Воспитательный дом во флоренции или детский приют инноченти. Филиппе Брунеллески – зодчий Ренессанса, изменивший облик Флоренции Воспитательный дом во флоренции брунеллески

Является местом размещения многочисленных благотворительных организаций и музея. Одно из первых сооружений выполненное Брунеллески и оказавшее огромное влияние на развитие мировой архитектуры!

Воспитательный дом (сиротский приют и больница, «приют невинных») находится на площади святейшего Благовещения (piazza Santissima Annunziata), в непосредственной близости от церкви святейшего Благовещения . Это был первый сиротский приют Европы такого масштаба и одно из первых архитектурных сооружений эпохи Возрождения.

Здание построено на монастырском огороде, принадлежавшем церкви святейшего Благовещения. Учреждение было создано в рамках обширной программы благотворительных инициатив флорентийской олигархии XIII века, для улучшения жизни граждан и оздоровления санитарной обстановки.

Гильдия производителей шелка и ювелиров была назначена попечителем приюта. Строительство был доверен члену Гильдии, ювелиру Филиппо Брунеллески, который разработал проект предусматривавший строительство фасада с классическим портиком и квадратного по форме внутреннего дворика, в соответствии с традиционной схемой постройки больниц, таких как флорентийская больница святого Матфея (конец XIV века; сейчас – Галерея Академии).

Строительство было начато в 1419 году, и до 1427 года работами руководил сам Брунеллески. К 1445 году здание было в целом закончено, в 1451 году освящено и приняло первых постояльцев.

Сооружение, по мнению большинства современных искусствоведов, оказало колоссальное влияние на развитие флорентийской, итальянской и мировой архитектуры. Уникален для того времени был фасад – своего рода архитектурная вариация на тему античности, двухэтажное сооружение длиной более 70 метров в виде лоджии с колоннами, протянувшееся вдоль одной из сторон площади. Впечатляет и цветовое решение – в оформлении второго этажа использована гладкая белая штукатурка, а все членения и колонны, выполнены из местного серого камня, контрастирующего с белой стеной. Этот колористический эффект впоследствии станет излюбленным для Брунеллески и будет часто использован другими флорентийскими мастерами.

В конце XV века годах лоджия была декорирована 14 бело-голубыми майоликовыми медальонами из глазурованной глины в тимпанах между арками, созданными в мастерской Луки делла Роббиа, вероятно Андреа делла Роббиа, изображающими запеленатых по пояс младенцев. Это изображение вошло в круг международной медицинской символики, «флорентийский младенец» стал в ряде стран символом педиатрии. Портик украшен фресками в люнетах работы Джованни ди Франческо (1459), Бернардино Поккетти (начало XVII века) и Гаспаро Мартелини (1843).

В Приюте сейчас по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные учреждения города. Здесь располагаются двое яслей, школа материнства, три детских приюта и женский приют, исследовательские офисы ЮНИСЕФ, Национальный центр детства и юности.

На территории бывшей столовой сейчас располагается музей, обладающий 77 ценнейшими произведениями искусства, ранее распределенными по территории Приюта. Среди наиболее любопытных произведений следует отметить «Поклонение волхвов» Доменико Гирландайо (1485 – 1488), терракотовую «Мадонну с Младенцем» Луки делла Роббиа (1448), «Мадонну с Младенцем, ангелами и святыми» Пьеро ди Козимо (1490), «Мадонну с Младенцем и ангелом» раннего Сандро Боттичелли.


Больница Приют невинных или воспитательный дом – это сиротский приют, находящийся на площади святейшего Благовещения вблизи церкви святейшего Благовещения. Это место стало первым сиротским приютом в Европе такого масштаба. Здание больницы является одним из первых архитектурных произведений периода эпохи Возрождения.
Здание больницы Приют невинных началось строиться на монастырском огороде, который принадлежал церкви святейшего Благовещения. Организация учреждение проводилась в рамках программы благотворительных инициатив олигархии во Флоренции в XIII веке. Основной елью являлось улучшения жизни граждан, а также оздоровления санитарной обстановки.
Попечителем приюта была назначена гильдия производителей шелка и ювелиров. Строительство доверили одному из членов Гильдии, ювелиру Филиппо Брунеллески. Именно им был разработан проект, который предусматривал строительство фасада с классическим портиком, а также квадратный по форме внутренний дворик. Это соответствовало традиционной схемой постройки больниц, которая уже была применена в флорентийской больнице святого Матфея в конце XIV века (сегодня это здание Галереи Академии).
Строительство началось в 1419 году и продолжалось до 1427 года. Руководил работами Брунеллески. Только к 1445 году здание Больницы Приют невинных было завершено окончательно. В 1451 году его освятили, после чего сюда попали первые постояльцы.
Большинства современных искусствоведов утверждают, что это сооружение оказало огромное влияние на развитие не только флорентийской, а также итальянской и мировой архитектуры. Уникальный для того времени фасад был своего рода архитектурной вариацией на тему античности. Двухэтажное сооружение имело в длину более 70 метров. В плане это было что-то вроде лоджии с колоннами, тянувшейся вдоль одной стороны площади. Впечатляет цветовое решение, ведь в облицовке второго этажа была использована гладкая белая штукатурка. Все колонны выполнены из серого камня, который отлично контрастировал с белой стеной. Такой эффект коллористики стал излюбленным для Брунеллески, он часто использовался и другими флорентийскими мастерами.
В конце XV столетия лоджия была декорирована между арками бело-голубыми медальонами из глазурованной глины, изображающими младенцев. Это работа, вероятно, Андреа делла Роббиа. В наши дни это изображение относится к международной медицинской символике, а в ряде и стран «флорентийский младенец» стал символом педиатрии. Портик украшают фрески Джованни ди Франческо, Бернардино Поккетти и Гаспаро Мартелини.
Сегодня в Больнице Приют невинных по-прежнему находятся важнейшие благотворительные учреждения Флоренции. Тут есть ясли, школа материнства, детские приюты, женский приют, Национальный центр детства и юности, исследовательские офисы ЮНИСЕФ, музей с 77 ценнейшими произведениями искусства.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространственного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) новый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое количество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.

Рим. Темпьетто

Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио – это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антаблементом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто – наиболее зрелое из центрических произведений, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.

Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) – историческое здание во Флоренции на площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, выдающийся образец архитектуры Раннего Возрождения в Италии. Здание было спроектировано в 1419-м году Филиппо Брунеллески по заказу гильдии шерстянщиков «Арте делла Лана» - одной из самых богатых во Флоренции. Долгое время в здании размещался сиротский приют – иногда детей оставляли прямо в бассейне, расположенном перед портиком. Но в 1660-м году бассейн убрали, а на его месте соорудили механизм для тайного убежища: дверь имела специальное вращающееся колесо, с помощью которого ребенок попадал внутрь, а принесший его взрослый оставался незамеченным. Эта система работала вплоть до закрытия приюта в 1875-м году.

Здание Оспедале дельи Инноченти строилось в несколько этапов, и только первый из них – с 1419-го по 1427-й годы – проходил под руководством Брунеллески, который опирался на идеи древнеримской, готической и романской архитектуры. Новаторством было использование круглых колонн с классическими и добавочными капителями, а также круговые арки и сферические купола. Над каждой колонной видны керамические тондо – круглые картины или барельефы. В дальнейшем к приюту был пристроен чердачный этаж, а само здание было расширено с помощью дополнительного крыла с южной стороны. Формально воспитательный дом был открыт в 1445-м году, и уже десять дней спустя в нем появился первый сирота. В конце 1520-х годов со стороны улицы Виа де Фиббиаи было пристроено крыло, предназначавшееся для девочек, которые не вышли замуж или стали монахинями. Сегодня в здании Оспедале дельи Инноченти размещается небольшой музей, посвященный эпохе Возрождения, с работами Лука делла Роббиа, Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо и Доменико Гирландайо.

Оспедале дельи Инноченти определяет восточную границу площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, два других примечательных здания здесь были построены позже по образцу лоджии Брунеллески. На западной стороне стоит Лоджия дей Серви ди Мария, спроектированная Антонио да Сангалло-Старшим в 1520-х годах для нищенствующего ордена. Сегодня в этом здании открыта гостиница. С северной стороны возвышается Базилика делла Сантиссима Аннунциата, фасад которой моложе остального здания – он был добавлен в 1601-м году архитектором Джованни Баттиста Каччини. В 1608-м году на площади была установлена конная статуя Фердинанда Тосканского I, выполненная выдающимся скульптором Джанболоньей, а в 1640-м году – фонтан.

Есть множество памятников истории и культуры, но некоторые из них заслуживают особого внимания. В число таких достопримечательностей входит Воспитательный дом во Флоренции (Оспедале дельи Инноченти или Приют невинных), расположенный на площади Святейшего Благовещения. Это одно из первых зданий в стиле эпохи раннего Возрождения.

История создания

Детский дом во Флоренции был учрежден по инициативе флорентийской знати в рамках благотворительных мероприятий. Его возведение в 1419 году поручили архитектору Филиппо Брунеллески, местом для строительства выбрали монастырский огород около церкви Сантиссима-Аннунциата.

До 1427 года работами руководил сам Брунеллески, и первый этап строительства Воспитательного дома был завершен под его наблюдением.

В 1430 году в южной части здания сделали пристройку, а спустя 9 лет завершили верхний этаж, но без пилястр, включенных в проект Филиппо Брунеллески. Заведение было открыто в 1445 году.

Архитектурные особенности Оспедале Дельи Инноченти во Флоренции

По мнению многих искусствоведов, флорентийский Воспитательный дом оказал мощное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой архитектуры.

Особенно уникальным был для того времени фасад здания - архитектурная вариация на тему античности (в два этажа) длиной более 70 метров, оформленная с лоджиями и колоннами, которые протянулись вдоль одной из сторон площади.

Также впечатляет контрастное цветовое решение фасада Воспитательного дома: при оформлении второго этажа использовалась гладкая штукатурка белого цвета, а все колонны и членения были выполнены из местного серого камня. Кстати, этот колористический эффект позже войдет в число излюбленных приемов Брунеллески, а также станет часто использоваться другими флорентийскими зодчими. В конце XV столетия лоджия Детского дома была украшена 14 майоликовыми медальонами бело-голубого цвета, выполненными из глазурованной глины. На медальонах изображены запеленатые по пояс новорожденные. Это изображение («флорентийский младенец») позже стало одним из обозначений международной медицинской символики - эмблемой педиатрии.

В центре здания расположен двор квадратной формы, окруженный аркадой с несколько приподнятым сводом. При этом арки опираются на колонны коринфского ордера (ранее там находились лоджии).

Кстати, Воспитательный дом работы Филиппо Брунеллески, находящийся во Флоренции, интересен еще и тем, что в его облике впервые были соединены несущие арки и круглые колонны с классическими капителями.

Особенности деятельности «Приюта невинных»

На момент открытия Воспитательный дом во Флоренции стал первым масштабным сиротским приютом в Европе, где взрослые не только несли ответственность за бездомных детей, но и помогали им при достижении совершеннолетия стать полноценной частью общества.

Изначально нежеланных младенцев оставляли в чаше перед портиком здания, но в 1660 году ее убрали и установили горизонтальное крутящееся колесо, при вращении относящее новорожденных в здание. Такой подход позволял сохранить анонимность родителей. Подобная система работала до 1875 года, когда приют упразднили.

Мальчиков, поступающих в Оспедале Дельи Инноченти, обучали письму и чтению, а после - навыкам в соответствии с их способностями. Девочек учили приготовлению пищи, шитью и прочим умениям, необходимым для ведения хозяйства. При выпуске Приют невинных обеспечивал своих воспитанниц приданым, позволяя выйти замуж, также девушки могли уйти в монастырь.

Наши дни

В данный момент в Воспитательном доме расположены крупные благотворительные организации Флоренции:

  • офисы ЮНИСЕФ;
  • женский приют;
  • три детских приюта;
  • школа материнства;
  • двое яслей.

Бывший Детский дом является национальным центром детства и юности.

А за счет расположения в исторической части города обзор Оспедале Дельи Инноченти включен во многие экскурсионные программы. Конечно, интересно посмотреть на само здание, но также можно посетить музей (художественную галерею) Воспитательного дома во Флоренции, расположенный на территории бывшей столовой. Там хранятся полотна таких известных живописцев, как:

  • Сандро Боттичелли;
  • Лука делла Роббиа (в его мастерской были выполнены медальоны с изображениями младенцев);
  • Пьеро ди Козимо;
  • Доменико Гирландайо.

Всего в музее насчитывается 77 картин на религиозную тематику (в том числе «Мадонна с Младенцем и ангелом», «Поклонение волхвов»).

Добраться до Воспитательного дома можно как пешком, так и на общественном транспорте. Первый вариант предпочтительнее, поскольку позволяет увидеть во время пути другие местные памятники культуры и истории, а также прогуляться по площади Piazza della Santissima Annunziata и посетить одноименный храм.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook