VI век в Грузии. Смотреть что такое "VI век" в других словарях 6 какой век

Разорение и упадок культурных традиций античного мира. Одновременно в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос. Черты упадка проявляются во всех областях жизни: утрачивается стремление к образованности. Наступает время усиления христианской ортодоксии. Практически исчезают центры, где можно было получить высшее образование.

Начало формирования на территории бывших римских провинций в Европе «варварских государств – остготов и лангобардов в Италии, вестготов в Испании, англо-саксов в Британии . Отличие этих новых государств как от Рима, так и от традиционных родо-племенных обычаев и традиций. Единство этого конгломерата различных государств состояло в том, что все они вышли из римского мира и в связи с этим были интегрированы, в той или иной мере в латинскую культуру. что проявлялось в усвоении латинского языка, норм римского права и приобщении.к широко распространившемуся, к этому времени в римской империи христианству.Процесс этот был длителен и сложен и продолжался. на всем протяжении раннего средневековья. Одновременно с этим, в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос.

Начало славянской экспансии

Бенедикт Нурсийский - устав, который был положен в основу монастырской жизни католической церкви. Согласно этому уставу, бедность была личным обетом монаха и распространялась на весь монастырь, орден или иную организацию. День монаха был тщательно расписан между молитвой, физическим трудом и чтением Писания, переписыванием религиозных текстов. Этот устав иногда называют “первым трудовым законодательством Европы” 73 .

Хлодвиг (династия Меровингов) – король франков, при котором они подчиняют себе всю Галлию. Хлодвиг сохранил римскую администрацию, но управлял по франкским законам («Салическая правда» 74). Принял ортодоксальное христианство, но обладал такой же властью над епископами, как и императоры Византии.

Повсеместно в Италии, Галлии, Испании наблюдается утрата связи с античной культурной традицией. Она сохраняется лишь в некоторых монастырях. В них с VIвека начинают вести запись событий по годам - «Аналы» (послеXIII-XIXвв. их сменят «Хроники»).

Смерть Теодориха ,получившего титул«Великий». В Италии смуты, восстания местного населения против власти остготов.

Византийский император Юстиниан 1 стремится подчинить себе Италию.

493,499,

Вторжения славян в пределы Восточной римской империи.

Славяне и Европа

Рубеж 5-6 веков – время начала соприкосновения с Римской империей славян, которое делится на два периода и продолжается вплоть до 10 века. Весь 6 век проходит под знаком давления славян на Византию. В этот период вторжения славян в пределы Римской империи по своим последствиям было равнозначно вторжению германских племен. В этот период на рубежах Византийской империи и вокруг Константинополя строятся оборонительные сооружения, отделяющие ее от земель, заселенных славянами, но это не останавливает их натиска. В этом веке славяне осуществляют прорыв на Дунае и проникают на Балканский полуостров в Македонию, Истрию, Далмацию, занимают часть Греции.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи, выходят к Дону, колонизируют междуречье Волги и Оки , подходят к Ладожскому озеру, Неве, Нарве. Коренное население этих областей: тюркские, финно-угорские, прибалтийские племена, - ассимилируются восточными славянами и привносят в их образ жизни свой духовно-культурный вклад.

До первых веков нашей эры славяне были единым целым. К 6 веку они разделились на три части : венедов(обитавших к северо-востоку от Карпат в верховьях р. Вислы) , склавинов (обитавших к Западу от р. Днестр и в Прикарпатье) и антов (живших между Днестром и Днепром и к северу от Азовского моря).

Позднее на основе этих племенных групп о формились западные и восточные славяне. Ядро западных славян составили склавины и венеды , восточных анты. Анты исчезают с исторической арены к концу 6 века. Никаких упоминаний о восточных славянах в источниках вплоть до 9 века нет. Однако развитие восточных славян не прерывалось, анты были лишь частью восточно-славянских племен.

К концу 6 века руководящая роль у восточных славян переходит в росам (русам ). Первое упоминание о них относится к 6 веку. Обитали они в Приднестровье в бассейне р. Роси . В 6-7 веках имя «русы» вытесняет другие племенные названия и распространяется на всю территорию лесостепной полосы Восточной Европы, заселенную славянскими племенами.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи и Нарве.

В «Повести временных лет» упоминаются 13 восточнославянских племен:

1. Поляне (русь) - р-н г. Киева;

2. Северяне к востоку от полян в бассейнах рек Десны, Сейма, Суры, Св. Донца;

3.Уличи – южнее полян в Междуречье Днепра и Буга;

4. Д ревляне – западнее полян в припятском Полесье;

5. Дулебы (волыняне) – еще западнее на Волыни и Галицкой земле;

6. Хорваты – крайние на Западе, Закарпатье;

7. Тверцы от Днестра до нижнего течения Дуная;

8. Дреговичи – на севере от древлян и полян по р. Сожу;

9. Родимичи – восточнее дреговичей;

10. Вятичи – восточнее дреговичей в глухих лесах по р. Оке и далее; 11. Кривичи – в северных областях восточнославянской территории в верховьях Днепра, Волги, Зап. Двины;

12. Полочане – по р. Двине;

13. Словены бассейн р. Двины, Волхова, Ильмень озера.

Описание этнического облика русов сохранилось в текстах в византийских и арабских текстах 6-10 веков.

Христианизация восточных славян начинается после их проникновения на Балканский полуостров и захвата греческих территорий и установления достаточно тесных контактов с Византией. Они осуществлялись посредством постоянных торговых связей с Византией и Востоком, а также благодаря службе славянских дружинников в византийских войсках, где они отличались высоким уровнем военного искусства, храбростью, мужеством и жестокостью. Активный характер она приобретает в 9 веке при византийском патриархе Фотии. К этому времени постоянные конфликты Византии и славянских племен сменяются стремлением Византийских императоров установитьславян к колонизации незаселенных территорий греческого мира, отношения взаимовыгодного сотрудничества и даже привлечь. В этот период славяне проникают не только в северную, но и в среднюю и южную Грецию, на Крит и Юг Италии. В середине 8 века в текстах средневековой Европы Македония именуется «Склавинией», а юг Пелопоннеса «Славянской землей» (slavinia terra) 75 .

В 9 веке – синхронно для западных и восточных славян начинается христианизация славянского мира . В 863 году, под патронажем Фотия была осуществлена миссия «первоучителей» славян византийских монахов Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Ими была создана славянская грамота и переведены на славянский язык ряд священнослужебных книг. В 865 году было осуществлено крещение Болгарии .

В 864-866 Первое крещение Руси .

В 869 – керещение сербов

В 7-8 вв . основным занятием славян было примитивное (подсечное) земледелие. Повсеместно развито ремесло (производство с/х орудий, оружия, столярных изделий). В 9 в. появляются на территориях, заселенных славянскими племенами, города с постоянным населением, состоявшем в основном из купцов, ремесленников, дружинников князя (Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск). В 9-12 веках оформляются два древнейших государственных центра восточных славян: Киевская Русь куява ) славянских племен среднего Приднестровья – полян, северян, вятичей) с центром в Киеве и Новгородская Русь (ее ядром стал политический союз (славия), в него вошли племена чудь, словене, меря, кривичи) с центром в Новгороде.

Закрытие Платоновской академии.

Византийский полководец Велизарий высаживается в Италии.

Захват Рима Велизарием.

Остготы во главе с королем Тотилой изгоняют византийцев из Рима и отвоевывают большую часть Италии, Сицилию, Сардинию и Корсику.

Византийский полководец Нерсес разбивает войска Тотилы.

538 -594

Григорий Турский – епископ г. Тура в своей «Истории франков» сожалеет об утрате античного наследия в результате того,что изучение свободных искусств пришло в упадок, или, скорее, совершенно исчезло в городах Галлии. Традиция перестала с этого момента быть живым опытом, оставаясь прекрасным воспоминанием. За этими словами сожаления образованного христианского мыслителя стоит осознание того очевидного факта, что наступило время упадка культуры раннего Средневековья, которое сопровождалось уходом культуры в монастыри.

Григорий I (Великий ) – папа римский. Идеолог ортодоксального христианства .Стремился к расширению влияния христианской церкви на всю Европу. Провозгласил папу высшим судьей над любыми делами. Обратил в христианство лангобардов. Приобщил к Риму территории, ставшие затем основой «Папской области». С горечью писал об утрате «римского порядка»: «Повсюду мы видим войну, Повсюду слышим стенания. Наши города разрушены Наши деревни стоят пустые». Вместе с тем в своих богословских сочинениях и действиях в качестве верховного иерарха церкви решительно выступал против использования в монастырских школах памятников и опыта античной культуры. Так в письме к одному из епископов (600) он писал: «Нам так много хорошего говорили о ваших занятиях, и в сердце нашем поэтому родилась столь великая радость…Но потом дошло до нас, о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь какой-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление, так что все то, о чем я говорил выше, обратило меня в горе и печаль… если вы докажете ясно, что все рассказанное о вас ложно, что вы не занимаетесь вздорными светскими науками, то мы будем прославлять Господа нашего, который не допустил оскверниться устам вашим богохульственною хвалою такого, о чем нельзя и молвить…» 76 .

Италия полностью завоевана Византией.

Нападение славян на Константинополь.

Остготы частично истреблены, частично изгнаны из Италии.

Завоевание большей части Италии восточно-германскими племенами лангобардов (они в наименьшей степени, чем другие германские племена подверглись романизации. Их называли народом «еще более диким, чем все остальные дикие германцы»)

Окончательное разрушение римского порядка, еще сохранявшегося готскими правителями.

УпадокИталии. Гибель и разрушение городов: население Рима сократилось с миллиона до 50 тыс. человек. В городе стали сеять хлеб. Милан был снесен до основания. Неаполь разграблен,Кампанья – житница Италии – превратилась в пустыню. Резко сократилось население Италии.

Король вестготов Реккард , исповедовавший арианство, принимает католичество и приказывает сжечь все арианские книги. В Испании наступает период строжайшей христианской ортодоксии.

Римские обычаи на территории бывших провинций римской империи еще сохраняются хотя и в христианизированной форме.В городах Галлии они фактически исчезают. Умирает эпоха великих христианских теологов и философов христианской античности. Постепенно утрачивается интерес к античной традиции, которые возродится только в VII веке. В VI веке окончательно утверждается христианская ортодоксия.

VI - VII

Заселениеславянами Балкан.

VI VIII

Вестготское королевство в Испании .В нем была сохранена римская административная система. Образование. Короли пользовались абсолютной властью, они издавали законы и собирали налоги. Власть короля была приоритетной и по отношению к власти церкви. В городах и епископских центрах сохранились школы, в которых изучались наряду с богословием и правом «свободные искусства». В VI веке на смену распространенному арианству пришло католичество.

Япония в хрониках Китая

Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.

В «Книге Поздней Хань» уцелела заметка о делегации вана одной из японских стран На, которому в 57 году китайский император подарил золотую печатку.

В хрониках китайской империи Вэй «Предание о людях ва», датируемых третьим веком, говорится о 30 японских странах, из которых самой могущественной страной был Яматай. В письменах утверждается, правительница Яматай женщина-ван Химико имела большую власть благодаря использованию «чар для одурманивания людей». В 239 году Химико направила в Вэй делегацию с данью и китайский император наградил ее титулом «вана японцев, вторая Вэй» и сотней зеркал из бронзы. Из-за большого числа неопределенностей в упоминании о Яматай археологи с историками до сих пор не могут точно определить, где располагалась эта страна. Одни утверждают, что она находилась в районе Кинки, другие - на северной части острова Кюсю.

Япония 3 век

Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.

Хозяйство и общество

В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.

Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.

Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.

Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды из-за того, что он плохо постился.

Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)

Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства - Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.

Обычай хоронить в земляных курганах кофун богатых и влиятельных людей появился на Японских островах в 3 веке и поддерживался до середины 6 столетия н.э. Эта эпоха носит название периода кофун, а культура этого времени называется «культурой кофун». Курганы могли быть разных форм, тем не менее наиболее распространены были кофуны, при взгляде сверху напоминавшие замочную скважину. В основном подобные захоронения использовались в Ямато и Кавати, где сейчас располагаются префектуры Нара и Осака, что указывает на союз знатных родов этих районов. На юг культура кофун распространилась до префектуры Кагосима, а на север - до префектуры Иватэ. Археологи и историки считают, что распространение культуры курганов связано с постепенным захватом страной Ямато территорий Японских островов.

Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.

Курган кофун Дайсэн (г. Сакаи)

Фрески в кургане Такамацудзука

Железный доспех времен Ямато

Внешняя политика Ямато

Страна Ямато активно участвовала в делах восточноазиатского межнационального сообщества и нередко вмешивалась в политику южнокорейского государства Пэкче. В 4 веке н.э. Ямато оказало военную помощь Пэкче в конфликте с северокорейским государством Когурё, и за это получило южные земли Мимана. На это указывает текст стелы, возведенной в честь правителя Когурё Квангетхо. В 5 веке лидеры Ямато пытались дипломатическими средствами получить власть над корейским полуостровом, для этого они просили помощи у Китая. В письменных хрониках китайской династии Сун рассказывается о «пяти японских ванах», которые в период с 413 по 478 год отправили к императору Китая 10 делегаций с просьбой признать их правителями юга Кореи. Так как Ямато признавало господство Китая, Китай оказал Ямато военную и политическую поддержку в противостоянии с Когурё. В шестом веке Пэкче и Ямато создали союз для оказания сопротивления другому корейскому государству под названием Силла. Однако эта война не принесла успеха и закончилась присоединением Миманы к Силле в 562 году.

Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения - методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.

В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.

Жанр статьи - История Японии

Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:

"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 6 по 12 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 6 -12 век

Образование племенных союзов Восточных славян

Создание раннегосударственных объединений Восточных славян в районе Днепра и оз. Ильмень

Совместный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград)

Княжение Рюрика в Новгороде

Правление в Киеве князей Аскольда и Дира

Княжение Олега в Киеве

Поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания

Второй договор Руси с Византией

Княжение Игоря в Киеве

Первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом

Второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией. (Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии).

Правление Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря).

945 – 972(973)

Княжение Святослава Игоревича в Киеве

Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена)

Разгром князем Святославом Хазарского каганата (на нижней Волге). Установление контроля над торговым путем Волга – Каспийское море.

Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами

Разгром печенегов под Киевом

Договор Руси с Византией

972(973) – 980

Междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава

Княжение Владимира I Святославича в Киеве

Создание единого пантеона языческих богов в Киеве

Поход князя Владимира на волжских булгар

Крещение Руси

Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви)

Междоусобные войны сыновей Владимира I за великокняжеский престол.

Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. Составление свода законов «Правда Ярослава» - наиболее древней части «Русской правды»

Восстание в Ростово-Суздальской земле; подавлено князем Ярославом

Раздел Руси между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом по Днепру:

Правобережье (с Киевом) отходило к Ярославу

Левобережье (с Черниговом) – к Мстиславу

Строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове

Победа князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившая Руси мир на четверть века (до прихода в Степь половцев)

Строительство Софийского Собора в Киеве

Последний поход Руси (во главе с сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром Ярославичем Новгородским) на Константинополь; завершился неудачей

Строительство Софийского Собора в Новгороде

Великое княжение в Киеве Изяслава Ярославича. Составление «Правды Ярославичей» - второй части «Русской правды»

Набег половцев на Русь. Поход русских князей (Ярославичей) на половцев; поражение на р. Альта. Восстание горожан в Киеве. Бегство Изяслава в Польшу.

Восстания в Новгороде и Ростово-Суздальской земле

Перенесение в новую церковь г. Вышгорода мощей князя Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира I), убитых сторонниками Святополка, ставших первыми русскими святыми

Изгнание князя Изяслава из Киева

Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича

Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича

Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича

Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами на р. Стугна

Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

Съезд князей в г. Люблеч

Долобский съезд русских князей для подготовки похода на половцев

Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев

Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города
Владимира-на-Клязьме.

Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича

Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества

Победа князя Владимира II Мономаха над половцами

Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича

Княжение Юрия Владимировича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле

1127 - ок.1155

Княжение в Рязани Ростислава Ярославича

Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича

Походы князя Мстислава Киевского на Литву

Великое княжение в Киеве Ярополка Владимировича

Волнения в Новгороде. Изгнание по решению веча князя Всеволода Мстиславича. Упрочение «боярской республики» и принципа приглашения князя

Великое княжение в Киеве Всеволода Ольговича

Первое упоминание в летописи Москвы

Великое княжение в Киеве Юрия Владимировича Долгорукого

Уход князя Андрея Юрьевича Боголюбского из Киева в Ростово-Суздальскую землю

Первое избрание архиепископа в Новгороде

Восстание в Киеве

Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле

Строительство Успенского собора во Владимире

Перенос во Владимир из Киевского Вышгородского монастыря иконы Богоматери (Богоматерь Владимирская)

Поход русских князей на половцев

Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского

Битва суздальцев с новгородцами. Поражение суздальцев

Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками

Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской земле

Великое княжение во Владимиро-Суздальской земле брата князя Андрея Боголюбского – Всеволода Юрьевича Большое Гнездо

Объединенный поход южнорусских князей на половцев. Разгром хана Кобяка на р. Орель

Неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве»

2. Третий - шестой века нашей эры

Длительный кризис, потрясший империю в III в., приносит с собою полное запустение в области художественной литературы на латинском языке. Она возрождается лишь с преодолением кризиса, но условия развития ее оказываются уже резко изменившимися. Абсолютная монархия, создающаяся в конце III в., переносит центр из Рима в Константинополь, господствующей религией вскоре становится христианство. В литературном развитии ведущая роль тоже принадлежит христианской литературе. «Поздняя империя» IV - V вв. - время зарождения средневековой латинской литературы. Античная литература находится в процессе замирания.

Старые литературные формы все же продолжают существовать вплоть до окончательного распада западной части империи и уничтожения ее «варварами». Консервативной силой, поддерживавшей старую литературную культуру, была школа, грамматическое и реторическое обучение. Школа учила владению старым «классическим» языком, от которого живое языковое развитие уже далеко отошло; она учила старому стихосложению, основанному на различении долгих и кратких слогов, исчезнувшем уже в живом языке. Старый язык остается классовым языком верхушки, независимо от ее религиозной принадлежности; христианские прозаики [Минуций Феликс (II - III вв.), Лактанций (III - IV вв.), Иероним (около 348 - 420 гг.), Августин (354 - 430)] пользуются тем же реторическим стилем, что и язычники, а христианские поэты пересказывают библейские сюжеты на манер Вергилия или следуют в своей лирике горацианским формам (видный поэт - Пруденций, около 348 - 410).

Христианская литература, подготовляющая дальнейшее средневековое развитие, лежит вне пределов нашего рассмотрения. Здесь мы ограничимся кратким указанием на несколько важнейших явлений, связанных со старой литературой.

Так, задачу возрождения римской литературы ставит себе во второй половине IV в. кружок аристократов, группирующийся вокруг оратора Симмаха (около 350 - 410 гг.). Кружо"к этот, остающийся «верным древней религии, противопоставляет традиции старой римской культуры христианству, с одной стороны, и «варварству», - с другой. Сохранение тщательно выверенных текстов многих римских писателей, создание комментариев к ним, - один из результатов деятельности этого кружка. Но собственное литературное творчество консервативных кругов отличается идейной бесперспективностью. Речи и письма самого Симмаха, прекрасно отделанные стилистически, чрезвычайно бедны содержанием. Пересказы старых авторов, вычурная форма и стиховые фокусы, школьный педантизм и символико-аллегорическая фантастика - характерные признаки этой литературы. Особый вид литературного кунстштюка представляют собой «центоны» (лоскутные платья): новое произведение создается с помощью объединения стихов, надерганных из разных мест какого-либо поэта (чаще всего Вергилия).

Из поэтов IV в. самый значительный - Децим Магн Авсоний (около 310 - 395 гг.), преподаватель грамматики и реторики в Бурдигале (современный Бордо) и воспитатель императора Грациана. Этот мастер поэтической игрушки, любивший сочинять на одну и ту же тему «одностишия» и «двустишия» (или «четверостишия»), оставил несколько произведений, представляющих не один только формально-стилистический интерес. К числу их относится Моse11а, описание путешествия по Рейну и Мозелю с разнообразными зарисовками картин природы, и «Эфемерида», - описание дневного времяпрепровождения. Римский патриотизм соединяется у Авсония с любовью к родной провинции, и в его многочисленных стихотворениях культурная жизнь верхушки галло-римского общества IV в. получает разнообразное отражение. Поэту удается изображение семейных чувств, дружеских отношений, светских добродетелей; более глубоко его интересы не проникают. Авсоний - христианин, но взоры его обращены преимущественно к прошлому, и произведения его загружены всевозможной грамматической, мифологической и историко-географической «ученостью». Он хорошо знает классическую поэзию и старается непосредственно примкнуть к поэтическим традициям I - II вв. н. э. (Марциал, поэты времени Адриана).

Выделение западной части империи в конце IV в. вернуло Италии ее утраченное было политическое значение. Вновь возникает придворная поэзия с политической тематикой, прославляющая успехи Рима в борьбе с «варварами». Самый талантливый представитель этой поэзии на грани IV и V вв. - Клавдий Клавдиан (умер в 404 г.), по происхождению александрийский грек, блестящий мастер стиха, писавший стихотворения на обоих языках. Клавдиан составляет стихотворения в честь западного императора Гонория и фактического правителя Запада, Стилихона, и обрушивается с резкой насмешкой против фаворитов восточного императора; страстная инвектива против евнухов и интриганов константинопольского двора чередуется с чрезмерными похвалами по адресу покровителей поэта. Единство латинского мира в его противопоставлении греческой империи нашло в лице Клавдиана красноречивого и патетического выразителя: он прославляет римское прошлое и возвещает вечность Рима. По живописному лиризму и богатству использования мифологического аппарата Клавдиан часто приближается к манере Стация. Большим изяществом отличается его мифологический эпос «Похищение Прозерпины». Восторженную хвалу Риму, как центру мирового владычества, содержит поэма Рутилия Наматиана, описывающая в элегических стихах возвращение автора из Рима в Галлию в 416 г.

Многие стихотворения позднего времени дошли до нас в сборнике, обычно называемом «Латинская антология». Сборник составлен, по-видимому, в Африке в VI в., но содержит произведения разного времени. Среди них выделяется по художественным достоинствам «Всенощная Венеры»: наступление весны и праздник рождения Венеры прославляются автором, для которого личная» весна не наступила. Стихотворение разделено на неравные части, окаймленные рефреном: «Завтра да любит, кто никогда не любил, а кто любил, да любит завтра». Ни автор, ни время стихотворения. неизвестны (может быть IV в.).

Старыми традициями питается также и внецерковная проза. Составляются «панегирики» по образцу Плиния, биографии императоров по образцу Светония. Из прозаиков позднего времени, кроме уже названного Симмаха, наибольший интерес представляют Аммиан Марцеллин (около 330 - 400 гг.), последний крупный римский историк, продолжатель Тацита, и казненный в 524 г. Теодорихом философ Боэтий, автор трактата «Об утешении, доставляемом философией».

Характерно развитие повествовательной литературы. «Деяния Александра», «Диктис», «Дарет» получают латинскую обработку, которая стала источником знакомства средневековой Европы с этими произведениями. Огромным распространением в Средние века пользовался еще и другой латинский роман приключений - «История Аполлония, царя Тирского», разрабатывающий сюжет о разбросанной по всему миру и воссоединяющейся семье. Аполлония преследуют несчастья. Ему приходится спасаться от царя Антиоха, кровосмесительную связь которого с дочерью он разгадал по ее загадкам; жена Аполлония, киренская царевна, умирает во время морского путешествия, и ящик с ее телом погружается в воду; новорожденная дочь, оставленная на воспитание недостойным людям, подвергается смертельной опасности и считается погибшей, но в действительности попадает в дом сводника. Все оканчивается, конечно, благополучно. Царство Антиоха переходит после его смерти к Аполлонию; ящик с телом жены прибило на сушу, смерть ее оказалась мнимой, и врач вернул ее к жизни; дочь осталась чиста, и Аполлоний, дошедший уже до состояния полного отчаяния, узнает дочь в грубо оттолкнутой им было певице и находит затем жену в должности жрицы Дианы Эфесской. Порок наказан, и все добродетельные персонажи вознаграждаются. Сюжет «Истории Аполлония» послужил материалом для приписываемой Шекспиру трагедии «Перикл, принц Тирский».

Распад Западной империи, варварские завоевания и переход античного общества в феодальное довершают процесс замирания старой римской литературы. На грани VI - VII вв. она уже мертва, и ее литературные формы лишь частично трансформируются в жанры средневековой латинской литературы Но потребности школы и техники требовали сохранения древних памятников. В монастырях, cтaновящихся отныне центрами просвещения, идет работа по переписыванию текстов старых римских писателей; особенно значительна в этом отношении инициатива Кассиодора (родился около 480 г.), видного государственного деятеля времен Теодориха. Войдя в обиход школьно-монастырской жизни, особенно со времени Каролингов, переписка римских текстов сохранила их до того времени, когда они снова стали мощными факторами культурной жизни Европы, до эпохи Возрождения.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook