Красный сын персонажи. «Супермен


«Вместо того чтобы приземлиться в Канзасе, шатлл Супермена мог опуститься на советское колхозное поле, и тогда все было бы иначе. Супермен стал бы корреспондентом «Правды», а не Daily Planet, и боролся бы не за американские идеалы, а за победу социализма на планете», - пожалуй, именно так рассуждал Марк Миллар, когда ему в голову пришла идея комикса «Супермен. Красный сын». И, стоит признать, комикс о приключениях Супермена-коммуниста оказался выше всяких похвал!


В интервью Миллар неоднократно рассказывал, что идея об альтернативной истории Супермена появилась у него еще в детстве. Обдумывал он ее на протяжении нескольких лет, собирал факты, изучал историю, конструировал идеи о том, каким бы был герой второй мировой сверхдержавы – СССР.


Миллар придумал альтернативную историю, которая, словно зеркало, отражала историю реальную. Распад Америки, требование о независимости от некоторых штатов, военная техника на улицах мирных городов… Итак, если бы обстоятельства сложились иначе, Супермен приземлился бы в Украине, был бы воспитан в соответствии с коммунистическими идеалами и принципами, но в то же время его характер остался бы неизменным – все та же решимость воевать за правду, бесстрашие и отвага, и безграничная любовь ко всему человечеству. Советский Супермен столь же отзывчив, он не пропускает ни одной мольбы о помощи и спасает жизни!


Несмотря на явное сходство, есть и черты, которые в корне отличают советского и американского супергероя. Так, Супермен из СССР – не дотошный журналист, которым его привыкли видеть, а военный, соблюдающий строжайшую конспирацию. Вместо привычного символа у него на груди, конечно же, серп и молот. Его борьба – не за американские идеалы, а за Сталина, социализм и международную экспансию Варшавского договора.


Вселенная Красного Сына признана, как одна из альтернативных существующих вселенных и входит в состав Мультивселенной DC. События, разворачивающиеся на Земле, хронологически охватывают период с 1953 по 2001 гг. Идея Марка Миллара оказалась очень удачной, а ответ на вопрос о том, каким был бы Супермен, если бы вырос в Советском Союзе, - более чем убедительным!

: Красный сын / Superman: Red Son

Сценарист: Марк Миллар

Художник: Дэйв Джонсон и Килиан Планкетт

Жанр: супергероика, фантастика

Издательство: Азбука, DC

Серия: Графические романы

Год издания: 2015 (в оригинале - 2003)

Перевод: Анастасия Бродоцкая

Похожие комиксы:

  • «Что если Фантастическая Четверка образовалась бы в Советском Союзе?»
  • «Супермен. Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали»
  • «Супермен: Земля-1. Книга 1»

Из-за разницы в 12 часов звездолёт с младенцем Суперменом, спасающимся с родной умирающей планеты, падает не в американском Канзасе, а на территории колхоза в советской Украине в 1938 году. И в середине XX века руководство СССР являет миру сверхчеловека внеземного происхождения, преданного коммунистическим идеям и представляющего собой оружие эффективнее американской водородной бомбы; нечто настолько могущественное, что его существование меняет всё соотношение сил в мире. И хотя Супермен вполне самостоятелен, верен высоким идеалам и вообще, кажется, не способен на зло, правительство США поручает своему гениальному учёному Лексу Лютору найти способ убить советского сверхчеловека и устранить возможную угрозу безопасности стране.

В 1989 году начал своё существование импринт Elseworlds издательства DC. В том же году он выпустил свой первый комикс - Gotham by Gaslight Брайана Августина и Майка Миньолы, который рассказывал об альтернативном Готэме конца XIX века, где Бэтмен противостоял известнейшему убийце в истории, Джеку-Потрошителю! Было опубликовано немало комиксов с эмблемой Elseworlds на обложке, и все они неизменно рассказывали о параллельных мирах (само название импринта - «Другие миры»), в которых жили самые разнообразные и необычные версии известных героев DC.

А спустя 14 лет после «рождения» импринта, в 2003 году Elseworlds опубликует мини-серию из трёх выпусков «Супермен: Красный сын» сценариста Марка Миллара. В своей работе шотландец радикально переосмыслил образ главного супергероя США и одновременно одного из самых узнаваемых символов этой страны, представив Человека из стали верным защитником коммунистических ценностей СССР, врага Соединенных Штатов в Холодной воине. Супермен больше не американский супергерой, он - советский товарищ!

В основе «Красного сына», как и в основе других известных работ Миллара, лежит идея не просто смелая, а эпатажная и даже в чем-то провокационная. Например, в своём комиксе , сценарист без купюр показал, насколько классно быть суперзлодеем, в стравил между собой супергероев Marvel, а в убил почти всех супергероев этого издательства и устроил апокалипсис в одной из его вселенных.

«Что, если бы Супермен вырос в Советском Союзе?» - вот на какой вопрос решился ответить Миллар в «Красном сыне». Что если бы он оказался не на ферме у Кентов в старых добрых Штатах, а рядом со Сталиным в СССР? Что бы из этого получилось? А вот что! Если смешать мифологию Супермена с романом «1984» Джорджа Оруэлла, представлениями об ужасах тоталитарного СССР и украсить получившийся коктейль клюквой, то в общих чертах получится «Красный сын», но это в общих, а для комикса важны детали.

«Красный сын» быстро, но приятно обманывает своего читателя, ведь представляет стороны конфликта не так однобоко, как от него можно ожидать. Если бы сценарий писал менее маститый автор, у него комикс мог бы превратиться в агитку, где хорошая Америка противостоит плохому СССР, но Миллар, к счастью, не таков, в его истории преобладают полутона и не всё так однозначно.

То же самое и с Суперменом в комиксе, им по-прежнему движет желание помогать людям всеми сверхсилами, но, как известно, благими намерениями вымощена дорожка в Ад. Этот советский Кларк так сильно хочет всех спасти, что стремится ко всё большему контролю над жизнью людей и превращается в живое воплощение Большого Брата Оруэлла, который за всем следит, всё видит, знает и контролирует. Под давлением обстоятельств герой сам не замечает, как превращается в достойного наследника Сталина на месте тоталитарного правителя всё разрастающегося при нём СССР. При этом Супермен подвержен оруэловскому двоемыслию: хоть он и творит зло, но считает себя героем. И самое поразительное то, что пусть Кларк и поступает неправильно, но он искренен в своих заблуждениях и из-за этого в какой-то мере остаётся тем «старым добрым» Суперменом, за которого переживаешь и судьбу которого жалеешь.

«Красный сын» - это комикс о Советском Союзе, написанный иностранцем, поэтому тут хватает и стереотипов, и клюквы. Союз здесь - голодная (в начале), холодная и вечно мрачная страна, которой управляют жестокие люди с замашками тиранов, и где с инакомыслящими борются при помощи расстрелов и лоботомии. Не обходится Советская России в комиксе без таких атрибутов, как водка, ГУЛАГ и злой КГБ. Но опять же Миллар в комиксе не героизирует и Штаты. Они здесь хоть и не такие мрачные, как их враг, но расчётливые и прагматичные в своём желании убить Супермена. Чтобы это сделать, они станут оплачивать операции по устранению сверхчеловека, что в свою очередь будет приводить к невинным жертвам. А сама страна с её нерадивыми президентами будет медленно, но верно скатываться в тартарары. И если Союз в комиксе становится игрушкой в руках Кларка, то Штаты, в конце концов, оказываются во власти его врага Лекса Лютора - эгоцентричного гения с аморальными принципами, второго главного злодея истории, одержимого желанием победить Супермена. Так что в «Красном сыне» один род зла воюет с другим, а сам комикс, по сути, - это политическая сатира на противостояние коммунизма и капитализма, а также внешнюю политику США начала 2000-х.

То, что Миллар превратил величайшего американского супергероя в советского гражданина, ещё и весьма забавно. Когда Супермен говорит заветное слово «товарищ» или упоминает партию, или рассуждает об идеях коммунизма, трудно не сдержать улыбку. Такую же реакцию вызывает и сам Кларк в советской обстановке, которой авторы придали изрядной китчевости. Но это не плохо, нет, комикс отлично балансирует между серьёзным и смешным, позволяя вам с улыбкой на лице наслаждаться его забавной необычностью.

У комикса хватает достоинств, которые легко затмевают его недостатки. «Красный сын» - это динамичная история с этической подоплёкой, где постоянно происходит что-то интересное, но при этом трудно упустить то самое важное, что хочет сказать через свою работу автор. Миллар проявил удивительное внимание к деталям, потому знатоки комиксов о Супермене найдут в «Красном сыне» множество приятных отсылок к оригиналу. Сценарист дал читателям далеко не самые обычные интерпретации таких известных персонажей DC, как Бизарро, Чудо-женщина и Зеленый фонарь. Но никому из них, конечно, не переплюнуть советского Бэтмена-анархиста в ушанке, ради одного которого комикс стоит открыть. Другими словами, в «Красном сыне» полно всего того, что делает комикс увлекательнейшим чтением.

Миллар демонстрирует здесь свой талант великолепного рассказчика, но художники Дэйв Джонсон и Килиан Планкетт заслуживают не меньшей похвалы за то, как смогли перенести идеи сценариста на бумагу. Их рисунок отлично передаёт дух того времени, о котором пишет Миллар, масштаб происходящих событий, настроения людей и сверхлюдей, их чувства, их боль во время сражений, когда вы хоть чуть-чуть, но сможете сами ощущать силу ударов врагов друг по другу… Рисунок в «Красном сыне» далеко не самый красивый из тех, что вы могли видеть в комиксах, но тут он передаёт дух самой истории о советском Супермене и позволяет наслаждаться ей в полной мере.

Российское издание комикса от «Азбуки» выполнено на высоте. А в дополнение к самой истории читателей порадует предисловие сценариста и продюсера Тома Де Санто, раскрывающего некоторые секреты «Красного сына», наброски персонажей с пояснениями Дэйва Джонсона и весьма познавательные примечания Кристины Огневой.

Итог: «Супермен: Красный сын» - это один из лучших и важнейших комиксов о Супермене, представляющий читателю одну из самых необычных альтернативных версий величайшего супергероя США.

Корабль с маленьким Кал-Элом на борту совершил посадку на Земле двенадцатью часами позже, чем должен был. И мальчик, наделённый невероятными способностями, приземлился не в американской глубинке, а возле украинского колхоза. Как только таланты пришельца стали проявляться, о нём доложили товарищу Сталину. И тот воспитал Супермена как собственного сына - чтобы Кал-Эл стал его преемником на посту вождя СССР и основным козырем в конфликте с Западом.

Звание одного из самых известных и успешных современных сценаристов комиксов Марку Миллару принесло не только умение сочинять захватывающие сюжеты, писать искромётные диалоги и создавать запоминающихся персонажей, но и талант эпатировать читателей. Мало кто из его коллег так смело играет с провокационными темами, как Миллар: достаточно вспомнить «Гражданскую войну», в которой он насмерть перессорил ключевых героев Marvel, или «Старика Логана», где он показал постапокалиптическую Америку, находящуюся во власти суперзлодеев.

Но даже на этом фоне сюжетная основа «Красного сына» выглядит крайне смелой - ведь Миллар рискнул превратить главного американского супергероя в надежду и опору Советского Союза. И смена паспорта определённо пошла Человеку из стали на пользу. На страницах «Красного сына» он выступает в совершенно непривычной для себя роли.

С одной стороны, это всё тот же Супермен, который нам знаком, - самоотверженный, преисполненный благих намерений, готовый в любой момент прийти на помощь людям, которые оказались в беде. Но с другой, здесь Человек из стали оказывается на стороне, которая большинством американских читателей - а комикс писался прежде всего для них - воспринимается как Враг с большой буквы.

Таким образом Миллар, по сути, превратил Супермена в главного антагониста всего сеттинга. Да, Человек из стали сохранил почти все свои положительные качества, но и у приёмного отца тиранических замашек поднабрался, что делает героя куда более сложным и многогранным персонажем, чем обычно.

Кроме Бэтмена-анархиста в ушанке, в комиксе появятся и другие герои - Чудо-женщина и Зелёный фонарь.

В то же время те, кто ему противостоят, совсем не тянут на героев в привычном понимании. Даже Бэтмен у Миллара превратился в фанатика-террориста. А вот Лекс Лютер остался самим собой - властолюбивым технократом, готовым пойти на всё ради победы над Суперменом. Наблюдать за противостоянием неоднозначных персонажей куда интереснее, чем в очередной раз следить, как безупречный Человек из стали защищает планету от всевозможных злодеев.

Оригинальный конфликт, нетривиальные трактовки знаменитых образов, захватывающий и непредсказуемый сюжет, а также отличный рисунок, который изобилует отсылками к классическим комиксам, - всё это позволяет назвать «Красного сына» одной из лучших работ в карьере Миллара.

Правда, как и большинство иностранцев, создающих сюжеты о России, Марк не избежал толики «клюквы». Так, Советский Союз, КГБ и Сталин показаны в откровенно китчевом стиле. Правда, китч настолько бросается в глаза, что это явно не авторская халтура, а совершенно осознанный шаг, привносящий в комикс пародийные интонации.

Даже если вы равнодушны к Супермену, на «Красного сына» стоит обратить внимание. Это один из самых необычных и увлекательных комиксов о Человеке из стали, выпущенных в XXI веке.

Супермен никогда не был в Канзасе. Его космический корабль не падал в США. И его воспитывали не среднезападные фермеры. Он вырос в колхозе на Украине в семье рабочего и крестьянки, пропитался идеологией коммунизма, надел костюм с серпом и молотом на груди и теперь играет за другую команду. Но внутри он остался тем же: пришельцем с Криптона, главное желание которого - это нести мир и помогать людям.



Как удачно, что издательство «Азбука» выпустило русское бумажное издание «Красного Сына» именно сейчас. Когда я читал его цифровую версию больше четырех лет назад, все эти аллюзии к Холодной войне казались лишь неплохо переданным духом времени. Сейчас же, в 2015, когда отношения России и США накалены, тематика скрытого противостояния вновь актуальна. Но сам комикс не о том: здесь отлично отражена идея того, насколько на самом деле похожи две сверхдержавы. Да и расписаны, в принципе, оба сценария: каким был бы мир, победи Советский Союз, во главе с пришельцем-комсомольцем или как развернулась бы история, одержи победу Штаты, ведомые вперед гением Лекса Лютора.



Возьмись за создание этого графического романа кто-то другой, уверен, получилась бы сплошная карикатура и насмешка. Миллару же удалось передать всю серьезность антиутопичной Земли-30: Бэтмен здесь одержим местью за убитых родителей, Зеленый Фонарь слепо следует указке правительства, а Лоис Лейн покорно окольцована и носит фамилию Лютор. Марк не пускается в чрезмерное заигрывание с тематикой - не рисует медведей, водку, балалайки и бани. Он показывает то, до чего могут довести любого мирового лидера, порой кажущиеся добрыми, намерения. И Супермен со своим желанием мира во всем мире, практически скатывается до уровня Большого Брата Оруэлла.



Если говорить о русском издании «Красного Сына», то стоит отметить достаточно крупное вступление к самому комиксу. Написано оно сценаристом Томом Де Санто и является отличной подготовкой к прочтению самого романа. После же вас ждет восемь страниц с набросками и комментариями художника Дэйва Джонсона, а также примечания с интересными деталями из истории. Отмечу, что не помешала бы историческая справка в самом начале: с подробностями о том, что происходило в тот исторический период: о холодной войне и об отношениях СССР и США. Думаю, такое решение порадовало бы не только меня, но и многих других читателей. В остальном, вполне стандартное качественное издание с яркой полиграфией и приятной матовой бумагой.



Несмотря на то, что «Супермен: Красный Сын» достаточно дотошно рассказывает читателю о том, кто такой Кал-Эл, почему его не любит Лютор и о чём его история в принципе, Миллар написал не самый простой комикс. Приятней всего его будет читать тем, кто знаком с оригиналом, потому что такого количества интересных деталей и отсылок вы найдете далеко не в каждом графическом произведении. Это наиболее популяризированная и красочная версия знаменитого тезиса о схожести советской и антисоветской моделей, с которой определенно стоит ознакомиться, особенно в бумажной версии.

За предоставленный экземпляр благодарим магазин комиксов

Понравилось? Лайкни нас на Facebook