Наука появилась в древние времена или нет. Когда и где появилась наука? Когда возникла наука

1. Если считать, что наука – это накопление и хотя бы минимальная систематизация знаний , то наука существовала во всех, даже самых ранних культурах (культурах Бронзового века – Древней Индии, Древнем Китае, Вавилоне, Египте) уже в 3-1-м тысячелетиях до н.э. Недостатком научного знания на этом этапе были сакрализация и отсутствие доказательности (т.н. «рецептурное знание»: делай так!).

2. Если считать, что главный признак науки – стремление к доказательности, аргументация как средство установления истины , то наука зародилась в Древней Греции в VI-V веках до н.э. (Этап «аристотелевской» науки) Появление требования доказательности считается косвенным результатом замены жестко иерархической организации общества на демократическую.

3. Если считать, что наука – система достоверного знания о реальности, совокупность специфических методов исследования и особая социальная организация по производству знания , то следует отнести оформление науки к рубежу XVI-XVII веков (этап «галилеевской науки). В этот период в Западной Европе происходит:

─ развитие методологии и специальных методов научного познания:

─ становление науки как практически ориентированной, что приводит к широкой поддержки науки со стороны общества;

─ начинается организационное оформление науки: возникают научные сообщества, общественные центры исследований, научная периодика.

Наука как вид знания отличается определенными признаками. Формулировка этих признаков зависит в первую очередь от того, какая из наук рассматривается в качестве образца. Долгое время в роли «образцовой» науки выступала математика. Поэтому главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность, являющиеся главными характеристиками математического знания. В Новое время в ранг образцовой науки было возведено экспериментально-математическое естествознание , и к логико-математическим критериям научности добавились эмпирические.

Неопозитивисты поставили проблему демаркации : вопрос о четких критериях разграничения науки и ненауки, псевдонауки. Эта проблема стала одной из центральных в философии науки XX в. Её сущность в определении признаков, которыми обладает наука и достигаемое в ней знание и которыми не обладают иные виды знания.

К таким признакам науки относятся: системность, доказательность, логическая непротиворечивость, эмпи-рическая подтверждаемость, простота, воспроиз-водимость и др.

Характеризуя в целом подходы к развитию научного знания , можно выделить следующие позиции: кумулятивизм и антикумулятивизм, зкстернализм и интернализм.

Кумулятивистский подход (от лат. cumulatio – увеличение, скопление) к развитию знания абсолютизирует преемственость. Развитие науки с этой точки зрения представляется процесс постепенного накопления фактов, теорий или истин. К уже известному постепенно добавляется все новое и новое.

Для антикумулятивизма характерна идея несоизмеримости научных теорий. Являясь абстрактной противоположностью кумулятивности, принцип несоизмеримости научных теорий идеализирует наблюдаемые в истории науки моменты скачкообразного перехода к новым концепциям. Идею несоизмеримости разделяли, например; К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд.

С точки зрения К. Поппера (1902 -1994):

─ научное познание не начинается со сбора фактов, оно начинается с выдвижения догадок, предположений, гипотез, которые сопоставляются с фактами и, в конечном счете, отбрасываются;

─ на смену фальсифицированным гипотезам приходят новые; вновь выдвигаемые гипотезы и теории не вытекают из старых, они представляют собой совершенно новый взгляд, никак не связанный с предыдущим;

─ отсутствие преемственности между уже опровергнутыми теориями и новыми, еще ожидающими своего опровержения превращает историю науки в конкуренцию теорий, в постоянную борьбу за выживание.

Т. Кун (1922-1995) выдвинул понятие парадигмы. Под парадигмой г лавным образом он понимал научную теорию, кото-рая в определенный исторический период выполняет функцию образца научного исследования.

Парадигма – 1. совокупность базовых объяснительных принципов и стандартных методов анализа; 2. то, с чем все согласны, и из чего исходят, принимая просто как данное.

Так, в роли парадигмы в свое время выступали физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, физика Ньютона. К современным парадигмам принадлежит, например, теория относительности А. Эйнштейна.

Исследуя историю науки, Т. Кун выделяет два этапа развития науки : нормальный и революционный. Стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы. В этом состоянии наука находится большую часть времени своего развития. Однако накопление фактов-аномалий, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведет к революции в науке , которая выражается в смене парадигмы. Новая парадигма определяет новый тип научных задач и новые методы решения. Смена парадигм не рассматривается Т. Куном как углубление или расширение знания, как приближение к истине. Каждая новая парадигма предлагает другой взгляд, несоизмеримый с предыдущим.

По вопросу о факторах, влияющих на развитие научного знания, уже в 30-х годах XX в. сформировалось два альтернативных подхода: экстернализм и интернализм.

Экстернализм усматривает основные движущие силы развития научного знания во внешних по отношению к научной теории факторах: исторический контекст, социально-экономические условия, тип рациональности, стиль мышления, менталитет эпохи и др.

Интернализм , не отрицая роли внешних обстоятельств, делает акцент на внутренних факторах развития научного знания: внутренней логике развития науки, определяющей последовательность возникновения проблем.

В структуре научного знани я выделяют эмпирический и теоретический уровни. Эти уровни различаются между собой по целому ряду параметров, главными из которых являются методы познания, а также характер полученного знания:

─ к основ-ным методам эмпирического уровня относятся наблюдение и эксперимент.

теоретический уровень характеризуется применением анализа, синтеза, идеализации, дедукции, аналогии и других методов познания.

Основные виды знания :

на эмпирическом уровне научного исследования — факт и экспериментальный закон;

на теоретическом уровне – это, прежде всего, — теория.

на эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей.

Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.

Различие между эмпирическим и теоретическим уровнем не является абсолютным . Научное познание обязательно включает в себя как эмпирический, так и теоретический уровень иссле-дования. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действительностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания.

40. Структура научного познания. Научные революции.

Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурностью. Прежде всего, в структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они отличаются глубиной, полнотой, всесторонностью исследования объекта; целями, методами исследования и способами выражения знаний; степенью значимости в них чувственного и рационального моментов.

^ 1. Эмпирический уровень

В наиболее обобщенном виде эмпирическое исследование — это знание о явлении, а теоретическое — о его сущности. Эмпирическое исследование — это такой уровень научного познания, содержание которого главным образом получено из опыта, из непосредственного взаимодействия человека с объективной действительностью. На эмпирическом уровне осуществляется наблюдение объектов, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются эмпирические соотношения и закономерные связи между частными явлениями.

^ 2. Теоретический уровень

Теоретический уровеньнаучного познания — это более высокий уровень исследования действительности. Здесь объект предстает со стороны тех его связей и отношений, которые недоступны непосредственному, чувственному изучению. На этом уровне создаются системы знаний, теорий, в которых раскрываются общие и необходимые связи, формулируются законы в их системном единстве и целостности.
^

Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Одна из точек зрения исходит из того, что наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще.

Тогда отсчет времени надо вести с каменного века, с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире.

Известный английский ученый и общественный деятель Джон Бернал в своей книге «Наука в истории общества» пишет: «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека; их показывают и им подражают, но не изучают досконально… Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами - из ремесел и обычаев наших предков».

Многие историки называют другую дату: наука рождается примерно двадцать пять веков назад (примерно V в. до н.э.) в Восточном Средиземноморье, точнее в Древней Греции.

Именно в это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы, появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы.

Наука понимается этими историками как сознательное, целенаправленное исследование природы с ярко выраженной рефлексией о способах обоснования полученного знания и о самих принципах познавательной деятельности. Коротко говоря, наука - это особый вид знания, это - знание с его обоснованием.

Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Поэтому вполне справедливо считать, что столь специфическое духовное явление возникло в городах-полисах Греции, истинном очаге будущей европейской культуры.

Третья точка зрения относит дату рождения науки к гораздо более позднему времени, к периоду расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII– XIV вв.).

Наука, считают они, возникает в тот период, когда была переосознана роль опытного знания, что связано с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета (1168-1253 гг.), английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214- 1292 гг.), английского теолога Томаса Брадвардина и др.

Эти оксфордские ученые, все - математики и естествоиспытатели, призывают исследователя опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции, что составляет важнейшую черту современного научного мышления. Математика, по выражению Роджера Бэкона, является вратами и ключом к прочим наукам.

Характерной чертой этого периода в развитии духовной культуры Западной Европы была также начинающаяся критика аристотелизма, долгие века господствовавшего в природознании.

Таким образом, эта точка зрения прямо противоположна изложенной чуть выше. Она связывает рождение естествознания Нового Времени, а тем самым и науки вообще с постепенным освобождением научного мышления от догм аристотелианских воззрений, т.е. с бунтом против философского спекулятивного мышления.

Большинство же историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв.

Это эпоха, когда появляются работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с появлением науки, являются, конечно, работы Ньютона, который, кстати говоря, родился в год смерти Г.Галилея (1643 г.).

Наука в таком понимании - новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.

Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период складывается новый тип отношения между физикой и математикой, плодотворный для обеих областей познания. Надо прибавить, что в XVII веке происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия наук.

Некоторые (правда, немногочисленные) исследователи сдвигают дату рождения современной науки на еще более позднее время и называют конец первой трети XIX в.

Такого мнения придерживаются те, кто считают существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.

Первенство здесь принадлежит Германии, ее университетам. Новый тип обучения предлагается после реформ Берлинского университета, происходивших под руководством знаменитого и авторитетного естествоиспытателя Вильгельма Гумбольдта. Эти идеи были реализованы наилучшим образом в лаборатории известного химика Юстуса Либиха в Гисене.

Новация состоит в том, что происходит оформление науки в особую профессию.

Рождение современной науки связано поэтому с возникновением университетских исследовательских лабораторий, привлекающих к своей работе студентов, а также с проведением исследований, имеющих важное прикладное значение.

Новая модель образования в качестве важнейшего последствия для остальной культуры имела появление на рынке таких товаров, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию.

Действительно, именно с середины XIX в.

Когда возникла наука?

на мировом рынке появляются удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары…

Историки показывают, что для Англии и Франции, не принявших поначалу «немецкой модели» образования, это обернулось резким культурным отставанием. Культ ученых-любителей, столь характерный для Англии, обернулся для нее потерей лидерства в науке.

Этот процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.

Теперь научно-исследовательская деятельность становится признанно важной, устойчивой социокультурной традицией, закрепленной множеством осознанных норм, - делом столь серьезным, что государство берет на себя некоторые заботы о поддержании этой профессии на должном уровне, причем это делается в порядке защиты общезначимых национальных интересов.

Иногда можно встретить и такую экстравагантную точку зрению, которая исходит из того, что «подлинная» наука - Наука с большой буквы - еще не родилась, она появится только в следующем веке. Здесь, конечно, мы уже покидаем почву былого, почву истории науки и попадаем в область социальных проектов.

Обществознание
11 класс

Проверьте себя

  1. Что такое наука? Почему ее характеризуют как двойную ценность?
  2. Каковы функции науки, в чем они проявляются?
  3. Каковы признаки науки как социального института?
  4. Когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития науки?
  5. В чем состоит незавершенность науки?
  6. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
  7. Каковы основные положения этики ученых?
  8. В чем состоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Охарактеризуйте сущность науки, пути ее связи с обществом.

2. Как вы понимаете слова английского ученого А. Тойнби о том, что «сознание — мать технологии», наука и технология «обручились друг с другом и шагают вместе»? Когда и как, по вашим представлениям, проходило это «обручение», в чем сегодня его сущность и значение?

3. Аргументированно, с приведением примеров, докажите взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки.

4. Ученые утверждают: наука и техника в ХХ столетии стали подлинными локомотивами истории. Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему возникла наука

5. В чем заключается влияние науки на развитие производства, культуры?

6. Привлекая свои знания по химии и биологии, объясните, как эти науки влияют на совершенствование сельскохозяйственного производства.

7. Исходя из имеющихся у вас знаний, анализа явлений повседневной жизни, определите, в чем состоят трудности в развитии современной российской науки и как их можно преодолеть.

8. Какие отрасли науки, на ваш взгляд, получат наибольшее развитие в первой половине XXI в.? Свое мнение аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент статьи видного российского философа В. Ж. Келле.

Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от наук и. Будем надеятьс я, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной наук и наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой.

Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезням и, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровен ь, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий
/ / Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.

Вопросы и задания к источнику

  1. Опираясь на свой жизненный опыт, знания по различным предметам, приведите аргументы в поддержку положения о том, что современная наука — величайшее достижение человеческого интеллекта.
  2. Раскройте на конкретных примерах утверждение, что наука способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его.
  3. Что такое инновационное развитие, национальная инновационная система, в чем состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий?
  4. Почему поддержка фундаментальной науки является государственным приоритетом? Как это сегодня реализуется в России?
  5. Как вы понимаете утверждение о том, что Россия сделала свой стратегический выбор, страна отвергла развитие по «сырьевому» пути и выбрала инновационный?
  6. В чем заключается человеческий потенциал России? В чем проявляется его влияние на экономику, науку, производство страны?
  7. Как вы думаете, на чем основана высказанная в статье надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими проблемами?

Б) Происхождение современной науки

á…ñ Обратимся теперь к мотивам, которые могли привести к возникновению современной науки.

Часто утверждали, что современная наука возникла из воли к власти. Господство над природой, умение, польза, «знание есть сила» – все это утверждалось со времен Бэкона. Он и Декарт предвидели будущую эпоху техники. Правда, природу покоряет не грубая сила, а знание ее законов. á…ñ Подлинно такое познание, которое способно воссоздать свой предмет и тем самым доказать свою достоверность: «Я знаю только то, что могу сделать». Сознание творческой силы, присущее умению, окрыляет такое познание.

В подобном истолковании современного знания следует различать два момента: 1) сознание силы, которое находит свое выражение в технической воле, в покорении вещей, направленное на цели практического созидания; 2) воля к познанию, стремящемуся проникнуть в то, что совершается в природе. á…ñ

Считалось, что тому и другому присуща агрессивность. á…ñ Это заявление следует полностью отвергнуть, исходя хотя бы из взглядов и душевной направленности великих исследователей природы: им свойственно осознание необходимого. Приспосабливаемость к естественному ходу вещей была этосом ученого-естественника. Однако вместе с тем он хочет знать, что творит природа и что происходит в ней. И отнюдь не агрессивность, не воля к власти, а нечто совсем иное представляет собой это стремление к знанию, эта свобода знающего, который не слепо, а все видя, страдает, терпит и живет. Эта воля к власти – не стремление к господству, а внутренняя необходимость. Именно в силу этой свободы сознания ученый может полностью постигнуть действительность как подлинный шифр бытия. Не агрессивность заключена в этосе необходимого, общезначимого знания, á…ñ а воля к ясности и достоверности. á…ñ

Однако то, что совершает современная наука, может быть неправильно понято и использовано во вред людям. Поэтому воля к власти и разрушению, á…ñ всегда готовая к действию, овладевает и наукой, принуждая ее к агрессивности в словах, в действиях и в применении своих выводов, – однако всегда таким образом, что наука при этом исчезает. Самым чудовищным были опыты над людьми. á…ñ

Вполне вероятно, что возникновение современной науки немыслимо без той душевной направленности и тех импульсов, исторической основой которых является библейская религия. Три следующих мотива, заставляющие исследование стремиться к своим последним пределам, как будто коренятся в ней.

1. Этос библейской религии требует истинности любой ценой. Она довела это требование до последних пределов и развернула всю его проблематику. Требуемая Богом истинность заставляет видеть в познании не игру, не благородное занятие для досуга, а серьезное дело, профессию, являющую собой самое важное для человека.

2. Мир сотворен Богом. Греки познают космос как нечто совершенное и упорядоченное, разумное и закономерное, как вечно существующее. Все остальное для них ничто, материя, непознаваемая и не стоящая познания. Если же мир сотворен Богом, то все существующее, будучи творением Бога, является достойным познания, и нет ничего, чего не до́лжно было бы узнать и познать. Познание – как бы следование мыслям Бога. Ведь Бог, будучи творцом, присутствует, по словам Лютера, и во внутренностях вши. á…ñ áНовый импульс наукиñ направляет познание в сторону именно той действительности, которая не укладывается в рамки открытых ранее структур и законов. В самом логосе возникает стремление постоянно доводить себя до крушения, но не для того, чтобы отказаться от себя, а чтобы вновь обрести себя в новом, расширенном и более полном образе, и продолжать этот процесс, не завершая его, до бесконечности. Эта наука возникает из áразумаñ, который не замыкается в себе, но, будучи открыт áнеразумномуñ, сам проникает в него, вследствие того, что оно ему подчиняется. Постоянное, никогда не прекращающееся взаимодействие между теоретической конструкцией и экспериментальным исследованием является простым и грандиозным примером и символом этого универсального процесса, возникающего из вспышки противоречия между áразумомñ и áнеразумнымñ.

Для нового познавательного импульса мир не является только прекрасным. Это познание направлено на прекрасное и на безобразное, на доброе и дурное. á…ñ Знание того, что все мирское есть творение Божье, придает спокойствие перед разверзающимися пропастями действительности в беспокойном, бесконечно сомневающемся и именно поэтому движущемся вперед исследовании. á…ñ

3. Действительность мира полна для человека ужаса и страха. Его воля к истине с неизбежностью устанавливает: «Все это действительно так». Однако если Бог – творец мира, то Он как бы несет ответственность за свое творение. Вопрос об оправдании Бога превращается в борение за Божество при знании о действительности мира. Это – борение с Богом за Бога.

ЛЕКЦИЯ 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ

á…ñ Этот Бог с его непреклонным требованием истины не хочет быть постигнутым посредством иллюзий. á…ñ Этот Бог требует знания, содержание которого как будто все время выдвигает обвинение против Него самого. Отсюда и дерзостность познания, требование познания безусловного и вместе с тем страх перед ним. á…ñ

Этому борению сопутствует борение исследователя с тем, что для него есть самое сокровенно-личное, любимое и желанное, с собственными идеалами и принципами. Все это должно быть проверено, подтверждено или преобразовано. Подобно тому, как истинная вера в Бога невозможна без ответа на вопросы, вырастающие из реальной действительности; подобно тому, как поиски Бога неизбежно связаны с мучительным отказом от иллюзий, так и подлинная воля исследователя является борением с собственными желаниями и ожиданиями.

Это борение находит свое глубочайшее выражение в борьбе исследователя со своими собственными установками: решающим признаком человека науки стало то, что в исследовании он ищет своих противников, и прежде всего тех, кто ставит все под вопрос с помощью конкретных и определенных идей. Здесь продуктивным становится как будто нечто саморазрушающее. И наоборот, признаком упадка науки является стремление избежать дискуссий или – в еще большей степени – полностью устранить их, стремление ограничить свое мышление кругом единомышленников, а вовне направить всеразрушающую агрессивность, оперирующую неопределенными общими местами.

Основой научной деятельности является сбор фактов, а также их постоянное обновление, систематизация и выведение посредством анализа новых научных знаний. Появление и развитие науки стало частью общего развития человеческого разума как механизма выживания. Человек изначально не обладал какими-либо внешними данными для завоевания господства в пищевой цепи, также он не имел возможности оперативно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Однако посредством разума люди смогли научиться изменять условия окружающей среды в той степени, в какой это было нужно им. И в данном процессе играла огромную роль.

Главной причиной возникновения науки стало формирование у мышления, направленного на установление субъектно-объектных отношений между и окружающей его средой. Первым шагом к познанию стало человеком того факта, что «в этом мире все не просто так». Осознание взаимосвязанности внешних и внутренних процессов стимулировало не только накопление знаний, но и их объективный анализ, что в итоге привело к возникновению сначала мировоззрения (философии и религии), а затем и науки. Исторически это было связано с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Потребность в улучшении производства, как количественно, так и качественно, привело к поиску новых решений, и решения принимались на основе систематизации и анализа накопленных знаний и опыта.

Параллельно с развитием науки возникали и эволюционировали такие процессы как формирование человеческой речи, письменности, счета. Важным шагом стало появление искусства – уникальной формы надбиологической деятельности, выраженной в творчестве, то есть в достижении благ, которые не являлись необходимыми с биологической точки зрения. Все эти достижения предопределили будущее главенство человека на планете.

Все более растущий объем накопленной информации об устройстве окружающего и внутреннего мира, появление новых методов познания, осознание физической невозможности знать абсолютно все привели в итоге к отраслевому разделению науки, а вместе с тем к появлению первых людей, основным родом занятий которых была именно наука – носителей знаний, ученых. Первоначально носителями знаний были служители религиозных культов, однако впоследствии наука отделилась от религии, что позднее привело к их скрытому противоборству, наиболее ярко выразившемуся в эпоху средневековья.

На сегодняшний день наука развивается очень стремительно, каждый год делаются все новые открытия, преобразовывающие жизнь людей.

Еще в древности люди обладали об­ширными знаниями о свойствах растений и животных, о почвах и минералах, о климате, о смене времен года. Объем знаний значительно расширяется, когда возникаю первые цивилизации - египетская, вавилонская, шумер­ская, китайская. Египетские пирамиды показы­вают, что в те времена были уже значительно развиты многие геометрические и математические представления.

В Китае, Египте, Вавилоне разрозненные знания начали объединяться в элементарные системы. Наблюдение по­вторяющихся климатических и космических событий (дви­жение планет и звезд) позволило установить первые за­кономерности, относящиеся к смене времен года, к траек­ториям движения светил. Все эти знания можно охарактеризовать лишь как преднауку.

Поскольку, знание еще не есть наука, знать и доказать – разные вещи. Накопленные древних цивилизациях элементы научных знаний не были систематизированы, теоретически обоснованы, не были включены в логически непротиворечивую, дедуктивную систему.

Кроме того важнейшее свойство науки – демократичность отсутствовало в древних цивилизациях. В Китае, Египте, Вавилоне, Индии знание существовало как сакральное, священное, скрытое знание, не было публичным, передавалось от одного жреца к другому. Наука есть знание, доступное всем, а доступно всем оно становится, когда перестает быть сакральным, скрытым, ограниченным, но рациональным, публично-доказуемым.

Наука также не есть только знание, но процесс создания нового знания, организация деятельности, направленной на создание нового знания.

Поэтому в древних цивилизация Востока: в Египте, Вавилоне, Китае появляются эмпирические знания о природе, но наука, как форма публичной познавательной деятельности появляется именно в Греции.

Возникновение науки в Греции происходило одновременно с возникновением философии. Возникновение философии - это, в сущности, процесс преодоления мифологического сознания научно-теоретиче­ским мышлением. Философия - это самостоятельное ра­циональное мышление, попытка теоретического объясне­ния мира и самого человека. Первые греческие фило­софы были также первыми математиками, физиками, ас­трономами, физиологами.

Философия появилась в форме теоретической науки, противопоставившей мифологической картине мира свои. Она противопоставляет истинное знание мне­нию, обыденному сознанию, пытается взглянуть на мир не с точки зрения частной выгоды и пользы, а с более высокой позиции, то есть объективной точки зрения. «Первые греческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие размышляли о происхождении мира, его строении, пытались постичь его начала и причины. Не случайно их так и называли – «физиками» от греческого слова «фюсис» - природа» .

Именно поэтому греческая философия стала той почвой, на которой выросли совре­менная наука и философия, был осуществлен переход от донаучного, мифологического, к научному, теоретическо­му мышлению.

Качественный скачок, революция, совершенная греками заключалась в том, чтобы не просто знать, а логически доказать это знание, чтобы сделать знание рационально доказуемым. Математики Вавилона и Египта занимались задачами вроде следующих: как вычислить площадь четырехуголь­ника или круга, объем пирамиды, или длину хорды, или как параллельно основанию разделить трапецию на две равные части. Греческие философы стремились это доказать. Греки восприняли знание восточных культур и сумели переработать, оформить их в теоретическую, рационалистическую систему. Теоретическое мышление – это логико-математическая строгость доказательств. Характерная черта греческой математики заключалась в системном подходе при помощи доказательств от одного предложения к другому. «В Греции мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели в математику доказательство» [ 2, С.18].

Таким образом, теоретическое знание, наука в форме строгой логически доказуемой системы возникло в Древней Греции. «Для того чтобы осуществился переход к собственно научному способу порождения знаний, с его интенцией на изучение необычных, с точки зрения обыденного опыта, предметных связей, необходим был иной тип цивилизации с иным типом культуры. Такого рода цивилизацией, создавшей предпосылки для первого шага на пути к собственно науке, была демократия античной Греции» .

Античную математику Эвклида, астрономию, геоцентрическую систему Птолемея, физику Аристотеля многие историки науки считают уже научными теориями.

Существует точка зрения, отождествляющая античное научное и философское знание в рамках натурфилософского знания. На наш взгляд, в античной философии и античной науке много общего, во многом они тождественны.

Греческая философии выступала с критикой мифологии и формировалась, прежде всего, как научная философия, философия, построенная по образцу научного знания.

Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. И хотя в качестве начала каждый из них предлагает свое, однако само требование восходить к началам и из них объяснять устройство космоса, человека, познания - это требование в основном сохраняется у большинства греческих мыслителей.

Поэтому греческая философия, создавая и пропагандируя научный взгляд на мир, была тем локомотивом, той необходимой предпосылкой, без которой было бы невозможно формирования науки и научного знания. Но между наукой философией, даже на самых ранних этапах ее формирования существует принципиальное отличие. Философия пытается дать методологическое основание научному знанию, дойти до сущности бытия, хотя, быть может, это не всегда у нее получается. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр были учеными и философами. Как философы они пытались найти, сущность бытия, ее первооснову, субстанцию, опираясь на которую можно построить научную, научную, конечно, в рамках того исторического контекста, теорию.

Существует также точка зрения, возникшее в рамках немецкой классической философии, что частные науки возникли в лоне философии, затем в те или иные этапы истории, отпочковались от нее. Эта позиция имеет право на существование, действительно процесс дифференциации научного знания происходил и происходит он и сейчас. Но науки отпочковываются как от философии, так и от других частных наук. В силу неразвитости научного знания на ранних этапах развития многие науки существовали в рамках философии, однако греческая философия всегда имела свой, отличный от науки, предмет исследования.

В последние годы получила распространение точка зрения, что наука Нового времени принципиально отличается от античной науки, что наука в ее современном понимании, наука, опирающаяся на экспериментальное естествознание, возникла именно в Новое время. Определенный смысл в этой позиции есть. Физика Аристотеля – это не современная физика и не физика Нового времени, но и современная наука будет не похожа на науку будущего. В развитии науки и научного знания необходимо видеть и выделять определенные, качественно отличные, этапы ее развития. Но надо видеть и общее, то, что качественно отличает науку на всех этапах ее развития от других форм общественного сознания.

А отличает ее от других форм общественного сознания то, что сформулировано греками – теоретическое мышление. В силу особенностей конкретно-исторического развития Греции, рабовладение, неразвитость материального производства, экспериментальная наука существовала в том виде, в каком она и должна быть. Экспериментальная наука не была развита в той степени, как это произошло в Новое время. Но разделение знания на два направления: эмпирическое, опытное – ремесло, земледелие, мореплавание и теоретическое – философские и математические построение, уже произошло. А это то, что отличает науку как форму общественного сознания на всех этапах ее развития. Поэтому наука возникла именно в Греции.

Характерная черта античной науки – слабое развитие экспериментальной базы. Эксперимент в том виде, как он сформировался в XVII веке, отсутствовал в античности. Античная наука, в отличии от науки Нового времени, имела иное мировоззренческие направление – познание ради познания, само познание и само знание, вне всякого практического приложения, и есть высшая ценность. В условиях рабовладения практическая деятельность считалась недостойной свободного человека.

Абстрактность и созерцательность – характерная черта, недостаток и, в тоже время, достоинство античной науки. Именно абстрактно- теоретическое, рационалистическое направление было той методологической базой, на которой возникла наука. В рамках этого направления развивались философия, математика, логика, физика, были высказаны гениальные мысли о строении и развитии Вселенной. Пифагор преобразовал математику «в форму свободного умственного развития».

Именно в античности возникли этические ценности науки. «Платон мне друг, а истина дороже». Научная истина является высшей нравственностью ценностью для исследователя. Истина выше, каких либо личностных, практических ценностей. Именно в Греции наука и философия стали развиваться в результате критики предшествующих учений. Только в этом случае возможен прогресс науки.

Качественное отличие науки – демократичность и публичность, общедоступность. Усилиями греческих философов и ученых наука приобрела эти качества. Научное открытие превращается в ту или иную элементарную формулу, доступную всем, способным рационально мыслить. Именно это выведение скрытого, сакрального знания, существовавшего в культурах Востока, в сферу открытой публичности, рациональной доказуемости и знаменовало собой возникновение науки.

Наука эпохи Возрождения и Нового времени – это дальнейшее развитие тех принципов и методологических установок, которые были сформулированы греками. Принципы теоретического, рационального мышления оказали огромное влияние на социально-политическое развитие Европы. Социальные ценности – свобода, равенство, братство основаны на принципах рационализма.

Тема 2. Античная наука.

Важную роль в формировании древнегреческой математики сыграла пифагорейская школа.

В Греции, в отличии от стран Востока, мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, ввели в математику доказательство.

Но важно иметь в виду, что сами греки называли приемы вычислительной арифметики и алгебры логистикой (logistika - счетное искусство, техника счисления) и отличали логистику как искусство вычисления от теоретической математики.

Правила вычислений, стало быть, разрабатывались в Греции точно так же, как и на Востоке, и, конечно, греки при этом могли заимствовать очень многое, как у египтян, так и в особенности у вавилонян.

«Таким образом, в Греции имела место как практически-прикладная математика (искусство исчисления), сходная с египетской и вавилонской, так и теоретическая математика, предполагавшая систематическую связь математических высказываний, строгий переход от одного предложения к другому с помощью доказательства. Именно математика как систематическая теория была впервые создана в Греции» .

При помощи чисел пифагорейцы пытаются понять сущность мироздания. Число принимает мировоззренческий смысл. Числовые отношения они стали рассматривать как ключ к пониманию вселенной и ее структуры. «С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата» [ 1, С.29 ]

Числовая символика. Так, к уже ранее найденным семеркам - семь элементов, семь сфер вселенной, семь частей тела, семь возрастов человека, семь времен года. - пифагорейцы прибавили семь музыкальных тонов и семь планет.

Однако затем семерка была низведена с пьедестала самого совершенного числа и уступила место десятке потому, что она неподвижна, не рождается от других чисел.

Числовые отношения, по мнению пифагорейцев, лежат в основе всех природных процессов, составляют самую сущность природы, «все есть число», познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений.

Такой подход имел огромное значение для дальнейшего развития математики, поскольку связи между числами, числовые отношения выступают как основа всех природных явлений и процессов, связи между числами есть отражение реальных связей объективного мира.

Числовые пропорции пифагорейцы называли гармониями. Пифагор открыл связь числовых соотношений с музыкальной гармонией. При определенных соотношениях длин струн, последние издают приятный (гармонический) звук, а при других - неприятный (диссонанс).

Гармония существует в космосе. Весь космос, по Филолаю, «О природе» образовался из двух начал: предела и беспредельного. Эти начала противоположны, но соединяются они при помощи гармонии.

Таким образом, числовая гармония, числовые пропорции проявляется в музыке, астрономии, геометрии. Следовательно, познание гармонических отношение есть познание сущности мироздания.

Античная наука и античная философия начинали с обоснования онтологической проблематики, центральная место в которой занимала проблема бытия. Что есть окружающий нас объективный мир, какими свойствами он обладает, иными словами, что есть бытие?

Эта проблематика активно разрабатывалась в элейской школе, главными представителями которой были Парменид и Зенон Элейской. Если ранние физики и пифагорейцы мыслили бытие, не ставя этого вопроса, то элеаты впервые поставили проблему соотношения мышления бытия, проблему адекватного отражения бытия в мышлении, то есть проблему познания бытия.

Что есть бытие по Пармениду? Бытие - это то, что всегда есть; оно едино и вечно - вот главные его предикаты. Все остальные предикаты бытия уже производны от этого. Раз бытие вечно, то оно безначально - никогда не возникает; неуничтожимо - никогда не гибнет; оно бесконечно, цельно, однородно и невозмутимо. Таким образом, исчезает возможность возникновения и гибели бытия. Бытие - неделимо, ибо оно всюду одинаково и нет ничего ни большего, ни меньшего, что могло бы помешать связности бытия, но все оно преисполнено бытием. Вечное, неизменное, цельное (сплошное), неделимое, единое бытие, по Пармениду, неподвижно. «В школе элеатов впервые предметом логического мышления стала проблема бесконечности. В этом смысле философии элеатов представляет собой важный рубеж в истории научного мышления» .

Можно ли мыслить бытие? Эта проблема впервые была поставлена Зеноном. В связи с этим возникла проблема бесконечности и проблема континуума (пространства, времени, движения).

Апории Зенона кладут начало подлинно научному знанию, поскольку теоретическое естествознание невозможно без математики. Именно после критики элеатов, после постановки Зеноном этих проблем начинают формироваться основные направления научной мысли Древней Греции.

Наиболее известны пять апорий, в которых Зенон анализирует понятия множества и движения. Апория меры. Если вещь не имеет величины, она не существует, если вещь существует, она имеет некоторую величину, некоторое расстояние между тем, что представляет в ней взаимное различие. Вещи были в одно и то же время велики и малы и настолько малы, чтобы не иметь величины, и настолько велики, чтобы быть бесконечными.

Зенон впервые поставил вопрос: как мыслить континуум - дискретным или непрерывным? состоящим из неделимых (единиц, «единств», монад) или же делимым до бесконечности?

Можно ли мыслить движение? Наиболее известны четыре апории этого рода: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадий».

Дихотомия. Нет движения на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца.

Ахиллес и черепаха. Суть в том, что существо более медленное в беге никогда не будет настигнуто самым быстрым, ибо преследующему необходимо раньше придти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда имеет некоторое преимущество.

Стрела. Летящая стрела летит и не летит. Время слагается из отдельных «теперь».

Стадий. Две массы движутся с равной скоростью, одна - с конца ристалища, другая - от середины, в результате получается, что половина времени равна ее двойному количеству.

Таким образом, Зенон в своих апориях доказывает невозможность движения, поскольку движение нельзя мыслить, не впадая в противоречие.

Вывод Зенона парадоксален. Однако, формулируя отрицательный вывод, Зенон сформулировал и пытался решить подлинно научную проблему: как можно мыслить движение, как в теоретической форме, в форме научной теории адекватно отразить процесс движения, иными словами, как создать теоретическую модель движения. Пусть вывод отрицательный, но проблемы, поставленные им, его критическая работа дали толчок к созданию новых программ научного исследования, к дальнейшей разработке науки Демокритом, Платоном, Пифагором, Аристотелем. «Таким образом, Зенон в ходе своей критически отрицательной работы подготовил почву для создания важнейших понятий точного естествознания, понятия континуума и понятия движения».

Античный атомизм. По Демокриту, существует не только бытие, но и небытие, бытие есть атомы, а небытие есть пустота. Атомистическая теория Демокрита, в отличии от элеатов, ориентировала на объяснение эмпирического мира.

Демокрит, опираясь на пифагорейское понятие числа, полагал, что "единицу" надо мыслить как физическое тело очень малых, но конечных размеров. Тогда любой отрезок линии будет состоять из конечного числа неделимых атомов.

Таким образом, возникает как решение определенных теоретических, поставленных Зеноном, проблем. Эмпирические наблюдения выступали в роли демонстрации. В этом смысле атомизм выступает как шаг вперед в развитии античной науки, в развитии теоретического мышления.

Атомы, по Демокриту, предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя ощутить при помощи органов чувств. Они имеют предел деления, который на определенном уровне становится невозможен, отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) - неделимый. Атомы непроницаемы, на одном месте не могут совместиться, "совпасть" два атома. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку. Непроницаемость атомов есть выражение субстанциональных свойств природы.

Отсутствие атомов, по Демокриту, есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. в пустом пространстве и вечном движении.

Атомы различаются сами по себе формой и величиной, а их соединения - положением и порядком атомов, из которых они состоят. Именно положение и порядок атомов должны, по убеждению Демокрита, объяснять различные чувственные качества тел эмпирического мира.

По форме атомы – шарообразные, кубические, пирамидальные, шероховатые, угловатые, искривленные и изогнутые. Эти формы объясняют механику их сцепления, тем самым объясняют многообразие объективного мира. Учение Демокрита, таким образом, представляет собой механическое объяснение природных процессов.

Атомистическая философия направлена на объяснение предметов физического мира. При этом указывает на механические причины всех возможных изменений в мире. Демокрит разработал учение, принципиально отделяющее мир эмпирический (мир субъективного восприятия) и мир существующий (объективного знания) Атомы это то, что невозможно видеть. Наглядность объясняющей модели атомизма. «Движение пылинок в луче света» - образ движения атомов. Эта наглядность заставляла многих ученых не только Древности, но и Нового времени обращаться к атомизму.

Софисты знаменуют переход к несколько иной подход к науке и научному познанию, здесь мы видим не только стремление к получению определенных результатов, но к их логическому обоснованию, к подтверждению их достоверности, что является обязательным атрибутом научного знания.

Софисты стремились сделать научные достижения всеобщим, публичным достоянием, Протагор первый начал изучать способы доказательств и тем самым положил начало разработке формальной логики, а софисты, Гиппий и Продик, занимались исследованием языка (Продик - синонимикой, а Гиппий - грамматикой).

Отсюда логически вытекал акцент софистов на рефлексии. Рефлексия - тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

Софисты обратили внимание на сам процесс познания. Акцент на мышлении на способах доказательства знания предполагает весьма развитую рефлексию сознания о себе самом - рефлексию, осуществляемую как с теоретическими, так и с практическими целями. Таким образом, интерес софистов был направлен, прежде всего, на выделение сознания как специфической реальности.

В лице софистов научная мысль античности перешла от объективного изучения бытия к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию. Это дало толчок к развитию методологии научного познания. Проблема познания заключалось не в только в том, что нужно познать, но и в том, каков механизм этого познания.

Софисты удовлетворяли потребность в образовании, возникшую в античном обществе. Платон видит в софистах посредников между теми, кто создает знание, и теми, кто нуждается в нем. В античном обществе возникла потребность передачи знания не только «по вертикали», от поколения к поколению, но и «по горизонтали», от сословия к сословию. Все это способствовало развитию греческой демократии, размыванию границ между сословиями и развитию индивидуализма. «Элеаты и софисты содействовали превращению досократического, еще во многом метафорического, способа мышления в логический способ мышления, характерный для послесократовской мысли» .

Начало формы

Конец формы

Платон. Говорить о Платоне как методологе науки нельзя в современном понимании этого термина. Но разработка Платоном философских проблем, идеального и материального, абстрактного и конкретного, числа как идеального образования, пространства оказало огромное влияние на развитие античной науки.

Материальное и идеальное, чувственное и умопостигаемое. Платон впервые в истории философии поставил основной вопрос философии и разделил единый мир на два мира: материальный и идеальный.

При этом в своей гносеологии Платон выделил мир чувственный, то есть мир материальный и мир умопостигаемый идеальный и наделил их различными гносеологическими свойствами. Видимый, чувственный мир это изменчивое, тленное, неистинное, умопостигаемый, невидимый мир – это неизменное и истинное. Два мира - два слоя в человеческом сознании.

Чувственный мир познать нельзя, все знание о чувственном мире – это всего лишь мнение. Все знание о природе есть знание о том, что возникает и уничтожается, значит оно, с точки зрения Платона, не может быть достоверным, истинным знанием о мире идей и должно быть отнесено к сфере изменчивого "мнения". К тому же, изучение мира чувственного бытия также не способствует познанию бытия истинного, незримого, неизменного, вечно пребывающего, но оно, напротив, мешает этому истинному познанию.

Истинное знание, по Платону, есть знание не объективного мира, а знание идеального, умопостигаемоего, знание идей, а для этого надо отвернуться от природы. «Платон требует отвернуться от природы, отойти от нее в том виде, как она дана чувственному созерцанию, но отойти, чтобы выработать новые средства познания, которые позволят впоследствии подойти к ней гораздо ближе, чем это делали натурфилософы – «досократики» .

Диалектика и теория познания у Платона совпадают. С точки зрения диалектики конкретного и абстрактного, чтобы глубже познать конкретное нужно от него абстрагироваться, а затем вернуться к конкретному. Платон делает первый шаг от конкретного к абстрактному, шаг к созданию общих, абстрактных идей. И этот шаг – несомненная заслуга Платона.

Формирование идей, понятий. Формирование Платоном идей можно рассмотреть как формирование им абстрактных понятий. Если в современной гносеологии понятия есть средство познания объективного мира, но для Платона идеи, понятия есть объект познания. Идеи – это и есть бытие. Платон, таким образом, идеям, понятиям, как объективный идеалист, придает онтологический статус

При входе в платоновскую Академию была надпись: "Не геометр - да не войдет". Те, кто не были сведущими в музыке, геометрии и астрономии, вообще не принимались в Академию. Не удивительно поэтому, что среди учеников Платона были крупные математики - такие, как Архит, Теэтет, Евдокс.

Каков онтологический статус числа? Число постигается лишь с помощью мысли. Естественно поэтому, что число - это идеальное образование, как результат диалектики конкретного и абстрактного.

Если у пифагорейцев не было различие вещи и числа, то Платон такое различие делает. Числа не вещи, а идеальные образования, математические объекты, число нельзя воспринять чувственно, его можно только мыслить. В чувственном мире нельзя найти единицу, которая ничем бы не отличалась от другой, но как идеальное образование число один равно одному.

Число у Платона неделимо, поскольку сама единица мыслится как логическое начало. Единица неделима, ибо она есть единое, а единое неделимо по определению. Единица, согласно концепции Платона, рождает множество, но и само множество имеет своим логическим условием единицу: ведь если нет единого, то нет и многого, поскольку многое - это множество единиц.

Что есть математические вещи, или математические объекты, по Платону? Это идеальные образования, которыми оперирует геометрия. Это объекты мысли, они идеальны, но они имеют чувственные подобия. Это геометрические фигуры: окружности, треугольники, линии и плоскости.

Пространство есть нечто отличное от умопостигаемых идей, с другой стороны – от чувственных вещей, воспринимаемых ощущением. Пространство имеет признаки, как первого, так и второго: подобно идеям – вечно, неразрушимо, неизменно, но в отличии от идей воспринимается он не с помощью мышления. Таким образом, пространство находится между миром идей и миром вещей.

Интеллигибельная материя. Каким образом чувственные вещи причастны к идеям? Если числа это идеи, то геометрические фигуры носят промежуточный характер между идеями и чувственными вещами. Некоторым образом они причастны материи. Это и есть интеллигибельная, можно сказать, мыслимая, материя.

Платон о физике как науке. Возможно ли исследование природы и создание науки о природе – физики? Платон полагал, что чувственный мир не может быть предметом научного знания, поэтому отрицательно относился к возможности создания науки о природе физики. Как идеалист Платон всегда был устремлен в царство вечных и неизменных идей. С этой позиции только математика есть путь к венному бытию, только математика является наукой.

Аристотель – создатель научной философии. Аристотель в течении 20 лет был учеником Платона и как достойный ученик критиковал учителя и развивал его учение. Если Платон утверждал, что истинное знание может быть только знанием идей, а чувственный мир познать нельзя, то, по мнению Аристотеля, предметный мир познать можно и может быть создана наука, направленная на познание предметного мира – физика.

Аристотель создатель науки о природе физики. Подход пифагорейцев и Платона к изучению природы был направлен на познание математических отношений, а это исключало движение и изменение. Поэтому, по мнению Аристотеля, физика не может быть построена на базе математики, физика есть наука о движении и изменении природы.

По мнению Аристотеля, платоновско-пифагорейская школа не уделяла достаточно внимания естествознанию. Поэтому Аристотель, обращаясь к ранним «физикам» - Анаксагору, Эмпедоклу, Демокриту, стремился преодолеть логико-математическую ориентацию Платона.

Материя как возможность. У Платона материя выступает в качестве небытия, что исключает возможность движения. Аристотель трактует материю как возможность бытия, как потенцию бытия, тем самым открывает возможность движения материи. Материя – возможность, а материальный предмет – действительность. Таким образом, категории возможности и действительности вводятся для решения основного вопроса физики: что такое движение?

Теория движения. Аристотель первый в античной философии сформулировал понятийный аппарат для определения движения, тем самым создал физику как науку.

По Платону движение и изменение то, что противоположно миру бытия, сущего, идей, а значит это небытие, не сущее. Аристотель определяет движение как переход материи от возможности к действительности, от потенции к энергии. Виды движения - качественное изменение, рост и убыль, возникновение и уничтожение, перемещение.

Движение, таким образом,имеет начало и конец, существует между двумя точками. Движение нельзя отделить от того, что движется, поэтому движение не становится самостоятельным объектом, как стало в физике нового времени.

Аристотель выделяет четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественное изменение; в отношении места - перемещение. Ни одни из этих видов не может быть выведен из другого.

Иерархия видов движения. Перемещение. Без перемещения, по мнению Аристотеля, невозможно никакое другое движение, поэтому оно обуславливает все остальные виды движения. Перемещение, следовательно, выступает как такое движение, которое опосредует все остальные виды движения.

Аристотель полагал, что перемещение следует считать первым среди движений еще и потому, что оно непрерывно.

Понимание непрерывности. Для того чтобы движение было непрерывным, должно быть выполнено три условия: единство (тождественность) вида движения, единство движущегося предмета и единство времени. Ни одного из этих условий, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы движение было непрерывным.

Решая проблему Зенона, Аристотель разрабатывает свое понимание непрерывности.. Непрерывное - это то, что делится на части, всегда делимые. Значит, непрерывное не может состоять из неделимых частей, например линия из точек, если линия непрерывна, а точка неделима.

Понятие бесконечного. Аристотель определяет бесконечное как то, вне чего всегда есть еще что-то. Там, где вне ничего нет, - говорит это законченное и целое. Аристотель делает акцент именно на конце, границе, ибо тут - начало оформления, а вместе с ним и начало познания: неоформленное, беспредельное - непознаваемо. Поэтому и бесконечное, число или величина, не может быть бесконечным "в обе стороны": ибо в этом случае о нем вообще ничего нельзя было бы знать. Хотя бы один "конец" должен быть налицо: для числа - нижняя граница, для величины - верхняя.

Первый двигатель. Аристотель вводит понятие первый двигатель. Есть движущее и движимое, движущее и движимое. Гегель, излагая идеи Аристотеля в своей истории философии, назовет это « дурной бесконечностью». По Гегелю источником движения выступает противоречие, движение он трактует как самодвижение. Аристотель никакого самодвижения не допускает.

Первый двигатель, он неподвижен, он есть исходное начало движения, все остальное есть лишь передаточные звенья этого движения. В природе движение существует всегда и никогда не кончается, то должно, по мнению Аристотеля, существовать нечто вечное, что движет как первое – первый неподвижный двигатель.

Первый двигатель неделим, не имеет никаких частей, никакой величины. Ничто конечное не может двигать в течении бесконечного времени, в конечной величине немыслима бесконечная сила.

Поэтому вечный двигатель есть живой, деятельный разум, есть бог. Бог есть живое, вечное существо. Таким образом, Аристотель при обосновании физической теории движения вынужден опираться на метафизику, философию объективного идеализма.

Время. Аристотель характеризует время как меру движения. Поскольку время есть число, то «теперь», предшествующее и все подобное им так же находится во времени, как единица, нечетное и четное в числе, предметы же находятся во времени, как в числе. Средством измерения времени является равномерное круговое движение, движение небесного свода.

Аристотеля не случайно называют создателем научной философии, создателем научного метода, наукоучения, науки о науке.

Ученики Аристотеля продолжили традицию исследования истории науки. Феофраст написал исследование "Мнения физиков", где излагал взгляды и открытия ученых по отдельным вопросам; Евдем Родосский написал историю геометрии, арифметики и астрономии - сочинения, которые, к сожалению, до нас не дошли. Менон написал историю медицины. Дикеарх Мессинский - историю литературы.

Наука на пустом месте не возникает, необходима традиция, культура, культурно-исторический контекст. Такой подход является заслугой Аристотеля.

Аристотель был убежден, что научное исследование требует соединение усилий группы ученых, научного коллектива. Поэтому Аристотель выступал как организатор работы своих учеников.

Развитие науки требовало материальных, вспомогательных средств, приборов, коллекций животных, минералов, библиотеки. Аристотель, благодаря Александру Македонскому, был обладателем коллекции животных и растений, а также библиотеки.

Идеи и научная деятельность Аристотеля привели к перестройке прежнего способа деятельности ученого, к появлению нового типа ученого и новой организации науки.

Наука и научное познание для Аристотеля есть высшие нравственные ценности, жизнь ученого есть высшая форма жизни, она связана со сферой высшего бытия, наиболее адекватное осуществление человеческой сущности. Высшее наслаждение, «блаженство» есть созерцание истины.

ОСНОВОПОЛОЖНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса - одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции. Родился Геродот около 484 г. до н. э., прожил до 425 г. до н. э. Выступив еще в юности на стороне противников геликарнасского тирана Лигдамида, Геродот должен был бежать из родного города. После этого около десяти лет он провел в путешествиях по разным странам, побывал на острове Самос, в Финикии, Ливии, Египте, Иудее, Сирии, Вавилоне, Ассирии, Экбатане. Посетил многие греческие государства и Македонию.

Долгое время ученый прожил в Афинах, этот город-государство Эллады стал для него второй родиной. Здесь он познакомился и подружился со многими образованнейшими людьми Древней Греции, такими как Перикл, Анаксагор, Сократ, Аспазия. В Афинах же, очевидно под влиянием новых друзей, Геродот написал свой выдающийся труд "История".

В переводе с греческого "historian" - рассказ о прошедшем, об узнанном. Свое сочинение Геродот посвятил описанию греко-персидских войн 493-449 гг. до н. э.

Могучая Персидская империя, созданная царями Киром II, Камбисом II, Дарием I, установила свое владычество в Малой Азии, завоевала Вавилон и Египет, греческие острова Хиос и Самос. Торговля, главное условие процветания греческих городов в Малой Азии, сама Эллада как государство - все оказалось под жестоким, давящим контролем властителей Персидской империи. Восстание, поднятое в ионийских - малоазиатских городах Эллады против персидского владычества и поддержанное Афинами, было подавлено. После этого персидская держава стала претендовать и на самое сердце Древней Греции - полисы на Балканском полуострове. В 490 г. до н. э. персы переправились через Эгейское море, захватили город Эретрию и высадились в Аттике. С этого момента с некоторыми перерывами упорные и кровавые войны продолжались до 449 г. до н. э. Победу одержали греки. Сплотившись под угрозой порабощения, греческие города-государства отстояли свою свободу и независимость.

Главной темой сочинения Геродота является поход в Грецию персидского царя Ксеркса в 480-479 гг. до н. э., в ходе которого состоялись: трагическая битва у Фермопил, где 300 спартанцев и царь Леонид четыре дня сдерживали все персидское войско; морское сражение в Саламинском проливе, где победу греческому флоту принес отважный военачальник Фемистокл; и решающее сражение у Платеи, в котором греки одержали победу. Но как не похоже сочинение Геродота на летописные восхваления ассирийцами и египтянами военных подвигов своих властителей. Да, конечно, греческий автор отдает должное стойкости и отваге царя Леонида, военному таланту и прозорливости Фемистокла, превозносит мужество греческих воинов. Но, кроме того, он пытается объяснить причины вторжения персов на территорию греческих государств и понять истоки поражений и побед персов и греков. Основу превосходства греческого сопротивления над более многочисленным персидским воинством Геродот видит в государственном устройстве греческого мира. Греки по Геродоту "свободны и подчинены только закону" - это и является их главной силой.

Попутно, отражая ход исторических событий, Геродот дает целостную и многогранную картину всего мира Средиземноморья, описание жизни народов Египта, Финикии, Сирии, Македонии. В этом наблюдательному и любознательному автору оказались чрезвычайно полезны собственные долгие странствия.

Позже ученые Александрии разделили труд Геродота на девять книг, каждую из которых назвали именем одной из греческих муз, покровительниц искусств, в том числе и Клио - музы истории. Труд Геродота очень высоко ценился античными авторами, служил примером для подражания историкам Древней Греции, Древнего Рима, других стран эллинского мира, был примером и для потомков.

Выдающийся римский государственный деятель и превосходный оратор Цицерон назвал Геродота "отцом истории". И это справедливо, потому что в его труде впервые история человеческого общества показана как разворачивающийся во времени и пространстве процесс, меняющий судьбы народов. Впервые им были предприняты попытки анализа причин, приводящих к тому или иному историческому исходу.

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook