Единица длины – километр. Единицы длины километр Изучение нового материала

Муниципальное образовательное учреждение

Тысяцкая основная общеобразовательная школа

Методическая разработка урока

по математике по теме

«Величины. Единица длины – километр» 4 класс

УМК Школа России

Составила: Шестипалова Юлия Алексеевна

учитель начальных классов

Цель урока:

Задачи:

Предметные:

Исследование ситуации, требующей введения новой единицы измерения длины;

Познакомить с новой единицей измерения длины - километром;

Постановка проблемы;

Выдвижение гипотезы и доказательство;

Совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Цель урока: Познакомить с названием новой величиной измерения длины – километр. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.

Оборудование: учебник математики 4 класс М.И. Моро, 1ч.; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; художественное слово; карточки с готовой печатной основой для индивидуальной работы; карточки для работы в парах; карточки с заданиями разного уровня сложности для закрепления нового материала (на каждого ученика); звёзды голубого, жёлтого, красного, белого цветов.

Тип урока: изучение нового материала; урок -путешествие.

Ход урока:

    Организационный момент

Учитель: Поприветствуем гостей.

Ученица:

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко!

Учитель: Пусть сегодня для нас всех,

На уроке сопутствует успех!

Улыбнитесь друг другу. Садитесь, ребята.

Учитель: Сегодня необычный урок. Мы совершим космический полёт на одну из планет Солнечной системы. Догадайтесь на какую?

Ученик: Это планета Солнечной системы, названа в честь древнеримского бога войны, почти в 2 раза меньше Земли.

Ученики: Марс.

Учитель: Вы должны быть достойными представителями Земли, поэтому должны взять с собой только самое необходимое. Что это?

Ученик: Знания, умения.

Учитель: Какая наука нам в этом поможет? Математика.

- Позвольте мне быть капитаном полёта, а вы – экипаж космической ракеты.

Экипаж к полёту готов?

1. Проверьте осанку в кабине ракеты. Всё ли на месте?

2. Проверьте положение бортового журнала (тетради)

3. Записи нужно делать чётко, разборчиво, чтобы их смогли читать все космонавты Земли, которые будут следить за нашим полётом. А с нами в полет отправляются наши гости.

Учитель: Давайте зафиксируем в бортовом журнале дату отправления.

(дети записывают число, классная работа)

Учитель: Ждёт нас быстрая ракета (слайд 2)

Для полёта на планету

Отправляемся на Марс

Звёзды, ждите в гости нас!

    Актуализация опорных знаний

1. Устный счёт (слайд 3)

Учитель: Чтобы избежать катастрофы при запуске ракеты, мы должны обязательно пройти и расшифровать математическую туманность. Решив цепочку примеров, вы узнаете интересное сведение о планете.

64:2 (32) :4 (8) *7 (56) +19 (75) :5 (15) *4 (60) :15 =4

Итак, ребята, какая цифра получилась?

Учитель: Какое отношение эта цифра может иметь к данной планете? Кто из вас догадался?

(учащиеся выражают свои мнения)

Учитель: Марс – четвёртая планета по отдалённости от Солнца.

Учитель: Внимание! 3,2,1…

Что произошло? (на слайде Земля с тремя кольцами). (слайд 4)

Ученики: Пришельцы заковали Землю.

Нам нужно срочно спасти планету и тогда мы сможем полететь на Марс.

2. Учитель: ваша задача: вычислить площадь, занятую пришельцами.

(слайд 5)

Условие: даны 2 прямоугольника: большой – со сторонами 20 см и 6 см; маленький – со сторонами 13см и 2 см.

Ученики: Площадь, занятая пришельцами составляет 94 кв.см.

(на слайде Земля с двумя полосками) (слайд 6)

3. Учитель: Посмотрите, пришельцы не только заковали Землю, но и посылают на неё метеоритный дождь. (слайд 7)

Что изображено на метеоритах? (числа) (слайд 8)

Прочитайте числа. (364120; 999; 56065; 2347; 200)

(в тетрадях) - Запишите числа в порядке возрастания.

Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

(200, 999, 2347, 56065, 364120) (слайд 8)

Кто справился с заданием? (взаимопроверка).

Кто допустил ошибки?

Учитель:

Замените число 2347 суммой разрядных слагаемых (2000+300+40+7).

Сколько классов в числе 56065? Назовите их? (в этом числе 2 класса: класс единиц и класс тысяч).

Что обозначает цифра «4» в записи числа 364120? (единицы тысяч второго класса)

(На слайде Земля с одним кольцом)

Учитель : Молодцы! Осталось преодолеть всего лишь одно препятствие, и мы сможем лететь на Марс. (слайд 9)

Логические задачи:

Задание на смекалку: по рядам (слайд 10)

В записи 4444 поставьте между некоторыми цифрами арифметические знаки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно:

1 ряд: 16; 2 ряд: 88, 3 ряд: 448.

Ответы: (4+4+4+4=16); 44+44=88; 444+4=448).

(первый решивший с каждого ряда выполняет задание у доски).

Учитель: Все ли достойны лететь на планету?

Внимание! 3,2,1,0, пуск!

    Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Посмотрите, что это такое? (слайд 11)

Ученики: Разные величины.

Учитель: Что такое величина?

Ученики: То, что можно измерить и результат выразить числом.

72см; 720мм; 600дм; 60м; 240см; 2400мм, 350 дм; 3500см, 720 кг.

Учитель: Ребята, а какая величина здесь лишняя?

( кг – это единицы массы; а остальные величины – единицы длины).

Учитель: Какие единицы длины вы знаете? Назовите, начиная с наименьшей.

Ученики: называют (1мм, 1см, 1 дм, 1м).

Задание в тетрадях: Некоторые величины равны между собой, давайте найдем пару. Соедините равные единицы длины: (работа в парах, дети выполняют задание на готовой печатной основе)

Проверка по слайду. (слайд 12)

Учитель: Молодцы, наш экипаж приблизился к планете Марс.

Учитель: К Марсу путь был очень длинный

Стоп! Выходим из кабины.

После долгого полета нам нужна разминка. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку (слайд 13).

Физкультминутка

(мелодия « sergey _ sirotin - magic »).

    Изучение нового материала.

Учитель: Вот мы и на планете. На чём будем продолжать свой путь?

Ученики: Марсоход. (слайд 14)

Учитель: Кто о нём что-нибудь знает?

Ученики: Марсоход - планетоход, предназначенный для изучения Марса, как луноход - для изучения Луны.

Учитель: На нём мы продолжим исследование планеты Марс. Мы будем измерять расстояние, которое будем проходить.

Сможем ли мы воспользоваться знакомыми нам единицами длины: мм, см, дм, м, почему? Ваши предположения.

Ученики: высказывают предположения: нам понадобится новая единица длины.

Учитель: Кто знает, как она называется?

Ученики: километр.

Учитель: назовите тему урока, над которой будем работать? (слайд 15)

Ученики: Единица длины - километр.

Учитель: Что измеряют с помощью этой единицы длины?

Ученики: большие расстояния.

Учитель: Верно. Слово километр принято коротко записывать так: км (точку в конце ставить не нужно).

В названии единицы длины – километр часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова «кило» нет. Это слово взято из французского языка и означает «тысяча». Вывод. Сколько метров в 1 км?

Ученики: 1 км = 1000 м

Учитель: запишите в бортовой журнал название новой единицы длины.

Сравним наши выводы с материалом учебника (стр.38)

Ребята, а давайте посмотрим, что говорится в учебнике про эту единицу длины?

(ученики читают и заучивают правило).

    Первичное закрепление материала

1. Учитель: Знание этого материала поможет нам преодолеть возникшее препятствие. (слайд 16)

устно : Определи: сколько метров содержат: 3км=…м; 7км=…м; 9км=…м

- Преврати метры в км: 2000м=…км; 4000м=…км; 8000м=…км

Молодцы! Ну а теперь в путь!

2. Учитель: Поверхность Марса неровная: рвы, канавы, но преодолеть эту дорогу нам поможет правильно решенная задача. (слайд 17)

С этим препятствием нам поможет справиться правильно решённая задача.

Задача: От двух остановок, расстояние между которыми 2км 100м отошли 2 марсохода. Один из них прошёл 140м, а другой – 160м. Каким стало расстояние между ними? (слайд 18)

Учитель: Всё ли вам понятно в условии задачи?

Как может двигаться транспорт? (навстречу друг к другу или в разные стороны).

Учитель совместно с детьми разбирает оба варианта решения данной задачи:

1 вариант решения задачи:

Рассмотрим случай, если марсоходы движутся навстречу друг к другу.

Что известно в задаче?

(Какой путь проехал 1 марсоход (140м), второй (160м), начальное расстояние между ними).

2 вариант решения задачи : если марсоходы движутся в разных направлениях.

Расстояние, пройденное каждым марсоходом изменилось? (нет)

Расстояние между остановками изменилось? (нет)

А между марсоходами изменится? (да)

Почему? (марсоходы движутся в разных направлениях)

Как изменится расстояние между марсоходами? (станет больше).

Что нужно сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)

Учитель: предлагает детям по выбору решить задачу; 2 человека решают задачу у доски.

Проверка (слайды: 19, 20).

Какую новую единицу длины использовали при решении задач? А сколько в 1 км - …м?

Физкультминутка для глаз

(слайды: 21-25)

3. Учитель: Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?

(Вопрос об этом остаётся открытым и спорным. Там по земным меркам очень холодно, мало кислорода. Но кто это?) (слайд 26)

Ученики: инопланетяне.

Учитель: Обычно они не показываются людям, но видно у них что-то произошло, они передают сигнал SOS , просят у вас помощи.

Здесь какие-то схемы. Расшифровав их, мы сможем прочитать послание, которое они передают нам. А что это за схемы?

Задание: Уравнение (разный уровень сложности) (ученики решают на индивидуальных листах, на обратной стороне листа записывают и показывают ответ)

х+34=18*5 (х=56) 239 – х= 183 (х=56)

Учитель: Все смогли решить?

Учитель: Помогли инопланетянам, теперь мы сможем расшифровать послание (слайд 27).

Читают послание : по приблизительным данным учёных расстояние от Земли до Марса составляет около 70 млн. км. Ребята, как вы считаете, это большое расстояние? Действительно, чтобы долететь до этой планеты, человеку понадобится 2,5 года.

VI . Закрепление материала

Учитель: Ну что, нам пора возвращаться домой. Любой исследователь, возвращаясь на Землю, должен предоставить отчёт о проделанной работе. Мы с вами составим сейчас свой отчёт, в котором покажем чему научились в путешествии. (слайд 28)

Самостоятельная работа учащихся: (по карточкам разного уровня сложности дети выбирают сами себе задание)

Учитель: Итак, 1 группа: выполняют задание на красных звёздах

Вставь пропущенные числа:

5000м=…км 48 км=…м

24000м=…км 305 км=…м

2 группа: выполняют задание на жёлтых звёздах

Вставь пропущенные числа:

3125м=…км…м 2455 км =…км…м

2 км 537 м = …м 7407м= …км…м

VII . Итог урока.

Завершилось наше путешествие. Мы приземлились на родную Землю.

Кому было легко преодолевать препятствия на пути?

Понравилось ли вам наше путешествие?

Чем?

- Что нового узнали о планете Марс?

- А какой единицей величины мы измеряли расстояние, которое прошли?

VIII . Домашнее задание: (слайд 29)

IX . Рефлексия (слайд 30)

Учитель: Давайте оценим свою работу во время путешествия. Поднимите:

- голубую звезду, если вы довольны своей работой во время путешествия, потому что почти не ошибались;

- жёлтую звезду – если вам иногда было трудно и вы ошибались;

- красную звезду – кто считает, что надо ещё немного постараться и тогда будет успех!

- Спасибо за работу! Путешествие закончилось. Всего доброго! (слайд 31)

Тема: УМК: “Школа России” Учебный предмет: математика Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: образовательные: развивающие:  Моро М. И., Бантова М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.  Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014          познакомить детей с названием новой, неизвестной величиной измерения длины – километр; дать представление об использовании их на практике, о соотношении с другими известными мерами длины; совершенствовать навыки устного счета, умение логично анализировать арифметические задачи, решать их; совершенствовать умение пользоваться линейкой, вести измерения; учить детей применять полученные теоретические знания на практике; способствовать развитию у школьников умения правильно применять математические величины; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение; содействовать повышению уровня самоконтроля и самооценки; способствовать развитию учебной и

воспитывающие: Задачи: познавательной мотивации, внимания и речи, расширению кругозора;    создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; воспитывать аккуратность и внимание; содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.  Подвести учащихся к “открытию” новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метром.  Продолжить формирование умений и навыков по чтению и записи четырёхзначных чисел, по преобразованию именованных чисел с изученными единицами длины.  Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, а также развитию личностных качеств учащихся. Цели урока направлены на формирование и развитие УУД. личностные действия: регулятивные действия:  На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:    развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций; мотивация к творческому труду, к работе на результат.

познавательные действия: коммуникативные действия:         умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации определять наиболее эффективные способы достижения результата. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; логические действия, установление аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем. Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, работа в группах с измерительными приборами. I. Организационный момент. (1­2 мин) (2 слайд) Ход урока Настроимся на урок и работу. Запишите число, классная работа. II. Устный счёт. (3­10 слайды) III. Актуализация знаний: (5 мин) (На доске записаны различные единицы.) ­ Что вы видите на доске? 1 см, 1 см 2 ,1 дм, 1мин, 1мм, 1 м, 1 коп., 1 км, 1 час, 1 руб., 1 м2

­ Распределите эти единицы по группам, какие группы образовались? 1 мм, 1 час, 1 руб., 1 см 2, 1 см, 1 мин, 1 коп., 1 м2 1 дм, 1 м, 1 км, ­ Я предлагаю обратить ваше внимание на первую группу. Назовите все единицы длины, которые вы знаете. ­ Запишите их в порядке возрастания: 1мм, 1см, 1дм, 1 м, 1 км? ­ Какая единица длины сама маленькая? (мм) ­ Какая самая большая? (м или км?) ­ С какой единицей мы ещё не знакомились на уроках математики? (1 км) ­ Ну, а теперь давайте определим тему и задачи нашего урока. IV. Освоение новых знаний: Тема: Знакомство с новой единицей длины – километр. Задачи: познакомится с новой единицей длины, научиться соотносит её с другими мерами длины, учиться применять полученные знаний на практике. ­ Ребята! Скажите, может кто­нибудь уже знает про эту единицу длины? 1. Исследовательская работа: (5­7 мин) ­ В ходе работы нам необходимо найти самую большую длину и самую маленькую. ­ Для того, чтобы разобраться в этом вопросе я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Выполнять эту работу мы будем группами. (Деление на группы дифференцированно) Все результаты необходимо записать в тетрадь. Необходимо соблюдать правила работы в группах: ­ работаем тихо ­ работаем дружно ­ внимательно выслушиваем мнение другого

      I группа (2 учащихся)­ измерит длину доски II группа (2 учащихся)­ измерит высоту двери III группа (2 учащихся)­ измерит ширину класса IV группа (2 учащихся)­ измерит длину подоконника V группа (средний ряд)­ измерит длину парты VI группа (все остальные)­ измеряют длину учебника математики Опросить все измерения, записать на доске. Выразить эти величины другими единицами. Учебник 26 см= 2 дм 6 см Подоконник 150 см = 15дм = 1м 50 см Парта 120 см = 12 дм = 1 м 20 см Доска 300 см = 30 дм = 3 м Дверь 190 см = 19 дм = 1 м 90 см Класс 500 см = 50 дм = 5 м Вспомним соотношение единиц длины (таблица на доске) ­ А что же тогда мы можем измерить километрами? 2. “Открытие” новых знаний. (10 мин) Прочитаем теоретический материал в учебнике и узнаем верно мы думаем или нет. Стр. 36. Давайте заглянем в толковый словарик. ­ В названии единицы длины ­ КИЛОМЕТР, часть слова нам уже известна ­ МЕТР, а часть слова КИЛО ­ нет. Это слово взято из французского языка и означает ­ ТЫСЯЧА. ­ Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины? КИЛОМЕТР ­ тысяча метров Запишем: 1 км = 1000 м 3) Знакомство с приборами. ­ Какими инструмента ми мы пользовались, выполняя измерения в классе?

­ Скажите можно ли измерить расстояние между городами линейкой? А сантиметровой лентой? ­ Почему? ­ Для этого во все времена существовали специальные приборы. В старину длину дороги мерили землемерным циркулем или по ­ другому "сажень" (13 слайд) в виде буквы А высотой 1 м 37 см и шириной 2 м. В настоящее время используют другие приборы, в основном электронные. Например, в автомобиле установлен специальный прибор " ОДОМЕТР", показывающий количество пройденных километров. (14 слайд) В строительстве дорог используют прибор " КУРВИМЕТР" (15 слайд), который позволяет измерить точную длину будущей трассы. Этот же прибор можно использовать при определении расстояния по карте, другое его название ШАГОМЕР. ФИЗМИНУТКА V. Закрепление нового материала: (14 минут) ­ Использовать уже полученные знания, что в 1 км содержится 1000 м, выполним 1) Стр. 37 № 152 2) задача № 153 Прочитаем задачу. ­ Вам всё понятно на чертеже? ­ Как движется пешеход?    вдогонку навстречу в противоположные стороны ­ Как движутся пешеходы на 1­м чертеже? ­ Какое расстояние между остановками? ­ Какое расстояние прошёл 1­й пешеход? 2­ой пешеход? ­ Прочитайте главный вопрос задачи. Где на чертеже находится это расстояние? Запишем решение. 160+140=300 (м)­ прошли два пешехода 1000 - 300 = 700 (м)­ стало между пешеходами ­ Что изменилось на втором чертеже?

Покажите какое теперь расстояние нам надо найти. Запишем решение второй задачи. 160+140=300(м)­ пошли два пешехода 1000+300=1300(м)­ стало между пешеходами Сравните две задачи. Чем они отличаются? VI. Повторение. № 154 по вариантам, проверка VII. Подведение итогов. Проверим как вы поняли какими единицами длины измеряются разные предметы. (19­20 слайды) ­ Наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо работали, много успели сделать. Теперь вы должны подвести итог тому, чему вы сегодня научились. Я понял тему урока и могу работать с единицами длины. Я понял тему урока, но есть еще вопросы Я понял тему урока, но испытываю затруднения в переводе единиц длины. Я не понял темы урока и не могу работать с единицами длины. ­ Молодцы, ребята! Я надеюсь, мы сегодня поработали плодотворно и нам остается закрепить уже полученные знания дома. VII. Домашнее задание. Стр.37 №155. Приложение.





































Включить эффекты

1 из 38

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Посмотреть все слайды

Конспект

Интегрированный урок

математика и окружающий мир

4 класс «Школа России»

Болвина Ирина Владимировна

МАОУ Боровская СОШ № 1

Тема урока:

Цель урока:

Задачи урока:

I. Образовательные:

II. Развивающие:

Воспитывающие:

Оборудование:

Тип урока:

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Поприветствуем гостей.

Ученик:

Учитель: Пусть сегодня для нас всех,

На уроке сопутствует успех!

Учитель:

Ученики: Марс.

Учитель:

Ученик: Знания, умения.

Учитель:

-

Экипаж к полёту готов?

Учитель:

Учитель:

Для полёта на планету

Отправляемся на Марс

Звёзды, ждите в гости нас!

Актуализация опорных знаний

1. Устный счёт (слайд 3)

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель: Внимание! 3,2,1…

Пришельцы заковали Землю.

2. Учитель:

Условие:

Ученики:

3. Учитель:

Кто справился с заданием?

Кто допустил ошибки?

Учитель:

Учитель

Логические задачи:

Задание: по рядам (слайд 10)

Учитель:

Внимание! 3,2,1,0, пуск!

Учитель:

Ученики: Разные величины.

Учитель: Что такое величина?

Ученики:

Учитель:

Задание:

Ученики:

Учитель:

(

Учитель:

Ученики:

Задание:

Учитель:

Учитель:

Физкультминутка

Изучение нового материала.

Учитель:

Что это? (слайд 14)

Ученики: Марсоход.

Учитель: Кто о нём что-нибудь знает?

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики: километр.

Учитель:

Ученики: Единица длины - километр.

Учитель:

Ученики: большие расстояния.

Учитель:

Ученики: 1 км = 1000 м

Учитель:

1. Учитель:

- Определи:

- Преврати

1 вариант: Вырази расстояние в км: (1 ученик у доски)(слайд 17)

2 вариант: Запиши

1545м, 5633м, 1км 890м

(5633м, 1км 890м, 1545м).

2. Учитель:

Задача:

Учитель:

1 вариант решения задачи:

Что известно в задаче?

Учитель:

Проверка (слайды: 22, 23).

Физкультминутка для глаз

(слайды: 24-29)

3. Учитель:

Ученики: инопланетяне.

Учитель:

Задание:

Учитель:

VI. Закрепление материала

Учитель:

1 группа:

Вставь пропущенные числа:

5000м=…км 48 км=…м

24000м=…км 305 км=…м

2 группа:

Вставь пропущенные числа:

3125м=…км…м 2455 км =…км…м

2 км 537 м= …м 7407м= …км…м

3 группа:

Вставь пропущенные числа:

10000м=…км 2040м=…км…дм

6000м=…км 7км 202м=…м

Учитель:

1. ученик:

Задание:

2 ученик:

Задание:

VII. Итог урока.

VIII . Домашнее задание: (слайд 34)

IX. Рефлексия (слайд 35)

Интегрированный урок

математика и окружающий мир

4 класс «Школа России»

Тема: «Величины. Единица длины – километр».

Болвина Ирина Владимировна

МАОУ Боровская СОШ № 1

Тюменского района, Тюменской области

Методическая разработка урока математики

Тема урока: Величины. Единица длины – километр.

Цель урока: Познакомить с названием новой величиной измерения длины – километр. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.

Задачи урока:

I. Образовательные:

Подвести учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метром.

Формировать умение выражать длину в заданных единицах (м, км).

Решать текстовые задачи, содержащие единицы длины.

Совершенствовать умения и навыки по чтению и записи многозначных чисел; отработка вычислительных навыков.

II. Развивающие:

Способствовать развитию умения правильно применять математические величины.

Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развивать логическое мышление, речь, внимание.

Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.

Формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к математике; создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей.

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: учебник математики 4 класс М.И. Моро, 1ч.; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; художественное слово; карточки с готовой печатной основой для индивидуальной работы; карточки для работы в парах; карточки с заданиями разного уровня сложности для закрепления нового материала (на каждого ученика); звёзды голубого, жёлтого, красного, белого цветов.

Тип урока: изучение нового материала; урок -путешествие.

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Поприветствуем гостей.

Ученик:

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко!

Учитель: Пусть сегодня для нас всех,

На уроке сопутствует успех!

Улыбнитесь друг другу. Садитесь, ребята.

Учитель: Сегодня необычный урок. Мы совершим космический полёт на одну из планет Солнечной системы. Догадайтесь какую.

Это планета земной группы, вторая по изученности планета Солнечной системы, названа в честь древнеримского бога войны, почти в 2 раза меньше Земли.

Ученики: Марс.

Учитель: Вы должны быть достойными представителями Земли, поэтому должны взять с собой только самое необходимое. Что это?

Ученик: Знания, умения.

Учитель: А поможет нам в этом наука – математика.

- Позвольте мне быть руководителем полёта, а вы – экипаж космической ракеты.

Экипаж к полёту готов?

1. Проверьте осанку в кабине ракеты. Всё ли на месте?

2. Проверьте положение бортового журнала.

3. Записи нужно делать чётко, разборчиво, чтобы их смогли читать все космонавты Земли, которые будут следить за нашим полётом.

Учитель: Зафиксируйте в бортовом журнале дату отправления.

(дети записывают число, классная работа)

Учитель: Ждёт нас быстрая ракета (слайд 2)

Для полёта на планету

Отправляемся на Марс

Звёзды, ждите в гости нас!

Актуализация опорных знаний

1. Устный счёт (слайд 3)

Учитель: Чтобы избежать катастрофы при запуске ракеты, мы должны обязательно пройти и расшифровать математическую туманность. Решив цепочку примеров, вы узнаете интересное сведение о планете.

64:2 (32) :4 (8) *7 (56) +19 (75) :5 (15) *4 (60) :15 =4

Учитель: Какое отношение эта цифра может иметь к данной планете? Кто из вас догадался?

(учащиеся выражают свои мнения)

Учитель: Марс – четвёртая планета по отдалённости от Солнца.

Учитель: Внимание! 3,2,1…

Что произошло? (на слайде Земля с тремя кольцами). (слайд 4)

Пришельцы заковали Землю.

Нам нужно срочно спасти планету и тогда мы сможем полететь на Марс.

2. Учитель: ваша задача вычислить площадь, занятой пришельцами.

(найти площадь незаштрихованной фигуры). (слайд 5)

Условие: даны 2 прямоугольника: большой – со сторонами 20 см и 6 см; маленький – со сторонами 13см и 2 см.

Ученики: Площадь, занятая пришельцами составляет 94 кв.см.

(на слайде Земля с двумя полосками) (слайд 6)

3. Учитель: Посмотрите, пришельцы не только заковали Землю, но и посылают на неё метеоритный дождь. (слайд 7)

Что изображено на метеоритах? (числа) (слайд 8)

Прочитайте числа. (364120; 999; 56065; 2347; 400)

Запишите числа в порядке возрастания (взаимопроверка).

Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

(400, 999, 2347, 56065, 364120) (слайд 8)

Кто справился с заданием?

Кто допустил ошибки?

Учитель:

Замените число 2347 суммой разрядных слагаемых (2000+300+40+7).

Сколько классов в числе 56065? Назовите их? (в этом числе 2 класса: класс единиц и класс тысяч).

Что обозначает цифра «4» в записи числа 364120? (единицы тысяч второго класса)

Сколько в числе 2347 десятков? (234)

(На слайде Земля с одним кольцом)

Учитель : Молодцы! Осталось преодолеть всего лишь одно препятствие, и мы сможем лететь на Марс. (слайд 9)

Логические задачи:

Задание: по рядам (слайд 10)

В записи 4444 поставьте между некоторыми цифрами арифметические знаки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно:

1 ряд: 16; 2 ряд: 88, 3 ряд: 448.

Ответы: (4+4+4+4=16); 44+44=88; 444+4=448).

(первый решивший с каждого ряда выполняет задание у доски).

Учитель: Все ли достойны лететь на планету?

Внимание! 3,2,1,0, пуск!

Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Посмотрите, что это такое? (слайд 11)

Ученики: Разные величины.

Учитель: Что такое величина?

Ученики: То, что можно измерить и результат выразить числом.

Учитель: Какое задание вы бы предложили выполнить?

Задание:

72см; 720мм; 600дм; 60м; 240см; 2400мм, 350 дм; 3500см, 720 кг.

Ученики: Исключить лишнее; соединить равные единицы длины.

Учитель: Докажите, почему данная величина лишняя.

(кг – это единицы массы; а остальные величины – единицы длины).

Учитель: Какие единицы длины вы знаете? Назовите, начиная с наименьшей.

Ученики: называют (1мм, 1см, 1 дм, 1м).

Задание: Соедините равные единицы длины: (работа в парах, дети выполняют задание на готовой печатной основе)

Проверка по слайду. (слайд 12)

Учитель: Молодцы, наш экипаж приблизился к планете Марс.

Учитель: К Марсу путь был очень длинный

Стоп! Выходим из кабины. (слайд 13)

Физкультминутка

(мелодия «Space» - состояние невесомости).

Изучение нового материала.

Учитель: Вот мы и на планете. На чём будем продолжать свой путь?

Что это? (слайд 14)

Ученики: Марсоход.

Учитель: Кто о нём что-нибудь знает?

Ученики: Марсоход - планетоход, предназначенный для изучения Марса, как луноход - для изучения Луны.

Учитель: На нём мы продолжим исследование планеты Марс. Мы будем измерять расстояние, которое будем проходить.

Сможем ли мы воспользоваться знакомыми нам единицами длины: мм, см, дм, м, почему?

Какая возникает проблема? Ваши предположения.

Ученики: высказывают предположения: нам понадобится новая единица длины.

Учитель: Кто знает, как она называется?

Ученики: километр.

Учитель: назовите тему урока, над которой будем работать? (слайд 15)

Ученики: Единица длины - километр.

Учитель: Что измеряют с помощью этой единицы длины?

Ученики: большие расстояния.

Учитель: Верно. Слово километр принято коротко записывать так: км (точку в конце ставить не нужно).

В названии единицы длины – километр часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова «кило» нет. Это слово взято из французского языка и означает «тысяча».

Кто попробует расшифровать секрет этой единицы длины?

Ученики: 1 км = 1000 м

Учитель: запишите в бортовой журнал название новой единицы длины.

(ученики читают и заучивают правило).

Первичное закрепление материала

1. Учитель: Всем, всем экипажам соблюдать спокойствие, быть внимательным друг к другу, при необходимости оказывать помощь, чтобы преодолеть возникшее препятствие. (слайд 16)

- Определи: сколько метров содержат: 3км=…м; 7км=…м; 9км=…м

- Преврати метры в км: 2000м=…км; 4000м=…км; 8000м=…км

1 вариант: Вырази расстояние в км: (1 ученик у доски)(слайд 17)

18048 м = 18км 48м; 31004 м = 31 км 4 м; 7808м=7 км 808 м

2 вариант: Запиши величины в порядке убывания: (1 ученик у доски)

1545м, 5633м, 1км 890м

(5633м, 1км 890м, 1545м).

2. Учитель: На Марсе путь неровный: рвы, канавы, их преодолеть нам надо. (слайд 18)

С этим препятствием нам поможет справиться правильно решённая задача.

Задача: От двух остановок, расстояние между которыми 2км 100м отошли 2 марсохода. Один из них прошёл 140м, а другой – 160м. Каким стало расстояние между ними? (слайд 19)

Учитель: Всё ли вам понятно в условии задачи?

Как может двигаться транспорт? (навстречу друг к другу или в разные стороны).

Учитель совместно с детьми разбирает оба варианта решения данной задачи:

1 вариант решения задачи:

Рассмотрим случай, если марсоходы движутся навстречу друг к другу.

Что известно в задаче?

(Какой путь проехал 1 марсоход (140м), второй (160м), начальное расстояние между ними).

Может кто-нибудь сможет нарисовать чертёж к данной задаче? (слайд 20)

2 вариант решения задачи: если марсоходы движутся в разных направлениях.

Расстояние, пройденное каждым марсоходом изменилось? (нет)

Расстояние между остановками изменилось? (нет)

А между марсоходами изменится? (да)

Почему? (марсоходы движутся в разных направлениях)

Как изменится расстояние между марсоходами? (станет больше).

Начертите чертёж к данному условию задачи (слайд 21).

Что нужно сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)

Учитель: предлагает детям по выбору решить задачу; 2 человека решают задачу у доски.

Проверка (слайды: 22, 23).

Какую новую единицу длины использовали при решении задач?

Физкультминутка для глаз

(слайды: 24-29)

3. Учитель: Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?

(Вопрос об этом остаётся открытым и спорным. Там по земным меркам очень холодно, мало кислорода. Но кто это?) (слайд 30)

Ученики: инопланетяне.

Учитель: Обычно они не показываются людям, видно у них что-то произошло, они передают сигнал SOS.

Здесь какие-то схемы. Расшифровав их, мы сможем прочитать послание, которое они передают нам.

Задание: Решить уравнение (разный уровень сложности) (ученики решают на индивидуальных листах, на обратной стороне листа записывают и показывают ответ)

х+34=18*5 (х=56) 239 – х= 183 (х=56)

Учитель: Помогли инопланетянам, теперь мы сможем расшифровать послание (слайд 31).

Читают послание: по приблизительным данным учёных расстояние от Земли до Марса составляет от 56 млн.км до 100.000.000.км.

VI. Закрепление материала

Учитель: Нам пора возвращаться на Землю. Любой исследователь, возвращаясь на Землю, должен предоставить отчёт о проделанной работе. Мы с вами составим сейчас свой отчёт в виде решения теста, после проверки которого, каждый из вас получит отметку за урок-путешествие (слайд 32).

Самостоятельная работа учащихся: (по карточкам разного уровня сложности)

1 группа: выполняют задание на красных звёздах

Вставь пропущенные числа:

5000м=…км 48 км=…м

24000м=…км 305 км=…м

2 группа: выполняют задание на жёлтых звёздах

Вставь пропущенные числа:

3125м=…км…м 2455 км =…км…м

2 км 537 м= …м 7407м= …км…м

3 группа: выполняет задание на синих звёздах

Вставь пропущенные числа:

10000м=…км 2040м=…км…дм

6000м=…км 7км 202м=…м

Учитель: Ребята, поднимите руки те, у кого были белые звёзды. Раскройте секрет этой планеты.

1. ученик:

Задание: реши примеры, расположи ответы в порядке возрастания. Прочитай получившееся слово. Это название первого спутника планеты Марс.

21*7=147 - Е; 209*4=836 – С; 984:2=492 – О; 648:4=162 – Й;

268:4=67 – Д; 170+30*4=290 – М. (Деймос)

2 ученик:

Задание: реши примеры, расположи ответы в порядке убывания.

Прочитай получившееся слово. Это название второго спутника планеты Марс.

32*4=128 – О; 106*7=742 – О; 978:3=326 – Б; 582:6=97 – С;

(160+40) * 5= 1000 - Ф. (Фобос) (слайд 33)

VII. Итог урока.

Завершилось наше путешествие. Мы приземлились на родную Землю.

Кому было легко преодолевать препятствия на пути?

Кому понравилось наше путешествие?

С какой новой единицей длины познакомились?

Где в жизни можно использовать эту единицу длины?

VIII . Домашнее задание: (слайд 34)

IX. Рефлексия (слайд 35)

Голубую звезду, если вы довольны своей работой во время путешествия, потому что почти не ошибались;

Жёлтую звезду – иногда было трудно, допускали неточности;

Красную звезду – испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и успех будет!

Спасибо за работу! Путешествие закончилось. Всего доброго! (слайд 36)

Скачать конспект
Понравилось? Лайкни нас на Facebook