Готовимся к егэ по русскому языку. Как подготовиться к ЕГЭ с нуля? Как готовиться к егэ по русскому

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку МБВ(с)ОУО(с)ОШ №1 Учитель Тазиева Л.Ш.

Блоки части А – задания с выбором ответа Структура КИМа

Части В – осложненные задания Способы о бразования слов Части речи Части речи Типы связи В слово- сочетаниях Виды о дносоставных предложений Синтаксис п ростого о сложненного предложения Синтаксис с ложноподчи-ненного предложения Способы связи в тексте Выразитель- ные средства в тексте

Общие рекомендации Внимательно прочитайте задание – каждое из них требует знание не менее 2-3-х правил русской грамматики Выполняйте сначала задания, с которыми легко справляетесь (экономия времени) Обязательно проверяйте ответы! При подготовке рассчитайте свое время на выполнение части А и В, оставьте примерно 1,5 часа на написание сочинения

С чего начать подготовку?

Работа с лексикой

Алгоритм написания сочинения Определение проблемы текста, формулирование Комментарий проблемы Выделение авторской позиции Формулирование собственной позиции по проблеме текста, аргументация примерами: - из художественной литературы, публицистики - из личного опыта Заключение

Интернет ресурсы http://5-ege.ru/ege/ - задания http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/ - открытый банк заданий http://ege.yandex.ru/russian/ - тесты онлайн http://inrus-lp.narod.ru/index/0-9 - материалы для подготовки и адреса http://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/ - демоверсии http://www.saharina.ru/ - теория и практика Е.А. Захарьиной http://rus.reshuege.ru/ - теория и практика Дмитрия Гущина

Удачи на экзаменах!

Предварительный просмотр:

Часть 1.

А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения).

А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

А3. Морфологические нормы (образование форм слова).

А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

А5. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.

А6. Синтаксические нормы. Синтаксическая синонимия.

А7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

А8.

А9. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

А10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.

Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи.

А11. Части речи.

А12. Лексическое значение слова.

А13. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

А14. Правописание корней.

А15. Правописание приставок.

А16. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

А17. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

А18. Правописание НЕ и НИ.

А19. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

А20. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).

А22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

А23. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).

А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

А26. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

А27. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

А28. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

А29. Функционально-смысловые типы речи.

А30. Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

Часть 2.

В1. Основные способы словообразования.

В2. Части речи.

В3. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.

В5. Простое осложнённое предложение.

В6. Сложное предложение.

В7. Средства связи предложений в тексте.

В8. Речь. Языковые средства выразительности.

Часть 3.

С1. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над частью С:

Практиче ские советы ученикам.

  1. Внимательно прочитайте задание к части С. Помните, что выполнять работу следует точно в соответствии с заданием, последовательно выполняя все его пункты. Не пишите о том, о чем вас не просят (например, о художественных достоинствах текста). Поощрительных баллов за дополнительную информацию на этом экзамене не предусмотрено.
  1. Внимательно прочитайте предложенный текст не менее двух раз.
  1. Приступайте к выполнению задания на черновике.
  1. Определите основную проблему, поставленную автором в тексте, сформулируйте ее. Если вам кажется, что проблем в тексте несколько, сосредоточьте внимание на той из них, по которой вам ясна позиция автора.
  1. Дайте комментарий к сформулированной вами проблеме.
  1. Определите позицию автора по сформулированной и прокоммен-тированной вами проблеме, то есть подумайте над вопросом, каково мнение самого автора по проблеме, которая его волнует. Помните, что авторская позиция не всегда выражается цитатой. Не путайте автора и героя текста: их точки зрения могут быть разными (не совпадать). Текст может быть написан от первого лица, но это не всегда означает, что он написан от лица автора, часто – от лица героя. Умейте различать позицию героя и позицию автора текста. Вы можете сформулировать позицию автора своими словами, можете привести цитату, можете ограничиться указанием номера предложения, где эта позиция четко выражена.
  1. Выразите свое мнение по сформулированной вами проблеме текста, указав на согласие или несогласие с позицией автора. Будьте искренни, не пишите о своем согласии с автором лишь в угоду экспертам, если у вас на самом деле другое мнение. В противном случае вам будет трудно подобрать аргументы. Не бойтесь высказывать собственное мнение! Главное – убедительность ваших аргументов. Свое мнение по проблеме высказывайте корректно, соблюдая этические нормы. Помните, что в случае несоблюдения этических норм вы лишитесь одного балла!
  1. Приведите два аргумента в подтверждение собственного мнения по сформулированной вами проблеме, поставленной автором текста. Аргументы должны быть убедительными. Они должны опираться на знания, жизненный или читательский опыт. Помните, что если вы приведете более двух аргументов, то оценку вам за это не повысят – учитываются только 2! Во избежание фактологических ошибок при аргументации приводите только такие примеры и факты, в достоверности которых вы не сомневаетесь.
  1. Не забывайте на каждый пункт задания отвечать с красной строки. Помните, что за нарушение абзацного членения снимается один балл!
  1. Написав сочинение на черновике, посчитайте количество слов в вашей работе. Если слов менее 150, распространите предложения - добавьте в них слова (например, определения), не изменяющие смысла. Имейте в виду, что предлоги, частицы и союзы являются самостоятельными словами!
  1. Перечитайте еще раз черновик, проверьте ошибки. Отнеситесь к написанному вами критично.
  1. Прочитайте еще раз задание и проверьте, все ли его пункты вы выполнили (перечитайте каждый пункт задания и попытайтесь найти ответ в написанном вами тексте).
  1. Перепишите сочинение на бланк. Пишите разборчиво! Если у вас слишком мелкий или неразборчивый почерк, пишите печатными буквами. В противном случае вашу работу не смогут проверить. Не забывайте, что нельзя писать на полях.
  1. Переписав работу на чистовик, прочитайте и проверьте ее еще раз.

Желаем вам успехов!

Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

Казалось бы, только что был сентябрь. Ученики беззаботно шли в 11 класс, лишь изредка вспоминая о том, что в конце этого года сдавать экзамены. Дело шло к весне: чем ближе к концу мая, тем сильнее была эмоциональная нагрузка. И вот она - финишная прямая. Окончание школы совсем близко, и многих это радует. Но как быть с экзаменами? Ведь на всех давит груз ответственности, просто в разной мере. Переживают даже те ребята, которые изо дня в день готовились к ЕГЭ по русскому языку. Практически в панике те, кто надеется - вдруг не получится? Какой бы ни была ситуация, оставшееся время лучше посвятить подготовке, а не искать способы обмануть систему. Подготовиться к ЕГЭ за неделю вполне реально . Вопрос в том, кому какой нужен результат.

Прочитайте маленькие произведения для аргументации

Чтобы успешно справиться с сочинением, нужно не только знать его структуру, но и уметь приводить аргументы, доказывая собственную позицию. Чем больше вы читаете, тем лучше. Но когда до экзамена осталась неделя, оставлять все время на чтение бессмысленно. Но можно прочитать , подходящие под большое количество проблем.

1. К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

2. К.Г. Паустовский "Телеграмма"

3. М. Горький "Старуха Изергиль" (легенда о Данко)

4. М. Шолохов "Судьба человека"

Повторите правила

Речь не идет о совсем элементарных правилах, изучение которых начинается еще в начальной школе. Но такие вещи, как , слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, знаки в сложных предложениях стоит повторить.

Стоит уделить особое внимание повторению средств выразительности для задания 24 ЕГЭ по русскому языку. За правильное выполнение этого задания можно получить много первичных баллов, а значит, хорошо выиграть при переводе их в стобалльную систему.

Выпишите алгоритмы решения теста

Это не способ для забывчивых. Выписывая алгоритмы, вы систематизируете знания, приводите в голове порядок. Даже у отличника может все перемешаться в голове из-за слишком большого объема информации. Что уж говорить о тех ребятах, которые весь 11 класс ходили на уроки, чтобы просто посидеть?

Выписывая алгоритмы, делайте пометки. Выделите задания, которые вам даются легко, которые вы делаете без ошибок - к ним на экзамене нужно будет приступить в первую очередь. Не стоит зацикливаться на том, что не получается. Лучше "пробежаться" по всему экзаменационному тесту, сделать то, что получается, а самые сложные моменты оставить на потом.

Решайте тестовые задания

Решайте по 1-2 тестовых варианта экзамена в день. Если проблемы чаще возникают в конкретных типах заданий, массово решайте их. Но не забывайте перед этим повторить правила - без них дело вряд ли сдвинется с мертвой точки.

Повторите алгоритм написания сочинения

Самое главное в сочинении ЕГЭ по русскому языку - соблюсти нужную структуру, не отойти от темы. Здесь оценивается не столько красота вашего изложения, сколько его фактическая точность. Поэтому пропишите не только алгоритм решения тестовых заданий, но и алгоритм написания сочинения. Это можно сделать, воспользовавшись . Не важно, в какой последовательности вы будете прорабатывать структурные части сочинения на черновике. Некоторые ребята сразу идут по плану, но кому-то удобнее начинать с проблемы или подбора аргументов. План поможет встроить повествования в нужном порядке.

Напишите несколько сочинений

Процесс написания экзаменационного сочинения по русскому языку - достаточно долгий процесс. Но не жалейте на него времени. В оставшуюся неделю напишите 1-2 сочинения формата ЕГЭ. Так вы повторите структуру, проработаете выписанный вами план, вспомните некоторые аргументы. А вдруг похожая тема попадется на экзамене?

Читайте готовые сочинения

Уделите несколько часов чтению . Это можно сделать как на данном сайте, так и на других ресурсах. Данный способ является очень мощным, ведь одновременно прорабатывается все: вспоминаются литературные и жизненные аргументы, повторяется структура сочинения, рассматриваются разные . Но подходите к выбору ресурсов, из которых вы берете материал, ответственно. На многих сайтах как образец приводятся такие примеры, которые лучше не использовать.

Найдите единомышленников

Договоритесь с друзьями или одноклассниками о совместной подготовке. Обсуждайте сложные задания, вместе ищите аргументы, делитесь успехами в решении тестов. Совместная подготовка - серьезный мотиватор, побуждающий работать.

Не забывайте об отдыхе

Как бы парадоксально это ни звучало, но самое важное перед экзаменом - отдохнуть. За день до экзамена отложите книжки. Погуляйте, вкусно покушайте, посмотрите фильм или поиграйте в настольные игры. Страх и волнение ничем не помогут, а вот моральные силы вам еще потребуются.

Всегда лучше готовиться систематически, но если это не вышло - пользуйтесь советами, данными выше. Естественно, этот способ подготовки подойдет не для всех. Но каждый может извлечь из этих советов урок. Удачи на экзамене!


Успешно сдать ЕГЭ – мечта каждого выпускника школы и их родителей. Подготовка ведется, как правило, с привлечением репетиторов. А так как предметов сдается несколько, то сумма на оплату дополнительных занятий набегает не малая.

А ведь подготовиться к ЕГЭ можно и самостоятельно!

Инструменты для подготовки: учеба, контрольные, олимпиады

Начинать подготовку нужно не позже, чем за год до испытания.

Текущие оценки по предмету не отражают объективно уровень по всему курсу, например, математики. На ЕГЭ оцениваются знания и практические навыки за несколько лет.

Используйте все возможности пополнить и проверить свои знания.

  1. На уроках внимательно слушайте объяснения преподавателей. Не стесняйтесь задавать вопросы, просите объяснить еще раз непонятные моменты. Материалы ЕГЭ состоят из тем, изученных в школе.
  2. По своей сути ЕГЭ – контрольная работа повышенной сложности. Значит, не стоит прогуливать контрольные работы. Они дают возможность проверить уровень знаний, обнаружить темы, которые следует подучить и дают навык работы с задачами. Ведь результат зависит от умения понять задание. Как это ни странно, но большинство ошибок из-за неправильно прочитанной задачи, от того, что не поняли вопрос.
  3. Участвуйте в предметных олимпиадах. Они не ограничены школьной программой и их проведение несколько похоже на проведение ЕГЭ. В процессе подготовки к участия вы получите новые знания и навык работы над нестандартными заданиями.

Для повышения мотивации рассматривайте обучение именно как инструмент подготовки к ЕГЭ.

Учеба – это труд. Тяжелый, но посильный.

Уточните критерии этого года

Каждый год в порядок проведения, структуру ЕГЭ вносятся изменения. Поэтому, на начальном этапе подготовки, ознакомьтесь с форматом экзамена, актуальным на период сдачи.

Для этого на сайте ФИПИ найдите спецификации и кодификаторы по предметам, которые сдаете. Это даст возможность понять, к чему готовиться и чего от вас потребуется на экзамене. Какие практические навыки вам отработать.

Обратите внимание на критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Изучите требования по оформлению.

В спецификации описана структура экзамена, состав КИМ. Кодификатор содержит список тем, по которым будут задания на ЕГЭ.

Все изменения в ход и содержание вносятся в начале учебного года.

Что понадобится для подготовки

Для самостоятельной подготовки в ЕГЭ дома нужны:

  • учебники;
  • справочные материалы;
  • интернет-ресурсы;
  • пособия.

Самое главное, что понадобится – желание. Без этой составляющей самостоятельная подготовка маловероятна.

Цель подготовки – понять материал. Здесь не поможет просто выучить. В стрессовой ситуации, а сдача ЕГЭ относится к таким, мозг воспроизводит понятные вещи.

Для чего нужны учебники и справочные материалы, пособия понятно. Рассмотрим подробнее интернет-ресурсы. При самостоятельной подготовке к ЕГЭ они играют чуть ли не главную роль.

Онлайн-лекции и видео-уроки

Решили вариант КИМ ЕГЭ и получили неудовлетворительный результат? Это не повод для расстройства, а руководство к действию: изучению материала.

Найдите видео-урок по теме задания. Преимущество интернета в том, что есть возможность выбирать стиль преподавания и подачи материала.

Не тратьте много времени на поиски и просмотр. Руководствуйтесь тем, что в первой выдаче поисковика самые популярные видео-уроки, а значит, самые качественные.

Сразу же после просмотра решите несколько задач по теме. Сделать это можно там же на сайте с демоверсией.

Интернет в этом случае заменяет репетитора. Только ему не нужно платить за услуги большую сумму.

Отследить результативность подготовки

В случае, если прорешиваете КИМы на одном сайте, воспользуйтесь функцией сохранения результатов. Тогда вы сможете увидеть прогресс и провести анализ ошибок. Это нужно для того, чтобы определить какой материал необходимо подтянуть.

Особое внимание на ошибки, связанные с рассеянностью, невнимательностью. Не вписанный ответ, пропущенный или неучтенный знак, забирают баллы. Память и внимание тоже нужно тренировать.

Изучите кодификаторы на сайте ФИПИ

Заходим на сайт ФИПИ, находим раздел ЕГЭ и ГВЭ-11, открываем страницу «Демоверсии, спецификации и кодификаторы». Документы здесь структурированы по предметам – скачиваем для тех, которые вы сдаете. В архиве также могут быть всякие полезности вроде словариков, сборок слов, правил и формул.

Прежде всего, открываем кодификатор – здесь отмечены разделы образовательной программы, которые будут проверяться на экзамене. Отметьте темы, которые вы знаете и которые не знаете.

Планирование

Кодификатор даст представление о количестве тем, которые нужно изучить по каждому предмету. В начале подготовки этот объем ужасает.

Но нет ничего невозможного. Правильное планирование поможет усвоить весь необходимый объем.

  • Распределите подготовку по дням недели: один день – один предмет. Это даст более глубокое погружение в информацию. Ведь кроме подготовки к ЕГЭ будут еще и домашние задания по текущему учебному процессу.
  • Выделяйте 1,5-2 часа ежедневно и обязательно делайте один-два перерыва по 15 минут. Утомленный мозг не запоминает информацию, а «проходит» ее.
  • Составляйте план-задание на каждое занятие, отмечая изученные темы. Вы увидите результативность своей работы и сможете отследить что уже сделано, а что еще нужно выучить.

Начинайте занятие с решения демоверсии. Так вы оцените начальный уровень знания и понимания темы и поймете, какой объем придется по ней изучать.

В зависимости от того, сколько времени у вас есть, сформируйте план обучения. Лучше всего начать заниматься минимум за год до экзамена, но вполне реально освоить азы быстро – за месяц, за неделю и даже за день.

Составьте примерную «образовательную программу», в которой темы будут идти по нисходящей. От базовых аспектов к наименее значимым деталям. Сформируйте график занятий и ОБЯЗАТЕЛЬНО придерживайтесь его. Самое сложное в самостоятельной подготовке – это дисциплина. Никто не стоит над вами с палкой, потому организовать себя очень сложно. Ни в коем случае не пропускайте занятия – ничего не получится, если вы будете откладывать на завтра.

Помните, что занимаетесь вы не для кого-то, поэтому не стоит обманывать самого себя. Если материал не усвоен, выделите на него дополнительный день или подойдите к преподавателю и попросите объяснить. Возможно, вам смогут помочь кто-то из друзей.

Пройдите демоверсию экзамена

Существуют сайты, на которых имеются демонстрационные версии заданий ЕГЭ. Их можно решать непосредственно на сайте и получить результат.

Чаще всего выставлены типовые задания, без повышенного уровня и практических заданий.

Можно решить демоверсию из скаченного на сайте ФИПИ архива, но это не совсем удобно – проверять придется самостоятельно, сверяясь с ответами.

Удобнее решить демоверсию онлайн, например на Яндекс.ЕГЭ – здесь система сама проверит ваши ответы и подсчитает количество баллов. Проблемы только с частью С – проверить сочинение, изложение и эссе с помощью сервисов технически невозможно. Это придется делать самостоятельно, оценивая работу по критериям из спецификации.

Тренировка в реальных условиях

Используйте все возможности «репетиции» ЕГЭ. Процедура сдачи экзамена – стресс. Тренировка поможет сохранить спокойствие в реальных условиях. А это залог успеха.

В идеале, пройти всю процедуру, с входом через металлоискатели, решение задач под прицелом видеокамер.

На сайте ФИПИ есть описание самых распространенных ошибок, которые делали выпускники прошлых лет. В большинстве случаев они стоили потерянных баллов. Учтите этот опыт.

Психологическая подготовка

В период подготовки к ЕГЭ и в день сдачи почаще вспоминайте слова Карлсона «Спокойствие, только спокойствие». Вы, вероятно, замечали, что, когда волнуетесь, труднее сосредоточиться и что-то вспомнить.

Способствует адекватному восприятию ЕГЭ уверенность в своих знаниях, подтвержденная результатами тренировочных экзаменов и демоверсий.

Не принимайте успокоительные препараты в последние дни перед ЕГЭ. Они тормозят работу мозга и в ситуации сильного стресса дают сонливость.

Физическая подготовка

Срочно мобилизуем все системы и силы организма. Физическое состояние тоже важная составляющая.

В период болезни подготовка к экзамену обычно останавливается, а значит или возрастает нагрузка в следующие дни или что-то остается невыученным. После заболевания организму требуется несколько дней на восстановление.

Прогулки, физическая активность, усиленное правильное питание и соблюдение режима дня способствуют поддержанию физического состояния и вам хватит сил и здоровья на подготовку и сдачу ЕГЭ.

Самостоятельно подготовится к ЕГЭ под силу каждому ученику. Со стороны родителей потребуется готовность поддержать и помочь, контроль за результатами подготовки.

Уважаемые родители, отмечайте любые, даже самые маленькие успехи ребенка. Сравнивайте его предыдущий уровень знаний с тем, что есть на данный момент. И никогда не сравнивайте с другими детьми.

Подготовка к ЕГЭ по конкретному предмету

У каждого из предметов есть свои особенности, которые нужно учитывать при подготовке к экзамену. На базе отзывов выпускников прошлых лет мы сформировали конкретные советы, которые помогут вам сдать ЕГЭ на хороший балл.

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

Понять (не зазубрить, а понять) и запомнить правила, заучить слова-исключения и азы пунктуации. Не поленитесь, возьмите свод правил и прочтите их все – отметьте для себя те, которые не помните или помните плохо, после чего заучивайте их по 1-2 за день, делайте проверочные задания. В сети таких заданий миллионы, искать не сложно. Согласно статистике выпускники 11-х классов чаще всего ошибаются в следующих правилах, темах и разделах:

  • Орфография – правописание «н» и «нн» в прилагательных, причастиях; правописание «о» и «ё» после шипящих; приставки «пре» и «при».
  • Частицы и союзы – правописание «не» и «ни»; правописание союзов.
  • Пунктуация – прямая речь; причастные и деепричастные обороты, запятая перед «и».
  • Лексика – вводные слова.
  • Грамматика – слитное и раздельное написание наречий; написание наречий и существительных через дефис.

Совет: обязательно выучите типы придаточных и склонение числительных. На них тоже «попадаются» десятки тысяч выпускников.

Также важно учить всевозможные слова-исключения – они не поддаются правилам (по крайней мере, правилам из школьной программы) и их нужно просто запомнить. В идеале нужно оформить их приемлемым шрифтом, напечатать или написать от руки, после чего повесить над рабочим столом. Чаще смотрите на них – это один из самых эффективных способов запоминания.

Подготовка к части С сложнее. Здесь вам потребуется написать сочинение-рассуждение, опираясь на прочитанный текст. Обычно предлагают отметить, что имел ввиду автор, и высказать собственное мнение по этому вопросу. Худшее решение – подключить эмоции и начать «качать права» в своем повествовании. Лучшее решение – посмотреть и запомнить на критерии оценки и написать сочинение в полном соответствии с ними, ничего не придумывая и не изобретая, добавляя лишь самую малость эмоций. Критерии оценки сочинения есть в спецификации.

Как подготовиться к ЕГЭ по математике

Математика – самый сложный для самостоятельной подготовки предмет. Прежде всего, из-за заданий в части С. Части А и В без репетитора освоить вполне реально – учим правила и формулы, те, которые запомнить сложнее всего, распечатываем или выписываем, после чего вешаем над рабочим столом и как можно чаще смотрим на них.

В каких базовых темах чаще всего допускают ошибки выпускники:

  • Тригонометрические формулы.
  • Логарифмические уравнения.
  • Правила дифференцирования.
  • Основные теоремы геометрии.
  • Первообразные и интегралы.

При подготовке к ЕГЭ по математике рекомендуется как можно больше решать. Начните с демоверсий экзаменационных вариантов. Ведь правил и формул в школьной программе не так уж и много – опять же отсылаем вас к кодификатору – посмотрите, что нужно знать, чем можно пользоваться, что важно запомнить в первую очередь. Если вы чувствуете, что решение определенного сегмента задач идет плохо – решайте их как можно больше, подключайте обычные учебники из школьной программы, смотрите готовые решения.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории

История – это не совокупность дат и событий. Это, прежде всего, хронология. Именно поэтому подготовку стоит построить не на зазубривании дат и персоналий, а на построении хронологических цепочек, выявлении причин и следствий. Посмотрите темы кодификатора – они практически полностью повторяют образовательную программу по истории России с древнейших времен до наших дней.

Подготовку стоит построить таким образом: если есть хотя бы полгода, то начните сначала (с древнейших времен) и ежедневно проходите по 2-3 темы (в зависимости от времени, которым вы располагаете).

Так вы поймете последовательность событий и будете понимать, что отмена крепостного права никак не могла произойти в 1451-м году, а Иван Грозный никак не мог посещать Петербург.

Темы, в которых чаще всего путаются выпускники:

  • Теории происхождения Руси (норманнская, центристская и другие).
  • Феодальная раздробленность.
  • Смута.
  • Реформы Петра I.
  • Отечественная война 1812-го года.
  • Первая мировая война.
  • Революция 1917-го года и гражданская война.
  • Вторая мировая война.
  • Оттепель.

Образовательная программа по истории – это огромный объем знаний. Поэтому если на подготовку у вас осталось только 2-3 месяца, нет никакого смысла пытаться изучить все целиком. Берите важнейшие события и изучайте их по плану. Например, войны: причина, ход, основные битвы, полководцы, итоги. Или реформы: предпосылки, даты проведения, содержание, следствия. Также стоит зазубрить ключевые даты – начала и завершения войн, проведения важнейших реформ, правления глав государства и так далее.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Подготовка хороша тем, что здесь не так много терминов, требующих запоминания точной трактовки. Здесь более важен кругозор, умение мыслить логически и отвечать на поставленные вопросы с позиции норм права и морали. При подготовке достаточно изучать темы из кодификатора и решать демонстрационные версии вариантов экзамена. Если при решении вы натыкаетесь на тему, которую вы не знаете или знаете плохо – отметьте ее для себя и изучите. Также постарайтесь искать причинно-следственные связи, опираться на факты.

Обществознание – один из немногих предметов, не имеющих очевидно «проблемных» тем. Выпускники ошибаются во всех одинаково часто, и нет никакой возможности привести статистику. Зато можно отметить ряд документов, которые обязательны к прочтению и изучению в ходе подготовки – например, Конституция РФ. Ознакомьтесь с полным перечнем в кодификаторе.

Что же касается части С, то здесь вас будет ждать эссе на заданную тему. Важно не быть слишком эмоциональным, даже если затронутый вопрос задевает ваши чувства. Обратитесь к спецификации и посмотрите на критерии оценки работы. Стройте свое повествование в соответствии с ней. Не пытайтесь угодить критериям до мелочей – сохраняйте свободный стиль изложения. Но приводите примеры, указывайте аргументы, подкрепляйте их фактами. Идеально, если вы сможете добавить прецеденты, пользуясь собственным кругозором.

Как подготовиться к ЕГЭ по биологии

Части А и В – это теория, которую просто нужно знать. Здесь нет ничего запредельного, потому открываем учебники и начинаем изучать все поэтапно. Это можно сделать даже за 2-3 месяца – большинство материалов легко запоминается, если вникать в тему и учиться оперировать терминами (важно знать их трактовку, а не запинаться при каждой новой встречи с неизвестным словом). Чаще всего выпускники школ путаются и ошибаются в следующих разделах школьной программы:

  • Строение про– и эукариотической клеток.
  • Онтогенез.
  • Анатомия человека.
  • Высшая нервная деятельность.
  • Глобальная экосистема (учение В. И. Вернадского).

Теперь поговорим о подготовки к части С – она традиционно является наиболее сложной. Здесь необходимо применять теоретические знания на практике. По опыту прошлых лет даже знающие в деталях теорию выпускники ошибаются именно в применении своих знаний в ходе практического задания. Потому стоит готовиться, изучая реальные примеры выполнения задач из части С и транслируя полученный опыт на собственную практику. Используйте качественные видео-уроки. Их можно найти, например, на том же Яндекс.ЕГЭ. Вы сможете посмотреть, как решают задачи преподаватели и эксперты – перенимайте их методы.

Как подготовиться к ЕГЭ по физике

Подготовка должна включать в себя два базовых компонента – изучение теории, правил и формул и их применение на практике. Не рекомендуется просто зазубривать правила. Лучше всего решить 2-3 задания на каждую изученную вами формулу, либо проанализировать готовое решение. Здесь важно не столько знать, сколько понимать. Идеально, если у вас будет достаточно времени не только на промотор решения задач, но и на реальные опыты.

В каких темах выпускники ошибаются чаще всего:

  • Принцип относительности Галилея.
  • Закон Гука – сила упругости.
  • Уравнение Менделеева — Клапейрона.
  • Закон сохранения импульса.
  • Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
  • Радиоактивность.

Чем больше вы будете решать – тем лучше. Если в распоряжении имеется хотя бы полгода, то распределяйте время подготовки примерно в соотношении 15 минут теории и 30 минут практики из каждого академического часа. Пользуйтесь академическими часами – отдыхайте по 10-15 минут каждый час. Решение задач отнимает слишком много энергии, и чтобы не заработать мигрени, вам нужен отдых. Также не рекомендуется тратить на самостоятельную подготовку больше 2-х академических часов за день.

Далеко не всегда можно понять решение задачи самостоятельно, даже если правильный вариант лежит перед вами. Но уловить логику действительно важно, иначе от просмотренного попросту не будет толка.

Если нет никакой возможности обратиться к хорошему преподавателю или репетитору – решайте вместе с другими готовящимися к экзаменам выпускниками. В социальных сетях и мессенджерах есть множество сообществ, каналов и чатов, где старшеклассники вместе решают задачи из демоверсий ЕГЭ, обсуждают их и помогают друг другу.

Как подготовиться к ЕГЭ по английскому языку

Выучить английский язык – неверный ответ. Точнее, не совсем верный. В условиях самоподготовки выучить английский язык за несколько месяцев невозможно. А вот сдать ЕГЭ на 60-70 баллов не обладая даже уровнем Pre-Intermediate – вполне реально. Для этого необходимо на время, оставшееся до экзамена, максимально «перейти на английский». Это значит, что вам предстоит не только учить грамматику, но и:

  • Слушать песни на английском, читая и запоминая тексты.
  • Смотреть фильмы на английском с русскими субтитрами.
  • Как можно больше читать знакомые произведения на английском.

Интересно, что самой сложной частью ЕГЭ по английскому, по мнению выпускников, является не часть С (эссе, сочинение или письмо), а аудирование, при котором нужно работать с произнесенным диктором текстом. Потому учитесь понимать быструю англоязычную речь или максимально развивайте этот навык, если уже умеете. Это можно делать интересно – например, слушая песни на английском. Открывайте текст, уточняйте перевод непонятных слов и фраз. Слушайте песню и одновременно смотрите на текст.

Что же касается части С, то здесь обычно предлагается написать письмо или сочинение на заданную тему. Этой темой не нужно владеть досконально с точки зрения, например, истории или другой науки. Но нужно обладать достаточным словарным запасом, чтобы быть в состоянии говорить о ней. Потому посмотрите темы, обозначенные в кодификаторе, и подберите к каждой из них характерные слова и фразы – их придется заучить. Можно использовать сервисы вроде Lingualeo – здесь даже в бесплатной версии множество подборок тематических слов.

Резюме

Подготовиться к ЕГЭ по основным предметам реально даже за месяц. Вопрос только в том, чего вы сможете достичь в результате подготовки.

За день реально выучить базовые правила и темы – это гарантирует 5-6 баллов на заданиях из части А, которые точно не будут лишними. За месяц можно понять логику решения задач в ходе выполнения практических заданий. За полгода реально пройти углубленную самоподготовку, а за год – подготовиться комплексно.

Важно не рассеивать внимание и не пускаться в доскональное изучение деталей – так вы можете упустить базу, потратив слишком много времени на мелочи.

Вы ищете подготовку к ЕГЭ по русскому языку с нуля? Давайте разберёмся, что это может означать.

Скорее всего, у вас есть некие базовые знания, которые вы получили в школе. Но они никак не привязаны к конкретным заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Что же такое ЕГЭ по русскому языку?

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей.
Первая часть – тестовая – включает в себя 25 заданий, за которые можно получить максимально 34 первичных балла. Да-да, по сравнению с 2017 годом, добавлено одно задание № 20 «Лексические нормы».
И вторая часть - сочинение, за которое мы можем максимум получить 24 балла.

Итого 58 первичных баллов. Они приравниваются к 100 тестовым баллам.

Так вот, в тестовой части ЕГЭ есть задания, абсолютно не привязанные к школьной программе. Есть задания на понимание текста – это так называемые «ловушки». Например, задания № 1 и № 21 без знания конкретных алгоритмов практически нереально выполнить. По статистике, абитуриенты делают в них максимальное количество ошибок.

Отметим также задание № 7
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку это самое дорогое задание, и оно оценивается в 5 первичных баллов. Без подготовки его сделать просто невозможно. Даже школьные учителя не всегда с ним справляются. Это очень сложное комплексное задание, включающее в себя такие темы, как синтаксис, морфология и орфография. Хорошая новость – безупречное знание теории по этому заданию гарантирует грамотное написание сочинения-эссе в задании № 26 (то есть можно быть спокойным за критерии К7 и К 9, а это в сумме 5 баллов)

Есть ещё и задания, основанные на разборе текста. Это задания №№ 22-25, и для их выполнения учебников совершенно недостаточно. Нет единого школьного учебника, который можно открыть и подготовиться самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку. Есть книги, в которых разберётся педагог, но не обычный ученик.
Вот что значит подготовка к ЕГЭ по русскому языку с нуля.

Как мы готовимся к ЕГЭ по русскому языку с нуля на наших курсах?

Мы берем каждое задание отдельно, начиная с задания № 1. Мы разбираем все методические приёмы и порядок их применения к данному заданию. Мы нарабатываем скорость, потому что ЕГЭ по русскому длится всего 3 часа 30 минут - и нужно успеть ответить на вопросы теста, и написать сочинение. Поэтому наша подготовка предполагает применение определённых алгоритмов к каждому заданию.

Например, задание № 8 - на правописание корней. Как его делает обычный ученик, опираясь на школьные знания? Вспоминает правила на чередование гласных в корнях, слова-исключения, вспоминает словарное это слово или нет. Затем подставляет все пропущенные буквы и выбирает правильный вариант. В итоге – тратит на это задание около пяти минут. А мы, по нашему алгоритму, делаем его за 30-40 секунд!

А теперь секретная тема – «серые кардиналы» на ЕГЭ по русскому языку

Есть в ЕГЭ по русскому задание № 26. Это сочинение-эссе, на которое приходится примерно 40 % тестовых баллов. Сочинение проверяется по 12 критериям, и вот здесь как раз самые таинственные моменты и начинаются. И они являются загадкой даже для очень сильных учеников, которые вдруг потеряли желанные 5-6 баллов на ЕГЭ.

В задании № 26 перед вами будет исходный текст, который принадлежит к одному из трёх книжных стилей - художественному, публицистическому либо научно-популярному. Каждый вид текста нужно анализировать своим способом!
По общей схеме выявляется проблема текста и позиция автора по этой проблеме. Только эти пункты плана сочинения берутся из исходного текста. Остальные – из головы.

Текст комментируется, причём двумя способами – пишется либо текстологический комментарий, либо концептуальный. Эту часть сочинения даже методисты считают самой сложной. Прокомментировать не всегда простые мысли и утверждения автора (к примеру, учёного-академика или фантаста) совсем не легко! А ведь комментарий оценивается так же, как и аргументы, в 3 балла!

Когда мы проанализировали текст, нам нужно сформулировать свою позицию по проблеме, в нём поднимаемой, и доказать эту позицию двумя аргументами. Сильные аргументы – это примеры из классической литературы, исторические факты или биографии писателей или учёных. И вот мы написали своё сочинение – а оно пишется очень энергично, кратко, сжато. Это аналитическое произведение, здесь есть минимум и максимум слов (150-300). Оно принципиально отличается от декабрьского сочинения по литературе. Но это не всё.

Затем мы проверяем свой текст по 12 критериям. Есть 3 критерия по стилистике. По ним проверяются лексические, грамматические и речевые нормы, точность словоупотребления, подбор синонимов. И не зря эти критерии К6, К9 и К10 зовутся «серыми кардиналами».

Причём критерий К10 - очень коварный! Если по нему идёт снижение на 1 балл, то автоматом идет снижение ещё и по К6. За одну ошибку снимается 2 первичных балла.

А знаний о том, как справиться с этими критериями, нет в школьных учебниках! Эти знания можно получить в университете на журналистских и редакторских специальностях.

Плохая новость – по стилистическим критериям практически невозможно отвоевать баллы на апелляции. Крайне сложно будет доказать, что именно это слово и этот синоним уместен в данном контексте либо в данной конструкции предложения. Вот такие они, «серые кардиналы» - с виду незаметные, но хитрые и коварные.

Когда школьники пишут сочинения, они обращают внимание на орфографию и на пунктуацию. А стилистика остается без внимания. И ребята даже не догадываются, что нельзя употреблять устаревшую лексику. Например, за выражение «до сего дня» можно получить снижение оценки на 2 балла сразу. Это он, «серый кардинал», критерий К10 – «речевые нормы и употребление лексики, не соответствующей данной исторической эпохе». И заодно снижается оценка по критерию К6.

Очень строго сейчас проверяется сочинение на соответствие критерию К11 («Этические нормы»). Раньше этот критерий формулировался как «пренебрежительное упоминание об авторе». Сейчас он расширен. Новая формулировка этого критерия: «унижение человеческого достоинства не только собеседника, но и самого говорящего». Это значит, что если ученик, приводя пример из жизни, пишет: «Мои одноклассники как бездельничали все 11 лет, так и продолжают этим заниматься», - то за слово «бездельничали» снижают оценку по критерию К11, поскольку это «пренебрежительное отношение к окружающим людям». И еще по критерию К10 (употребление просторечной лексики) и сразу автоматом по критерию К6! Итог - за одно неосторожное слово в сочинении можно сразу потерять 3 балла из 24.

Огромные трудности вызывает задание № 4, посвящённое орфоэпическим нормам, то есть ударениям в словах. К сожалению, в современной жизни разговорная и литературная нормы языка очень серьёзно расходятся. Мы часто слышим на улице или в своём окружении слова, которые произносятся неверно, и поневоле запоминаем их.

Много сложностей с глаголами. Например, в инфинитиве «включИть» - ударное «Ить», и это ударение переходит на личные окончания: ты включИшь свет, он включИт свет, а мы включИм свет. А теперь давайте вспомним – всегда ли мы так говорим? Не делаем ли ударение на первый слог, что нормам орфоэпии не соответствует?

Отдельная тема – произношение терминов. В торговле, как мы знаем, есть слово «опт», есть и «óптовый рынок». Для профессиональной лексики это нормальное произношение, но не для ЕГЭ по русскому языку! Мы должны говорить «оптóвый».

Русский государственный язык – это московский говор, это нейтральная лексика. За её пределами остаётся лексика профессиональная, диалектная, устаревшая и жаргонная. Поэтому мы должны говорить кóмпас, хотя все моряки говорят «компáс». Они не ошибаются и говорят правильно. Но это профессиональная лексика.

Есть в ЕГЭ такое задание № 6, которое подразумевает знание окончаний слов во множественном числе.

Например, слово «договор». Как правильно образовать от него множественное число?
Мы привычно говорим: «договорА». Так говорят бухгалтеры, менеджеры – очень многие люди. Но правильно, по нормам русского языка, «договОры» (мы выделили слог, на который падает ударение).

Все страховщики говорят: «полисА», «страховые полисА», для профессиональной лексики это нормально, но мы должны говорить: « пОлисы». В магазинах от продавцов мы часто слышим «джемперА» и «свитерА», а на самом деле - это «джЕмперы» и «свИтеры».

И когда ребята узнают нормы произношения – они часто говорят: «Мы никогда бы и не подумали, что правильно вот так».

Насколько это возможно – подготовиться к ЕГЭ по русскому с нуля? И сколько времени надо на такую подготовку?

Объем знаний, которыми нужно обладать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, действительно очень большой. На нашем курсе достаточно занятий в течение 9 месяцев, начиная с сентября, раз в неделю по 2 часа. При этом многое надо учить наизусть. ЕГЭ по русскому языку – это еще и зубрежка. Нормы ударения никак не объясняются. Все окончания слов – тоже. Просто учить наизусть.

В группах этот процесс идёт быстрее. Например, мы используем «кричалки». Не только читаем глазками, но и проговариваем всей группой трудные слова. Это очень весело и запоминается намного лучше. Когда мы видим слово в книжке, включается один вид памяти. Когда проговариваем его хором всей группой три раза – другой.
С нуля готовиться реально? Абсолютно реально! Надо в сентябре записаться в мини-группу, весело включиться в учебный процесс и до намеченных 90+ баллов – рукой подать!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook