Классный час «Электробезопасность школьников». Урок на тему «Электробезопасность У тебя дома сломалась розетка

ГБОУ «Школа» № 609

Зеленоградского округа г. Москвы

Классный час

на тему: « Электробезопасность»

Разработчик:

Учитель школы № 609

Шальнова Людмила Васильевна

Классный час

Тема: « Электробезопасность»

Цели: учить школьников видеть опасность при пользовании электричеством, учить пользоваться бытовыми приборами в домашних условиях; предупреждение детского травматизма, предотвращение поражения электрическим током; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Все мы любим радоваться жизни, радоваться детству, общаться с друзьями, гулять и играть во дворах в прятки, догонялки, рисовать мелом на асфальте, на бумаге. Есть на самом деле столько бесценного в этом счастливом времени детства! Но давайте оставаться благоразумными. Обратим внимание на соблюдение правил безопасности, которыми нельзя пренебрегать в жизни.

Современная жизнь немыслима без электричества. Электричество окружает нас повсюду: дома, на улице, в школах и детских садах. Мы не задумываемся о том, что это может быть очень опасно. Мы настолько привыкли к безопасности и надёжности электроприборов, что, вставляя в розетку вилку от утюга или магнитофона, не задумываемся о печальной статистике.

3.Что может произойти при неисправности электроприбора или розетки?

Рассуждения учащихся.

4.Что такое трансформатор и где его можно встретить?

Рассуждения учащихся.

5.Объяснения учителя.

Трансформатор - он гудит, провода мотаются, на а что по ним течёт, током называется.

Наверное, многие задавали вопрос своим родителям, что это за домик у нас во дворе? Так вот, этот, казалось бы, безобидный с виду домик, совсем не домик, а целая трансформаторная подстанция. О том, для чего же нужна эта подстанция, насколько она полезна, но в то же время ОЧЕНЬ ОПАСНА , мы и поговорим.

Что же такое на самом деле трансформаторная подстанция? Трансформаторная подстанция – это энергетическое оборудование, предназначенное для повышения или понижения напряжений в электрической цепи и для распределения электроэнергии. Именно с помощью этого оборудования электричество попадает в наши дома, и жизнь становится светлее и интересней.

Но, с другой стороны, трансформаторная подстанция – это не нужно играть рядом с такими объектами! Представляете, если даже от простой розетки, лампочки можно получить серьёзные травмы, то какую травму можно получить в трансформаторной подстанции, которая находится под очень высоким напряжением.

6.Правила, которые должны знать все дети.

Запомни!

Если ты увидел трансформаторную подстанцию с открытой дверью, никогда не заходи внутрь, так как проникновение на подобные энергообъекты может закончиться плачевно. Немедленно сообщи взрослым об открытой двери!

Необходимо всегда обращать внимание на знаки, предупреждающие об опасности!

9 заповедей для вас и ваших родителей:

как избежать поражения электрическим током

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Никогда не проникай в трансформаторные подстанции, ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Прежде, чем включить незнакомый электроприбор, не поленись внимательно ознакомиться с инструкцией (это поможет не только быстрее освоить новинку. Но избавит тебя и окружающих от очень серьёзных проблем).

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

Не следует пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах (электрический провод в воде подобен укусу сотни разъярённых кобр)

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ

Выдёргивай вилку из розетки, никогда не тяни за электрический провод руками, может случиться короткое замыкание.

ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ

Ни в коем случае не подходи к оголённому проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ

Никогда не протирай включённые электроприборы влажной тряпкой.

ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ

Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ

В случае возгорания электроприборов вызывай пожарную службу « 01».

7.Вопросы после беседы

    Где мы можем повстречать электричество?

    Что такое трансформаторная подстанция?

    Почему трансформаторная подстанция полезная, но очень опасная?

    Что нужно сделать, если в трансформаторной подстанции открыта дверь?

    Что должно быть изображено на знаке, предупреждающем об опасности?

8.Итоги классного часа.

Попробуй по памяти перечислить все 9 заповедей « КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ».

Урок на тему «Электробезопасность»

(в 8 и 10 классах)

Цели урока : ознакомить учащихся с воздействием электрического тока на организм человека; выяснить причины поражения током; ознакомить с правилами электробезопасности и мерами первой помощи от электротравм; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.

Оборудование : электробытовые приборы (электрокипятильник, чайник, щипцы для волос, настольная лампа, обогреватель с открытой спиралью, стакан с водой; модель скелета человека, ёлочная гирлянда из лампочек; плакаты «электротравмы», «Меры помощи при поражении тока» ; диафильм «Основы электробезопасности».

Ход урока

Учитель. Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с электроприборами, подвергая свою жизнь опасности. В нашем городе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом. Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснётся к токоведущим частям электроустановки, к оголённым проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдёт электрический ток. В результате человек может получить электротравму.

Все мы постоянно имеем дело с электроприборами. Чтобы избежать поражения током, необходимо знать действия тока на организм человека; факторы, от которых зависит поражающие действия тока; как предотвратить электротравмы и как оказать первую помощь при поражении электротоком.

Этот урок мне помогут провести ребята из школьного физического кружка (инициативная группа). Они принимали участие в разработке сценария урока, готовили сообщения, иллюстративный материал, демонстрации, оформляли класс. Вначале вы послушайте выступления кружковцев, затем решите задачи по рисункам и ответите на вопросы к инсценировкам « жизненных ситуаций».

Медицина об электротравмах.

    Электротравмы – повреждения организма электрическим током- встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, и в быту. Их причиной может быть и атмосферное электричество (молния).

Тяжесть поражения организма зависит от силы тока, напряжения, длительности действия тока и его вида (постоянный или переменный). Установлено, Что наиболее опасен переменный ток. Опасность возрастает с увеличением напряжения. Чем длиннее воздействие тока, тем тяжелее электротравма.

Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме. Местные явления (в месте контакта) могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тяжёлых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела. Общие явления выражаются в нарушении деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При электротравмах наблюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи. судороги, нарушения дыхания (вплоть до остановки), в тяжёлых случаях шок и даже может наступить мгновенная смерть.

Для электроожогов характерны «знаки тока » - плотные струпы на месте соприкосновения с проводом. У поражённых молнией на коже остаются следы прохождения тока в виде красноватых полос – « знаков молний». Воспламенение одежды при воздействии тока приводит к ожогам.

    Основной фактор поражения организма – это сила тока, протекающего по телу. Она определяется законом Ома, а значит, зависит от приложенного напряжения и сопротивления тела. При точечном контакте сопротивление кожи является определяющим фактором, который ограничивает ток. Сухая кожа имеет большое сопротивление, а влажная – малое. Так, при сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от ноги до руки или от одной руки до другой, может быть рано 10 5 Ом, а между потными руками составляет 1500 Ом.

Вычислим максимальные силы токов, возникающие при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В):

мА (сухая кожа);

мА (мокрая кожа)

Наиболее чувствительны к электрическому току – мозг, грудные мышцы и нервные центры, которые контролируют дыхание и работу сердца.

Прохождение тока по телу человека можно наглядно показать на такой модели. Внутрь скелета человека вставлено гирлянда из лампочек (для новогодней ёлки) проходящая через органы, которые больше всего поражаются током. Эту модель придумали наши кружковцы.

(Демонстрирую модель прохождения тока через тело человека)

              Если ток от внешнего источника проходит через сердце, то могут возникнуть нескоординированные сокращения его желудочков. Этот эффект называется желудочковыми фибрилляциями. Самопроизвольно возникнув, они не прекращаются, даже если тока уже нет. В это состояние сердце может быть приведено при силе тока от 50 до 100 мкА. Сердечные мышцы, в течение 1 – 2 мин не получающие крови, слабеют, в результате чего они не могут быть снова приведены в состояние нормальных сокращений. Если до этого момента будут приняты экстренные меры, то регулярное действие сердца может быть восстановлено.

Даже более слабые токи, чем те, что вызывают желудочковые фибрилляции, могут привести к остановке дыхания, парализуя действия нервных центров, контролирующих работу легких. Это состояние сохраняется даже после прерывания тока. Дыхательный паралич может возникнуть при силе тока от 25 до 100 мА грудные мышцы могут сократиться так, что дыхание прекратиться. Некоторые действия тока на организм приведены в следующей таблице:

Сила тока

Действие тока

Отсутствует

Потеря чувствительности

Боль, мышечные сокращения

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

20 – 100 мА

Дыхательный паралич

100 мА – 3 А

Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Более 3 А

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

Причины поражения током

Основные причины электротравматизма:

    Неисправность приборов или средств защиты.

    Замыкание фазовых проводов на землю.

    Нарушение техники безопасности при обращение с приборами, проводами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за отключенный, контакт токопроводящего оборудования с прибором, находящимся под напряжением).

Одна из причин неисправности приборов – замыкание на корпус . Это соединение оголенного провода или спирали с металлическим корпусом электроприбора. Опасность заключается в том, что распознать по внешним признакам прибор, в котором произошло замыкание, невозможно. Однако, прикоснувшись к корпусу, можно получить электротравму.

Предположим, что по какой-либо причине нагревательная спираль контактирует с металлическим корпусом обогревателя. Это может произойти, если изоляция проводника перетерлась в месте, где она касается корпуса, или же образовалась проводящая перемычка из пыли и грязи между спиралью и корпусом. Если человек дотронется до корпуса обогревателя, то по его телу пойдет электрический ток. Если при этом человек стоит в ванной комнате на влажном полу или держится за заземленную батарею (трубу), то его сопротивление будет мало и через него пройдет значительный ток, что может привести к электротравме даже со смертельным исходом.

Избежать поражения током можно, зная и выполняя основные правила электробезопасности. Прежде чем работать с прибором, необходимо убедиться, что в нем нет замыкания на корпус, шнур исправен и его разъемные соединения внешне надежно изолированы.

Если человек прикоснулся сразу к двум оголенным проводам, клеммам, контактам, то в этом случае имеет место так называемое двухполюсное прикосновение. Его опасность состоит в том, что ток проходит через грудную клетку и может парализовать дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Электротравматизм и состояние помещение

По степени опасности поражений электрическим током все помещения делятся на особо опасные, с повышенной опасностью и без повышенной опасности.

К особо опасным относятся помещения, относительная влажность воздуха в которых близка к 100%, а также с химически активной средой, разрушающей изоляцию и токоведущие части электроприборов.

Помещениями с повышенной опасностью являются сырые помещения с влажностью до 75%, с наличием токопроводящей пыли, с недиэлектрическими полами (металлические, железобетонные), температура в которых высока (t > 30 о С), с возможностью одновременного прикосновения человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединение с землей, и к металлическим корпусам электрооборудования.

Все остальные помещения – без повышенной опасности .

С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей – гладкие и матовые, радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем – заземленные.

В помещениях с повышенной опасностью необходимо использовать напряжение не выше 42 В, а особо опасных не выше 12 В.

Меры предосторожности при работе с электроприборами

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электроустановок. Для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям электроустановок их ограждают независимо от того, к такому напряжению они подключены.

Для устранения опасности поражения электрическим током применяются следующие защитные средства:

    изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки;

    специальные инструменты и приспособления с изолируемыми ручками;

    приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами.

В помещениях с повышенной опасностью, где есть сырые полы и стены, необходимо металлические корпусы электроприборов заземлять.

Отечественная электротехническая промышленность выпускает надежные в работе и удобные в эксплуатации электроприборы, машины, аппараты.

(Демонстрационные кадры из фильма «Основы электробезопасности».)

Меры помощи при поражении током

Первая помощь при поражении электрическим током включает два этапа: освобождение пострадавшего от воздействия тока и оказание ему доврачебной медицинской помощи.

Пострадавший часто не может самостоятельно освободиться от действия тока, так как он вызывает судороги мышц. Вначале надо обесточить электроустановку , которой касается пострадавший, выключив рубильник или предохранитель. Ели быстро отключить ток невозможно, то нужно оттащить пострадавшего в безопасное место. Рекомендуется при этом действовать одной рукой (по возможности). Оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руки шарфом или другой сухой одеждой. Если нет возможности оттащить пострадавшего, то следует отвести от него провода сухой палкой или перерубить их топориком с сухой деревянной ручкой, или перекусить кусачками с изолируемыми рукоятками. Если потерпевший находится в сознании, но растерялся, можно резким окриком «Подпрыгни!» заставить его отделиться от земли для разрыва цепи.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей (при напряжении до 1000 В) необходимо обезопасить себя. Ни в коем случае нельзя касаться его открытых частей тела или участков влажной одежды. Срочно вызвав врача (скорую поморщь), но не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь, которая зависит от его состояния. Если пострадавший дышит и находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой. Если даже человек чувствует себя удовлетворительно, то все равно нельзя позволять ему вставать, так как отсутствие тяжелых симптомов после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения его состояния. Когда человек находится в бессознательном состоянии, но у него сохраняется устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой, обеспечивая покой до прихода врача.

Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца . Не следует отказываться от помощи пострадавшему, даже если у него отсутствует дыхание и сердцебиение. Известно много случаев, когда люди, пораженные током и находившиеся в состоянии клинической смерти, после соответствующего лечения выздоравливали.

Существует несколько способов искусственного дыхания. Наиболее распространенные из них – «рот в рот» или «рот в нос». (Оказывающий помощь набирает в легкие побольше воздуха и производит энергичный выдох в легкие пострадавшего через рот или нос.)

Помимо искусственного дыхания необходимо делать непрямой массаж сердца. Первую помощь оказывают по возможности на месте происшествия. Применять искусственное дыхание следует непрерывно до восстановления дыхания или указания врача.

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь выполнять каждый.

(Демонстрирую непрямой массаж и искусственное дыхание на манекене.)

Совершенно недопустимо закапывать пострадавшего в землю или засыпать землёй. Этот прием основан исключительно на предрассудках и может стоить пострадавшему жизнь. Не давая никакого лечебного эффекта, такой способ лишь задержит неотложные меры, которые нужно предпринять для спасения пострадавшего.

Юридическая ответственность при работе с электрическим током.

Считается, что должностное лицо нарушило технику безопасности, если это нарушение повлекло за собой несчастный случай или иные тяжкие последствия.

Нарушения, которые повлекли за собой тяжкие телесные повреждения или утрату трудоспособности, наказываются лишением свободы до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. Нарушения, повлекшие смерть человека или причинение тяжких телесных повреждений нескольким лицам, называются лишением свободы до пяти лет и более.

Для привлечения должностного лица к ответственности необходимо установить, какие конкретно правила охраны труда были им нарушены и за какие из них он отвечает. Если несчастный случай произошёл по грубой небрежности самого потерпевшего, должностное лицо не привлекается к ответственности.

Задачи по рисункам

(работа в группах)

Учитель . Сейчас класс разделится на группы по четыре человека. Каждая группа получит рисунок с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудовании (см. Дидактический листок), и одинаковые вопросы:

    Что в изображённой ситуации персонажи делают неправильно?

    Какова причина возможного поражения током данного персонажа?

    Как надо было действовать правильно?

Работу групп будет оценивать жюри, в которое входят кружковцы-старшеклассники и учитель.

(При ответах представитель групп рисунки проецируются на экран при помощи эпидиаскопа.)

Вопросы к инсценировкам «Жизненные ситуации»

Учитель. А сейчас учащиеся-кружковцы покажут несколько жизненных сценок, в которых ребята неправильно обращаются с электроприборами. Ведущий будет задавать вопросы к каждой сценке, а представители от каждой группы – отвечать на них. Розетка, которой будут пользоваться кружковцы в сценках, обесточена. Поэтому никаких повреждений током они не получат.

«Жизненные ситуации»

    Маша держит в руках электрощипцы, включает в розетку. Рая спрашивает: «Что ты делаешь, Маша?». «Сегодня дискотека, хочу хорошо выглядеть», при этом накручивает волосы на щипцы. Что неправильно делает Маша? (В щипцах может произойти замыкание на корпус, тогда Маша получит электротравму. Когда накручиваешь волосы, щипцы нужно отключить.)

    На столе стоит стакан с кипятильником. Саша говорит Вите: «Посмотри, согрелась ли вода?». Витя опускает палец в стакан при включенном кипятильнике. Почему нельзя так поступать? (Вода – хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдет замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала выключить вилку из розетки.)

    Коля, вынимая шнур от настольной лампы из розетки, взялся не за вилку, а тянет за шнур. Что неправильно сделал Коля? (Шнур может вырваться из вилки или разорваться, и Коля получит электротравму. Надо держаться за вилку.)

    «Аня, выключи, пожалуйста, свет», – говорит Вера. Аня с мокрыми руками идет к выключателю. Что неправильно делала Аня? (Выключатель может быть неисправным, произойдет изолятора, а вода – хороший проводник тока. Тогда Аня получит электротравму.)

    «Юра, у вас дома холодно?» – «Очень, ночью особенно, поэтому я включаю вот такой обогреватель». (Показывает обогреватель с открытой спиралью.) Почему обогреватель с открытой спиралью нельзя оставлять включенным без присмотра? (Если спираль перегорит, то могут возникнуть искры и произойдет пожар.)

В конце урока жюри подводит итоги и выставляет оценки.

Урок

Урок на тему : «Переменный электрический ток» в 11 классе Урок на тему «Переменный электрический ток» в XI классе... по электробезопасности . Ход урока 1. Организационный момент (Приветствие, знакомство, формулировка темы и цели урока .) Электроэнергия...

  • Классный час

    Классный час на тему «Электробезопасность » Цели и задачи: раскрыть роль... Оформление: картинки электроприборов и плакат электробезопасности ; шарики, ручки, вырезанные бабочки... тему , а более глубоко вы будете изучать её в старших классах на уроках ...

  • Конспект

    СОШ П. Сахзавод Конспект урока по физике в 8 классе на тему : «Закон Ома... мы и будем раскрывать сегодня на уроке . (Оговаривается тема и задачи урока ). (Слайд1) ІІ. Подготовка... средства). С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, ...

  • Логвиненко Людмила Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ» Грайворонского района, Белгородской области

    Урок ОБЖ в 5 классе на тему: «Осторожно – электричество!»

    Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.

    Тема: «Осторожно - электричество!»

    Цели урока:

    1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.

    2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.

    3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    План проведения урока:

      О чем пойдет речь?

      Электрический ток: друг или враг?

      Какой он бывает?

      Как поражает человека?

      Как этого избежать?

      Как не пострадать во время грозы?

      Кто они - удивительные и опасные животные?

    Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,презентация «Безопасное путешествие»,предупреждающие знаки по электробезопасности, картинки электроприборов, кроссворд «Электробезопасность», электротест, памятки для родителей.

    Ход урока:

      Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке ОБЖ. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1 )

      Формулировка темы урока и постановка целей урока. Посмотрите, что объединяет эти рисунки? (слайд 2) О чем пойдет речь на уроке? Действительно, тема нашего урока «Осторожно – электричество!» (слайд 3)

      Актуализация знаний учащихся

      Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)

      Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)

      Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)

      Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)

      Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)

    Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

    Правила поведения вблизи энергообъектов

    Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.

    Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

    Не кради и не помогай красть электрические провода.

    Не влезай на опоры.

    Не подходи к оборванным проводам ближе 8-10 метров.

      Изучение нового материала.

      Объяснение учителя. А вы знаете почему нельзя подходить к оборванным проводам ближе 8-10 метров? А хотите узнать правильный ответ?

    Обратите внимание на рисунок на слайде (слайд 10). Кругами обозначена опасная зона. В ней существует опасность поражения током при попадании под «шаговое напряжение» – это напряжение возникающее при обрыве и падении провода на землю действующей линии электропередач 0,4 кВ и выше. Путь протекания тока не прекращается, если линия электропередач не была отключена. Земля является проводником электрического тока и становится как бы продолжением провода электропередачи. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в точке растекания получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Попадание под действие электрического тока происходит в момент, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы. Поэтому шаговое напряжение – это разница потенциалов между двумя точками соприкосновения с землей, чем шире шаг – тем больше разница потенциалов и тем вероятнее поражение электрическим током.

      Знакомство с правилами «шагового напряжения»:

    НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!

    НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!

    Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

    НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!

    НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

    3. Практическая работа: отработка «гусиного шага». Встаньте и покажите, как необходимо передвигаться «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

      Физминутка. Дидактическая игра «Правило «нельзя» для электроприборов» (слайд 11).

    В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать, взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.

      Обобщение и систематизация знаний учащихся.

      Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)

      Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.

      Решение проблемной ситуации.

    Чтение стихотворения:

    Для чего нужны розетки –

    Знают взрослые и детки:

    В них вставляем мы всегда

    От приборов провода.

    Посторонние вещицы

    (Всем должно быть ясно!)

    Гвозди, шпильки, иглы, спицы

    В них совать опасно!

    А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? (слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.

      Проверка изученного материала.

      Коллективная работа. Разгадывание кроссворда «Электробезопасность». (Приложение 3)

    Вопросы к кроссворду:

      Без ног бежит,
      Без огня горит,
      Без зубов, а кусается. (Электричество)

      Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

      Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

      Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

      Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

      Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)

      Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)

      Выставление оценок за урок.

      Итог урока.

    О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?

      Домашнее задание

      Нарисовать правило по электробезопасности.

      Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)

      Рефлексия

    Ребята, кто хорошо усвоил правила и не будет их нарушать, прикрепите к рисунку грозы предупреждающий знак «Осторожно – электричество» (Приложение 6)

    Библиографический список

      Правила электробезопасности ОАО «Белгородэнерго» «Об электричестве детям».

      Материалы конкурса видеоуроков по предупреждению электротравматизма «Лучший урок электробезопасности».

      Сайт ОАО «Алтайэнерго».

    Данная разработка урока предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована преподавателями ОБЖ, учителями начальных классов и классными руководителями при повторении правил электробезопасности перед каникулами. Предложенный материал способствует актуализации знаний учащихся об электричестве, правил обращения с электрическими бытовыми приборами, правил поведения вблизи энергообъектов, во время грозы.

    Занятие по электробезопасности в начальной школе

    Цель: учить детей безопасному поведению в быту

    Цели урока.

    Образовательные : 1. Раскрыть вопрос: что такое электрический ток

    2. Сформулировать пути решения проблемы экономии электричества.

    Развивающие: 1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умений работать с научной информацией, анализировать, сравнивать, излагать свою точку зрения.

    Воспитательные: 1. Формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат, чувства ответственности при эксплуатации электроприборов.

    Задачи : Познакомить детей с электрическим током, с использованием его в быту;

    Учить осторожному обращению с электричеством для предупреждения травматизма;

    Познакомить с правилами электробезопасности;

    Воспитывать бережное отношение к электричеству;

    Оборудование: резиновые шарики, кусочки шерстяной ткани по количеству детей, плакаты со знаками электробезопасности.

    Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести свой вклад в решение проблемы? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта? Какую технику безопасности нужно соблюдать при эксплуатации электроприборов?

    Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чем мы с вами будем говорить попробуйте угадать,прослушав стихотворение.

    Мой дед - большой любитель басен.

    Вещает мне о том, о сем,

    А чтобы смысл всегда был ясен,

    Я сам читаю обо всем.

    Давным-давно была пора,

    Еду варили у костра,

    Подъем лишь солнышко взойдёт,

    Отбой - как темнота придет.

    Но изменились времена,

    И жизнь чудес теперь полна.

    Компьютер можем мы включить,

    И в город дальний позвонить,

    Волны движенье уловить,

    По новому людей лечить,

    Дровами печи не топить,

    Камином новым удивить,

    И обогреть и накормить,

    Что надо -ярко осветить.

    Ведь электричество наш друг.

    Но надо умным быть, чтоб вдруг.

    Не превратилось во врага.

    Во вред не сделало шага.

    Мораль сей басни такова-

    Должна работать голова.

    И делать надо всё с умом

    Чтоб слёз не проливать потом.

    Учитель:

    Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Презентация №1 (слайд №1)

    (ответы детей ) Правильно, об электрическом токе. А вы знаете, что это такое и откуда берётся электрический ток? (ответы детей ) а сейчас мы с вами проведём опыт.

    Опыт с воздушным шариком и тканью. Когда натираешь предметы о ткань они получают энергию, поэтому начинают притягивать предметы более лёгкие, натирая шары о шерстяную ткань, мы с вами увидели что мелкие, мелкие бумажки) предметы притягиваются к шару.

    Это происходит, потому что шар получил энергию, иначе говоря, наэлектризовался.

    Существует безопасное электричество,как случае с шариками опасное, которое идёт по проводам.

    Приведите, пожалуйста, примеры электрических приборов, которые использует человек.

    (ответы детей)

    Учитель:

    Впервые способность натёртых тел притягивать к себе лёгкие предметы обнаружили древнегреческие ткачи. Они обратили внимание на то, что отдельные детали станков, изготовленные из янтаря при трении о шерсть притягивали пушинки, пылинки, соломинки и другие легкие предметы. Это свойство приписывали только янтарю. от названия которого и произошло слово «электричество», которое произошло от греческого слова «электрон» - янтарь.

    Стихотворение

    Мы сестрёночки - близняшки

    Нас частичками зовут.

    Мы на помощь к вам приходим,

    Когда нам заряд дадут.

    По тонким и толстым бежим проводам,

    И в нужный момент попадаем мы к вам.

    О каких сестренках идет речь?

    Как их зовут?

    А их зовут мельчайшие заряженные частицы. (слайд№2)

    Электричество это поток мельчайших заряженных частиц - электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда этих электронов накапливается много возникает электрическое напряжение.

    Как вы думаете, электричество попадает в наш дом?

    (ответы детей)

    Правильно по проводам. (слайд№3)

    Подобно тому, как вода бежит по шлангу, так электричество попадает в наш дом по проводам. А к проводам оно подходит от электростанций, а самые первые электростанции были ветряные(слайд№4)

    Как вы думаете, какое значение для нас имеет электрический ток?

    (ответы детей)

    А скажите есть ли на свете профессия, которая могла бы обойтись без электрического тока?

    Кто же изобрёл электричество?

    (слайд№5)

    Как же появилась первая лампочка?

    Сначала в античную эпоху появилась масляная лампа-глиняный или металлический чайничек с маслом, сквозь носик которого пропущен фитиль(слайд№6)

    Лампа коптила много столетий, затем в середине 19 века из нефти получили керосин, появилась керосиновая лампа(слайд№7)

    Одновременно изобретали и осваивали газ и в наш дом пришли газовые горелки (слайд№8)

    А теперь отгадайте загадки (загадки про лампочку)

    Она снаружи вроде груши,

    Вист без дела днём.

    А ночью освещает дом.

    Провели под потолок

    Удивительный шнурок.

    Привинтили пузырёк-

    Загорелся огонёк!

    С потолка свисает груша.

    И не думай грушу скушать,

    Светиться как солнце,

    Уронишь - разобьётся!

    Ведущий:

    Лампа сутки погорит

    Сто кило угля спалит!

    Если светит зря она,

    Где же экономия сырья?

    Кто же изобрёл лампочку?

    (слайд №9 фото Томаса Эдисона)

    Ребята, а как вы думаете, можно ли экономить электричество?

    (ответы детей)

    А как?

    (ответы детей)

    (слайд №10«Правила экономных и бережливых ребят)

    (слайд №11)

    (слайд №12)

    (слайд №13)

    (слайд №14)

    (слайд №15)

    (слайд №16)

    (слайд №17)

    (слайд №18)

    (слайд №19)

    Заходит ТОК

    Здравствуйте друзья! Я загадаю вам загадку. а вы отгадаете кто я.

    По тропинке я бегу

    Без тропинки не могу

    Где меня ребята нет-

    Не зажжется в доме свет! (ответы детей)

    ТОК: Правильно, меня зовут электрический ток. А что вы обо мне знаете(ответы детей)

    ТОК: Верно ребята. Сейчас я загадаю загадки, а вы их отгадаете. За каждый правильный ответ я вам дам жетон, тому, кто наберет больше жетонов присвоится звание главного электрика.

    *Берегитесь пыль и мусор,

    Живо с вами разберусь я!

    И не прячьтесь по углам,

    Все равно найду вас там!(слайд №20) (пылесос)

    *Этот прибор идеальный

    Греет воду моментально.

    Стоит лишь его включить

    Вскоре чай нам можно пить!(слайд №21) (чайник)

    *Живет в нем вся вселенная

    А вещь -необыкновенная (слайд №22)(телевизор)

    *Поверчу волшебный круг

    И меня услышит друг! (слайд №23) (телефон)

    *Летом папа наш привёз

    В белом ящике мороз

    И теперь мороз седой

    Дома летом и зимой.

    Бережет продукты

    Мясо, рыбу, фрукты (слайд №24) (холодильник)

    *к дальним селам-городам

    Кто идет по городам?

    Светлое Величество-

    Это……. (-ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)

    ТОК:

    Вы молодцы ребята! Давайте посчитаем заработанные жетоны (награждение лентой победителя)

    ТОК: а теперь давайте поиграем в игру. я буду называть предмет, а вы если он электрический – сидите, а если не электрический – встаёте(телевизор,тарелка,лампочка,дерево,самолёт,стул.холодильник.вилка. утюг и т.д.)

    ТОК: Молодцы ребята! Я уверен в том, что вы усвоили, что такое электрический ток, могу спокойно вас покинуть и пойти к другим ребятам! До свидания!

    Ведущий: очень помогает нам электричество. но к себе требует уважения: хочет чтобы с ним обращались как положено. (презентация №2 «Правила электробезопасности»)

    Ведущий:

    Ребята. Не огорчайте своих родителей своими необдуманными действиями! Предостерегите товарищей от опасной шалости вблизи электрообьектов! этим вы спасёте ему жизнь!

    Данный урок – конференция проводился как заключительный урок по теме: «Электрические явления» в 9 классе (по учебнику Громов С. В.); как внеклассное мероприятие во время месячника физики; как интегрированный урок физика – ОБЖ; часть материала использовалась в 11 классе при изучении темы: «Производство, передача и использование электроэнергии» «Развитие средств связи». При двухчасовой программе удобно данные темы рассматривать в виде защиты проектов по разным разделам темы, уделяя внимание не только высоким материям, а реальности данного явления в быту, развивая и поддерживая интерес к физике у учащихся с гуманитарным складом ума, на конкретные проблемы и особенности жизненных ситуаций.

    Подготовительная работа
    В начале изучения темы в классах озвучивается тема урока – конференции «Электробезопасность»; формируются группы, назначаются руководители, определяются темы выступлений.
    Учащиеся знакомятся с формами выполнения творческой работы: плакат по электробезопасности, слоганы, рассказ, сообщение по теме. В библиотеке и кабинете имеется папка по данной теме, список литературы, презентация. Все учащиеся должны во время изучения темы обсудить с учителем свои работы.

    Задачи урока:

    1. Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами по данной теме.
    2. Выработать у учащихся умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме и оформлять информационные стенды.
    3. Выработать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
    4. Развить интерес учащихся к физике.
    5. Познакомить с правилами поведения во время грозы.
    6. В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.

    Цели урока:

    1. Образовательные - научить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, усвоить знания о действиях электрического тока на человека.
    2. Воспитательные - воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем здоровье.
    3. Развивающие - развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.

    План проведения урока – конференции:
    I Вступительное слово учителя.
    II Доклады учащихся класса

    1. Молния
    2. История исследования молнии
    3. Громоотвод
    4. Правила поведения во время грозы
    5. Первая помощь пострадавшим от молнии
    6. Действие электрического тока на живые организмы
    7. Правила электробезопасности в быту

    Ход урока:

    Вступительное слово учителя.
    Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет непривычным и вести его будут ваши одноклассники. В течение трех недель мы с вами работали над сообщениями, докладами, выполняли рисунки по электробезопасности в природе, быту и технике. Писали рассказы, сочиняли слоганы, стихи и частушки. Сегодня на обобщающем уроке мы подведем итоги, назовем лучших, заслушаем их отчеты, оценим результаты работу наших групп.
    Позвольте представить вам сегодняшних докладчиков
    (Идет представление ребят приготовивших сообщения)

    Докладчик №1
    Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию - это красивое и небезопасное явление природы. Подчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook