Аякс · Персонажи мифов Греции · Энциклопедия античной мифологии. Аякс теламонид Аякс греческий герой

- (Αὶας, Aiax). Имя Аякса носили два героя Аякс Великий и Аякс Малый. 1) Аякс Великий был сын Теламона, царя саламинского, и внук Эака. Он играл весьма выдающуюся роль в Троянской войне и храбростью уступал только Ахиллесу. Он был побежден… … Энциклопедия мифологии

- (Эант) (др. греч. Αἴᾱς) имя двух греческих героев, участвовавших в осаде Трои: Аякс Малый, или Оилид сын Оилея. Аякс Великий, или Теламонид сын Теламона. Географические названия Аякс (город) канадский город. Аякс (бухта)… … Википедия

- (от соб. им.). Название греческого танца, представляющего ярость троянского героя Аякса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЯКС 1) два Аякса, герои Троянской воины, Аякс Великий и Младший; 2) трагедия … Словарь иностранных слов русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Аякс. Аякс Оилид (др. греч. Αἴας, точнее Эант Оилид) древнегреческий герой, сын Оилея, царя локров, и нимфы Рены. Прозван Малым Аяксом так как уступал в росте и силе другому участнику… … Википедия

Латинизированная форма греческого имени Аянт или Эант, имя двух греческих героев Троянской войны. Аякс Больший сын саламинского царя Теламона и предводитель саламинского войска. Великий воин, уступавший доблестью лишь Ахиллу, он покончил жизнь… … Энциклопедия Кольера

- Αιας, Aiax, 1) Э. локриец, сын Оилея, царя локридского (Όϊλη̃ος, Όϊλιάδης, Όϊλείδης), по… …

- Αιας, Aiax, 1. Э. локриец, сын Оилея, царя локридского (Όϊλη̃ος, Όϊλιάδης, Όϊλείδης), по прозванию Малый, на 40 кораблях привел локрийцев под Трою, где оказался одним из самых храбрых, хотя и был мал ростом; никто так… … Реальный словарь классических древностей

Аякс Оилид (греч. Αίας / Aîas, точнее Эант Оилид) древнегреческий герой , сын Оилея, царя локров, и нимфы Рены . Прозван Малым Аяксом так как уступал в росте и силе другому участнику Троянской войны, Аяксу Теламониду (Большому Аяксу).… … Википедия

Открытие Первооткрыватель Карл Рейнмут Место обнаружения Хайдельберг Дата обнаружения 17 августа 1936 Эпоним Аякс Великий Альтернативные обозначения 1936 QW Категория Троянцы Юпитера … Википедия

Книги

  • Казань. Путеводитель с мини-разговорником , Абдуллина Л.. Издательство "Аякс-Пресс" представляет путеводитель" Казань" в серии" Полиглот. Русский гид" . В накладном кармане на обложке размещена подробная карта, с которой можно без труда…
  • Подмосковье с картой , Бондарева Наталья Андреевна. Издательство "Аякс-Пресс" представляет новый авторский путеводитель" Подмосковье" в серии" Русский гид-Полиглот" . Наталья Бондарева не просто автор. Она архитектор, краевед, писатель,…

(или Эрибеи ). Двоюродный брат Ахилла . Пребывая в гостях у Теламона, Геракл вознес молитву о рождении ребёнка, а Зевс послал орла , от которого и получил имя Эант [как? ] . По одной из версий, его тело было неуязвимо, ибо когда-то его завернул Геракл в свою львиную шкуру, но уязвимым местом была подмышка .

Суд и смерть

После гибели Ахилла спорил за право владеть его оружием с Одиссеем . Либо судьями были троянцы , либо ахейцы подслушали разговор троянцев. Афина советовала Одиссею, как отвечать . Из-за гнева Афины Агамемнон и Менелай отказали ему и передали оружие Одиссею . Эант впал в безумие. Под воздействием Афины он перебил стадо баранов , принадлежавшее ахейцам , принимая их за вождей ахейцев. Покончил с собой тем мечом, который получил от Гектора , призывая гнев Эриний на Атридов . Есть много версий смерти Эанта .

Последующая традиция

Превратился в цветок, похожий на гиацинт . Единственный из погибших под Троей был похоронен в гробу . Могила его в Ретее (Ройтее) . Святилище Эанта в Ретии, там его могила и статуя . Когда Одиссей потерпел кораблекрушение, оружие Ахилла было выброшено на могилу Эанта . В следующей жизни его душа выбрала жизнь льва .

Трагическая смерть героя была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что её изобразил и Эсхил , но до нас дошла лишь трагедия Софокла «Аякс ».

Эпитафии Эанта писали Асклепиад и Антипатр .

В переносном смысле «два Аякса» - неразлучные друзья.

См. также

Источники

  1. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.146-147; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.1. С.29
  2. Гигин. Мифы 97
  3. Гесиод. Великие Эои, фр.250 М.-У.; Пиндар. Истмийские песни VI 53
  4. Эсхил. Фракиянки, фр.83 Радт; Пиндар; Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Эсхил. Трагедии. М., 1989. С.298; Ликофрон. Александра 457
  5. Гесиод. Перечень женщин, фр.204 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 8 далее; Гигин. Мифы 81
  6. Гомер. Илиада II 557; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 11; Гигин. Мифы 97
  7. Гигин. Мифы 112
  8. Гигин. Мифы 113
  9. Гигин. Мифы 114
  10. Гигин. Мифы 273
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5
  12. Квинт Смирнский. После Гомера IV 246-302
  13. Лесх. Малая Илиада, фр.2, 32 Бернабе; Пиндар. Немейские песни VIII 27; Овидий. Метаморфозы XIII 1-385
  14. Гомер. Одиссея XI 547
  15. Лесх. Малая Илиада, фр.2 Бернабе
  16. Гигин. Мифы 107
  17. Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Эант 21-27
  18. Арктин. Эфиопида, фр.3 Ивлин-Уайт
  19. Софокл. Эант 658-664; Гигин. Мифы 107; Квинт Смирнский. После Гомера V 557-562
  20. Софокл. Эант 836-866
  21. Софокл. Драмы. М., 1990. С.460-461
  22. Овидий. Метаморфозы XIII 386-398
  23. Лесх. Малая Илиада, фр.4 Ивлин-Уайт
  24. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 7; Дион. Троянская речь 128
  25. Страбон. География XIII 1, 30 (стр.595)
  26. Павсаний. Описание Эллады I 35, 4
  27. Платон. Государство X 620b
  28. Павсаний. Описание Эллады II 29, 4
  29. Платон. Алкивиад I 121а
  30. Геродот. История V 66
  31. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XVII 17, 3
  32. Асклепиад. Эпиграмма 29 Пейдж; Антипатр Сидонский. Эпиграмма 7 Пейдж
  33. Аристотель. Риторика II 23
  34. Полемон, фр.95 Преллер, см. Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт III 20
  • Григоревский, «Аякс, герой греч. поэзии» («Фил. Зап.», 1867 г., № 5, 6 и 1868, № 2).
  • Гомер. Илиада: М., 1984. Перевод с древнегреч. Н.Гнедича.

Напишите отзыв о статье "Аякс Великий"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Аякс Великий

И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.

После смерти Ахилла остались его золотые, выкованные богом Гефестом доспехи. Фетида повелела отдать их тому, кто больше всех отличался, защищая тело Ахилла.

Следовательно, получить их должен был либо Аякс, либо Одиссей. Между ними-то и возгорелся спор за доспехи. Но как было решить этот спор? Оба героя были достойны награды. Наконец, решили, что судьями в этом споре должны быть пленные троянцы. И здесь помогла Афина-Паллада своему любимцу Одиссею. С ее помощью подменили Агамемнон и Менелай жребий Аякса да еще и неверно сосчитали голоса троянцев, и получил доспехи Одиссей. Опечалился могучий Аякс. Ушел он в свой шатер, задумав отомстить сыновьям Атрея и Одиссею.

Ночью, когда весь стан греков погружен был в глубокий сон, вышел он с мечом в руках из своего шатра, намереваясь убить Агамемнона и Менелая. Но богиня Афина-Паллада поразила безумием Аякса. Уже давно гневалась на него богиня за то, что отвергал он, надеясь на свою силу, помощь богов. Безумный Аякс бросился на стадо быков, во тьме стал убивать их, думая, что убивает греков. Оставшихся же быков погнал он в свой шатер, воображая, что гонит пленных. Ужасно истязал быков Аякс в своем шатре. Он радовался их мучениям и смерти. Ведь для него в его безумии это были не быки, а сыновья Атрея, Наконец понемногу стал проясняться разум Аякса. Велик был его ужас, когда увидел он, что весь его шатер наполнен убитыми животными. В ужасе просит Аякс объяснить ему, что произошло. Когда рассказали ему все, невыразимое горе овладело сердцем великого героя. Он решил своей смертью искупить тот позор, который постиг его. Поручив сына своего Эврисака защите своего брата Тевкра и воинов, пришедших с ним с Саламина, он удалился на берег моря, взяв с собой меч, который получил некогда в дар от Гектора, сказав, что идет молить богов смилостивиться над ним, меч же свой он хочет посвятить Аиду и богине Ночи.

В стане же греков распространилась молва о том, что совершил Аякс. Нашли убитых им быков и овец и трупы пастухов. Одиссей по кровавым следам выяснил, что все это совершил Аякс. Страшно разгневались Агамемнон и Менелай и решили отомстить Аяксу.

Между тем от Тевкра пришел вестник. Он сообщил друзьям Аякса, чтобы они оберегали великого героя, так как ему грозит гибель, но что гибель грозит ему только в этот день, когда же минует день благополучно, то уже ничто не будет угрожать Аяксу. Вскоре прибыл в стан и сам Тевкр. Узнав, что брат его ушел на берег моря, побежал он его разыскивать. Боялся он, что случилось несчастье с Аяксом. И действительно, он не застал уже в живых брата. На берегу моря Тевкр нашел лишь труп Аякса: он бросился на свой меч. Так погиб самый могущественный после Ахилла герой греков.

Не хотели Менелай и Агамемнон позволить Тевкру предать погребению труп брата. Могла бы возникнуть открытая вражда между Тевкром и сыновьями Атрея, в стане греков началась бы междоусобная битва, если бы в дело не вмешался Одиссей. Он убедил Агамемнона позволить Тевкру предать погребению великого Аякса, оказавшего столько великих услуг грекам. Новый могильный курган возвысился рядом с курганом Ахилла: под этим курганом покоился прах могучего сына Теламона, Аякса.

Аякс Теламонид и Одиссей бьются за доспехи Ахилла. Аттическая ваза, ок. 500 г. до Р. Х.

Когда окончились устроенные в честь Ахилла погребальные игры, золотые, сработанные Гефестом, доспехи Фетида пожелала отдать тому из героев, кто оказал больше услуг ее сыну и кто всех достойнее в войске. Соискателями объявили себя Аякс и Одиссей: они унесли с поля битвы тело Ахилла, оба, по смерти Ахилла, были первыми в войске: один – по уму и ловкости в деле и слове, другой – по исполинской силе и мужеству. Ахейцы боялись сами решить спор между такими знаменитыми героями и, не желая оскорбить ни того ни другого, решились по совету мудрого Нестора в судьи избрать пленных троянцев, находившихся в стане; троянцы же решили этот спор в пользу Одиссея. Но Атриды тут поступили нечестно: завидуя великому Теламониду, они неверно сосчитали голоса – в этом подозревало их войско, желавшее, чтобы награда досталась Аяксу; подозревал и сам Аякс. Гневный, удалился герой в свою палатку; здесь овладела им такая тоска, что ночью выбежал он из шатра и, в гневе на Атридов и на прочих ахейцев, с мечом в руке решился отомстить виновникам своего позора. Но когда вошел он в шатер Атридов, Афина омрачила ум его; в помешательстве бросился Аякс на стада и поразил множество быков, воображая, что поражает Атридов и остальных ахейцев.

Уже давно гневалась Афина на Аякса. Когда, отправляясь под Трою, прощался герой с отцом своим, то Теламон, сам восходивший некогда на троянские стены, увещевал сына ратовать мужественно и никогда не забывать богов; но юный герой, понадеясь на свою могучую силу, в безумном увлечении сказал отцу: с помощью богов и слабый может одержать победу, я же славу хочу приобрести без помощи их. Впоследствии, когда в битве под стенами Трои Афина обещала Аяксу свою помощь, гордо отверг он ее и сказал: "Богиня, будь помощницей ахейцам; там, где я стою со своею дружиной, враг не пробьет себе дороги". За такую надменность и упрямство Афина хотела наказать прежде столь доблестного героя, чтобы научился он быть скромнее, и вот, с ее помощью, Атриды подменили жребий Аякса и лишили его высшей награды. И тут помрачила богиня ум его.

Долго предавался неистовый Аякс истреблению стад; наконец взял он множество овец и быков, принятых им за Одиссея, Атридов и других сговорившихся против него вождей, и с торжеством погнал их в свою палатку. Там привязал он их, стал бичевать и душить; радовался их страданиям. Когда же понемногу стал он приходить в себя и увидел в шатре своем груды убитого скота, застонал он, ударил себя в голову и схватил себя за волосы, в немом отчаянии сел между трупами убитых животных. Текмесса, любимая его пленница, дочь фригийского царя, родившая Аяксу сына Эврисака, была свидетельницей неистовства героя; онемев от скорби, в отчаянии, стояла она около него и не осмеливалась прервать его тяжелой думы. Вдруг вскочил Аякс и со страшными угрозами стал требовать от Текмессы, чтобы открыла она ему, что случилось. В страхе, все открыла Текмесса. И снова стал стенать и вздыхать Аякс, и опять погрузился он в тяжкое раздумье: как будто размышлял о страшном своем поступке.

А между тем вокруг палатки Аякса собрались верные его сподвижники посмотреть, что сталось с их предводителем. Весть о страшной резне, происходившей ночью, разнеслась уже по всему ахейскому стану. В поле нашли убитых пастухов и трупы животных, один лазутчик видел, как с окровавленным мечом в руке бегал Аякс по равнине, и Одиссей по следам, ведшим к шатру героя, открыл, что некому было, кроме Аякса, совершить это кровавое дело. Все это, думали сподвижники героя, сделано по злобе на Атридов и остальных ахейцев. Разговаривая с Текмессой, вышедшей из шатра, слышат они стоны Аякса, слышат, как призывает он Эврисака и Тевкра, своего брата. Потом открывает Аякс шатер, видит верных соратников, жалуется на горе свое, на позор – теперь только ясно стало ему, до чего дошел он. Нигде не видит Аякс спасения от позора и неясными намеками дает друзьям понять, что одна смерть может восстановить его геройскую честь. Любовью своей, всем святым для него на свете заклинает героя Текмесса не покидать ее, не давать ее в обиду чужим людям, и слова ее подействовали. Но Аякс старается заглушить в себе голос сердца. Сурово удаляет он от себя Текмессу и призывает сына своего Эврисака. Слуга приносит малютку отцу, Аякс берет сына на руки и поручает его покровительству саламинских героев и брата своего Тевкра, в то время находившегося во Фригийских горах. Оружие завещал он положить с собой в могилу, только щит, дорогое родовое сокровище, желает он передать сыну. Затем Аякс велит рыдающей Текмессе затворить палатку: он решился умереть.

Но для того чтобы принять смерть спокойно, прямодушный Аякс, не знающий хитрости и обмана, притворяется, будто переменил мрачные мысли и хочет остаться жить для своих близких. "Пойду я, – говорит он, – на берег моря, смою там вину свою, укрощу страшно разгневанных богов; а роковой меч Гектора, подаренный мне им после нашего единоборства, воткну в землю и посвящу Ночи и Аиду; с тех пор как принял я его из рук смертельного моего врага, ничего хорошего, ничего дружественного не сделали для меня аргивяне". Поверили Аяксу его соратники, поверила и Текмесса, и радуется она, что изменил герой свои помыслы. С мечом Гектора идет Аякс на пустынное взморье и решается умереть. Глубоко вонзает он меч свой в землю и так взывает к бессмертным богам: "Отец Зевс, тебя молю я еще об одном благодеянии. Пусть после моей смерти тело мое первым увидит брат мой Тевкр и пусть с честью похоронит его, а не бросает на поругание врагам моим, птицам и псам на съедение. Помоги мне и ты, Гермес, путеводитель усопших, скорее дай умереть мне, чтобы не томился я в судорогах, когда этот меч растерзает грудь мою. Призываю и вас, досточтимые эринии: видите вы на земле все страдания: отомстите же за смерть мою Атридам, виновникам всей беды моей, и всему войску ахейцев. Гелиос! Если твой луч падет на мою родную землю, удержи золотыми вожжами бег коней своих и поведай про горе мое и про смерть Аякса старику отцу и злополучной матери. Бедная, как будет страдать она, когда услышит эту весть. Но не время издавать бесплодные стоны: скоро должен я совершить задуманное. Смерть, смерть, приди, взгляни на меня. Прощай, о луч дневного света, прощай и ты, родной мой Саламин, и ты, священный город Афины, и вы, источники, поля и реки этой, столь долго питавшей меня, троянской земли: последний вам привет мой!" С этими словами бросился злополучный Аякс на воткнутый им в землю меч и принял смерть.

Скоро после того как Аякс удалился из своей палатки, от Тевкра прибыл в нее вестник с поручением как можно тщательнее оберегать Аякса и целый день не выпускать его из шатра. Тевкр, как только прибыл в ахейский стан, узнал о несчастье брата, но в то же время от провидца Калхаса услышал утешительное слово: "Афина будет гневаться на героя только в течение одного дня: переживет он этот день, и тогда бояться нечего; если же Аякса сегодня оставят одного – быть беде великой". Когда вестник прибыл к шатру Аякса, Текмесса с друзьями героя в страхе и отчаянии отправилась искать его. На поросшем кустарником взморье нашли они окровавленное тело героя, а под ним меч, воткнутый в землю. Громко зарыдали они о смерти Аякса. Пришел Тевкр. Смерть брата милого, которого спасти он еще надеялся, исполнила его глубокой печалью, застонал он и погрузился в горькие думы. "Брат мой был всегда мне верным соратником, как покажусь я без него на глаза отцу: и без того уже старость сделала его суровым и печальным. И здесь, перед Троей, окружают меня враги". Так в раздумье стоял перед телом Аякса Тевкр и придумывал, как бы поднять могучее тело героя, дабы предать его погребению. В это время поспешно подходит к нему Менелай и запрещает погребать Аякса: "Вместо повиновения и содействия выказал он к друзьям своим вражду, даже замышлял их убийство, и за это тело его пусть лежит на желтом песке, пусть будет оставлено оно на съедение птицам, и никто из ахейцев да не осмелится предать его земле. Если не хотел он, чтобы на земле мы повелевали ему, то теперь хотим, чтобы воля наша была исполнена над ним, бездыханным. Подвластный человек должен повиноваться: без повиновения и покорности власти не может стоять ни одно государство. Не прикасайся к телу, если не хочешь сам низойти в аид". Тевкр упорно оспаривает Менелая, доказывает, что не имел он права повелевать Аяксу, такому же вождю, как и он, что похоронит он брата и без его согласия. После крупной перебранки, в которой Менелай должен был уступить, он удалился, грозя употребить против Тевкра силу.

Тевкр стал готовиться к погребению брата. Текмессу с ребенком привел он к братнему телу, заставил их преклониться перед ним и, вверив их покровительству бессмертных богов, поручил соратникам Аякса беречь тело от всякого нападения.

Сам же удалился, чтобы отыскать место для могилы. Когда воротился Тевкр, в сильном гневе приблизился к нему Агамемнон, уже знавший от Менелая о его упрямстве и угрозах. Но не устрашился сын Теламона. Он укорил Агамемнона в неблагодарности к великому герою, к великим заслугам мужественного Аякса, и объявил, что будет отражать силу силою. После жаркого спора дошло бы до беды, если б на шум вовремя не подоспел Одиссей. Хотя при жизни Аякса Лаэртид был врагом ему, все же был он настолько благороден, что не преследовал своею ненавистью усопшего. Он стал уговаривать Атрида, чтобы не допускал он насилия, чтобы не презирал прав героя, не лишал почетной могилы того, кто после Ахилла был первым в войске. "Смерть всех уравнивает". Речи мудрого и великодушного Одиссея успокоили мстительного Атрида: хоть и не перестал он ненавидеть Аякса, все же дозволил предать его погребению. Одиссей предложил даже Тевкру свое содействие при похоронах, но предложение Теламонид отклонил, боясь, не оскорбилась бы этим тень Аякса.

Так искупивший вину свою добровольной смертью Аякс, герой, которого считали ахейцы самым доблестным после Ахилла, был почтен торжественным погребением. Могильный курган Аяксу насыпан был на берегу Геллеспонта, на мысе Рэтионе, близ могилы Ахилла; виден курган этот даже до сей поры.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

Аякс
Древнегреческая мифология

Аякс (Аянт, Эант) (Αιας) - в греческой мифологии - герой, сын Теламона, участник Троянской войны.

Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530-525 до н. э.

Аякс Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он - внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына. Когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамения орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аякс ("орёл").

Аякс был царем Саламина, приведший под Трою 12 кораблей.

Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги. Гомер Илиада (II 557-558) Когда он всходил на корабль, его отец посовето­вал ему на прощание: "Всегда думай о победе, и боги помогут тебе" Сын хвастливо ответил: "С помощью богов любой трус и глупец сможет обрести славу; я надеюсь достичь всего и без их помощи!" Такой по­хвальбой он навлек на себя гнев богов. Однажды, когда Афина явилась, чтобы приободрить его в бою, Аякс воскликнул: "Не мешай, богиня, лучше ободри моих соратников-ахейцев, а там, где я, враг не пройдет!"

Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он был огромен ростом ("большой Аякс"), грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью.

Аякс покрывался блистательной медью И, как скоро одеялся весь в боевые доспехи, Начал вперед выступать, как Арей выступает огромный, Если он шествует к брани народов, которых Кронион Духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву: Вышел таков Теламонид огромный, твердыня данаев, Грозным лицом осклабляясь; и звучными сильный стопами Шел, широко выступая, копьем длиннотенным колебля. Все аргивяне, смотря на него, восхищалися духом; Но троянину каждому трепет вступил во все члены; Даже у Гектора сердце в могучей груди содрогалось; Но ни врага избежать, ни в толпы ополчений укрыться Не было боле возможности: сам на сражение вызвал. Быстро Аякс подходил, пред собою несущий, как башню, Медный щит семикожный, который художник составил Тихий, усмарь знаменитейший, в Гиле обителью живший; Он сей щит сотворил легкодвижимый, семь сочетавши Кож из тучнейших волов и восьмую из меди поверхность. (Гомер Илиада VII, 206-223) Аякс выступал в бою как сам бог Арес. Когда Гектор вызвал Ахилла на поединок, а тот ответил, что больше не воюет, греки вместо него решили выставить Аякса Теламонида. Два воина сражались без от­дыха до наступления темноты, а когда их развели, каждый как мог вос­хвалял ловкость и отвагу другого. Во время сражения с Гектором, он метнул в него огромнейший камень и пробил им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегались в испуге, а он продолжал разить врагов, бушуя на равнине. Когда был убит Патрокл и произошла борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывал поверженного, а затем помогал ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев.

Аякс Теламонид с телом Ахилла. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 540 до н. э.

В битве у кораблей Аякс противостоял Гектору. Защищая корабль от огня, он убил в рукопашной схватке двенадцать мужей. После гибели Ахилла Аякс донес его тело до ахейских укреплений и поэтому считал себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Но доспехи были присуждены Одиссею, который защищал Аякса, пока тот нес тело Ахилла. Оскорблённый Аякс решил перебить ночью всех ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, наслала на него безумие и жертвой его меча стали стада скота. Когда рассудок возвратился к Аяксу, он не смог пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей наложницы Текмессы и друзей, в отчаянии покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. Агамемнон, вначале на­меревавшийся не совершать погребальный обряд, а оставить тело на растерзание стервятникам, по совету Калханта все же позволил похоро­нить Аякса Теламонида на условиях, подобающих самоубийцам, запре­тив при этом сожжение на костре, поскольку погибший не пал на поле боя. Могилой Аякса стал Ретейский мыс.

Самоубийство Аякса Теламонида. Фрагмент росписи Чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 530 до н. э.

Аякс не смог забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он ответил мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух.

Горестно души других мертвецов опочивших стояли. Все домогались услышать о том, что у каждой лежало На сердце. Только душа Теламонова сына Аякса Молча стояла вдали, одинокая, все на победу Злобясь мою, даровавшую мне пред судами доспехи Сына Пелеева... ...О, для чего в состязаньи таком одержал я победу! Что за муж из-за этих доспехов погиб несравненный, Сын Теламонов Аякс, - и своими делами и видом После Пелида бесстрашного всех превышавший данайцев! С мягкой и ласковой речью к душе его я обратился: "Сын Теламонов, бесстрашный Аякс! Неужели и мертвый Гневаться ты на меня никогда перестать не желаешь Из-за проклятых доспехов, так много нам бед причинивших! Ты, оплот наш всегдашний, погиб. О тебе непрестанно Все мы, ахейцы, скорбим, как о равном богам Ахиллесе, Раннюю смерть поминая твою. В ней никто не виновен, Кроме Зевеса, который к войскам копьеборных данайцев Злую вражду проявил и час ниспослал тебе смерти. Ну же, владыка, приблизься, чтоб речь нашу мог ты и слово Слышать. Гнев непреклонный и дух обуздай свой упорный!" Так я сказал. Ничего мне Аякс не ответил и молча Двинулся вслед за другими тенями умерших к Эребу. Гомер Одиссея (XI, 541-565) Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии".

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился его храм. Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook