Россия и страны Балтии: контуры концепции двусторонних отношений. Когда прибалтика станет нищей Нынешний статус стран Балтии

Фото: Reuters.com

Интересно, а что происходит сейчас в Прибалтике? Судя по последним новостям – ничего хорошего. Казахстан вот уже присоединился к запрету на поставки рыбной продукции из Латвии и Эстонии. Россия, напомню, закрыла свои границы для прибалтийской рыбы ещё в 2014 году – там были найдены какие-то вредные и опасные вещества.

С молочной продукцией из Прибалтики дела тоже обстоят довольно кисло. Известный вам доктор Пилюлькин пишет , что обнаружил литовское сливочное масло на полках испанского супермаркета.

Надписи на масле ещё на русском языке – эту партию, вероятно, хотели отправить в Россию, но не смогли. Покупать дорогое прибалтийское масло в Испании тоже явно никто не будет: в Испании тяжелейший кризис, и многие эксперты полагают, что именно Испания станет следующей после Греции.

Что будет делать Прибалтика дальше – совершенно непонятно. Прибалты весьма трудолюбивый народ, при иных обстоятельствах они могли бы жить ничуть не хуже немцев или датчан. При обстоятельствах нынешних… давайте посмотрим на экономику наших соседей по Балтике трезвыми глазами.

1. Промышленность стран Прибалтики неконкурентоспособна. У немцев лучше оборудование и больше политических возможностей пропихивать свои товары, также у немцев гораздо больше денег и вообще выше уровень технологического развития. Конкурировать с немцами страны Прибалтики не могут.

В России, с другой стороны, сейчас очень выгодные условия для производства – в исследовании Boston Consulting Group указывается , что мы уже обошли по конкурентоспособности даже Китай и отстаём только от Индии, Таиланда и Индонезии.

Прибалтика с её высокими издержками и дорогой рабочей силой оказывается зажата между двумя огромными регионами, конкурировать с которыми она не может.

2. Своих углеводородов в Прибалтике нет. Игналинская АЭС, которая могла бы решить энергетические проблемы, была закрыта по приказу Евросоюза, новую же АЭС на её месте строить никто не будет. Сейчас уже строится АЭС в Калининградской области, а двум атомным станциям в регионе будет тесно.

Таким образом, энергия в Прибалтике была и будет дорогой – и сделать с этим ничего нельзя.

3. Сельское хозяйство стран Прибалтики оказывается ненужным. В Евросоюзе полно своих фермеров, а Россия, в сторону которой продолжают активно плеваться прибалтийские элиты, не испытывает особого желания распахивать свои рынки навстречу соседям по Балтийскому морю.

Опять-таки, в России сейчас сельское хозяйство развивается очень хорошими темпами, и особой потребности в импорте продуктов, которые отлично производятся и на территории России, у нас нет .

4. Главным козырем Прибалтики были до последнего времени незамерзающие порты в Балтийском море. Эти порты обслуживали российский импорт-экспорт, так как на близлежащей территории России достаточно мощных портов не было.

В нулевых годах, однако, Россия начала активнейшим образом развивать порт в Усть-Луге под Санкт-Петербургом, вода в котором замерзает только в самые холодные зимы (во время которых можно вскрывать лёд ледоколами). Уже сейчас этот порт забрал на себя значительную долю оборотов портов Прибалтики.

Можно ожидать, что через год-другой потребность в прибалтийских портах просто отпадёт.

Посмотрите на карту Европы. На западе от Прибалтики расположена Польша, у которой есть собственные отличные порты. На востоке – Россия, которой услуги Прибалтики скоро будут не нужны. Остаётся ориентироваться только на небольшую Белоруссию, которая, опять-таки, может сейчас выбирать между Польшей, Россией, Прибалтикой и Украиной.

Конечно, есть ещё и внутренние нужды. Однако население Прибалтики весьма невелико, да и непонятно, какие конкретно товары будут перевозить порты. Повторюсь, сельское хозяйство и промышленность Прибалтики не слишком-то конкурентоспособны.

5. Финансы «балтийских тигров» находятся в крайне плачевном состоянии. Долгов после вступления в Евросоюз было набрано изрядно, и их обслуживание сейчас съедает значительную долю бюджета. Также много денег уходит на социалку – отнюдь не самую щедрую в ЕС, но всё равно весьма обременительную для прибалтийских стран.

6. Осталось, пожалуй, упомянуть демографическую проблему. Прибалтика испытывает страшнейшую депопуляцию: люди массово уезжают из страны – в первую очередь в Евросоюз, куда им уехать проще всего.

Две показательные цифры: в Литве живёт сейчас 2 миллиона 900 тысяч человек. В 1991 году жило 3 миллиона 700 тысяч.

Если бы из России уезжали такими темпами, у нас бы сейчас было не 146, а 116 миллионов жителей. То, что произошло с Прибалтикой, иначе как демографической катастрофой назвать сложно: ведь уехали из страны самые активные и самые трудоспособные граждане.

Есть ли пути выхода из кризиса?

Как видите, Прибалтика является сейчас классическим депрессивным регионом, в который нужно вливать значительные средства, чтобы он мог хотя бы обеспечивать сам себя. Однако Евросоюз имеет не те традиции и не то финансовое положение, чтобы материально помогать далеко не самым важным с точки зрения «старой Европы» странам.

Россия же и подавно вливать ресурсы в Прибалтику не намерена – так как ведут себя по отношению к России власти Прибалтики откровенно враждебно.

В среднесрочной перспективе Прибалтика сможет, вероятно, ещё какое-то время "потрепыхаться", год за годом увеличивая свой внешний долг, теряя население и постепенно опускаясь на самое дно. Многие боятся, что Евросоюз начнёт использовать Прибалтику в качестве отстойника для беженцев из разорённых Западом стран, но мне эти страхи кажутся преувеличенными: беженцы предпочитают оседать или в более богатых странах, или в странах, в которых есть работа.

В долгосрочной же перспективе вариантов выхода из кризиса у Прибалтики есть ровно два. Или всё же помириться с Россией и попытаться встроиться в экономику Таможенного союза, в рамках которого Прибалтика может найти себе комфортную экономическую нишу. Или отказаться от евро, вернуть свои родные валюты и девальвировать их раз так в пять: чтобы труд прибалтов обходился фермерам и промышленникам дешевле, чем труд небогатых обитателей стран Юго-Восточной Азии.

Подведу итог

В данной статье я ни в коем случае не хочу выносить неоправданно суровый приговор нашим западным соседям. Как бы ни старались власти Прибалтики, раздуть неприязнь между нашими народами не удалось: в России хорошо относятся к эстонцам, литовцам и латышам, а в Прибалтике, в свою очередь, весьма неплохо относятся к русским. Бывают, конечно же, неприятные исключения, однако погоды они не делают.

Если вы полагаете, что я сгустил краски и что экономика Прибалтики имеет шансы на выздоровление – что же, откройте мне глаза и изложите в комментариях ваш план вывода этого региона из системного кризиса. Я с радостью послушаю, что могут предложить мировой экономике прибалтийские фермеры и промышленники.

Владимир Веретенников, для РИА Новости

Экономисты Латвии, Литвы и Эстонии утверждают, что в ближайшие годы прибалтийские республики могут столкнуться с острым системным кризисом, связанным с потерей значительной части финансирования из западных структурных фондов. На кону — сотни миллионов евро. РИА Новости решило выяснить, чем грозит государствам Балтии полное или частичное отлучение от европейской финансовой "соски".

Под денежным дождем

На сегодняшний день в Евросоюзе идет очередной период планирования — с 2014 по 2020 год. За этот срок только Латвии, как следует из открытых источников, планировалось выделить из европейских структурных фондов порядка 4,5 миллиарда евро (по три тысячи на каждого жителя). Согласно данным Eurostat, общий размер дотаций для государств Прибалтики составил за последние пять лет около 3,5 миллиарда евро в год. При этом финансовые вливания в Литву и Латвию почти ежегодно увеличивались на 50-100 миллионов евро. Самыми крупными донорами являются Европейский социальный фонд (ESF), Европейский фонд регионального развития (ERAF) и Фонд кохезии (выравнивания) (KF). Примечательно, что с момента вступления всех трех республик в ЕС в 2004-м величина их обязательных выплат в общую казну Союза не превышала 150-300 миллионов евро. Другими словами, объем отдаваемого был в шесть-семь раз меньше, чем получаемого.

В разговоре с РИА Новости депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин подтвердил: "Зависимость всех трех стран Балтии от денег ЕС фатальна. Но самая финансово несамостоятельная из балтийских "сестер" — Латвия. В 2017 году ее годовой бюджет составляет восемь миллиардов евро. Из них один миллиард — помощь от ЕС. То есть каждый восьмой евро в нашем латвийском бюджете — подарок от ЕС. В следующем году финансовая зависимость от Евросоюза останется: бюджет спланирован на уровне почти 8,7 миллиарда евро. Из них 1,2 миллиарда — деньги ЕС".

Европа в Прибалтике – не того сорта. Загуститель не тот Как известно, мы состоим из того, что едим. Точнее, из того, что усвоилось и осталось. А в этом смысле после вступления в ЕС в странах Прибалтики все время происходит что-то невероятное. Но при этом очевидное.

Технология освоения проста: достаточно умело составить проект, подать его на рассмотрение в Брюссель и в итоге получить европейские деньги. "Тут целое море программ: от оборудования лабораторных комнат для студентов в университетах до утепления школ и садиков, от укладки нового асфальта до программы мобильности для безработных с целью вернуть их на рынок труда. Финансирование ведется по сотням программ и по линии десятков фондов и инструментов поддержки. Обучение пограничников, семинары для прессы, строительство новых линий сортировки мусора, борьба с детской бедностью, закупка оборудования для борьбы с контрабандой, улучшение систем управления в госсекторе, помощь предпринимателям при переходе на зеленую энергию, дотация при закупке электромобилей, финансовая помощь крестьянам при рекультивации пахотных земель… Мне легче назвать отрасли, где Евросоюз нам не помогает", — отмечает Мамыкин.

Пора взрослеть

Однако не исключено, что такое изобилие скоро закончится. Мамыкин объясняет, что бюджетные периоды в ЕС планируются на семь лет, а очередной срок истекает в 2020 году.

"Некоторые программы в Латвии будут действовать до 2024 года, потому что они начнутся позже или рассчитаны на десять лет, с 2014-го. Что будет потом — не знает никто. Сокращение финансирования связано с двумя моментами. Первый: выход Великобритании из ЕС. Недавно я встречался с еврокомиссаром по бюджету Гюнтером Эттингером. Он назвал цифру в 12 миллиардов евро в год — та сумма, которой будет ежегодно не хватать при отсутствии в ЕС Соединенного Королевства. Поэтому при уменьшении доходной части общего бюджета ЕС сократится и расходная часть. И каждое государство, включая страны Балтии, будет получать меньше. Самый скромный минус, который прогнозируют финансисты, — 150-200 миллионов евро для каждой из стран. Четыре миллиарда из недостающих денег ЕС готова компенсировать Германия. Но очевидно, что полностью покрыть недостающий взнос британцев не готова ни одна из больших стран ЕС: ни Франция, ни Испания, ни Италия", — утверждает парламентарий.

Кроме того, по его словам, есть и вторая причина сокращения дотирования: прибалтийские республики стали считаться в ЕС "взрослыми". "За время с 2004 года, когда Литва, Латвия и Эстония стали полноправными членами ЕС, прошло более 13 лет. Теперь чиновники Еврокомиссии говорят: за минувшие годы мы закачали в экономики стран Балтии десятки миллиардов евро. Вы эти деньги брали и всякий раз рапортовали, что жизнь становится все лучше и лучше. Теперь вам пора самим становиться донорами — ЕС вам помог, теперь вы сами обязаны помогать Болгарии, Румынии и Хорватии, вошедшим в Евросоюз после вас. И еще на горизонте вступление в ЕС государств Западных Балкан, это даже Юнкер признал в своей последней речи. Детство кончилось, пора странам Балтии взрослеть и тоже нести ответственность за наш общий союз", — описывает ситуацию Мамыкин.

Не очень хорошо обстоят дела и в Литве. Вот что рассказал РИА Новости депутат горсовета Клайпеды Вячеслав Титов: "Сегодняшнее развитие Литвы, как и Прибалтики в целом, во многом определяется именно субсидиями ЕС. В последние годы республика ежегодно получала 1,6-1,9 миллиарда евро. Например, у нас в Клайпеде принцип формирования инфраструктурного бюджета таков, что, к примеру, Евросоюз выделяет 85% для строительства бассейна, а 15% средств отчисляет самоуправление. Бывает, что на тот или иной проект 85% в равных долях выделяют ЕС и государство, а оставшиеся 15% — местные власти. Евросоюз также дотирует сельское хозяйство в странах Балтии. Если у тебя есть один гектар сельскохозяйственной земли и ты косишь на ней траву, тебе выделяют где-то по 100 евро в год. Можно смело говорить, что в случае сокращения субсидий государствам Прибалтики предстоит очень болезненный процесс — придется учиться жить на свои средства".

Было — даром, будут — кредиты

Неутешительные прогнозы для Прибалтики в беседе с РИА Новости подтвердил и Мирослав Митрофанов — сопредседатель партии "Русский союз Латвии", помощник евродепутата Татьяны Жданок.

"Существующий сейчас порядок финансирования Фонда кохезии существенно изменится. Раньше старые члены ЕС вкладывали деньги в этот фонд, а оттуда финансировались инфраструктурные проекты в государствах — новых участниках Содружества. Цель — сократить существенный разрыв в уровне развития инфраструктуры старых и молодых членов ЕС. Впрочем, деньги на выравнивание получают не только государства, но и некоторые отдельные бедные регионы, например в Испании, Италии и Греции", — комментирует Митрофанов.

За счет внешних вливаний, уточняет он, формируется примерно пятая часть ВВП Латвии. "Понятно, что лишиться этих денег было бы очень болезненно для государства. Сейчас Минфин пытается успокоить население: недавно заявили, что в следующий период планирования бюджета Евросоюза после 2020 года объем доступных нашей стране средств из еврофондов может снизиться лишь на 15-30 процентов", — поясняет эксперт.

После 2020 года, уверен собеседник, приток европейских денег в Прибалтику не иссякнет, но поступать они будут уже не даром, а в виде долгосрочных кредитов. "Дело в том, что сейчас Евросоюз переживает экономическую стагнацию. Там просто не предвидится настолько больших инфраструктурных проектов, которые потребуют вложения "дешевых денег", имеющихся сейчас в ЕС в большом количестве. В этих условиях наилучшим способом размещения средств считается отдача их в кредит под гарантии государств или муниципалитетов", — обрисовывает перспективы Митрофанов.

И добавляет, что в ближайшие годы случится еще одно существенное изменение — проекты, на которые идут деньги из европейских структурных фондов, начнут оцениваться гораздо строже, чем раньше. "До нынешних времен в этой сфере царила большая свобода. Оценкой проектов, требующих менее 200 тысяч евро, в Брюсселе вообще не интересовались, полностью оставляя это в сфере компетенции национальных правительств. Но сейчас все проекты, претендующие на еврофинансирование, не просто начнут подвергать тотальной проверке, их еще и заставят конкурировать друг с другом. Допустим, представит Германия 50 проектов инфраструктурного развития и пять — Латвия. Естественно, предпочтение отдадут проектам с более тщательной проработкой (а для этого необходимо наличие высококлассных экспертов), с возможностью государственного софинансирования и меньшими коррупционными рисками. Помимо этого, Еврокомиссия может проверить на любом этапе эффективность своих вложений, а выдачу денег под утвержденные проекты можно будет остановить уже в ходе их реализации, если государство откажется участвовать в общих программах ЕС. Как, например, в программе равномерного распределения беженцев по всем странам — членам Евросоюза. Страны Балтии отнюдь не рвутся размещать у себя мигрантов", — напоминает Митрофанов.

В ожидании "финансового шторма"

По информации Андрея Мамыкина, в Прибалтике сейчас есть масса программ, которые не смогут существовать без ЕС, оплачивающего до 85% стоимости того или иного проекта. "Понятно, что, сидя на денежном буксире, в самостоятельное плавание отправиться сложно. Ясно, что в ситуации урезания или полного прекращения финансирования те или иные программы придется просто закрыть", — признает Мамыкин.

Не евро единым… Почему в Польше уверены, что европейская валюта ей навредит Страны Прибалтики, вступив в ЕС, поторопились перейти на евро. Результат, мягко говоря, неоднозначный. А вот Дания и Швеция, например, входят в ЕС давным-давно, а в еврозону – нет. И даже не собираются. Почему?

Вместе с тем, указывает он, безрадостная перспектива — не секрет для властей. "Но тут в странах Балтии подход совершенно разный. В Эстонии, например, задолго до прекращения еврофинансирования поставили амбициозную цель — стать "цифровым центром" ЕС. В итоге Эстония получила в Еврокомисии пост комиссара по единому цифровому рынку (им стал бывший премьер-министр республики Андрус Ансип). Эстонцы уже создали не только первое в мире, но и самое эффективное "цифровое" государство: от заявления в полицию до подписания закона президентом — все это происходит в электронном виде. Они оказались настолько прозорливыми, что пять-семь лет назад сумели подготовиться к экономическому кризису и создали государственный накопительный фонд. В Латвии, к сожалению, противоположная ситуация. Пока нам дают деньги из ЕС, мы их "пилим", причем не без случаев чудовищной коррупции. Однако стратегическое видение развития страны до сих пор отсутствует", — рассказывает депутат.

Парламентарий говорит, что ситуация весьма унизительная: "Спустя 27 лет после провозглашения независимости моя страна стоит в позе попрошайки с протянутой рукой! Мол, дяденьки в Брюсселе, дайте нам денег, кушать хочется…" Также он обращает внимание на то, что самая талантливая и работоспособная молодежь продолжает десятками тысяч покидать Латвию, чтобы получить достойную работу и сделать карьеру в Западной Европе. А зарубежные инвесторы, у которых есть желание вложиться в Латвию, зачастую понимают, что их денег здесь никто не ждет.

В свою очередь, не все настроены столь пессимистично и считают, что латвийское правительство все же готовит фундамент для жизни после оттока европейских денег. По словам Мирослава Митрофанова, в стране проводят налоговую реформу, сокращают персонал государственных учреждений, расходы на социальную среду (хотя, к примеру, финансирование военной сферы не только не урезается, а, напротив, растет). "Скоро резко усилится давление на муниципалитеты, чтобы радикально увеличить ту долю взимаемых налогов, которую самоуправления перечисляют в госказну. При этом особенно пострадают муниципалитеты Риги и Рижского района — как наиболее состоятельные. Кроме того, уже опубликован план о закрытии почти половины школ в стране", — резюмирует Митрофанов.

Хватит ли времени перестроить финансовую систему — вопрос открытый.

Население Прибалтики стремительно сокращается. И дело здесь даже не в снижении рождаемости и увеличении смертности, а в эмиграции. Массовый отток населения, подобно вирусу, поразил Латвию, Литву и Эстонию. На сегодняшний день по статистике самая крупная группа населения в этих странах – те, кому за пятьдесят.

Чтобы вы сразу поняли всю масштабность проблемы, предлагаю взглянуть на таблицу по примеру Литвы:

В Латвии и Эстонии ситуация аналогичная.

По прогнозам Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в будущем "вирус" будет только прогрессировать и уже к концу 2017 года скорость убыли населения прибалтийских государств приблизится примерно к 300 человек в сутки. На этом фоне, как считает сотрудник Литовского центра социальных исследований Видмантас Даугирдас, лет через 15 - 20 все территории стран Балтии, кроме столиц, будут причислены к редко заселенным.

Эксперты уверены, что на сегодняшний день умами молодежи Прибалтики овладела одна мысль – поскорее покинуть Родину. Но, как мы видим по таблице, эта норма появилась далеко не сегодня. Отток населения начался почти сразу после того, как Латвия, Литва и Эстония вышли из состава Советского Союза. И даже вхождение этих стран в 2004 году в состав Европейского Союза не смогло переломить печальную тенденцию.

Люди бегут от безработицы, от нищеты и от социальной незащищённости. Так, например, литовка с ребенком на иждивении в Великобритании получает от государства пособие в размере 1200 евро, а также возможность зарабатывать около 125 евро в неделю. В самой же Литве эта женщина получала бы 20 евро в месяц и мизерные скидки на коммунальные услуги, электричество и газ, при том, что в обеих странах стоимость продуктов, товаров первой необходимости и одежды практически одинакова.

Осуждать их? Предателями называть? Язык не повернется. Все хотят кушать, пить и быть уверенными в завтрашнем дне. А вот кинуть камень в огород руководителей этих стран - пожалуйста.

Недавно компания Vilmorus проводила исследование среди граждан Литвы, проживающих за границей. Оно показало, что треть респондентов даже мысли о возвращении на родину не допускает и это при условии, что не всем там сладко живется, у многих возникают проблемы с местными языками, а также негативным отношением к себе со стороны местных жителей. При этом литовские власти абсолютно не переживают, акцентируя внимание на остальной 2/3. Мол, они - то думают о возвращении домой. Может, и думают, но только это не первоклассные специалисты: врачи, педагоги, юристы, в которых сейчас очень остро нуждается Литва, а скорее всего пенсионеры, или те, кто не смог приспособится к жизни за границей, но они тогда и своему государству много толка не принесут.

А тем временем ситуация внутри прибалтийских стран только ухудшается.

В Латвии, например, правительство поддержало новую налоговую реформу, которая, по мнению члена совета Латвийской ассоциации торговцев, предпринимателя Раймонда Нипера, "продолжит освобождать страну от жителей".

В Литве правительство решило потратить 1 миллион 335 тысяч долларов на строительство защитного ограждения на рубеже с Россией, которое, если что, даже танки не остановит.

А в Эстонии только и делают, что занимаются учениями НАТО, встречей американской военной техники и поиском шпионов.

Если в общем, то выглядит все примерно так:

И, глядя на эту картинку, я не могу усомниться в расчетах Eurostat, согласно которым к середине века Прибалтика превратится в дом престарелых на берегу Балтийского моря.

Прибалтийские республики и Беларусь столетиями развивались как часть одного региона, имели схожие географические условия, структуру экономики и историю. Однако в постсоветский период Прибалтика и Беларусь превратились в антагонистов - передовые прибалты и последняя диктатура Европы. Посмотрим беспристрастно - политика, экономика, население и так далее.

В Беларуси нарушают права человека. В Беларуси фальсифицируют выборы. В Беларуси у власти 20 лет один человек. В Беларуси политические заключённые. В Беларуси цензура и давление на журналистов. В Беларуси засилье спецслужб. Короче, эта ваша Беларусь – какая-то европейская Северная Корея. При самом беглом сравнении фактов общественно-политической жизни Белоруссии и Литвы выясняется, что все претензии западных борцов за демократию и права человека к белорусам на фоне литовских реалий просто смешны.


Белорусскими политзаключёнными называли людей, которые в ночь после президентских выборов 2010 года попытались устроить в стране революцию и захватить административные здания в Минске. Последний такой «узник совести», вокруг ареста которого «люди доброй воли» пытались развернуть истеричную пропагандистскую кампанию, – Владимир Кондрусь, арестованный за то, что выламывал двери Дома правительства. При этом те же «люди доброй воли» в 2004 году с радостью приняли в Европейском союзе Литву, в тюрьмах которой тогда сидели очевидные политзаключённые Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермалавичюс, которых литовские спецслужбы в нарушение всех мыслимых приличий в международных отношениях в 1994 году выкрали как раз из Минска.

Западные партнёры такую «шалость» находящегося в состоянии «демократического транзита» Вильнюса предпочли не заметить, зато наглость хозяйничающих на белорусской земле, как на своей собственной, иностранных спецслужб произвела сильное впечатление на соседей Литвы и стала одной из причин победы на президентских выборах Александра Лукашенко в том же году. К слову о спецслужбах. В Беларуси засилье спецслужб, говорите? А было в новейшей белорусской истории такое, чтобы спецслужбы врывались в школы национальных меньшинств, проводили там обыски и допрашивали учителей по делу о поездках детей в иностранные летние лагеря? В литовской истории такое было: власти Литвы всерьёз полагают, что после посещения российских баз отдыха дети вернутся завербованными российской разведкой и будут склонны к антигосударственной деятельности. «В Беларуси фальсифицируют выборы». В Литве после казуса Роландаса Паксаса и фальсифицировать ничего не надо: «неправильного» кандидата там просто до выборов не допустят. Паксаса один раз допустили, а ровно через год сделали первый в Европе импичмент – мол, «неправильного» президента выбрал народ. Спустя ещё пару лет Конституционный суд признал экс-президента невиновным по всем пунктам обвинения, но избираться в Литве куда бы то ни было Паксасу всё равно было запрещено. Что же касается фальсификаций, то после импичмента Паксасу в Литве произошел дивный случай: когда при подсчете голосов, отданных во втором туре президентских выборов, вперед начала выходить «неправильный» кандидат Казимира Прунскене, то электронная система подсчета голосов вдруг на два часа «зависла», а когда «отвисла», то обнаружилось, что президентом становится уже «правильный» кандидат Валдас Адамкус. Кто бы говорил после этого о фальсификациях? Такие же контрасты обнаруживаются при сравнении Белоруссии с Латвией и Эстонией: если не закрывать глаза на то, что происходит в Прибалтийских республиках, то Республика Беларусь на их фоне предстаёт эталоном демократического развития.Кто в последние годы слышал о том, чтобы Беларусь кому-то запрещала въезд, депортировала из страны, объявляла кого-то персоной нон грата? Туда свободно ездят и те, кто называют её «последней диктатурой Европы» и мечтают увидеть революцию в Минске. В Прибалтике же счёт фамилиям в «чёрных списках» перевалил за сотню: в последние годы оттуда выдворяли неугодных учёных, экспертов, артистов, писателей, журналистов. В том числе – граждан ЕС, в нарушение собственных обязательств о свободе перемещения по Европе.


В белорусских СМИ царят цензура и преследование журналистов? Но, минуточку, в Беларуси свободно вещает канал «Белсат» – польский государственный телеканал, созданный МИД Польши с откровенной формулировкой «для поддержки демократической оппозиции Беларуси», финансируемый из государственного бюджета и входящий в структуру государственного телерадиовещания Польши. Его до сих пор не отключили и не запретили, как до сих не заглушили и вещающее на Беларусь из Белостока «Радио Рация» – ещё один польский рупор белорусской оппозиции. Сравните это с Латвией и Литвой, где в последние три года только и делали, что запрещали и отключали российские телеканалы, убеждая использовать их методы борьбы с «русской пропагандой» всю Европу.Беларусь – единственная бывшая советская республика, в которой два государственных языка. Не белорусские, а литовские власти в 2010–2012 годах закрывали польские школы с формулировкой «хочешь быть поляком – езжай в Польшу». Это к вопросу о положении в Беларуси меньшинств. Для Минска такая постановка вопроса в принципе неверна; как говорил неоднократно президент Беларуси, «у нас нет никаких меньшинств, ни сексуальных, ни национальных. Это всё наши граждане. Это наши поляки, это мои поляки». Наконец, коронный аргумент: в Минске у власти «последний диктатор Европы» – один и тот же человек больше двадцати лет занимает высший государственный пост. Правда же заключается в том, что Александр Лукашенко в политике – человек с улицы по сравнению с прибалтийскими элитами: ведь в Литве, Латвии и Эстонии у власти многие десятилетия находятся одни и те же намертво связанные друг с другом, спаянные в одно целое группы людей.


По итогам распада СССР и возникновения независимых постсоветских республик реальная смена власти произошла в Беларуси, а никак не в Прибалтике. Кем был избранный в 1994 году президентом Республики Беларусь Лукашенко Александр Григорьевич? Директор совхоза «Городец» в Могилёвской области, оппозиционный депутат Верховного совета Белорусской ССР, сделавший себе имя на антикоррупционных разоблачениях перекрасившейся из коммунистической в «литвинскую» националистическую номенклатуры. А кто в Прибалтике закрепился у власти по итогам роковых событий начала 1990-х годов? В Литве – первый секретарь ЦК Компартии Литовской ССР Бразаускас, в Латвии – секретарь ЦК Компартии Латвийской ССР по вопросам марксистско-ленинской идеологии Горбунов, в Эстонии – председатель Верховного совета Эстонской ССР с 1983 года Рюйтель. Вместе с ними у власти намертво закрепились и по сей день кормятся с доступа к ней многочисленные инструкторы партийных отделов, председатели горисполкомов, заведующие отделами республиканских комсомолов и научные секретари высших партийных школ. Что характерно, дружно требующие приравнять коммунизм к нацизму и выплатить им компенсации за «советскую оккупацию». При внимательном рассмотрении обнаруживается, что Прибалтика и Беларусь, в какой области ни начни их сравнивать, всякий раз оказываются антагонистами и антиподами друг друга, причём сравнение с Беларусью неизменно оказывается не в пользу Прибалтики.Это обстоятельство особенно поражает, если учесть, что сегодняшние Беларусь и Прибалтика (точнее, Литва и часть Латвии – Латгалия) столетиями развивались как один регион с одинаковыми географическими условиями, большой схожестью культуры и быта, общей историей (пребывание в составе Речи Посполитой и Российской империи, польское культурное влияние). Общие черты сохранялись даже в советский период: Белорусская ССР и «прибалтийские сёстры» имели одинаковую структуру экономики с преобладанием в ней доли высокотехнологичной тяжёлой промышленности. Разительные контрасты между разными странами одного региона начали появляться только после распада СССР. Белорусское общество за пару лет отторгло националистическую прозападную модель развития стран Балтии, отказавшись от приватизации, глобализации, либерализации, ксенофобии, русофобии – словом, от всего того, что на постсоветском пространстве принято называть «европейский выбор». Беларусь установила правопреемство с Белорусской ССР, отвергла националистическую символику, поставила задачей сохранение промышленности, ввела два государственных языка, никого не объявляла негражданами и не выдавливала из страны, отказалась от членства в ЕС и НАТО в награду за разрыв отношений с Россией, предприняла первые попытки возродить разрушенные после распада СССР интеграционные связи. Два десятилетия по умолчанию считалось, что белорусская модель развития – это рудимент, откат назад и регресс, особенно при сравнении с самыми прогрессивными на постсоветском пространстве, открытыми глобальному миру странами Балтии. Однако сейчас объективно получается так, что страны будущего в Восточной Европе – это Польша и Беларусь, тогда как Прибалтика – уходящая натура.Самый главный критерий – хотят ли люди жить в этих странах. Беларусь – одна из немногих бывших советских республик, где много лет сохраняется положительное сальдо миграции. Белорусы никуда не эмигрируют, в отличие от латышей с литовцами, из которых треть уже уехала на запад и ещё треть собирается. И дело не в том, что белорусы не входят в Шенгенскую зону и Евросоюз и не обладают возможностью свободно поехать на заработки в Европу. Украинцы тоже всего этого лишены, тем не менее только в Польшу из сделавшей «европейский выбор» Украины за последние годы уехали более миллиона гастарбайтеров. Белорусы же процентами населения не эмигрируют никуда: ни в ЕС, границы с которым закрыты, ни в Россию, границы с которой открыты. Население Беларуси в последние годы растёт – как за счёт иммиграции, так и за счёт хорошей рождаемости. Население Беларуси с 1991 года сократилось на 7% – можно это сравнивать с депопуляцией в Латвии или Литве, где за четверть века после 1991 года произошла демографическая катастрофа, не имеющая аналогов в новейшей истории? И стоит ли удивляться тому, что эта демографическая катастрофа произошла, если в Латвии, к примеру, за пять лет «антикризисной политики» кабинета Валдиса Домбровскиса была закрыта каждая вторая больница, что было названо правительством «оптимизацией медицинской сети». В Беларуси за те же годы под тем же обоснованием «оптимизации» было закрыто 1,9% медицинских учреждений. Так в каком случае имела место оптимизация, а в каком – уничтожение социальной инфраструктуры? Республика Беларусь входит в десятку стран Европы с наиболее высокой выживаемостью детей с онкологическими заболеваниями - 75%. В рейтинге, подготовленном Bloomberg в 2014 г. на основе данных Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, эффективность белорусской системы здравоохранения превосходит США. Что могут предъявить «адвокаты» Прибалтийских республик в ответ на эти доводы? ВВП на душу населения выше белорусского? Так вычтите из этого подушевого ВВП деньги, которые средний литовец или латыш платит за услуги ЖКХ в соответствии с предписанным Еврокомиссией и МВФ принципом стопроцентной оплаты коммунальных тарифов конечным потребителем по рыночной стоимости, и сравните с тем, сколько осталось у белоруса, за которого доплачивает «совковое государство».


Индекс человеческого развития в странах Балтии самый высокий среди бывших советских республик? А как вычисляется этот индекс? Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – это продолжительность жизни, образованность населения и подушевой ВВП. Показатель продолжительности жизни в Прибалтике говорит лишь о старении населения и увеличении доли пожилых людей в возрастной структуре. Молодёжь повально бежит из Прибалтийских республик, а рождаемость в них ничтожна. Уровень образованных людей в обществе действительно высок, но что потом делать этим образованным людям со своим образованием, если реальная экономика уничтожена, а рынок услуг сокращается из-за сокращения населения? Специалисты с высшим образованием сегодня улетают из Прибалтики сразу по получении диплома. Про ВВП уже было сказано выше; к сказанному стоит добавить, что подушевой ВВП распределяется крайне неравномерно, а Латвия, например, является лидером Евросоюза по «коэффициенту Джини» – уровню расслоения между богатыми и бедными. В Беларуси же «коэффициент Джини» – один из самых низких в Европе. Выходит, что в массе своей белорусы живут лучше прибалтов. По итогам двух с половиной десятилетий постсоветского развития именно Беларусь сохранила и нарастила человеческий потенциал, в то время как Прибалтика окончательно и бесповоротно его утратила.Поэтому у Беларуси есть будущее, а у Прибалтики уже нет. Доля инновационных товаров в общей отгруженной белорусской продукции в 2014 году достигла 18%, а высокотехнологичный экспорт составил около 10 миллиардов долларов - около трети от совокупного белорусского экспорта. У Беларуси скоро будет своя атомная станция, китайско-белорусский индустриальный парк и другие инновационные стратегические проекты, с помощью которых она прорвётся в XXI век. У Прибалтики уже ничего не будет – только дальнейший исход населения, демографический кризис и превращение в дом престарелых. Эта полярная противоположность в развитии – следствие сделанного 20 лет назад выбора. Прибалтика сделала свой выбор – и проиграла. Белорусы оставались верны своему выбору, как их ни называли 20 лет «колхозниками» и «совками»… и сейчас выясняется, что они оказываются в выигрыше. Но, разумеется, правильности белорусского выбора не могут признать ни в Прибалтике, ни на Западе. Поэтому в белорусском глазу и дальше будут выискивать каждую соломинку, не замечая в прибалтийских глазах огромнейшего бревна.

На фоне других ярких политических событий про Прибалтику надолго забывают. Однако, процессы которые происходят в том регионе учитывают всю "историческую память" последних десятилетий. И хотя Россия наращивает свою активность грузопотоков в сторону Балтийского бассейна, с 2020 года все они пойдут мимо портов прибалтийских стран. Как раз в это время закончатся и финансовые вливания от Евросоюза.

"К 2020 году прогнозируется дополнительный грузопоток в направлении портов Балтийского бассейна на уровне 60 миллионов тонн, из которых 40 миллионов тонн - это навалочные грузы. Этот прогноз учитывает запас мощностей, необходимых для переориентации российских внешнеторговых грузов, перевалка которых осуществляется в настоящее время в портах сопредельных государств", - сообщила заместитель главы Росморречфлота Надежда Жихарева на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На российском побережье Балтийского моря полным ходом идет строительство транспортно-логистической инфраструктуры.

В этом году ожидается ввод в эксплуатацию базы ледокольного флота. В следующем году будет запущен терминал по производству и транспортировке сжиженного природного газа, который Россия будет экспортировать в Финляндию. К 2020 году будет построен завод по производству и погрузке СПГ пропускной способностью 10 миллионов тонн. К этому же времени в порту Усть-Луги появится комплекс по перегрузке минеральных удобрений мощностью 7 миллионов тонн.

Российские порты и железные дороги будут загружаться за счет отказа от услуг стран Прибалтики: к 2020 году страны Балтии потеряют еще 60% российских грузов; транзит из России через Литву, Латвию и Эстонию сократится практически до нуля.

Общий объем перевалки российских грузов в портах стран Балтии в прошлом году составил 42,5 миллиона тонн. Привлечь дополнительные 25 миллионов тонн ежегодного грузооборота в российские порты планируется за счет переориентации российских внешнеторговых грузов из портов Прибалтики. Отсюда и получается минус 60% грузопотока.

При этом страны Балтии и без того год за годом теряют транзит. Согласно исследованию аудиторской фирмы Pricewaterhouse Coopers, международные грузоперевозки в Эстонии в 2005–2015 годах сократились наполовину. Грузооборот портов из-за постепенного отказа России от их использования сократился на 26%, а перевозки грузов по железной дороге - на 68%.

Морские порты и железные дороги Латвии тоже теряют грузы. Например, с 2012‑го по 2016 год грузооборот порта Вентспилса, где в основном осуществляется перевалка нефтеналивных грузов из России и Беларуси, сократился почти вдвое: с 30,3 миллиона тонн грузов до 18,8 миллиона. Связано это с вводом в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы и нефтетерминала в Приморске, а также принятым в 2014 году решением "Транснефти" отказаться от нефтетранзита через Прибалтику.

Кризис транзитной отрасли стран Прибалтики вызван не экономическими, а политическими причинами.

Россия начала строить собственную инфраструктуру на Балтике взамен прибалтийской, когда в Москве окончательно осознали, что страны Балтии не способны конструировать свою государственность на чём-либо, кроме противопоставления России, а когда русофобия в Литве, Латвии и Эстонии достигла стадии национального помешательства, было принято решение вовсе оставить Прибалтику без российских грузов.

Ни один российский груз к началу следующего десятилетия не должен проходить через Литву, Латвию или Эстонию. Речь идет о целенаправленной государственной политике России. Как раз к 2020 году, когда российский транзит окончательно уйдет из Прибалтики, такая возможность станет для властей Прибалтийских республик острой необходимостью. В 2020 году закончится действие семилетнего бюджета ЕС, а с ним - программы финансовой помощи странам Прибалтики из фондов Евросоюза. И новых дотаций Вильнюсу, Риге и Таллину будет гораздо меньше. Если они вообще будут.

Россия не только сэкономит нелишние для нее деньги, но и ускорит процесс умирания стран, которые были ей откровенно и неприкрыто враждебны со времен своего возникновения в 1991 году. Когда Латвию, Литву и Эстонию добьют ее собственные лидеры, получится хорошее дидактическое пособие для других постсоветских республик с наглядной демонстрацией того, что бывает, когда всю свою государственность строишь на ненависти к соседу.

Янис Юрканс: Латвии необходим второй «Народный фронт»

Аналитический портал RuBaltic.Ru продолжает цикл интервью с ветеранами прибалтийской политики. Те, кто стоял у истоков постсоветского пути Латвии, Литвы и Эстонии, подводят итоги четвертьвекового политического транзита этих республик: какие государства мечтали построить отцы-основатели и что получилось в итоге. Сегодняшний собеседник в рамках данного цикла Янис Юрканс (на фото) - сопредседатель Комитета внешних связей латвийского «Народного фронта» и первый министр иностранных дел постсоветской Латвии. Спустя два года на посту руководителя МИД Юрканс отправлен в отставку тогдашним премьером Иваром Годманисом за критику претензий Латвии относительно Пыталовского района Псковской области и нелицеприятные слова в адрес законопроекта «О гражданстве», разделившего жителей страны на две категории. За свою политическую карьеру был депутатом Сейма четырех созывов.

Что отличает нынешних латвийских политиков от тех, которые были во времена становления государства, после распада СССР? Почему экономическая, демографическая и социальная ситуация в Латвии такие, какие они есть, и что необходимо сделать для их улучшения? Об этом и многом другом информационно-аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с бесспорным мэтром латвийской политики Янисом ЮРКАНСОМ:

Господин Юрканс, Вы были первым министром иностранных дел постсоветской Латвии. Насколько нынешние политики отличаются от тех, которые были «в ваше время»? В чём заключается это отличие?

Отличие простое: мы были заряжены идеей построения нового государства. Это было время, когда вся наша страна была единой. У людей, стоящих на баррикадах, не спрашивали ни паспорта, ни национальности.

Всех связывала общая цель: мы, «Народный фронт», тогда обещали, что возобновим демократическую Латвию со всеми правами для всех жителей страны. И люди нам верили.

Однако потом получившая власть правящая элита отошла от этих обещаний. Еще будучи министром иностранных дел, я начал говорить, что мы движемся в никуда.

Почему я так сделал? Я считал себя ответственным за все обещания «Народного фронта» и думал, что моя обязанность заключается в представлении не только Латвии за границей, но и «заграницы» в Латвии. Я уже тогда предупреждал, что «Европа нас не поймет», и эта моя фраза даже вошла в обиход. Я полагал, что интеграция Латвии в европейские структуры поможет процессу создания демократии. Я был в числе основателей Партии народного согласия, однако оказалось, что «согласие» не востребовано в обществе ни тогда, ни сейчас.

Латышское население стало, условно говоря, «отыгрываться» на русскоязычных за 50 лет пребывания в составе СССР, а русскоязычные, естественно, разочаровались в Латвии, когда оказалось, что обещания «Народного фронта» так и не были выполнены.

Естественно, что, когда государство относится к тебе как мачеха… Я думаю, это одна из причин того, что Латвия является одной из самых бедных стран - членов Евросоюза. В прошлом году Европарламент учредил комиссию, которая исследовала уровень коррупции в ЕС. Были опубликованы результаты исследования, и оказалось, что до пяти миллиардов евро ежегодно Латвия крадет у себя.

Вы как-то говорили, что в Латвии нет серьезной внешней или внутренней политики, поскольку государством правят люди «второго сорта». Интересно, а когда у нас появятся политики «первого сорта» и что необходимо сделать для их появления?

Думаю, что лишь тогда, когда экономическая ситуация в стране настолько ухудшится, что у латвийского избирателя произойдет «сотрясение мозга», можно будет говорить о каких-нибудь переменах в мышлении правящей элиты. Лишь тогда, когда избиратель начнет задумываться о том, почему у нас всё происходит так, как оно происходит, почему его обкрадывают в установленном законом порядке, кто пишет эти законы, - только тогда начнутся перемены.

К сожалению, наш избиратель неразборчив, он не понимает, кто его обкрадывает, да и латвийское гражданское общество совершенно неактивно.

Вот, например, в прессе часто появляются заметки о плохом качестве наших дорог. Но о том, почему у нас такие плохие дороги, как расходуются деньги, идущие на их содержание, - такого анализа я не видел. Для отвлечения сознания идет постоянная милитаризация населения. Всё время заявляют, что вот-вот на Латвию нападут. Поэтому нужно затянуть пояса, а деньги вкладывать в оборону.

Однако, помимо понимания того, что происходит, избиратели также должны и требовать изменений.

На мой взгляд, сейчас необходим второй «Народный фронт» - структура, которая бы пользовалась доверием всего населения, а не только его части.

Но сегодня мы очень далеки от этого. Ведь у нас общество расколото не только по национальному признаку. Партии власти сначала пользуются большой популярностью, выступают за честную власть, обещают бороться с коррупцией, но через некоторое время сами становятся частью системы и теряют доверие избирателей.

Перефразируя известную фразу, «других политиков у нас нет». Так, может быть, население Латвии устраивает всё, что происходит в управлении государством, ведь не зря же говорят, что парламент - это зеркало общества?

Есть довольно грубая фраза, но она, как никогда, отображает нашу действительность: «На выборы идут бараны и бьют в барабаны, а кожу на барабаны дают сами бараны». Как я уже говорил, избиратель в массе своей подходит к голосованию некритично.

В то же время те, кто понимает, что у нас происходит, также понимают, что изменить происходящее они не могут и им лучше уехать в другие страны и там начать строить свою жизнь.

Ведь если посмотреть на состав наших эмигрантов, это активные люди среднего возраста и молодежь. В Латвии же в скором времени останутся лишь пенсионеры.

Все последние 25 лет Латвией управляют «блатники» второго сорта, считающие, что не зазорно обкрадывать свое государство и относиться к населению как к оккупированному племени. Если бы такое отношение к жителям было, например, в Греции, то там подобное правительство оказалось бы очень быстро сметено волной народного гнева. Мы же помним, как во время кризиса власть там думала поднять пенсионный возраст и что сразу началось: массовые протестные демонстрации и битье машин. У нас такого не происходит. Протестная активность низкая. Притом всегда во всех грехах можно обвинить русских, чем правящие политики и пользуются.

- А была ли возможность изменить сложившуюся ситуацию? Когда Латвия прошла «точку невозврата»?

Думаю, что критическим моментом была приватизация. Всё началось с этого, когда после приватизации, на украденные у народа деньги, стоящие у власти люди смогли очень хорошо обогатиться. На мой взгляд, если бы тогда приватизация была честной, то всё могло бы пойти по-другому. Но людей ведь просто ограбили, выдали каждому сертификаты, с которыми многие просто не знали, что делать. А правящие этим воспользовались и стали скупать их чуть ли не за бесценок. Вот так и произошел обман населения.

Пока не изменится мышление народа, перемен ожидать не стоит.

Сейчас мы видим, что образуются новые партии, вроде бы радеющие за простого человека. Однако цель-то у этих партий одна - пройти в Сейм. Латышские партии заняты лишь одним - критикой друг друга, но конкретных предложений по экономике я там не вижу. Поэтому, пока в политику не придут люди, способные созидать, а не разрушать, Латвия так и будет продолжать свое погружение в трясину.

- То есть ничего хорошего в ближайшее время Латвию не ждет?

Думаю, да. Тем более что в мире сейчас тоже нестабильно. Мы всё время находимся на грани какой-то войны. Экономическая война уже идет, кибервойна - тоже. Начнется ли вооруженная война, сложно сказать. При той неопределенности, которая присутствует в США, всего можно ожидать. И тогда ясно, что и Латвии будущие перспективы не сулят ничего хорошего.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook