Омовение в иудаизме. Как проходит чин омовения ног в Великий четверг? Типы омовения и их особенности

С древних времен бани служили не только для телесного очищения: мытье в них рассматривалось также как символ освооождения с помощью воды от "грязи греха". Например, знаменита "Большая ванна" в одном из городов индуистской культуры Мохенджо-Даро (ныне Пакистан) (ок. 2500 до н. э.) размерами 12х7 метров.

Еще чаще почти во всех древних цивилизациях практиковались ритуальные омовения частей тела, как в настоящее время в странах ислама.

Широко использовалось с древнейших времен, иногда как ритуал инициации живых или мертвых.

Крещение, - ритуальное погружения в воду – символ духовного очищения и возрождения.

"В алхимии субъкт, подверженный черноте, преследуемый смертью и разложением, подлежит омовению. Этот процесс происходит при медленном оседании конденсированных паров, поднимающихся с поверхности тела, подогреваемого умеренным пламенем, которое делается попеременно то большим, то меньшим. Эта непрерывная капель способствует осуществлению прогрессирующего промывания материала, изменяющегося в этом процессе от черного, через серый к белому. Белизна - показатель успеха первой части "Великого Делания". Адепты достигают этого в том случае, если их души очищены от всего, что их возбуждает" (Освальд Вирт < ).

Промывание, мытье символизирует очищение не столько от объективных и внешних зол, сколько от субъективных, внутренних грехов, которые мы называем "личными".

"Следует особо подчеркнуть, что природа дальнейшего очищения намного сложнее и болезненнее начального, т.к. на этом этапе оно призвано разрушить то, что привязывает всевозможными витальными побуждениями к самому существованию. В этот алхимический процесс включен принцип максимального самоотречения и беспрекословное следование заповедям ради подлинного духовного роста".

Раствор обоих первоначальных элементов серы и ртути обозначается как "купание" короля и королевы.

Индийские прихрамовые пруды для ритуального очищения.

Мезоамерика

Ночные купания были приняты в Древней Мексике.

Невеста и жених перед свадьбой совершали купание: в один из дней 12-го месяца в храмах происходило омовение фигур Будды, и купания обозначали каждый новый отрезок жизни.

Античность

В процессе тайных культовых собраний в Элевсине (под Афинами) для их участников было предусмотрено омовение в море.

Важный ритуал возвращения человека к первоначальной чистоте.

Важный обряд, символизирующий скорее внутреннее, а не внешнее очищение - как, например, в исламском обычае умывать лицо и мыть руки и ноги перед молитвами трижды в день.

В церемонии посвящения новоиспеченные монахи ритуально смывали следы прошлой (мирской) жизни.

Психология

В психоанализе ритуал крещения рассматривается как разрушение прежней личности и рождение новой из первичных материнских вод. Глубинная психология усматривает в образе купания в бане (ванной) тенденцию к возврату в материнское лоно.

Христианство

Символизирует невинность.

Омовение рук священнослужителем означает: "Я умываю руки, я не виновен".

Пилат пытался очистить себя от вины за распятие Христа процедурой омовения рук.

В раннехристианскую эпоху общественные бани римской цивилизации становились в глазах обращенных символом с отрицательным содержанием как места распутства и изнеженности. Культура купания в средневековье, на которую содержится намек в том числе и на виньетках древнейшей рукописной немецкой "Библии (???)енцеля" (Австрийская национальная библиотека), в начале Нового времени быстро пришла в упадок из-за распространения венерических заболеваний.

При крещении Иоанном Крестителем крещаемым не просто смачивали голову, их окунали в реку". Этому обряду подверг себя также и Иисус Христос.

В зависимости от конфессии крещение, может символизировать вступление в лоно Церкви, конфирмацию, возрождение в благодати, очищение от грехов, сопричастность Смерти и Воскресен ию Иисуса Христа. Менее распространено крещение ветром или огнем (последнее было невольной участью или добровольным выбором некоторых христианских мучеников).

Купание в "источнике молодости" в европейском искусстве (особенно в период Ренессанса) обычно являлось символом возрождения.

В церковной сфере раскаяние в грехах и отпущение грехов считаются очистительной купелью для души, которая очищается от осквернения также слезами раскаяния.

Мученическая смерть рассматривается как кровавое крещение.

Иллюстрации

Философский камень был зачат во время купания, а рожден - на воздухе. Символическая картина алхимиков. М. Майер. Аталанта бегущая, 1618 г.

ОМОВЕ́НИЕ (טְבִילָה , твила , буквально `окунание`, `погружение`), обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.

Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Иохананом бен Заккаем : «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).

Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе . В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), - по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения (см. Фарисеи).

В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.

Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве . Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии . Особую важность омовение имело для священников (см. Кох ен), так как для участия в храмовой службе (см. Храм) и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Иом-Киппур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист. Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в иудаизм, хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию , или же вместо него (Иев. 46а).

Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы (см. Пара адумма), необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты. Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне, - омовение женщин после менструации (см. Нидда) и омовение прозелитов , так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а прозелита наделяет статусом еврея.

В дополнение к случаям, упомянутым в Библии, законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины - после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения Торы. Поскольку это - раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров; см. Веса и меры) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось Эзре , однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8). Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно - Иом-Киппур; некоторые хасидские группы (см. Хасидизм) совершают полное омовение перед утренней молитвой (Шахарит) и перед наступлением субботы . В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве , однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай - омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.

Омовение нидды и прозелита требует кавваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) - со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции . Прозелит произносит бенедикцию после омовения. Совершенное в подобающее время, омовение считается мицвой и может быть совершено в субботу и даже (кроме нидды) в Иом-Киппур и Ава девятое , то есть в дни, когда купание возбраняется. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.

Законы омовения стремились соблюдать и марраны , особенно женщины в состоянии нидды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Инквизиция преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к иудаизму.

Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).

Омовение рук (нетилат ядаим ) - наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра; см. Веса и меры) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).

Омовение рук - раввинистическое установление, цель которого - устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим ).

В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение - установление царя Соломона , согласно другим - учеников рабби Х иллела и рабби Шаммая (Шаб. 14а–б). Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае - без бенедикции). Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно; существует и рационалистическое объяснение этого - необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.

КЕЭ, том: 6.
Кол.: 158–161.
Издано: 1992.

ОМОВЕНИЕ, омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. омыть омывать в 1 знач. «Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку.» Л.Толстой. Омовение ног перед молитвой у мусульман. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Обмывание, мытье, омывание, обряд, абдест Словарь русских синонимов. омовение сущ. купание Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

ОМОВЕНИЕ, см. обмывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ОМОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый… … Толковый словарь Ожегова

Означает очищение, инициацию. В алхимическом Великом Опыте душа очищается через омовение, изменяя цвета от черного, через серый, до белого. В буддизме омовение в ходе инициации монаха означают смывание с себя мирского прошлого. В христианстве… … Словарь символов

О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Рядом со скинией располагался умывальник, предназнач. исключит. для этой цели (Исх 29:4; 30:18 и след.).… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Омовение - ♦ (ENG ablutions) (лат. ablutio очищение) в римско католической традиции ритуал омовения потира и др. сосудов для вина и воды перед евхаристией. Общепринято также омовение пальцев и потира после евхаристии. В настоящее время термин не… … Вестминстерский словарь теологических терминов

омовение - ОМОВЕНИЕ1, я, ср Обряд обмывания ног, существующий в некоторых христианских сектах (пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.), основанный на евангельском рассказе о том, как Иисус Христос во время Тайной вечери омыл ноги своим ученикам.… … Толковый словарь русских существительных

Омов’ение религиозный обряд (Евр.9:10), берущий начало в законе (Исх.29:4 ; Втор.21:6 , срн. 4Цар.5:10 ; Пс.50:4 ; Ис.1:16). Со временем сделалось мертвым ритуалом, подменившим заповедь Божию (Мат.7:8), посему и было отвергнуто Господом. (см.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Ср. 1. процесс действия по гл. омывать 1., омыть 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Путь Христов , . Книга «Путь Христов» - это подробное описание земной жизни Спасителя, от Его рождения в Вифлееме и до крестной Голгофы. Впервые выпущена в свет в 1903 году в качествеприложения к журналу…
  • К истории православного богослужения: по поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся , Красносельцев Н.Ф.. Вниманию читателей предлагается книга выдающегося историка церкви и археолога Н. Ф. Красносельцева (1845-1898), в которой он проводит критическое исследование текста исостава древнерусских…
Регулярная исправленная статья Дата создания: 29.07.2011

Омов́ение (טְבִילָה - твила , буквально `окунание`, `погружение`) - обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота , а также для освящения.

Смысл омовения

Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Йохананом бен Закаем : «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).

Распространение омовения в религиях мира

Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе . В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), - по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения .

Типы омовения и их особенности

В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук .

Полное омовение

Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве . Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи.

По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Торе .

Особую важность омовение имело для коhенов , так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Йом-Кипур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист.

Особые обстоятельства

В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве . Однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием закона Торы. Поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай - омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.

Омовение рук

Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).

Омовение рук (нетилат ядаим ) - наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем. Воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно.

Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).

Омовение рук - раввинистическое установление, цель которого - устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook