Распространение буддизма в мире. Буддизм в России

Учение Будды распространялось сначала в южном и северном, а северное затем в восточном и западном направлениях, по всему миру.Так за 2,5 тысячи лет распространения в мире возникли южный буддизм и северный .

Специфика буддизма в том, что он вмещает в себя черты мировой религии как открытой системы, так и черты национальных религий - закрытых систем, о которых принято говорить, что они могут быть «впитаны только с молоком матери». Это обусловлено исторически, в буддизме шли параллельно два процесса: - распространение в разных странах больших традиций (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны), единых для буддистов всего мира, с одной стороны, - и возникновение национальных форм бытовой религиозности, продиктованных конкретными условиями жизни и культурными реалиями, с другой.
Государственные и национальные формы буддизма часто становились одним из важнейших факторов этнической самоидентификации народа, как это произошло у тайцев, неваров, калмыков, бурят и в меньшей степени тувинцев. В полиэтнических странах, например, в Россия, буддизм предстает во всем своем многообразии традиций и школ как мировая религия. Именно об этом свойстве буддизма облекать Большие традиции в самые разные национальные культурные формы без утраты сути Учения, тибетцы говорят, что Учения Будды подобны алмазу , когда тот лежит на красном фоне, то становится красным, когда на синем - синим, при этом фон остается фоном, а алмаз - все тем же алмазом.

Южный буддизм

Южный буддизм опирается на индийские традиции с учениями Хинаяны , воспринятые Шри-Ланкой (о.Цейлон) к XIII веку, где оформилась традиция Тхеравады , и попавшие оттуда в Мьянму (Бирму), Камбоджу , Лаос , Тайланд и Индонезию (3).

Северный буддизм

Северный буддизм , проникая на север из Индии, распространялся в двух направлениях - восточном и западном. Формировались различные традиции в рамках культуры того или иного региона. Так сложились:

Буддизм на Западе

Поскольку процесс распространения буддизма в мире не завершен, с XVII века северный буддизм, охватив Центральную Азию, стал распространяться в западном направлении.

В XVII веке в Поволжье пришли западно-монгольские племена ойрат-калмыков и возникло Калмыцкое ханство (1664 - 1772) – первое и единственное буддийское государственное образование в Европе, существовавшее на правах автономии Российской империи.
Начиная с XIX века буддизм еще более активно стал развиваться в западном направлении. С XIX века стал формироваться западный стиль буддизма , окрашенный в настоящее время тенденциями глобализма - новая, современная, форма бытовой религиозности. Причем, происходит это с активным участием в этом процессе представителей восточных этносов, проживающих в странах Запада. Сегодня последователи традиций как южного, так и северного буддизма есть во многих странах Европы и на обоих Американских континентах.

Буддизм в Индии

При этом в самой Индии буддизм не получил дальнейшего развития. По статистическим данным на начало XXI века его исповедует менее 0,5% индийского населения (1), что даже меньше, чем в России, где 1% населения причисляет себя к буддистам. Доминирующей религией Индии остается индуизм, также распространен ислам.

Буддизм в Индии постепенно исчезал, начиная с XII века. Был утрачен и оригинальный индийский буддийский канон Трипитака. В то же время наследие Будды было сохранено и процветало в других странах.

Начиная с VIII века северный буддизм проник в Тибет, который стал новым мировым центром этой религии и просуществовал в этой роли почти тысячу лет, вплоть до середины XX века. В 1950-х гг Тибет утратил суверенитет, оказавшись в составе Китая, что повлекло за собой большую волну эмиграции тибетцев в различные страны мира. Сейчас в Индии возникла многочисленная тибетская диаспора и расположена резиденции иерархов тибетского буддизма. Так учение Будды, ставшее за две с половиной тысячи лет мировой религией, возвращается к истоку - на территорию, откуда начало свое распространение в мире, но уже совсем с другим народом, тибетским, в качестве носителя (2).

В восстановлении мест, связанных с событиями жизни Будды Шакьямуни большую роль сыграло южно-азиатское общество "Маха-Бодхи". Сейчас Индия сохраняет свое важное значение для мирового буддизма благодаря этим историческим местам и является одной из самых посещаемых стран, куда совершаются буддийские паломничества.

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн.

Буддизм в России

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

5.4. Особенности и история паломничества в буддизме

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия). В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив. Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

Религиозные объекты

5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий: 1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды; 2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни; 3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма; 4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой; 5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих: Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия). Четыре главных центра почитания Будды: - На территории современнго городка Лумбини(Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей. - Бодхгая(штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление. - Сарнатх(штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах. - Кушинагара(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет. Другие центры почитания Будды: - Раджгар(штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение о пустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор. - Вайшали(штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира. - В штате Махараштранаходятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.

1. Используя карту «Народы России», определите, на территории каких субъектов Федерации живут и к каким языковым семьям и группам относятся коренные народы Сибири, не попавшие в число «титульных»: шорцы, селькупы, нганасаны, кеты.

Шорцы – Республика Хакасия, Алтайская языковая семья.

Селькупы – Ненецкий автономный округ, Уральско-Юкагирская семья.

Нганасаны – Красноярский край, Уральско-Юкагирская семья.

Кеты – Красноярский край, Енисейская семья.

2. Выясните, какие из народов Сибири исповедуют буддизм и почему.

Буддизм исповедуют живущие на границе с монголами тувинцы и буряты. Буддизм - древнейшая мировая религия (одна из трех наряду с христианством и исламом), возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. В середине VII в. буддизм распространяется из Индии в Тибет, где становится со второй половины VIII в. государственной религией. Во второй половине XVI в. буддизм принимают монго­лы и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVI-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Ти­бета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 г. праздновалось его 250-летие в нашей стране).

3. Начиная с 1990-х гг. Сибирь имеет отрицательное сальдо в миграционном обмене с Европейской Россией. Чем это объяснить? Как вы думаете, хорошо это или плохо:

Демографическая ситуация в Сибири классифицируется как кризисная по основным компонентам, среди которых: ежегодное сокращение численности населения Сибирского региона на 5%; рост смертности населения и расширение сферы негативного влияния социальных заболеваний; ухудшение репродуктивного здоровья и качественных характеристик воспроизводства населения. Анализ процесса миграции показывает, что стремление на запад в течение всего послевоенного времени было главной чертой миграционного поведения населения восточных районов страны.

a. для самих мигрантов;

мигранты находят в европейской части более благоприятные условия для жизни с точки зрения комфортности, выбора работы и образования, развитости инфраструктуры.

b. для современного хозяйства Сибири;

уменьшение количества населения отрицательно сказывается на хозяйстве Сибири. Существует недостаток трудовых ресурсов.

c. с точки зрения геополитических интересов России?

Дефицит трудовых ресурсов, низкая освоенность и заселенность Сибири нарушает геополитические интересы страны. Сибирь – территория, граничащая с Азиатско-Тихоокеанским регионом, который является крайне перспективным партнером.

4. Вы прочитали этнографическое описание некоторых народов Сибири. Что нового вы узнали для себя? Найдите на карте районы расселения этих народов. Как вы думаете, что изменилось в жизни эвенков и бурят в наше время?

Конечно, с освоением Сибири, развитием межрегиональных связей многое изменилось в жизни коренного населения этой территории. Однако многие эвенки продолжают вести традиционный образ жизни, занимаются охотой и оленеводством. Главные отрасли хозяйства Эвенкийского АО - пушной и рыбный промыслы, оленеводство, звероводство. Развивается молочное скотоводство и свиноводство. Промышленность развита слабо и представлена добычей графита, исландского шпата, добычей угля. В 1985 г. в Эвенкии открыты запасы нефти (500 млн т) и газа (более 700 млрд м3), ведутся поиски мес­торождений алмазов. Однако бюджет округа на 90% дотационный - его доходы формируются из субсидий федерального бюджета. Центр Эвенкии даже не город, а поселок городского типа - Тура с населением всего 5,7 тыс. жителей, в котором функционирует леспромхоз и кирпичный завод.

Слабым развитием промышленности и низкой долей городского населения (33%) похож на Эвенкию и Агинский Бурятский АО. В четырех поселках городского типа, в том числе и административном центре Агинское (9,4 тыс. жителей), представлена горнодобывающая, лесная, пищевая промышленность. Большая часть населения занята, как и в старые времена, животноводством - разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, сеют зерновые и кормовые культуры. А вот в Бурятии жизнь большинства населения изменилась коренным образом. 60% населе­ния республики живут в городах и работают на промышленных предприяти­ях и в сфере услуг.

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Среди ссыльных были люди разных слоев, разного уровня образования: от интеллигенции до уголовных преступников.

Например, в Сибири ссылку отбывали декабристы. Вопрос о связи декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края позволяет увидеть их влияние на общественное и особенно культурное развитие Сибири, подъем уровня культуры и образования местных жителей. Сущность этого влияния заключалась в том, что составляло сам характер деятельности и духовной жизни декабристов. Их отличали универсальность интересов, страсть к познанию мира и поиски идеальной государственности, законности, в целом – к структуре общества.

России конца XIX -начала XX веков большой удельный вес имела так называемая полу интеллигенция. Эта внушительная по численности группа лиц, занимающихся умственным трудом, но не имеющих высшего образования. Для Сибири такое положение дел было особенно характерным. Такая расширительная трактовка понятия "интеллигенция" (полу интеллигенция) позволяет выделить несколько форм занятости ссыльных: 1) учебная и воспитательная деятельность; 2) наука, литература, искусство; 3) врачебная и санитарная деятельность; 4) служба при благотворительных учреждениях; 5) механики, техники и машинисты; 6) железные дороги; 7) почта, телеграф, телефон; 8) лица неопределённых профессий (переписчики, чертёжники, переводчики и т.п.)

Основную же часть ссыльных составляли бродяги, наносившие существенный ущерб местным жителям. Они занимались грабежом, конокрадством, изготовлением фальшивых денег. У подавляющего большинства ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледелием, но и честным трудом вообще.

Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв алфавитном порядке.
А) Система условных знаков, используемых на карте, называется легендой карты.
Б) По масштабу карты делятся на крупномасштабные и мелкомасштабные.
В) Топографические карты чаще всего являются тематическими.

1. О каком субъекте Федерации идет речь?

Столица субъекта Федерации расположена на крупной реке бассейна Атлантического океана и является одним из крупнейших городов России. На территории субъекта развита лесная, рыбная промышленности, многоотраслевое машиностроение, алюминиевая промышленность; ведется добыча горючих сланцев, торфа. Здесь находится один из крупнейших военных портов России.

2. О каком субъекте Федерации идет речь?
Столица субъекта Федерации расположена на крупной реке бассейна Северного Ледовитого океана и является одним из крупнейших городов СЭР. На территории субъекта развита лесная, рыбная промышленности; ведется добыча бокситов, алмазов, заготовка стройматериалов. Здесь находится крупнейший в России порт для атомных подводных лодок.

3. О каком субъекте Федерации идет речь?
На территории субъекта находится особо охраняемая территория: Приокско-Террасный заповедник на левом берегу Оки. Народные промыслы: Гжель, Жостово. Структура транспортной сети – радиально-кольцевая. Достопримечательности: музей А.П.Чехова в Мелихово, военно-исторический музей на Бородинском поле.

1)Верны ли следующие утверждения?

1)Большинство стран мира являются федеративными государствами.
2)Евразия-это единственный материк,на котором существуют страны,не имеющие выхода к морю.

а)верно только 1 утверждение
б)верно только 2 утверждение
в)верны оба утверждения
г)оба утверждения ошибочны
2)Какие три из перечисленных стран с монархической формой правления располагаются в Африке?Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
а)Бахрейн
б)Лесото
в)Марокко
г)Оман
д)Свазиленд
е)Тонга
3)Расположите перечисленные страны в порядке убывания их площадей.
а)Бразилия
б)Казахстан
в)Канада
г)Украина
4)Установите соответствие между страной и характерной для нее формой правления.
СТРАНА
1)Ватикан
2)Индонезия
3)Саудовская Аравия
4)Япония

а)абсолютная монархия
б)конституционная монархия
в)республика
г)теократическая монархия
5)Определите страну по ее краткому описанию.
Это приморская страна,располагающаяся на крайнем юго-западе Евразии.По форме правления страна является конституционной монархией,а по форме административно-территориального устройства-федерацией.С конца XV до начала XIX в.страна обладала обширными колониями в Южной и Центральной Америке.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook