Правившие романовы. Начало династии Романовых

21 февраля 1613 г. в Москве был созван самый представительный Земский собор, который избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613-1645) . Он 11 июля был коронован в Успенском соборе Кремля.

При юном царе делами государства заведовали его мать Великая старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых (1613-1619) , а после возвращения из польского плена патриарха Филарета , последний стал фактическим правителем России (1619-1633) , носивший титул Великого государя . В сущности, в стране установилось двоевластие: государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Перед правительством встал ряд задач: наладить финансовое положение в стране, восстановить экономику, укрепить государственные границы.

Финансовые задачи решались за счет дальнейшего усиления налогового гнета: была введена «пятая деньга» (налог, составлявший пятую часть прибыли), прямые налоги на сбор хлебных запасов и денег на содержание армии (1614).

Во время правления Михаила Федоровича начинает подниматься ремесло и образовываться первые мануфактуры. В 1632 г . под Тулой начинает свою деятельность первый в стране железоделательный завод .

Сложным и неоднозначным было положение во внешней политике. В феврале 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир (1617) (в д. Столбово). Одновременно польский королевич Владислав пытался военными действиями подтвердить свои претензии на русский престол. Польские войска встретили ожесточенное сопротивление и в 1618 г. было подписано Деулинское перемирие (1618) на 14,5 лет. Польше отходили смоленские земли (кроме Вязьмы), включая Смоленск, черниговские, новгород-северские земли с 29 городами.

В 1632-1634 гг. шла русско-польская война, которая также известна под названием Смоленской войны 1632-1634 гг . , вызванная стремлением России вернуть свои исконные земли. Вскоре был подписан Поляновский мир (1634) , по условиям которого сохранялась довоенная граница, а король Польши Владислав IV официально отказывался от претензий на русский престол. Для успешного ведения военных действий в течение 1631-1634 гг . была проведена военная реформа и созданы «Полки нового строя », т.е. по образцу западноевропейских армий. Были созданы рейтарский (1), драгунский (1) и солдатский (8) полки.

3. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Правление Алексея Михайловича Романова (1645-1676).

Во время правления Алексея Михайловича в России начинается распад феодализма. Начинается развиваться мануфактура (более 20), устанавливаются рыночные отношения (в связи с повсеместным развитием мелкотоварного производства), все большую роль в экономике страны начинает играть купечество.

При Алексее Михайловиче, прозванного Тишайшим, начались складываться предпосылки к образованию в России абсолютной монархии. Первым признаком абсолютизма стало Соборное уложение 1649 г ., которое подчеркивало священность царской власти и ее неприкосновенность. В главе «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Крестьяне лишались права судебного представительства по имущественным спорам.

В этот же период начинает падать значение земских соборов, последний из которых был созван в 1653 г ., а сразу после этого создан Приказ тайных дел (1654-1676) для политического сыска.

В 1653 г. началась церковная реформа патриарха Никона по византийскому образцу.

С 1654 по 1667 гг . между Россией и Польшей шла война за возвращение исконных русских земель России и за присоединение Левобережной Украины. В 1667 г. между Россией и Польшей был подписан Андрусовский мир (1667) , по которому России возвращались смоленские и новгород-северские земли, левобережная Украина и Киев (последний до 1669 г.).

Присоединение Украины требовало унификации церковных обрядов, образцом для которых Никон избрал византийские. Кроме того, правительство желало вообще объединить церкви не только Росси и Украины, но и восточных автокефальных церквей.

После присоединения Украины, Алексей Михайлович вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», стал именоваться «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец».

Реформы Никона породили такое явление, как раскол и движение старообрядчества , которое на начальном этапе принимало экзальтированные формы, а именно - крещение огнем, т.е. самосожжение. Особенно движение усилилось после церковного собора 1666-1667 гг., на котором они были преданы анафеме за их ересь. Отражение народного несогласия с политикой официальной церкви нашло в Соловецком восстании 1668-1676 гг .

Самовластная политика московского патриарха противоречила интересам светской власти, крепнущим элементам абсолютизма и не могла не вызвать царского недовольства. На соборе 1666-1667 гг. Ни­кон был низложен и под конвоем отвезен в Ферапонтов монастырь на Белоозере. Умер Никон в 1681 году.

В России началась смена сословно-представительской монархи монархией абсолютной: земские соборы больше не созываются, авторитет Боярской Думы упал, церковь была оттеснена на второй план светской властью, усиливается контроль правительства над жизнью страны, а само правительство находится под присмотром репрессивного аппарата (Приказ тайных дел), усиливается значение дворянства (происходит уравнение поместного владения с вотчинным). При этом становление абсолютизма происходит под знаком все усиливающегося социального гнета над населением - крестьянством и посадом.

Политика правительства Алексея Михайловича вызвало ряд народных возмущений, самыми значительными из которых были Соляной бунт (1648) и Медный бунт (1662) .

Соляной бунт (это другое название Московского восстания) был инициирован грабительской политикой правительства Б.И. Морозова после проведения налоговой реформы: все косвенные налоги были заменены одним прямым - налогом на соль, в результате которого цена на нее выросла в несколько раз.

Медный бунт (или Московское восстание 1662 года) разразился из-за финансового кризиса: в 1654 г. правительство ввело медные деньги по курсу серебряных, в результате массового производства медных денег произошло их обесценивание, что привело к росту спекуляции и выпуску фальшивых монет (зачастую правящей верхушкой).

Династии Романовых — русский боярский род, который носил фамилию Романовы с конца XVI столетия. 1613 год — династия русских царей, правившая более трехсот лет. 1917 год, март — отреклись от престола.
Предыстория
Иван IV Грозный, убийством своего старшего сына — Иоанна, прервал мужскую линию династии Рюриковичей. Федор, его средний сын, был неполноценным. Загадочная смерть в Угличе младшего сына Димитрия (он был найден зарезанным во дворе терема), а потом и смерть последнего из Рюриковичей Феодора Иоанновича — прервала их династию. На царство пришел Борис Федорович Годунов, брат жены Феодора, как член регентского Совета из 5-ти бояр. На Земском Соборе 1598 г. был избран царем Борис Годунов.
1604 год — польское войско под командованием Лжедмитрия 1 (Григория Отрепьева), выступило из Львова к русским границам.
1605 год — умирает Борис Годунов, и Престол передается его сыну Феодору и царице-вдове. В Москве вспыхивает восстание, в результате которого Феодор и его мать были задушены. Новый царь, Лжедмитрий 1, въезжает в столицу сопровождаемый польской армией. Однако правление его было недолгим: 1606 год — Москва восстала, и Лжедмитрий был убит. Царем становится Василий Шуйский.
Надвигающийся кризис приближал государство к состоянию анархии. После восстания Болотникова и 2-х месячной осады Москвы на Россию из Польши двинулись войска Лжедмитрия 2. 1610 год — войска Шуйского были разбиты, царь был низвергнут и пострижен в монахи.
Правление государством перешло в руки Боярской Думы: наступил период «семибоярщины». После того как Дума подписала договор с Польшей польское войско были тайно введено в Москву. Сын царя Польши Сигизмунда III, Владислав, стал русским царем. И лишь в 1612 г. ополчению Минина и Пожарского удалось освободить столицу.
И как раз в это время на арену Истории выходит Михаил Феодорович Романов. Кроме него, на Престол претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и сын Марины Мнишек и Лжедмитрия 2 Иван, представители боярских фамилий - Трубецкие и Романовы. Однако избран был все-же Михаил Романов. Почему?

Чем подходил на царство Михаил Федорович
Михаилу Романову было 16 лет, он был внучатый племеник первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовой, и сын митрополита Филарета. Кандидатура Михаила устроила представителей всех сословий и политических сил: аристократия была довольна, тем что новый царь будет представителем древнего рода Романовых.
Сторонники легитимной монархии были довольны, тем, что у Михаила Романова имеется родство с Иваном IV, а пострадавшие от террора и хаоса «смуты» были довольны, тем, что Романов не был причастен к опричнине, казаки же были довольны, что отцом нового царя был митрополит Филарет.
Возраст молодого Романова также сыграл ему на руку. Люди в XVII столетии долго не жили, умирая от болезней. Юный возраст царя мог дать определенные гарантии стабильности на продолжительное время. К тому-же, боярские группировки, взирая на возраст государя, были намерены сделать его марионеткой в своих руках, думая - «Михаил Романов молод, умом не дошел и нам будет поваден».
В.Кобрин пишет на этот счет так: «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». В действительности, для консолидации государства, восстановления общественного порядка, были необходимы не яркие личности, а люди, которые способны спокойно и настойчиво вести консервативную политику. «…Надо было все восстанавливать, чуть не сызнова строить государство — до того был разбит его механизм» — писал В.Ключевский.
Таким и был Михаил Романов. Его правление было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых различных сторон русской государственной жизни.

Правление первого из династии Романовых
Венчался на царство Михаил Федорович Романов 11 июля 1613 г. Принимая венчание, он обещал не принимать решений без согласования с Боярской Думой и Земским Собором.
Так и было на начальном этапе правления: по каждому важному вопросу Романов обращался к Земским Соборам. Но, постепенно начала укрепляться единоличная власть царя: на местах начали управлять подчиненные центру воеводы. Например, в 1642 году, когда собрание высказалось при подавляющем большинстве за окончательное присоединение Азова, отвоеванного казаками у татар, царем было принято противоположное решение.
Самой важной задачей в этот период было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после «…смутного времени…» осталась под владением Польши и Швеции. 1632 год — после того как в Польше скончался король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, как результат — новый король Владислав отказался от притязаний на московский трон и признал Михаила Федоровича московским царем.

Внешняя и внутренняя политика
Наиболее важным новшеством в промышленности той эпохи стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме этого, были налажены дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупными центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля проходила через единственный порт Архангельск; в большинстве своем товары шли сухим путем. Так, активно торгуя с западноевропейскими государствами, Россия смогла добиться проведения самостоятельной внешней политики.
Стало подниматься и сельское хозяйство. Стало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому поспособствовало то, что сельское население Руси было разделено на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6% сельского населения. Согласно закону, они, сидя на государственной земле, имели право на ее отчуждение: продажи, заклада, передачи по наследству.
Как результат разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простых людей. Так, если за период «смуты» население в самой столице уменьшилось больше чем в 3 раза — горожане бежали из своих разрушенных жилищ, то после «реставрации» экономики, по словам К.Валишевского, «… курица в России стоила две копейки, десяток яиц — копейку. Приехав в Москву на пасху, он был очевидцем благочестивых и милостивых деяний царя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы.

«Наметился прогресс и в области культуры. Со слов С.Соловьева, «… Москва поражала великолепием, красотой, в особенности летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень многочисленных садов и огородов». В Чудовом монастыре была открыта первая в России греко-латинская школа. Восстановили разрушенную во времена польской оккупации единственную московскую типографию.
К сожалению, на развитие культуры той эпохи наложило отпечаток то, что сам Михаил Федорович был человек исключительно религиозный. Потому самыми крупными учеными того времени считались исправители и составители священных книг, что, конечно, сильно тормозило прогресс.
Итоги
Основная причина того, что Михаилу Федоровичу удалось создать «жизнеспособную» династию Романовых, явилась его тщательно взвешенная, с большим «запасом прочности», внутренняя и внешняя политика, в результате чего Россия — пусть не полностью — смогла решить проблему воссоединения русских земель, были разрешены внутренние противоречия, развивались промышленность и сельское хозяйство, укреплялась единоличная власть государя, налаживались связи с Европой и т.п.
Тем временем, действительно, правление первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации, и его личность не фигурирует в ней особым блеском. И все-же, это царствование знаменует собой период возрождения.

Предыстория Романовых. Изменения названия рода

Согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Прусс» в начале XIV века. Однако многие историки полагают, что Романовы - выходцы из Новгорода.

Первым достоверным предком Романовых и ряда других дворянских родов считается Андрей Иванович Кобыла - боярин московского князя Ивана Калиты. У Андрея Ивановича было пять сыновей: Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Они явились родоначальниками многих русских дворянских домов.

Потомки Фёдора Кошки стали прозываться Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы.

Возвышение рода

Благодаря браку Ивана IV Грозного с Анастасией Романовной Захарьиной род Захарьиных-Юрьевых стал в XVI веке близким к царскому двору, а после пресечения московской ветви Рюриковичей начал претендовать на престол. В 1613 году внучатый племянник Анастасии Михаил Фёдорович был избран на царство, и его потомство (которое традиционно называется «Дом Романовых») правило Россией до 1917 года.

Ветвь Романовых-Голштейн-Готторпских

После брака Анны Петровны с герцогом Карлом Гольштейн-Готторпским род Романовых фактически перешёл в род Гольштейн-Готторпов, однако по династическому договору сын от данного брака (будущий Пётр III) признавался членом Дома Романовых. Таким образом, по генеалогическим правилам род именуется Романовы-Гольштейн-Готторпские, что нашло отражение на родовом гербе Романовых и гербе Российской империи.

Фамилия «Романовы»

Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. п.). Кроме того, с 1761 года в России царствовали потомки дочери Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха, которые по мужской линии происходили уже не от Романовых, а от Гольштейн-Готторпов (младшая ветвь Ольденбургской династии, известной с XII века). В генеалогической литературе (особенно, зарубежной) представители династии начиная с Петра III носят название Романовы-Голштейн-Готторп. Несмотря на это, названия «Романовы» и «Дом Романовых» практически общепринято употреблялись для неофициального обозначения Российского Императорского Дома, герб бояр Романовых был включён в официальное законодательство, а в 1913 году широко отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.

После 1917 года фамилию Романовых официально стали носить (по законам Временного правительства, а затем в эмиграции) практически все члены царствовавшего дома. Исключение составляют потомки великого князя Дмитрий Павловича. Он был одним из Романовых, кто признал Кирилла Владимировича императором в изгнании. Женитьба Дмитрия Павловича на Одри Эмери была признана Кириллом морганатическим браком члена царствующего дома, а супруга и дети получили титул князей Романовских-Ильинских (сейчас её носят двое внуков Дмитрия Павловича - Дмитрий и Майкл/Михаил, а также их жёны и дочери). Остальные Романовы также вступили в морганатические (с точки зрения российского закона о престолонаследии) браки, однако не посчитали нужным менять фамилию. После создания Объединения князей дома Романовых в конце 1970-х Ильинские стали его членами на общих основаниях.

Романовы после 1917

На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола, 13 из которых были казнены большевиками в 1918-19 годах. Те, кто избежал этого, осели в Западной Европе (в основном - во Франции) и США. В 1920-30-е годы значительная часть представителей династии продолжала надеяться на крах советской власти в России и восстановление монархии.

Все представители династии являются потомками четырех сыновей Николая I:
Александровичи, потомки Александра Николаевича. Эта ветвь имеет двух ныне живущих представителей - братьев Дмитрия и Михаила Павловичей Романовских-Ильинских, младший из которых родился в 1961 году.
Константиновичи, потомки Константина Николаевича. По мужской линии ветвь пресеклась в 1973 году (со смертью Всеволода, сына Иоанна Константиновича).
Николаевичи, потомки Николая Николаевича Старшего. Два ныне живущих мужских представителя - братья Николай и Дмитрий Романовичи Романовы, младший из которых родился в 1926 году.
Михайловичи, потомки Михаила Николаевича. К этой ветви принадлежат все остальные живущие ныне мужчины-Романовы (см. ниже), младший из них родился в 1987 году.

Всего на сентябрь 2008 года род Романовых насчитывал 12 представителей мужского пола. Среди них только четверо (внуки князя Ростислава Александровича) - не старше сорока лет.

Главенство в династии

После ликвидации монархии в России ряд членов династии продолжал придерживаться имперского законодательства о престолонаследии, согласно которому, однако, никто из ныне живущих членов династии не входит в Императорский дом, поскольку все они родились в неравнородных браках и, естественно, их родители не спрашивали разрешения на брак у императора.

Если признать имперское законодательство утратившим силу в 1917 году, то порядок главенства в династии при утвержденной Павлом I полусалической схеме наследования выглядит следующим образом:
1917-1938 - Кирилл Владимирович (1876-1938), двоюродный брат Николая II
1938-1992 - Владимир Кириллович (1917-1992), его сын
1992-2004 - Павел Дмитриевич (1928-2004), троюродный брат Владимира Кирилловича
с 2004 - Дмитрий Павлович (р. 1954), сын Павла Дмитриевича

Дальнейший порядок династического старшинства:
Михаил Павлович (р. 1961), брат Дмитрия Павловича
Николай Романович (р. 1922), правнук Николая Николаевича Старшего
Димитрий Романович (р. 1926), брат Николая Романовича
Андрей Андреевич (р. 1923), внук Александра Михайловича
Алексей Андреевич (р. 1951), сын Андрея Андреевича
Пётр Андреевич (р. 1961), сын Андрея Андреевича
Андрей Андреевич (р. 1963), сын Андрея Андреевича
Ростислав Ростиславович (р. 1985), правнук великого князя Александра Михайловича
Никита Ростиславович (р. 1987), брат Ростислава Ростиславича
Николай-Кристофер Николаевич (р. 1968), правнук великого князя Александра Михайловича
Даниил Николаевич (р. 1972), брат Николая Николаевича

Однако ни Павел Дмитриевич, ни его сыновья Дмитрий и Михаил, живущие в США, никогда не выдвигали претензий на главенство в династии. На эту роль претендуют дочь Владимира Кирилловича Мария Владимировна, называющая себя главой Императорского дома, и Николай Романович, возглавляющий «Объединение членов дома Романовых», в состав которого входит большая часть ныне живущих представителей династии. Николай Романович считает, что вопрос о монархии в России, как и о том, кто должен занять престол, должен решаться на всенародном референдуме.

Известные представители рода Захарьиных-Юрьевых-Романовых
Захарий Иванович.
Юрий Захарьевич.
Михаил Юрьевич.
Пётр Яковлевич, окольничий с 1510 года; в 1512-1514 годах участвовал в Литовской войне, в 1521 году - в походах против крымцев.
Иван Васильевич, по прозванию Лятский. Участвовал в Литовской войне 1514-1519 годов и особенно отличился в 1517 году, когда разбил шеститысячное неприятельское войско близ Константинова; затем был в походе против крымцев (1522) и Казани (1524); в 1526 году послан в Варшаву для утверждения договора; в 1534 году бежал, вместе с сыном Иваном и Бельским, в Литву и там погиб.
Роман Юрьевич - окольничий; был воеводой в походе 1531 года. Умер в 1543 году.
Григорий Юрьевич был воеводой в походах 1531, 1536 и 1543 годов. В 1547 году - боярин. Около 1556 года принял иночество под именем Гурия и умер в 1567 году. Он был противником князей Глинских и много способствовал восстанию против них черни во время московского пожара 1547 года.
Василий Михайлович, тверской дворецкий и боярин, был в 1547 году «у постели на свадьбе кн. Юрия Васильевича». В 1548 году воеводствовал в Казани. Упоминается в числе бояр, оставшихся в 1559 году в Москве для управления государством, затем его имя встречается в ответной грамоте (1566) послам польского короля. Умер в 1567 году.
Даниил Романович, брат царицы Анастасии Романовны, окольничий (1547), боярин (1548). Участвовал в казанском походе 1551-1552 годов, причем особенно отличился при взятии Арского острога и в походах против крымцев и литовцев в 1556-1557, 1559 и 1564 годах. Умер в 1571 году.
Никита Романович - дед царя Михаила Федоровича. Участвовал в шведском походе 1551 года; был воеводой во время литовского похода (1559, 1564-1557). В 1563 году сделан дворецким и боярином. В 1584-1585 году участвовал в управлении государством. Умер в 1585 году, приняв монашество с именем Нифонта.
Фёдор Никитич - Филарет, патриарх.
Александр Никитич в 1585 году находился во дворце в день приема литовского посла. В 1586 году был наместником каширским. В 1591 году участвовал в походе против Газы II Гирея. В 1598 году - боярин. Борис Годунов в 1601 году лишил его боярского звания и сослал в Усолье-Луду, где он и был, по словам летописца, удавлен.
Михаил Никитич - стольник в 1597 году, окольничий в 1598 году. В 1601 году сослан в Ныроб, где вскоре умер.
Василий Никитич, стольник (1597), в 1601 году сослан в Яранск, через месяц переведен в Пелым, где содержался прикованным к стене. Умер в 1602 году.
Иван Никитич, по прозванию Каша, стольник (1591). В 1601 году сослан в Пелым, в 1602 году переведен в Нижний Новгород; вскоре возвращен в Москву. В день коронации Лжедимитрия I сделан боярином. В 1606-1607 годах был воеводой в Козельске и победил на берегах реки Вырки (1607) князя Масальского, сторонника Лжедимитрия II. При Михаиле Федоровиче играл очень видную роль, руководя преимущественно внешними делами. Умер в 1640 году.
Никита Иванович, последний боярин нецарственной линии Романовых. Был стольником в 1644 году, боярином в 1646 году. Умер в 1655 году.

Старинный московский двор царя Михаила Федоровича или так называемая Палата Романовых восстановлена при императоре Александре II. Здесь хранятся вещи, принадлежавшие патриарху Филарету, Михаилу Федоровичу и царице Евдокии. Все материалы, относящиеся до Романовых, собирались в особом Романовском отделе, основанном Н. Н. Селифонтовым в 1896 году, при Костромской Ученой архивной комиссии.

Исторические совпадения

Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и завершилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).
- 23 ступеньки переступил Михаил Фёдорович Романов, поднимаясь на трон во время коронации. В 1918 году последний Романов после 23 лет правления переступил 23 ступеньки спускаясь в подвал Ипатьевского дома.

По материалам энциклопедии Википедия

21 Февраля 1613 года на Великом Московском Соборе был обран , то есть обретен Родоначальник новой Царственной Династии юный боярин Михаил Феодорович Романов. Духовная разница между волевым «коллективным» избранием силою большинства и единогласным обретением законного Наследника Престола через соборное испытание Божией воли весьма существенная, хотя в историографической литературе принято говорить именно об «избрании» Царя Собором. Но сами соборные документы свидетельствуют только о единогласной, единодушном обрании - обретении нового Государя и Династии. Те же документы называют Царя Михаила избранником Божиим, причем не только персональным избранником, но и по достоинству Рода Своего, избранного у Бога.

По генеалогическим преданиям русский боярский Род Романовых ведет своё начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы, прибывшего примерно в 1330-е годы из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. В некоторых родословных записях Андрей Кобыла указывается как прибывший «из Прус», то есть из Пруссии, или «из Немец». Все эти характеристики - из Литвы, из Пруссии или из Немцев не противоречат друг другу - они означают одни и те же земли на юго-восточном побережье Варяжского (Балтийского) моря.

Древняя Пруссия - обширная область на Юго-Восточном побережье Балтики, в первой четверти XIII столетия была завоевана германским Тевтонским орденом и насильственно онемечена. Но часть земель Восточной Пруссии в те же времена оказалась во владении Литовского княжества, государственность которого в свою очередь основывалась на древнерусской культурной традиции: вплоть до первой трети XVI века письменным языком Литвы был древнерусский язык, на котором велось летописание, юридическое и торговое делопроизводство.

Эти земли издревле населяли иафетические славянские и балтские племена, которые жили в тесном культурном взаимодействии. Сохранившиеся фрагменты древне-прусского языка указывают на его близость, с одной стороны, к славянскому языку, с другой стороны, к балтским наречиям, к которым относился тогда и безписьменный литовский язык.

С древнейших времен в Великом Новгороде существует Прусская улица. Расположенная на Загородском Конце, свое начало она брала от Покровских ворот Новгородского Детинца (центральной части Кремля), причем это было местом поселения не заезжих иностранцев, а коренных православных новгородцев. Первое упоминание о Прусской улице в истории Новгорода относится к 1218 году, когда во время мятежа Торговой стороны и Неревского конца Людин конец и жители Прусской улицы поддержали посадника Твердислава. Встречается название улицы в Новгородской Летописи и под 1230 годом. Но археологические исследования указывают, что в качестве городской структуры задолго до 1218 года на этом месте уже существовала улица, возможно, с тем же названием, ведь в упоминании 1218 года говорится не об основании или наименовании этой улицы Прусской. Просто к этому году относится древнейшее из дошедших до нас упоминаний о ней. Другое упоминание в Новгородской летописи относится к 1230 году - в связи храмом Двенадцати Апостолов на Пропастех, возле которого массово хоронили умиравших от голода 1230 года новгородцев. Знаменательно и то, что год 1218 свидетельствует о компактном поселении в Новгороде православных прусских славян ещё до начала захвата Восточной Пруссии в 1225 году Тевтонским орденом.

Многие знатные исконно новгородские фамилии вели свое происхождение «из Прус». Например, был знаменит прусский воевода славянского происхождения Михаил Прушанин, который прибыл в Великий Новгород со своей дружиной в начале XIII столетия и потом служил Великому Князю Александру Невскому. По одним преданиям Михаил Прушанин участвовал в знаменитой Невской битве (1240), по другим участником битвы был его сын.

Михаил Прушанин был родоначальником русских дворянских и боярских фамилий Шестовых, Морозовых, Салтыковых. Мать Царя Михаила Феодоровича Ксения Иоанновна - Великая Инокиня Марфа, была дочерью Ивана Васильевича Шестова.

По семейному преданию Андрей Иванович Кобыла был одним из сыновей прусского князя Дивона Алексы (Медведя) - прямого потомка Прусского Царя Видевута, время жизни которого относят к IV веку по Р.Х.

Князь Дивон принял в Новгороде Великом Святое Крещение с именем Иоанн. Знаменитый Новгородец, герой Невской битвы Гаврила Алексич († 1241) по преданию был братом Князя Дивона-Иоанна, возможно, братом не родным, а двоюродным или троюродным. Гаврило Алексич также стал родоначальником многих знатных русских родов - Пушкиных, Акинфовых, Челядиных, Хромых-Давыдовых, Бутурлиных, Свибловых, Каменских, Курицыных, Замыцких, Чулковых и других.

Их же общий пращур Прусский Царь Видевут с братом Князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией.

Имя «Прусий» неоднократно встречается в известной династии Фракийских Царей, царствовавших с V по I столетие до Р.Х. в Вифинии (Малая Азия) и на Балканах. И в имени Князя Брут ена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». По-латыни «Пруссия» пишется как «Боруссия» (Borussia) или как «Прутения» (Prutenia). В свою очередь «Сказание Святителя Спиридона-Саввы» и «Сказание о Князьях Владимирских» указывают на происхождение Великого Князя Рюрика Новгородского от Князя Пруса - брата Императора Августа. Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения.

Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Но вместе с тем история - это не математика или классическая физика, хотя и оперирует в подавляющем большинстве исторического материала достаточно точными хронологическими данными и документированными фактами. Указывая на вполне понятную зыбкость подобных генеалогических преданий, письменная фиксация которых произошла только в XIV-XVIII столетиях, подлинная историческая наука не должна сходу отвергать их. Напротив, она должна свидетельствовать о них и бережно сохранять то, что родовая память наших предков сохраняла и передавала из уст в уста на протяжении многих и многих столетий, иначе «научно» будет отвергаться то, что именуется человеческой памятью .

Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином , указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Боярский сан был высшим государственным чином в иерархии того времени, тогда одновременно при Великом Князе редко число бояр превышало 5-6 человек, какому-нибудь безвестному ловкому выскочке такой высший чин в те времена просто не присвоили бы. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 году сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Тем более тот брачный договор был сопряжен с важнейшей дипломатической миссией, в результате которой Князь Всеволод Александрович Тверской должен был отказаться от ханского ярлыка на Тверской удел и вернуться на Княжение в Холм под Тверью, передав Тверское Княжение Князю Василию Михайловичу Кашинскому. Подобные труднейшие вопросы династических браков и смены уделов никак не могли доверить людям незнатным, не сведущим в тонкостях великокняжеской дипломатии.

Само понятие «знать» вовсе не означает широкую известность, как сейчас полагают многие. Древнерусское понятие «знать» обозначает носителей особых, наследственных знаний о премудростях Верховной Власти, знаний, которые нигде не преподавались, а передавались только от старших поколений младшим из рода в род. Знатные люди были потомками носителей Верховной Власти. Знать - хранители древнейших властных традиций, представители знатных родов сами являлись живым преданием, живой традицией, которая в силу сокровенного характера тех знаний не фиксировалась подробно письменно, но эти особые знания высоко ценились окружающими, ставили знатных людей в особое положение в древнем социуме.

У древних прусов под предводительством Царя Видевута и Князя Брутена развился культ священного белого коня, известного у балтийских славян с глубокой древности, и культ священного дуба в селении Ромове, имя которого может указывать на архаическую память об Апеннинском Риме (Roma). Символика этих культов отобразилась на гербе Пруссии, на котором изображались и сами Видевут с Брутеном, и белый конь, и дуб. По московским родословцам известно, что у А.И.Кобылы было пятеро сыновей - Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Кроме того известны знатные новгородские рода Сухово-Кобылиных и Кобылиных, происхождение которых новгородские и тверские родословцы связывают с А.И.Кобылой.

Семен Жеребец стал родоначальником для русских знатных фамилий - Жеребцовых, Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых. От Александра Ёлки ведут свое происхождение Колычевы, Неплюевы и Боборыкины. От Фёдора Кошки - Кошкины, Романовы, Шереметевы, Яковлевы, Голятьевы, Беззубцевы и другие.

«Конская» тематика в прозвищах Кобыла, Жеребец, в фамилиях - Кобылины, Жеребцовы, Коновницыны, топоним - Кобылье Городище у Чудского озера неподалеку от места Ледового побоища (1242), которое, кстати, в 1556 году давалось Царем Иоанном Васильевичем Грозным в кормление одному из Сухово-Кобылиных, но по письменным источникам известное с таким названием еще с середины XV столетия (город Кобыла) - все это может указывать на родовую память о «тотемном» белом коне Прусского Царя Видевута. А священный дуб из Ромова присутствует почти на всех гербах вышеназванных дворянских фамилий, ведущих свое происхождение от Андрея Кобылы.

Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415-1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича.

При этом надо отметить, что боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства, боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям. Служба из поколения в поколение потомков боярина Андрея Кобылы Московским Государям в столь высоких чинах означала наличие высоких личных достоинств у представителей этого знатного рода. К сожалению, не сохранилось сведений о супругах этих четырех поколений государственных деятелей, начиная с Андрея Ивановича Кобылы до Захария Ивановича Кошкина. Но несомненно то, что часть этих брачных союзов заключались с представительницами высшей московской аристократии, большинство из которых в те времена были либо прямыми, хотя и отдаленными потомками Великого Князя Рюрика, либо ближайшими их родственниками. Именно этим дополнительно можно объяснить устойчивость боярского статуса рода Кобылиных-Кошкиных, когда степень «конкуренции» с прямыми Рюриковичами могла смягчаться именно родственными связями.

При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 году. Супругой Юрия Захарьевича Кошкина стала дочь великокняжеского боярина Ивана Борисовича Тучкова. И.Б.Тучков не был представителем московской аристократии, но происходил из новгородского боярского рода и поступил на службу к Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу. В 1477 году он уже в качестве великокняжеского боярина выполнял важную военно-дипломатическую миссию по присоединению Великого Новгорода к Москве. Видимо, этими «новгородскими» родственными связями можно объяснить, почему московский воевода Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин в 1488 году стал наместником в Новгороде. У боярина Юрия Захарьевича было шесть сыновей, имена пятерых из них - Иван, Григорий, Василий, Михаил, Роман и дочь Анна. Михаил Юрьевич (†1538) выслужил боярский титул в 1521 году, Григорий Юрьевич (†1558) стал боярином в 1543 году.

Видимо, младший из братьев - Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев (†1543) дослужился «только» до окольничего и воеводы. Но и чин окольничего - второй после боярского, был чрезвычайно высок в старорусской иерархии, число окольничих в правительстве Великого Князя обычно не превышало трех-четырех. Сам факт, что его родные братья были боярами, свидетельствует о сохранении высокого статуса рода и в этом поколении. Роман Юрьевич упоминается в разрядах 1533 и 1538 годов, он был дважды женат, вторую из жен звали Ульяна (†1579), предположительно урожденная Карпова, дети: Долмат (†1545), Даниил (†1571), Никита, Анна, Анастасия. Даниил Романович Захарин-Юрьев стал боярином в 1548 году.

Анна Романовна вышла замуж за князя Василия Андреевича Сицкого (†1578) из ярославской ветви Рюриковичей. А младшая дочь красавица Анастасия Романовна (†1560) стала в 1547 году первой Русской Царицей - Супругой юного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она родила Государю шестерых детей, трех Царевичей - Димитрия, Иоанна и Феодора, и трех дочерей - Анну, Марию и Евдокию, Царевич Димитрий по неосторожности был утоплен в младенчестве, не пережили младенчества и три Дочери Русской Царицы.

Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы был его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 году, боярином - в 1562 году. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

Никита Романович был женат дважды. Первой его супругой была Варвара Ивановна, урожденная Ховрина (†1552). Ховрины происходили из древнего крымского готфского княжеского рода Гаврасов (по-татарски: Ховра). От первого брака у Никиты Романовича было две дочери - Анна Никитична (†1585), вышедшая замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова (из Рюриковичей) и Евфимия (†1602), выданная замуж за близкого родственника князя Ивана Васильевича Сицкого.

После смерти Варвары Ивановны в 1552 году Никита Романович женился вторично на Евдокии Александровне, урожденной княжне Горбатой-Шуйской из Рода Рюриковичей, от Мономаховичей по линии Суздальских Князей. От этого брака известно ещё одиннадцать детей Никиты Романовича - старший Фёдор (в монашестве Филарет; †1633), Марфа (†1610) - супруга кабардинского князя Бориса Кейбулатовича Чекрасского, Лев (†1595), Михаил (†1602), Александр (†1602), Никифор (†1601), Иван по прозвищу Каша (†1640), Ульяна (†1565), Ирина (†1639) - супруга окольничего Ивана Ивановича Годунова (†1610), Анастасия (†1655) - супруга конюшего Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского (†1646) и, наконец, Василий (†1602).

Старший сын Никиты Романовича Фёдор, родившийся около 1554 года, стал боярином в правительстве своего двоюродного брата - Царя Феодора Иоанновича - сразу после смерти отца в 1586 году. Незадолго до этого около 1585 года Федор Никитич женился на Ксении Ивановне, урожденной Шестовой из костромских дворян, отец которой Иван Васильевич Шестов был призван в 1550 году в числе Царской Тысячи на службу в Москву. Напомню, Шестовы вели свое родословие от новгородского боярина и воеводы начала XIII столетия Михаила Прушанина. У Федора Никитича и Ксении Ивановны было шестеро детей, четверо из которых умерло в младенчестве: Татьяна (†1612) - супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†около 1640), Борис (†1592), Никита (†1593), Михаил (†1645), Лев (†1597), Иван (†1599).

На царской службе боярин Федор Никитич был успешен, но далеко не на первых позициях: с 1586 года он наместничал в Нижнем Новгороде, в 1590 году участвовал в победоносном походе против Швеции, потом в 1593-1594-х гг. он был наместником во Пскове, вел переговоры с послом императора Рудольфа - Варкочем, в 1596 году состоял воеводой Царского полка правой руки, от 1590-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся боярина Феодора Никитича Романова, указывающих на его достаточно влиятельное положение среди московского боярства, некоторые его младшие братья входили в расширенный состав Государевой Думы.

Перед смертью боярин Никита Романович завещал Борису Федоровичу Годунову заботу о своих детях, и согласно известным документов опека царского шурина и первого боярина - фактически правителя России Б.Ф.Годунова о Никитичах была вполне искренней, а сами Романовы почитали себя верными союзниками Б.Ф.Годунова, этому способствовали и родственные связи - Ирина Никитична была супругой И.И.Годунова. Внезапная кончина Царя Феодора Иоанновича 7 Января 1598 года этой ситуации во взаимоотношениях Б.Ф.Годунова и Романовых не изменила. Хотя старший сын шурина Царя Иоанна, двоюродный брат Царя Феодора, боярин Фёдор Никитич имел определенное преимущество если не более близкого, то более значительного родства перед шурином Царя Феодора и родным братом Царицы Ирины Феодоровны (†1603) первым боярином Борисом Годуновым, на Великом Московском Соборе в Январе-Марте 1598 года вопрос об иных претендентах на Царский Престол кроме первого боярина и правителя Б.Ф.Годунова даже не поднимался. Нет о выдвижении иных претендентов и явных неофициальных свидетельств того же периода.

Нет таких указаний даже в дипломатических донесениях из России за Январь-Март 1598 года, в которых иностранные послы старалась отразить любые слухи о дворцовых политических интригах. Впрочем, для западноевропейского правосознания той поры преимущество прав Федора Никитича Романова на Царский Престол перед аналогичными правами Б.Ф.Годунова было непонятно. Они скорее могли видеть претендентов среди прямых Рюриковичей, в первую очередь князей Шуйских, или хотели искать военных поводов для вмешательства во внутреннюю политику России для навязывания претендентов из Династий Европы, чем сравнивать права на Престол Б.Ф.Годунова и Ф.Н.Романова.

В одном из донесений от польского посла в Январе или начале Февраля 1598 года даже содержался «прогноз», что Б.Ф.Годунов, дабы сохранить свои позиции во власти, вдруг объявит, что Царевич Димитрий Иоаннович Углицкий на самом деле не был убит 15 Мая 1591 года, и посадит на Престол своего человека под видом сына Царя Иоанна. Эта загадочная интрига, именно поляками совершенно в ином ключе развернутая к 1604 году, указывает на то, что в конце Февраля 1598года иностранцы даже не смогли предвидеть реального решения Великого Московского Собора.

Решающим фактором в вопросе восприемства Престола, очевидно, была позиция Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, который полагал, что брат Царицы, в руках которого с 1586 года находились все основные бразды правления государства, который зарекомендовал себя опытным и мужественным политиком, масштабным устроителем Земли Русской в градоустроительном, военном, налоговом и хозяйственном делах, как никто другой был способен нести тяжкий Царский Крест. Конечно, Святейший Патриарх хорошо понимал, что некоторые наследные преимущества есть и у двенадцатого по чести боярина Федора Никитича Романова, но его заслуги в государственном строительстве с 1584 года были неизмеримо меньше, чем вклад в процветание России и Русской Православной Церкви Б.Ф.Годунова, много сделавшего для утверждения Патриаршества на Руси. Возможно, такая твердая позиция Патриарха, приведшая к тому, что на Соборе даже предварительно не обсуждались иные претенденты на Престол, уже в ближайшие два года духовно-политический компромисс превратит в тяжелейшую государственную проблему.

На Соборе 1598 года впервые в истории России была принесена страшная клятва на верность Царю Борису и Его Наследникам. Должно быть, Святейший Патриарх, который непосредственно участвовал в составлении текста Соборной клятвы и грозных духовных прещений, которые накладывались на возможных нарушителей этой клятвы, был уверен, что верующие русские люди не пойдут на нарушение таковой Соборной присяги. Однако тайные противники нового Царя, а возможно и противники самого миропокоя в нашем Отечестве, которые не дерзнули на Соборе поднять голос против позиции Патриарха и кандидатуры Б.Ф.Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор или плести ещё более тонкую дворцовую интригу, имитирующую заговор. В качестве знамения для такого явного заговора или коварной мистификации оного злодеи избрали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них - боярина Фёдора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника Престола, чем Царь Борис. Кто был главным организатором этого заговора или его имитации, историки могут строить только предположения, прямых документов, связанных с его расследованием не сохранилось. Ясно только одно, что сами Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных.

Вместо своих ближайших сподвижников и родственников Царь Борис увидел в Романовых главную опасность для себя и, что более важно, главную опасность для миропокоя в Российской Державы. Он вполне осознавал, чем теперь, после страшной Соборной клятвы 1598 года грозит для России и Русского Народа её нарушение. Дабы исключить саму идею претендентства на Престол боярина Федора Никитича Романова, он распорядился насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево-Сийский монастырь на Русский Север. А остальные Никитичи Романовы - Михаил, Александр, Никифор, Иван, Василий были взяты под стражу и отправлены в ссылку, где они содержались в самых суровых условиях, от которых скончались в 1601-1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ивана Никитича.

После злодейского ритуального заклания юного Царя Феодора Борисовича Годунова и собственного Венчания на Царство Лжедмитрий I в 1605 году вернул из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родственников, а останки умерших также были привезены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротонисан как Ростовский Митрополит. А Ивану Никитичу Романову был дан боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова вернули под попечение Матери - Великой Инокини Марфы. Столь претерпевшие от прежнего Царствования Романовы приняли благодеяния самозванца, но не выказывали ему никакого подобострастия во все время продолжавшегося менее года лжецарствования. Поставленный местным Московским Собором 1606 года на Престол Царь Василий Иоаннович Шуйский содействовал избранию нового Патриарха - Казанского Митрополита Ермогена, который с большим почтением относился к Митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский Покаянный Собор в начале 1607 года с участием свергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова Митрополит Филарет не прибыл.

В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя Митрополит Филарет попытался организовать оборону, предатели России открыли ворота Митрополичьего Двора, Святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» Святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана Митрополит Филарет не признавал, но Богослужения в Тушино совершал. В 1610 году Митрополит Филарет (Романов) был отбит у тушинцев и после свержения Царя Василия Шуйского во время семибоярщины стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Ермогена. Московским правительством Митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с Польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором Митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия.

В краткую пору «семибоярщины» сын Митрополита Филарета юный Михаил Феодорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Феодоровича Романова и его Мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 Октября 1612 года и после этого вместе с Матерью отбыл в свое Костромское имение Домнино.

Таким образом, никто из Романовых не оказывал влияния на решение Великого Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Точнее - участник собора, брат Митрополита и родной дядя Михаила Феодоровича - Иван Никитич Романов первоначально был даже против выдвижения в качестве одной из кандидатур своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович ещё млад... » По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители Ополчения стали отвергать любых представителей иностранных династий, а Донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Феодоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.

Великий Собор 1613 года принял страшную клятву на верность обранному Царю Михаилу Феодоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Соборной Клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.

Данный экскурс в область древних преданий и родословий необходим, чтобы лучше понять образ мыслей наших предков, которые в соборных прениях в Феврале 1613 года выясняли, кто из возможных претендентов на Всероссийский Престол должен принять на себя и своих потомков Царский Крест. Исключительная знатность происхождения Рода Романовых в этом решении имела первостепенное значение.

Иллюстрации:

1. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

2. Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548 г.) Arma Prutenorums - Щит (герб) Пруссии

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В феврале 1940 года Красная Армия, прорвав мощную линию укреплений белофиннов, где ещё пару месяцев назад пали тысячи советских бойцов и командиров, нанесла решающий удар по войскам противника.

«О стрелке Васильевского острова с её Ростральными колоннами говорят как о городском ансамбле уже два века, стрелки же Петроградской стороны до тех пор, пока там не встал крейсер, будто и не существовало. Теперь голубое здание и крейсер образовали здесь свой ансамбль» (М. Глинка «Петровская набережная»).

В прошлом году мир облетело сенсационное сообщение: найдено место, где после Второй мировой войны скрывался от правосудия доктор Йозеф Менгеле - тот самый Ангел смерти, как прозвали его в Освенциме, который производил изуверские опыты на живых узниках!

Первая российская метеорологическая обсерватория была создана в Санкт-Петербурге в 1834 году. Сбор сведений о проявлениях климата проводился в ней для научных и гражданских целей, однако уже довольно скоро одним из основных заказчиков стало военное ведомство. А с началом эры воздухоплавания знания о предстоящей погоде оказались ещё более необходимыми.

Все тепловые двигатели, в число которых входят и ракетные, превращают внутреннюю энергию сжигаемого топлива в механическую. Топливо при этом может иметь весьма разнообразные формы и параметры. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) не приемлют ни дрова, ни уголь, им подавай нечто жидкое или газообразное. Но бывают вещества совсем необычные.

На этой неделе мы отмечаем 8 Марта - Международный женский день. Сейчас это кажется странным, но совсем недавно женщины вполне официально считались людьми второго сорта. Знаменитые «Три К - Ktiche, Kinder, Kirche» (кухня, дети, церковь) - много столетий висели дамокловым мечом над женским полом, отрицая их возможности и желания. Естественно, что многие женщины не могли мириться с таким положением дел и боролись за свои права. Иногда эта борьба была кровавой…

С каждым днём возрастает угроза новой войны на Ближнем Востоке. Как показывает опыт, конфликт легко зарождается, но его очень сложно погасить. И никогда нельзя быть уверенным, что военный пожар, вспыхнувший в одной стране, не перекинется на другие регионы. В этой связи вспоминается Первая мировая война - то, как она началась и чем закончилась. 10 миллионов убитых, 20 миллионов искалеченных, около 10 миллионов умерших от голода и эпидемий. Кто и как развязал войну? Об этом до сих пор спорят историки.

В начале XX века Британию захлестнула волна экстремизма. Горели почтовые ящики, в домах разбивались стекла, а сами здания нередко поджигались, правда, в основном пустующие. Причём все эти антиобщественные действия совершали отнюдь не бандитствующие молодчики с дубинками в руках, а хрупкие женщины, требовавшие всего-навсего… допустить их к урнам для голосования!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook