Изображение войны в романе «Война и мир. Изображение войны в романе «Война и мир Война и мир изображение войны 1812 года

Открытый урок в 11 классе учителя русского языка и литературы Шевченко Т.Т. на тему: « Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого « Война и мир».

Цель : Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, портреты великих полководцев того времени, репродукции картин, музыка С. Прокофьева, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Л.Н. Толстой считал, что « война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». С этими словами нельзя не согласиться: ведь война несет людям страдание, кровь, смерть.

- О каких войнах идет речь в романе? (Война 1801-1807 г.г. Это была война Австрии и Франции. Россия участвовала в этой войне как союзница Австрии. Русским людям она была не нужна. Л. Н. Толстой пказывает, как долго Кутузов не давал русским войскам вступать в сражение. Совсем другое отношение к войне 1812 года.)

« В России ничего не было готово к войне, которую все ждали». Ждали, несмотря на заключенный Александром I и Наполеоном мирный договор. И вот Бонапарт приказал, отыскав брод… найти и прочитать эпизод, изображающий начало войны (т. 3, ч. 1, гл.2).

Учитель . Кто является действующим лицом эпизода? (Наполеон и польские уланы).

Как ведут себя уланы? Почему?

Как относится к их гибели Наполеон. Сравнить его и Кутузова.

Как изображен русский государь в начале войны? ((т. 3, ч. 1, гл.3. Он узнал о войне на балу в Вильно и произнес свои исторические слова»).

Учитель. - Была ли предпринята попытка к примирению? (гл. 9. Балашов был послан к Наполеону. Но переговоры не дали результатов).

- Какова т. Зрения Толстого на ход истории? (гл.11. Почему падает яблоко?)

Учитель. Русская армия была разбита на 3 части: Барклай, Багратион, Тормасов. Толстой показывает, что светское общество разделилось на партии: одни были приверженцами теоретиков войны, другие- Барклая де Толли. Партий было много, но самая многочисленная партия желала « только одного и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольсьвий» (гл.10). Но была все- таки партия, люди которой думали о судьбе Родины. Люди этой партии считали, что « государю нужно царствовать, а не управлять армией». Как вы понимаете это слова? (Он должен был как можно скорее покинуть армию).

- Как развиваются события на фронте? (Русские войска отступали).

- Прочитаем описание сражения, в котором участвовал Николай Ростов. (гл. 15).

- Какие чувства испытывает Ростов?

- Как к этому относится Толстой? А мы?

Учитель . Войска соединяются в Смоленске. Но отступление продолжается. Прочитаем т. 3, ч. 2, гл.1.

Как простые люди относятся к положению на фронте? (Поведение купца Фирапонтова).

Как Н. А. Болконский оценивает действия командования?

Докажите его патриотизм.

Учитель. Л. Н. Толстой показывает, как растет и усиливается патриотизм народа, его стремление к победе(прочитать эпизод подготовки к Бородинскому сражению: молитва перед иконой, русские солдаты надели чистые белые рубахи и отказались водку пить. «Не такой день»,- говорят.)

- Как показан Кутузов во время сражения? (Старый больной человек, понимающий, по мнению Толстого, что исход сражения зависит от духа войска и поддерживает этот дух).

- Прочитайте эпизод « Пьер на батарее Раевского».

- Как ведут себя солдаты?

- Как оценивает Толстой исход Бородинского сражения?

- Как относится Толстой к решению Кутузова отдать врагам Москву?

- Как к этому отнесся государь и светское общество?

- Как Кутузов относится к приказу « гнать французов до Парижа»?

Что важно для Кутузова и для Толстого? (Чтобы люди не потеряли чувства сострадания, не озлобились).

Учитель. Приведите примеры партизанской войны (старостиха Василиса, Тихон Щербатый). Дубина народной войны.

Какой вывод можно сделать? Изображая войну 1812 года, Толстой показал беспримерный подвиг русского народа в борьбе за освобождение Родины от иноземных захватчиков.

Восстал и стар и млад: летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены…

Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

Толстой во время написания «Войны и мира» пользуется и художественной фабулой, и реальными фактами, выхваченными из живой действительности, и теоретические мысли следуют одна за другой или выступают в сложном единстве. Наличие объективно достоверного исторического повествования, построенного на реальных фактах, есть один из существенных признаков историзма "Войны и мира". Толстой рисует события Отечественной войны: переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, победоносное завершение войны.

Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой 25-27 сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле, взяв с собой Стёпу Берса, младшего брата Софьи Андреевны. На местности он сделал необходимые записи. Впоследствии С. А. Берс вспоминал: «Два дня Лев Николаевич ходил и ездил по той местности… Он делал свои заметки и рисовал план сражения…»

Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего поражения в Европе.


Толстой при изображении самого сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости, выносливости солдат и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Солдаты и офицеры батареи Раевского выполняют свой долг, всё время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление». Писатель далёк от идеализации солдат. Солдаты до конца тверды и спокойны.

Бой за батарею Раевского. Гравюра А. Адама.

Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть.


Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Прототипы главных героев.

Прототипов Андрея Болконского было несколько: например, Н.А.Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта

Ф.Тизенгаузена можно обнаружить близость с описанием подвига А.Б. в Аустерлицком сражении,его трагическая гибель была

"списана" Львом Толстым с биографии реального князя Голицына. Для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой взял прототипом главного

героя Андрея Болконского сразу нескольких представителей князей Волконских. Все они были героями войн с Наполеоном, и военная

Карьера издавна была отличительной чертой этого древнего знатного рода.

Князь Дмитрий Николаевич Голицын родился в 1786 г. в семье аристократа Николая Алексеевича Голицына, который большую часть

жизни провел при дворе и за границей, 7 лет был послом в Швеции, имел звание сенатора и чин тайного советника. Ему

принадлежало подмосковское имение Архангельское, где принимали даже высочайших особ.

Князь Дмитрий был записан на службу в московский архив министерства юстиции, где только числился для приобретения "стажа".

Вскоре император Александр I пожаловал его в камер-юнкеры, а потом в действительные камергеры, что было приравнено к

генеральскому званию.

В 1805 г. князь Голицын поступил на военную службу и вместе с армией проделал кампании 1805-1807 гг. В 1812 г. он снова подал

рапорт с просьбой зачислить его в армию, стал ахтырским гусаром, в том же полку служил и Денис Давыдов. Голицин участвовал в

Приграничных сражениях в составе 2-й русской армии генерала Багратиона, бился на Шевардинском редуте, а потом оказался на

левом фланге русских порядков на Бородинском поле.


Защищая Семеновские флеши, ахтырцы несколько раз ходили в атаку, неся немалые потери. В одной из стычек майор Голицын был

тяжело ранен осколком вражеской гранаты. Однополчане вынесли его с поля боя. После операции в полевом лазарете его отправили

в Москву в родительский дом. Но там уже готовились к эвакуации.

Раненого, чье состояние внушало врачам большие опасения, решено было везти дальше на восток в безопасный Нижний Новгород,

Куда стремились московские беженцы. Состояние князя не было стабильным, дороги тогда были еще хуже, чем сейчас. Во Владимире

Сделали остановку, потом собирались двинуться до Коврова.

Неподалеку в имении князя Бориса Голицина остановился генерал Багратион. Майора Голицына поместили в одном из купеческих

домов на крутом холме на Клязьме в приходе Вознесенской церкви. 22 сентября, почти через месяц после Бородинского сражения,

Дмитрий Голицын скончался во Владимире, где его и похоронили.

Капитан Тушин - капитан артиллерийского корпуса, отличившегося во время Шенграбенского сражения. Прототипом его послужил

Штабс-капитан артиллерии Я. И. Судаков.

Граф Кирилл Владимирович Безухов - отец Пьера Безухова. Вероятный прототип - канцлер Александр Андреевич Безбородко .

Фёдор Долохов - в начале романа - пехотный офицер Семёновского гвардейского полка - заводила кутежей, позднее один из

лидеров партизанского движения.

Прототипами его послужили Фёдор Толстой по прозвищу Американец и Фигнер.

Василий Дмитриевич Денисов - друг Николая Ростова. Прототипом Денисова послужил Денис Давыдов.


Мария Дмитриевна Ахросимова - знакомая семьи Ростовых. Прототипом Ахросимовой послужила вдова генерал-майора Офросимова

Настасья Дмитриевна. А. С. Грибоедов почти портретно изобразил её в своей комедии Горе от ума.

Князь Николай Андреевич Болконский - старый князь, по сюжету - видный деятель екатерининской эпохи. Прототипом является дед

Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Волконских.

ТатьянаБерс , младшая сестра Софьи Андреевны Толстой, была прототипом Наташи Ростовой .

«Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототипом послужила Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии). «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой.

«Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования.

В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет.

Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее.

Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ.

Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска». Эта теория Толстого ошибочна.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.

Этот опыт сказался в романе “Война и мир”. В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805-1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.

Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют “народным чувством”, “скрытой теплотой патриотизма”.

Кутузов накануне Бородинского сражения, объезжая позиции, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они были готовы к смерти за Родину. “Чудесный, бесподобный народ”, - с волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но и все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - “терпение и время”, чья ставка прежде всего на дух в войсках.

Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомните, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею “делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались”. Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг.

Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: “Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово - Москва”. Глазами Пьера дана картина сражения, героизм артиллеристов на батарее Раевского.

Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов.

Непобедимая сила русских складывалась из действий партизанских отрядов. Один из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах IV тома возникает образ “дубины народной войны”, которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к поверженному врагу.

Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди.

У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна.

Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

Л. Н. Толстой в своем произведении противопоставляет мирную жизнь и войну. На примере двух войн - 1805 и 1812 он показывает всю бессмысленность массовых военных действий, рисует положительный образ нации и народа. Исторической основой для создания романа стала Отечественная война 1812 года «Война и мир». Это история о том, что даже на войне можно оставаться человеком.

Образ войны в романе

Толстой не принимает войну. Его гуманистические идеи полностью отвергают любое насилие и убийство, а любая война достигает в этом пика, поражает масштабами и массовостью ненужных смертей. Автор называет войну противоречием человечеству и его разуму, самой человеческой природе. Войну 1812 года Толстой видит с точки зрения русского народа. Его целью Толстой видит очищение своей земли от врага. Эта цель захватила и объединила весь народ. Ей следовали и главнокомандующие, и простые солдаты. Даже в тылу все были охвачены этой целью. Примечательно, что автор не говорит о жестокости русского народа, он подчеркивает лишь чувство справедливости и большой патриотизм.

Война в восприятии героев

Для главных героев романа война стала тяжелым испытанием, но это испытание привело их к смене идеалов, познанию настоящей жизни. Понять отношение героев к войне и роль войны в жизни каждого из них поможет таблица «Война 1812 года в романе «Вона и мир».

Отношение к войне

Роль войны в судьбе

Андрей Болконский

Андрей, узнав о наступлении на Россию, просит перевести его на Западный фронт, прямо в полк. Хотя он получил предложение остаться рядом с государем, герой не принял его, чем навсегда закрыл себе выход придворный мир. Но это нисколько не тревожило Андрея. Чувство патриотизма, стремление защищать Родину взяло верх.

Он понял, что тот самый героизм, которого он жаждал в начале романа проявляется в простых вещах, что каждый солдат и есть герой.

Андрей не вернулся с войны, но погиб, осознавая счастье в жизни, найдя свое истинное призвание.

Пьер Безухов

Героя охватило желание стать простым солдатом, отдать войне силы.

С наступлением войны поменял свое представление о состоянии, захотел отречься от него. Быть простым солдатом для него представилось высшей ценностью, хотя он и не был обучен военному делу.

Наташа Ростова

Наташа искренне переживает за свою страну и за любимых людей. Она готова на многие лишение и самопожертвование.

На Наташу вона оказала очень большое влияние. Она выхаживала раненого Андрея с большой любовью и самоотверженностью. Но война забрала у нее любимого человека, а потом отняла еще и дорогого сердцу брата. Но даже после этого Наташа не смогла думать только лишь о себе, все силы она бросила на уход за больной матерью.

Бородинское сражение

Сражение при Бородино является центральной точкой военных действий 1812 года и в реальности, и в романе. При описании сражения Толстой подчеркивает командный дух и смелость солдат, их выносливость и мужественность. Даже через юмор автор рисует положительный портрет русской армии. Никто из солдат батареи Раевского не отдыхает, все при деле, каждый осознает важность действия и свою роль, даже если она заключается в подаче патронов.

Война 1812 года стала центральным событием романа. Именно Бородинское сражение расставила многие вещи по своим местам. В отношении народа к этой войне проявляется истинный патриотизм, раскрываются характеры.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Война 1812 года («Война и мир»)», аргументировать мнение автора о войне, описать войну в восприятии главных героев произведения, роль войны в их судьбах.

Тест по произведению

Понравилось? Лайкни нас на Facebook