Образ родины в произведениях русских классиков. Тема патриотизма и родины в произведениях русских писателей после войны Тема родины в современной литературе

Родина!? Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Это страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.

Каждый человек вправе гордиться не только своей Родиной - страной, гражданином которой является, но и своей Малой Родиной - местностью, в которой он живёт: своим городом или селом. Необходимо сердцем почувствовать, что это самое родное и останется с ним на всю жизнь, гордиться ею и любить ее. Это чувство сопереживания, по-особенному ярко выражают поэты.

Цель: рассмотрение образа родины – России в поэзии русских поэтов.

Поставил задачи:

    провести анализ стихов

    провести краткое исследование актуальности данной темы для современного поколения с помощью анкетирования

    отразить личное восприятие Родины

Методы:

    изучение и анализ литературы

    описание

    анкетирование

Объект исследования: творчество русских поэтов.

Предмет исследования: тема родины в творчестве поэтов.

Выдвинутая гипотеза: стихи о Родине нужны современному поколению.

Актуальность темы: в необходимости прививать любовь современной молодежи к своей Родине. Важно, чтобы современное поколение видело ее красоту через поэзию и умело защищать ее интересы.

Для написания работы я изучил литературу:

1. «И тебе я в песне отзовусь». Сборник стихотворений Сергея Есенина Москва, «Московский рабочий», 1986

2. Л. П. Бельская. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина Москва, «Просвещение», 1990

3. Русская советская литература. Хрестоматия, 10 класс, части 1 и 2 Москва, «Просвещение», 1987

I этап: подготовительный – определил цель, задачи

II этап: планирование работы – подобрал литературу, провел анализ литературы, определил способ предоставления результатов

III этап: исследование – составил вопросы анкеты, проводил опрос одноклассников

IV этап: результаты и выводы – проведение презентации, проанализировал информацию и сделал выводы

V этап: выступление – выступил на школьной конференции

Практической значимостью моего проекта является выступление на классном часе, формирование любви к Родине у современного поколения.

Отражение личностного восприятия Родины

1.1 Моя Родина - Россия

Так называется наша страна (Россия или Российская Федерация).

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На карте (Приложение I) много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна. А какие прекрасные города есть в нашей стране. (Приложение II).

Москва – столица России, крупнейший в государстве город, а также промышленный, политический, культурный и научный центр (один из важнейших в мире). Расположен он в европейской части страны, на реке Москва, в междуречье Волги и Оки. Столица - главный город государства, страны. А символ столицы нашего с вами государства - (Кремль). А над Кремлем развивается государственный флаг – символ государства.

1.2 Знакомство с государственными символами

Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах (Приложение III).

Золотой двуглавый орел изображен на фоне красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Еще один важный символ нашего государства – флаг.

Флаг (Приложение IV) нашей страны тоже имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.

Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн (Приложение V) – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

1.3 Югорская земля – родина моя (Приложение VI)

Я живу в городе Нижневартовске, который расположен на северо-западе Сибири. Здесь работают мои родители, здесь пошел я в первый класс, здесь живу и учусь, занимаюсь спортом. Свои спортивные успехи в настольном теннисе я посвящаю моему городу - моей малой Родине. (Приложение VII)

Сильные морозы, непроходимые болота, комары, мошка. Сама жизнь здесь – преодоление. Раньше в городе не было хороших дорог, тротуаров, везде валялся мусор. Сегодня город меняется в лучшую сторону. Горожане каждый год сажают здесь различные деревья, чтобы в нем было больше зелени. Появилось много красивых газонов, высотных домов и фонтанов, его достопримечательностью, например, стало Комсомольского озеро. Сейчас это лучшее место для отдыха горожан. По утрам вокруг него совершают пробежки жители, заботящиеся о своем здоровье, по вечерам гуляют влюбленные пары и молодые мамы со своими малышами, наслаждаясь красивым пейзажем.

1.4 Русские поэты о Родине

Любить и прославлять свою Родину могут только истинные патриоты. Такими патриотами были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, И.А. Бунин и другие русские поэты.

А.С. Пушкин в своих стихах говорит о могуществе России: (Приложение VIII)

«Сильна ли Русь? Война, и мор,

И бунт, и внешних бурь напор

Ее, беснуясь, потрясали.

Смотрите ж: все стоит она!»

О ее Великом будущем:

«Святая Русь…Моя Россия:

Лик кроткий, мученицы нимб...

Я верю, праведный Мессия

Воздаст страданиям твоим!»

М.Ю. Лермонтов воспевал необъятность и красоту родного края: (ПриложениеIX)

Но я люблю - за что, не знаю сам,

Ее степи холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

С.А. Есенин любил свой народ и был предан ему и своей Родине и выразил это в стихотворении «Гой ты Русь моя родная»: (Приложение X)

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

1.5 Поэты Югры о Родине

Основной мотив лирики поэтов - северян – это родная природа сурового края, его богатства:

В.Н. Козлов

Наша Родина - Югра

Мы живем с тобой в Югре!

Нет привольней и добрей

И богаче края,

чем земля родная.

Мы должны её беречь,

Как свою родную речь.

А любить и уважать

Как свою родную мать.

Сергей Трохименко

Не смотря на лютый холод,

Все невзгоды и усталость.

Нижневартовск, светлый город,

Был построен, всем на радость.

По годам, совсем он молод,

Сердцу милый и пригожий.

Памятник при въезде в город,

Нежно мы зовём - "Алёшей".

Как они познают Родину в семье?

Эти вопросы в моей анкете для моих одноклассников и их родителей.

(Приложение XI, XII, XIII)

Анализ ответов на вопросы анкет показали, что ребята мало знают о родине в поэзии русских поэтов и совсем мало о поэзии Югорских поэтов.

(Приложение XIV, XV)

Елена Ивановна организовала открытый урок по литературе, на тему «Родина и ее образ в поэзии русских поэтов», на котором я читал стихи о Родине. На урок была приглашена поэтесса Александра Дарьина. А. Дарьина читала свои стихи о России.

Тема родины в русской литературе

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.

Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих “российских Колумбов”, великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде “На день восшествия...” поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона.

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и явля ются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны —

Я песни Родине слагал! —

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” — с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,—

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

Рамки сочинения не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине. Хотелось бы написать и об освещении темы Родины, России в произведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, и о творчестве Блока, Есенина, Маяковского, А. Толстого, Шолохова, Твардовского, которые много замечательных строк посвятили этой теме. Жаль, что недостаток времени не позволяет этого сделать. А закончить сочинение мне хочется памятными строчками Ф. И. Тютчева о России, в которые удивительным образом вложена суть нашей всеми любимой страны, в которой мы сейчас живем:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

ТЕМА РОДИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти заду­шевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого челове­ка понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это - одна из вечных тем в отечественной и миро­вой литературе. Огромный литературный материал, связан­ный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому я хочу коснуться творчес­тва лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литерату­ры, как «Слово о полку Игореве». К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства ав­тора «Слова». Он говорит об обширных пространствах сво­ей Родины, о ее реках, горах, степи, городах и селах. Но Русская земля для автора «Слова» - это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе рус­ском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Рус­скую». Его воины - это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с Русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уже за холмом».

Эта идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломо­носова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава - это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает та­лантливость великого русского народа, могучий дух его вой­ска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносо­ва и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в пос­леднем. В знаменитой оде «На день восшествия…» поэт про­славляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и фло­та, за распространение наук. Глубокой верой в русский на­род и твердым убеждением в его талантливости звучат сло­ва Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении «Деревня», ри­суя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании «К Чаадаеву» звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить «души прекрасные порывы».

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермон­тов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее на­род, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свобо­ду, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабс­тва. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермон­това, как «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывает­ся эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов проти­вопоставляет свой патриотизм патриотизму офшфтльному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и ра­достями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов назы­вает «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ». Эта идея любви- ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гого­ля и Некрасова. Герои «Ревизора», «Мертвых душ» - это персонажи, которые могут вызывать только чувство непри­язни, хотя и показывают наших соотечественников. Но не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим «мертвым душам» противопоставлен образ Руси как «пти­цы-тройки». В этом романтическом образе выражены и лю­бовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Го­голю неясны пути дальнейшего развития своей Родины. Он пишет: «Русь! Куда же несешься ты, дай ответ? Не дает от­вета!». Но в одном он был убежден - в будущем величии русского народа.

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все твор­чество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявляет поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина- мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессиль­ная, матушка-Русь!» - с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Не­красова слова «любовь к Родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,--

писал он.

Много замечательных строк посвящены Родине в произ­ведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова- Щедрина, Блока, Есенина, Маяковского, Шолохова, Твардов­ского. Но мне хочется завершить это сочинение памятными строчками Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Каждая личность, каждый поэт определяет свое отношение к основным категориям бьипия, вечным проблемам, глобальным событиям. И каждый находит в них что-то свое, никому более не понятное и не доступное. Так, например, у каждого в душе существует свой Бог, каждый, кто соприкасается с творчеством Пушкина, подобно М.И.Цветаевой, находит своего, ни для кого более не досягаемого Пушкина.
Родина для каждого русского человека, а для поэта в особенности, является такой же глобальной проблемой, если не категорией бытия, как Жизнь, Смерть, Любовь... Поэтому каждый для себя определяет понятие родины, России, находит в ней свое место. С Родиной у каждого связан свой конкретный образ. Но все это «свое», личное - лишь вариации, тема же для всех одна - Родина. И для русских поэтов она является объединяющим началом, а значит, существуют общие для всех правила, каноны, традиции, которые устанавливают тесную взаимосвязь русской литературы.
Пробуя проникнуть в личное восприятие Родины некоторыми поэтами, я попытаюсь проследить в их творчестве именно эти классические традиции, связывающие всю русскую поэзию, начиная с Древней Руси и заканчивая XX веком, в единое целое.
Как и все темы русской литературы, тема Родины берет свое начало в уникальном произведении древнерусской литературы « Слово о полку Игореве». Все темы, которые продолжает затем русская классическая поэзия, так или иначе здесь переплелись.
Для людей того времени Русь была священной, а значит, защита ее - делом святым. Во имя этой священной цели автор «Слова» призывает к объединению, сплоченности, во имя Русской Земли предлагает забыть все междоусобицы и распри. Россия служит связывающим, примиряющим началом, через которое русский народ приходит к духовному, нравственному объединению, забывает вражду и возвращается к исходному братству:
Отзовитесь!
Остры ваши стрелы, князья, -
Заградите же степи ворота!
Отомстить поспешите
Родимую Русь!..
В «Слове...» мы также встречаем тему Отечества, духовной связи со своим прошлым, почитания предков:
Все забыто:
Где честь - где жизнь,
И Чернигова-города
Отчий престол золотой,
И желанная, краса его Глебовна,
С ее ласкою- обхождением.
«Отчий престол золотой» - один из нравственных устоев, на котором стоит и жизнь, и честь человеческая. Следующие строки подтверждают это:
О Великий князь Всеволод!
Мыслишь ли ты
Прилететь издалека,
Защитою встать
Золотому престолу отцову?..
Защита своей родины, своей земли - это и защита чести предков, «отцова престола». В конце произведения есть такие слова:
И изрек Боян, чем кончить речь
Песнотворцу князя Святослава:
«Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво».
Мрак стоит над Русскою Землей:
Горько ей без Игоря одной...
В этой народной мудрости заключено очень многое: и необходимость всеобщего братства, единства для блага страны и всего народа, и неразрывная связь судьбы личности с судьбою страны, зависимость спасения Русской Земли от одного человека а следовательно, ответственность этого человека за свою родину; тут же идея взаимосвязи и взаимозависимости всего, из которой вытекает трагический мотив темы родины: как только рушится единство, «голова» и «тело» перестают существовать вместе, сразу появляются «горечь», «тяжесть», «мрак».
Все мотивы темы Родины концептуально заложены в этом произведении. Теперь перейдем к этой теме в творчестве А. С. Пушкина.
Он пишет об идеале государства: о равенстве, свободе, Законе, справедливом для всех, свержении самовластия, и в то же время мы читаем в стихотворении «Из Пинде- монти»:
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
И не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура...
Гражданственность Пушкина, его идея правового государства - это не занятие «заботами суетного света», политикой, порядком внешнего мира, а нечто более глубокое. «Политика - занятие для черни», - говорил А. И. Герцен. А Блок писал в своей статье «О назначении поэта»: «Поэт не может мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура».
Задача поэта заключается в открытии «бездонных глубин духа, недоступных для государства и общества».
Поэтому гражданственность А. С. Пушкина - внутреннее сознание. Его позиция - не политическая программа, а нравственный кодекс. Пушкин был дворянином. Дворянское сознание включает в себя не только права владения и распоряжения жизнью крестьян, но и ответственность за них, чувство долга и обязанности перед ними.
Ф. Ницше принадлежит высказывание: «Аристократ - человек, свои права воспринимающий как свои обязанности».
Именно такими аристократами были настоящие дворяне. И именно этот аристократизм утратили все последующие, «выродившиеся» поколения дворян.
Пушкин же, подобно своему Дубровскому, был настоящим аристократом в сознании. Этим гражданским сознанием своего долга и обязанностей он обладал в масштабах государства. Как истинный гражданин, он чувствовал себя ответственным за судьбу своего народа, а как поэт - за внутреннюю, «общекультурную» сторону этой судьбы. Но и чувство долга, и гражданственность, несомненно, связаны с чувством любви к Родине:
Два чувства дивно близки нам.
От века в них находим пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Вот оно - пушкинское ощущение (и как мы увидим дальше - не только пушкинское) Родины: и любовь, и долг, и память, и величие. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам...» - это любовь к родной земле, к своим «корням», она берет начало, как мы уже видели, в «Слове о полку Игореве». Сознание своего прошлого, своих истоков, всего того, на чем построена твоя собственная жизнь, и любовь ко всему этому являются «самостояньем человека» - залогом его величия.
Для меня эти пушкинские строки неразрывно связаны со стихотворением Н. С. Гумилева «Основатели». В нём есть, казалось бы, одна странность: две реплики, на первый взгляд противоречащие одна другой, принадлежат одному человеку - Рему:
Что было прежде, надо забыть,
глянем вперед...
и
Но надо поставить ближе к дому
могильные склепы...
На самом деле, всё оказывается логичным. Рем - основатель нового города, новой жизни. Для него всё - в будущем, он должен «глядеть вперед» и отказаться от своей старой, прошлой жизни, от того, «что было прежде». Но дело в том, что новая жизнь не возникает из ничего. Она создаётся на опыте прежних цивилизаций и культур. И только помня и почитая эту прежнюю культуру, своих предков, можно обеспечить «залог своего величия», достойное будущее.
Ещё один поэт, неразрывно связанный в нашем сознании с темой Отечества и Гражданства, - Н. А. Некрасов. Он сам определяет свой долг перед родиной:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Несколько избитые, но, на мой взгляд, правильные и высоконравственные строки. Поэт, кроме того, что он обладает богатым внутренним миром, нравственными устоями, ещё и «певец», то есть тот, кто доносит эти нравственные ценности до сознания других. Это важная и необходимая человечеству миссия, но выполнять её обязан далеко не каждый, а лишь тот, кому дано.
Обладать же хотя бы самыми зачатками нравственности должен каждый. И именно это нравственное начало - понятия о долге, чести, ответственности и любви к родине -вкладывали в слово «гражданин» как Пушкин, так и Некрасов.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Такое же понятие вкладывает в слово «гражданин» М.А.Волошин. Именно поэтому в 20-е годы XX века в своей поэме «Россия» он с сожалением и горечью скажет:
В нас нет достоинства простого
Гражданина...
Некрасов же не только определяет для себя это понятие, но и принимает его, сам живет по таким правилам и действует по таким канонам. Некрасов - «отечества достойный сын». А отечество и родина для него - это, прежде всего, русский народ. Россия, действительно, крестьянская страна. Всё в ней создано руками народа, всё опирается на русский народ, живет и кормится благодаря русскому крестьянству. Народ - главное и основное составляющее этой страны. Поэтому для Некрасова понятие «Россия» отождествляется с понятием «народ», это явления одного порядка: любовь к Родине для него - любовь к русскому народу; болея душой за Россию, Некрасов болеет за народ, ответственность за страну выражается у него в стремлении помочь народу, облегчить его страдания. Некрасов выбирает для себя судьбу «народного заступника». Как настоящий гражданин, он согласует свои мысли и слова с делом, а дело его - поэзия. Таким образом, Некрасов поставил поэзию на служение родине и «лиру посвятил народу своему»:
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поёт,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?
Вот еще одно подтверждение позиции Некрасова:
Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет...
И, как достойный гражданин, благородный человек, Некрасов разделяет участь своей родины, а значит, участь русского народа:
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе своей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина, прости!.
...
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
Некрасов носил «на своем теле», а точнее, на своей душе поэта «все язвы родины своей», тем самым проливая «каплю крови, общую с народом».
Продолжим теперь тему родины в творчестве А. А. Блока. Пожалуй, образ Родины у Блока, с одной стороны, самый поэтичный и романтичный, а с другой - самый трагичный в русской поэзии.
Этот образ зарождается еще в самом начале творческого пути А. Блока под влиянием философии Вл. Соловье
ва. Это Вечная Женственность, воплощение мудрости, красоты, чистоты. У Блока этот образ становится Прекрасной Дамой. Навеян он, безусловно, не только философией Вл. Соловьева, но и образом конкретной женщины, жены поэта - Л. Д. Менделеевой. Но понятие Прекрасной Дамы у Блока гораздо шире и глубже, чем просто воплощение конкретной женщины, земной любви.
В этом образе для поэта слилось многое: и мечта, и непосредственно любовь, и какая-то высшая, неземная истина, воплощение чистоты, непорочности, святости, что-то недосягаемое и в то же время постоянно притягивающее.
Вот отрывок из стихотворения «Поэт»:
- Вон идет глупый поэт:
- Он вечно о чем-то плачет.
- О чем?
- О розовом капоре.
- Так у него нет мамы?
- Есть. Только ему нипочем:
- Ему хочется за море,
Где живет Прекрасная Дама.
- А эта Дама - добрая?
- -Да.
- Так зачем же она не приходит?
- Она не придет никогда.
- Она не ездит на пароходе...
Прекрасная Дама и есть мечта «о розовом капоре», о котором поэту необходимо плакать. Но мечта эта неземная, недосягаемая, она «не ездит на пароходе» и поэтому «не придет никогда».
Прекрасная Дама существовала в период Блока-символи- ста. Постепенно взгляды Блока меняются: от «символов», иных миров, недосягаемых истин он опускается на землю.
И я опять, больной и хилый,
Ищу счастливую звезду.
Какой-то образ, прежде милый,
Мне снится в старческом бреду.
Быть может, память изменила,
Но я не верю в эту ложь,
И ничего не пробудила
Сия пленительная дрожь.
Все эти россказни далече -
Они пленяли с юных лет...
...Устал я верить жалким книгам
Таких же розовых глупцов!
Проклятье снам! Проклятье мигам
Моих пророческих стихов!..
Блок отказывается от символизма, но образ Прекрасной Дамыне исчезает, алишь воплощается в нечто земное. Вечная Женственность нисходит на землю, и теперь она - в каждой женской душе. Этот образ Блока отражается в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре...».
Прекрасная Дама была именем собственным, единственной в своем роде; под «девушкой» здесь подразумевается любое женское создание: символ чистоты, непорочности, любви, надежды... И в этом стихотворении появляется близкая связь Женственности и Христианства: «церковный хор», «царские врата».
Проходят годы, Блок всё больше и больше сживается с этим образом, с этой мечтой, между ними образуется духовное родство. Прекрасная Дама, Царевна становится уже не просто любимой, а женой, причем Женой Вечной. А.Блок - приверженец классики и русских народных традиций, поэтому его внутренние, духовные взаимоотношения с этой Вечной Женой строятся именно по этим традициям, канонам.
И вот постепенно Блок приходит к тому, что Вечная Жена и Родина сливаются в одно, очень глубокое и емкое понятие: «О Русь моя! Жена моя!» С одной стороны, это продолжение классических традиций «Слова о полку Игореве», Пушкина, Некрасова: большая любовь к родине, порождающая глубоко нравственное, внутреннее сознание долга перед своей страной, разделение её судьбы, ответственность за всё, с ней происходящее; но в то же время все эти чувства становятся ещё глубже: любовь - сильнее, узы - крепче, боль за страну - острее, поэтому Родина для Поэта теперь не мать, не сестра, а Жена, они теперь не просто близки, а кровно родны, они - единое целое. Россия и Блок слились воедино. У Вл. Нарбута есть такие строки:
Земля - праматерь!
Мы слились:
Твоё - моё, я - ты, ты - я...
Теперь эта связь навеки, она неразрывна. С одной стороны, эта связь как раз то, где «сын человеческий» смог «преклонить свою главу», он обрел свою Прекрасную Даму, теперь они вместе:
И вот - Она, и к Ней - моя Осанна -
Венец трудов - превыше всех наград...
Обладание своей родиной для Блока - Осанна (спасение), и это - «превыше всех наград».
«Сомкнулись царственные дуги, душа блаженна, Ты близка...», « Что скажу я тебе - не знаю. Может быть, от счастья умру...» - вот оно: блаженство и счастье. Но, с другой стороны, в такой неразрывной и кровной любви всегда сокрыты страдания и трагичность.
Страдал Некрасов вместе со своим угнетенным народом, и «в крови иссеченной» Музой, страдает и Блок:
Снова нахмурилось небо, и будет ненастье.
Сердцу влюбленному негде укрыться от боли.
Так и счастливому странно, что кончится счастье.
Так и свободный боится неволи...
Это - боязнь потерять обретенное счастье, обретенную любовь. Но, кроме общего счастья, существует еще и общая судьба: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...», «Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу...»
В стихотворении Вс. Рождественского «Памяти Ал. Блока» есть такие строки:
Ты глазами, словно осень, ясными
Пьешь Россию в первый раз такой -
С тройкой, с колокольцами напрасными,
С безысходной девичьей тоской.
В пламенное наше воскресенье,
В снежный вихрь - за голенищем нож -
На высокое самосожжение
Ты за ней, красавицей, пойдешь.
Довелось ей быть твоей подругою,
Роковою ночью, без креста
В первый раз хмельной крещенской вьюгой
Навсегда поцеловать уста...
Я уже говорила о взаимосвязи всего в русской литературе, поэзии: одно вытекает из другого. Чувства и судьбы русских поэтов тоже близки. Вот стихотворение А. А. Ахматовой «Молитва»:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Это тот же «бережно несомый крест» и «высокое самосожженье» во имя России, во имя своей родины. Потому что она - единственный Отчий Дом, и, какой бы она ни была, её принимают и так же любят, со всеми её бедами, горестями и трудностями.
Ф. Сологуб:
И все твои пути мне милы.
И пусть грозит безумный путь
И тьмой, и холодом могилы,
Я не хочу с него свернуть.
А. А. Блок:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
И этот путь, со всеми страданиями, поэт, гражданин, человек проходят со своей родиной до конца: «Если кончена моя Россия - я умираю» (3. Н. Гиппиус).
Всем этим объясняется огромное чувство ностальгии, тоски по родине, присущее всем людям, но русским в особенности: «Но русское сердце тоскует вдали от родимой земли» (Ф. Сологуб).
А. А. Блок:
Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.
Это необъяснимое, постоянное притяжение:
Много нас - свободных, юных, статных -
Умирает не любя-
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
И вот, наконец, всё становится прозрачным, ясным и понятным в стихах М. А. Волошина, совершенно не случайно посвященных памяти А. Блока и Н. Гумилева:
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца - Русь!
И на дно твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook