Носов Н. "Фантазеры"

Название произведения: Фантазеры

Год написания: 1938-1945

Жанр: рассказ

Главные герои: Стас и Мишка - лучшие друзья, мальчишки, Игорь - соседский мальчик постарше, Иришка - сестра Игоря

Очень добрые и светлые идеи Носова лаконично изложены в кратком содержании рассказа «Фантазеры» для читательского дневника.

Сюжет

Мишка и Стасик дружат уже давно, и их любимая игра - фантазировать и рассказывать о своих вымышленных приключениях, а в конце добавлять маленькую деталь из реальности, которая спускает воображение на землю. В фантазиях они летают на Луну, но потом оказывается, что это сон. А в другой раз они смяли целый автобус, а потом признались, что он был игрушечным и маленьким. В другой раз им больше ста лет, они сильные великаны, переплывают океаны и сражают акул. В другой раз они остаются в живых даже после лишения голов. Однажды они съели целое ведро мороженого, но оно было бумажное и маленькое. Как-то к ним подсел Игорек и похвастался, как лгать с пользой, - вот он съел банку варенья, а потом обмазал губы сестры, и наказали ее. Фантазеры прогоняют его и покупают мороженое Иришке.

Вывод (моё мнение)

Есть добрые и безобидные фантазии - от них нет вреда, они радуют сердце и занимают досуг, развивают ум и воображение, а есть настоящая ложь, причиняющая боль и несправедливость. И нужно помнить разницу между ними. Стас и Мишка поняли ее и прогнали вруна, а потом проявили еще большую доброту, купив на последние деньги Иришке, наказанной мамой несправедливо.

«Фантазеры» – веселая и поучительная история о маленьких выдумщиках, которые очень любили фантазировать, но терпеть не могли вранье и несправедливость.

Краткое содержание «Фантазеры» для читательского дневника

Название : Фантазеры

Число страниц : 5. Носов Николай. «Фантазеры». Издательство «Росмэн». 1997 год

Жанр : Рассказ

Год написания :

Главные герои

Стасик и Мишутка - лучшие друзья, добрые, порядочные ребята, большие выдумщики.

Игорь - соседский мальчик, вредный, подлый.

Ира - младшая сестренка Игоря, добрая и честная.

Сюжет

Мишутка и Стасик - лучшие друзья, которые с удовольствием выдумывают всякие небылицы о себе и других людях. При этом они соревнуются между собой, кто из них нафантазирует самую невероятную историю.

Мальчики представляют себя отважными, сильными и большими. В своих фантазиях им вначале было больше ста лет, и только со временем они стали маленькими. Однажды Мишутка рассказал, как на него напала огромная акула, которая откусила ему голову, и теперь он ходит без нее, ожидая, пока вырастет новая голова. Стасику очень понравилась эта выдумка, и в ответ он рассказал, как его съел крокодил, но потом выплюнул.

В ответ Мишутка поведал, как однажды раздавил ногой автобус. Правда, он затем признался, что автобус был игрушечным. Стасик не хотел отставать, и похвастался тем, что летал на Луну. Вот только он ничего не смог там разглядеть, потому что летал во сне.

Однажды к друзьям присоединился соседский мальчик Игорь. Он внимательно послушал их выдуманные рассказы, но затем сказал, что они никуда не годятся, а вот его правдивая история куда интереснее. Как-то раз Игорь с младшей сестренкой Ирой остались одни дома. Девочка пошла спать, а Игорь тем временем взял в буфете варенье и съел сразу полбанки. Чтобы мама не ругалась, мальчик обмазал вареньем губы сестры. Мама вернулась, и отругала Ирочку, а Игорю разрешила доесть десерт.

Игорь похвастался перед друзьями, как ловко он обманул родителей - и выгоду получил, и наказания избежал. Однако мальчики были возмущены таким подлым поступком. По дороге домой они купили одно мороженое на двоих. В подъезде друзья повстречали заплаканную Ирочку, которой досталось за съеденное варенье. Чтобы утешить девочку, Мишутка и Стасик каждый предложили ей свою порцию мороженого. Ирочка была доброй девочкой, и предложила разделить мороженое на три равные части. Друзья так и сделали, и все были счастливы.

План пересказа

  1. Стасик и Мишутка фантазируют.
  2. Появление Игоря.
  3. Подлый поступок Игоря.
  4. Мороженое на двоих.
  5. Слезы маленькой Иры.
  6. Ребята утешают девочку.

Главная мысль

Можно смело фантазировать и выдумывать небылицы, а вот врать и подставлять других людей - подло.

Чему учит

Рассказ учит быть честным, справедливым, и никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит не бояться фантазировать и придумывать разные увлекательные истории.

Отзыв

Стасик и Мишутка, несмотря на свое богатое воображение и любовь к сочинительству, оказались порядочными и справедливыми мальчиками, которые четко понимали, где - фантазии, а где - вранье.

Пословицы

  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Врать не устать, было бы кому слушать.
  • Врать не врет, прихвастывает здорово.

Что понравилось

Очень понравилось, как друзья отказались играть с Игорем, который так жестоко подставил сестренку, да еще и хвастался своим подлым поступком.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 13.

Герои — два мальчика, Стасик и Мишутка. Они сидят на скамейке и развлекаются тем, что придумывают разные небылицы. Разгорается настоящее соревнование – кто кого перефантазирует? То они говорят друг другу, что им больше ста лет, то заявляют, что могут переплыть реку, море и даже океан. В своих фантазиях мальчики бьют акулу кулаком по носу, ходят без головы и летают на Луну.

Когда к ребятам присоединяется сосед Игорь, он тоже пытается фантазировать наравне со Стасиком и Мишуткой. Заявив ребятам, что их фантазии не имеют никакого практического смысла, Игорь поставил им в пример свой недавний поступок — он съел банку варенья, а чтобы мама не ругала его, намазал сестренке Ире губы вареньем и свалил вину на нее. Ребята на этот пример ответили, что это не фантазия, а вранье, и что Игорь – не фантазер, а врун. Обидевшись, Игорь ушел. А мальчики отправились покупать мороженое. Но денег у них хватило только на одну порцию. Они пошли домой, чтобы разделить мороженое на две половинки и по дороге встретили Иру, наказанную мамой вместо Игоря. Чтобы утешить девочку, мальчики предложили ей свое мороженое, тут же сочинив историю о том, что они уже съели по десять порций. В итоге, Ира предложила разделить купленное мороженое на троих. Что ребята и сделали. В конце рассказа Мишутка заявил, что однажды он съел целое ведро мороженого, после чего уточнил, что ведерко было маленькое, не больше стакана.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Фантазеры» заключен в его названии. Автор наглядно показывает читателю, чем фантазия отличается от вранья и лжи. Фантазия никому не причиняет вреда, а вот ложь Игоря, съевшего варенье, привела к тому, что незаслуженно была наказана его сестра Ира.

Конечно же, лжи и вранью нет места в нашей жизни. А вот весёлые выдумки, фантазии – это хороший вид досуга для маленьких детей. Фантазии развивают у ребят творческое мышление, а также помогают осваивать тонкости родной речи. Как, например, Мишутка использовал игру слов, сказав, что съел ведро мороженого. Формально, он сказал правду, лишь после уточнил, что ведро было размером со стакан.

В рассказе мне понравились оба главных героя, Мишутка и Стасик. Это ребята, которые любят тренировать свой ум различными придумками. Кроме того, они умеют отличить безобидную фантазию от вранья, приносящего людям вред. Ребятам, к тому же, еще свойственно чувство сострадания. Встретив Иру, незаслуженно наказанную вместо Игоря, они без колебаний предлагают ей единственную порцию мороженого.

А вот персонаж Игорь, совравший своей маме и сваливший вину на маленькую сестренку, заслушивает всяческого порицания, поскольку его придумки наносят вред людям.

Какие пословицы подходят к рассказу «Фантазеры»?

Человек с фантазией живет сто жизней сразу.
Ври, ври, да не завирайся.
Во лжи нет добра.

  • Мишка - мальчик, друг Стасика и любитель сочинять истории
  • Стасик - мальчик, друг Мишки и любитель фантазировать вдвоем с товарищем
  • Игорь - старший брат Ирины, использует людей для своей выгоды
  • Иринка - маленькая соседка Мишки и Стасика

Сюжет произведения

Давние друзья Мишка и Стас сидят вдвоем во дворе. Они удивляют друг друга диковинными рассказами о приключениях, которые с ними происходили. Правда, некоторые детали их историй показывают, что они безобидно фантазируют.

Возле мальчишек останавливается их сосед, мальчик Игорь. Поначалу он потешается над друзьями, затем пробует придумать собственную историю. Когда у него не получается, Игорь утверждает, что выдумку нужно использовать для собственной выгоды. Он сознается в том, что вчера съел варенье. После этого он измазал спящей сестре губы, чтобы ее наказали вместо него. Мишка со Стасом возмущаются его поступком и прогоняют Игоря.

По дороге домой друзья покупают одно мороженое на двоих. Вскоре они встречают заплаканную сестренку Игоря и решают разделить и с ней купленное мороженое.

План пересказа

  • 1 Дружеское соревнование на лучшую небылицу
  • 2 Игорь хочет присоединиться к игре
  • 3 Признание Игоря в своем поступке
  • 4 Пломбир для друзей
  • 5 Заплаканная Ирочка
  • 6 Мороженое на троих и новые фантазии ребят

Главная мысль

Развивать воображение важно. Главное помнить, что есть граница между безобидными небылицами и подлой ложью. Любовь к сочинительству у Стаса и Миши не причиняет никому зла, поступок Игоря делает несчастным его родную сестру.

Вывод

Рассказ говорит о справедливости, прямоте и дружбе. Он призывает развивать фантазию, принимать на себя ответственность и не винить в собственных проступках других людей. Если совершать такие подлые поступки и думать только о себе, как Игорь, то можно остаться без друзей и поддержки близких людей. Произведение показывает и то, как приходит счастье. Для этого достаточно проявить сочувствие к несправедливо обиженным людям и вернуть им уверенность в себе.

, Коррекционная педагогика

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с произведением детского писателя Н.Н. Носова “Фантазёры”

Задачи: продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения, умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям, провести работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развивать речь, мышление.

Оборудование: презентационное оборудование, рисунки детей к рассказам Н.Носова, рассказ Н.Носова “Фантазёры”, карточки.

Формирование ууд:

Уметь передавать содержание и определять основную мысль произведения, описывать особенности поведения и характера героев. Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Слайд 1. “Мишкина каша”, “Приключения Незнайки и его друзей”, “Автомобиль”

Прочитайте записи на слайде. Что в них общего? (Это весёлые, смешные произведения Н.Носова).

Слайд 2. Прочитайте только красные буквы и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

РА ОН ЬТ МА БЗ ЛЁ ЭР ВЫ

3. Слово учителя. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным “золотым ключиком” к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: “Затейники”, “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Веселая семейка”, “Приключения Незнайки и его друзей” и др.

Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды.

Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг (выставка книг)

Покажите те книги, которые вы читали или вам читали. Узнаете ли вы вот эту книгу? (“Фантазёры”.) В ней есть очень интересный рассказ “фантазёры”.

Отгадайте кроссворд.

В каком рассказе герои учили азбуку Морзе? Зачем? Телефон

Что проще всего сварить, по мнению Мишки? Каша

Кто напугал мальчиков в рассказе “Живая шляпа”? Котёнок

Чем швырял Володя в шляпу? Картофель

Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? Бобка

Самый знаменитый житель Цветочного города? Незнайка

В каком городе родился Носов? Киев

Как звали коротышку музыканта?) Гусля

5. Анализ произведения “Фантазёры”.

Какое слово получилось по вертикали? (Фантазия )

А что обозначает слово “ФАНТАЗИЯ” ? (работа со словарём

МЕЧТА”, что-то надуманное, неправдоподобное, ложь, выдумка, волшебство)

Кто такие фантазёры? (это выдумщики, сочинители, мечтатели,)

Уточните значение этого слова, подберите близкие по смыслу слова. (Выдумка, затея).

Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)

Слайд 5. На доске запись: фантазировать – фантазёр

Сегодня мы поразмышляем над рассказом Носова “Фантазёры”.

Кто так назван в рассказе? (Мишутка и Стасик.)

Что делали ребята? Прочитайте.

Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.

Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?

Когда вы читали произведение в тексте вам встретилось слово “(Врать)”. Как называют человека, который врёт? (Врун).

Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны”?

(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)

Работа со словарём (дети находят определение слов “Врун”, “врать”)? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)

Чем отличается врун от фантазёра

Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

Что сказал ребятам Игорь?

Что ответили ребята?

Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Работа со словарём “Обманывать” .) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)

Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

Работа с книгой.

Как Игорь придумывал? (Найдите и прочитайте).

Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

Как вы относитесь к поступку мальчика?

Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?

Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)

Кого встретили мальчики?

Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?

Почему плакала Ира? (Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

Как ребята утешали Иру? Прочитайте.

Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?

Зачем он это делает?(Чтобы утешить Иру)

Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.(фантазёр никому не причиняет вреда, выдумывает в своё удовольствие; а врун – для того, чтобы ему было хорошо)

Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)

7. Закрепление изученного.

Работа в группах.

Ученики получают карточки с заданием:

Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Карточка:

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

8. Обобщающая беседа.

Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

На карточках зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.

Карточка:

ВРАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, ВЫДУМЫВАТЬ, ЛГАТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ

Слайд 10. ВЫДУМЫВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ.

10. Итог урока.

Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?

Прочитайте слова Сергея Михалкова на слайде.

“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.

11. Рефлексия.

На дерево настроения прикрепите смайлики вашего сегодняшнего настроения. Если вы считаете, что вы

  • доволен своей работой
  • не доволен своей работой
  • старался, но не всё получилось
Понравилось? Лайкни нас на Facebook