Пионер герой из села касилова. Презентация к общешкольному мероприятию "дети войны брянщины"

17 февраля 2016 года в Центральном академическом театре Российской Армии наградили лауреатов премии «Горячее сердце» . 113 ребят стали героями, из них трое - посмертно. Они не похожи на лоснящихся супергероев из голливудских фильмов. Они не проходили закалки в зонах катастроф. Многие из них пока даже не закончили школу. Они — обычные дети, перед которыми вдруг был поставлен выбор: спрятаться и закрыть глаза или…

Александра Коляда

Родилась в 1998 году. Село Бурлаки, Кемеровская область

20 июня 2015 года 17-летняя Александра Коляда возвращалась вечером домой, в село Бурлаки. Машина ехала по трассе Октябрьский — Майский, за рулем сидел друг девушки, который был на 4 года старше ее.

Около 11 часов вечера молодые люди стали свидетелями автокатастрофы: прямо перед ними фургон-рефрижератор задел бортом легковой автомобиль. Тот слетел с дорожного полотна, скатился в кювет и перевернулся. Саша попросила друга притормозить и рванулась к машине. Из лежащей вверх колесами легковушки никто не появлялся. Что делалось в салоне, кто там находился — в потемках было не разглядеть. Как Александра действовала, она не помнит. В голове была только одна мысль: поскорее высвободить водителя из ремней безопасности и оттащить его на безопасное расстояние, пока не взорвался бензобак. Мужчина был без сознания и весь в крови.

«Думала, что это всё не со мной происходит, — вспоминала Саша позже. — Как мотор выключила, не понимаю, ведь водительских прав у меня нет. Разглядывать водителя было некогда. Изо всех сил я тянула его из машины. А он был такой высокий и тяжелый!»

Виновник происшествия только тогда подошел к девушке и предложил свою помощь, когда она уже оттащила пострадавшего от вспыхнувшего автомобиля. Водитель большегруза вызвал по телефону сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Молодой спутник Александры из машины так и не вышел.


Только когда спасенный девушкой мужчина оказался в больнице, выяснилось, что она вытаскивала из потерпевшего аварию автомобиля собственного дядю, родного брата отца. В тот страшный момент Саша даже не узнала его. Да и о происшествии никто бы не узнал, поскольку она не считает свой поступок чем-то выдающимся. Подробности случившегося раскрылись на встрече с молодежью инспектора по делам несовершеннолетних. Тогда и выяснилось, что спасительницей водителя была третьекурсница Киселёвского педагогического колледжа Александра Коляда.

При каждой встрече дядя благодарит Александру за спасение. А с тем молодым человеком, который был в машине за рулем, девушка больше не общается…

Арсений Бегунов

Родился в 2008 году. Село Островное, Чукотский автономный округ

Арсений Бегунов живет в селе Островное, в Чукотском автономном округе. Ему семь лет, но уже сейчас его с полной ответственностью можно назвать очень мужественным человеком. Почему?
В весенний день 24 мая 2015 года дети села Островное, пользуясь первыми солнечными днями, с удовольствием бегали и играли на улице. Вот и возле дома, где жил Арсений, гуляли брат и сестра — Дима и Инга Ходьяло. Дети совсем еще маленькие: Диме не исполнилось и пяти лет, а Инге было чуть больше трех. Они так увлеклись игрой, что не заметили, как оказались рядом со старым фундаментом, где из-за сильных дождей образовались ямы, наполненные водой. Заигравшись, Дима нечаянно толкнул сестру. Она не смогла удержаться на ногах и упала в воду. Увидев это, брат сильно испугался и, отчаянно крича, убежал. К счастью, крики Димы услышал семилетний Арсений Бегунов, находившийся неподалеку. Несмотря на свой юный возраст, он понял, что надо срочно спасать Ингу. Мальчик не растерялся. Он осторожно спустился вниз, встал на лежащую поперек ямы доску, схватил малышку за капюшон куртки и, собрав все свои силы, вытянул ее из воды. Потом отвел испуганных детей домой, здесь их успокоили и оказали Инге необходимую помощь.

Михаил Гудков

Родился в 1997 году. Город Улан-Удэ, Республика Бурятия

Весной 2015 года Михаил Гудков, 17-летний житель города Улан-Удэ, находился дома. Переделав все дела, он уже собирался лечь спать. Но заснуть не смог: рядом в квартире громко и надрывно плакал ребенок. Миша решил зайти к соседям, постучал в дверь, но никто не открывал. Между тем детский плач не прекращался. Он толкнул дверь, и она вдруг открылась. От того, что увидел, Миша испытал настоящий шок: в холодной неприбранной квартире находился грудной ребенок, никого из взрослых рядом не было. Он подошел к малютке, дотронулся и понял, что тот очень сильно замерз и, наверное, очень голоден.

Молодому человеку сразу стало понятно, что младенца надо срочно спасать. Он укутал ребенка в одеяло и вызвал «скорую помощь». Пока дожидался приезда врачей, Михаил, чтобы хоть как-то успокоить малыша, налил в бутылочку теплую воду и напоил его.

Осмотрев ребенка, врачи «скорой помощи» приняли решение: младенцу необходима госпитализация. Но у малыша не было ни свидетельства о рождении, ни вообще каких-либо документов.

Быстро собрав вещи, Михаил принял решение ехать в больницу с грудничком. Их разместили в одной палате, и Миша ухаживал за маленьким человечком, кормил и укачивал его, пока тот не успокоился.

Пробыв с ребенком в больнице сутки, Михаил узнал, что тому всего полтора месяца, а проблемы со здоровьем у него, скорее всего, из-за проблем у матери, которая во время беременности и грудного вскармливания могла курить и злоупотреблять алкоголем. В больнице малышу помогли. Только на другой день, убедившись, что после проведенных медицинских процедур здоровью малыша уже ничего не угрожает, юноша вернулся домой.

Данил Галичин

Родился в 2001 году. Погиб в 2015 году. Город Шумиха, Курганская область

21 февраля 2015 года, в день похорон юного кадета, вместе с его родителями плакал весь город…
Данил трагически погиб, когда вместе с друзьями возвращался домой после подготовки к районной игре «Зарница». За миг до смерти он спас двух девушек, оттолкнув их в сторону от дороги, по которой мчался автомобиль-убийца. Но сам отскочить не успел.

«Мы шли немного впереди, по обочине дороги, — рассказывали девушки, которые в тот трагический вечер были вместе с Данилом. — Мы говорили о том, как будем завтра выступать… Предупредить нас о том, что сзади едет машина, он не успел. Может быть, поздно ее увидел. Он вдруг просто шагнул к нам и оттолкнул в сторону… Он был нашим другом, классным парнем, веселым таким…»

«Когда о трагедии узнали в классе, весь первый урок просто вой стоял, плакали очень сильно… Ребята и сейчас плачут», — вспоминает его классный руководитель.

Татьяна Петухова

Родилась в 1999 году. Погибла в 2015 году. Город Балей, Забайкальский край

Город Балей стоит на неглубокой и обычно спокойной реке Унде. Но после затяжных дождей уровень воды здесь сильно поднимается. В половодье река наполняет находящиеся рядом водоемы-озёра, и тогда вместо стоячей воды здесь возникает весьма ощутимое турбулентное (неоднородное) течение с завихрением.

Всё случилось воскресным днем 14 июня 2015 года. Когда после серых дождливых дней наконец-то появилось солнце, жители микрорайона Отмахово (часть города Балей, на левом берегу Унды) поспешили на бывший городской пляж, расположенный на берегу двух соединенных между собой озер. Вот и Таня с подругами отправилась сюда купаться.
Ничто не предвещало трагедии. Все — и семьи с детьми, и молодежь — просто отдыхали. В воде с удовольствием резвились дети и плавали взрос-лые. Татьяна плавала хорошо, потому и заплыла подальше, чтобы никому не мешать.

В какой-то момент, когда было уже довольно далеко от берега, она услышала крики о помощи. Маленькая девочка попала в водяную воронку и стала тонуть. Не раздумывая, девушка бросилась на помощь и тоже оказалась в этой воронке. Из последних сил Татьяне удалось ухватить девочку и выплыть на поверхность воды. Но добраться вместе с ней до берега она уже не смогла — силы были на исходе. Наконец на берегу поняли, что происходит, и поспешили на помощь. Как только Таня передала бесчувственное тело ребенка кому-то на руки, силы окончательно покинули ее…

Даниил Голубев

Родился в 2000 году. Станица Кавказская, Краснодарский край

Сентябрь 2015 года был погожим, и станичные мальчишки не упустили возможности поиграть в футбол. Когда Даниил Голубев, десятиклассник школы № 12 станицы Кавказская, с мячом в руках подошел к товарищам, он увидел жутковатую картину. Ребята стояли в оцепенении вокруг трансформаторной будки (она была рядом с футбольным полем). Внутри ее ограды в судорогах бился Дима Дмитриев, девятиклассник той же школы.

Не колеблясь ни минуты, Даниил выломал в ограде трансформаторной будки калитку и оттащил Диму на безопасное расстояние. А тот уже не дышал. Сами собой в голове Даниила всплыли знания, полученные на уроках ОБЖ. Он попытался нащупать пульс и, хотя его не было, начал делать Диме искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, одновременно давая указания своим друзьям, что еще надо сделать.

Как выяснилось, в ожидании футбольного матча Дима пролез под оградой трансформаторной буд-ки и, несмотря на предостережения, забрался на нее. То ли по неосторожности, то ли из-за беспечности он схватился рукой за один из проводов. Посыпались искры, и подросток свалился на землю.
К тому времени как приехала скорая помощь, вызванная одним из мальчишек по указанию Даниила, Дима уже начал дышать. Пока врач делал спасительную инъекцию, Даниил под ритмичный счет медработника продолжал делать другу искусственное дыхание. Когда подоспели родители Димы, скорая уже увозила его в районную больницу.

Как потом пояснили врачи, без своевременно оказанной Даниилом первой медицинской помощи спасти Диму им бы не удалось: от сильного удара током он пережил клиническую смерть…

Магомед Алабаев и Алихан Докалов

Родились в 2002 и 2001 году. Село Горагорское, Чеченская Республика

Новый микрорайон Красноярска на берегу реки Енисей. Красивые дома с подземными парковками, уютные детские площадки, на которых предусмотрено всё, чтобы дети чувствовали себя в безопас-ности. В одном из таких домов живет Вероника.

В начале августа она только что вернулась из поездки по Хакасии. Полная новых впечатлений и счастливая оттого, что ей впервые доверили гулять самостоятельно, — ведь через две недели ей исполнится 9 лет! — Вероника вышла во двор. Здесь под присмотром мам и бабушек играли в песочнице маленькие дети, в том числе пятилетняя соседка Таня. Обычно она гуляла с бабушкой, но сейчас той рядом не было. Вероника со своей подружкой стала качаться на качелях. Все были заняты своими делами, и никто не заметил, как Таня перелезла через перила, ограждающие высокую отвесную стену, под которой был въезд в подземные гаражи…

Вероника рассказывает, как увидела уже за оградой испуганные Танины глаза и побелевшие пальчики, вцепившиеся в прутья перил. В голове Вероники мелькнуло: упадет, разобьется! Не раздумывая ни секунды, она рванулась вниз по ступенькам лестницы, ведущей к гаражам. Только бы успеть! Девочка подбежала к стене, остановилась прямо под Таней и вытянула руки вверх, чтобы ее поймать. И тут пальцы малышки не выдержали, и она камнем рухнула вниз. Весь удар Вероника приняла на себя.

От обрушившейся на нее тяжести и боли девочка закричала. Подбежавшие на крик дети пытались поднять её на ноги, но безуспешно. Потом они позвали папу одного из мальчиков, и он на руках отнес Веронику домой. А Танюша вернулась с прогулки без единой царапинки. Объяснить толком, что случилось, она так и не смогла.

Свой девятый день рождения Вероника отмечала в больнице. Из-за сложного перелома ноги она пролежала там почти месяц и еще полтора месяца провела дома в гипсе. Учебный год для нее начался только со второй четверти…

Даниил Ларин и Илья Курбатов

Даниил родился в 2003 году. Погиб в 2014 году. Илья родился в Родился в 2003 году. Село Игрищи, Ивановская область


Даниил Ларин

На берегу пруда в Игрищах прогуливались две девчушки — второклассница Настя и пятиклассница Наташа. Неподалеку оказались пятиклассник Даниил и шестиклассник Илья. Стоял холодный ноябрьский день, детвора догуливала последние деньки осенних каникул, а взрослые спешили по своим делам…

Худенькая восьмилетняя Настя долго пробовала ножкой лед, потом осмелела и, несмотря на предупреждения проходивших мимо взрослых, ступила на ледяную корку и тихонько пошла к центру пруда. Но неокрепший покров вдруг треснул у нее под ногами, и девочка провалилась в холодную воду. От испуга Настя не могла кричать, она беспомощно барахталась, ломая кромку льда, и лишь раскрытые в ужасе глаза звали на помощь. Это и увидел Даниил.


Илья Курбатов

Пятиклассник, ни секунды не раздумывая, метнулся в полынью, схватил девочку и какое-то время помогал ей удерживаться на поверхности. Но тяжелая одежда тянула ко дну, лед обламывался под пальцами, полынья расширялась. Илья Курбатов, увидев, что другу никак не удается выбраться, бросился на помощь. Ему удалось схватить Настю за капюшон куртки, но Даниила он уже не видел. Наконец, Наташа, придя в себя от ступора, побежала в село за помощью. Сколько прошло минут, прежде чем взрослые прибежали к пруду и смогли подобраться к полынье, неизвестно. Для детей, сражавшихся с холодной водой, эти минуты были вечностью, и всё это время Илья изо всех сил поддерживал Настю на плаву. Ее, почти потерявшую сознание, и Илью вытащили из воды подоспевшие на помощь взрослые, но Даниила нигде не было. Потом старший брат Даниила, Александр, долго нырял в поисках младшего брата. Спасти Даниила, которому лишь месяц назад исполнилось 11 лет, не удалось.

МБОУ «Старо- Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

Маленькие герои большой войны

Астафьева Н.В.

педагог-организатор

детского коллектива

МБОУ «Старо- Матакская СОШ»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан.

« Маленькие герои большой войны»

(Литературная композиция для учащихся 6-7 классов)

Цели: расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за свою Родину и ее героическое прошлое.

Оформление: Плакат «Маленькие герои большой войны»

Портреты юных героев.

Книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».

Эпиграфы:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

А. Т. Твардовский «Дом у дороги».

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину

Снаряды желтые, как груши,

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

Ведущий. Ребята, в 2017 г. наша страна отметила 72 -летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово! Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но все изменила война. Она длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 27 млн. человеческих жизней. Это убитые в бою и умершие от ран, пропавшие без вести…. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них - Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова - были удостоены звания Героя Советского Союза.

Один из них Лёня Голиков. Рос он в деревне Лукино, что на берегу реки Поло, которая впадает в легендарное Ильмень – озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Леня вел один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года…2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

М. Вайцман.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Обили была создана подпольная комсомольско – молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, даже находясь далеко за пределами своего родного города, она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Кто там улицей крадется,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьется,

Биржа черная горит.

Это было в Краснодоне.

В грозном зареве войны

Комсомольское подполье

Поднялось за честь страны.

Не найдут враги покоя,

Не опомнятся никак.

Над управой городскою

Кто-то поднял красный флаг.

И сквозь дали вековые

Эту славу пронесет

Благодарная Россия

И великий наш народ.

Валя Котик родился и вырос в маленьком украинском селе Хмелёвка. Война застала мальчика в городе Шепетовка. В 12 лет он стал членом подпольной организации. Вместе с другими ребятами он собирал на месте боев патроны и оружие, узнавал расположение немецких войск, складов оружия и продовольствия. Вместе со своими товарищами Валя Котик брал в плен «языков», минировал железные дороги, взрывал мосты. 11 февраля 1944 года ему исполнилось 14 лет, и именно в этот день Советская Армия освободила его город Шепетовку. Можно было возвращаться домой, но мальчик решил остаться в отряде.

17 февраля партизаны ворвались в город Изяслав, преследуя отступающих фашистов. Захватили оружейный склад. Валек и ещё несколько партизан получили приказ охранять склад. Валек стоял на посту. Вдруг совсем рядом прожужжала пуля. Ноги мальчика подкосились, он прислонился к стене. На белом маскировочном халате выступила кровь.

Вал Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, и ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Два года как война идёт

Тринадцать лет герою.

И Валя стал ходить в поход

И летом и зимою.

Уже не дома ночевал,

А спал в землянке мшистой.

У партизан он воевал.

Как папа, бил фашистов.

Заданий легких не просил,

А шел, куда опасно.

Ушанку теплую носил

Он с ленточкою красной.

Совсем как партизан – солдат…

Взглянули бы ребята!

В руках у Вали автомат,

А на боку граната.

Казей Марат Иванович. Родился 29 декабря 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии. В годы ВОВ вступил в партизанский отряд. В первом же бою 9 января 1943 года Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и достовлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. 11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельского совета юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Сражались на море, как Саша Ковалев.

Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль окрыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер. За мужество и отвагу, проявленную в этом бою, юнга Александр Ковалев был награжден Орденом Красной Звезды.

Ведущий. В небе, как Аркаша Каманин.

Аркаша Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза.

Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали: Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.

Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Однажды во время воздушного боя вражеский пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

Миша Куприн- юный герой из села Касилова, что на Брянщине.Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из « Баллады о Мише Куприне»

1-й чтец. Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,-

Решает разведчик израненный…

Писатель Александр Твардовский находился в гуще фронтовой жизни, собирал материал прямо в окопах, на передовой, так как работал военным корреспондентом.

Стихотворение «Рассказ танкиста»

Был трудный бой.

Все нынче как спросонку.

А как зовут забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами- не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит не выглянуть из башен,-

И кто его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,-столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там в саду…

Да где же, где?... – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет.- Влезай сюда, дружище!-

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка- мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали.- Вот здесь. –И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:- Спасибо хлопец!-

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче как спросонку.

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

«2-й ведущий. Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами, И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и вам, ребята, сегодня.

1-й чтец. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие-

Память о вас никогда не умрет!

2-й чтец. Вечная слав и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вместе. Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Список использованной литературы:

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Великая Отечественная война // Детям о Великой Победе: Беседы о Второй мировой войне.- М.: Гном и Д., 2005.

2 .Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы.- Школьная библиотека. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981г-112с.

3 Морелева В.А. «Маленькие герои большой войны» Сценарий документальной поэтической композиции. Журнал « Классный руководитель» № 1,2009 г.

4.Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 4-5 классы.-М.: ВАКО,2008.-228с.

5.Твардовский А.Т. Поэмы: Избранная лирика.-Фрунзе; Кыргызстан,1985.

Фамилия,имя, отчество Астафьева Нина Васильевна

Телефон сотовый 8 9372870168

Место работы Старо- Матакская сош Алькеевского района РТ.

ул. Пролетарская,11

Домашний адрес : Татарстан,Алькеевский район, село Старые- Матаки, ул. Центральная, д. 18

Должность: педагог-организатор детского коллектива Старо- Матакской СОШ.

Тема мероприятия : классный час « Маленькие герои большой войны»

Паспорт 92- 08 583533

Выдан Территориальным пунктом УФМС России по Республике Татарстан в Алькеевском районе 26.11.2008г.

Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

№048-219 336-61.

ИНН 160600176092 серия 16 № 000852474

Е-mail -astafevanina _@mail .ru

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,

Не замолить по праздникам вины.

Ведущий

Ах, как слова мои ничтожны,

Но память требует опять...

Сказать об этом невозможно,

Но невозможнее - молчать!

Ведущая

Тем всё сильней и явственней слышны Её раскаты, вздыбившие землю.

Ведущий

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И всё это в меня запало И лишь потом во мне очнулось.

Звучит песня «Нас утро встречает прохладой». На экране довоенные кадры выпускного вечера. На сцену выбегают ребята, одетые в одежду довоенных лет, рассаживаются на стульях.


  1. й ученик. Друзья, прошу внимания.

  1. июня 1941 года станет историей. Сегодня мы прощаемся со школой. Мы окончили 10 классов. Что нас ждёт впереди? Петрова?

  1. я ученица. Через пять лет я буду агрономом.

  1. й ученик. Матвеев?

  2. й ученик. Буду учиться в военном училище.

  1. я ученица. А я хочу воспитывать детей! Поступлю в учительский институт.

  1. й ученик. А ты, Андреева?


  1. я ученица. А я собираюсь замуж.

  1. й ученик. Ну, ты даёшь! Ребята, а давайте встретимся через пять лет и узнаем, чьи мечты сбылись!

  2. я ученица. Да ну вас! Уже светает, пошли на улицу!
Собираются уходить. Звучит запись Левитана «Говорит Москва...». Все слушают. Немая сцена. Выходят девушки, поют вполголоса.

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли Повзрослели они до поры.

(Надевают пилотки, уходят.)

По дороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходят мать и солдат.

Мать. Сынок!

Солдат. Мама!

Мать (читает стихи на фоне музыки)

Мой милый сын, в наш дом пришла беда,

И поле жизни стало полем боя.

Будь стойким и отважным, как всегда,

Страна твоя и я всегда с тобою.

Рази врага как доблестный джигит:

Несущих смерть, карают только смертью.

Кто бить идёт - пусть будет сам убит,

Кто плеть несёт - пусть сам падёт под плетью.

Не забывай моих последних слов -

Твоя страна прекрасней всех на свете.

За каждый холм, за каждый дом и ров,

Считай, что ты один в ответе...

На экране кадры войны, звуки канонады.

Ведущая

Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся.

Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,

Он первым взлетал на неё, обернувшись,

И вздрогнул, увидев спасённый им город...


  • И. Р. Амирова, учитель музыки, заместитель директора, МАОУ «Лицей № 1»; J 1. С. Герасимова, учитель английского языка, МАОУ «Лицей № 1», г. Стерлитамак, Башкортостан.


■■ммшнвшняннншмннвааанншнншннмнанннмшннмшнннншмннннннамшммамамммвнш

2 (14) февраль 2013 г. Р1



38

ПОСЛЕ УРОКОВ


Ведущий

Им 18. Синий плёс над ними,

Ни старости у них, ни седины.

Чтоб из огня вернулись мы живыми,

Они сердца сожгли в огне войны.

Звучит музыка «Журавли» (один куплет со словами). Выходят солдаты со свечами - по очереди, выстраиваются в два ряда, в шахматном порядке.


  1. й ученик (в форме солдата)
Я погиб восемнадцати лет -

Затерялся в кровавых потёмках,

Я и мой комсомольский билет,

Изрешеченный, в бурых подтёках.


  1. й ученик {в военной форме)
Я у бит подо Ржевом,

В безымянном болоте...


  1. я ученица {в военной форме)
Моей могилой

Тот же стал окоп...


  1. й ученик (в военной форме)
Я тоже мёртв. Меня никто не знает,

Но тысячи ещё на пол пути,

И слава мёртвых окрыляет,

Тех, кто вперёд решил идти.


  1. я ученица (в военной форме)
О жизнь моя!

Мне жить хотелось очень И мстить хотелось до конца врагу,

Но не подняться и не встать, короче,

Вторую жизнь прожить я не могу!

Выходит женщина в чёрном с цветами. Обращается к одному из солдат.

Припомни, тогда в огне

Ты не встретился с сыном моим?

Мой сын погиб на войне...

Все качают головой, задувают свечу.

Солдат опускает голову, мать кладёт цветы к его ногам. Далее все солдаты опускают головы - мать кладёт цветы к их ногам. Кадры - могилы павших воинов.


  1. я ученица {в военной форме)
Кричат и вьются коршуны над взгорьем,

Над ельником, над зеленью ветвей,

Кричат и вьются, предвещая горе Задумавшейся матери моей.

Кричат и вьются коршуны, крылами Шумят, - и кажется, им нет конца. -

И жёлтыми, несытыми глазами Высматривают павшего бойца...

С Перестраиваются в памятник.)

Вам панихиду по врагу справлять.

Была я в Сталинграде! Победила!

Жива я! Дождётся моя мать!


На экране: знамя над Рейхстагом.

Ведущая

Земля горела, и сердца от гнева Горели тоже, отступала тень.

Зарёй победы, предвещая день.

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая Уже вступил в свои права!

Сцена радости, ликования. Ученица танцует в кругу танец Победы, остальные аплодируют. Все на сцене. На экране: обелиски, цветущие курганы.


  1. я ученица
День Победы над войною,

День Победы над бедою.

Что пережито - не забыто.

Что пережито, тем живём И помним, помним всех убитых,

Цветов с курганов мы не рвём!

Выходят по очереди.

Мать

Мой и твой.


  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб голос Ленинграда Коснулся их блокадною рукой.

  1. й ученик Я не хочу,
Чтоб доты обнажались Как рисовая опухоль земли.

  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб вновь они ожили И чью-то жизнь с собою унесли.

На экране: мирное время, фото с детьми, лицейские ребята, смотр строя.


  1. я ученица
Что может быть прекрасней в мире,

Чем без тревоги в мире жить,

Растить семью в своей квартире И грамоте детей учить.

Из них готовя нашу смену,

Которая Отчизну-мать В труде прославит непременно,

А надо - будет защищать.

Все участники выходят и поют заключительную песню «На всю оставшуюся жизнь».


ШМИИИИИМЯМИМИИИИИЯИЯЖИЯИММИШМИИДИИИИЯИаМИММИИММИМИаИИИИИ

ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


39


шнвннннвшмпмннишшняннямтмм

ПОСЛЕ УРОКОВ


МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ


Н. В. Астафьева


Давайте, люди, никогда 06 этом не забудем...

А Т. Твардовский «Дом у дороги»


Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.

Р. Рождественский


Цели: расширить знания школьников об участии их ровесников в Великой Отечественной войне; воспитывать чувства гордости за свою Родину и её героическое прошлое.

Оформление: плакат «Маленькие герои большой войны», портреты юных героев, книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».


1-й чтец


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Рисуют мальчики войну, Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину Снаряды жёлтые, как груши, Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы, И берегут они свои Огнём кричащие альбомы.


  1. й чтец


Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий. Ребята, вы родились и живёте в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом , стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово!

Лето 1941 года. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но всё изменила война. Она длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев, унесла более 27 млн. человеческих жизней. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом. Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова были удостоены звания Героя Советского Союза.



* Н. В. Астафьева, педагог-организатор детского коллектива МБОУ «Старо-Матакская СОШ», Алькеевский р-н, Республика Татарстан.



2 (14) февраль 2013 г.


ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


1-й ученик. Лёня Голиков жил в деревне Лукино, что на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле были очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в недолгой жизни Голикова! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года... 2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лёне Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.


  1. й чтец
Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос...

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка - Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной...

М. Вайцман


  1. й ученик. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы (это неподалёку от станции Оболъ Витебской области).
В Обили была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, всеми силами она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины званием Героя Советского Союза.

  1. й чтец
Кто там улицей крадётся,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьётся,

Биржа чёрная горит.

Это было в Краснодоне.


Арина Мяготина, вдова красногвардейца, погибшего в гражданскую войну, жила в одном из самых бедных домов Колесниково - стареньком пятистеннике. Тяжело, очень тяжело было Арине! С трудом сводила концы с концами больная женщина, перебиваясь на небольшую пенсию.
Но вот в Колесниково организовался колхоз. Арина с радостью вступила в него. Теперь она не одна, не единоличница, не пропадет она с сыном.
Коля имел доброе сердце. Видит, как мать мается, и поэтому, как только выпадет свободная минутка, старается помочь ей. По утрам перед уходом в школу носит воду с озерца, собирает щепу на растопку, подметает двор. “Лежебокой парень не будет”,- радостно думала Арина.
Большим светлым праздником пришла в Колесниково первая колхозная весна.
В канун солнечного Первомая школу облетела радостная весть: третьеклассников будут принимать в пионеры.
В большую перемену мальчики и девочки выстроились в линейку. Всегда строгое лицо учительницы Александры Васильевны озаряла мягкая улыбка.
Перед классом стояли пять мальчиков и пять девочек, любивших, как все дети, игры и забавы. Но в этот миг они стали чуть старше, чуть взрослее.
- Я, юный пионер Союза Советских Социалистических Республик,- взволнованно начала Александра Васильевна, и детские голоса медленно повторяли за ней слова.
- ...Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей социалистической Родины.
К каждому из десяти, стоявших плечом к плечу, подошла Александра Васильевна и повязала красный галстук.
И вот Коля - пионер!
И в этот вечер в горенке Мяготиных долго светился огонек маленькой керосиновой лампы: Коля писал письмо своему другу Мише в детский дом (он жил там два года). Он рассказывал, как сегодня его приняли в пионеры, какая хорошая у них учительница Александра Васильевна и как они ездили в ночное и ходили на экскурсию на конный завод, как они помогли колхозному конюху Кузьме Матвеевичу вырастить кавалерийскую лошадь для Красной Армии и за это сам Буденный прислал им благодарность, как они будут собирать колосья, чтобы увеличить колхозный урожай.
Каждое лето Коля организовывал пионеров на сбор колосьев в поле, выпускал стенную газету, создавал пионерские посты по охране урожая. Не раз правление колхоза премировало его, им гордились комсомольцы, ставя его в пример всей сельской детворе.
Вот только Петька Вахрушев не хотел помогать колхозу. Он говорил: “Я не обязан, я не пионер”. Вступать в пионеры Петьке не разрешал брат Иван.
- Петь!..-допытывался Коля.- А почему ты Александре Васильевне не скажешь, она поговорила бы с ним.
- Что ты? Он меня прибьет!
- А разве он тебя бьет?
- Чем ни попало... И мамка завсегда в синяках ходит.
- За что же он вас бьет?
- Да он завсегда пьяный! Кого хошь прибить может... Он и тебя...
- Меня?! - насторожился Коля, но Петька не ответил: он съежился, боязливо озираясь.
Коля знал, за что ненавидит его старший Вахрушев. Коля был ездовым в бригаде Шушарина, трудился много, старательно, честно. Как-то мальчик задержался на току и пошел домой в темноте. Он сбился с дороги, долго блуждал в лесу, набрел на заброшенную коробейникову избушку и спрятался за толстой сосной. Совсем близко, в нескольких шагах, при свете луны он увидел смутно темневшие фигуры. Прислушавшись, узнал скрипучий голос Ивана Вахрушева и хрипловатый бас Фотея Сычева.
- Как только Шушарин приехал на ток, я нарочно при всех колхозниках сказал: “Вот вороха с хлебом. Мне их сдавали без веса, и от меня принимайте на глаз”. Шушарин засмеялся. “Кабы и схотел украсть, не смог бы: в карманах, что ли, унесешь?” Я сел верхом и уехал...
- Молодец, Ванюха! А насчет телеги мы неплохо придумали. Никто не догадается, что в кустах она была схоронена...
- Хорошо ли мешки-то завязал?
- Не впервой... Ну, вот что, Иван, пора! Телегу-то заодно с хлебом продашь в Кургане, вернешься верхом, будто в больницу ездил... Ну, с богом!
Коля решил разоблачить Вахрушева и Сычева. Как-то, встретив Ивана у озерка, смело сказал ему:
- Знаю, как по ночам хлеб в колхозе воруете...
- Прикуси язык, Колька, не то худо будет! В озерке и утонуть не диво,- пригрозил Иван.
- Не запугаешь! - крикнул Коля.- Все равно вашу шайку выведу на чистую воду! О многом он передумал после встречи с Иваном у озерка. Вспомнил о своем отце. который в молодости был батраком у кулаков братьев Сычевых и погиб в борьбе за счастье народа. Коля обо всем рассказал матери.
- Мама, ты представляешь, сколько они еще наделают вреда колхозу, если не сказать о них? Ведь нельзя молчать! Арина прижала к груди голову сына.
- Хоть и страшно мне за тебя, мой мальчик, ох как страшно, а отговаривать не буду... Не было в нашем роду трусов!
Ободренный матерью, Коля сообщил о проделках Сычева и Вахрушева сельсовету, послал заметку в районную газету.
Узнали об этом враги. Зашевелилось осиное гнездо. Сычев решил расправиться со смелым пионером, который не давал им покоя. Он разработал коварный план: использовать дружбу между Колей и Петькой Вахрушевым.
Однажды Петька, наученный братом и Фотеем, уговорил Колю пойти в лес за подсолнухами.
За далекой сельской околицей, на узенькой тропке подсолнечного поля встретились два врага: тринадцатилетний пионер Коля Мяготин и наемник кулаков Иван Вахрушев. Подкравшись, как вор, Вахрушев подошел к пионеру, и Коля у самых глаз увидел черное дуло ружья, а за ним искаженное звериной ненавистью лицо Вахрушева.
- Дядя Иван! За что?
- Сам знаешь, ахтивист пионерский!
Вахрушев загородил узкую тропку и крикнул Петьке:
- Марш домой, да не оглядывайся!
Предвечернюю тишину пустынного поля разорвал выстрел берданки. Подсолнухи высыпались из детских рук.
Тяжело раненный, истекающий кровью Коля долго лежал на холодной земле. Петька, заведший его в ловушку, сбегал в деревню и сообщил брату, что Мяготин еще жив. На этот раз пришел Фотей с заряженным картечью ружьем и закончил кровавую расправу.
Это случилось 25 октября 1932 года.
Коля погиб на заре колхозного строительства. Ныне Колесниково - центр укрупненного колхоза имени Калинина, в котором объединились жители трех зауральских деревень. Золотом отливают пшеничные поля, и ветер с трудом колышет тяжелые колосья, налитые крупным спелым зерном; на тучных пастбищах пасутся стада дойных коров, табуны лошадей, отары овец; за сельской околицей благоухает фруктовый сад. Богатеет, расцветает село Колесниково. И это является лучшим памятником Коле Мяготину, отдавшему свою короткую яркую жизнь за торжество колхозного строя.
  • Загадка русской души в романе , 115.19kb.
  • 65 лет назад закончилась народная война , 34.47kb.
  • Другої світової війни стала однією з ключових не лише для української, але й для інших , 549.37kb.
  • Они отдали жизнь за Родину , 97.11kb.
  • Они сражались за Родину

    (на тему: «Патриотическое воспитание учащихся начальных классов»)

    Оборудование: портреты героев-пионеров на слайдах, музыкальные фонограммы на дисках.

    Ведущий:

    22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война.

    (Песня «Священная война», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).

    Ведущий:

    От Черного до Белого моря простирался фронт сорок первого. И дрогнули детские сердца, их позвала тень Мальчиша – Кибальчиша. Мальчиш трубил беззвучно, звал идти походом на черные полки оккупантов: «Коммунисты уже впереди, комсомольцы уже в бою, - выходите, пионеры, на великое сражение, иначе не быть вам свободными – не быть взрослыми!»

    1-й ученик:

    Мы помним имена и подвиги пионеров – героев: Лени Голикова, Володи Дубинина, Зины Портновой, Вали Котика, Шуры Кобер, Вити Хоменко, Марата Казея, Лары Михеенко. Дети-моряки, дети-пехотинцы, дети-подпольщики, дети-разведчики защищали нашу Родину.

    2-й ученик:

    Замечательные подвиги совершил во имя Родины Вася Коробко, мальчик из Черниговского села Погорельцы. До сих пор хранят пионеры знамя дружины, которое спас от фашистов юный герой.

    3-й ученик:

    Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды фашистский корабль открыл огонь по советскому катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушел от врага. Саша Ковалев отдал свою жизнь, спасая команду.

    4-й ученик:

    В Минске стоит памятник юному пионеру Марату Казею. На бронзовой гимнастерке – бронзовые ордена и медали.

    Когда началась война Марат учился в 4 классе. Фашисты превратили школу в казарму. После того как палачи казнили мать, Марат ушел в лес к партизанам. В рваной одежде, в лаптях и с холщовой сумкой через плечо шагал Марат по полусожженным деревням Белоруссии: запоминал расположение вражеских частей, примечал, сколько у фашистов танков, машин, техники, высматривал замаскированные пушки, немецкие посты. Вместе с партизанами он участвовал в боях, взрывал железные дороги.

    Герой Советского Союза Марат Казей ушел из жизни как герой. Один в бою с фашистами, последней гранатой он взорвал себя, когда фашисты были рядом.

    Ведущий:

    Мишу Куприна, юного героя из села Касилово на Брянщине, многие хорошо знают. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. ( Три ученика читают по очереди «Балладу о Мише Куприне»).

    Четвертые сутки он в погребе тесном,

    Где темен и холод, где сырость и плетень,

    Четвертые сутки в одной рубашонке,

    Избитый, измученный русский мальчонка,

    А там, на свободе, где липа цветет,

    Где пчел и стрекоз не смолкает работа,

    Упорно и молча разведчика ждет

    В боях уцелевший отряд патриотов

    А ты с темнотою

    Один на один.

    Так что же ты делаешь, Миша Куприн?

    Четвертые сутки … А выхода нет.

    И сил не хватает держаться,

    И жалко мальчишке в четырнадцать лет

    Вот так вот со всем расставаться.

    Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

    На небо, на рощицы дальние!

    – Идемте! Я знаю тропинку в отряд!

    Решает разведчик израненный.

    С врагами мальчишка

    Один на один.

    Куда же ведешь ты их,

    Миша Куприн?

    Ведет сквозь орешник и ельник

    Родное, знакомое место, сюда

    За клюквой ходили когда-то.

    Ходили за клюквой.

    Ну, вот и пора!

    Прощайте! Держитесь, ребята!

    С врагами мальчишка

    Один на один.

    Так что же задумал ты

    Миша Куприн?

    А Мишка стоял – поворот головы,

    В глазах промелькнула усмешка

    – Просили в отряд привести?

    Вот кусты!

    Бегите! Громите! Не мешкайте!

    Ликуют фашисты: мол, наша взяла

    И рвутся сквозь частый кустарник.

    Но что это? Поле. А там у села,

    Виднеются их же казармы,

    В глазах у Мишки

    Лазоревый свет…

    А было мальчишке

    Четырнадцать лет.

    Ведущий:

    Четырехклассник севастопольской школы Валерий Волков погиб, но память о нем живет. ( Балладу В. Верховского о юном герое читают два ученика )

    Окутано море тревогой,

    Огнем Севастополь объят,

    В разрушенной школе над пыльной дорогой

    Осталась лишь горстка солдат.

    Все ближе снаряды ложатся,

    Осколки секут храбрецов.

    – Нас десять! – сказал командир.

    – А сражаться

    Мы будем, как сотня бойцов.

    Герой-пионер был десятым,

    Он числился сыном полка,

    В минуты затишья читал он солдатам

    Из книжки стихи Маршака.

    К концу подошла передышка –

    Вновь танк громыхнул вдалеке,

    Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка

    Со связкой гранат в кулаке,

    В тельняшке своей полосатой

    За Родину он воевал,

    И метко с размаху метнул он гранаты,

    Но сам был сражен наповал.

    А танк задымил на поляне.

    Бойцы подползли к храбрецу.

    Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

    И кровь все текла по лицу.

    – Нас десять! И недругам крышка!

    Сказал командир в том бою.

    Он «десять» сказал, потому что парнишка

    Навечно остался в строю.

    Ведущий:

    За нас с вами они отдали жизнь, но они живы потому, что их именами названы школы, улицы. Потому, что они любили жизнь, любили песни, любили походы, любили труд!

    Их много героев, погибших за счастье. Они все были храбры, были верны своей Родине. Вот почему их помнят все.

    Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Сережа Алешкин, Ваня Андриянов, Костя Кравчук, Юра Смирнов, Саня Колесников, Витюшка Ильин.

    1-й ученик:

    Сережа Алешкин. Он был воспитанником 142-го гвардейского стрелкового полка. Ему было тогда 6 лет. Однажды он увидел, как вражеская авиационная бомба разорвалась рядом с блиндажом командного пункта, где в это время находился командир полка. Мальчик подбежал к блиндажу и попытался сдвинуть балку, упавшую на дверь, но сил не хватило. Тогда не обращая внимания на рвущиеся вокруг бомбы и снаряды, он бросился саперам и закричал: «Там командира завалило!». Подбежавшие саперы разобрали заваленный блиндаж и спасли командира полка.

    Ведущий:

    Сергей Алешкин после войны жил в Челябинске и работал на заводе.

    2-й ученик:

    Ване Андрианову было тогда 14 лет. Это было под Москвой, в селе Ново-Михайловском. Ваня увидел, что к селу идут советские солдаты. А село было занято фашистами, которые повсюду расставили пулеметы.

    Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!»

    Гитлеровцы открыли огонь, но он бежал и кричал. Наши бойцы услышали Ваню и залегли. Добежав до бойцов, Ваня показал им безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.

    Ведущий:

    За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной Звезды. После войны Иван Федорович Андрианович жил в Москве.

    3-й ученик:

    Косте Кравчуку было 10лет. В сентябре 1941 года, когда за Киев шли ожесточенные бои, Костя увидел на улице города двух раненных бойцов. Это были знаменосцы 970-го и 968-го стрелковых полков. Они истекали кровью. Мальчик хотел им помочь, но они протянули ему знамена и чуть слышно прошептали: «Спрячь их и сохрани до прихода наших!» Рискуя жизнью и жизнью близких, взял Костя боевые знамена, вложил их в мешок, осмолил и опустил в колодец. После освобождения Киева мальчик ждал бойцов-знаменосцев, но они не пришли. Тогда он передал знамена в комендатуру Киевского гарнизона.

    Ведущий:

    После войны Константин Кравчук жил в Киеве.

    4-й ученик:

    Юре Смирнову в январе 1944 года было 10 лет. Войска Ленинградского фронта подошли к городу Гатчина, но войти не могли, так как фашисты засели в домах. Юра решил помочь нашим бойцам. Он выбежал навстречу разведчикам и показал им, где засели гитлеровцы, где расположены их огневые точки, и тогда наши бойцы быстро выбили фашистов из Гатчины.

    Ведущий:

    После войны Юра Смирнов жил и работал в Ленинграде.

    5-й ученик:

    Саша Колесников учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он убежал из дома на фронт. На поездах, попутной машине добрался до прифронтовой полосы. Он был принят воспитанником в танковый корпус. В полку его звали Сан Саныч. Он участвовал в боях, хотя все время бойцы старались уберечь его от опасности. Однажды мальчик пошел в разведку, чтобы узнать, где находится разгрузочная железнодорожная ветка фашистов. На 2-ой день он нашел эту ветку. Там было много танков, склады с боеприпасами.

    Заранее было договорено, что Сан Саныч по обе стороны железнодорожной ветки их верхушках деревьев повесят белые наволочки, которые были видны с воздуха. Прилетел наш самолет, дал Сане знать, что понял условный знак, и улетел. А мальчик пустился в обратный путь. Часа через два он услышал гул наших бомбардировщиков, а затем и взрывы. На 4-й день Сан Саныч наткнулся на своих разведчиков и помог им: забрался в ящик под вагон и поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Фашисты заметили его и стали стрелять, а он все время нырял. Вдруг раздался взрыв. Саню отбросило, и больше он ничего не помнил.

    Ведущий:

    Сан Саныч очнулся через несколько дней и увидел разведчика. Разведчик обрадовался и сказал: «Жив Христосик!» Но Сан Саныч был очень слаб и не спросил, почему его называют Христосиком.

    После госпиталя он опять воевал и дошел до Берлина. И только позже узнал, что, после того как он был схвачен фашистами и потерял сознание от пыток, он был распят. Фашисты били его по пальцам молотком. Он только теперь понял, почему на руках и на ногах у него остались шрамы – следы гвоздей. После войны Александр Колесников жил и работал в Москве.

    6-й ученик:

    Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Пошел в школу, друзья помогали ему.

    Ведущий:

    Витя Ильин окончил десять классов, а в 1953 году окончил исторический факультет Московского областного пединститута. Работал директором школы в родном селе.

    Ведущий:

    В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.

    Помните, какой ценой завоевано счастье.

    Помните!

    Через века, через года,

    Помните!

    Какой ценой завоевано счастье!

    Помните!

    Памяти старших будьте достойны!

    (песня «Курган славы», слова В. Дмитриева, музыка Э. Манвеляна).

    Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна, Гилязова Малина Замиловна – учителя начальных классов МСОШ №4 г. Азнакаево Республики Татарстан.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook