История и этнология. Факты

Афина в искусстве и мифологии. Часть3. Скульптура

Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.


Ста-туя была обна-ру-же-на в чис-ле дру-гих в 1959 г. в Пирее, на пере-се-че-нии улиц Геор-гиу и Фило-на в кла-до-вой ком-на-те непо-да-ле-ку от антич-ной гава-ни. Скульп-ту-ра была укры-та в этом поме-ще-нии от войск Сул-лы в 86 г. до н. э.



Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488-432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов


Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.


Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!


Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном - группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой




Athena Varvakeion

Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.



Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).


Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.

Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.


Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.


Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре


Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.


На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:


Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias" Parthenos.


«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).


Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).


Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen


Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939


Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the "Lenormant Athena", this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.


Louvre Museum


Athéna Parthénos dite Minerve au collier


Louvre Museum: Greco-Roman collection


Palazzo Altemps - Rome


Athena Porte Dorée


Austria, Vienna, Austrian Parliament Building



Athena_Partenos_from_Prado


«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)

Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».


Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.


Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен

Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ



Athena Lemnia (Bologna)


Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens

Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент

Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam


Athena (Museumsberg, Flensburg)


Pallas Athene, Bildhauer


Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)


Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl - собственная работа


Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis


The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505-500 B

Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)


Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.

Statue of Athena; torso: 180-190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original


Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.


thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)


Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)

Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st-2nd centuries AD after a Greek origina


В Сочи


Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus


Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)...Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia


Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci


Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).


Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.



Buda-varoshaz-4.....Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave


Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d"Or Bourgogne-Franche-Comté



Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva


Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, “Minerva” (“Athene”) von Giuseppe Volpini


Strasbourg, Université


Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni



Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.

Mattei Athena Louvre


Знал, что у богини разума, Метис (Метиды), будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Богини судьбы Мойры сообщили Зевсу, что этот сын отнимет у него власть над миром. Чтобы избежать этого, Зевс усыпил Метиду ласковыми речами и проглотил ее до рождения детей. Вскоре Зевс почувствовал страшную боль в голове. Чтобы избавиться от неё, он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову. Ударом топора Гефест расколол череп Зевса, и оттуда к изумлению других олимпийских богов вышла в полном вооружении могучая и прекрасная воительница, богиня Афина Паллада. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

Афина – богиня войны

Афина – «голубоглазая девственница», богиня ясного неба, сверкающим копьем своим разгоняющая тучи, прикрепившая к своему щиту, Эгиде, змееволосую голову страшной Медузы Горгоны , черной дочери ночи, с тем вместе богиня победоносной энергии во всякой борьбе: она вооружена щитом, мечом и копьем. Богиня Афина Паллада считалась у греков изобретательницей военного искусства. Ее всегда сопровождает крылатая богиня победы (Ника). Афина – охранительница городов, богиня акрополей; в честь её, богини афинского Акрополя, совершали афиняне большой и малый Панафинейские праздники. Будучи богиней войны, Афина, тем не менее, не испытывала радости в битвах, как боги Арес и Эрида, а предпочитала решать распри миром. В мирные дни она не носила оружия, а во время войн получала его у Зевса. Однако, вступив в бой, Паллада никогда его не проигрывала – даже самому богу войны Аресу .

Мифы Древней Греции: Афина. Мудрая воительница

Афина – богиня мудрости

Афина Паллада ведет порядок в переменах погоды, чтобы после грозы, давшей дождь, снова прояснялось небо: но она и богиня плодородия нив и садов; под её покровительством росло в Аттике масличное дерево, имевшее такую важность для этой земли; она дает благоденствие дому и семейству. Под покровительством Афины Паллады находится гражданское устройство, племенные учреждения, государственная жизнь; богиня всепроницающего и ясного эфира, богиня Афина стала в мифах о богах Древней Греции богиней проницательности ума, осмотрительности, богиней всех изобретений искусства, богиней художественной деятельности, умственных занятий, богиней мудрости. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции чтили Афину Палладу как учительницу домашних рукоделий – кулинарного искусства, ткачества и прядения. Никто не может превзойти богиню Афину в искусстве ткать. Древнегреческий миф рассказывал, что состязаться с ней в этом очень опасно – Арахна , дочь Идмона, хотевшая превзойти Афину в этом искусстве, жестоко поплатилась за своё высокомерие.

Древние греки считали, что богиня мудрости Афина Паллада сделала великое множество полезных изобретений: она создала флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу, корабль, искусство счета. Поэтому древнегреческие полководцы всегда старались получить у Афины полезные советы. Афина Паллада славилась своей добротой, и поэтому когда на процессах в афинском Ареопаге судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос за оправдание обвинённого.

Богиня Афина наполняет чашу Геракла вином. Древнегреческий сосуд ок. 480-470 до Р. Х.

Мало-помалу Афина Паллада сделалась богиней всего того, чем гордились афиняне: ясное небо Аттики, её оливковые рощи, государственные учреждения афинян, их осмотрительность на войне, их мужество, их наука, поэзия, искусство – все вошло в их представление о покровительнице их, богине «Деве афинской». Вся жизнь афинян находилась в тесной связи с их служениём богине Афине Палладе, и прежде, чем поставили её статую в храме Парфеноне, они уж много столетий чтили ее в мифическом символе её, оливковом дереве.

Девственность Афины Паллады

Девственность была самой характерной и неотъемлемой частью культа богини Афины. Согласно греческим мифам, многие боги, титаны и гиганты желали вступить с Палладой в супружеские отношения, но она отвергала все ухаживания. Однажды, во время Троянской войны, не желая просить оружия у Зевса, который не поддерживал ни эллинов, ни троянцев, Афина попросила Гефеста сделать ей собственные доспехи. Гефест согласился, но сказал, что выполнит работу не за денежную плату, а за любовь. Не поняв смысла сказанного, Афина пришла за доспехами в кузницу Гефеста. Тот бросился к богине и попытался овладеть ею. Утверждают, что Гефеста подзуживал к этому Посейдон , проигравший Афине спор за обладание Аттикой : морской бог убедил олимпийского кузнеца в тайном желании Паллады, чтобы кто-нибудь силой овладел ею. Афина, однако, вырвалась из рук Гефеста, но при этом его семя пролилось на нее чуть выше колена. Паллада вытерлась клоком шерсти и бросила его. Семя Гефеста попало на мать-землю Гею и оплодотворило её. Недовольная этим Гея, сказала, что не станет воспитывать своего будущего ребенка от Гефеста. Афина тогда объявила, что воспитает его сама.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Когда ребенок родился, его назвали Эрихтонием. Это был один из мифических прародителей афинян. Забрав Эрихтония у Геи, Афина Паллада положила его в священный ларец и отдала Аглавре, старшей дочери афинского царя Кекропса . Горестная судьба Аглавры, её матери и двух сестер рассказывается в мифе от Эрихтонии . Все четверо погибли, ибо Аглавра попыталась обмануть бога Гермеса. Услышав об их печальной участи, расстроенная Афина уронила огромную скалу, которую несла на афинский Акрополь, чтобы лучше его укрепить. Эта скала получила название горы Ликабетта. Ворону, которая передала Афине Палладе скорбную новость о гибели женщин семьи Кекропса, богиня из белой сделала черной. С тех пор все вороны черны. Паллада запретила им появляться на афинском акрополе. Эрихтония богиня Афина Паллада спрятала в свою эгиду и вырастила. Позже он стал царем Афин и ввел в этом городе культ своей названной матери. После смерти Эрихтоний был вознесен на небо, сделавшись созвездием Возничего, ибо он с помощью богини Афины первым научился пользоваться колесницей, запряженной четверкой лошадей.

Для афинян представление о девственности их главной богини символизировало неприступность их города. Некоторые ученые считают, что в древнейших мифах Афина Паллада не была девственницей, а имела детей от Гефеста, Посейдона и бога ветров Борея. Некоторые смутные воспоминания об этих мифах сохранились и в исторической Элладе – хотя бы в вышеприведённом рассказе об Афине и Гефесте. Эрихтоний, вероятнее всего, поначалу считался сыном Афины и Посейдона. Остаток этого мифа сохранился в предании о том, что Эрихтоний первым стал ездить на колеснице-квадриге, которая в древнегреческой религии являлась неизменным атрибутом Посейдона.

Мифы об Афине Палладе

Самые известные мифы об Афине (кроме вышеприведённого рассказа об Эрихтонии) – предания о споре Афины с Посейдоном за обладание Аттикой , о скульпторе Пигмалионе , об Афине и сатире Марсии , об Арахне и об участии Афины на стороне греков в Троянской войне .

Панафинеи – праздники в честь Афины

Из множества праздников, которые совершали древние Афины в честь своей богини-покровительницы, и которые имели большей частью земледельческий характер, важнейшими были «малые Панафинеи» и «великие Панафинеи». Малые праздновались каждый год, летом; великие – раз в четыре года. По древнегреческим мифам, Панафинеи были учреждены сыном Кекропса Эрехтеем , воспитанником Афины, олицетворением плодородной нивы.

Состязания бегунов во время Панафиней. Ваза ок. 530 до Р. Х.

На великие Панафинеи сходилось в Афины все население Аттики; торжественная процессия несла в Акрополь мантию (Пеплос), вышитую афинянками для древней статуи богини Афины Паллады, стоявшей в её Акропольском храме. Мантия эта была шафранного цвета; шитье по ней было золотое, и представляло сцены из победоносных битв богини Афины с титанами. Впереди шли жрецы с жертвенными животными; за жрецами шли метеки (жившие в Афинах иноземцы); они несли жертвенные сосуды и другие принадлежности. За метеками шли девушки, дочери уважаемых семейств афинских граждан и несли на головах жатвенный венок, корзины со священным ячменем, медом, жертвенными хлебами; дочери метеков держали над ними зонтики, для защиты от знойного летнего солнца. Дальше, ехала платформа, поставленная на колесах; на ней была утверждена мачта; к мачте был привязан пеплос богини Афины Паллады. За платформой шли музыканты, за ними следовали юноши, в миртовых венках; одни шли пешком и пели гимны в честь богини, другие были на конях, вооруженные щитом и копьем. Дальше шли по улицам Афин бодрые старики с оливковыми ветвями в руках; за ними несли награды, предназначенные для победителей на играх: оливковые венки, сосуды с оливковым маслом; несли дары храму. За ними вели взрослых лошадей и ехали колесницы, которые будут состязаться в беге на играх в честь богини Афины. В конце процессии ехали на конях молодые люди, принадлежавшие к двум первым классам граждан.

Парфенон – храм Афины-Девы в Акрополе

Процессия шла из Керамика, по самым лучшим улицам, украшенным дубовыми ветвями; народ, стоявший на улицах, весь был в белой одежде, мужчины и женщины. Путь процессии вёл через площадь народных собраний, мимо храмов Деметры и Аполлона. Пифийского. Акрополь блистал украшениями. Процессия входила туда, и совершалось богослужение, приносились жертвы при пении гимнов во славу богини Афины Паллады.

Афина, дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница справедливости

Афина, греч. - дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница , искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.

Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям - Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором - и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).


Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.

Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину - богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).


На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин - кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв - это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.



На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).


На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры - даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447-432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835-1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе - Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».


На фото: Афина Паллада (Минерва). .

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней - ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи - «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй - тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.


На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.

Афина – одна из 12 главных богов греческого пантеона. Легендарная дочь Зевса, родившаяся из ег оголовы. Афина – богиня мудрости, военного искусства, покровительница города-государства, эпонимом которого она является (Афины), а также многих наук и ремесел. С именем Афины связано множество мифических событий и литературных сюжетов, ее образ многогранно отражен в философии и искусстве.

О деве, облаченной в латы, имеется множество интересных фактов.

Афина – единоличная дочь Зевса

По легенде, Афина появилась на свет в полном облачении и с боевым кличем прямо из рассеченной головы Зевса. Царь богов узнал, что его будущий сын от Метиды убьет отца, поэтому проглотил беременную жену и самостоятельно породил дочь.

Афина – богиня-дева

Наравне с Артемидой и Гестией Артемида является целомудренной богиней, не имеющей супруга и детей. Она покровительница целомудрия и незамужних девушек, но и женщины молятся ей о беременности.
Афина требует к себе священной почтительности, поэтому никто из смертных не может ее увидеть.Увидевшего ее омовения Тиресия она лишила зрения.

Атрибуты Афины

Обязательный атрибут светловолосой и сероглазой богини – эгида . Это щит из козьей шкуры со змееголовой медузой, устрашающей людей и богов. По одной из версий именно Афина убила чудовище.Также в руках дева-воительница держит копье.

На голове у Афины шлем с гребнем. В руке дочь Зевса держит Нику – богиню победы.

Образ Афины имеет архаические корни

В греческой мифологии Афина равна Зевсу и даже иногда превосходит его в мудрости и силе. Известно,что вместе с Герой и


Другими богами Афина участвовала в попытке свержения Кронида. Существовал храм Зевса и Афины в Афинах. Богиню почитали не меньше верховного божества. Значимость Афины коренится в матриархальном периоде.

На греческом столица Греции носит название не «Афины», а «Афина»

Афина – эпоним столицы Греции. Этот статус город официально получил в 1834 г. после освобождения от турецкого владычества. Но по легенде наименование древнегреческого полиса восходит к противоборству Посейдона и Афины за право покровительства городу. Посейдон открыл жителям источник морской воды, а Афина посадила оливковое дерево. Последний подарок посчитали более ценным, поэтому первенство передали дочери Громовержца. По другой версии за Афину проголосовала женская половина населения с преимуществом в один голос, после чего женщинам было отказано вправе голосовать.

Афина и суд Париса

По известной легенде Афина была одной из 3-х претенденток на победу в античном «конкурсе красоты». Но пастух Парис предпочел ей и Гере Афродиту, посулившую ему в награду прекраснейшую из женщин –Елену. Приз, яблоко раздора, достался богине любви, которая помогла юноше добыть Елену Прекрасную, из-за похищения которой началась Троянская война.

Как связаны Афина-ткачиха и арахнология?

Афина являлась покровительницей ремесел, в частности она была превосходной ткачихой. Но смертная женщина Арахна достигла не меньшего искусства и начала похваляться им. Тогда Афина вызвала ее на состязание и хотя полотно, сотканное Арахной, оказалось ничем не хуже изделия богини, последняя превратила дерзкую женщину в паука. От имени Арахны происходит название науки арахнологии.

Вокруг афинского Парфенона специально разбрасывают камни для туристов


Парфенон, храм дев, – афинский памятник архитектуры, который был посвящен покровительнице города и всей Аттики. В нем находилась 11-метровая статуя Афины из дерева, золота и слоновой кости.Чтобы туристы не разрушали достопримечательность, специальные рабочие каждую ночь разбрасывают вокруг храма камни, которые путешественники увозят с собой на память.

  • В римской мифологической традиции Афину называют Минервой.
  • Афина – покровительница государственной мудрости и принцип неделимости космического разума.
  • Священные животные и растения Афины: сова, змея, олива.
  • Афина, в отличие от Ареса, покровительствует только справедливым войнам. Она активная участница Троянской войны на стороне ахейцев, борьбы с титанами и гигантомахии.
  • Знаменитые эпитеты Афины: Тритонида (Тритогенея) – рожденная близ гидронима Тритон в Ливии; Паллада – победоносная воительница; совоокая – указание на зооморфическое прошлое образа;Промахос – передовой боец; Пеония – целительница; Фратрия – братская; Сотейра – спасительница;Пронойя – провидящая; Горгофона – Горгоноубийца и многие другие.
  • Афины – родина демократии и Олимпийских игр, а также трагедии, комедии, философии,историографии, политических наук и математических принципов.

Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно - из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей - дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка - такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты - змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина - богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники - большой и малый. Афина - богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина - богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа - история Эрихтония

Афина - богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина - богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем - и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю - и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами - отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook