Съезды русских князей. Феодальные съезды Причины Любечского съезда

18. Княжеские съезды

Первый княжеский съезд происходил в 1097 г. в городе Любече. Давно уже князья чувствовали потребность договориться относительно своих взаимоотношений. Святополк Изяславич Киевский и Владимир Всеволодович Мономах приглашали одного из самых энергичных князей Олега Святославича Черниговского в Киев на совещание: «пойди Кыеву, да поряд положим о Русьстей земли пред епископы и пред игумены и пред мужи отець наших, и пред людьми традьскими, да быхом оборонили Русьскую землю от поганых». На приглашение Олег дерзко отвечал: «несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом» и не слушал своих братьев, внимая, как объясняет летописец, лишь своим «злым советникам». Он имел полное основание думать, что на съезде его будут «судить». Это было в 1096 г.

Святополк и Владимир Мономах пошли на Олега и выгнали его из Чернигова. Теперь он ушел в Муромо-Рязанскую землю и стал отсюда угрожать соседям. Он успешно воевал Роетово-Суздаль-скую землю, но успех его продолжался не долго. Сын Владимира Мономаха Мстислав, сидевший тогда в Новгороде, положил конец притязаниям Олега. Он дважды разгромил его войско, после чего Олег стал сговорчивее и явился на княжеский съезд в город Любеч. Здесь съехались князья с тем, чтобы устроить и укрепить между собой мир. Решили, чтобы каждый из князей держал свою вотчину, т. е. полученную от отца землю, и не покушался бы на чужое. Целовали крест на том, что если кто-нибудь из князей поднимется на другого, то все князья должны встать на зачинщика.

На этом съезде уже совершенно четко было констатировано наличие нового политического строя. Было официально признесено и признано съездом: «кождо да держит отчину свою». Съезд признал этот факт основой дальнейших политических междукняжеских отношений.

Но лишь только князья разъехались, как между двумя князьями, присутствовавшими на съезде, разыгралась кровавая драма. Давид Игоревич, князь Владимиро-Волынский, при содействии самого Святополка Изяславича вероломно и коварно поступил с князем Теребовльским Васильком. Пригласили его в гости, сковали, и Давид велел выколоть ему глаза. Василько был сильный и храбрый человек, много удачных походов совершил он на поляков и стал среди князей вызывать подозрения в своих дальнейших замыслах. Боялись, что, объединившись с Владимиром Мономахом, он может быть, опасен другим князьям.. Его и решили они погубить.

Владимир Мономах собрал новый съезд, который осудил поведение Давида и Святополка и постановил наказать виновных. Владимир с войском отправился на Киев. Святополк хотел бежать, но его не пустило киевское вече. Оно протестовало против осады Киева и связанного с ним кровопролития. В результате нового расследования дела пришли к компромиссному решению - велели одному из соучастников преступления преследовать другого. Святополк.должен был итти против Давида. Святополк долго медлил и, наконец, пошел устраивать свои собственные дела, отвоевывая для себя у родственников ослепленного князя волости. Давид с помощью половцев получил возможность еще больше усилиться.

Через три года был созван второй съезд в Витичеве (1100 г.), куда вызван был и. Давид. На этот раз против него стояла северная коалиция князей. Лишенный Владимиро-Волынского княжества, он должен был повиноваться и довольствоваться назначенной ему новой сравнительно небольшой волостью.

На съездах решались и другие вопросы, касающиеся всех княжений. На съезде 1103 г. у Долобского озера ставился вопрос о совместных действиях против половцев, и Владимиру Мономаху пришлось убеждать Святополка в необходимости похода. Прошли те времена, когда Владимир I посылал своих подручных князей, куда считал необходимым. Дружина Святополка протестовала, указывая на то, что весной нельзя брать крестьянских лошадей, необходимых армии в случае похода, и отрывать крестьян от поле-вых работ, от чего страдали не только смерды, но и их хозяева-землевладельцы, в том числе и дружинники.

Мономаху удалось опровергнуть эти соображения и доказать, что лучшая защита крестьянского хозяйства - это разгром половцев, постоянно угрожающих тому же крестьянству. Княжеские съезды оказались не способными примирить противоречивые интересы феодальных владетелей. Среди них продолжало господствовать право сильного. Сильный феодал имел возможность игнорировать и постановления съездов. Феодальная раздробленность сделалась фактом очевидным. Неизбежным ее следствием явились хронические феодальные войны. Закончился Киевский период истории России. Но прежде чем окончательно умереть,. старый строй был на время реставрирован.

Первоначально историки называли такие съезды кня­жескими. Княжеские съезды считались особенностью по­литического строя Киевской Руси с середины XI в. (т.е. после смерти князя Ярослава). Рассматривая террито­риальную структуру Киевской Руси в этот историчес­кий период как союз князей, ряд историков (например, В.

И. Сергеевич) считали съезды союзным органом, «со­бранием независимых государей». Называя съездами со­вещания, в которых принимали участие только князья, в прежней историографии не обращали внимания на съез­ды боярства и называли их обычно вечевыми собраниями.

Феодальные съезды созывались в случаях, когда не­обходимо было решать вопросы исключительной полити­ческой важности, и притом так или иначе затрагивающие интересы широкого круга феодалов.

Феодальные съезды имели часто «общеземский» ха­рактер: в них принимали участие все князья или основ­ная масса князей. Наиболее яркими примерами подобных съездов были съезды в Любече и Уветичах. Ho были съез­ды, созываемые той или иной феодальной группировкой. Достаточно отметить созыв двух съездов Ростиславичами и Ольговичами в 1187 г.

B съездах могли принимать участие не только кня­зья, но и их представители. Несомненно, что так называе­мая Правда Ярославичей была обсуждена на подобном съезде: «Правда уставлена Роуськой земли, егда ся сово­купил Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин, Микула». Были даже съезды, где под председательством великого князя совещались не князья, а только их представители. Так, статья о резах была принята на подобном съезде: «Володимер Всеволо- довичь по Святополце созва дружину свою на Бересто- вемь: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Бело- городьского тысячьского, Станислава Переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа и уставили до третьего реза, оже емлеть в треть куны». (46 (53) Tp.).

Ha съездах присутствовали также боярство, дружи­на. Это подтверждается летописными данными. Напри­мер, рассказывая о съезде в Уветичах, летописец отмечал: «И сташа вся братья на коних; и ста Святополк со своею дружиною, а Давыд и Олег с своею разно, кроме себе» (Лав­рентьевская летопись, под 1100 г.). Рассказывая о Долоб- ском съезде, летописец указывал, что вопрос о походе на половцев решался на нем не столько князьями, сколько дружиной, и так характеризовал обстановку этого съезда: «Бог вложи в сердце князем Рускым, Святополку, и Воло- димеру, и снястася думать на Долобьске; и седе Свято- полк с своею дружиною, а Володимер с своею в единомь шатре».

Княжеская дружина принимала активное участие не только при обсуждении вопросов на съезде, но и в выпол­нении принятых решений. Например, после принятия ре­шения по делу князя Давыда, князья «послаша к Давыду мужа свое, Святополк Путяту, Володимер Орогостя и Pa- тибора, Давыд и Олег Торчина; послании же придоша к Давыдови и рекоша ему: «Ce ти молвять братья: не xo- чем ти дати стола Володимерского, зане ввергл еси ножь в ны, его же не було в Русскей земли».

По мере того как ослаблялись связи между отдель­ными русскими землями, общих, всерусских съездов, по­добно Любечскому и Уветичскому, уже не созывалось. Вме­сто них начали созываться феодальные съезды или отдельных территорий (нескольких княжений), или съез­ды одной земли-княжения.

Наиболее типичными феодаль­ными съездами подобного рода были съезды в Ростово­Суздальской земле, во время борьбы Владимира с Ростовом в 1158 и 1175 гг.: «Том же лете сдумавши ростовци и суздальци и володимерди вси, пояшаАндрея, сына Дюргева старейшего, и посадища и на отни столе, Ростове, и Сужда- ли, и Володимири, зане был прелюбим всеми за премногую его добродетель». Другим примером подобного съезда яв­лялся съезд владимирцев и переяславцев, направленный против Ярополка и избравший князьями Михалка и Все­волода (Суздальская летопись, под 1176 г.).

Какие вопросы решались на феодальных съездах? Строго очерченной компетенции съездов установить не­возможно. Они собирались для решения наиболее важ­ных вопросов, имевших общее значение для всей земли или нескольких княжений. Феодальные съезды отдель­ной земли-княжения собирались для решения наиболее важных вопросов данного княжения, когда руководящая феодальная группа главного города стремилась найти под­держку и других иногородних феодальных групп. Ha та­ких съездах рассматривались вопросы о распределении престолов при дроблении княжества, об избрании и изгна­нии князей, об «экзекуции» против князей, нарушивших договор, о заключении союзов, об объявлении войны и мира, об издании новых законов и изменении старых и т.д. Например, на одном из съездов была принята Правда Ярославичей. Bo всяком случае, компетенция съездов не ограничивалась какими-либо установленными нормами.

Как вообще все феодальные съезды, так и съезды в Киевской Руси созывались тогда, когда в них была надоб­ность. Следовательно, никакой периодичности в их созы­ве не было. Созывать съезды мог всякий, кто рассчитывал привлечь внимание к данному вопросу, кто обладал доста­точной силой и влиянием. Общерусские съезды созывали великие князья, так как только они одни могли организо­вать такие съезды. B период острой борьбы между фео­дальными группировками, претендующими на Киевский престол, такие съезды могли созываться вождями этих феодальных группировок.

He установилось, конечно, никаких твердых норм и относительно порядка заседаний съезда, порядка выпол­нения решений и т. д.

Значение вынесенных съездом решений определялось фактической поддержкой решений съезда его участника­ми. Феодальный съезд не обладал настоящей властью. Князь не был обязан выполнять принятое съездом реше­ние. Летопись приводит ряд примеров этого. Классичес­кий случай отказа от принятых решений мы встречаем в рассказе о походах против половцев, предпринятых по инициативе князя Святослава: «И тако совокупившеся вси князич русские пойдоша по Днепру, нелзе бо бяшеть инде ити, бе бо снег велик. И дойдоша до Снепорода и ту изимаша сторожи половецкые и поведаша вежи и стада половецкая у Голубого леса. Ярославу же не любо бысть далее пойти, и поча молвити брату Святославу: «He могу ити дале от Днепра, земля моя далече, а дружина моя изнемоглься». Рюрик же посла ко Ярославу и рече ему: «брате! тебе было не лепо измясти нам...» И бысть межи ими распря. Рюрик же много понуживая их и не може их повести. Святослав же, хоте итти с Рюриком, но не оста брата Ярослава. И возвратишася во свояси» (Ипатьевс­кая летопись, под 1178 г.).

B целом феодальные съезды в Киевской Руси по сво­ей организации и компетенции были тождественны фео­дальными съездам раннего западноевропейского средневе­ковья.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ, принятый в научной литературе термин для обозначения периодических княжеских встреч-советов (снемов, сеймов) - одного из ключевых политических институтов в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах в 11 - начале 15 века. Основные функции княжеских съездов: организация власти внутри рода Рюриковичей (выбор киевского князя, раздел и установление порядка наследования владений; примирение отдельных князей, урегулирование конфликтов княжеских кланов и коалиций), а также проведение внешнеполитических акций, урегулирование внешнеполитических вопросов, в частности, с половецкими ханами (в кочевом мире бытовал типологически идентичный институт периодических встреч ханов и нойонов), с польскими, чешскими и венгерскими правителями.

Княжеские съезды были советами правящей династии Рюриковичей (или отдельных её «домов»), каждый представитель которой обладал потенциальным правом на власть и возможностью обратиться к общему для всех собратьев «княжому праву». В 11 - 1-й трети 13 века проводились согласно устойчивой процедуре и при соблюдении устоявшейся обрядности. Князья встречались в заранее условленном или определённом самой ситуацией месте, затем начиналось «стояние на конях» напротив друг друга, переговоры через послов; в случае их благоприятного исхода начиналась сама встреча. Иногда для этого подавался специальный знак - «билинч» (от тюркского - знак, примета). Князья зачастую встречались вне городских стен (в шатрах), в небольших городах и сёлах, реже - в столицах княжеств (Киеве, Чернигове, Владимире, Ростове). Места для княжеских съездов выбирались с особым смыслом; например, черниговские Ольговичи в 12 веке неоднократно собирались в селе Ольжичи (возможно, их родовое владение). Формула летописи «сесть с братьями на едином ковре» (как предложил князь Владимир Всеволодович Мономах князю Давиду Игоревичу на Витичевском съезде 1100), по всей видимости, являлась не только метафорическим обозначением коллективного совета, но и отражала реальную «походную» обстановку съезда. Речи князья произносили в соответствии с переговорным этикетом, который предусматривал использование устойчивых риторических и правовых формул. Междукняжеская дипломатия до середины 13 века носила преимущественно изустный характер, затем чаще стали употребляться письменные грамоты, фиксировавшие договоры. По достижении консенсуса каждый князь целовал крест, что скрепляло договор: князья предъявляли кресты клятвопреступникам или лицам, их представлявшим, в случае нарушения клятвы. Княжеские съезды нередко сопровождались или завершались пиром и взаимными подарками.

В историографии высказывались различные взгляды по вопросу о роли лиц некняжеского достоинства, присутствовавших на княжеских съездах. Б. Д. Греков и его последователи считали, что на княжеских съездах на равных выступали не только князья-Рюриковичи, но и другие представители феодальной элиты, прежде всего, бояре и епископы. Другие исследователи (в частности, Я. Н. Щапов) пришли к выводу, что в большинстве съездов 11-12 веков участвовали князья и иногда их представители (послы, советники), но не духовные лица. Бояре и дружинники чаще всего выступали на переговорах как советники, послы или телохранители князя; при этом они, вероятно, обладали правом «совещательного голоса». Ситуация принципиально изменилась во 2-й половине 13 - начале 15 века, когда княжеские съезды окончательно трансформировались в советы феодальной знати.

Первый надёжно зафиксированный в источниках княжеский съезд состоялся в 1026 году в Городце (скорее всего, в городе Городец-Остерский, ныне Остёр), где заключили мир киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый и черниговский князь Мстислав Владимирович. На этой встрече были подведены итоги многолетней войны за власть сыновей киевского князя Владимира Святославича, а достигнутые договорённости стали прецедентом мирного урегулирования междукняжеских отношений (ссылки на условия мира использовались в политических переговорах русских князей даже в 1195). На съезде в Вышгороде (1072) осуществлялось, по предположению ряда исследователей, составление и редактирование Русской правды. В конце 11 - начале 12 века княжеские съезды стали проводить чаще, что было связано как с решением ключевых вопросов политической жизни Древнерусского государства, так и с усилившейся половецкой опасностью. Особое место занял Любечский съезд 1097, после него прошли Витичевский съезд (10.8.1100), съезд на реке Золотча (1101), Долобские съезды (1103 и 1111), к этому же периоду относится съезд на реке Желянь, запись о котором входит в комплекс граффити Софийского собора в Киеве.

На Витичевском съезде 1100 года, собранном для урегулирования конфликта вокруг Теребовльского и Владимиро-Волынского княжеств, возникшего после Любечского съезда, киевский князь Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, черниговский князь Давид Святославич и новгород-северский князь Олег Святославич заключили между собой мир. 30 августа на встречу явился князь Давид Игоревич, инициатор нападения на теребовльского князя Василъко Ростиславича в 1097. Однако переговоры зашли в тупик, после чего все князья демонстративно отдалились от Давида Игоревича, встав отдельно «на конях» со своими дружинами. Князья, вместе обсуждая его судьбу, не допускали его к себе, лично к нему больше не обращались, а решение съезда сообщили ему через своих приближённых. Давид Игоревич стал «отречённым», то есть князем-изгоем, потерял право речи на съезде. На том же съезде Василько Ростиславич был лишён Теребовля и должен был остаться на попечении брата - Володаря Ростиславича - или киевского князя (братья Ростиславичи не подчинились этому решению и отстояли свои владения). Решения съезда 1100 подтвердили политико-юридическую норму княжеского права, согласно которой «муж» отвечает за преступление «головой», а князь - волостью. На Долобском съезде 1103 Владимир Всеволодович Мономах, Святополк Изяславич и их советники-дружинники приняли решение организовать поход против половцев весной, когда кочевники ослаблены после зимовки. К походу присоединились и другие русские князья. На Долобском съезде 1111 Святополк Изяславич и Владимир Мономах вновь настояли на внеурочном (весной, в разгаре посевной) походе на половцев, который снова завершился разгромом кочевников. На Долобских съездах сложилась новая военная доктрина русских князей, предполагавшая отказ от оборонительной тактики и организацию дальних походов для уничтожения половецких кочевий.

В 12 - 1-й трети 13 века традиция проведения княжеских съездов сохранилась. Проводились и масштабные съезды старших князей (1115, 1135, 1145, 1150, 1154, 1155, 1159, 1170, 1195, 1203, 1223), и встречи представителей отдельных князей, княжеских кланов и коалиций (1142, 1147, 1158, 1159, 1194, 1206, 1207, 1216/17).

Помимо собственно княжеских съездов, русские князья регулярно проводили съезды совместно с половецкими ханами (каждой весной и при смене киевского князя). Впервые в «Повести временных лет» подобный съезд упоминается в 1054/55, когда мир заключили переяславский князь Всеволод Ярославич и половецкий хан Болуш.

После монголо-татарского нашествия княжеские съезды проводились в Северо-Восточной Руси вплоть до начала 15 века. В историографии они изучены недостаточно, отсутствует их полный перечень, не проведена реконструкция процедуры. На них в качестве полноправных участников присутствовали не только князья-Рюриковичи, но и представители боярства, церковные иерархи, татарские послы (нередко контролировали организацию и ход княжеских съездов от имени ханов Золотой Орды) и др. А. Н. Насонов отметил типологическую близость княжеских съездов этого времени и монгольских курултаев. Представительные княжеские съезды прошли в 1296 году во Владимире, в 1300/01 в Дмитрове, в 1340 в Москве; в ноябре 1374 в Переяславле, в марте 1375 (на них вырабатывалась общая позиция русских князей по отношению к Мамаю). Одним из последних зафиксированных в летописях княжеских съездов стал съезд 1.11.1380 после Куликовской битвы 1380.

Институт княжеских съездов, наряду со схожими польскими институтами, стал прообразом аристократических сеймов в Великом княжестве Литовском. Традиция совместно решать важнейшие внутри- и внешнеполитические вопросы воплотилась в деятельности совещательных органов - Боярской думы, а позднее - Земских соборов и др.

Лит.: Любавский М. К. Литовско-русский сейм. М., 1900; Тельберг Г. Г. Несколько замечаний о междукняжеских снемах в древней Руси // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. №6; Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3; Новицький В. Снеми Руської Зeмлi Х-XIII в. // Праці Koмiciï для виучування icторii зaxiдньo-руського та вкpaїнcькoгo права. Kиїв, 1927. Вып. 3; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940; Греков Б. Д. Киевская Русь // Греков Б. Д. Избранные труды. М., 1959. Т. 2; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Russocki S. Zjazdy ksizeçе // Slownik starozytnoäci slowianskich. Warsz., 1982. Т. 7. Gz. 1; Кизилов Ю. А. Княжеские съезды Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. и их место в процессе централизации (традиции и действительность) // Общество, государство, право России и других стран. Норма и действительность. Ранний и развитой феодализм. М., 1983; Пашуто В. Т. Опыт периодизации истории русской дипломатии (ранний и развитый феодализм) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981. М., 1983; Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI-XIII вв. // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х-XIII вв. М., 1989; Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999; Водаtyrev S. The Sovereign and his counsellors: ritualised consultations in Muscovite political culture, 1350s - 1570s. Hels., 2000; Щавелев А. С. Съезды русских князей с кочевниками как механизм политического решения конфликтов XI - начала XIII в. // Славяне и их соседи: Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени. М., 2003; он же. Съезды князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 г. М., 2006; он же. Процедура съезда князей // Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. М., 2007; он же. К вопросу о первом съезде князей Рюриковичей // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008.

История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.

Роковая ошибка мудрого князя

Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение - разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.

Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.

Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли - от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…

Начало княжеских междоусобиц

Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц. Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя. Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.

В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.

Попытка решения разногласий

Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.

После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» - летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Постановления съезда

Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.

В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.

Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну. Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть. Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.

Распределение земельных владений

В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских - Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей - Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.

Два Святославовича - Давид и Олег - завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич - Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех - Василько Ростиславович - стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.

Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.

У великого князя Владимира, крестителя Руси, было несколько сыновей. Один из них получил прозвище Окаянный за совершенное братоубийство, другой — прозвище Мудрый за выдающиеся деяния. А сын по имени Мстислав вошел в историю под прозвищем Храбрый. Именно он, будучи князем Черниговским, начал строительство Спасо-Преображенского собора.

Князь Мстислав Владимирович Храбрый - известная историческая личность России.

Рождение Князя Мстислава

Мстислава родила Владимиру Крестителю его жена Рогнеда, происходившая из знатного полоцкого рода. Точное время рождения княжича неизвестно. В некоторых изданиях годом появления Мстислава на свет указывается 983-й. С уверенностью можно сказать лишь то, что Мстислав был рожден после 980 года. В тот кровавый год недавно взошедший на киевский престол Владимир Святославич, еще язычник, захватил Полоцк, убил местного правителя Рогволода, его сыновей, а красавицу-дочь сделал своей женой. До Мстислава Рогнеда родила Ярослава, будущего Мудрого властелина всей Киевской державы. Справедливости ради стоит отметить, что есть и другие указания относительно матери Мстислава. Иоакимовская летопись (условное название несохранившегося свода, известного только по выпискам историка XVIII века В.Н. Татищева) называет его матерью княгиню Адиль.

Княжение малолетнего Мстислава Владимировича в Тмутаракани

Около 988 года Владимир Святославич посадил малолетнего сына на княжение в , на Таманском полуострове. Этот древнерусский город, возникший среди руин античной Гермонассы и камышовых шатров хазарской Таматархи, располагался на окраине тогдашнего влияния киевских князей.

Удаленность города, его оторванность от основных земель Руси со временем обусловила появление в русской разговорной речи нарицательного значения — Тмутаракань (или Тьмутаракань) сопоставляется с чем-то недосягаемо далеким, неизвестным и, как правило, носит пренебрежительный оттенок. Тем не менее, в конце X столетия Тмутаракань имела довольно важное политическое значение.

Первые годы Мстислав являлся номинальным правителем, все важнейшие вопросы за него решало ближайшее окружение, «княжеский двор», который состоял из преданных людей, закаленных в боях и прошедших суровую школу жизни. Но ребенок рос, становился юношей — приходило время брать бразды правления в свои руки.

Становление Мстислава Храброго

Окраинное положение Тмутаракани, ее соседство со Степью — Степью именно с большой буквы, той самой Степью, откуда в течение столетий исходила для русских земель кочевническая угроза, — обуславливало военный характер местной жизни. Тмутараканский князь должен был научиться сидеть на коне и владеть мечом прежде других, мирных, навыков, кои в те времена требовалось постичь всякому правителю.

Мстислав Храбрый одолевает князя Редедю

В 1016 году Мстислав Храбрый боролся с хазарами, в 1022 году он покорил касогов и наложил на них дань. Перед сражением с касогами Мстислав в личном единоборстве одолел касожского князя Редедю. События тех далеких лет так передаются в «Повести временных лет»:

«В год 6530 (1022) пришел Ярослав [Мудрый] к Берестью. В то же время Мстислав, который владел Тмутараканью, пошел на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: „Чего ради мы будем губить наши дружины? Но сойдемся и сами поборемся. И, если одолеешь ты, возьмешь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму все твое“. И сказал Мстислав: „Будь так“. И сказал Редедя Мстиславу: „Не оружием будем биться, а борьбой“. И схватились бороться крепко, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: „О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя Твое“. И, сказав это, ударил Редедю о землю. И выхватил нож, зарезал Редедю. И пошел в землю его, взял все имущество его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь Святой Богородицы, и построил ее, стоит она и до сего дня в Тмутаракани».

Слава Мстислава, его влияние и притязания росли с головокружительной быстрой.

Политика Мстислава Храброго - Разделяй и властвуй

В 1023 году Мстислав с дружиной пришел к Чернигову, одному из крупнейших древнерусских городов того времени, и, вопреки воле своего старшего брата, правящего великого князя Киевского Ярослава, закрепился в Черниговской земле. Согласно В. Н. Татищеву, достоверность сведений которого вызывает определенные сомнения, Мстислав в 1023 году потребовал у Ярослава Мудрого, чтобы тот увеличил его земельный надел. Ярослав дал ему Муромскую землю, но это не удовлетворило Мстислава. Он совершил поход на Киев, пытаясь захватить велико-княжеский стол, однако киевляне не захотели принимать тмутараканского правителя. Не желая уходить из центральных областей Руси, Мстислав и занял Чернигов.

В 1024 году Ярослав предпринял попытку изгнать непокорного родственника из захваченного им города. Киевский князь собрал рать, включая внушительный воинский контингент варягов, и отправился в поход. В ожесточенной битве у Листвена на берегу реки Руды Мстислав наголову разбил Ярославову дружину. Сам Ярослав бежал на север, в Новгород, где он княжил до восшествия на киевский престол и где он мог заручиться необходимой поддержкой для продолжения борьбы. Показательно, что Мстислав не преследовал брата.

Городецкий договор Ярослава и Мстислава Храброго на середине Днепра

В 1026 году Ярослав и Мстислав заключили мир, встретившись у Городца (населенный пункт неподалеку от Киева). Братья договариваются о прекращении вражды на середине реки, стоя каждый на своем плоту, а по берегам их дружины ожидают княжеского решения. Согласно мирному договору, во владении Ярослава осталась территория днепровского правобережья, а Мстиславу отошли русские земли, расположенные по левому берегу Днепра с центром в Чернигове.

Городецкий договор означал не условное, но вполне реальное примирение Мстислава и Ярослава. В 1031 году князья совершили совместный поход на Польшу, откуда Мстислав привел много пленников. Воинские подвиги и доблесть Мстислава воспевал древнерусский певец Боян. Летописец писал о князе:

«Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».

Смерть Мстислава Храброго

Мстислав Храбрый скончался в 1036 году. Его земельные владения вновь вошли в состав Киевского государства под единовластным управлением Ярослава Мудрого. Тело усопшего, христианское имя которого, по некоторым данным, было Константин, захоронили в недостроенном Спасо-Преображенском соборе Чернигова.


Понравилось? Лайкни нас на Facebook