Раннее весеннее утро степь весело пестреет. Диктанты для контроля

Диктант № 1

Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою, еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.

Птицы, возвратившиеся из дальних мест, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали их пухом и мхом. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту их требовательный писк.

На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.

В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.

У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников. Кажется, будто вся куча движется и кипит.

А сколько нового в полях и садах! Как только слегка подсохнет земля, пойдут трактора, потащат за собой бороны. В саду у груш, вишен, яблонь и крыжовника подрезают вручную поломанные и засохшие сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.

Около домов сажают деревья и кустарники. Делать это необходимо большим искусством: нужно вырыть яму с таким расчетом, чтобы корни не загибались кверху – такое положение неестественно, - а затем засыпать землей, не утопив слишком глубоко в земле прикорневую шейку растения, и лишь потом разровнять землю вокруг ствола.

Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Плодовым деревьям необходима особая забота – охрана от личинок плодожорки и других вредителей. Как ни тяжела бывает весенняя страда, все окупает урожай на столе и радость от итогов проделанной работы.

Диктант № 2

Солнце греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.

Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.

Наконец и я замечаю под блестящими кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.

Однако обед все-таки нужен. Девчонки расстелили на траве сложенную вдвое газету, положили на нее хлеб, соль, яйца, варенные вкрутую, – все наши скромные яства. Мы с аппетитом съели все и растянулись на траве.

Мы берем корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают по шоссе быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

Диктант № 3

Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокочанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами стояли продавцы.

В рядах за ними летали на ветру домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; тут же расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.

Издали бросалась в глаза особая шерстяная ткань – рязанка, сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой шотландки. Привлекали внимание ярко-пестрые варежки, вязанные в елочку. Но не яствами и не рукоделием славятся окрестности этого городка.

Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюхи» – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, вовсе не облитый горшок.

Кто не пробовал розового, румяного, томленного в деревенской печке молока? Такое душистое молоко не удастся получить ни в стеклянной, ни в покрытой глазурью крынке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро скисает.

Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видал.

Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные изделия, и не по дешевке. Чаще всего это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.

Удивляло умение тек искусно лепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся уже нигде, кроме музеев.

Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими шедеврами.

Диктант № 4

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду – такая охватила свежесть.

Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению. Ничем не примечательна была эта речонка, разве что удобными для отдыха песчаными отмелями да кое-где заросшими камышом участками реки, где часто зоревали рыболовы. Вот и сейчас на бережке расположилась небольшая компания рыболовов-любителей.

Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.

Неподвижный воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса я оказался вблизи соснового леса. Дорога через этот лес кажется чересчур ухоженной. Временами по бокам присыпанной песком тропы попадаются аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.

По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка. Вскоре тропа совсем сузилась и превратилась в тропинку. Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через нее, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студеной, несмотря на жаркие дни водой.

Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась не чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом. С одной стороны к строжке близко-близко примыкал лес, с другой – расстилалась обширная луговина, усеянная иван-да-марьей.

Продолжаем вас знакомить с уроками развития речи, публикация которых начнется с августа 2003 года.

Тема. "А.И. Куприн. "В недрах Земли" (отрывок). Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Цели. Продолжать формирование у учащихся навыков работы с текстом; развивать умение изменять глагол по временам с учетом вопроса, на который он отвечает (с учетом вида); совершенствовать знания о глаголе, умение употреблять глаголы в тексте; развивать творческое мышление учащихся; обогащать словарный запас.

Оборудование. Портреты А.И. Куприна, А.М. Горького; иллюстрации с изображением различных способов добычи полезных ископаемых, полевых цветов: дрок, повилика, ромашка, колокольчик, полынь, дикая гвоздика; звукозапись стрекота кузнечиков.

Статья опубликована при поддержке компании JCB SERVICE, занимающейся ремонтом экскаваторов-погрузчиков различных марок, таких как как NEW HOLLAND, CASE, JCB. В этом сервисном центре работают опытные специалисты, способные выявить причину неполадок в работе Вашей техники, а также быстро и качественно произвести ремонт: ходовой части машины, гидравлики, электрики, двигателя, КПП, навесного оборудования. Кроме того, хорошо оборудованные автомобили-"технички" JCB SERVICE при необходимости или невозможности доставить технику в сервисный центр, готовы выехать на место ее поломки или на объект заказчика. На складе JCB SERVICE Вы всегда найдете огромный выбор запчастей для строительной техники по самым низким ценам. В частности, на странице http://www.jcb-service.ru/zapchast_jcb.aspx представлен каталог запчастей JCB, среди которых есть как оригинальные запчасти, так и качественный "не оригинал". С подробной информацией об услугах, оказываемых JCB SERVICE, можно ознакомиться на сайте jcb-service.ru .

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна, прочитаем отрывок из рассказа "В недрах Земли".

III. Постановка учебной задачи

У. На занятии мы поработаем над изменением глаголов совершенного и несовершенного видов, обобщим все, что знаем о глаголе как части речи.

IV. Вступительная беседа

У. Ребята, как вы думаете, о чем может быть рассказ Александра Ивановича Куприна "В недрах Земли"? Что такое "недра"?

Дети. Недры Земли – это то, что находится под земной поверхностью. Скорее всего, этот рассказ о том, какими полезными ископаемыми богата наша Земля.

У. Вы на правильном пути. Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

Д. Добыча полезных ископаемых.

У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Д. Разными способами: при помощи специальных установок, экскаваторов, людей (спускаются в шахту).

Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д. Когда человек спускается в шахту.

У. Как вы думаете, почему?

Д. В шахте может произойти обвал.

У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию ) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие.
Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Сейчас работа шахтеров немного облегчена за счет современных механизмов, которые помогают добывать полезные ископаемые. А вот раньше, во времена, когда жил Куприн, рабочие все делали вручную, с помощью молотков и кувалд (большой молот). Их труд поистине можно было назвать каторжным.
Рассказ Александра Ивановича Куприна (учитель показывает книгу, в которой есть это произведение ) – о каторжном труде шахтеров. Вы знаете, что в царской России был распространен труд малолетних детей, которые зарабатывали себе на пропитание. Вспомните "Ваньку Жукова" Чехова, "Вертел" Мамина-Сибиряка и др.
Герои рассказа Куприна "В недрах Земли" – двенадцатилетний мальчик Василий Ломакин и мужик лет сорока, Ванька Грек, которые работали в шахте.
И вот однажды весной случилась на шахте трагедия: рухнули перекрытия. Вася, рискуя жизнью, спасает Ваньку Грека, который во время трагедии вдруг стал биться в припадке (он был болен). Ваcя мог убежать и бросить его, но он не сделал этого! Мальчик понимал, что в любую минуту могут рухнуть висящие над его головой миллионы пудов земли, рухнуть – и раздавить, как мошку, как пылинку. И даже этот страх перед смертью не остановил мальчика, он по-прежнему боролся за жизнь Грека. В итоге оба остались живы. "Эти два человека стали навеки родными", – пишет Куприн.
Поступком мальчика можно восхищаться. Как вы думаете, почему?

Дети высказываются.

– Рассказ начинается с описания степи. Ребята, догадайтесь, почему?

Д. Шахта скорее всего располагалась под огромным пространством степи.

У. Куприн не случайно начинает рассказ с описания весеннего утра в степи, для того чтобы показать сначала жизнь на Земле со всеми ее яркими и нежными красками, миром и покоем, затем – другую сторону Земли с грязью, опасностью и каторжным трудом людей под землей. Такое противопоставление подчеркивает еще больше трудности жизни шахтеров.
Степь весной прекрасна. И это очарование степи смог передать великий мастер слова Александр Иванович Куприн.

V. Словарная работа

У. Перед чтением описания степи разберем слова, которые встретятся в тексте.

На доске открывается запись слов, выбранных для словарной работы.

На доске:

VI. Первичное восприятие текста

У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок из рассказа "В недрах Земли". Постарайтесь представить ту картину, которую описывает Куприн.

Учитель зачитывает отрывок :

"Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе, невидные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами."

– Какую картину вы представили себе?

Д. Раннее весеннее утро.
– Степь. Солнце всходит.
– Степь пестреет цветами. Стрекочут кузнечики. Звенят жаворонки. Степь проснулась.

У. Понравилось вам описание степи? Почему?

Дети высказываются.

VII. Работа с текстом

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "В недрах Земли".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова же тема?

Д. Пробуждение степи.

У. К какому типу текста относится этот отрывок?

Д. К описанию.

У. Что является объектом описания?

Д. Степь.

У. Зачитайте начало описания.

Д. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое.

У. Какие эпитеты использует Куприн, чтобы сказать о том, какое наступило утро?

Д. Раннее, весеннее, прохладное и росистое.

У. Что вы можете сказать про утро по этим прилагательным?

Д. Это было рано утром, когда только всходило солнце. Была весна.

– Еще не было много тепла, по утрам прохладно, после ночи везде роса.

У. Представили себе такое утро?

Д. Да.

У. Вот такое же раннее утро мог лично наблюдать и Куприн. Вообще наблюдать пробуждение природы после ночного сна очень интересно. Каким увидел то утро Куприн? Каким было небо?

Д. Небо было чистое.

У. По каким словам из текста вы догадались об этом?

Д. В небе ни облачка.

У. Но что необычного заметил Куприн на небе?

Д. На востоке еще толпились предрассветные тучи.

У. Прочитайте это предложение.

Д. "Только на востоке, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи".

У. Нравится вам это предложение?

Дети высказываются.

– Предложение очень красивое. Посмотрите, сколько эпитетов и олицетворений использовал Куприн в этом предложении.

Что означает выражение "огненное зарево"?

Д. Когда светит солнце, оно похоже на огонь.

У. Какой глагол передает движение в природе, начало дня?

Д. Выплывало (солнце).

У. Что сказано про тучи?

Д. Они толпятся (олицетворение), бледнеют и тают с каждой минутой.

У. В этом предложении показано, как ночь сменяется днем: тучи уходят, солнце выплывает.
Как вы думаете, а почему Куприн использует именно слово "тая"? Ведь тают обычно снег, сосульки, снежинки?

Д. Здесь образное выражение: то есть пропадают на глазах, исчезают.

У. Солнце вступает в свои права. На что стал похож от лучей солнца весь безбрежный степной простор?

Д. Степь кажется осыпанной тонкой золотой пылью.

У. Куприн вновь использует образное выражение. Мы знаем, что в реальности есть мастера, которые покрывают изделия позолотой. Но здесь такое впечатление создается благодаря солнцу, лучам, которые освещают все вокруг.
Итак, небо чистое, солнце – как огненное зарево. Что еще привлекло внимание писателя?

Д. Цветы.

У. Прочитайте про себя описание цветов и выпишите в тетрадь эпитеты, сравнения, олицетворения.

Дети читают со слов "В густой буйной траве..." до конца абзаца. В тетрадь выписывают :

Бриллианты росы дрожат и вспыхивают разноцветными огнями, степь весело пестреет, скромно синеют колокольчики, гвоздика горит пунцовыми пятнами, запах полыни разлит , запах полыни похож на миндаль, все нежится .

Учащиеся могут выписать и другие эпитеты из текста (например, густая буйная трава и т.д.).

У. Посмотрите, как удалось писателю сказать про цветы. Какие краски сразу встают перед вашими глазами?

Д. Желтый (дрок), синий (колокольчики), белый (ромашка), красный (гвоздика), разные оттенки от цвета росы (бриллианты).

У. Только цветы показал нам в этом отрывке Куприн?

Д. Нет, также и запахи. Пахучая ромашка, горький запах полыни, аромат повилики.

У. Посмотрите, как имена прилагательные (пахучая, горький ) и имена существительные (запах, аромат ) помогают писателю передать атмосферу степи. Мы, читая эти предложения, невольно тоже представляем себе ее терпкие запахи.
Какое настроение создается у вас, когда вы представляете такую картину?

Д. Радостное.

У. В каких словах в тексте выражено отношение к началу нового дня? Прочитайте.

Д. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.

У. С чем или с кем можно сравнить природу?

Д. С живым существом, с человеком.

У. Обычно человек, когда только просыпается утром, нежится, потягивается и волей-неволей поднимает руки вверх, тоже тянется к солнцу, к жизни.
Что еще замечает Куприн в степи?

Д. Звуки.

У. Первые весенние звуки в степи – это птицы и насекомые. Что услышал Куприн?

Д. Жаворонки, которые трепетали и звенели.
– Неугомонных кузнечиков.

У. Ребята, а вы когда-нибудь слышали стрекот кузнечиков?

Д. Да.

У. Хотите послушать?

Д. Да.

VIII. Физкультминутка

У. Немного отдохнем. Закройте глазки и представьте себе ту степь, о которой пишет Куприн.

Учитель включает звукозапись со стрекотом кузнечиков.

IХ. Работа с текстом (продолжение)

У. Ребята, кто догадался, какие еще звуки услышал Куприн в степи?

Д. Вздохи степи.

У. Докажите словами из текста.

Д. "Кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами".

У. Куприн сравнил степь с человеком. Но почему используется выражение "могучие вздохи"?

Д. Степь огромна, как человек-великан.

У. Итак, степь проснулась и ожила. Как вы думаете, какова главная идея этого отрывка?

Д. Степь весной прекрасна.

У. Молодцы, ребята!

Х. Работа с глаголом как частью речи

У. Благодаря какой части речи Куприну удалось рассказать обо всем, что он увидел и услышал в степи?

Д. Благодаря имени существительному – небо, утро, степь, цветы.

У. С помощью какой части речи он уточняет все тончайшие характеристики этих предметов?

Д. С помощью прилагательных.

У. Какая часть речи помогает оживить картину?

Д. Глагол.

У. Что такое глагол?

Д. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать ? Изменяется по временам, лицам, числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

У. В тексте много глаголов. Все они делятся на две группы – совершенного и несовершенного вида.
Выпишите себе в тетрадь в один столбик глаголы несовершенного вида, в другой – совершенного вида, определите их время.

Дети работают в тетради.

Глаголы несовершенного вида :

выплывало (прош.), толпятся (наст.), кажется (наст.), дрожат (наст.), пестреет (наст.), желтеет (наст.), синеют (наст.), белеет (наст.), горит (наст.), разлит (наст.), блещет (наст.), нежится (наст.), тянется (наст.), лежат (наст.), трепещут (наст.), звенят (наст.), дышит (наст.).

Глаголы совершенного вила :

подняли (прош.), проснулась (прош.), ожила (прош.).

У. Посмотрите на свои записи. Подумайте, случайно ли только три глагола в тексте – совершенного вида?

Д. Большая часть глаголов несовершенного вида, то есть говорится о событиях, происходящих в данной момент (за исключением глагола "выплывало"). Эти глаголы позволяют показать движение, действие, происходящее сейчас.
Глаголы совершенного вида помогают сказать об уже свершившихся действиях.

У. Обратите внимание на время глаголов. Какое время в тексте отсутствует?

Д. Будущее.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Куприну важно было показать степь в данный момент, то есть то, что представилось его глазам сейчас.

На доске:

У. Заполните таблицу.

Один ученик – у доски, остальные работают с сигнальными карточками (проверка работы).
На доске запись (результат выполненной работы).

– Мы еще раз убедились в том, что глаголы несовершенного вида изменяются по временам (настоящее, прошедшее и будущее), а глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени.

ХI. Лингвистический эксперимент

У. Но в тексте нужно очень точно использовать глагол определенного вида. Что получится, если не соблюдать этого, мы убедимся с вами, если сейчас прочитаем текст, изменив вид глагола или его время.

Дети выполняют работу.

– Мы убедились в том, что текст стал невыразительным. Видите, как важен правильный выбор каждого глагола, чтобы передать мысль в соответствии с вашим замыслом!

ХII. Словесное рисование

У. Попробуем устно нарисовать словесную картинку к этой части рассказа.

Учитель обсуждает с детьми воображаемую картинку по плану :

1. Что будет нарисовано? (Содержание)
2. Как будут расположены объекты на картинке? (Композиция)
3. Какие краски используем для картины? (Цветовое решение)

Выполнение работы и проверка.

ХIII. Работа с учебником

Выполнение упражнения № 517, с. 221 (по учебнику Т.Г. Рамзаевой. "Русский язык", 4-й класс).
На доске – портрет А.М. Горького.

У. Прочитайте текст и скажите, где встретил утро Алексей Максимович Горький.

Дети читают текст :

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней. А вершины гор улыбаются ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу.
Доброе солнце смеется.
Шаловливо покачиваются цветы. Они гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу. Его лучи горят в каплях росы. А над ними уже кружатся золотые пчелы и осы.
День пришел."

– Где же встретил Горький утро?

Д. У моря, в горах.

У. Что вы заметили общего в описаниях Куприна и Горького?

Д. Солнце взошло, ночная тьма тихонько прячется, цветы покачиваются и потягиваются к солнцу, лучи горят в каплях росы.

У. Вам понравилось описание Горького?

Дети высказываются.

– Каждый писатель, поэт видит по-своему окружающий мир, своими словами передает ощущения. Но все эти описания замечательны. Нам нужно еще многому учиться у великих классиков.

Ребята, попробуйте когда-нибудь наблюдать приход нового дня в этот мир. Я уверена, вы откроете для себя немало нового, интересного и таинственного.

ХIV. Итог урока

У. Ребята, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали?

Высказывания детей.

ХV. Домашнее задание

У. Нарисуйте иллюстрацию к отрывку из произведения Куприна.

Примечание . Рассказ (отрывок) взят из книги: Куприн А.И. Изумруд: Рассказы, повесть. – Л.: Дет. лит., 1981. – 169.

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылете ли из улья. Вот под кустиком они увиде ли синий цветочек. Это была синяя фи алка. Она открыла свою чаше чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

2. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

3. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда про никал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо . Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень заше велился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужж али мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправи ли сь домой. Шипение га дюки звучало в ушах. Га дюки о пасны.



Грамматические задания

1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

2. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

3. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …

2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

Контроль знаний за 1 четверть.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.

Разобрать по составу слова: осенний, саду.

Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

Контроль знаний за 2 четверть.

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).

Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.

Контроль знаний за 3 четверть.

Первые дни весны.

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.

1 вариант: узкий ручей - …; старательный ученик - ...; 2 вариант: трусливый мальчик - …; высокий куст - …

Контроль знаний за 4 четверть.

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.

Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).

Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

Контроль знаний.

Диктант за год.

Утро в степи.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание:

Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.

2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).

Диктанты по русскому языку 3 класс

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. Под дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи. Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.

Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

Подснежники.

По опушкам лесов, на лесных освещенных солнцем полянах расцветают первые лесные цветы. Это подснежники. На радостную улыбку весны похожи они. Хорошо в эту пору в пробудившемся лесу. Лес наполнен весёлыми птичьими голосами. Набухли, надулись на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко пересвистываются весенние гости. Все рады солнцу, приходу весны.

(По И.Соколову-Микитову).

На улице уныло и зябко. Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листья. Громко кричат галки. Близко холода. Брызнул луч солнца. Но эта улыбка осени была печальной. Вот полил сильный дождь. Берёзовая роща захлебывалась от дождя. Острый холодок в чащу заглядывает редко. Мы развели костер. Весело заплясал рыжий огонь.

Слова для справок: печальной, захлебывается, луч, костер.

На нашей улице жил дед Иван Петрович. Он любил охоту и рыбалку. Из грибов признавал только белый груздь. Стояла осень. Прохлада леса хранила ночную тишину. Набухли от воды ветки кустов. От реки тянулась дымка тумана. Дед повел нас по своим грибным местам. К полудню наши корзины были полны. В плетенке деда красовались самые молоденькие грузди.

Слова для справок: красовались.

На лесопилке появились синицы. Это были ловкие и смелые птички. Они не боялись шума и визга пилы. Синицы осматривали каждое бревно. Они засовывали свои клювики в щели и вытаскивали вредителей. С утра до вечера работали птицы. Мороз крепчал. Они слетались греться на тёплую покрышку трактора.

(По А. Мусатову).

Слова для справок: лесопилка, осматривали, вытаскивали, греться.

Когда лечат зверей?

Когда звери болеют, им дают лекарства. Медведю лекарство кладут в варенье. Обязьяна выпивает его со сладким чаем. В зоопарке есть больница для животных. Лечат там зверей врачи-ветеринары. А как быть с тигром? Тут врачи идут на хитрость. Зверя сажают в очень узкую клетку. Стенки клетки сближены. Тигр прижат к стене. Он покоряется человеку.

(По М. Ильину и Е. Сегал).

Слова для справок: зоопарк, ветеринар, сближены, покоряется.

Я остановился около осины. На самой крупной ветке открылась необычная картина. За белкой гналась куница. Вот схватит её. Гибкое тело куницы лежало на ветке. Хвост был вытянут. Белка добежала до края ветки. Она готова была к прыжку. Чем кончилась эта схватка? Я смотрю на дерево и улыбаюсь. Хорошо поработала вьюга. Чудные лесные зверюшки!

Слова для справок: необычная.

В лесу было торжественно, светло и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки. Мы бродили по лесу до вечера. На рябине сидели снегири. Мы сорвали схваченную морозом красную рябину. Это была последняя память о лете, об осени. Мы подошли к озеру. У берегов была тонкая полоска льда. Я увидел в воде стайку рыб. Зима стала входить в свои права. Повалил густой снег.

(По К. Паустовскому).

Снегурочка.

Вот и последний снег растаял. Зацвели в лесах, на лугах цветы. Птицы с юга прилетели. А Снегурочка грустит, в тени сидит. Раз посыпался крупный град. Обрадовалась снежная девочка. Но град быстро стал водой. Снегурочка заплакала.

Дом под снегом.

Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. В сильные морозы глухари зарываются в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом.

Слова для справок: лакомятся, зарываются.

Случилось это утром. Я шёл из леса. Вдруг из-под ног вылетел жаворонок. Я нагнулся. Под маленькой сосенкой было гнездо. Там лежало четыре серых яичка. Другая птица свила свое гнездо на поляне. Гнездо было в сухой траве. Сидит птичка в своем домишке, и не видно её.

Кумушка-лиса.

У лисы зубки остры, ушки на макушке. У кумушки-лисы шуба тёплая. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Лисонька смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них входов и выходов.

(По К.Ушинскому).

Весенний дождь.

Три дня дул мокрый ветер. Он съедал снег. На буграх оголилась пашня. В воздухе пахло талым снегом. Ночью хлынул ливень. Чудесен шум ночного дождя. Он торопливо барабанил по стёклам. Ветер в темноте порывами рвал тополя. К утру дождь перестал. Небо было ещё в тяжелых серых тучах. Никита выглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа.

(По А.Толстому).

Самые храбрые.

Поля лежат все тёмные. Одно поле ярко зеленеет. Весёлые ростки на нём. Когда же они успели проснуться от зимнего сна? Когда успели вырасти? Это озимая рожь. Осенью посеяли её колхозники. До морозов зёрна успели прорасти. Пушистый снег укрыл их. Пришла весна. Первыми выбрались ростки из снега. Вот какие они храбрые! А теперь они греются на солнце.

(По Э.Шиму).

Лесные музыканты.

Это было ранней весной. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыжих соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень сердиты на глупого Фомку.

Всё проснулось.

Я открыл глаза. Ещё не румянилась заря, но уже забелело на востоке. Всё стало видно. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звёзды мигали слабым светом и исчезали. Запотели листья. Жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй.

(По И.Тургеневу).

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Как нарисованные, стояли заваленные снегом ёлки и сосны. С кружевных берёз на шапки и за воротники сыпался лёгкий блестящий иней.

Прошли дождливые осенние дни. Пушистым ковром снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой. Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они омастерили для них кормушки. Слетелись к кормушкам снегири и синички. Помоги птицам и ты. Птицы - наши друзья.

Свистит метель. Зима летит на всех парусах. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. Он принёс в своё жильё мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Трещат морозы. Дуют сильные ветры. А медведю не страшна зима.

Однажды над Русской землёй поднялось белое облачко. Оно шло по небу. Дошло облачко до середины и остановилось. Тут вылетела из него молния. Грянул гром. Пролился дождь. После дождика встали на небе сразу три радуги. Люди смотрели на радуги и думали: на Русской земле родился богатырь. Так и было. Встал он на ноги. Земля дрогнула. Дубы вершинами прошумели. По озёрам от берега к берегу волна пробежала.

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей.

Осенью рано ударили сильные морозы. Они застудили землю. Крепким льдом покрылся пруд. На голых полянах плакали под ветром травы. Зябко было молодым деревцам. Но вот выпал пушистый снег. В лесу каждый кустик и пенёк надели снежные шапки. Перестали зябнуть озимые хлеба. Им тепло и спокойно под снежком.

Слова для справок: зябко, спокойно.

Контроль знаний за 1 четверть.

Диктант

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.
  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

Контроль знаний за 2 четверть.

Диктант.

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).
  3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.

Контроль знаний за 3 четверть.

Диктант.

Первые дни весны.

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.
  2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.

1 вариант: узкий ручей - …; старательный ученик - ...; 2 вариант: трусливый мальчик - …; высокий куст - …

Контроль знаний за 4 четверть.

Диктант.

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.
  2. Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).
  3. Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

Контроль знаний.

Диктант за год.

Утро в степи.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
Понравилось? Лайкни нас на Facebook