
модальные частицы (разве что, вроде..)
междометия (увы, ах, о!)
интонация и порядок слов
9

Аспекты изучения предложения

I. Структурное (формальное) устройство
предложения
II. Смысловое устройство предложения
(номинативная теория изучения
предложения)
III. Коммуникативное устройство
предложения
10

1
т
р
а
д
и
ц
и
я
11

2. Вербоцентрическая теория

Люсьен Теньер (1893-1954) - французский лингвист,
специалист по славянским языкам и
общему синтаксису, один из выдающихся
лингвистов XX века.
1959 г. «Основы структурного синтаксиса»
В России опубликована в 1988 г.
12

Вербоцентрическая теория

Актанты – субстантивные элементы, называющие участников
события (ситуации).
У актантов разные роли: первый актант – субъект; второй актант –
прямой объект (т.е. прямое дополнение), третий косвенное
дополнение.
Сирконстанты (обстоятельства) – в отличие от актантов не
заложены в ролевой структуре глагола, они распространяют все
предложение в целом.
Зимой дует сильный ветер.
Вечером мы отправимся в кафе.
Теория актантов Л.Теньера уточнялась и дополнялась.
В 60-70-е годы XX века появились более дробные описания
семантических ролей, называемых в предложении: агенс/актор,
пациенс, бенефициант и др.
Атрибуты – то, что уточняет и определяет актанты.
13

Валентность в синтаксисе (от лат. valencia ‘сила’)

способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей,
прежде всего с другим словом
В лингвистику впервые ввёл это понятие профессор
С. Д. Кацнельсон (1948).
Л. Теньер ввел в западноевропейское языкознание для
обозначения сочетаемости, относил только к глаголу и определял
валентность как число актантов, которые может присоединять глагол.
Л. Теньер различал
глаголы авалентные (безличные: Светает»),
одновалентные (непереходные: «Пётр спит»),
двухвалентные (переходные: «Пётр читает книгу»),
трёхвалентные («Он даёт книгу брату»)
14

Валентность в синтаксисе

Валентность слова определяется:
его лексическим значением (глаголы восприятия увидеть,
услышать требуют распространения словом, называющим
объект восприятия: увидеть небо)
частью речи, к которой принадлежит слово, его
грамматической формой (форма сравнительной степени в
русском языке требует сочетания с формой, называющей
объект сравнения: выше крыши).
Различаются следующие виды валентности:
обязательная валентность (у переходных глаголов,
некоторых существительных, требующих род. падежа)
факультативная валентность.
В российской науке валентность стала рассматриваться как
свойство всех значимых единиц, не только глаголов.
15

II. Смысловая организация предложения

Традиционная лингвистика (Фортунатов, Бодуэн де Куртенэ,
Фердинанд де Соссюр) считала, что форма предложения диктует его
смысл, а одинаковые формы дают одинаковое значение.
Вторая половина XX века - Номинативная теория предложения
Предложение отражает определенный фрагмент действительности,
некое положение дел, событие, ситуацию
Кафедра стоит в аудитории. Абитуриенты столпились у входа.
Если предложение единица плана выражения, то план содержания какое-то событие, ситуация.
16

Пропозиция

Семантическая структура предложения отражает
объективную структуру элемента действительности
Модель ситуации, отраженная в предложении, есть
ПРОПОЗИЦИЯ
Пропозиция состоит из АКТАНТА (участник события) и
ПРЕДИКАТА (существо события)
Под пропозицией понимают то общее, что существует
между предложением и его возможными перефразировками в
пределах данного языка и при переводе на другие языки
(Н.Д.Арутюнова. Предложение и его смысл. М., 1976)
17

Определение семантической структуры предложения (пропозиции)

Семантическая структура
предложения – субъект и
его действие (состояние)
Студент сидит за партой
Студент– кто? – актант
Предикат – что делает? –
сидит за партой

Реализация пропозиции

Предикативная (ПЕ предикативная единица)
▪ Стажер вернулся рано
Полупредикативная
(деепричастные и
причастные обороты)
▪ Уставший, стажер
вернулся рано
Непредикативная
(потенциально
предикативная) –
адъективная конструкция,
именные обороты с
отвлеченным
существительным
(девербативом)
▪ Произведя все подсчеты,
стажер вернулся рано
▪ Ранний приход стажера
удивил начальство
19

Соотношение пропозиций и ПЕ

Количество пропозиций не всегда совпадает с
количеством предикативных единиц.
Асимметрия между единицами ПВ и ПС очень
распространена.
Пропозиция, выраженная словосочетанием или
полупредикативной конструкцией, всегда называет
событие менее дифференцированно, чем ПЕ.
Предложение с одной ПЕ и одной пропозицией
называется элементарным простым предложением
(ЭПП). Оно монопредикативно и монопропозитивно.
20

Соотношение ПЕ и пропозиций

Сколько ПЕ и пропозиций в следующих предложениях?
▪ Насчет своего приезда после твоего сообщения
насчет снега и холода в России не могу сказать ничего
определенного (А.Чехов)к
▪ Если человек глуп, то он всегда хвастлив.
▪ То, что он испытывал, было чувством неимоверного
стыда и раскаяния.
▪ Что касается Васи, то он уже спит.
▪ Шум в коридоре мешает нам работать.
21

Диктум и модус

Объективное и субъективное
содержание в предложении
Диктум – объективная часть содержания
предложения, моделирует ситуацию
внеязыковой действительности.
Представлен эксплицитно (явно).
Модус – субъективная часть содержания
высказывания, моделирует отношение
говорящего к сообщаемому. Может быть
представлен эксплицитно и имплицитно
(скрыто). Это факультативная часть
высказывания. Модус может быть
внедрен в диктум (Небо серое. – Небо
кажется серым).
Впервые такое деление содержания
высказывания разработано и
сформулировано в книге
Диктум и модус
Шарль Балли
(1865-1947)
известный
швейцарский
лингвист
«Общая лингвистика и вопросы
французского языка» (М., 1955).
22

Диктум и модус в высказывании

Диктум и модус в разных частях
Диктум: Завтра будет хорошая
погода.
Модус: Я думаю, что завтра
будет хорошая погода.
Модус «внедрен» в диктум,
представлены в одной части
Завтра наконец-то будет
хорошая погода.
Завтра будет хорошая погода!
Я хочу, чтобы завтра была
хорошая погода.
Ура! Завтра будет хорошая
погода.
Мне казалось, что завтра будет
хорошая погода.
Пусть завтра будет хорошая
погода.
Я уверен, что завтра будет
хорошая погода.
Наверное, завтра будет
хорошая погода.
23

III. Коммуникативная структура предложения. Целеустановка

1. Целеустановка (коммуникативная перспектива
высказывания)
Предложения по цели
высказывания:
Предложения по
эмоциональной окраске:
повествовательные
невосклицательные
восклицательные
вопросительные
невосклицательные
восклицательные
побудительные
невосклицательные
восклицательные
24

2. Актуальное членение предложения

смысловое членение фразы в
контексте на исходную часть сообщения
– тему (данное) и рему (новое).
В зависимости от коммуникативной
заданности говорящего одно и то же
структурное образование
(предложение) может приобретать
разный смысл.
Основные средства актуального
членения предложения в устной речи
порядок слов (тема обычно
помещается в начале фразы, а рема -
в конце)
интонация (на теме она повышается,
на реме - понижается)
2. Актуальное
членение
предложения
Вилем
Матезиус
(1882–1945),
чешский
лингвист,
основатель и
президент
Пражского
лингвистического
кружка
паузация.
25

Критерии выделения ремы

26

Дополнительные средства актуального членения

Акцентирующие частицы
Именно Аня прочитала мою книгу.
Прочитала мою книгу именно Аня.
Аня прочитала-таки мою книгу.
Только Аня прочитала мою книгу.
В тексте часто рема предыдущего предложения становится
темой последующего.
Университет находится в Академгородке. Академгородок –
научный центр Сибири. Сибирский научный центр известен
во всем мире.
27

3. Прагматический аспект предложения

Прагматика (от греч. pragma ‘дело’) - раздел языкознания,
изучающий условия использования языковых знаков говорящими.
Термин введен в конце 30-х годов XX века как название одного
из разделов семиотики.
Прагматика исследует не только
целеустановку высказывания, но и
типы речевых актов, которыми эта
цель достигается и отношение
говорящего к действительности, к
содержанию сообщения и к адресату
(Ю.Д.Апресян)
В рамках прагматики разработана
теория речевых актов

Слайд 1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 2

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Синтаксис (от греч. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное). Пунктуация (от лат. рunktum - точка) - система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: 1) л о г и ч е с к и й (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме; 2) с т р у к т у р н о - с и н т а к с и ч е с к и й - знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части; 3) и н т о н а ц и о н н ы й - знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

Слайд 3

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление. По своей функции знаки препинания делятся на две группы: 1) р а з д е л и т е л ь н ы е(отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире; 2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.

Слайд 4

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в по строении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.

Слайд 5

1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами различают словосочетания: 1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными или второстепенными членами): На пригорке то сыро, то жарко, вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет); 2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:

Слайд 6

Согласование управление примыкание
зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово: в дыханье ночном, голубым и зелёным огнём зависимое слово ставится в той падежной форме, какую требует главное слово: вздохи дня, теплится огнём связь неизменяе- мого слова с главным словом по смыслу: теплится ярко, желание учиться, говорил улыбаясь

Слайд 7

Сочинительные и подчинительные словосочетания называются свободными, т. к. каждое слово в них выступает в качестве определённого члена предложения; 3) цельные словосочетания. В них главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом. Цельные словосочетания являются несвободными, т. к. выступают в качестве единого члена предложения: Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и тёмный бред души, и трав неясный запах... (А. Фет)

Слайд 8

2. В зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи различают словосочетания: 1) именные: интересная книга (сущ.), весьма зани- мательный (прил.), двое из мальчиков (числ.), первый из очередников (числ.), некто из присутствующих (мест.) 2) глагольные: заниматься спортом, делающий зарядку, отвечая невпопад 3) наречные: очень близко, незадолго до отъезда

Слайд 9

Неср..вненное кокетство, кто-то из р..весников, дифференцируя ур..внение, пор..внявшись с коллегами, зар..внять канаву, ур..внять шансы, ур..внять дорожку, удивительно ур..вновешенный, непром..каемая пелерина, пром..чить кроссовки, вым..кший до нитки, м..кать в соус, три пром..кашки, подм..чив репутацию, вым..кать всё содержимое.

Слайд 10

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении (таблица)

Слайд 11

В разговорном, литературно-художественном и публицистическом стилях речи нередко наблюдаются отступления от норм слово- употребления. Это делается с целью создания каламбура (игра слов), выделения определенного смысла, экспрессивной окрашенности содержания. Приведем пример комического переосмысления фразеологизмов: «Если я умру раньше Вас, то шкаф благоволите выдать моим прямым наследникам, которые на его полки положат свои зубы». (Из письма А. П. Чехова)

Слайд 12

Трудные случаи управления I. Серьёзного внимания заслуживает управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей, например: вера в о ч т о - уверенность в ч ё м; обращать внимание н а ч т о - уделять внимание ч е м у; отзыв о ч ё м - рецензия н а ч т о; полный ч е г о - наполненный ч ё м; различать ч т о и ч т о - отличать ч т о о т ч е г о; заплатить з а ч т о - оплатить ч т о и т. д. Во избежание ошибок необходимо обращаться к словарю управлений.

Слайд 13

Незнание норм управления приводит к нередким в устной речи контаминациям двух подобных оборотов - совмещению компонентов двух различных, хотя и близких по смыслу сочетаний слов. Например, неверно: превосходство перед соперником, опираться на фактах. Исправить подобные ошибки можно двумя способами: 1. Сохранить управляющее слово и заменить падеж (превосходство над соперником, опираться на факты). 2. Оставить падеж и подыскать синоним, требующий этого падежа (преимущество перед соперником, основываться на фактах).

Иногда встречается омонимия управления и согласования. Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например: Сестра Валерия отвечала тихо, но твёрдо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?) - Валерия отвечала тихо, но твёрдо. Его сестра отвечала тихо, но твёрдо. V. Понимание смысла высказывания затрудняет скопление падежей. Яркие примеры подобных ошибок приведены в трудах известных лингвистов, например: Дом племянника жены кучера брата доктора. (А. М. Пешковский) В связи с вопросом необходимости увеличения продолжительности действия аппарата лаборатории спасательного дела МНИИ нами был поставлен ряд опытов... (Н. И. Былинский) Во избежание ошибок нужно сокращать цепь падежей, применяя другие синтаксические конструкции.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook