Джеймс Кэмерон — первый, кто погрузился на дно Марианской впадины в одиночку. Джеймс Кэмерон: погружение на дно Марианской впадины - National Geographic Россия: красота мира в каждом кадре Джеймс кэмерон погружение в марианскую впадину

На Земле есть место, о котором мы знаем гораздо меньше, чем о далеком космосе - таинственное дно океана . Считается, что мировая наука по-настоящему еще даже не приступала к его изучению.

26 марта 2012 года, спустя 50 лет после первого погружения человек вновь опустился на дно глубочайшей впадины на Земле: батискаф Deepsea Challenge с канадским режиссером Джеймсом Кэмероном опустился на дно Марианской впадины . Кэмерон стал третьим человеком, достигшим глубочайшей точки океана и первым, кто сделал это в одиночку.

Марианская впадина - самый глубокий на земле желоб на западе Тихого океана. Он протянулся вдоль Марианских островов на 2 500 км. Самая глубокая точка Марианской впадины называется «Бездна Челленджера» . Согласно последним исследованиям 2011 года, ее глубина 10 994 метра (±40 м) ниже уровня моря. К слову говоря, высочайшая вершина мира - Эверест поднимается на высоту «всего» 8 848 метров.

На дне Марианской впадины давление воды достигает 1 072 атмосфер, т.е. в 1 072 раза больше нормального атмосферного давления. (Инфографика ria.ru):

Полвека назад. Батискаф «Триест» , сконструированный швейцарским учёным Огюстом Пикаром, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину:



23 января 1960 Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш совершили погружение в Марианскую впадину на глубину 10 920 метров на батискафе «Триест». Погружение заняло около 5 часов, а время пребывания на дне составило 12 минут. Это был абсолютный рекорд глубины для пилотируемых и беспилотных аппаратов.

Двое исследователей тогда обнаружили на страшной глубине всего 6 видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 см:

Вернемся в наши дни. Это Глубоководный батискаф Deepsea Challenge , на котором Джеймс Кэмерон погрузился на дно океана. Был разработан в австралийской лаборатории, весит 11 тонн и имеет длину более 7 метров:

Погружение началось 26 марта в 05:15 утра по местному времени. Последними словами Джеймса Кэмерона были: «Опускайте, опускайте, опускайте».

При погружении на дно океана, батискаф переворачивается и вертикально опускается вниз:

Это настоящая вертикальная торпеда, которая скользит сквозь огромную толщу воды на большой скорости:

Отсек, в котором во время погружения находился Камерон, представляет собой металлическую сферу диаметром 109 см с толстыми стенками, способными выдерживать давление более 1 000 атмосфер:

На фотографии, слева от режиссера виден люк, закрывающий сферу:

HD-видео . Погружение:

Джеймс Камерон провел на дне Марианской впадины более 3 часов, в течение которых вел фото- и видеосъемку подводного мира. Итогом этого подводного путешествия станет совместный с National Geographic фильм. На фотографии видны манипуляторы с камерами:

На глубине 11 километров:

3D-камера:

Однако, подводная экспедиция прошла не совсем удачно. Из-за неисправности металлических «рук» , управляющихся гидравликой, Джеймс Кэмерон не смог взять образцы со дна океана, которые нужны ученым для изучения геологии:

Многих мучил вопрос о животных, которые обитают на такой чудовищной глубине. «Наверное, всем, хотелось бы услышать, что я видел какое-нибудь морское чудовище, но его там не было...Не было ничего живого, более 2-2.5 см».

Спустя несколько часов после погружения, батискаф Deepsea Challenge с 57-летним режиссером успешно вернулся со дна Марианской впадины.

Подъем батискафа:

Джеймс Камерон - первый в мире человек, совершивший одиночное погружение в бездну - на дно Марианской. В ближайшие недели он опустится на глубину еще 4 раза.

Один из наиболее популярных режиссеров планеты, неоднократный победитель премии «Оскар» Джеймс Кэмерон (James Cameron) совершил удачное погружение на дно самой глубокой точки Марианской впадины – бездны Челленджера (Challenger Deep). Напомним, что ранее в этом месяце он в качестве разминки погружался на приличную глубину – 8 км – у побережья Папуа – Новой Гвинеи (Papua New Guinea). На конструкцию одноместной установки для изучения подводного мира под названием Deepsea Challenger, которую режиссер использовал для погружения, у группы ученых и инженеров из Австралии ушло порядка 8 лет.



Глубина Мариинской впадины составляет более 10900 метров, и до Кэмерона в ней побывало всего двое людей. Это лейтенант военно-морских сил США Дон Уолш (Don Walsh) и швейцарский исследователь Жак Пикар (Jacques Piccard), которые опустились на дно желоба 23 января 1960 года. Таким образом, режиссер «Аватара» стал первым, кто достиг дна в одиночку. В целом подводное путешествие продолжалось 7 часов, и всплыть Кэмерону удалось буквально за несколько часов до начала премьерного показа 3D-версии «Титаника» в Лондоне. На само погружение у него ушло 2 часа 36 минут, на подъем – 1 час 10 минут. Удивительно, что даже с такой огромной глубины режиссеру удалось воспользоваться Интернетом. Он держал заинтересованных в погружении людей в курсе событий, обновляя информацию в социальной сети Twitter.

По словам Кэмерона, это одиночное погружение под воду на глубину 11 км позволило ему почувствовать себя целиком изолированным от человечества. У режиссера сложилось ощущение, будто он попал на другую планету. После погружения он рассказал, что дно желоба мягкое, желеобразное, абсолютно ровное. Хотя под такую толщу воды не пробивается свет, там достаточно тепло.

Режиссеру не встретились никакие необычные формы жизни. Хотя он и считал, что представители неизвестных человечеству видов смогли бы адаптироваться к жизни в таких экстремальных условиях, на самом деле это случилось только на уровне микроорганизмов. Из обитателей глубин ему посчастливилось повстречать организмы наподобие креветок, которые питаются останками мертвой рыбы. В основном все представители водного мира на больших глубинах лишены пигментации, а у некоторых нет даже глаз.

В связи с некоторыми техническими сложностями, режиссер не смог воспользоваться рукой манипулятора и собрать образцы для дальнейших исследований. Тем не менее, Кэмерон уверен, что проблема будет исправлена в ближайшем будущем. Это сделает возможным повторение опыта при следующем погружении.

Интересно, что премиальный фонд поддержки революционных инноваций X-Prize Foundation огласил премию в $10 миллионов тому, кто первым погрузится на дно Марианского желоба. Однако Кэмерон от премии отказался, объяснив это тем, что главная цель его погружения – это научные исследования.


Напомним, что во время погружения Кэмероном велась видеозапись. При этом использованное оборудование поддерживает съемку в формате стерео 3D. Это означает, что уже совсем скоро зрители всего мира смогут погрузиться на дно глубочайшей впадины на Земле, не выходя из своего дома. Документальный 3D-проект создается в тесном сотрудничестве с National Geographic.

Знаменитый режиссёр стал первым человеком в истории, побывавшим в самой глубокой точке Мирового океана в одиночку, и третьим, кто вообще когда-либо покорял этот рубеж.

Кэмерон покидает батискаф после рекордного погружения. Врач экспедиции Джо Макиннис (Joe MacInnis) назвал своего подопечного и друга «аватаром в реальном мире». «Он побывал на дне океана от имени всех остальных на планете», — сказал Макиннис (фото Mark Thiessen, National Geographic).

26 марта в шесть утра по московскому времени батискаф Кэмерона Deepsea Challenger вынырнул на поверхность океана после рекордного погружения. По информации National Geographic, спуск в бездну Челленджера (Challenger Deep) занял 2 часа 36 минут, Кэмерон пробыл около трёх часов, и всего 70 минут ушли на подъём.

Вся техника отработала нормально. Как и было задумано, в ходе погружения режиссёр снимал видео в 3D, а установленная на борту батискафа аппаратура проводила научные измерения (записывала температуру, солёность воды). Кроме того, с помощью заборных устройств Джеймс взял на дне несколько проб грунта и поймал несколько глубоководных созданий. Снятый на дне впадины фильм будет транслироваться на канале National Geographic и в кинотеатрах.

Экспедиция стоимостью в несколько миллионов долларов финансировалась самим режиссёром, а также компанией Rolex и National Geographic (фото National Geographic).

После возвращения режиссёра на судно поддержки Кэмерона встретил Дон Уолш (Don Walsh), единственный из оставшихся в живых участников предыдущего погружения в Марианскую впадину, совершённого в далёком 1960 году (экспедиция "Триеста").

«Это был великий момент. Я поприветствовал его в клубе, — заявил Уолш. — Там, на дне впадины, побывали только трое, но один из нас, швейцарский инженер Жак Пикар, умер. Теперь это просто Джим и я».


Несмотря на усталость, режиссёр уже обдумывает продолжение своих экспедиций. Он предполагает, что в дальнейшем батискаф может быть оснащён тонким волоконно-оптическим кабелем, который позволил бы учёным на борту судна поддержки получать кадры со дна океана в реальном времени (фотографии с сайта deepseachallenge.com).

По словам врача экспедиции Джо Макинниса, после многих часов, проведённых в крайне стеснённых условиях, Кэмерон испытывал боль, но в целом его самочувствие и физическая форма на удивление хороши для 57-летнего человека.

Экспедиция Кэмерона - это не просто рекорд, но и возвращение к глубоководным экспедициям, проводимыми непосредственно людьми. По мнению ряда специалистов, далеко не всё можно возложить на дистанционно управляемых глубоководных роботов. Присутствие человека на дне океана может быть очень важным.

Режиссёр надеется, что Deepsea Challenger будет активно участвовать в научных исследованиях. Кэмерон планирует и сам продолжить погружения на выдающемся аппарате, хотя сейчас медики рекомендуют Джеймсу сделать передышку.

Океанограф Лайза Левин (Lisa Levin) заявила, что общественный интерес к глубоководной науке, подстёгиваемый Кэмероном, не менее важен, чем любой новый вид, который режиссёр мог бы открыть. «Я считаю, Кэмерон сделает для глубоководных впадин то же, что Жак-Ив Кусто сделал для океана много десятилетий назад», — сказала исследовательница.

Режиссер "Аватара" и "Титаника", канадский режиссер Джеймс Кэмерон (James Cameron) благополучно завершил погружение на дно Марианской впадины - самой глубокой точки Мирового океана.

57-летний Кинематографист стал третьим человеком в истории, погрузившимся на дно Марианской впадины в Тихом океане. Он совершил погружение на одноместном батискафе "Дип си челленджер" (DeepSea Challenger), который был разработан и построен по его заказу в Австралии.

Джеймс Кэмерон добрался до Бездны Челленджера - участка впадины на глубине почти 11 км - в 01:52 мск и пробыл на дне около шести часов, в течение которых собирал образцы подводного грунта, растений и живых организмов, а также провёл киносъемку, используя 3D-камеры.

По итогам подводного путешествия выйдет совместный с National Geographic фильм о погружении.



После этого "Дип си челленджер" сбросил 500 кг балласта и устремился обратно на поверхность. Обратный путь занял меньше 70 минут.

12-тонный "Дипси Челленджер", окрашенный в ярко-зеленый цвет, был оборудован всем необходимым для проведения фото- и видеосъемки, в том числе в трехмерном режиме.

Отснятые Джеймсом Кэмероном кадры лягут в основу научно-документального фильма канала "Нэшнл джиогрэфик".

"Не могу дождаться, когда поделюсь с вами увиденным", - написал режиссер в Twitter, передает ИТАР-ТАСС .

Джеймс Кэмерон с командой океанографов отправился к Марианскому глубоководному желобу на западе Тихого океана 19 марта. Погружение планировалось совершить еще несколько дней назад, но из-за плохих погодных условий его несколько раз откладывали.

Глубоководный аппарат "Дип си челленджер" с Джеймсом Кэмероном на борту поднялся на поверхность Тихого океана после погружения на дно Марианской впадины.

До сегодняшнего дня на дно Марианской впадины люди погружались лишь однажды - в 1960 году на батискафе "Триест" в самую глубокую точку океана опустились швейцарский инженер Жак Пикар (Jacques Piccard) и лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh).

Их подводный аппарат пробыл на дне впадины всего 20 минут. Двое исследователей тогда обнаружили там всего шесть видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 сантиметров, похожих на камбалу.

Нынешняя экспедиция на дно Марианской впадины готовилась более 7 лет. Глубоководный аппарат "Дип си челленджер" был изготовлен в Австралии при поддержке Национального географического общества и компании "Ролекс".

В конструкторских работах и планировании экспедиции, помимо Кэмерона, принимали участие Институт океанографии имени Скриппса, Лаборатория реактивного движения НАСА и Университет штата Гавайи.

До того, как отправиться ко дну Марианской впадины, Джеймс Кэмерон совершил свыше 70 погружений. В частности, он погружался на дно Байкала на глубоководном аппарате "Мир-1". Кроме того, он 12 раз опускался на дно океана во время съемок своей картины "Титаник".

Режиссер Джеймс Кэмерон погрузился в Бездну Челленджера (самый глубокий участок Марианской впадины с отметкой около 11 тысяч метров) в одноместном батискафе, который специально по его заказу разработали и построили в Австралии. Кэмерон погрузился на дно за 90 минут. По итогам подводного путешествия планируется появление совместного с National Geographic фильма о погружении.

Марианская впадина — самый глубокий на земле желоб на западе Тихого океана. Он протянулся вдоль Марианских островов на 2 500 км. Самая глубокая точка Марианской впадины называется «Бездна Челленджера». Согласно последним исследованиям 2011 года, ее глубина 10 994 метра ниже уровня моря. Для сравнения, высочайшая вершина мира — Эверест поднимается на высоту «всего» 8 848 метров.

Глубоководный батискаф Deepsea Challenge:

На дне Марианской впадины давление воды достигает 1 072 атмосфер, т.е. в 1 072 раза больше нормального атмосферного давления

Джеймс Кэмерон рассказывает всему миру о своей экспедиции. Он выглядит очень усталым, но, кажется, счастливым.

«С детства я мечтал о подводных плаваниях. Я понимаю, что большинство людей знают меня как режиссёра, но эта страсть меня всегда преследовала».


«Мы создали аппарат в Сиднее, и над ним работали, преимущественно, австралийские инженеры».

«Мне надо было ехать в Лондон на премьеру «Титаник 3D», но я выбрал остаться с людьми и работать вместе с ними над аппаратом».

Видно, что Кэмерон очень хочет спать, едва держится.Журналисты через спутниковую связь задают ему вопросы. Все пытаются понять, через что прошёл Кэмерон.Кэмерон рассказывает, как ещё вчера они хотели опуститься, всё приготовили, но погода не позволяла. Они думали, что всё сорвалось, Кэмерон даже прилёг на несколько часов. А потом погода улучшилась, и они начали спуск. Техника не подвела.

Он говорит об ощущении давления. Кажется, что металлическая капсула, в которой он сидел, сплющивалась на его глазах, иллюминатор как будто вдавливался под давлением.У Кэмерона не получилось взять пробы камней, которые он планировал подобрать со дна. Но это ничего страшного: будут ещё, наверное, три-четыре спуска, которые будет осуществлять другой пилот, и там уже всё получится. Больше не выйдет, потому что капсула не выдержит.

Кэмерон говорит, что нырял в другие впадины, и везде было много жизни. Он ожидал увидеть столько же здесь. А увидел просто плоскую поверхность и — ничего. Что-то такое было на расстоянии, но рассмотреть как следует не удалось. Но ничего особенного: просто какие-то детали. Это очень одинокое, пустое место. Было ощущение, что ты прилетел на другую планету, и она не населена.Ещё, говорит Кэмерон, в других впадинах были следы. Грунт был испещрён следами насекомых. Здесь всё было настолько плоским, как будто жизнь так и не смогла приспособиться к этим страшным условиям.

Отсек, в котором во время погружения находился Камерон, представляет собой металлическую сферу диаметром 109 см с толстыми стенками, способными выдерживать давление более 1 000 атмосфер

При погружении на дно океана, батискаф переворачивается и вертикально опускается вниз:

На дне впадины

“МИР”ная жизнь “ТИТАНИКА”
ИНТЕРВЬЮ С КОМАНДИРОМ ГЛУБОКОВОДНОГО АППАРАТА “МИР-2” ЕВГЕНИЕМ ЧЕРНЯЕВЫМ

Почему в самом конце двадцатого столетия, пережившего рекордное количество бедствий и потрясений, катастрофа, случившаяся почти в самом его начале, — гибель океанского суперлайнера “Титаник” — до сих пор так будоражит наше воображение?
Думаю, ответ кроется в поражающем нас сочетании масштабности этого несчастья с его символичностью...
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в черном мраке океана человечеству был преподан страшный, но, к сожалению, так им и не усвоенный урок. Буквально в считанные часы потерпели сокрушительный крах человеческая самонадеянность, слепая вера во всемогущество техники и охранную силу больших денег...
С тех пор прошло почти девяносто лет, а человечество с содроганием вспоминает судьбу этого корабля. Гибели “Титаника” посвящены сотни книг, множество пьес и даже мюзиклов, радио- и телепередач, тысячи газетных и журнальных публикаций. (Собственно, с этой темой связан и материал, который вы читаете в данную минуту...)
История каждого из 2228 пассажиров и членов команды могла бы стать сюжетом для потрясающего фильма. Поэтому неудивительно, что кинематографисты самых разных стран трагические события той ночи сделали темой одиннадцати художественных картин.
Двенадцатой такой попыткой стал знаменитый, “оскароносный” (по одиннадцати номинациям!) фильм американского режиссера Джеймса Камерона.
Все мы имели возможность убедиться, что кроме несомненных художественно-игровых достоинств, фильм отличается от своих предшественников наличием искусно вплетенных в сюжет подводных съемок несчастного затонувшего “Титаника”... Собственно, и сам сюжет возник благодаря реальной возможности сделать подобные уникальные кадры.
И мы можем гордиться тем, что знаменитый режиссер смог осуществить свой грандиозный замысел только в сотрудничестве с нашими соотечественниками — специалистами из лаборатории глубоководных аппаратов Института океанологии имени П. П. Ширшова Российской Академии наук.
Между прочим, представители Пентагона пытались запретить Камерону это сотрудничество и предлагали заменить российских специалистов — и соответственно, подводную технику — американскими. Но в ходе судебного разбирательства режиссер отстоял свое право работать с россиянами, доказав, что уникальные съемки могут осуществить только не имеющие аналогов русские глубоководные аппараты — “шеститысячники”...
Один из пилотов двух российских “МИРов”, участвовавших в съемках “Титаника” (а до и после того — в большом количестве интереснейших глубоководных исследований), — специалист в области электроники Евгений Черняев . В ходе нашей беседы мне удалось выудить у этого удивительно скромного командира уникальной подводной машины некоторые дополнительные факты о нем самом.

Евгений награжден двумя орденами: Трудового Красного Знамени — за участие в создании глубоководных аппаратов и Oрденом Мужества — за работы по обнаружению атомной подводной лодки “Комсомолец” и закрытию проломов ее носового отсека. (Между прочим, она была обнаружена в одно из Жениных погружений!)
Кроме того, он опытный оператор — и не только подводных, но и вполне земных съемок, и даже… вполне профессиональный клипмейкер.
...На экране — в свете “МИРовского” прожектора — шлюпочная палуба “Титаника”, обросшие “сталактитами” ржавчины леера и поручни, нос корабля, обыгранный и воспетый в фильме, мирные (и тем самым ужасающие) бытовые предметы, лежащие на океанском дне... Все это и многое другое Евгений видел наяву и, конечно, сам и снимал во время многочисленных своих погружений к легендарному кораблю.

Спуск “МИРа” на воду .

— Камерон выбрал наши аппараты не только за возможность опускаться на рекордные глубины, но и за их высокие показатели маневренности, энергетики, за мощное освещение, за большой угол обзора из иллюминатора, за то, что наших аппаратов — два, а это обстоятельство существенно расширяет возможности подобных съемок...

— Да и с пилотами он не прогадал... Думаю, здесь российским профессионалам нет равных. А по каким критериям происходит отбор в вашу команду?

— Каждый член нашей команды должен быть универсалом: и пилотом, и бортинженером, и техническим специалистом, и водолазом, и связистом, и ремонтником, и неплохим спортсменом... И, что немаловажно, — энтузиастом, учитывая скромные размеры оплаты нашего труда.

— В каком году вы совершили самое первое свое погружение к погибшему “Титанику”?

— В 1991 году наш уникальный исследовательский корабль “Академик Мстислав Келдыш” (по сути — целый плавучий научный комплекс) отправился к этому месту в нейтральных водах Северной Атлантики. Тогда наш аппарат впервые и спустился к затонувшему кораблю. Мы ходили туда, как в музей — только для осмотра и подводных съемок (по заказу американской компании). В память о погибших оставили на этом печальном месте мемориальную табличку и цветы...

— А что вам вспоминается в связи с первым погружением в обществе Камерона?

— Это случилось в октябре 1995 года. Но погружениям предшествовал подготовительный период. Были сделаны маленькие масштабные макеты наших аппаратов, со светом и камерой, шестиметровый макет “Титаника”, и все это размещено в специальном черном шатре... Изображение на камерах выводилось на монитор. Практически перед каждым погружением Камерон проводил своеобразную репетицию, прикидку — мы ходили вокруг макета корабля с этими аппаратиками в руках, а он смотрел на монитор и определял, как выглядит тот или иной ракурс. Актер Левис Абернати, сыгравший в фильме Большого Лу, в этом рейсе был с нами в качестве подсобного рабочего. Все необходимые расстояния он измерял рулеткой — их переводили в настоящий масштаб, чтобы уточнить маршруты наших будущих съемок. Для создания эффекта мутной воды в шатер пускали дым...
В ходе настоящих подводных съемок многое менялось: свои коррективы вносило подводное течение, что-то мешала сделать муть, поднимавшаяся при работе.
Камерон привык снимать, делая много дублей и прикидок. Порой думаешь: “Слава Богу! Все получилось!”, а он вдруг говорит, что нужно снова зайти в исходные точки и все повторить. Оказывается, Камерон еще и не снимал — экономя пленку, для начала просто определял, что получится... А под водой своя специфика: в первом заходе мы уже подняли муть, и снять то, что задумано, в этом месте сейчас уже нельзя... Но он человек разумный и всему быстро учился.

— Кто входил в подводную съемочную группу? Обычную киношную толпу в ваши аппараты не посадишь...

— В аппарат вмещаются только три человека. Помимо меня и бортинженера в нем находился Эл Гиддингс, известный режиссер и оператор, соавтор Камерона по фильму “Бездна”, а в двух последних погружениях — сам Джеймс Камерон. Во втором аппарате работал мой шеф, заведующий нашей лабораторией доктор технических наук Анатолий Сагалевич. С ним Камерон совершил десять погружений.

— А оператор?

— Камерон снимал все сам. Для съемок была создана специальная, не имевшая аналогов техника. Внутри аппарата находились только ручки управления кинокамерой (значительно меньше обычных), а сама камера была вынесена вовне и помещена в специальный бокс, таким образом она могла выдерживать давление свыше четырехсот атмосфер. А на моем аппарате, “МИР-2”, был установлен телеуправляемый модуль, с помощью которого мы делали съемки внутри “Титаника” — в районе носового трюма и полубаков, в проеме главной лестницы, а через него — на палубах “А”, “B”, “C”, “D”, “E”, в кают-компании. Вы, наверное, помните эти кадры...

— А как вы объяснялись с американцами?

— По-английски. Его я учил “методом погружения” — в процессе работы с иностранцами (до этого во всех учебных заведениях изучал только немецкий). Когда рядом с тобой в тесном общении — только люди, не говорящие по-русски, поневоле выучишь их язык...

— Каким образом режиссер руководил подводными съемками?

— Хотя наши основные точки прохода были запланированы и обговорены заранее, он учитывал такие часто меняющиеся показатели, как видимость, направление течения, и вносил в наши маршруты соответствующие изменения: например, вместо запланированного правого мы снимаем более выигрышный в данный момент левый борт и т. п.

— И сколько же продолжалась такая разовая съемка?

— В среднем все погружение занимало примерно пятнадцать часов: пять часов — спуск и подъем, и работа “на грунте” — часов десять. Последнее мое погружение с Камероном продолжалось восемнадцать часов.

— ...!!! А в аппаратах предусмотрено хоть какое-то обеспечение экипажа пищей, решение вопросов прочих человеческих надобностей?

— Конечно, мы имеем возможность и перекусить, и решить кое-какие естественные человеческие проблемы. Но я уже говорил про необходимый в нашем деле энтузиазм — он нужен и для того, чтобы легко мириться со многими неудобствами...
Не забывайте о том, что мы не только совершаем погружения, но еще и готовим к ним аппараты: измерительный комплекс, балластную систему, локаторы, эхолоты, видео- и фотосистему, приспособления для аварийного сброса и многое другое. Так что времени для сна между погружениями зачастую почти не остается.

— У вас была реальная возможность узнать человеческие качества Джеймса Камерона. Каким товарищем, каким спутником он оказался?

— Хорошим. Вполне спокойным в общении. Он доверяет тебе как профессионалу, полагаясь на твой опыт и чутье.
У нас был такой случай: когда мы всплыли уже на поверхность, наш модуль “Снуп” сошел со своих направляющих и волны прибили его к нашему аппарату... Он потихоньку ударялся о корпус “МИРа”, а внутри его у нас, у экипажа, было ощущение, что удары очень сильные. И Камерон начал серьезно волноваться. Я его успокоил: “Джим, не надо нервничать — это не опасно, сейчас появятся водолазы, возьмут модуль и поставят его на место”. И Камерон мне поверил, стал гораздо спокойнее.
Когда все произошло так, как я и предсказывал, он долго, с интересом разглядывал абсолютно неповрежденные не только гладкие поверхности, но и все выступающие части модуля... В таких ситуациях доверие друг к другу укрепляется еще больше.

— Какие объекты подводных съемок “Титаника” запомнились вам больше всего?

— Район кают-компании. На корабле кругом некрасивые ржавые сосульки железа. А тут — блестят бронзовые люстры, стоят великолепные резные колонны из редких пород дерева — их не тронули пока ни время, ни микроорганизмы... Еще запомнился бронзовый блеск уцелевших деталей рулевого управления и приводов лебедок. Остатки “вороньего гнезда”, откуда впередсмотрящие слишком поздно увидели злополучный айсберг... Удивила бутылка с пробкой, не задвинутой вовнутрь полностью, как у всех остальных бутылок (силой большого давления), а только наполовину. Я поднял ее с песка с помощью манипуляторов, снял на камеру, положил на место, а потом долго думал, в чем тут дело... Пока не понял, что в ней, судя по всему, идет процесс брожения и образующиеся газы с силой выталкивают пробку из бутылки, сопротивляясь глубоководному давлению...
Впечатляет и общий вид кораблекрушения. “Титаник” разломился на три части. Самая большая, носовая часть, глубоко “врубившаяся” носом в грунт, сориентирована на север. В том же направлении легла хвостовым винтом корма. Расстояние между ними — около шестисот метров, в этом месте — фрагменты средней части. А вообще обломки “Титаника” разбросаны в радиусе километра...
Еще Камерон надеялся найти в районе полубака автомобиль редкой марки, который везли в том рейсе. Но я сразу сказал, что найти его не удастся: при таком мощном ударе носом о дно все содержимое трюмов и палуб улетело куда-то вперед, в глубь, и искать его здесь бесполезно — как бы старательно ни закрепили эту машину при погрузке. Так что скорее всего от нее остались лишь отдельные фрагменты — колеса, например...
Ну а человеческих останков, как и любой органики того времени, там не уцелело совсем...

— А какие эпизоды подводных съемок, вошедших в этот знаменитый фильм, вы считаете самыми удачными?

— Те эпизоды, когда в кадре появляются сразу два наших аппарата... Ведь третьего “МИРа” для их съемок у нас не было! Камерон сделал это компьютерными методами. Он взял два реальных наших прохода (я их оба хорошо помню) и совместил в кадре. Еще мне очень нравится переход от наших реальных съемок интерьера затонувшего корабля к его первозданному роскошному виду. Это сильный прием.

— Слышала, что Камерон пригласил всех своих товарищей по подводным съемкам на премьеру фильма?

— Первая российская премьера “Титаника” состоялась в Калининграде. Об этом настоятельно просил Камерона наш руководитель Анатолий Сагалевич. Дело в том, что “Академик Келдыш” — судно калининградской приписки, и весь его экипаж — калининградцы. Заработки у них — копеечные, поэтому за свою работу люди заслужили хотя бы право проведения первого российского показа фильма в их родном городе. Все смогли увидеть результаты своего труда, получили памятные сувениры.
Камерон съездил и на корабль, прошел на палубу к законсервированному уже, промасленному “МИРу” и стал гладить его по сфере, обнимать, как старого товарища...
Потом мы побывали и на московской премьере в “Кодак-Киномире”. Камерон приезжал в Россию с показами еще до присуждения фильму всех многочисленных “Оскаров”.

— Вашу команду связывают с Камероном совместная работа и, в сущности, совместное творчество. Похоже, он это хорошо понимает. Нет ли у вас новых планов совместной работы?

— Пока он занят другими делами. Ну а мы теперь каждый год ходим в экспедицию к “Титанику”. Мы предоставляем богатым туристам (за 35 тысяч долларов), а также победителям викторины, которую проводят немецкие телекомпании, уникальную возможность путешествия на наших аппаратах к затонувшему кораблю. Тем не менее, ни одно наше плавание не было чисто коммерческим. Ведь вся эта коммерция и нужна лишь для того, чтобы регулярно ремонтировать наше судно и проводить полноценные научно-исследовательские работы. Шестьдесят процентов погружений служат научным целям. А в результате — наши ученые делают новые открытия, выходят в свет тома научных монографий...
Ну а Камерон, судя по всему, вполне может продолжить работу с глубоководными объектами. Возможно, это произойдет не сейчас, а в будущем... Он говорил, что хотел бы заняться научно-документальными съемками на подводную тематику.
Мы много рассказывали ему об интересных объектах мирового океана, и он так увлекся нашими рассказами, что захотел пройти вокруг света и увидеть все своими глазами. И хотя планы эти далеко не конкретные, есть надежда, что мы еще вместе поработаем.

Титаник, легендарное судно затонувшее 15 апреля 1912 года, было обнаружено в 1985 году Робертом Балларом и Жаном Луи Мишелем, после чего с 1987 по 2007 год специально созданная компания “Rsm Titanic Inc.” отправила к океанскому лайнеру еще семь экспедиций.
За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины.
У вас же есть шанс посмотреть на корабль в том виде, в котором он открылся 24 года назад взору Роберта Баллара и Жана Луи Мишеля.

1) Поисковый аппарат Арго начинает свой двухчасовой спуск к корпусу "Титаника" в северной части Атлантического океана.

2) Два поршневых двигателя высотой с четырехэтажный дом (один из которых изображен на фото) приводили в движения винты Титаника.

3) Свет батискафа Мир 2 освещает левый становой якорь на баке затонувшего Титаника.

4) В ранние утренние часы 1 сентября 1985 океанограф Роберт Баллард и фотограф Эмори Кристоф обнаружили и сфотографировали останки Титаника. Криштоф и его команда использовали подводный поисковый аппарат и буксируемые салазки с фотокамерой, для того, чтобы сделать более 20 тысячи кадров, в числе которых был и этот снимок, на котором можно увидеть правый винт затонувшего океанского лайнера.

5) Уцелевшее оконное стекло окна каюты капитана Эдварда Дж. Смита на "Титанике", который лежит на глубине в две с половиной мили (четыре километра) в северной части Атлантического океана.

6) Батискаф Мир-1 освещает перила на Титанике.

7) Керамическая чашка и обломки с "Титаника" лежат на дне Атлантического океана у побережья Ньюфаундленда.

8) Фрагмент корпуса судна на дне океана.

9) Отверстие в правой стороне корпуса судна - причиной появления которого, вероятно, стало столкновение "Титаника" с айсбергом 14 апреля 1912 года. От этого удара судно раскололось надвое и затонуло, в результате чего погибли 1,5 тысячи человек.

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк.

Керамическая чашка и обломки с "Титаника" лежат на дне Атлантического океана у побережья Ньюфаундленда



Понравилось? Лайкни нас на Facebook